Что значит хороший нрав
Мусульманин – самый прекрасный человек
Прекрасный нрав – это одно из лучших достоинств, которое спасёт его обладателя от огня Ада.
«Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всём человечестве, а Посланник (мир ему и благословение) свидетельствовал о вас самих…» (смысл) (сура «Аль-Бакара», аят 143).
Знаем ли мы, какой поступок более других вводит в Рай в Судный день? Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Главное из того, что введёт в Рай, – это богобоязненность и благой нрав». Прекрасный нрав – величайшая добродетель, которая будет вводить людей в Рай.
Всевышний Аллах описал, как правоверные спешат войти в Райские сады. В священном Коране сказано (смысл): «Которые… сдерживают гнев и прощают людей, Воистину Аллах любит творящих добро» (сура «Алю-Имран», аят 134). Потому что они обладатели хорошего нрава и они те, кто войдут в Рай.
Когда спросили Пророка (мир ему и благословение) о женщине, которая постится, выстаивает молитвы, однако у неё плохой нрав, она вредит соседке своим языком, он сказал, что она из обитателей Ада, так как не поняла, что Ислам – это религия хорошего нрава, религия прекрасных взаимоотношений между людьми.
Богослужение совершается для того, чтобы оно улучшало наш нрав и очищало душу, улучшало наши взаимоотношения с людьми. Для этого Пророк (мир ему и благословение) во многих хадисах объяснял своим сподвижникам, чтобы они усердствовали в улучшении своего нрава. Это приближает нас к Пророку (мир ему и благословение) в Раю.
Возьмём в качестве примера этот прекрасный хадис: «Поистине самый любимый из вас для меня и самый близкий из сидящих рядом со мной в День Суда – лучший из вас нравом».
Те люди, которые улучшали свой нрав в отношениях с людьми, – это наиболее близкие к Пророку (мир ему и благословение).
Пророк (мир ему и благословение) обладал прекрасным нравом. Он стеснялся сделать ошибку, сделать что-то порицаемое, хотя Аллах защитил его от всего этого. Как сказал один из сподвижников, описывая нрав Посланника (мир ему и благословение), «он скромнее, чем дева в своём доме».
Пророк (мир ему и благословение) никогда никого не бил, кроме, как в битве, он ни разу не ударил ни женщину, ни слугу и никого из людей. Ладонь его была мягче, чем шёлк.
Однажды один из только что принявших Ислам, начал совершать намаз вместе со сподвижниками, но он не знал, что нельзя разговаривать во время молитвы. Сподвижники стали бить себя по бедру, давая понять ему, чтобы он замолчал, а он ещё больше разговаривал. Так он испортил свою молитву и мешал людям в мечети. После того, как закончили совершать намаз, его позвал Пророк (мир ему и благословение). Позже этот человек сказал, что не нашёл бы учителя лучше, чем Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «Он не кричал на меня и не говорил обидных слов, но сказал мне: “Во время намаза не допускается ничего из речи”, и начал учить меня намазу». Вот таким был Пророк (мир ему и благословение). Аллах описал его в Коране такими словами:
«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердым, то они непременно покинули бы тебя» (сура «Алю-Имран», аят 159).
Ты хочешь Рая? Тогда улучшай свой нрав в отношениях с людьми. Если к тебе отнеслись плохо, то ты отнесись хорошо. Если тебя рассердили, то не сердись.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что один человек обратился к Пророку (мир ему и благословение): «Дай мне совет».
Он сказал: «Не гневайся».
После этого тот несколько раз повторил свою просьбу, но каждый раз Пророк (мир ему и благословение) говорил:
«Не гневайся» (имам аль-Бухари).
Самое лучшее качество, которым должен обладать верующий, – это кротость. Каждый, кто проявляет нежность, мягкость, – это обитатели Рая, так их описал Пророк (мир ему и благословение).
