Что значит хороший слог
5 правил хорошего литературного слога
Хотите научиться писать так, чтобы ваш текст цеплял читателя с первой фразы?
У меня для вас две новости: одна плохая, а другая хорошая.
Плохая новость: волшебный литературный слог вырабатывается годами — неустанной практикой и бесконечным редактированием.
Хорошая новость: существуют несколько правил, которые помогут сразу улучшить ваши тексты — здесь и сейчас. Ошибки у всех новичков более или менее одинаковые, и если их исправить, ваши книги и статьи сразу перейдут в другую весовую категорию.
1. Разбивайте длинные предложения на короткие или средние
В школах нас учат писать длинными заковыристыми фразами — чтобы мы разобрались со сложносочиненными предложениями, причастиями и деепричастиями.
В результате многие начинающие авторы выдают фразы вроде этой:
Маша весь вечер крутилась у буфета, заглядывая внутрь, раскладывая мысленно посуду по полочками, которых было очень много, волнительно вздыхая, пересчитывая множество ящиков и отделений, куда можно было бы поставить и тарелки, и сахарницы, и соусники, и чашки, и блюдца, и даже огромного размера супницу, которую ей подарила мама на прошлый день рождения.
Ну как? Легко читается?
Наш мозг воспринимает информацию небольшими блоками, которые удобны для понимания и запоминания, и если этого не учитывать, рождаются вот такие предложения-монстры.
Что делать?
Разбивайте сложное предложение на несколько простых. Если фраза изобилует лишними кренделями, задумайтесь: оно вам надо?
Маша весь вечер крутилась у буфета. Она мысленно раскладывала посуду по многочисленным полочками и в волнении просчитывала, куда можно поставить чашки, а куда — огромную супницу, подаренную мамой на прошлый день рождения.
Читать стало гораздо легче, правда? В тексте появился “воздух”, а отсутствие лишних деталей никак не повлияло на саму картинку.
2. Разбивайте абзацы-кирпичи
Вы, наверное, много раз встречали статьи, которые отпугивают один своим видом. Громоздкий монолит, тянущийся на всю страницу, – это зрелище не для слабонервных.
Причина, по которой мы заранее, не вчитываясь, отвергаем подобные тексты, кроется в следующем: наше подсознание не хочет иметь дело с неудобоваримой информацией.
В каких случаях надо нажимать кнопку “Enter”? А вот в каких:
Иван открыл сейф и принялся перекладывать деньги в сумку.
Анна молча смотрела на него и думала о том, что между ними все кончено: сейчас ее муж уйдет навсегда.
Видите? “Камера” как бы переместилась от Ивана к Анне, – и поэтому тут нужен новый абзац.
3. Вы точно знаете, что хотите сказать читателю?
Прочитайте эту фразу:
В искусстве все на нервах, на эмоциях, на таланте, да и не только, но, ведь бывает же и так, что результаты радуют, ласкают душу, ублажают, и в эти моменты, затраты и потери, конечно же, кажутся какими-то странными недоразумениями, вовсе, может быть, не обязательными.
Вопрос: Что хотел сказать автор?
Зачастую корявый слог — это отсутствие идеи как таковой. Автор что-то чувствует, ему хочется передать эти ощущения читателям, но он не продумал, что именно ему надо донести до окружающих.
В этом примере даже поправить ничего нельзя, потому что не ясно, а зачем эта фраза была написана.
4. Убирайте абстракции!
Если за фразой не стоит конкретного образа, у читателя не включается воображение, и ему заранее становится скучно.
Доклад на конференции по безопасности информационного обеспечения вызвал ощущение недоверия.
С интересом читаются только те тексты, которые можно смотреть как “внутреннее кино”, или которые вызывают четко определенные эмоции.
5. В вашем тексте не должно быть фраз “ни о чем”
Экономьте время читателя (и свое тоже)! Если предложение ничего не добавляет тексту, его надо удалять хирургическим путем.
Девушка была прекрасна. В ней все было красиво — и глаза, и волосы, и фигура. Всем своим видом барышня напоминала чудесный цветок.
Угу, девушка у нас — цветок, а автор — фонтан, который льет “воду” на головы бедных читателей. Они не дураки: они с первого раза все поняли про девушку — зачем повторять одно и то же?
Верные кандидаты на вылет:
Кстати, знаете, откуда берется привычка лить “воду”? В студенческие годы мы старались нарастить объём докладов и курсовых по нелюбимым предметам: накрутишь, навертишь “умных слов” — глядишь, профессор “зачет” поставит.
Диплом получен, предмет благополучно забыт, но мерзкая привычка осталась… Наверное, это месть богини познания, которая так и не простила студентов-халтурщиков.
Ну, ничего — мы с ней как-нибудь договоримся насчет познания чего-нибудь другого — более полезного для писателей.
Требования к слогу писателя
«В нем (в русском языке) все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно».
Н. В. Гоголь
«Чистой» можно назвать только речь, состоящую из коренных русских слов и оборотов, которые употребляют для выражения мыслей лучшие отечественные писатели и поэты. Их слог называют современным и литературным. Роль слова, роль языка в жизни человека и человечества огромна. Поэтому, каждое слово, каждое предложение требует осторожного и бережного обращения. Слово в литературе может стать источником чистой воды, а может обернуться и обычной жестяной погремушкой. Поэтому все мы, а особенно писатели и поэты, должны знать, любить и беречь наш родной язык, и никому не давать в обиду наше чудесное русское слово.
Основными погрешностями современного литературного слога являются
а) архаизмы, б) неологизмы, в) варваризмы, г) провинциализмы и д) простонародные слова, применяемые не всегда к месту и нарушающие чистоту речи.
б) в сочинениях религиозного характера, так как русский народ привык выражать религиозное чувство на языке славянском, на славянском языке он читает Библию, на этом же языке изложены все общеупотребительные молитвы.
Неологизмы. Слова, вновь появляющиеся в языке, называются неологизмами. Появление новых слов в языке вызывается развитием культуры каждого народа, изменением условий жизни. Бурное развитие техники, расширение кругозора каждого человека ведёт к появлению новых понятий и новых слов. Пример: как только построили железные дороги, у народа явилось слово «чугунка»; в сербскую войну явилось слово «доброволец». Чаще всего новые слова вносят в язык даровитые писатели. Раз употребленное новое слово повторяется другими, входит в лексикон языка и перестает считаться неологизмом. Неологизмы в языке необходимы, но некоторые из них являются неудачными и народ их не принимает. К таким неологизмам можно отнести: добледушие (героизм), лицедей (актёр, ость (центр) и др.
И завещал он, умирая,
Чтобы на юг перенесли
Его тоскующие кости,
И смертью чуждой сей земли
Неуспокоенные гости.
(Пушкин)
Они кормили его мясом своих собак (его ли кормили мясом собак, или собак кормили его мясом). Тяжело положение предводителя войска, утратившего бодрость (кто утратил бодрость: предводитель или войско?).
д) Наконец, вредит ясности выражение мыслей длинными периодами с множеством придаточных пояснительных предложений.
Правильною называется речь, согласная с законами родного языка и правилами грамматики. Частое нарушение правил грамматики в речи называется безграмотностью. Синтаксическим ошибкам (в сочетании слов) в стилистике усвоено название солецизмов. Солецизмы допускаются, главным образом, вследствие незнания законов родного языка. Весьма часто, напр., допускаются погрешности против правил сокращения придаточных предложений (напр.: вошедши в комнату, мне захотелось сесть).
Хоть я и не пророк,
Но, видя мотылька, что он вкруг свечки вьется,
Пророчество почти всегда мне удается,
Что крылышки сожжет мой мотылек.
(Крылов)
Элементы красивого слога
Чтобы научиться писать на высоком уровне, начинающий автор должен осознавать — а чего он, собственно, пытается добиться? Что такое красивый слог? Из каких элементов он состоит и на что стоит и не стоит обращать внимание?
Русский язык существует в двух ипостасях:
Проблема заключается в том, что для многих этот язык является “иностранным”: у него другой словарный запас, другая мелодика, другие речевые приемы — все другое.
Осознание этого факта — уже большое дело для начинающего автора. Это означает, что он способен обучаться.
Что должен уметь писатель
Если оставить в стороне структуру произведения (а это отдельная большая тема), то для того, чтобы стать настоящим писателем, потребуется следующее:
Достаточный словарный запас
Мало знать значение того или иного слова, нужно натренировать память таким образом, чтобы вы могли вспомнить подходящее слово именно тогда, когда оно требуется.
Если автор не может найти правильные слова, то проблема заключается в том, что образный язык находится у него в пассиве (“понимаю, но не говорю”). В этом случае положительные результаты достигаются ТОЛЬКО практикой (см. “Подсказки для писателя”)
Наработанный стиль
Стиль отражает личность героя или автора: его характер, кругозор, происхождение, взгляды на мир и т.п. Секрет заключается в том, чтобы придумать и воплотить в жизнь яркий образ. А это уже вопрос наблюдательности, воображения и трудолюбия (текст придется полировать много и долго).
Умение передавать эмоции
Эмоциональность — это особая энергетика текста, которая заставляет читателя сопереживать героям. Для того, чтобы писать на таком уровне, нужно хорошо разбираться в литературной теории и знать приемы, позволяющие задевать людей за живое.
Ключевые моменты — это страсть самого автора к тому, о чем он пишет, и правдивость описания.
Новые идеи
Читатель испытывает удовольствие от книги, если она чем-то поражает его. Это могут быть новые идеи, образы или глубоко прочувствованные переживания и воспоминания.
Мастерски написанные книги расширяют горизонты и меняют взгляды людей. Но чтобы придумать что-то принципиально новое, нужно хорошо разбираться в том, что уже написано. Так что начитанность в своем жанре — это обязательное условие для успешной писательской карьеры.
5 ПРАВИЛ ХОРОШЕГО ЛИТЕРАТУРНОГО СЛОГА
Автор: Эльвира Барякина
Хотите научиться писать так, чтобы ваш текст цеплял читателя с первой фразы?
У меня для вас две новости: одна плохая, а другая хорошая.
Плохая новость: волшебный литературный слог вырабатывается годами — неустанной практикой и бесконечным редактированием.
Хорошая новость: существуют несколько правил, которые помогут сразу улучшить ваши тексты — здесь и сейчас. Ошибки у всех новичков более или менее одинаковые, и если их исправить, ваши книги и статьи сразу перейдут в другую весовую категорию.
1. Разбивайте длинные предложения на короткие или средние
В школах нас учат писать длинными заковыристыми фразами — чтобы мы разобрались со сложносочиненными предложениями, причастиями и деепричастиями.
В результате многие начинающие авторы выдают фразы вроде этой:
Маша весь вечер крутилась у буфета, заглядывая внутрь, раскладывая мысленно посуду по полочками, которых было очень много, волнительно вздыхая, пересчитывая множество ящиков и отделений, куда можно было бы поставить и тарелки, и сахарницы, и соусники, и чашки, и блюдца, и даже огромного размера супницу, которую ей подарила мама на прошлый день рождения.
Ну как? Легко читается?
Наш мозг воспринимает информацию небольшими блоками, которые удобны для понимания и запоминания, и если этого не учитывать, рождаются вот такие предложения-монстры.
Разбивайте сложное предложение на несколько простых. Если фраза изобилует лишними кренделями, задумайтесь: оно вам надо?
Маша весь вечер крутилась у буфета. Она мысленно раскладывала посуду по многочисленным полочками и в волнении просчитывала, куда можно поставить чашки, а куда — огромную супницу, подаренную мамой на прошлый день рождения.
Читать стало гораздо легче, правда? В тексте появился “воздух”, а отсутствие лишних деталей никак не повлияло на саму картинку.
2. Разбивайте абзацы-кирпичи
Вы, наверное, много раз встречали статьи, которые отпугивают один своим видом. Громоздкий монолит, тянущийся на всю страницу, – это зрелище не для слабонервных.
Причина, по которой мы заранее, не вчитываясь, отвергаем подобные тексты, кроется в следующем: наше подсознание не хочет иметь дело с неудобоваримой информацией.
В каких случаях надо нажимать кнопку “Enter”? А вот в каких:
дается новая мысль
появляется новый персонаж
ведётся прямая речь
происходит смена декораций
герой мысленно отправляется в прошлое или в будущее
«камера» направляется на другой объект.
Иван открыл сейф и принялся перекладывать деньги в сумку.
Анна молча смотрела на него и думала о том, что между ними все кончено: сейчас ее муж уйдет навсегда.
Видите? “Камера” как бы переместилась от Ивана к Анне, – и поэтому тут нужен новый абзац.
3. Вы точно знаете, что хотите сказать читателю?
Прочитайте эту фразу:
В искусстве все на нервах, на эмоциях, на таланте, да и не только, но, ведь бывает же и так, что результаты радуют, ласкают душу, ублажают, и в эти моменты, затраты и потери, конечно же, кажутся какими-то странными недоразумениями, вовсе, может быть, не обязательными.
Вопрос: Что хотел сказать автор?
Зачастую корявый слог — это отсутствие идеи как таковой. Автор что-то чувствует, ему хочется передать эти ощущения читателям, но он не продумал, что именно ему надо донести до окружающих.
В этом примере даже поправить ничего нельзя, потому что не ясно, а зачем эта фраза была написана.
4. Убирайте абстракции!
Если за фразой не стоит конкретного образа, у читателя не включается воображение, и ему заранее становится скучно.
Доклад на конференции по безопасности информационного обеспечения вызвал ощущение недоверия.
С интересом читаются только те тексты, которые можно смотреть как “внутреннее кино”, или которые вызывают четко определенные эмоции.
5. В вашем тексте не должно быть фраз “ни о чем”
Экономьте время читателя (и свое тоже)! Если предложение ничего не добавляет тексту, его надо удалять хирургическим путем.
Девушка была прекрасна. В ней все было красиво — и глаза, и волосы, и фигура. Всем своим видом барышня напоминала чудесный цветок.
Угу, девушка у нас — цветок, а автор — фонтан, который льет “воду” на головы бедных читателей. Они не дураки: они с первого раза все поняли про девушку — зачем повторять одно и то же?
Верные кандидаты на вылет:
предложения-дублеры
штампы
банальности
общие слова
чересчур подробные описания (см. пример с посудой, приведенный выше)
Кстати, знаете, откуда берется привычка лить “воду”? В студенческие годы мы старались нарастить объём докладов и курсовых по нелюбимым предметам: накрутишь, навертишь “умных слов” — глядишь, профессор “зачет” поставит.
Диплом получен, предмет благополучно забыт, но мерзкая привычка осталась… Наверное, это месть богини познания, которая так и не простила студентов-халтурщиков.
Ну, ничего — мы с ней как-нибудь договоримся насчет познания чего-нибудь другого — более полезного для писателей.
Слог и как понять стоит ли вообще писать?
Часто ли у вас возникают сомнения о том что вы пишите и как вы пишите? Хорошо ли ваш слог, и стоит ли ваша книга того, чтобы её читали?
Хочется писать не просто, чтобы было, а так, чтобы оставался след, переживания и, возможно, даже заставил читателя задуматься о том, что говорил автор, как поступали персонажи и как бы поступил он сам?
Критика и отзывы в этом случае помогают. Они указывают на ошибки над которыми стоит работать ( не все ведь с филологическим образование) и видеть правильно ли идет развитие сюжета.
Всегда хочется совета, конструктивности, так как понимаешь, что на этом пути еще учиться и учиться. Но как отличить критику от помоев? Как верно увидеть свои ошибки и что можно вообще писать что нет?
Недавно на одном из литфорумах, вылили кучу грязи за фразу » молчание было красноречивым»
Разве может молчание говорить? Что это за выражение такое? И ни одного совета как выразиться по-другому. А ведь, действительно, порой молчание значит больше чем тысячи слов. Тогда как это правильно написать?
Столь грубая ли это ошибка и нет слога? Значит ли это что ты никчемен и стоит убрать свою книгу и пудрить людям мозги?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
да, я еще тот книжный червь
Недавно на одном из литфорумах, вылили кучу грязи за фразу » молчание было красноречивым»
Я бы скорее вылил кучу грязи за «на одном из литфорумах» и ненужную запятую (а еще за «что вы пишите»).
Кажется, понятно, в чем проблема с молчанием. Я не сразу увидела в комментах вот это:
Описывалось состояние, когда двое людей уже настолько высказали все, что собственно и говорить больше не было о чем. И само молчание об это указывало.
Тогда другой смысл. Все опустошены после долгих разговоров, или же договорились до того, что понимают друг друга без слов. «Красноречивое молчание» не подходит по смыслу. Красноречивое молчание заменяет слова («Мне говорит всегда твое молчанье гораздо больше, чем слова», с), а не наступает после того, как все было высказано.
Ну и с падежами надо что-то делать.
Благодарю! буду работать над ошибками
«Часто ли у вас возникают сомнения о том что вы пишите и как вы пишите?»
Правильно: возникают сомнения в том. Сомневаться можно в чем-то, а не о чем-то.
«Хорошо ли ваш слог. »
«Хочется писать не просто, чтобы было, а так, чтобы оставался след, переживания и, возможно, даже заставил читателя задуматься. »
«Как верно увидеть свои ошибки и что можно вообще писать что нет?»
«Верно увидеть ошибки» — тоже так не говорят и не пишут. Ошибки можно либо увидеть, либо не увидеть.
И что можно вообще писать, А что нет? Букву «а» пропустили.
«Столь грубая ли это ошибка и нет слога?»
Слово «столь» здесь неуместно. Такде как и «ли»
Правильно: «Насколько грубая эта ошибка?»
«Значит ли это что ты никчемен и стоит убрать свою книгу и пудрить людям мозги?»
Правильно: «. убрать книгу и НЕ пудрить людям мозги.»
«А как вы понимаете свои ошибки. »
Ну не говорят так. Можно понять, что ты не прав. Можно увидеть свою ошибку. Но так не спрашивают, как вы спросили.
Наступило выразительное молчание. А что за литфорум? Я бы, наверное, оставила «красноречивое», но надо смотреть, что в соседних фразах. Если сниженная лексика, то не очень сочетается.
Но как отличить критику от помоев? Как верно увидеть свои ошибки и что можно вообще писать что нет?
«Слух», так же, как и грамотность, вырабатывается путем чтения хороших авторов.
Такие вопросы сами по себе хороший признак. Кому не стоит писать, те просто объявляют отзыывы злыми происками врагов.
Каждого писателя найдёт свой читатель. А все остальное рассудит время. Моё кредо.