Что значит художественные достоинства

Достоинства произведения или как нам объять необъятное введение

Достоинства произведения или как нам реорганизовать, улучшить и объять необъятное. ( ВВЕДЕНИЕ в ИДЕАЛЬНУЮ ТЕОРИЮ)

В прозе достоинство произведения определяется не отдалённостью его от жизни, а, наоборот, наибольшей к ней приближенностью. Средства языка при этом также стремятся к простоте и ясности. Чувства, мысли, образы героев произведения обладают тем большим художественным достоинством, чем более они узнаваемы и понятны не ограниченному кругу литературных критиков или таких же писателей, а, практически, любому, даже далёкому от литературы, человеку. Воздействие художественного образа достигается не за счёт необычности словосочетаний или искусственных приёмов расположения текста, а за счёт эмоционального накала, переданного простым и ясным языком.
И вот тут возникает вопрос: А, почему в поэзии – по-другому?
Ведь, согласитесь, что ни один автор-поэт не обиделся бы, если его стихи назвали бы максимально жизненными, средства языка – простыми и ясными, образы и идеи узнаваемыми и понятными, а художественные приёмы передачи образа – эмоционально насыщенными.
Частичный ответ заключается в том, что, именно, в поэтической критике эти общепризнанные литературные достоинства традиционно не в чести. О них не принято говорить. Их принято заменять другими, придуманными самими стихослагателями для подтверждения того, что не находит подтверждения обычным путём, т.е. своего необычного стихоплётского дара. Ведь, общепризнанные достоинства очень сильно «кусаются». Попробуй-ка, например, заявить, что какое-то стихотворение актуально и жизненно. Будет очень больно, если окажется, что большинство, из прочитавших его, так не считают. А, вот, если заявить, что это произведение поэзии, например, открывает новый взгляд автора на средства поэтического воплощения художественного образа, обогащает поэтику и актуально в свете последних достижений современной поэтической традиции, то простому человеку, далёкому от поэзии, будет, практически, невозможно ничего возразить. Даже задавшись целью специально разобраться в этом бреде, он будет всё дальше и глубже «тонуть» в «болоте» придуманных и ничего не объясняющих «достоинств».
Как же получилось, что общепризнанные литературные достоинства оказались не в чести? Кроме вышеназванного, чисто психологического, момента, существует и несколько объективных обстоятельств:

1. Размер стихотворения, как правило, короток. Подавляющее большинство их прочитывается в течение одной минуты и менее. В прозе такие короткие произведения называют афоризмами, зарисовками, отрывками и т. п. В поэзии же оценить такое короткое произведение традиционными средствами прозы оказывается затруднительно для поэтического критика, желающего найти в этом произведении, ну, хоть, что-нибудь кроме отсутствия общепризнанных литературных достоинств. И начинается придумывание.

2. Объективно существуют люди, которые, действительно, не умеют сочинять стихи, ни плохие, ни хорошие. И этих людей – подавляющее большинство. У человека, умеющего рифмовать, невольно возникает ощущение самоценности уже только этого умения. Отрицательные высказывания «неумеющих» о его стихах перестают восприниматься как объективные. И начинается придумывание.

3. Каждый стихослагатель, ограничивший себя кругом себе подобных, в глубине души желает признания не поэтической среды, а «широких народных масс», тех самых «неумеющих» (вот, ведь, парадокс!?). Но выйти на эти народные массы без соблюдения некоторого набора обязательных правил поведения в своём кругу ему никогда не удастся. Для начала его должен заметить и принять этот круг. Иногда это может продолжаться годами, десятилетиями. Здесь объективным является, именно, субъективность поэтической среды и её оценок. Желая ускорить этот процесс, многие прибегают к проверенному приёму, – выступают в качестве рецензентов. И начинается придумывание.

4. Первые три обстоятельства относятся к плохим стихам в общелитературном смысле их достоинств. Стихотворений же, где не нужно ничего придумывать при их оценке, объективно, мало. Такое стихотворение выдержит любой традиционный анализ. Оно очень сильно облегчает труд критика, т.к. в его оценке критик чувствует будущую поддержку простых читателей. Авторы, именно, таких произведений должны без труда преодолевать все негативные следствия, вытекающие из вышеназванных обстоятельств придумывания «достоинств». Так как нет никакого придумывания. Всё – ясно и понятно, причём, объективно, всем!