Однажды Умар бин Абдуль Азиз, правитель мусульман, был ночью в мечети Медины с людьми. Один мужчина спал в этой мечети. Умар не заметил его и наступил ему на ногу. Мужчина вскочил и сказал халифу Умару: «Ты сумасшедший, ты не видишь?» Умар ему ответил: «Нет, я не сумасшедший». И ушёл. Друзья спросили его: «Разве он не ругал тебя?» Он ответил: «Он меня не ругал, он спросил, сумасшедший ли я, я ответил, что нет».
Однажды Абу Зарр аль-Гифари, принадлежавший к знатному роду, оскорбил Биляла, обозвав его сыном чёрной женщины. Узнав об этом, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) упрекнул Абу Зарра словами: «О, Абу Зарр, ты совершил мерзкий поступок». После этих слов Абу Зарр глубоко раскаялся. Он подошёл к Билялу, положил голову на землю и попросил наступить на лицо ногой: «Наступи на моё лицо, Билял, чтобы Аллах простил меня». Но Билял не сделал этого, ведь он сам его уже простил.
Всевышний говорит: «Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник» (сура «Фусилат», аят 34).
Хочешь награды, хочешь превосходства?
Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Я гарантирую… Я гарантирую дворец в центре Рая тому, кто оставил ложь даже в шутке». Всевышний так говорит о качествах богобоязненных своих рабов (смысл): «А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят благие слова» (сура «аль-Фуркан», аят 63).
Они не отвечают другим ни унижением, ни руганью, ни проклятием. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Верующий привычный друг, и нет добра в том, кто не привыкает и к кому не привыкают люди». Верующий – хороший человек, он прекрасен, когда продаёт что-то или когда покупает, прекрасен при возращении долгов и когда берёт в долг, прекрасен со своей семьёй, со своими соседями, с окружающими людьми.
Почёт и уважение гостям – одно из важнейших черт прекрасного нрава.
Однажды к Пророку (мир ему и благословение) пришёл гость, однако у него не было еды, не было еды также и у его жён, тогда спросил Пророк (мир ему и благословение) сподвижников: «Кто примет гостя Посланника Аллаха?» Встал мужчина из ансаров и сказал: «Я, О Посланник Аллаха». Но он не знал, есть у него в доме еда, но всё-таки забрал гостя к себе. Придя домой, он спросил свою жену: «Есть ли у нас дома еда?» Она сказала: «У нас нет в доме еды, кроме как еды для детей». Он сказал: «Уложи спать детей». Она уложила спать детей, не покормив их. Потом они пригласили гостя к столу, а сами сидели в стороне и ничего не ели. Гость поел, попил. И на утро Пророк (мир ему и благословение) радостно сказал: «Поистине Аллах был удивлён тому, что вы сделали вчера». И ниспослал Аллах:
«Они отдают им предпочтение перед самими собой, даже если и сами испытывают нужду. Преуспеют те, кто будете защищён от собственной скупости!» (сура «аль-Хашият», аят 9).
Прекрасный нрав – это одно из лучших достоинств, которое спасёт его обладателя от огня Ада.
Самым полноценным иманом обладают те мусульмане, которые обладают лучшим нравом. Самые ненавистные для Пророка (мир ему и благословение) – это болтуны, хвастуны и горделивые.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) шутил часто, но в своих шутках он всегда придерживался истины. Пророк (мир ему и благословение) увидел одного из сподвижников по имени Аль-Ашад ибн Аль-Кайс – это был один из высоконравственных сподвижников. Пророк (мир ему и благословение) похвалил за его благой нрав и сказал Аль-Ашаду: «В тебе есть два свойства, их любит Аллах и его Посланник, – это кротость и выносливость».
