Что значит художественная функция
Функции художественной литературы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Под термином «художественная литература» принято понимать вид искусства, материалом которого выступает человечески язык и речь, произведением этого вида искусства является литературное произведение.
Литература с помощью языка выражает сознание и взгляды общества. Основными признаками художественной литературы являются:
Основные функции
По мнению некоторых литературоведов, язык художественной литературы представляет собой высшую форму развития языка народа. Литература имеет огромное количество функций, ниже приведены основные.
С позиции писателя можно выделить следующие функции художественной литературы:
С позиции читателя выделяют следующие функции:
Но в зависимости от произведения функции художественной литературы могут так же больше тяготеть к функциям других стилей, например, научной литературы, публицистической литературы и так далее.
Эстетическая функция
Эстетическая функция является достаточно специфической. Под эстетикой понимают умение воспринимать красоту, чувство прекрасного. Эта функция помогает читателя воспринимать гармонию и красоту. Но это может произойти лишь в ом случае если автор произведения сам умеет воспринимать красоту. Однако красота для каждого человека это понятие индивидуальное, именно поэтому в каждом произведении нас ждет индивидуальное представление о красоте конкретного автора.
Достаточно просто возбудить в читателе чувство прекрасного, для этого необходимо воспевать живописно и творчески красоту. Но чем больше о красоте и прекрасном думает человек, тем более притязательным становятся его вкусы, он уже ищет не только поверхностную красоту, его начинает интересовать красота внутренняя, глубинная.
Готовые работы на аналогичную тему
В то время, когда художественная литература лишь начинала свое восхождение, писатели воспевали красоту внешнюю и идеальную, позднее во время реализма писатели стремились найти прекрасное в красоте настоящей, реальной, а также воспевали красоту души.
По мнению литераторов, эстетическая функция может показать себя только в определенном обществе. Современному человеку достаточно сложно понять о какой красоте идет речь классических произведениях античности. Именно поэтому сегодня весьма актуальны сюжеты классических произведений в театре и кино.
Функция самовыражения и самоутверждения
Литература выполняет функцию самовыражения и самоутверждения для питателя. Видимо некоторые люди испытывают настолько сильную тягу к самовыражению и творчеству, что выбирают писательство как профессию жизни.
Так или иначе эта функция косвенно касается и читателя. Писатель в своем произведении высказывает свое мнение относительно ситуаций, героев, их поведения.Соглашение или не соглашение читателя с авторским мнением определяет, будет ли читатель продолжать чтение книги.
Поэтическая функция
Благодаря поэтической функции в литературе появился словесный образ. В художественной речи особое внимание отводится словам, как способу выражения мысли. Очень важно, что в художественно литературу понятия красота слова и смысл не возможны друг без друга. И наоборот в тех случаях, когда речь в литературе штампована, это говорит о скудных творческих способностях и отсутствии свежей мысли, которую писатель страстно желает передать своему читателю.
Для писателя сложным остается вопрос поиска средств оживления своей речи. Писатели прибегают к различным средствам выразительности, например, к различным тропам, синтаксическим приемам, фонетическим средствам.
Следует отметить что поэтическая функция присуща и другим жанрам, например, публицистическому, научно-познавательному, разговорной речи.
Но особенностью поэтической функции именно в художественной литературе является то, что в этом жанре поэтическая функция пронизывает все произведение, а не лишь какие-то отдельные его элементы. Каждый автор имеет свои собственные излюбленные приемы, например, когда мы говорим о творчестве Гоголя, сразу приходят на ум его страсть к гиперболе и гротеску.
Для того что бы понять игру слов писателя, от читателя требуется особый склад ума. Способность воспринимать игру слов является врожденной, но у разных людей она развита в разной степени.
Следует подчеркнуть, что поэтическая функция прямым образом связана с функцией эстетической. Иными словами, выразительная речь художественного произведения вызывает у читающего эстетическое наслаждение.
Развлекательная функция
Развлекательная функция прямым образом связана с эстетической функцией. Эстетическое наслаждение это и есть развлечение для человека с особым тонким складом характера и восприятия.
Читая, человек может позволить себе окунуться в мир грез, увидеть мир чужими глазами, оказаться совершенно в другом месте и прожить вместе с героем произведения совершенно иную жизнь. Читая книгу, мы забывает о трудностях реальной жизни, стрессах. Если человек иногда оказывается в этом мире грез, то это положительным образом сказывается на его психоэмоциональном состоянии. Следует сказать, что желательно в качестве релаксационной терапии читать произведения с правильными моральными устоями, то есть те где добро всегда торжествует, правда побеждает ложь. Можно сказать, что чтение правильной художественной литературы — это сеанс у психотерапевта. Читающий видит в герое, произведения который ему симпатичен самого себя.
