Что такое хип-хоп? История возникновения, описание, виды и особенности хип-хопа
Вряд ли в наше время есть кто-то, кто не слышал такого словосочетания – «хип-хоп». Слышать-то слышали, да вот не все наверняка знают, что оно обозначает. Танец это или музыка? А может и то, и другое? Нужно разобраться…
Что такое хип-хоп
«Хип-хоп – это стиль жизни», – говорят приверженцы данного направления. И такое определение, безусловно, полностью характеризует его. Хип-хопом нельзя заниматься, не живя им.
Виды хип-хопа
Существует несколько направлений, помогающих понять, что такое хип-хоп, поскольку каждое имеет свое особое значение. В музыке это рэп и битбокс, в танце – брейк-данс, хаус, флексинг и прочие, в изобразительном искусстве – граффити, в спорте – стритбол. Некоторые относят к уличной культуре, в том числе и баскетбол. Важно отметить, что человек, занимающийся хип-хопом, не обязательно должен посвящать себя лишь одному направлению, он вполне может совмещать и увлечение рэпом, и брейк-данс и даже «наскальную живопись» граффити.
Особенности
Основным отличием хип-хоп культуры является свободный стиль в одежде. Считается, что начало такой моде положили тюремные робы огромных размеров, куда мог влезть любой. Также и в хип-хопе – принято носить вещи, на размер, а то и несколько, больше, чем нужно.
История танца
Главным из всех танцев хип-хопа считается брейк-данс. Он возник самым первым, и появлением своим обязан человеку по имени Кул Херк. Вернее сказать, брейк-данс потихоньку развивался и до него, однако не в таком виде, каким его знают сейчас. Танцоры крутили элементы, стоя на ногах, а не на голове. Именно с Кул Херка же началась другая эра брейк-данса. Он читал тексты под музыку (позднее это перерастет в рэп), а между выступлениями делал перерывы (то есть «брейки», с английского break – перерыв), для того, чтобы танцоры («дэнсеры», с английского dance – танец) могли показать свои навыки. Так и стал популярным брейк-данс – первый танец в хип-хоп культуре (впрочем, данная культура тогда еще не имела своего названия, но об этом чуть позже).
Главной особенностью танца является импровизация. Выступающий не придумывает заранее движения, он выходит и действует «по наитию». И если сначала хип-хоп танец был уличным, то теперь его активно изучают и в танцевальных студиях. Особенную популярность он завоевал после выхода фильмов, ему посвященных (например, «Шаг вперед» или «Бит Стрит»).
Музыка хип-хопа
Хип-хоп в музыкальной индустрии появился примерно в те же годы, что и в танце. Первые мастера хип-хоп песен называли себя Master of Ceremony (сокращенно MC), вот откуда пошло это слово. Они были ди-джеями (сокращенное от английского disk-jokey), сводившими начитанный под определенный ритм рифмованный текст. Такая музыка снискала большую популярность на вечеринках.
Первую награду, а значит, и первое официальное признание деятели рэп-культуры получили в 2004 году. Тогда престижная премия «Грэмми» за лучший альбом была отдана именно рэп-исполнителям.
Граффити
В России
В начале двухтысячных заявили о себе новые исполнители – Децл, Лигалайз, Гуф, Баста. Последний активно работает и по сей день, имея свой лейбл, кстати, выступает он под целыми тремя псевдонимами. Примерно в это же время узнали в русском хип-хопе, что такое баттлы, они зародились в нашей стране приблизительно в 2006 году и к настоящему моменту приобрели огромную популярность. Одним из наиболее известных рэп-артистов на сегодняшний день в России считается Оксимиррон.
Детский хип-хоп
Если изначально танцы в стиле хип-хопа были свойственны лишь «детям улиц», то теперь хип-хопу обучают в специальных студиях, в том числе и детских. Направление брейк-данс очень популярно среди подрастающего поколения. А поскольку учат, как правило, опытные в данном движении педагоги, детям посещать подобные занятия вдвойне веселей. Хип-хоп для детей часто организовывают в том числе и на базе учебных заведений. Таким образом, у школьников есть возможность самореализоваться практически «без отрыва» от учебного процесса.
Хип-хоп – это не просто музыкальное или танцевальное направление. Это стиль жизни и способ самовыражения молодого поколения.