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) очень любил этого сподвижника. Этот человек был некрасив собой, и однажды, когда он был занят продажей своих товаров, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) подошёл к нему и обнял его сзади так, что тот не мог обернуться и увидеть его. Тот воскликнул: «Отпусти меня! Кто это?» – а когда повернулся и узнал Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то крепко прижался к нему. Что же касается Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то он принялся повторять: «Кто купит этого раба?» Услышав это, тот сказал: «О Посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, ты увидишь, что я – не ходовой товар!» На это Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Но не таков ты пред Аллахом!» (или же: «Но пред Аллахом цена тебе высока!»).
Да сделает нас Всевышний, ради Пророка (мир ему и благословение), кроткими и выносливыми, восхваляющими Всевышнего, благодарными рабами и одарит заступничеством Посланника (мир ему и благословение) в Судный день. Амин!
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Благой нрав – ключ от Рая
Следует знать, что сутью Пророчества Пророка Мухаммада (мир ему и благословление) является облагораживание наших нравов, сам Посланник Аллаха (мир ему и благословление) в хадисе сказал: «Воистину, я ниспослан для восполнения наилучших нравов». Пророк Мухаммад (мир ему и благословление) обладал среди всех пророков самым совершенным нравом, о чём говорит сам Всевышний Аллах в Священном Коране, обращаясь к Мухаммаду (мир ему и благословение) (смысл): «Воистину, ты – обладатель великих нравов». Суть послания Пророчества Мухаммада (мир ему и благословление) заключается в возвышении и улучшении наших нравов.
В изречениях Посланника Аллаха (мир ему и благословление) очень много сказано о наилучших нравах. Никакая идеология, никакие общественные системы не принесли человечеству столь совершенную систему нравственных ценностей, как это сделала наша религия, как это сделал Пророк Мухаммад (мир ему и благословление). Пророк (мир ему и благословление) каждому человеку оставил из своей жизни наилучший пример, на который нам нужно равняться.
Мы должны знать, что все предписания, веления и запреты религии нацелены на то, чтобы мы обладали наилучшим нравом и знали, что среди наших поступков самым ценным, самым превосходящим в Судный день будет благой нрав, ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал: «Нет ничего более тяжёлого на весах деяний раба в Судный день, чем благой нрав». Это – чёткое руководство для нас.
Посланник Аллаха (мир ему и благословление) говорит: «Не твои ночные молитвы, не многочисленные посты, а благой нрав» будет самым тяжёлым из твоих благих деяний на чаше весов в Судный день. Наша вера не может быть полноценной, пока мы не будем обладать благим нравам, в хадисе Пророка (мир ему и благословление) сказано: «Совершенным иманом из рабов Аллаха обладают те из уверовавших, кто обладает наилучшим нравом». Также в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословление) сказано: «Наилучший Ислам проповедует тот, кто обладает наилучшим нравом». Чем больше мы следуем Пророку (мир ему и благословление) в его нравах, тем больше Посланник Аллаха (мир ему и благословление) любит нас, а любовь Пророка (мир ему и благословление) – это спасение в Вечном мире.
Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал: «И самые близкие ко мне в Судный день – это те из вас, кто обладает наилучшим нравом».
Нужно знать, что первый шаг на пути облагораживания нрава начинается с признания собственных недостатков, собственных пороков, но мало кто среди нас признаёт их, все мы считаем себя совершенными людьми относительно нравов Ислама, а что касается отношения к мирскому богатству, то его нам всегда не хватает – мы всегда смотрим на тех, у кого больше, чем у нас мирского, но не смотрим на тех, у кого больше ахиратского.
Согласно хадису Посланника Аллаха (мир ему и благословление) «Наибольшее, что приводит людей в Рай, – это богобоязненность и благой нрав». Однажды к Посланнику Аллаха (мир ему и благословление) пришла делегация и спросили люди: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословление), кто из рабов наиболее дорог Всевышнему Аллаху?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: «Из рабов наиболее дороги Всевышнему Аллаху те, кто обладает наилучшим нравом». Также Посланник Аллаха (мир ему и благословление) спросил у своих сподвижников: «Рассказать ли вам, кто из вас мне более дорог?», сподвижники ответили: «Расскажи, о Посланник Аллаха (мир ему и благословление)», Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал: «Те из вас, кто обладает наилучшим нравом». Также Пророк (мир ему и благословление) сказал в хадисе «Я гарантирую дом на наилучшем месте в Раю тому человеку, кто облагородил свой нрав».