Схема любой критической статьи.
1. Аргументированная оценка возможности анализа достоинств стиха традиционными средствами прозы?
Если, ДА, то:
1.1. Проведение данного анализа.
1.2. Корректировка представлений традиционной поэтики, если в стихе что-то не согласуется с ними.
1.3. Отнесение стиха к стихам, имеющим объективную литературную ценность.
Если, НЕТ, то:
2. Аргументированная оценка возможности анализа достоинств стиха средствами поэтики?
Если, ДА, то:
2.1. Проведение данного анализа.
2.2. Отнесение стиха к стихам, имеющим ограниченную литературную ценность.
Если, НЕТ, то:
3. Отнесение стиха к стихам объективно неудачным.

Важно, при применении этой схемы, не перескакивать из «ДА» в «НЕТ», не громоздить придуманные «достоинства» сверху общепризнанных, не забывать о главной цели любого критического анализа – объективному выявлению произведений, имеющих литературную ценность. Понимаю, что «планка» поставлена очень высоко, и многие с радостью «улучшили» бы эту схему, опустив «планку» пониже (исключив или изменив п.1.). Но, зачем, господа? Нас, бездарей, и так никто не знает, так пусть, хоть, те, кто сможет «взять» эту высоту, станут известны.
Любой анализ (читай – критическая статья) должны быть признаны необъективными при отсутствии в нём хотя бы одного этапа вышеприведенной схемы. При этом переход от этапа к этапу обязательно должны быть аргументированы.

Источник

художественные достоинства

Смотреть что такое «художественные достоинства» в других словарях:

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ В ДОМЕ — ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ В ДОМЕ. Художественные изделия из стекла, хрусталя, фарфора, металла, камня, дерева и из других материалов заводской или кустарной выработки служат для украшения комнаты. Многие из них не только украшают, но и имеют… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия

Пушкин А. С. — Пушкин А. С. Пушкин. Пушкин в истории русской литературы. Пушкиноведение. Библиография. ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 1837) величайший русский поэт. Р. 6 июня (по ст. стилю 26 мая) 1799. Семья П. происходила из постепенно обедневшего старого… … Литературная энциклопедия

Алкей — Набросок Алкея Алкей (др. греч … Википедия

Дом мастера — Жанр документальный, биография Режиссёр Марианна Киреёва Продюсер Наум Клейман Автор сценария … Википедия

МУРНАУ Фридрих Вильгельм — МУРНАУ (Murnau) Фридрих Вильгельм (28. 12. 1888 11. 03. 1931), немецкий режиссер. Настоящая фамилия Плумпе. C раннего детства мечтал о театре. Изучал изобразительное искусство и историю литературы в Гейдельбергском и Берлинском университетах. Был … Энциклопедия кино

геммология — и; ж. [лат. gemma драгоценный камень и logos учение]. Наука о драгоценных и поделочных камнях с точки зрения их физических свойств, химического состава, технологии обработки и художественных достоинств. ◁ Геммологический, ая, ое. Г ие… … Энциклопедический словарь

Марк Валерий Марциал — В Википедии есть статьи о других людях с именем Марк Валерий. Марк Валерий Марциал Марк Валерий Марциал (лат. Marcus Valerius Martialis, около 40 года около 104 года) римский поэт эпиграмматист, в творчестве которого… … Википедия

Алкман — Содержание 1 Биографические данные 2 Тексты 2.1 Тематика … Википедия

Капелла Бранкаччи — Капелла Капелла Бранкаччи Cappella Brancacci … Википедия

Источник

4.1. Художественная ценность и художественная оценка

4.1. Художественная ценность и художественная оценка

Существуют различные по своей природе ценности:

познавательные ценности (мера – истина) удовлетворяют интеллектуальные потребности человека;

утилитарные ценности (мера – выгода, практическая польза) удовлетворяют материальные потребности человеческой жизни;

Искусство пребывает в системе ценностей эстетических, причем существует грань между понятиями «эстетическая» и «художественная» ценность. Если первая охватывает все, что удовлетворяет потребность человека в наслаждении прекрасным, в том числе и нерукотворные красоты бытия, то вторая – только результаты художественного творчества, то есть собственно произведения искусства. Но и та и другая – явления одной природы: эстетические и художественные ценности, подобно ценностям нравственным, удовлетворяют духовные (не утилитарные) потребности человека.

Таким образом, не вдаваясь в проблемы аксиологии как философской науки о природе ценностей, выделим главное: художественная ценность имеет духовный характер. В музыкальном искусстве в силу его выразительной природы это проявляется особенно ярко. Полезность музыкальных ценностей, упрощенно говоря, в том, что они способны стать «пищей для души».