Хип-хоп – танцевальное и музыкальное направление молодежной культуры. В начале 20 века хип-хоп имел ярко выраженную социальную ориентацию в творчестве: выражал протест против несправедливости, господства денег, коррупции. Затем, постепенно, стал модным, а значит, и коммерческим течением. Тем не менее, в среде хип-хопа и сейчас есть много исполнителей, придерживающихся первоначальной, оппозиционной к власти линии в творчестве.
История возникновения танца
Слово «хип» пришло из афроамериканского диалекта и служило для обозначения подвижных частей человеческого тела. Кроме этого, слово «хип» употреблялось в значении «приобретение знаний, усовершенствование». Слово «хоп» означает «прыжок, скачок». Таким образом, объединившись, два слова выражают идею всего направления хип-хоп – движение вперед, развитие, осмысление современной жизни, острая критика негативных моментов.
Пять основных элементов хип-хопа сформулировал диджей Afrika Bambaataa в 1974 году. В 1978 году рэпер Keith «Cowboy» Wiggins, вместе с с Grandmaster Flash способствовали дальнейшему развитию нового течения. А началось все с шутки. Молодые люди, провожая своего друга в армию, напевали в джазовой манере слова хип-хоп, хип-хоп, имитируя при этом, чеканный шаг марширующих солдат. Так и родился ритм нового музыкального направления. Коллеги молодых экспериментаторов, артисты диско, насмешливо называли их «хип-хоперами», не подозревая, что именно благодаря им рождается новая молодежная культура, которая найдет поклонников во всем мире.
Что такое хип-хоп?
Основу хип-хоп культуры составляют пять столпов: ди-джеинг, эм-синг, брейкинг, граффити и knowledge. Афроамериканские ди-джеи стремились разнообразить монотонность диско-композиций и стали экспериментировать с пластинками, перекраивая композиции на свой лад. Музыкальная область хип-хопа обширна, но его суть для всех течений одна: начитывание рэпа – ритмичного речитатива – на мелодическую и ритмическую основу. Грендмастер Флеш (Grandmaster Flash) создал техническую основу хип-хопа, которая сейчас используется многими ди-джеями. Она состоит из сдвоенного комплекта проигрывателей, соединенных так, что можно звук одной пластинки накладывать на звук другой.
В 80-ые годы техника ди-джеев обогатилась новыми приемами: широко использоваться стал «скретч» — «поскребывание». Эта техника предполагает умение ди-джея двигать пластинку взад-вперед таким образом, чтобы не нарушался ритмический рисунок. Именно эта музыка и стала основой развития танцев в стиле хип-хоп.
Виды
Как отмечалось выше, хип-хоп это не просто музыка или танец, а молодежная субкультура в целом, позволяющая ее адептам проявить свою индивидуальность. Поэтому и танцевальные и музыкальные композиции в стиле хип-хоп могут существенно отличаться друг от друга. В культуре хип-хопа можно выделить следующие направления:
2. Танец – брейк-дэнс
3. Изобразительное искусство – граффити, рисунок на стенах
4. Спорт – баскетбол и стритбол
В 80-90 годах возник такой феномен хип-хопа как гангстерский рэп. Тексты этого стиля были пронизаны агрессией, жестокостью и пропагандировали ценности криминальной среды.
Особенности хип-хопа
Хип-хоп возник как средство самовыражения афроамериканского населения Америки. Это течение впервые затронуло острые социальные, политические и расовые проблемы. Культура хип-хопа подразумевает и особый стиль одежды. Атрибутами одежды в стиле хип-хоп считаются широкие штаны, кроссовки, бейсболки, толстовки с капюшонами. Дополняют образ различные аксессуары – массивные цепи, бляхи, напульсники, широкие шнурки и т. д.
Сейчас хип-хоп одно из самых успешных, с коммерческой точки зрения, направлений современной культуры, а соответственно, и танцев.
Мамасэ мамаса мамакуса. Я приветствую тебя словами мира, словами хип-хопа.
Смотрел на днях короткое интервью KRS-One (один из самых уважаемых эмси этой культуры; человек, посвятивший себя архивированию и разложению «по полочкам» атрибутов культуры), где он сказал интересную мысль:
«Хип-хоп – это цивилизация, потому как элементы его культуры существовали с незапамятных времён.»