Сам Посланник Аллаха (мир ему и благословление) обращался ко Всевышнему Аллаху с таким дуа: «О Аллах, наставь меня к наилучшему нраву, воистину, к наилучшим нравам наставляешь только Ты». Людям, которые желают изменить свой нрав к лучшему, желательно почаще обращаться ко Всевышнему, ибо именно Он способен повернуть наши сердца, изменить человека. Пусть Всевышний Аллах поможет нам облагородить наши нравы. Аминь.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
10 признаков того, что вы обладаете хорошим нравом
Нет ничего, что было бы весомее на весах деяний, чем благой нрав.
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Поистине, я был ниспослан, чтобы усовершенствовать нравственность».
Это изречение указывает нам лишь на одно – работать над своей нравственностью постоянно. Признаки того, что вы обладаете благим нравом, следующие:
1. Воздержание от споров.
Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Я обещаю дом в Раю тому, кто оставит спор, даже если он прав».
2. Слушать внимательно.
Посланник Аллаха (мир ему) всегда с вниманием слушал того, с кем разговаривает, даже если это были дети. Внимание выстраивает уважение и крепкие отношения между людьми.
3. Не искать недостатков в других.
В хадисе сказано: «Остерегайтесь дурных мыслей (о людях), ибо, поистине, дурные мысли – это самые лживые слова! И не ищите в других недостатков».
4. Терпимое отношение к ошибкам ближнего.
Посланник Аллаха (мир ему) сказл: «Того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет и в мире этом, и в мире ином».
5. Находить оправдание.
Умар ибн Хаттаб говорил: «Ни в коем случае не думай о словах своего брата мусульманина ничего, кроме хорошего, пока ты можешь находить им благое толкование».
6. Проявлять терпение по отношению к окружающим.
В хадисе сказано: «Тому, кто проявляет терпение, Аллах даст его, и нет ничего лучшего из даров Аллаха, чем терпение».
7. Видеть ошибки в себе.
«Если ты исправишь свои скрытые деяния, то впоследствии, Аллах исправит твои внешние дела».
8. Не винить других.
Один праведник сказал: «Когда что-то идет не так, легче всего обвинить кого-либо. Но помни, что чем лучше человек, чем больше он винит себя, а не других».
9. Хорошо обращаться и с пожилыми, и детьми.
Пророк (мир ему) сказал: Кто жесток к младшим и не уважает старших, тот не из нас».
10. Постоянное стремиться к совершенствованию своего нрава.
Для защиты от плохого нрава Посланник Аллаха (мир ему) взывал к Аллаху следующим дуа:
اللهم إني أعوذ بك من منكرات الأخلاق، والأعمال،
Аллахумма инни аузу бика мин мункаратил-ахляки, валямали, валь-ахваи.
«О Аллах! Я прибегаю к Твоей защите от дурного нрава, деяний и страсти».
Почему мы нуждаемся в хорошем нраве
Муфтий Дагестана шейх Ахмад Афанди
وَإِنَّكَ لَعَلَىٰ خُلُقٍ عَظِيمٍ
(смысл): «Поистине, ты (Мухаммад) обладаешь великим нравом (самыми лучшими нравственными качествами)» (сура Аль-Калам: 4).
Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала:
«Качества Пророка ﷺ были качествами Корана» (Ибн Хиббан);
«В День Суда ближе всех из вас ко мне будет тот, кто обладает наилучшим нравом» (Ибн ан-Наджар);
3. Пророк ﷺ считал своей пророческой миссией облагораживание и усовершенствование нравственных качеств, как он сам сказал:
«Воистину Я был послан для усовершенствования нравов» (Джами аль-ахадис, 8892);
4. благой нрав отяготит весы раба в День Суда, как сказал Пророк ﷺ :
«Нет ничего более тяжёлого на весах деяний раба в Судный день, чем благой нрав» (Абу Давуд, Тирмизи);
5. Пророк ﷺ рассказал, что благой нрав – это сливки религии.
От Абу ‘Алаа ибн Шиххира (да будет доволен им Аллах) передаётся:
«Один человек подошёл к Посланнику Аллаха ﷺ лицом к лицу и спросил: «О Посланник Аллаха! Что такое религия (дин)?» Он ответил: «Благой нрав«. Потом тот подошёл справа и спросил: «О Посланник Аллаха! Что такое религия?» Тот ответил: «Благой нрав«. Затем человек подошёл слева и спросил: «Что такое религия?» Опять в ответ прозвучало: «Благой нрав«. Тот подошёл уже со спины и спросил: «О Посланник Аллаха! Что такое религия? «, Пророк ﷺ повернулся к нему и ответил: «Разве ты не понимаешь? Религия – чтобы ты не гневался»» («Ихья ‘улум ад-дин»);
6. плохой нрав — это несчастье (шуъмун) и болезнь для его обладателя и того, кто живёт с ним.
От Джабира ибн Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) передаётся:
«Пророка ﷺ спросили: «Что такое «шуъмун» (несчастие)?» Он ответил: «Это плохой нрав»» (Ибн ‘Асакир);
7. Посланник Аллаха ﷺ рассказал, что самое лучшее из качеств – это благой нрав, и невозможно, чтобы Аллах улучшил нрав человека и ввёл его в Ад.
Посланника ﷺ спросили:
«»Какое из деяний самое ценное?» Он ответил: «Благой нрав«» («Ихья ‘улум ад-дин»).
Также Посланник ﷺ сказал:
«Аллах не даст сгореть в Аду тому, чьё сотворение и благой нрав Он украсил» (Табарани);
8. поклонение – даже если его много – не приносит пользу без благого нрава.
«Однажды Пророку ﷺ сказали: “О Посланник Аллаха! Поистине, некая женщина выстаивает ночные молитвы, постится днём, раздаёт милостыню, но у неё плохой нрав, и она причиняет вред соседям своим языком”. Пророк ﷺ сказал: “Нет в ней блага, она из числа обитателей Огня!”» (Бухари в «Аль-Адабуль-муфрад» 119);
9. благой нрав – это первое, что кладут на весы раба в Судный день, и этим усиливается его вера, а из-за плохого нрава усиливается неверие. Да убережёт нас Всевышний Аллах от этого.
От Абу Ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Я слышал, как Посланник Аллах ﷺ сказал: «Первое, что положат на весы – это благой нрав и щедрость. Когда Аллах сотворил веру, она сказала: «О Аллах, усиль меня», – и Аллах усилил её благим нравом и щедростью. А когда Аллах сотворил неверие, то оно сказало: «О Аллах! Усиль меня», – и Аллах усилил его жадностью и плохим нравом«»;
10. благой нрав – это украшение веры. Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Всевышний избрал для себя эту религию, и нет украшения вашей религии кроме щедрости и благого нрава, так украшайте вашу религию ими»;
11. человек не может отдать всем людям имущество, однако может одарить их своим благим нравом. И они полюбят его, и распространится из-за него любовь между людьми. Пророк ﷺ сказал:
«Поистине, вы не сможете охватить всех людей своим имуществом, так охватите их всех своей улыбкой и благим нравом»;
12. плохой нрав портит все дела, которые совершает человек, начиная с веры и заканчивая другими деяниями. Пророк ﷺ сказал: «Плохой нрав портит деяния, подобно тому, как уксус портит мёд»;
13. Посланник Аллаха ﷺ обращался с мольбой к Всевышнему и просил увеличить его благие качества, а ведь известно, что он просил только о благом. Вот одна из таких его просьб в начале намаза: «О Аллах, веди меня к наилучшим нравам, ведь только Ты ведёшь к наилучшим нравам, и отведи меня от наихудших нравов, ведь только ты можешь отвести от них»;
14. благонравие растворяет грехи без остатка. От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Воистину, благонравие растворяет грехи, подобно солнцу, растворяющему лёд»;
15. благонравие делает жизнь человека счастливой. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Один из признаков счастья человека – его благой нрав»;
16. благонравие сочетает в себе блага этого и того света. Анас (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Умму Хабиба (да будет доволен ею Аллах) спросила Посланника Аллаха ﷺ : «Что будет с женщиной, у которой в этом мире было два мужа (вышла замуж после смерти прежнего мужа), которая скончалась, и её мужья также вскоре умерли, и все они войдут в Рай – с кем она будет в Раю?»