С точки зрения музыки актуальные ценности – это произведения, которые звучат, исполнители, которые выступают, оперы, которые ставятся (или которые хотят слышать, ставить, играть, о которых думают). Иными словами, актуально все то, что известно, желанно, востребовано, может быть, изучается и в том или ином виде существует в представлении людском.

Потенциальные ценности, напротив, – это произведения или композиторы, исполнения и исполнители, которые с позиции культуры данного момента как бы не существуют (неизвестны или забыты). К примеру, музыкальное искусство античности для нас также ценность потенциальная – она безвозвратно утрачена. И лишь отраженный свет в исторических документах позволяет этой воображаемой музыке «мерцать» в нашем сознании и даже периодически вызывать потребность в ее «воссоздании», «реконструкции».

Одной из важных сфер приложения сил музыкально-критической журналистики как оценочной деятельности является содействие актуализации потенциальных ценностей, до времени пребывающих как бы в латентном состоянии, активное участие в востребовании их обществом. В этом, в частности, реализуется просветительская миссия музыкальной журналистики, письменной и устной.

Оценка – акт осознания ценности. При этом если художественная ценность, возникающая в процессе общественной художественной практики, по своей природе объективна, то художественная оценка – субъективна. За последней стоят интересы и художественные потребности конкретного культурно-исторического субъекта, ее формируют ценностные требования, образующие исторически подвижную и сложную иерархическую систему. Кроме того, художественная оценка всегда несет в себе эмоциональный, чувственный оттенок – как бы отражение испытанного переживания, которое уже затем переводится на интеллектуальный уровень. И это тоже фактор ее субъективности. Сказанное, тем не менее, не мешает художественной оценке быть действенным механизмом в объективном развитии культуры.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Художественная оптика

Художественная оптика Приступая к анализу графических источников, я предполагала, что специфика их языка обусловлена особенностями производства, воспроизводства и потребления образов в культуре вообще и в российской культуре исследуемого периода в частности. В ходе

Глава 11 Художественная культура

Глава 11 Художественная культура Биографии великих культур – портреты в духе Рембрандта. Это образы, созданные великими писателями. Дон Кихот, Вертер, Жюльен Сорель – вот портреты целой эпохи. Фауст – это портрет целой культуры. Настоящий портрет в духе Рембрандта –

2. Слово и художественная литература

2. Слово и художественная литература Язык и национальная принадлежность художественного произведения Язык как первоэлемент литературы определяет национальную принадлежность произведения, созданного на нём. В.К. Кюхельбекер в своей парижской лекции заметил: «Творения

Источник

Фраза «художественные достоинства»

Фраза состоит из двух слов и 25 букв без пробелов.

Особенности национальной охоты (фильм)

Особенности национальной рыбалки (фильм)

Беспредел (драма, реж. Игорь Гостев, 1989 г.)

Фильм Училка.Последнее испытание 2019

Синонимы к фразе «художественные достоинства»

Какие близкие по смыслу слова и фразы, а также похожие выражения существуют. Как можно написать по-другому или сказать другими словами.

Фразы

Ваш синоним добавлен!

Написание фразы «художественные достоинства» наоборот

Как эта фраза пишется в обратной последовательности.

Написание фразы «художественные достоинства» в транслите

Как эта фраза пишется в транслитерации.

в армянской 🇦🇲 խուդոժեստվեննըե դոստոինստվա

в грузинской 🇬🇪 ხუდოჟესთვენნიე დოსთოინსთვა

в латинской 🇬🇧 khudozhestvennye dostoinstva

Как эта фраза пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN

Как эта фраза пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.

[ e l j ; t c n d t y y s t l j c n j b y c n d f

Написание фразы «художественные достоинства» шрифтом Брайля

Как эта фраза пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.

Передача фразы «художественные достоинства» на азбуке Морзе

Как эта фраза передаётся на морзянке.

Произношение фразы «художественные достоинства» на дактильной азбуке

Как эта фраза произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).

Передача фразы «художественные достоинства» семафорной азбукой

Как эта фраза передаётся флажковой сигнализацией.

Что значит художественные достоинстваЧто значит художественные достоинстваЧто значит художественные достоинстваЧто значит художественные достоинстваЧто значит художественные достоинстваЧто значит художественные достоинстваЧто значит художественные достоинстваЧто значит художественные достоинстваЧто значит художественные достоинстваЧто значит художественные достоинстваЧто значит художественные достоинстваЧто значит художественные достоинстваЧто значит художественные достоинства Что значит художественные достоинстваЧто значит художественные достоинстваЧто значит художественные достоинстваЧто значит художественные достоинстваЧто значит художественные достоинстваЧто значит художественные достоинстваЧто значит художественные достоинстваЧто значит художественные достоинстваЧто значит художественные достоинстваЧто значит художественные достоинстваЧто значит художественные достоинстваЧто значит художественные достоинства

Остальные фразы со слова «художественные»

Какие ещё фразы начинаются с этого слова.