Согласен, для обывателя слышать подобное как минимум удивительно, а скорее всего даже ты сейчас думаешь: «Что за бред?» Признаюсь, я тоже в первый раз немного удивился этой мысли, но в ней есть два момента, через которые, как мне кажется, можно здорово обрисовать картину того, чем замышлялся хип-хоп, чем он стал и, возможно, чем он будет.
Содержание
Afrika Bambaataa
Опять же возвращаясь к профессору KRS-One, «хип» значит знать/быть осведомлённым, «хоп» это двигаться. В сумме мы имеем «осознанное движение». Первым человеком, что назвал зародившееся в середине 70-ых в южном Бронксе движение термином «хип-хоп» был некий Лэнс Тейлор или Afrika Bambaataa. По крайней мере, такого популярное мнение внутри культуры, мол Afrika посмотрел на улицы своего родного бронкса, увидел, что чёрная молодёжь находится на пути самоуничтожения, уехал в Африку в поисках просветления, вернулся в Бронкс и призвал молодёжь под знамёна только-только зародившегося движения, назвав его хип-хоп. Попутно брат Лэнс создал первую социально-политическую организацию хип-хопа Zulu Nation, которая занималась пропагандой новой культуры, и помогала молодым ребятам найти своё самопроявление в искусстве вместо уличного бандитизма. Нет, Лэнс не был создателем этого движения, но он стал первым, кто придал этой культуре социальную миссию – момент, который, по-моему, составляет важнейшее отличие и силу хип-хопа в сравнении с другими жанрами. Но кто же создатели.
DJ Kool Herc
Клайв Кэмблэл – молодой ямаец, который вместе с семьей эмигрировал в Бронкс. Молодой ямаец, потому что, как считают некоторые хип-хоп хэды (hip hop heads) или другими словами архивариусы культуры, хип-хоп – это манифестация культуры уличных саунд-систем (soundsystem culture), но не об этом. Клайв принёс увиденный на Ямайке музыкальный опыт в США, и 11 Августа 1973 года на вечеринке по адресу 1520 Sedgwick Avenue презентовал первую хип-хоп музыку. Здесь я остановлюсь, потому что цель данного текста обрисовать общую картину хип-хопа, а если продолжить ещё чуть говорить про Кэмбэла, можно погрязнуть в очень важных, но долгих вещах. Однако Kool Herc – это DJ.
Поговаривают, что Afrika Bambaataa вдохновился новым движением, созданным Kool Herc’om, и был первым человеком, кто публично призвал под знамёна хип-хопа следующее: искусство dj, искусство mc, искусство breakdance, искусство graffiti. Первую часть трудно оценить, а вторая в последствие стала именоваться элементами хип-хопа.
Элементы хип-хопа
DJ, MC, Breakdance, Graffiti. Четыре столпа хип-хоп культуры. Если ты дочитал до этого момента, буду считать, что я провёл эти 15 минут у клавиатуры не зря. Кстати, именно в этой последовательности. Смотри.
DJ. Kool Herc придумал способ продлевать любимые фанк и соул джойнты (пластины): на пульте две одинаковые пластины, как только проходила «самая горячая часть» на первой пластине, он возвращал её «скрэтчем» – незамысловатое движение туда-сюда пальцами по пластине – на второй.
MC. некоторые заявляют, мол искусство читать поверх играющей музыки безусловно,тянется из той самой культуры уличных систем Ямайки.
Хорошо, культура саунд систем. Своего рода «бродячий цирк»: DJ, человек с пластинами, mc и водитель повозки. Две системы спонтанно зачинали музыкальную битву друг против друга за лайки подтягивающейся толпы. Битва, где один член команды «читал» о том, почему его система лучше второй. Возвращаемся к MC. Другие говорят, мол искусство это тянется из практики народов западной африки – гриотов, кочевого народа, который славился тем, что рассказывал в литературной форме своего рода «мировые сводки» от одной станицы к другой. Одно можно сказать точно – первые эмси чистого хип-хопа появились на тусовках Kool Herc в Бронксе, когда взбадривали толпу «на потанцевать».
Breakdance. тусовка, самый модный саунд, эмси призывают отрываться – особо впечатлительные выходили вперёд и принимались выдавать замысловатые движения. Kool Herc назвал их b-boy или breakdancing или “break” – приём положивший начало музыке хип-хопа. Вроде все точки соединились.
Graffiti. конечно же, граффити начали делать не на тусовках Kool Herc и не ребята из Zulu, и вообще граффити появилось не в южном Бронксе, но к этому мы вернёмся.
Это цивилизация
Вернёмся к интервью KRS-One и заявлению о том, что хип-хоп это цивилизация и элементы его культуры существовали с незапамятных времён.
Одно из первых упоминаний гриотов датируется серединой XIV века – Империя Мали. Но KRS-One отсылает нас ещё раньше к первородному слову, что было средством передачи насущной информации, сплетен, самого актуального – это и есть искусство эмси. Эмси – не рэпер, что составляет главное отличие рэпа, как музыки, от всех других жанров, т.к. эмси – это глагол. Его первейшая задача на бите – распространять знание, осведомить слушающего, расширить его перспективы.
Кстати, совсем забыл, «распространение знаний» многими называется финальным, пятым элементом хип-хоп культуры. Так вот, получается, что эмси из Бронкса середины 70-ых явились всего лишь манифестацией древнейшей и фундаментальной практики человечества.
До появления слова, люди сообщались при помощи жестов и своего тела. Признаюсь, когда я впервые увидел breakdance, он мне показался жутко несуразным, теперь же я понимаю, что это та же реакция, что возникает у меня, когда я слышу неизвестную мне немецкую речь, потому как breakdance – это язык. Первые b-boy, выходя на танцпол под первый хип-хоп, не просто выдавали «какие-то» движения, нет. Они общались друг с другом. Представь себе двух первобытных мужчин, которые борются за одну женщину – мы оба только что представили практически одни и те же движения. Удивительно, да, мы оба только что представили себе двух первобытных людей делающих брейкданс. Естественное зрелище.
Перед тем как человек научился извлекать из себя звуки, он пошёл и поведал о чём-то на стене. Нет вопроса в том, что первобытная наскальная живопись – это граффити, в исторической науке этот термин используется давно для обозначения того же самого. Дело в том, что именно хип-хоп осознанно взял это искусство и придал ему миссию. Граффити Европы и США ХХ века были тем же граффити из тысяч пещер Ласко – разрозненная информация. Хип-хоп же превратил их в язык, в настенную живопись Древнего Египта.
Финал
Кажется, всё. На самом деле, задача, которую я поставил перед собой, при написании этого текста – показать тебе, что хип-хоп это вовсе не музыка, это куда больше музыки. Когда я думаю об элементах этой культуры, её социальной и политической жилке, уникальной манифестации этой культуры в Великобритании, Франции, в Африке, России, то всё больше соглашаюсь с профессором KRS-One – хип-хоп это самая молодая цивилизация планеты.
Это статья о хип-хопе как о музыкальном жанре. Если вы ищете статью о субкультуре, см. Хип-хоп (субкультура)
Хип-хоп
Направление:
Хип-хоп (англ. Hip-hop ) — музыкальный жанр, являющийся сочетанием ритмичной музыки и наложенным на неё речитативом, иногда — с наличием мелодичного куплета. [1] Хип-хоп музыка является сочетанием двух музыкальных элементов субкультуры хип-хопа — диджеинга и эмсиинга.
Хип-хоп музыка имеет большое количество направлений: от достаточно «лёгких» жанров, таких как поп-рэп, до агрессивных — хардкор-рэп, хорроркор. Содержание песен варьируется от легкого и непринужденного, типа воспоминаний о «старых добрых временах», до поднятия социальных проблем.
Истоки хип-хоп музыки лежат в фанке, который является главным «прародителем» этого направления. Однако на становление хип-хопа оказали влияние и другие жанры — ритм-энд-блюз, соул, джаз, рок-музыка.
Содержание
Обозначение
Очень часто термины «хип-хоп» и «рэп» используются как синонимы, что не является правильным. Рэп — «речитативное исполнение стихов под ритмическую музыку», [2] которое может использоваться не только хип-хоп исполнителями, но и представителями других жанров — современного ритм-энд-блюза, поп-музыки, рэпкора, ню-метала, раггамаффина. Возникнув как разновидность стиля spoken word, рэп превратился в настоящее искусство, имеющее множество граней. Так, рэперы Twista и Busta Rhymes исполняют сверхскоростной речитатив, а Ghostface Killah превращает свои рифмы в настоящие загадки, непонятные неподготовленному слушателю.