Пророк ﷺ ответил: «Она будет с тем, кто был более благонравен, о Умму Хабиба, благонравие сочетает в себе блага обоих миров».
17. благонравие возносит раба Аллаха до степени постящихся днём, выстаивающих в поклонении ночь, много поклоняющихся. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Воистину, вдохновлённый Всевышним мусульманин благодаря своему благонравию и благородству достигает положения постящегося днём и выстаивающего в поклонении ночь».
Анас (да будет доволен им Аллах) также передаёт, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Воистину, раб Всевышнего благодаря своему благонравию достигает высоких степеней и почётных уровней Вечного мира, даже если он слаб в поклонении»;
18. скверный нрав низвергает человека до самых низких уровней Ада. Да упасёт нас Всевышний от этого. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Воистину, раб Аллаха из-за своего скверного нрава достигает самых глубоких уровней Ада»;
19. обладатель благого нрава, поистине, лучший из людей, как сказал Пророк ﷺ : «Лучшие из вас те, у которых самый лучший нрав»;
20. обладатель благого нрава близок к Всевышнему Аллаху, Пророк ﷺ сказал: «Поистине, щедрый близок к Аллаху, к людям и к Раю и далёк от Ада, и поистине, скупой далёк от Аллаха, от людей и от Рая и близок к Аду»;
21. обладатель благого нрава запретен (харам) для огня Ада, то есть защищён от него. Пророк ﷺ сказал: «Рассказать ли вам про того, кто будет запретен (харам) для огня Ада завтра (в День Суда)? Каждый лёгкий (нравом), мягкий (нравом), близкий (дисциплинированный на собраниях), уступчивый (великодушный в купле-продаже)»;
22. благой нрав – это благо для его обладателя. Пророк ﷺ сказал: «Доброта – счастье (блага), глупость – несчастье»;
23. скверный нрав губит его обладателя и портит все его хорошие деяния. Пророк ﷺ сказал: «Зависть пожирает (портит) хорошие деяния подобно тому, как огонь пожирает (сжигает) дрова»;
24. обладатель благого нрава считается обитателем Рая. Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал:
Когда Пророк ﷺ ушёл, ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас (да будет доволен им Аллах) последовал за тем человеком и сказал ему: «Я поссорился со своим отцом и поклялся, что в течение трёх дней не буду приходить к нему, и если ты посчитаешь возможным приютить меня на это время, то я так и сделаю», и тот сказал: «Хорошо«».
Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «А потом ‘Абдуллах рассказывал, что провёл с ним три дня, но не видел, чтобы он хоть немного молился по ночам, и только когда он просыпался и начинал ворочаться в своей постели, то поминал Аллаха Всемогущего и Великого. И так продолжалось до тех пор, пока он не поднимался на утренний намаз».