Ваша фраза добавлена!

Остальные фразы из 2 слов

Какие ещё фразы состоят из такого же количества слов.

Комментарии

Что значит фраза «художественные достоинства»? Как это понять.

Источник

Краткий словарь по эстетике

ЦЕННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — произведение искусства в его отнесенности к высшим человеческим потребностям и интересам, осознанное в его содержательно-артистических достоинствах и функциях, благодаря которым оно оказывает положительное воздействие на чувства, разум, волю людей, способствуя их духовному развитию.

Художественная ценность представляет собой эмоциональное, чувственно-психологическое, идейное содержание произведения как систему образов, совокупность заключенных в нем значений и порождаемых им смыслов. Поскольку это содержание объективировано автором с помощью «конструктора-носителя» (созданного из определенного материала в соответствии с законами данного вида искусства), ценностно-значимыми являются также качества, возникшие в результате художественной обработки этого материала. Эти качества (органическое единство формы и содержания, композиционная стройность, гармоничность, завершенность, выразительность, художественная правдивость средств, языковая внятность) приобретают эстетическую ценность как достигнутое совершенство, проявление таланта, свидетельство мастерства.

Художественная ценность образуется единством объективных значений и смыслов, возникающих при освоении произведения. В зависимости от жанра произведения, его предназначения и органичных для него содержательных аспектов (психологического, социально-аналитического, философского и т. д.) в этом единстве могут преобладать некоторые из возможных ценностных значений (например, познавательное, воспитательное, социально-мобилизующее, гедонистическое и т. д.).

Подлинно значительные произведения искусства принадлежат художникам, которые творят ради блага человека и потому защищают, утверждают, поэтизируют значительные ценности жизни и культуры. Вместе с тем само произведение создается как потенциальная художественная ценность. Оно становится общественной ценностью по мере того, как познаются заключенные в нем значения и авторские мысли, признаются его достоинства, развертываются и осуществляются его функции. Поскольку это освоение совершается субъектами, ценностные ориентации которых нетождественны, произведение получает нетождественную оценку. Согласно релятивистской концепции, игнорирующей диалектику субъектно-объектных эстетических отношений, художественная ценность трактуется как функция оценки, оказывается производной от ориентаций, вкусов и мнений той или иной части публики или отдельного реципиента. Тем самым к сфере художественной ценности оказываются отнесенными авангардистские изделия, псевдохудожественная продукция, воспринимаемые в качестве явлений искусства. Согласно марксистской концепции, адекватная квалификация художественной ценности возможна лишь при условии, что субъект оценочного отношения обладает общей культурой, соответствующей художественной образованностью, хорошим эстетическим вкусом и ценностной ориентацией, отвечающей тенденциям общественного и культурного прогресса. Историческая изменчивость художественного вкуса не только не исключает, но предполагает преемственность представлений о вполне определенных достоинствах, имеющих непреходящее ценностное значение, и о соответствующих критериях.

Художественная ценность неравновелики в своей объективной значимости, которая определяется степенью углубленности в предмет отображения, идейностью, творческой самобытностью, новаторством. Высшей ценностью обладают произведения, в которых при гуманистической устремленности и правдивости содержатся творческие приобретения и открытия, воплощены глубокие обобщения социальных отношений, человеческих характеров и судеб, всеобще значимых психологических состояний и чувств. В зависимости от предметно-сюжетной определенности и проблематики произведения, его ценностные смыслы могут иметь преимущественно «ситуативный» конкретно-исторический характер или же обладать универсальностью. Универсальные ценностные смыслы возникают в конкретных исторических, социальных, национальных условиях и культурных контекстах. Однако если изменяются условия жизни людей, их психологические стереотипы, нравы, обычаи, то остаются общезначимыми кардинальные вопросы о смысле бытия и счастье человека, его достоинстве, поиски гармонии во взаимоотношениях с другими людьми. Статус общечеловеческих художественных ценностей обретают произведения, в которых ставятся и обсуждаются эти «вечные» вопросы, содержатся универсальные смыслы, открытые для прочтения людям разных наций и различных эпох. Так, вследствие определенности свойств «человека человечного» и наличия аксиологических констант гуманистического эстетического сознания оказывается возможным наследование художественных ценностей, межнациональный обмен ими, возникновение и обогащение их общечеловеческого фонда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *