Что значит хороший руководитель
10 качеств эффективного руководителя
Большинство сотрудников поддерживают руководителя, если он хороший лидер. Именно от качеств лидера зависит, насколько успешно бизнес будет функционировать. Как минимум он должен быть нацелен на результат, уметь мотивировать команду и выстраивать с ней коммуникации.
В целом руководитель успешной компании сочетает в себе комплекс различных качеств — и личностных, и преимущественно менеджерских.
1. Расширяет возможности команды, но не занимается микроуправлением
Микроменеджмент — это чрезмерный и постоянный контроль над сотрудниками. Его считают распространенной ошибкой, которую совершают управленцы, часто даже не осознавая этого. Такая привычка начальников сильно раздражает сотрудников, убивает их интерес к работе и подавляет творческое начало.
Гораздо правильнее пытаться соблюдать баланс между советами и предоставлением свободы, демонстрировать доверие подчиненным и при этом отстаивать интересы команды.
2. Продуктивен и ориентирован на результат
Сотрудники предпочитают быть частью продуктивной и успешной команды, а это сложно сделать, если лидер не задает тон.
Эксперты часто говорят о том, что руководитель должен следовать поведенческим моделям. Давно прошли те времена, когда он мог позволить себе показательно опаздывать на встречи.
Руководитель в определенной степени становится для сотрудников образцом для подражания. Вряд ли люди будут выкладываться на работе, если не видят такой же включенности в процесс со стороны менеджеров.
Правильная модель поведения означает и соблюдение сроков, и умение держать слово, и учет мнения сотрудников, а также другие элементы работы, которые важны для конкретного отдела, подразделения компании.
3. Отличается хорошими коммуникационными способностями
Эффективное общение — одна из составляющих успешного менеджмента. Предполагается, что руководитель должен уметь не только делиться информацией, но и хорошо слушать.
Часто много времени уходит на размышления о том, как выстраивать коммуникации с командой: как предоставлять обратную связь, общаться, расставлять приоритеты и т.д. При этом многие не обращают внимания на то, что говорят сотрудники, какие идеи предлагают, какими проблемами и решениями хотят поделиться.
Умение слушать — это эмоциональный и личный вклад в тех, кто на вас работает. Когда вы слушаете людей, они чувствуют, что их ценят.
4. Отмечает потенциал других людей
В книге «Супербоссы» автор Сидни Финкельштейн указывает на то, что выдающиеся руководители выискивают в своих подчиненных скрытые таланты. Благодаря им люди быстрее развиваются в профессии и повышают производительность.
Как они это делают? Не стесняются говорить со своими сотрудниками об их потенциале. Большинство менеджеров считают, что знают все сильные стороны членов своей команды, но слишком часто они не говорят о них. Как правило, они общаются с сотрудниками тет-а-тет, чтобы получить отзывы о том, что можно улучшить в работе компании.
Как правило, люди оправдывают ожидания своего лидера. Поэтому, если вы скажете сотруднику, что верите в его способность достичь более амбициозных целей в продажах, он с большей вероятностью это сделает.
5. Не игнорирует команду
Лидеры часто становятся жертвами синдрома управления по электронной почте. Когда дел становится всё больше и больше, может показаться, что эффективнее закрыть дверь в свой кабинет. Но такую ошибку обычно совершают новички.
Команде необходимо видеть и слышать своего руководителя. Хорошим менеджерам как раз важно быть уверенными в том, что они постоянно находятся на связи с персоналом.
Поэтому, если вы заметили, что стали общаться с людьми исключительно по электронной почте, лучше назначайте индивидуальные встречи.
6. Уверенно принимает решения
Сотрудники ценят того, кто может принимать решения. Но ещё важно не только какое решение принимается, но и почему. Небольшие дополнительные усилия со стороны руководителя помогают команде понять контекст и приоритеты, улучшить свои собственные будущие решения и оставаться вовлеченными.
Как только ваша команда получит больше информации и поймет ваши приоритеты и причины, по которым вы принимаете решения, запустится цикл обратной связи. Если вы будете объяснять, с чем связано принятие того или иного решения, сотрудники будут учитывать эти критерии в своей работе.
Таким образом, вы будете давать команде возможность учиться и совершенствовать результаты.
Актуальное законодательство, справочные показатели, а также экспертная поддержка в решении спорных вопросов по бухгалтерским, кадровым и юридическим тематикам.
7. Обладает позитивным мышлением
Исследования в области социологии показывают, что наше настроение заразительно. Чем больше у вас авторитета, тем выше вероятность того, что ваше настроение влияет на других.
Из этого следует, что, какое бы настроение ни было у руководителя, окружающие его обязательно уловят. Так что, если вы настроены позитивно и излучаете энергию, ваша команда с большей вероятностью будет чувствовать себя так же.
Успешные лидеры должны уметь контролировать эмоции. Поэтому, когда вы чувствуете эмоциональное выгорание, стоит выделить время на отдых, чтобы поддержать позитивный настрой.
8. Поддерживает карьерный рост и обсуждает результаты
Чтобы предоставить сотрудникам свободу проявлять инициативу и мотивировать их на высокую производительность, менеджерам необходимо сформулировать четкие ожидания, обозначить ответственность за их выполнение и быстро реагировать, когда сотрудникам требуется поддержка.
Таким образом, руководители должны не только помогать своей команде развивать навыки и продвигаться по карьерной лестнице, но и четко осознавать ожидания и давать честные отзывы о производительности.
9. Демонстрирует ответственность
Сильный лидер несет ответственность за результаты команды, какими бы они не были — хорошими или плохими. Он считает себя и своих сотрудников ответственными за определенные действия, поэтому в команде создается атмосфера серьезного подхода к делу.
Ответственность и личный пример — одни из самых мощных инструментов, помогающих завоевать доверие команды.
10. Проявляет эмпатию
Эмпатия — это понимание и осознанное сопереживание.
Это образ мышления, который позволяет лидерам:
Эмпатия помогает создать в компании комфортную атмосферу с продуктивным персоналом.
Например, если сотрудник совершает ошибку или опаздывает, то лучше сначала понять причину. Почему ошибся? Почему опаздывает? Может быть, у него проблемы в семье? Может быть, у него сложности со здоровьем?
Настоящие лидеры чутко относятся к своим командам и глубоко вникают в их мотивацию.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
26 признаков того, что вы – прекрасный начальник, даже если вам так не кажется
Быть ответственным за команду – далеко не самая простая задача.
Руководство другими людьми сопровождается массой давления. Когда вы занимаете руководящую должность, бывает очень непросто оценить, насколько хорошо вы справляетесь со своей работой.
Удалось ли вам найти правильный баланс между внушением уважения к себе и демонстрацией своей доступности? Хорошо ли ваши сотрудники реагируют на ваш лидерский стиль? Вызывают ли какие-либо ваши действия протесты в офисе?
Быть хорошим начальником – это критически важный фактор для работы вашей организации, ведь треть опрошенных работников рассказали, что они могли быть уйти с работы, если бы столкнулись с плохим начальником.
Однако вы не можете просто начать ходить вокруг по офису, умоляя окружающих рассказать вам, как у вас получается выполнять свою работу. Самым лучшим подходом для реализации этой цели будет организация опросов среди сотрудников и просьба об обратной связи путём прямых отчётов.
Кроме того, вы можете ознакомиться с этими менее заметными признаками того, что вы – отличный начальник:
У вас нет очевидных любимчиков
Вы обращаетесь с сотрудниками, как с людьми
К сожалению, судя по всему, некоторые начальники искренне считают, что бросание оскорблениями и плохое обращение с людьми – это эффективная мотивационная техника. В большинстве случаев это далеко от истины. Если вы цените своих сотрудников, как людей, то это уже делает вас на голову выше многих менеджеров.
Вы стремитесь пробовать новое
Хорошие начальники используют определённые методики, потому что они доказали свою эффективность, а не потому что они являются привычкой. Лучшие руководители дают своим сотрудникам небольшое пространство для экспериментов и изобретательства.
В действительности, по данным исследования, проведённой консалтинговой фирмой по развитию лидерских навыков Zenger/Folkman, молодые люди склонны становиться лучшими руководителями, потому что они более открыты для изменений.
Вы стараетесь сохранять ответственность за каждым сотрудником…
Поддержка ответственности – это крайне важный фактор в создании боевого духа в офисе, который поощряет ваших сотрудников вести себя честно, что приводит к созданию удивительной рабочей культуры.
… включая себя
Хорошие начальники не ищут козлов отпущения и не стараются сбросить с себя ответственность. В действительности, опытные руководители всегда признают, когда они делают ошибку, чтобы создать вокруг себя рабочее место, которое могло бы стать безопасной средой для экспериментов.
Бывшая сотрудница военно-морской пехоты США Энджи Морган рассказала, что у лучших лидеров крайне маленький разрыв между тем, что они говорят, и тем, что они делают. Всё дело в том, чтобы «всегда помнить о том, что вы должны быть человеком, который следует взятым на себя обязательствам», рассказала она, а также в том, чтобы всегда оставаться примером для остальных членов команды.
Вы вежливы
Ненадёжные начальники озвучивают приказы на повышенных тонах и ведут себя, подобно звёздам мировой эстрады, чтобы закрепить своё доминантное положение. Если вы не забываете говорить волшебное слово и в целом ведёте себя вежливо, то это, определённо, хороший признак.
Вы оказываете поддержку
Начальники должны выстраивать доверие со своими сотрудниками, предоставляя им необходимое количество поддержки и руководства. Очевидно, что вам не нужно водить каждого работника за руку, но бросать людей сразу на передовую – это тоже не идеальный подход.
Вы устраняете препятствия
Плохие начальники подкидывают своим работникам трудности, которые лишь усложняют для них работу и достижение успеха. Хорошие руководители должны активно работать над тем, чтобы делать жизни их сотрудников проще.
Вы – хороший тренер
Тренеры не просто сидят на боковых линиях и размахивают руками. Но они и не выбегают на поле и не начинают играть самостоятельно.
Хорошие начальники похожи на хороших тренеров: они пользуются уважением и предоставляют нужное сочетание похвал и конструктивной критики, чтобы извлечь лучшее из своих сотрудников.
Вы способны управлять ожиданиями
Плохие начальники нередко огорчают или сбивают с толку свои команды, представляя неверную картину того, как идут дела в их офисе – например, такие начальники могут сперва рассказать, как хорошо справляется со своей работой их компания, а затем объявить о массовых сокращениях. Хорошие руководители честны и открыты.
Вы предоставляете обратную связь
Хорошие сотрудники всегда находятся в поиске обратной связи, чтобы узнать больше о том, как они могут стать лучше и развиваться. А хорошие начальники рады им в этом помочь.
Недавно эксперты отметили, что процесс обмена обратной связью во многих компаниях нарушен, потому что он слишком субъективен. Как пишут эксперты в области лидерства Маркус Бекингем и Эшли Гуделл в материале для издания Harvard Business Review, лучше всего делиться вашей личной реакцией на поведение сотрудника, а не предоставлять общую оценку их производительности. Например: «Я вижу это следующим образом» или «Я думаю об этом так».
Вы поддерживаете открытость и прозрачность рабочего окружения
Прозрачность способствует созданию счастливой офисной культуры.
Вы интересуетесь чужим мнением
Сотрудники хотят быть услышанными.
Очевидно, что, в конечном итоге, именно вы ответственны за окончательное принятие решений. Однако время от времени, если ситуация это позволяет, хорошие начальники общаются со своими работниками, чтобы узнать больше об их взглядах и мнениях.
Вы объясняете свои действия
Хорошие руководители не ожидают, что все окружающие читают их мысли. Они чётко озвучивают своё видение ситуации и предоставляют своим командам все нужные знания и инструменты для достижения поставленных целей.
Вы беспокоитесь о решениях
Когда дела начинают идти не лучшим образом, слабые начальники ищут крайних. Хорошие руководители концентрируют своё внимание на поиске решения проблемы, а не на поиске того, кого можно обвинить в ней.
Вы беспокоитесь о том, чтобы подбрасывать своим сотрудникам новые вызовы
Если работникам скучно, то они быстро превращаются в несчастных работников. Лучшие начальники всегда следят за успехом своих сотрудников, чтобы убедиться в том, что они постоянно сталкиваются с новыми сложностями.
Вы не занимаетесь микроменеджментом, но и не слишком пассивны
Тщательно изучите способности своих работников, чтобы достигнуть правильного баланса. Может быть, вы можете предоставить кому-либо из них больше ответственности? Или, может быть, вы сможете найти задачи, которые могли бы делегировать кому-то другому?
Вы находитесь в контакте со своими сотрудниками
Вы не появляетесь внезапно в офисе, чтобы поворчать на своих сотрудников, как делал Билл Ламберг в фильме «Офисное пространство». Вы искренне налаживаете с ними контакт, чтобы общаться со своими сотрудниками и узнавать больше об их целях и беспокойствах.
У вас есть чувство юмора
Очень важно, чтобы шутки не заходили в офисе слишком далеко. Иными словами, хорошие начальники относятся серьёзно к своей работе, а не к себе. Очень важно уметь смеяться вместе со своими сотрудниками.
Вы интересуетесь мечтами и целями ваших сотрудников
Лучшие начальники инвестируют в своих работников. Это означает, что они активно беспокоятся о профессиональных целях и мотивации своих сотрудников.
Вы – классный не просто для того, чтобы быть классным
Быть слишком классным может оказаться губительным для начальника, как подчёркивает Бэтти Лю в одной из своих статей на LinkedIn. Искусственно приятные менеджеры раскидываются незаслуженными похвалами, а затем выбивают почву из-под ног своих сотрудников.
Поэтому не стоит притворяться классными, потому что вы не любите конфликты. Будьте искренними и настоящими со своими работниками. Таким образом, вы окажете им огромную услугу.
Вы – хороший слушатель
Вот почему интроверты становятся довольно хорошими начальниками.
Многие люди в своей работе сталкивались с менеджерами, которые любили разговаривать. Куда реже и куда ценнее становятся начальники, которые являются качественными слушателями. Хорошие слушательные навыки демонстрируют вашим сотрудникам, что вы серьёзно относитесь к их мнениям и потребностям.
Вы интересуетесь жизнью ваших сотрудников
Хорошие начальники прекрасно понимают, где находится граница между интересом и чрезмерным любопытством. Впрочем, они всё равно интересуются планами своих работников на лето, их детьми и родителями. Этот интерес демонстрирует вашим сотрудникам, что их начальник по-настоящему о них беспокоится, что заставляет обе стороны инвестировать ещё больше в их рабочие взаимоотношения.
Вы работаете над своим подходом
У разных сотрудников есть разные потребности. В условиях рабочей среды не бывает никаких шаблонных решений. Лучшие начальники обладают гибкостью. Это позволяет им играть любые роли, чтобы лучше способствовать реализации потребностей своих работников.
По словам Салли Бойл, международной главы по работе с человеческим капиталом в компании Goldman Sachs, каждый менеджер должен лучше узнавать людей в своей команде. В частности, «что их мотивирует, к каким возможностям они стремятся, что им нужно для того, чтобы стать лучше, и какого рода обратную связь они хотят получать».
Вы требуете усилий, а не идеального результата
Прекрасные лидеры требуют от своих сотрудников усердной работы и мотивируют их для этого. Они выступают в роли образца для подражания и предоставляют работникам все необходимые инструменты для достижения успеха путём усердной работы.
Слишком требовательные начальники попросту нереалистичны в своих ожиданиях. Люди совершают ошибки. Так бывает. Если вы наказываете людей за любую погрешность, вы просто препятствуете изобретательству, экспериментированию и проактивности внутри вашего офиса.
Порой вам кажется, что вы – ужасный лидер
Когда мы ранее общалось с писателем Саймоном Сайнеком о лидерстве, он объяснил, что люди, которые убеждены в том, что – они чудесные лидеры, зачастую, в действительности, являются ужасными лидерами.
Прекрасные начальники осознают, что авторитет и ранг не демонстрируют лидерские качества. В результате, они постоянно работают над собой. Такие хорошие начальники порой могут даже считать, что им не хватает умений для своей работы.
Так или иначе, уже тот факт, что они осознают свои собственные недостатки, делает их на голову выше многих других руководителей, которым крайне не хватает самосознания.
Качества хорошего руководителя: деловые, личностные, профессиональные
Человек, который стоит во главе организации, — это личность, которая наделена особым типом мышления. Деловые, личностные и профессиональные качества руководителя помогают выстраивать наиболее выгодные пути развития бизнеса, управлять подчиненными и организовывать рабочие процессы. В статье рассмотрим, какими качествами должен обладать хороший руководитель.
Есть три основных группы качеств хорошего руководителя:
Под профессиональными качествами руководителя подразумевают опыт и знания, которые человек приобрел в определенной сфере. Если директор далек от внутренних процессов, то шансов на грамотное управление очень мало. Такому человеку будет сложно правильно выстраивать работу.
К категории деловых качеств относятся умения руководетеля делегировать, контролировать, направлять подчиненных, а также способность расположить к себе не только коллег, но и партнеров.
И наконец, личные качества. Эта группа характеризует начальника как человека, его принципы, личные устои.
Не так давно от руководства требовалось только одно: знать предприятие и качественно выполнять поставленные задачи. Но современный рынок диктует свои правила. Чтобы успешно взаимодействовать с другими структурами, одного профессионализма будет недостаточно. А вот если руководитель комбинирует в себе вышеперечисленные качества, то он автоматически становится идеальным начальником как для коллектива, так и для компании в целом.
Личностные качества
Одному человеку крайне трудно уследить за всем происходящем, разобраться во множестве вопросов крупной компании. Чтобы облегчить данную задачу, управленцу достаточно собрать продуктивную команду: производственники, менеджеры по продажам, финансисты, кадровики, маркетологи, грамотные юристы. Организовать слаженно их работу — вопрос более сложный.
С личными качествами все просто: надо быть лидером по жизни. Лидер — это человек, который адекватно оценивает, прежде всего, самого себя. Начинать нужно всегда с себя. Невозможно здраво анализировать других, если собственная самооценка завышена или занижена. Именно благодаря самоконтролю и самокритике у руководителя получится выстроить замечательные отношения с подчинёнными.
Хороший директор просто обязан быть амбициозным и целеустремленным. Ведь если человек стремится сам добиться высоких показателей, то и компанию он к этому тоже привести сможет. И команда за таким человеком будет охотно следовать.
Не менее важно быть решительным и настойчивым. Как показывает практика, путь к успеху складывается из нестандартных, на вид абсурдных, иногда рискованных шагов.
Также отличительные качества хорошего руководителя — выдержка, стрессоустойчивость и умение держать себя в руках. Потеря контроля чревата последствиями. Причем не самыми лучшими. К тому же эмоционально нестабильные личности не в состоянии принимать обдуманные решения и рассчитывать последствия.
Директор – это всегда глава коллектива. Коллектив складывается из людей, с которыми необходимо общаться и проявлять уважение. Если подчиненным создадут комфортные условия для работы, будут правильно преподносить критику и относиться с уважением, то они будут показывать лучший результат. Вот она – основа для продуктивной командной работы.
Но при этом всем к коллективу также необходимо быть требовательным. Шеф просто обязан заслужить авторитет. В противном случае, ни о какой дисциплине не может быть и речи.
«Обман руководства — это норма жизни»
Я сейчас могу написать объявление о приёме на работу так, что сразу придёт нужный человек, а раньше одни алкаши приходили. Сколько я их перебрала — это ужас какой-то…
Чтобы собственные сотрудники не обманывали, надо хорошо понимать процессы. Методика хронометража должна быть освоена руководителем лично. Иначе будешь ходить в лапше не только на ушах. Обман руководства — это норма жизни, с этим придется жить каждому, кто решил начать бизнес.
Истинный лидер готов воплощать в жизнь самые смелые идеи, пробовать все новое и необычное. Время не стоит на месте и руководитель должен быть готовым быть гибким. А следом за ним с горящими глазами будет выстраиваться его команда.
Профессиональные качества руководителя
Должность руководителя присутствует в каждой сфере. Из-за этого данная группа качеств весьма специфическая. Но и здесь можно выделить главное:
Профессиональные навыки стали заключающими. И это совсем не случайно.
Чтобы стать руководителем предприятия любой сферы, человек должен обладать организационными способностями и быть личностью. Можно найти множество примеров историй, когда управленец из одной сферы деятельности приходил совсем в другую, кардинально отличающуюся. При этом ему не составило труда стать успешным. А все потому, что он анализировал потенциал и ресурсы, оценивал способности своих подопечных и правильно делегировал задачи.
Наличие профессиональных знаний является толчком для развития лидерских качеств, социального и практического интеллекта. Кроме того, необходимо учитывать, что руководителю может потребоваться заменить того или иного сотрудника, «выпавшего» из рабочего процесса, — во всяком случае, на время поиска замены.
«Все процессы необходимо жёстко прописывать»
Работа над качеством каждого заказа требует постоянного внимания. Я думал, что достаточно обратиться к переводчику, и он будет готов все сделать на 100%, а может, и на все 200%.
В реальности все оказалось не так. Получилось, что за каждым звеном нужен глаз да глаз. Все процессы необходимо четко и порой жестко прописывать, и требовать их исполнения. Кто-то подходил к обязанностям спустя рукава. Тогда нужно было делать заказы самому и одновременно искать замену нерадивым сотрудникам.
Кроме того, руководитель должен хорошо разбираться в рабочих, производственных процессах для того, чтобы подбирать действительно профессиональных сотрудников.
«Нужно разобраться в рабочих процессах самому, прежде чем делегировать»
Очень сложно подбирать программистов. Я часто ищу людей под конкретные проекты, и если отношения складываются, если меня устраивает результат их работы, то они остаются.
Так вот если бы я сама не владела той же вёрсткой сайтов, если бы не знала, что действительно возможно сделать, а что невозможно, меня было бы легко обмануть. Много раз встречалась с таким, что человек предварительно оценивает работу, скажем, в 30-50 часов. Хотя я прекрасно знаю, что эту же работу можно выполнить за один рабочий день максимум. Аналогично с подбором специалистов по контекстной рекламе, по семантике, сеошников и др.
Предполагаю, что есть сферы, в которых обмануть руководителя труднее, чем в моей. Но лично для себя я выработала чёткий принцип: прежде чем что-то делегировать, нужно самой досконально разобраться в рабочих процессах.
Несомненно, в каждой сфере есть свои особенности, которые толковый руководитель обязан брать во внимание. Тем не менее на фоне деловых и личностных качеств все остальное становится менее значимым и весомым. В этом и заключается причина, по которой не каждому профессионалу под силу обуздать компанию.