И тогда ‘Абдуллах сказал: «Это и есть то, что возвысило тебя!»;
25. человек никогда не постигнет сущности веры, кроме как улучшением нрава. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Клянусь Тем, в чьей воле душа Мухаммада, вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, и вы не уверуете, пока не полюбите друг друга. Не побудить ли вас к тому, что обеспечит вам всё это? Распространяйте салам между собой»;
26. плохой нрав – это пагубная болезнь, из-за которой погибли предыдущие общины, и от которой нас остерегал Посланник Аллаха ﷺ словами: «Поистине, постигнет мою общину болезнь предыдущих народов». Они спросили:
«Что это за болезнь предыдущих народов?» Он ответил: «Злоба, вероломство, увеличение имущества, состязание за мирское, гнев друг на друга, зависть друг к другу – до того, что будет притеснение, а потом смута»;
28. Всевышний Аллах призовёт благонравного в день Великого Суда перед всеми творениями и наградит его за благонравие. От Посланника Аллаха ﷺ передаётся: «Того, кто сдержит свой гнев, имея возможность проявить его, Всевышний призовёт в день Великого Суда перед всеми творениями и даст ему на выбор ту гурию, которую он пожелает»;
29. благонравие поддерживает человека в преклонном возрасте. От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Юноше, который проявит почтение к старцу из-за его возраста, Всевышний непременно направит того, кто окажет ему почтение в старости»;
30. скверный нрав препятствует прощению Всевышнего Аллаха. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Врата Рая открываются каждый понедельник и четверг, и каждому рабу, не придававшему Аллаху никого в сотоварищи, прощаются грехи, за исключением человека, у которого между ним и его братом была ненависть и вражда. После чего говорится: “Отсрочьте этим двоим, пока они не помирятся, отсрочьте этим двоим, пока они не помирятся, отсрочьте этим двоим, пока они не помирятся”». (Муслим)
31. обладатель скверного нрава не войдёт в Рай. От Хумама бин Хариса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды мимо Хузайфы ибн Ямана (да будет доволен им Аллах), прошёл человек, Хузайфе сказали, что он доносит о людях правителям, Хузайфа ответил: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Не войдёт в Рай сплетник…«»;
32. скверный нрав является признаком лицемерия, в то время как благой нрав является одним из признаков веры. От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Стыдливость и немногословность – две ветви имана, а сквернословие и болтливость – две ветви лицемерия…»;
33. благой нрав в этом мире даёт такие плоды, как высокое положение, благословение и благородство. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ казал:
«Милостыня не уменьшает имущество. Аллах не добавит Своему рабу, прощающему других, ничего, кроме славы, а того, кто проявит смирение ради довольства Аллаха, Аллах непременно возвышает» (Муслим).
34. плохой нрав – мрак Судного дня. От Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал: «Несправедливость – мрак Судного дня»;
35. Всевышний Аллах накажет обладателя скверного нрава соответственно его нраву. От Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ поднялся на минбар и громко воззвал:
«О те, которые приняли Ислам на словах, но чьи сердца не прониклись ещё верой, не причиняйте страданий мусульманам, не стыдите их, не выискивайте у них недостатков – воистину, у того, кто будет выискивать недостатки у своего брата мусульманина, Аллах будет выискивать недостатки, а если недостатки будет выискивать Всевышний, то Он опозорит его, даже если тот будет скрываться в глубине своего дома»;
36. Посланник Аллаха просил защиты у Всевышнего от скверного нрава, поскольку это бедствие.
Приводится, что Посланник Аллаха обращался ко Всевышнему с такой мольбой: «О Аллах, защити меня от того, чтобы стать причиной раздоров, защити меня от лицемерия и скверных нравов»;
37. благонравие открывает широкие двери для обильного и благословенного удела. Яхья ибн Муаз сказал: «Воистину, в укрепление благих нравов человека открывает сокровищницу его удела»;
38. благонравие – это фундамент и основа религии. Яхья ибн Муаз сказал: «У всякого строения есть фундамент, а фундаментом Ислама является благонравие».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.