Термин «хип-хоп» определяют как сочетание двух слов — «hip» (ура) и «hop» (прыжок). [3]
История
1970-е
Субкультура хип-хопа зародилась в 1974 году в афроамериканских и латиноамериканских кварталах Бронкса. [4] Хип-хоп развивался на улицах Нью-Йорка как сочетание четырёх элементов — эмсиинга, диджеинга, брейкинга и рисования граффити. Однако эти жанры не развивались поодиночке: на вечеринках ямайские диджеи сочетали диджеинг и эмсиинг, накладывая на скретчированную музыку речитатив. Впервые этот метод создания треков использовал Kool Herc. [5] Большое количество последователей Герка начали использовать в своих композициях не только даб и фанк, но и соул, диско, регги. [6] В 1970 году продюсер Сильвия Робинсон основала лейбл The Sugar Hill, на котором стали работать многочисленные диджеи, исповедующие новый стиль музыки — сочетание скретчинга и речитатива. [7] Появление самого жанра «хип-хоп» датируют 1979 годом, когда была выпущена первая в истории хип-хоп композиция — «Rapper’s Delight», работа группы The Sugarhill Gang. [8]
Начало 80-х
Жанр, в котором был выполнен трек «Rapper’s Delight», в то время называли «новой школой фанка». [9] Термин «старая школа» применили к этому жанру музыки гораздо позже. Основу этого направления хип-хопа составил речитатив, наложенный на фанк или диско. [10] В таком стиле работали Kool Herc, Grandmaster Flash, Afrika Bambaataa и другие исполнители. В 1983 году команда Run-D.M.C. впервые использовала в своей музыке элементы жанра Hardcore Urban, а на втором альбоме (1984) — семплы с хеви-метала. [11] Использование семплирования стало поворотным пунктом в развитии хип-хопа. Появился новый жанр — «нью-скул», который стал особенно популярным в середине 1980-х, во многом благодаря творчеству LL Cool J. [12] Хип-хоп перестает быть андеграундным жанром — клипы рэперов показывают по MTV, а треки крутят по радио. Во многом это связано с тем, что теперь хип-хоп композиции стали гораздо короче — в пределах 4-5 минут, что позволило крутить их в эфире. [13]
Золотая эра хип-хопа
Период с 1986 по 1993 называют «золотой эрой хип-хопа». [14] Это время расцвета хип-хопа как музыкального направления и появления новых жанров внутри него. В творчестве артистов прослеживаются темы афроцентризма, политической активности, музыка преимущественно создаётся с помощью семплирования уже существующих записей, отличается некой эклектичностью звучания. [15]
Различные издания спорят по поводу определения временного отрезка «золотой эры». Rolling Stone называет даты 1986—1999, некоторые источники относят к этому периоду все 80-е и 90-е. [16]
Время «золотой эры хип-хопа» отмечается новшествами в этом музыкальном жанре. Помимо возникновения новых жанров можно отметить и другую черту этого периода, связанную с первой — в основе всех возникших направлений лежит электронное семплирование. Теперь музыканты чаще используют семплы с джаза или рока. Жанр благодаря сочетанию агрессивности текстов и коммерческой направленности треков занимает свое место в мире мэйнстрима. В субкультуре хип-хопа появляется такое явление как «биф». [17] Противостояния рэперов становятся обычным делом; один из самых известных бифов этого времени — «мостовые войны» между командами Juice Crew и Boogie Down Productions. [18]
Окончание золотой эры большинство изданий относят к 1992—1993 годам. [19] Это время развития музыки Западного побережья, которая сумела одержать верх в негласной конкуренции рэперов Нью-Йорка и Лос-Анжелеса, которая началась в 1991 году с выпуском трека рэпера Tim Dogg «Fuck Compton».
1990-е
Музыкальный критик Тони Грин в книге Classic Material ссылается на двухлетний период 1993—1994 как на «второй Золотой Век», в котором представлены влиятельные и высококачественные альбомы, использующие классические элементы недалёкого прошлого — драм-машина E-mu SP-1200, скретчинг и отсылки к хитам хип-хопа старой школы. [20]
В этот период времени возникло несколько новых поджанров хип-хопа, из которых самыми значимыми являются джи-фанк (возникший в экспериментах западных рэперов с фанком и игрой на синтезаторе), а также хорроркор, первопроходцами которого стали нью-йоркский рэпер Necro и хьюстонский коллектив Geto Boys. [21]
В период «второго золотого века» было выпущено несколько альбомов, которые в наши дни единодушно признаются «классикой жанра». К ним можно отнести Enter the Wu-Tang (36 Chambers) (Wu-Tang Clan), Illmatic (Nas), Buhloone Mindstate (De La Soul), Doggystyle (Snoop Dogg), Midnight Marauders (A Tribe Called Quest) и Southernplayalisticadillacmuzik (OutKast). [20]
Это время также характеризуется полным доминированием западной хип-хоп сцены над восточной, что вызвало глубокие противоречия между артистами обоих побережий и привело к конфликту крупнейших лейблов — Death Row Records и Bad Boy Records, итогом которого стало убийство двух ведущих артистов обоих побережий — Тупака и Бигги.
2000-е
Новая эпоха в хип-хопе характеризуется также тем, что в хип-хоп мэйнстриме нет доминирующей группы артистов, как в начале 90-х, когда наибольшую популярность имели рэперы Калифорнии. [23] Хип-хоп мэйнстрим представлен артистами и Востока (Jay-Z, Rick Ross), и Запада (Game, Snoop Dogg), и Мидвеста (Eminem, Kanye West), и Юга (Lil Wayne, T.I.).
В это время появляются новые жанры хип-хопа (кранк, снэп), музыка приобретает ярко выраженную коммерческую окраску, появляются смешения с модным R&B, с электронной музыкой (хаус, дабстеп).
Однако развивается и андеграундная сцена. Одним из популярнейших хип-хоп исполнителей андеграунда является лидер лейбла Strange Music Tech N9ne. [24] Огромное количество поклонников имеют так называемые «супергруппы», к которым можно отнести коллективы La Coka Nostra, Goondox, Army of the Pharaohs и Soul Assassins.
Поджанры
Олд скул
Old School является самой первой разновидностью хип-хоп музыки; его возникновение датируют 1979 годом — временем выпуска композиции «Rapper’s Delight» группы The Sugarhill Gang. Этот жанр отличается от остальных направлений хип-хопа своим относительно упрощенным речитативом — большинство строк занимают примерно одинаковое время, а речевые ритмы редко изменяют направление по ходу битов композиции. В основе минуса лежали композиции, заимствованные из фанка или диско, хотя некоторые треки были разбавлены синтезаторным сопровождением. Основной акцент делался не на лирическую сторону музыки, а просто на «старые добрые времена»; единственным исключением из этого правила были Grandmaster Flash и его команда The Furious Five, чьи треки носили остросоциальную направленность. [25] Также одной из основных черт хип-хопа является продолжительность треков — от 10 минут и более. Начавшая в 1983 году музыкальную карьеру группа Run-D.M.C. стала строить свои композиции на основе хардкор-панка и хардкор-урбана. Деятельность группы привела к разложению «старой школы» и заменой её «новой».
Нью скул
Основой жанра «нью-скул» стало сочетание семплера и драм-машины, начало которому положили все те же Run-D.M.C. и LL Cool J. Тексты песен носили разнообразный оттенок — от сознания значительности самим рэпером до описания жизни в гетто. [26] Первыми полноценными альбомами этого жанра считают работы Run-D.M.C. (1984) и Radio (1985). [27] [28]
Другой отличительной особенностью «новой школы» стало то, что хип-хоп треки стали гораздо короче, что помогло им пробиться на радио. Развитие «новой школы», её коммерциализация привели к тому, что хип-хоп занял место в поп-культуре. Многие музыканты начали использовать рэп в своих песнях; в первую очередь это относится к знаменитой группе Beastie Boys. [29]
Гангста-рэп
Датой расцвета гангста-рэпа является рубеж 1980-90-х годов, время творчества группы N.W.A. Её лидер Eazy-E считается «крестным отцом» жанра. [32] После распада группы в 1992 году жанр продолжал процветать, в особенности в Лос-Анжелесе. Такие рэперы, как Eazy-E, Ice Cube, MC Eiht были необычайно популярны в середине 90-х. На смену этому поколению пришли исполнители, смешивающие гангста-рэп с другими жанрами. К ним можно отнести Тупака, Снуп Догга, Кулио. [33] После знаменитой «войны побережий» популярность гангста-рэпа пошла на убыль, многие исполнители этого жанра стали представителями других направлений хип-хопа.
Хардкор-рэп
В конце 1980-х многие рэперы с Восточного побережья изменили тематику своих треков. От легких, непринужденных текстов они перешли к описанию жестких и грубых мотивов уличной жизни (насилие, драки, наркомания, ненормативная лексика). В этом плане хардкор-рэп является более агрессивным жанром, чем гангста-рэп, который описывает трудности жизни в гетто. Другим отличием между жанрами является то, что хардкор-рэп исполняется и «белыми» рэперами. [34]
Свое название хардкор-рэп получил из-за того, что первоначально жанр базировался на семплировании хардкор-панка. Для этого направления характерны тяжелый бит, очень шумные сэмплы и хаотичная звукозапись.
Первопроходцами жанра следует считать Run-D.M.C., Public Enemy, Schooly D, Boogie Down Productions, которые подражали калифорнийскому гангста-рэперу Ice-T, впоседствии превзойдя его в агрессивности речитатива и текстов. [35] В конце 80-х некоторые восточные гангста-рэперы (Juice Crew, Kool G Rap, Masta Ace) перешли на хардкорное звучание, значительно обогатив жанр. Расцвет хардкора пришёлся на середину 1990-х, когда особую популярность приобрели команды Wu-Tang Clan, Mobb Deep, Onyx, а также лидер нью-йоркского мэйнстрима Notorious B.I.G. [36] На западе известными хардкор-исполнителями были Ice-T, Ice Cube и Xzibit, на юге — Master P. [36]
В настоящее время хардкор-рэп развивается на сцене Среднего Запада, где действуют такие исполнители, как Ill Bill, Slaine, Vinnie Paz, Demoz и Apathy.
Мафиозо-рэп
В середине 80-х в нью-йоркской хип-хоп сцене из хардкор-рэпа вышел новый жанр — так называемый мафиозо-рэп. В отличие от исполнителей хардкора и гангста-рэпа, описывавших в своих треках реалии уличной жизни, мафиозо-рэперы в композициях ссылались на известных представителей итальянского криминального мира в США. [37] Лирика их треков концентрирует внимание на идеализации жизни «донов». Часто исполнители этого жанра брали за основу своих песен содержание гангстерских фильмов, таких как Крёстный отец, Человек со шрамом, Однажды в Америке. Основными персонажами треков являются «короли» преступного мира — Аль Капоне, Эскобар, Лаки Лучано и др.
Основателем жанра считается бывший участник коллектива Juice Crew Kool G Rap. [38] Популяризации мафиозо-рэпа в 90-е способствовали работы Jay-Z (Reasonable Doubt), Raekwon (Only Built 4 Cuban Linx…), Big Pun (Capital Punishment), The Notorious B.I.G. (Life After Death) и AZ (Doe Or Die). После этого жанр потерял свою популярность, но в 2007 вновь возродился благодаря новому альбому Jay-Z American Gangster.
Политический рэп
Предтечами политического хип-хопа в США стали Джиль Скотт-Херон и группа The Last Poets. [39] Однако подлинными основателями жанра следует считать Chuck D и его группу Public Enemy. Огромное влияние на становление политического хип-хопа оказал трек «The Message» (работа Grandmaster Flash), а также пропагандистская деятельность рэпера KRS-One. Одни исполнители политического рэпа часто призывают к антисоциальной деятельности, другие — к объединению общества перед лицом угроз изнутри и извне. В связи с этим различают несколько разновидностей политического хип-хопа:
Из всех этих течений осознанный хип-хоп стоит особняком, так как, в отличие от других направлений, никогда не носит антисоциального характера.
Альтернативный рэп
В конце 1980-х в Нью-Йорке появились группы, исполнявшие хип-хоп, не пытаясь поддаваться стереотипам гангста- и хардкор-рэпа. Эти группы смешивали фанк, поп-рок, джаз и соул и сочетали эту музыку с речитативом. [40] Такое направление и получило название «альтернативы». Альтернативный хип-хоп всегда оставался андеграундным жанром, хотя многие его представители — The Roots, Fugees, Arrested Development, Jungle Brothers, Gym Class Heroes — имели большое количество поклонников в США и за их пределами. На Западе также появились альтернативные хип-хоп исполнители. К ним можно отнести Digital Underground и Del Tha Funkee Homosapien.
На рубеже веков наблюдается подъем альтернативного хип-хопа; он прорывается в мэйнстрим. Это объясняется тем, что его представители (MF Doom, Pharaohe Monch, Black Star) смешивали альтернативу с другими жанрами. Некоторые представители альтернативного хип-хопа — Kanye West, Gorillaz, Tyler, The Creator — стали одними из самых востребованных мэйнстрим-артистов. [41]
Джаз-рэп
В середине-конце 1980-х сформировалось новое направление в хип-хопе, известное как «джаз-рэп». Свое название этот жанр приобрел из-за того, что речитатив в нём накладывается на джазовые семплы. [42] Тексты в джаз-рэпе носят в основном позитивистскую окраску, но в редких случаях они носят социальный протест, как в работах A Tribe Called Quest или Gang Starr.
Первыми исполнителями джаз-рэпа можно считать хип-хоп группы A Tribe Called Quest и De La Soul. [43] Огромный вклад в развитие жанра внесла супергруппа Native Tongues Posse. В 90-е годы джаз-рэп потерял былую популярность и ушёл в андеграунд, частично смешавшись в хардкор-рэпом. [44]
Поп-рэп
Поп-рэп, также как и джаз-рэп, является производной альтернативного хип-хопа. Для него характерно сочетание речитатива с мелодичным (возможно синтезаторским) наполнением. Основное отличие поп-рэпа от более тяжелых жанров (гангста, хардкор) — лирика композиций, в основе которых лежит своеобразная тематика (любовь, воспоминания о старых добырх временах и т. д.). [45]
Истоки поп-рэпа следует искать в ранних работах Run-D.M.C., LL Cool J и Beastie Boys. Расцвета поп-рэп достиг на рубеже 80-90-х, когда огромное влияние на развитие хип-хоп музыки в целом оказали работы De La Soul, House of Pain, Vanilla Ice и MC Hammer. В середине 90-х основные исполнители поп-рэпа в США (Diddy, Cam’ron, Craig Mack, Heavy D) постепенно начали сдавать позиции европейским музыкантам — Nana, Down Low и другим. [46]
Джи-фанк
Джи-фанк как жанр музыки появился в экспериментах калифорнийских гангста-рэперов с пи-фанком и ритм-энд-блюзом. В целом джи-фанк можно описать как сочетание пи-фанковой мелодии и глубоких фанковых басов с синтезаторским наполнением, тонким звучанием флейты и речитативом, разбавленным бэк-вокалом (и мужским, и женским).
Основателем этого направления считается рэпер Kokane, однако подлинным популяризатором — Dr. Dre, который в 1992 году выпустил альбом The Chronic, получившйи впоследствии 3хплатиновый статус. [47] С этого времени исполнители джи-фанка с лейбла Death Row (Snoop Dogg, Nate Dogg, Warren G, Tha Dogg Pound) стали доминировать на Западе. Один за другим они выпускали альбомы, приносившие небывалую прибыль — Doggystyle (1993), Regulate…G Funk Era (1994), Dogg Food (1995).
В настоящее время джи-фанк потерял популярность, которую он имел на заре существования. Теперь он стал андеграундным жанром, используемым в основном малоизвестными рэперами Калифорнии.
Хорроркор
Сам термин «хорроркор» появился в 1994 году, с выходом дебютных работ Gravediggaz и Flatlinerz. [49] Постепенно хорроркор набирал популярность в андеграунде, и даже такие популярные рэперы, как Eminem и Tech N9ne, выпустили хорроркор-альбомы (Devil’s Night и K.O.D. соответственно). Наиболее известные исполнители этого жанра в наши дни — Insane Clown Posse, Brotha Lynch Hug, Insane Poetry, Esham.
Хотя биты хорроркора представляют собой продукт семплирования, в последнее время многие исполнители стали насыщать свои композиции тяжелыми гитарными риффами, благодаря чему звучание треков представляют собой смесь дэт-метала и речитатива. Особенно часто это можно найти в работах рэперов Black Sunday, Lo Key, Twiztid, Necro.