Следует отметить что, все произведения грубо можно разделить на две категории: мужской и женский взгляд. Но опытного читателя обычно эти различия не сильно волнуют, в детском и юношеском возрасте действительно мальчики предпочитают литературу о путешествиях и подвигах, девочкам же нравятся истории о Спящей красавице и Золушке, которые выходят замуж за принцев, но чем опытнее становится читатель, тем меньше внимания он обрыщет на гендерные предрассудки.
Из всего вышесказанного следует вывод, что несмотря на то что художественная литература несет в себе множество различных функций, каждый ищет в ней именно то чего ему не хватает. Для кого-то важным является эстетика, для кого-то релаксация и развлечения. К счастью на сегодняшний день в классической художественной литературе насчитывается такое огромное количество разнообразных всесторонне направленных произведений что они в состоянии удовлетворить потребности любого притязательного читателя.
Художественный стиль речи: особенности, признаки, примеры
Содержание:
Художественный стиль присущ литературе и искусству. Это особый стиль речи. Он характеризуется высокой эмоциональностью, образностью, богатством лексики, наличием прямой речи. Художественный стиль способен передать читателю мысли, чувства автора произведения.
В устной речи художественный стиль применим в фольклоре: сказках, песнях, загадках, былинах. В письменной речи – в эпических, лирических, драматических произведениях.
В текстах художественного стиля используются все типы речи: описание, повествование, рассуждение. Рассуждение-размышление раскрывает внутреннее состояние героя, дает ему психологическую характеристику. Позиция автора выражается не прямо, а в подтексте.
Особенности художественного стиля
Среди особенностей художественного стиля можно выделить высокую образность языка, индивидуальный авторский стиль, жаргонизмы, диалектизмы, просторечие, скрытая оценочность, эмоциональность.
Выразительные средства
– использование при слове чаще всего прилагательных или наречий, реже существительных, которые влияют на выразительность.
– углубление общего признака для выявления нового важного свойства предмета.
– присвоение черт одушевленных предметов неодушевленным. Человеческими чертами часто наделяют явления природы.
– слово или выражение в переносном смысле (скрытое сравнение).
создает ощущение, что герой или ситуация не таковы, как кажутся.
– явное намеренное преувеличение с целью усиления выразительности мысли.
– обратное гиперболе. Приуменьшение силы описываемого предмета.
– соединение в одном предложении (фразе) слов с противоположным значением или эмоциональной окраской.
—заключается в изменении привычного порядка слов в предложении (подлежащее + сказуемое, …).
Языковые особенности:
Признаки и отличительные черты художественного стиля речи
Основными признаками художественного стиля называют:
Главной чертой художественного текста является желание автора донести до читателя мысли, чувства, переживания и получить ответную реакцию. Не всегда реакция бывает положительной. Читатель не соглашается, критикует, осуждает.
Речевая многозадачность – с помощью слов автор не только рисует образы, но вкладывает в слова скрытый смысл.
Функции художественного стиля
Можно выделить три основных функции художественного стиля речи:
Эстетическая функция заключается во взаимодействии с читателем при помощи художественных красок, образов.
Воздействующая функция предполагает донести до читателя информацию через чувства, эмоции.
Коммуникация художественного произведения – это живой отклик аудитории. Коммуникативная функция не выполнима без эстетической и воздействующей функций.
Подстили и жанры художественного стиля
Эпический (описываются сюжетные линии).
Л.Н. Толстой. Набег (рассказ).
Лирический (мысли автора, чувства, переживания героев).
С.А. Есенин. Пороша (стихотворение).
Драматический (присутствие автора не ощущается, большое внимание уделяется диалогам, взаимодействию героев).
М. Горький. На дне (драма).
Комбинированный (сочетание стилей).
А.И. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ (художественная публицистика).
Примеры художественного стиля
«Незнакомец деликатно касался моего локтя. В его грубоватом лице угадывалась чувственная сила. Отдельные лаконичные реплики изобличали тонкого бытописателя нравов. Когда мой спутник рассеянно перешел на английский, его выговор оказался безупречным».
Из рассказа С. Довлатова «Дорога в новую квартиру».
«На своем веку я много встречал разных серьезных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше».
Из сказки А.Сент-Экзюпери «Маленький принц».
«…Есть на свете одна ветеринарная больница. Приземистое такое здание буквой «П», выкрашенное в желтый цвет. В этой больнице студенты сельхозинститута, будущие ветеринарные врачи, «грызут корень науки»: лечат кошек, собак».
Из пьесы Николая Коляды «Сказка о мертвой царевне».
В данных отрывках без труда можно определить особенности и черты художественного стиля: детализация, неологизмы, эмоциональность, выразительность.
Художественный стиль речи имеет неограниченные возможности, красоту, благодаря богатству русского языка.
Полифункциональность литературы.
«Нередко все многообразие функций, подвластных литературе, сводят к двум–трем. Зачастую преувеличивают значение отдельных, не самых важных, функций, например, общественно–преобразующей и воспитательной (в марксистской критике).
Рассмотрим функции, выполняемые литературой, во всем многообразии.
Самой значимой из всех функций, выполняемых литературой в жизни человека, думается, является функция утешительно–компенсаторная.
1. Утешительно–компенсаторная функция.
Художественное творчество – есть построение с помощью художественных образов новой реальности – художественного мира. Этот мир строится по своим особым законам и неподвластен законам материального мира. Хотя иногда очень похож на него.
Читатель обладает способностью, вовлекаясь в действие воображаемого мира искусства, ставить себя на место героев любимых книг и проживать их жизни, как свою собственную.
Так восполняется отсутствие в реальной жизни у фрустрированного современного человека любви, приключений, интриг, дорогих вещей, продвижения по служебной лестнице и многого другого.
Таким образом, выполняя эту функцию, литература в сфере духа иллюзорно восстанавливает гармонию, утраченную индивидом в реальности.
Именно эта способность искусства замещать действительность, уводить от нее делает его безумно притягательным для многих читателей.
2. Познавательная функция литературы.
В прошлом познавательные возможности искусства (и литературы в том числе) нередко недооценивались.
Например, Платон считал необходимым изгнать из идеального государства всех истинных художников (даже Гомера, правда, увенчав его предварительно лавровым венком). Для Платона искусство – низшая форма постижения идеи. Материальные вещи, по Платону, – тень идеи. Искусство – тень материальных вещей, поэтому оно – тень тени. Так уже на заре философского мышления било высказано недоверие к познавательным возможностям искусства. Для Гегеля искусство также было низшей формой познания истины, уступающей, в конце концов, место философии и религии.
Однако познавательные возможности искусства огромны, его нельзя заменить иными сферами человеческой духовной жизни. Так, Энгельс отмечал, что из романов Бальзака мы можем узнать о жизни общества больше, чем из сочинений всех историков, экономистов, статистиков той эпохи, вместе взятых.
Искусство способно к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке. В научной формуле воды Н2О схвачен закон существования этого явления. Но явление богаче закона. В формулу воды не вошли не прелестное журчание ручья, ни переливы волн, ни лунная дорожка на поверхности моря, ни бушующий девятый вал, который мы видим на картине Айвазовского и в котором живет мощь стихии. Сотни свойств воды, все ее конкретно–чувственное богатство осталось за пределами научного обобщения.
Таким образом, познавательная информация, содержащаяся в искусстве (то есть и в литературе, как ведущем виде искусства) огромна. Оно существенно пополняет наши знания о мире. Сопрягая личный жизненный опыт с опытом других людей, искусство служит средством познания мира и самопознания личности.
3. Эстетическая функция.
Эта функция проявляется в способности литературы, во–первых, формировать эстетические вкусы, способности и потребности человека и, во–вторых, пробуждать творческий дух, творческое начало личности, желание и умение творить по законам красоты.
То есть литература учит человека видеть жизнь сквозь призму образности. Она пробуждает в людях художников.
4. Коммуникативная функция (литература как общение).
Восприятие художественного произведения происходит по законам общения. Художественное общение позволяет людям обмениваться мыслями, дает возможность человеку приобщаться к историческому и национальному опыту, далеко отстоящему от него эпохально и географически. Тем самым литература повышает духовный потенциал и общность человечества.
Информация, переданная на языке художественной литературы, легче усваивается другими народами, чем информация на языке слов. Информативные возможности художественного языка шире и качественно выше, так как язык искусства и понятнее, и метафоричнее, гибче, иносказательнее, парадоксальнее, эмоционально, эстетически богаче, чем естественный, разговорный язык.
5. Художественно–концептуальная функция (литература как анализ состояния мира).
Существует два взгляда на способность литературы и искусства вообще к концептуальному постижению окружающего мира. В духовной жизни современного общества сильна волна, идущая в философии от интуитивизма А.Бергсона, в психологии от З.Фрейда, в искусстве – от сюрреализма с его «автоматическим письмом»; «эпидемией снов» и «отключением разума», отрицающая возможность концептуального познания мира средствами искусства. Например, итальянский философ Б.Кроче определяет искусство как интуицию и отрицает его способность к концептуальному знанию, которое якобы может быть выражено только в логических понятиях. Кроче считает искусство «более простой и элементарной формой познания», чем познание концептуальное. Однако искусство тяготеет к концептуальности, оно стремится к глобальному мышлению, к решению общемировых проблем, к осознанию состояния мира.
Например, загадки бытия решали Софокл и Еврипид, Данте в «Божественной комедии» создал модель Вселенной. Единой концепцией охватывал состояние мира Шекспир. Гете в «Фаусте» дал глубокую концепцию человека и человечества.
Тяготение и философичности ярко выразилось в русской классической литературе. Наиболее ярко способности литературы к концептуальному постижению мира проявились в творчестве М.Лермонтова, Ф.Достоевского, Л.Толстого. Тенденция к философичности еще более усилилась в литературе ХХ века. Философично творчество Т.Манна, Б.Брехта, М.Фриша, Ф.Дюрренматта, А.Камю, Ж.П.Сартра и др.
6. Функция предвосхищения («кассандровское начало», искусство как предвосхищение).
Почему «кассандровское начало»?
Как известно, Кассандра предсказала гибель Трои в дни расцвета и могущества города. В искусстве и особенно в литературе всегда жило «кассандровское начало» – способность предвосхищать будущее. Интеллект человека способен совершать прыжок через разрыв информации, обнажать сущность современных и даже грядущих явлений при очевидной неполноте исходных данных.
На способности художника ясно и достоверно предугадывать будущее основаны фантастические, утопические, антиутопические, социально прогнозирующие произведения искусства.
Литература часто предвосхищала будущее. Задолго до первой подводной лодки «Наутилус» прошел 80 тыс. миль под водой в романе Жюля Верна. Полеты в космос вначале были осуществлены на страницах романа А. Толстого «Аэлита». Этот же писатель в романе «Гиперболоид инженера Гарина» предсказал изобретение лазерного луча.
В литературе живет дух Кассандры. Она проектирует техническое будущее человечества, пытается проникнуть в его грядущую социальную структуру, предугадать судьбу личности.
Существует фантастика предупреждения, которая пробуждает в людях настороженность и активность по отношению к той или иной тенденции общественного развития. Порой художественные предвосхищения полны опустошающей душу безнадежности. Для романа Кафки «Процесс» характерно резкое смещение логики, переход от отчетливо выписанных реальных подробностей к ирреальному. Кафку занимает проблема отчужденных от личности, враждебных ей и управляющих ею сил. По мнению писателя, мир обречен потому, что он противочеловечен, а личность не способна противостоять метафизическому злу бытия. Безнадежность, отчаяние, ощущение крушения личности и абсурдность мира – таков общий смысл предвосхищений Кафки.
С особенной силой способности литературы к предсказанию проявились в русской литературе. Многие русские писатели ХIХ века чувствовали, что Россия поставлена перед бездной и летит в бездну. Об этом, например, говорит Лермонтов в стихотворении «Предсказание»:
Это романтическое по форме стихотворение, написанное в 1830 году, предвидит ужасы революции почти за столетие.
Русскую революцию предсказывают также и Ф.Тютчев с Ф.Достоевским. При этом последний в мельчайших подробностях рисует картины революции задолго до осуществления ее.
Революцию предсказывает и А.Блок.
Он пишет в одном из стихотворений из цикла «На поле Куликовом».
Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.
Но наиболее выразилось чувство России и предчувствие о России в изумительном стихотворение «Россия»:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне степи ветровые,
Как слезы первые любви!
Тебе жалеть я не умею,
И крест свой бережно несу, –
Какому хочет чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, –
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты –
Ну что ж? Одной заботой боле –
Одной слезой река шумней,
А ты все та же – лес да поле,
Да плат узорный до бровей…
В этом стихотворении поэт предчувствует, что придет некий чародей, который заманит и обманет «Россию», и вместе с тем Блок верит, что Россия не пропадет.
Предчувствием приближающегося революционного урагана полна «Песня о Буревестнике» М.Горького.
Ужасы сталинщины предсказывает в своем романе «Мы» Е.Замятин и М.Булгаков в фельетоне «Грядущие перспективы» и др.
7. Воспитательная функция.
Литература формирует строй чувств и мыслей людей. Показывая героев, прошедших через тяжкие испытания, литература заставляет людей сопереживать им и этим как бы очищает их внутренний мир.
Вместе с тем воздействие литературы ничего общего не имеет с дидактическим нравоучительством. Литература воздействует на личность через эстетический идеал, который проявляется и в положительных, и в отрицательных образах.
Перефразируя А.С.Пушкина, можно сказать, что литература «сокращает нам опыты быстротекущей жизни»: она позволяет пережить многие чужие жизни как свою и обогатиться опытом других людей, присвоить его, сделать его фактом своей жизни, элементом своей биографии. В этом – источник воздействия литературы на целостную личность.
8. Внушающая функция (литература как суггестия, воздействие на подсознание).
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет (Сурков).
Установка на внушающее воздействие присуща и лирике этого периода. Таково, например, популярное стихотворение К.Симонова «Жди меня»:
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
В 12–ти строках 8 раз повторяется как заклинание слово «жди»: все смысловое значение этого повтора, вся его внушающая магия формулируются в финале стихотворения:
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
9. Общественно–преобразующая функция.
Проявляется в том, что: 1) художественное произведение оказывает идейно–эстетическое воздействие на людей; 2) включая людей в направленную и целостно ориентированную деятельность, литература участвует в социальном преобразовании общества; 3) сам процесс творчества в литературе есть определенное преобразование с помощью воображения впечатлений, фактов, почерпнутых из действительности. Автор перерабатывает жизненный материал в образы, строя новую реальность – художественный мир.
Вот только несколько примеров действия общественно–преобразующей функции литературы.
Ренессансная литература способствовала раскрепощению человека от догм средневековья.
Романы Л.Толстого породили толстовцев. Произведения Есенина породили клубы «есенинских вдов».
Эротизм романов ХХ века во многом определил сексуальную революцию 60–70–х годов.
10. Гедонистическая функция (литература как наслаждение).
Литература доставляет людям наслаждение.
Раскрывая правду о жизни, она доставляет людям величайшую радость постижения красоты.»
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
функции художественной литературы
Смотреть что такое «функции художественной литературы» в других словарях:
Язык художественной литературы — – 1) важнейшая составляющая художественной формы лит. произведений, наряду с композицией выражающая их содержание (см. концепцию В.В. Одинцова, 1980); 2) худож. беллетристический стиль как одна из функц. разновидностей лит. языка, имеющая свои… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ — (иногда также поэтический язык), одно из важнейших средств художественного общения: языковая система, которая функционирует в обществе как орудие эстетически значимого, словесно образного (письменного) отражения и преобразования действительности… … Литературный энциклопедический словарь
эстетическая функция художественной литературы — пробуждение и развитие эстетического чувства, умения воспринимать действительность по законам красоты, мыслить художественными образами; формирование у личности и общества эстетического идеала. Рубрика: Литература и ее функции в обществе Синоним … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
воспитательная функция художественной литературы — Художественная литература могучее средство идейного и нравственного воспитания народа в духе передовых, гуманных общечеловеческих идеалов. Рубрика: литература и ее функции в обществе Синоним: воспитательная роль художественной литературы … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
познавательная функция художественной литературы — Художественная литература аккумулирует достижения многовековой культуры человечества и является важнейшим источником знаний, средством самообразования и саморазвития. Рубрика: Литература и ее функции в обществе Синоним: познавательная роль… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
коммуникативная функция художественной литературы — (от лат. communnicatio; commuico делаю общим, общаюсь). Художественная литература особое средство коммуникации (связи, общения, сообщения) между людьми, между человеком и обществом, между поколениями. Рубрика: литература и ее функции в обществе… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
гедонистическая функция художественной литературы — (от греч. hedone наслаждение). Художественная литература источник радости, эстетического наслаждения, которое является своеобразной формой духовной связи, духовного общения людей. Рубрика: литература и ее функции в обществе Род: функции… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ЯХЛ) — ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ЯХЛ). Одна из функциональных разновидностей русского литературного языка, предполагающая использование таких языковых средств, выбор которых обусловлен содержанием произведения и реализацией эстетической функции… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ФУНКЦИИ ЯЗЫКА — определяются на основе его главного (коммуникативного) назначения быть орудием непосредственного общения и средством выражения накопленного культурного опыта народа. Общая коммуникативная функция проявляется в зависимости от установок… … Литературный энциклопедический словарь
общечеловеческое значение литературы — заключается в не проходящей со временем ценности словесного искусства для этико эстетического развития человечества, а также для обеспечения гуманитарной связи поколений и воспитания культуры межличностных отношений. Рубрика: литература и ее… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению