Что значит харакири на японском
Всё о Японии
Сеппуку и харакири – это часть культурного и религиозного наследия Японии. Оба эти явления относят к способам самоубийства, но исполняются они практически одинаково.
Что такое сеппуку?
Сеппуку – это ритуальное самоубийство, совершаемое самураем согласно кодексу Бусидо. К такому способу смерти прибегают тогда, когда самурай оказывается покрыт позором, смыть который можно только его смертью. Чтобы сеппуку было проведено правильно, необходимо строго соблюсти свод правил, которые четко регламентируют этот страшный процесс.
Ритуал сеппуку самурай мог совершить по приговору или по собственному желанию. Например, если он терял своего хозяина в бою или плохо исполнял свой долг, другие воины могли заставить его совершить сеппуку.
Но часто самурай сам хотел оправдаться перед богами и людьми, поэтому принимал решение вспороть себе живот особым образом. Вспарывать живот нужно было сидя, чтобы не упасть на спину и не опозориться. Оголив живот, самурай делал два крестообразных движения мечом или вспарывал свою плоть от одного бока до другого, а после от пупка до груди.
Позднее самоубийство сеппуку совершали, наваливаясь на меч. Данный способ считался более гуманным. Кричать и корчиться во время совершения ритуала самураям не полагалось. Поэтому некоторые из них пользовались услугами специального помощника, который после разрезания самураем живота отрубал ему голову, но не до конца, чтобы голова не упала на пол.
Женщины из сословия самураев в случае позора, измены мужу, предательства или недержания слова тоже совершали этот обряд. Поступить так могла и та женщина, которой грозило бесчестие не по ее вине.
Женское сеппуку совершалось ножом, который японке подарил муж или отец. Им она прокалывала себе сердце или, согласно другим сведениям, перерезала горло. Перед ритуалом женщина сама связывала себе ноги, чтобы умереть в достойной и целомудренной позе.
Что такое харакири?
Харакири – это все то же ритуальное самоубийство, только это слово больше прижилось на Западе, поэтому находится на слуху. В переводе с японского этот термин означает «живот» и «резать». Слово «сеппуку» пишется теми же иероглифами, но читается со слова «резать». Такая транскрипция относится к китайским лингвистическим корням.
Так что можно смело посчитать «сеппуку» более японским обозначением процесса. Во всем остальном харакири и сеппуку мало отличаются друг от друга.
История сеппуку
В Древней Японии ритуал сеппуку распространен не был. Он стал популярен в средние века. В 1156 году дайме из Минамото совершил первое харакири в истории. Он сделал это, чтобы избежать плена, так как попадание в плен считалось позором. С тех пор многие военные стали использовать данный обряд в критических ситуациях.
Затем, с течением времени, сеппуку стало массово использоваться по любым поводам. Но с приходом реформ в период Мэйдзи такие самоубийства официально стали порицаться, а в 1968 году обряд был запрещен на законодательном уровне. Но в культуре японцев сеппуку по-прежнему занимает важное место.
Ритуальные самоубийства сегодня
В японской культуре крайне важно сохранить лицо перед окружающими. Так же важны и живы понятия чести и достоинства. Поэтому японцы до сих пор выбирают самоубийства как панацею от многих бед.
Религия Японии не осуждает самоубийства. Наоборот, такой способ смерти считается обдуманным и достойным. Не мешает уйти в лучший мир, помогает смыть позорные пятна с репутации.
Самоубийства во всем мире совершаются по разным причинам. Например, это может быть крах бизнеса, финансовые проблемы, романтические трудности или болезни, мешающие полноценно жить. Во многих мировых религиях харакири осуждается, считается слабостью, бегством от проблем. Но не в Японии, так как японцы полагают, что для сеппуку нужна большая сила воли, а также способность признавать свои ошибки.
Харакири и сеппуку изначально были привилегией дворянства. Но затем ими стали пользоваться не только военные, но и простые люди. Совершают ли сеппуку сегодня? Конечно, такие случаи можно встретить и в нашем веке. Но они менее распространены и более обоснованы современными реалиями.
В чём разница между «сэппуку» и «харакири»?
Два слова, которые, казалось бы, означают одно и то же действие.
Данная статья является несколько вольным переводом видео ниже. Весь дальнейший текст следует воспринимать как прямую речь автора видео, а не его переводчика (если не указано иное). Если же вам понравится данная тема, не забудьте поблагодарить непосредственно автора оригинала.
А ещё с помощью данной статьи вы можете корректнее понять своё состояние и дальнейшее желание в утро понедельника.
«Харакири» переводится как «живот резать», а «сэппуку» — «резать живот».
Харакири — это особый способ самоубийства у самураев. Очень много людей во всём мире знают об этом слове, но не понимают — почему они (самураи) это делают? Почему они разрезают именно живот?
И в чём разница между «харакири» и «сэппуку»?
И сегодня я, как японец, обучающийся владению катаной и изучающий культуру самураев, отвечу на эти вопросы. После прочтения данной статьи (в оригинале — после просмотра видео выше) вы сможете углубить ваши познания самурайской культуры.
И если вы прочтёте этот текст до конца, то поймёте, как самураи совершают самоубийство с помощью веера.
Приметка от автора оригинала: данная информация сформирована на моём личном опыте в изучении данного вопроса, у меня нет намерения отрицать другие теории и культурные аспекты (этого вопроса).
Итак, давайте я вам сперва расскажу, чем «харакири» отличается от «сэппуку». Это, конечная, долгая история, но если вкратце…
Это два одинаковых за понятиями слова.
Всем спасибо за просмотр, подписывайтесь с колокольчиком, ставьте лайки, пишите комментарии…
Ладно, это было бы слишком просто и совсем не весело.
Есть три отличия, которые я могу определить между этими двумя словами:
Итак, на кандзи харакири пишется следующим образом:
Сэппуку же пишется вот так:
«Kiri» (первый символ) значит «резать», а «hara» — «живот». Потому «харакири» переводится как «живот резать», а «сэппуку» — «резать живот». Но тем не менее, есть и другой способ наименования всего этого — «Kappuku», что переводится как «разорвать живот».
Пока во всём мире такое понятие известно как «харакири», в Японии же мы используем термин «сэппуку». Похоже, что иностранные дипломаты, изучавшие японскую культуру, восприняли этот процесс как «живото-разрезание», что звучит как «хара-кири», как я и объяснял ранее.
Некоторые считают, что «харакири» — это неформальный способ самоубийства с помощью разрезания живота непосредственно на поле боя, в то время как «сэппуку» — это ритуальный способ самоубийства.
Итого, харакири — это окончание жизни в соло, а сэппуку — с помощью напарника, который отрубит Вашу голову, чтобы освободить Вас от боли.
Впрочем, это всего-лишь трогательная история и не стоит воспринимать её за чистую правду. Разница между этими словами такая же, как к примеру, между «самурай» и «буси», «ниндзя» и «синоби», Луффи и бесконечность. То есть — почти никакой разницы.
Теперь, когда вы понимаете разницу между харакири и сэппуку (или же понимаете, что разницы нет), давайте сперва поговорим о том, что же это за процесс такой.
Есть некоторые сведения о том, что люди совершали самоубийство с помощью разрезания своего живота в период Хэйан (794
1185) и с тех пор этот способ подразумевает для самурая «почётный» способ умереть во время эры гражданской войны (1467-1615).
Самурай, что первым захватил всю Японию во время этой войны, был Тоётоми Хидэёси и именно он продвинул культуру «харакири». Он один из наиболее важных людей в японской истории, как к примеру, Джордж Вашингтон (первый президент Соединённых Штатов) для Америки.
Когда Хидэёси вторгся в замок Такамасу в префектуре Окаяма, он сказал, что если лорд замка покончит с собой, он подарит жизнь всем оставшимся вражеским солдатам. И тогда лорд Шимизу Минэхару мужественно разрезал свой живот. Другими словами — совершил «харакири».
Хидэёси был впечатлён его мужеством и с тех пор харакири считается способом взять на себя ответственность с помощью самоубийства.
В конце концов, есть множество причин и мотивов совершить харакири. К примеру:
Это лишь некоторые примеры, когда самураи совершают харакири. Но в любом случае, следует запомнить, что это не был просто один из способов самоубийства, а скорее способ заявить о намерениях.
Когда гражданская война закончилась и начался период Эдо (1603
1868), харакири стал методом наказания. И с тех пор оно стало церемониальным: человек тратит по несколько дней для подготовки к харакири, тщательно выбирает одежду и способ разрезания живота.
Харакири самурая в эпоху Эдо подразумевает защиту своего господина. Это был признак верности к клану и семейной фамилии, чтобы в случае чего не запятнать их. Даже если внутри клана что-то пошло совсем не так.
Если кто-то совершает харакири, то всё заканчивается так, как если бы он уладил все подотчётности. Можно сказать, это как если бы вассал пожертвовал собой ради своего лорда.
Тем не менее, даже самураи не всегда могут совершать харакири. Если же тот совершал непростительное преступление, то ему просто отрубали голову. И это считалось очень унизительным способом для смерти.
Тем не менее, в Японии используется формулировка как «оказать честь совершить харакири», а не «заслужить совершить харакири».
И даже после того как Япония открыла свои границы и в эре Мейдзи больше не осталось самураев, традиция совершения харакири продолжалась. Совершение харакири в 1872 году — было последним законным таковым в истории Японии. Потому что уже в следующем году харакири, как способ казни, был законодательно запрещён. И с тех пор смертные приговоры проводили через повешенье.
И тем не менее, есть несколько сведений использования харакири как метод суицида даже в милитаризованной Японии после эры Мейдзи. Идея харакири, как процесса, позволявшего сохранить свою честь, всё ещё оставалась.
Теперь вы знаете историю процесса «харакири» и наверняка призадумались — почему же разрезают именно живот? Самая правдоподобная теория касательно этого расписана в известной книге «Бусидо». Согласно её писателю Нитобэ Иназо:
Древняя (японская) анатомия предполагает, что именно в животе содержится человеческая душа, потому мужественное совершение харакири считалось подходящим способом умереть, согласно своему Бусидо (кодес этики).
Таким образом, харакири должен был показать твою искренность и невиновность, разрубая свой живот, где живёт твоя душа.
Теперь я расскажу, как происходит этот процесс. На протяжении эпохи гражданской войны и в раннем Эдо, не существовало единого способа совершения харакири. Тем не менее, гораздо позднее, когда харакири стал методом наказания самурая, параллельно оно стало ритуальной церемонией.
Сперва человек, который был приговорён к совершению харакири, должен был принять ванну для очищения. Это как омовение тела перед непосредственно похоронами. Затем, он должен надеть белое кимино, в котором правая сторона является выпирающей — как и завёрнутое мёртвое тело.
Прежде чем человеку дадут в руки катану для разрубания чрева, ему дают перекусить в последний раз. Это будет очень простой перекус, в котором будет рис, мисо, немного овощей и совсем немножечко сакэ. Всё это необходимо для очищения тела.
После перекуса, перед человеком будет короткая катана для совершения харакири. После произношения его имени и последнего поклона, человек возьмёт в руки катану так, как подобается в данной церемонии, а затем он пронзит левую часть своего живота и проведёт лезвие до правой части.
Примечание от переводчика: на самом-то деле тому не отрубают голову полностью, а лишь наполовину (чтобы заодно задеть и позвоночник), так как отпавшая голова считается признаком крайнего неуважения к покончившему (см. данную сноску)
Если считаете, что я вам всё доходчиво объяснил, ибо исходной информации было очень много, значит моя задача выполнена успешно.
Тем не менее, размер комнаты и местоположение (участника), а также его помощника — всё это строго регламентировано.
В конце периода Эдо, харакири было формализовано. Потому некоторые самураи, которые были слишком напуганы или не знали, как правильно совершить процедуру, получали перед собой веер, а не катану. И тогда, когда он хватался за этот веер, помощник тут же отрубал тому голову.
Да, не все самураи были настолько храбрыми, как вы могли бы себе представить.
Давайте я подведу краткие итоги этого выпуска:
В период Эдо, харакири стал ритуальной церемонией для самураев, что отдавали свои жизни для сохранения ответственности и защиты фамилии клана.
Процедура харакири была запрещена с 1873 года, но традиция его совершения оставалась даже во времена Мейдзи.
Формально во время процедуры совершения харакири, приговорённый человек должен был сперва омыть своё тело и одеть белое кимоно, как если бы он был уже мёртв.
Самурай под конец получает свой последний перекус и немного сакэ для очищения своего тела, а затем с помощью короткой катаны разрезает свой живот слева направо. Помощник после окончания этой части процедуры, отрубает самураю голову для избавления того от боли.
Наверняка после того, как вы осознаете до конца эту тему, вы наверняка задавались вопросом в духе «почему используют именно веер, а не какой-либо другой предмет?».
Итак, как вы, возможно, знаете, веер в Японию пришёл с Китая. Изначально смысл этого предмета заключался в отдании приказов своей армии, потому местные командиры использовали вееры для того, чтобы собственно, отдавать приказы. Когда этот предмет пришёл в Японию, вместе с ним пришла и культура его использования (для воинов).
То ж для самураев веер представляелся-подразумеваелся как катана, его же меч. Потому довольно таки забавно наблюдать за традиционной японской культурой, например, чайной церемонией, но-театр, кабуки, и что во всех случаях используется веер. Потому что это была очень важная вещь для самурая.
И поэтому в чайной церемонии вы не увидите, как раскрывают веер, ибо оно не подразумевается как предмет, который поможет охладить ваше тело, оно подразумевается как меч. И я хочу показать свой веер, который я на самом-то деле использую… в театре Но.
Новое в блогах
Харакири или сеппуку — в чем разница между этими обрядами
Что такое харакири
Само действие отличается достаточно сложным порядком и является привилегированным вариантом смерти только для самурая.
Чем отличается сеппуку
Многие знают только термин харакири, но существует также слово «сеппуку» или «сэппуку», которое также обозначает ритуальное самоубийство. Оба слова пишутся одинаковыми иероглифами, а вся разница заключена в оттенках:
Считается, что харакири — это более «бытовое» название действия с уничижительным, принижающим оттенком. Иными словами, харакири — простое вспарывание живота, а сеппуку — это ритуальное возвышенное действие. Однако Википедия говорит, что сами японцы, произнося в разговоре «харакири», не пытаются принизить действие.
Откуда пошло
Считается, что харакири как вспарывание живота соотносится именно с философией буддизма и его догматами о бренности бытия и всего земного. Согласно этой религии, именно в животе человека находится центр его жизнедеятельности, его душа, а не сердце или голова. Будучи в центре организма, живот помогает гармоничному развитию тела.
Примеры такого отношения к животу («хара») можно проследить в некоторых японских фразеологизмах:
Стоит отметить, что душа в японском понимании не эквивалентна душе в европейском. Это скорее сосредоточение мыслей и чувств, источник эмоций. Вспарывание живота — это открытие всех помыслов.
Существует 3 варианта популярности такого варианта суицида:
В древней Японии ритуальное вспарывание живота не было распространено: вместо них применяли сожжение и повешение. Первое сеппуку совершил в 1156 году феодал Минамото но-Тамэтомо: из-за проигранной войны с кланом Тайра самурай вспорол живот, не желая попасть в плен. Так он сохранил воинскую честь.
Как проводят
Человек садился на пятки, касаясь коленями пола, и оголял верхнюю часть туловища. Одежду подкладывали под колени, чтобы самурай не упал вперед. Упасть на спину было позором.
Вспороть живот можно было сделать несколькими способами:
Первые века харакири проводились только самураем, который должен был терпеливо ждать смерти, не крича, не падая и ничем не выражая боли. Если самурай терял контроль над собой, это считалось позором для него и семьи. После ритуал усложнили и одновременно сделали более «простым»: как только самурай начинал терять сознание или падать, его помощник (кайсякунин) одним взмахом отрубал ему голову.
Отрубать голову тоже было непросто: требовалось, чтобы голова оставалась висеть на тонком лоскуте кожи. Полностью отлетевшая голова, покатившаяся по полу, считалась неэстетичным зрелищем. После окончательного падения тела помощник вытирал клинок белой бумагой, саму голову поднимали и показывали присутствующим (если такие были), только затем тело накрывали белой тканью и начинали готовиться к погребению.
Некоторые особенности
Далеко не все могли спокойно пережить такую болезненную процедуру молча и с честью, а потому правила были дополнены:
Вывод
Для чего проводится ретуалОсобенности ретуалаОбряд сеппукуЯпонский обряд харакириКак проводится японский ретуал
Сеппуку — что это и чем отличается от харакири
Нож для сеппуку кусунгобу.
История и описание кусунгобу
Рукоять ножа и футляр выполнялись из дерева светлых тонов, так как белый цвет является символом смерти в Японии. Но известные и признанные мастера могли отходить от этого канона, выполняя «токонома» (футляр для ножа) из темных пород деревьев.
Но кусунгобу был создан специально для ритуала сэппуку, чтобы сделать его в соответствии со всеми нормами кодекса бусидо, сделать это красиво и эффективно.
Большой популярностью пользуется японское слово харакири, которое также символизировало японскую традицию ухода из жизни через ритуальное самоубийство. В чем же главное отличия сэуппуку и харакири?
Различия ритуалов харакири и сэппуку
Для понимания отличий разберем буквальный перевод каждого слово. «Харакири» переводится как «резать живот» и состоит из двух иероглифов. Иероглиф «хара» в переводе «душа, смысл» и означает намерение. Сэппуку пишется такими же иероглифами, но в другой последовательности. По своей сути слова являются синонимами и обозначают одно и то же.
Некоторыми непосвященными людьми считается, что «харакири» является бытовым разговорными и уничижительным выражением. Поэтому возникло такое мнение, что «сэппуку» – это ритуал, проведенный по всем правилам, а харакири – это просто самоубийство путем вспарывания живота мечом.
Еще одно отличие в том, кто проводил эти ритуалы. Харакири прижилось в разговорной речи именно потому, что его проводили простолюдины, тогда как сэппуку – это ритуал для высшего сословия.
Поэтому представлялся ритуал сеппуку с большим официозом и торжественностью. А харакири проводилось без особой помпезности, а сэппуку часто окрашивалось в поэтические тона и преподносилось, как героический акт.
Основные моменты проведения ритуала:
Этическая аспект ритуалов
Основными причинами проведения ритуала становились:
Современное отношение
Кодекс чести бусидо теперь был принят только среди высших офицеров японской армии. Еще в период Второй мировой войны, ритуалы сэппуку были нередки. Японцы не сдавались в плен и делали себе сэппуку, чтобы избежать позора.
Кайкэн – женский вариант кусунгобу
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Харакири, сэппуку, дзигай — ритуальное самоубийство
Харакири. Harakiri (腹 切 り), сэппуку (切腹) или дзигай (自 害, «самоубийство») — это ритуальное вспарывание живота или перерезание горла, принятое среди самурайского сословия средневековой Японии. Священникам, крестьянам и торговцам не разрешалось совершать сэппуку, поскольку обычно считалось, что они не могут терпеть агонию и боль.
Фото: Ксилография Куниказу Утагава (歌 川 国 員), ученика Кунисада
Харакири, сэппуку, дзигай
В Древней Японии воины прибегали к самосожжению или повешению. Традиционный японский обряд самоубийства самураев харакири (сэппуку) имеет неяпонское происхождение. Японцы позаимствовали его у коренного населения Хоккайдо, Сахалина и Курил — айнов.
У коренных жителей северной Японии айнов существовал обряд самоубийства, заключавшийся во взрезании брюшной полости (пере’). В самурайском сословии, обряд «вспарывания живота» стал популяризироваться только лишь с 1156 года. Первым совершившим сэппуку стал даймё Минамото но-Тамэмото, чтобы избежать пленения на поле битвы.
Интересно, что древние айны считали себя единственными настоящими воинами, а японцев считали “торгашами”. Японцы в свою очередь называли айнов “бородатыми варварами”
Самурай совершал ритуальное самоубийство если хотел:
Сэппуку (腹切), как и харакири (腹切り) означают «разрезание живота». Отличие харакири от сэппуку проявляется в написании иероглифов и их прочтении. Сами слова состоят из двух одинаковых иероглифов «вспарывать» и «живот». Только запись харакири (腹切り) на первое место ставит «живот» использует «кунное» японское чтение, а запись сэппуку (切腹) начинается со слова «резать». Слово харакири японцы считают несколько вульгарным и употребляют его крайне редко, только в разговорной речи. Сеппуку – ритуальное вспарывание живота по всем правилам. Письменный вариант термина.
Ритуал сэппуку
Ритуал сеппуку значительно менялся за прошедшие столетия. Харакири (как и владению оружием) самураи начинали обучаться с детства. Опытные наставники в специальных школах объясняли юношам, как надо начинать и довести до конца сэппуку, сохранив при этом собственное достоинство и проявив умение владеть собой до последнего момента жизни. Это обучение, огромная популярность, распространение и прославление харакири в феодальном обществе Японии давали свои результаты: дети самураев часто прибегали к совершению обряда вскрытия живота.
В феодальное время самоубийство посредством вскрытия живота стало настолько распространённым, что превратилось по существу в настоящий культ харакири, почти манию, и причиной для его совершения мог стать совершенно ничтожный повод.
Накануне исполнения обряда, если осуждённому было разрешено делать сэппуку в собственном доме, самурай приглашал к себе близких друзей, пил с ними сакэ, ел пряности и свои любимые блюда, шутил о непрочности земного счастья, подчёркивая тем самым, что буси не боится смерти и харакири для него — заурядное явление. Именно этого — полного самообладания и достоинства перед и во время обряда самоубийства — и ждали все присутствующие. В большинстве случаев самурай принимал ванну, одевался в белые одежды символизирующие духовную чистоту. При харакири самурая из их собственного клана — только кимоно и хакама. Хакама (яп. 袴) — традиционные японские длинные широкие штаны в складку, похожие на юбку — шаровары или подрясник, первоначально носимые мужчинами.
Фото, харакири, история, самураи, новости
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2020/12/harakiri-asano-1.jpg?fit=300%2C207&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2020/12/harakiri-asano-1.jpg?fit=640%2C442&ssl=1″ loading=lazy width=640 height=442 svg+xml,%3Csvg%20xmlns=’http://www.w3.org/2000/svg’%20viewBox=’0%200%20640%20442’%3E%3C/svg%3E» data-src=»https://i0.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2020/12/harakiri-asano-1.jpg?resize=640%2C442&ssl=1″ alt=»После совершения обряда кайсяку протирал клинок белой бумагой, отсеченную голову поднимали за волосы и показывали свидетелям, после чего накрывали тело белой тканью.» data-srcset=»https://i0.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2020/12/harakiri-asano-1.jpg?w=800&ssl=1 800w, https://i0.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2020/12/harakiri-asano-1.jpg?resize=300%2C207&ssl=1 300w, https://i0.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2020/12/harakiri-asano-1.jpg?resize=768%2C531&ssl=1 768w» data-sizes=»(max-width: 640px) 100vw, 640px» data-recalc-dims=1> Открытка, изображающая реконструированный ритуал сэппуку (смерть лорда Асано, за которого позже отомстили 47 ронинов)
Накануне церемонии харакири составлялся список лиц, которые, согласно правилам, должны были присутствовать на месте совершения сэппуку. Это были 1 — 2 главных советника даймё (каро), 2 — 3 второстепенных советника (ёнин), 2 — 3 моногасира — приближённых 4-й степени, заведующий дворцом (русуи, или русубан), 6 прислужников 5 — 6 ранга (если осуждённый вверялся надзору князя), 4 самурая низшего ранга, которые приводили в порядок место исполнения сэппуку и погребали тело (если просьба родственников осуждённого о выдаче им останков была отклонена). Число прислужников зависело от ранга приговорённого. В случае совершения харакири в пределах клана (т.е. если самурай осуждался на харакири не правительством сёгуна, а собственным господином — феодальным князем) осуждённому помогали 2 — 3 прислужника, присутствовали жрец синто и писцы.
Церемониально одетый самурай, с мечом, помещенным перед ним готовился к смерти, написав предсмертную поэму. Ритуал проходил либо в поместье самурая, перед местным святилищем синто (но не на священной земле), либо при дворе местного дайме. Известны редкие случаи, когда сэппуку происходило внутри помещения на специальных татами с белыми кантами, которые выбрасывались после кремации самурая.
Основные направления при вспарывании живота
Если во время путешествия в церемонии сэппуку ассистировал незнакомый самурай, то они обменивались несколькими словами и сообщали друг другу свой статус, имена и школу боевых искусств, в которых они обучались. «Ассистент», выбранный осуждённым, обязан был поблагодарить его за оказанное доверие и высокую честь. Кайсяку не должен был употреблять в ходе совершения сэппуку собственного меча, а брал его у осуждённого, если тот об этом просил, или у своего даймё, так как в случае неудачного удара вина за это ложилась на меч владельца.
Фото, харакири, история, самураи
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2020/12/harakiri-1.gif?fit=300%2C183&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2020/12/harakiri-1.gif?fit=453%2C276&ssl=1″ loading=lazy width=453 height=276 svg+xml,%3Csvg%20xmlns=’http://www.w3.org/2000/svg’%20viewBox=’0%200%20453%20276’%3E%3C/svg%3E» data-src=»https://i1.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2020/12/harakiri-1.gif?resize=453%2C276&ssl=1″ alt=»При проведении ритуала самоубийства самурай должен был оголить живот и особым образом его разрезать.» data-recalc-dims=1> При проведении ритуала самоубийства самурай должен был оголить живот и особым образом его разрезать.
К середине периода Токугавы для кайсякунина стало обычным делом обезглавливать человека в тот момент, когда он начал наносить удары ножом в живот, чтобы избавить его от длительной и ненужной боли. Иногда белый веер использовался как «символ» вместо меча для сэппуку. В тот момент, когда самурай поднимал веер, второй моментально обезглавливал человека мастерским ударом.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2020/12/wakisashi_seppuku.jpg?fit=250%2C185&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2020/12/wakisashi_seppuku.jpg?fit=250%2C185&ssl=1″ loading=lazy width=250 height=185 svg+xml,%3Csvg%20xmlns=’http://www.w3.org/2000/svg’%20viewBox=’0%200%20250%20185’%3E%3C/svg%3E» data-src=»https://i1.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2020/12/wakisashi_seppuku.jpg?resize=250%2C185&ssl=1″ alt=»Танто (短刀)» data-recalc-dims=1> Танто (短刀)
Женский ритуал самоубийства
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2020/12/onodera-junshi.jpg?fit=209%2C300&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2020/12/onodera-junshi.jpg?fit=450%2C645&ssl=1″ loading=lazy width=450 height=645 svg+xml,%3Csvg%20xmlns=’http://www.w3.org/2000/svg’%20viewBox=’0%200%20450%20645’%3E%3C/svg%3E» data-src=»https://i0.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2020/12/onodera-junshi.jpg?resize=450%2C645&ssl=1″ alt=»Женский ритуал самоубийства» data-srcset=»https://i0.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2020/12/onodera-junshi.jpg?w=450&ssl=1 450w, https://i0.wp.com/masakaru.ru/wp-content/uploads/2020/12/onodera-junshi.jpg?resize=209%2C300&ssl=1 209w» data-sizes=»(max-width: 450px) 100vw, 450px» data-recalc-dims=1> Ксилография с изображением жены Онодеры Джунаи, одного из сорока семи ронинов. Она готовится последовать за своим мужем до смерти.
У женщин был свой ритуал самоубийства. Некоторые женщины, принадлежащие к самурайским семьям, совершали самоубийство, перерезая яремную вену ножом, таким как танто (“короткий меч”, см. изображение выше) или кайкэн («короткий кинжал»). Главной целью было добиться быстрой и верной смерти, чтобы избежать плена. Прежде чем покончить с собой, женщина часто связывала колени вместе, чтобы ее тело было найдено в достойной позе, несмотря на судороги смерти. Дзигай, однако, не относится исключительно к этому конкретному способу самоубийства. Джигай часто делали, чтобы сохранить честь, если военное поражение было неминуемо, чтобы предотвратить изнасилование. Вторгшиеся армии часто входили в дома и находили хозяйку дома сидящей в одиночестве, отвернувшись от двери. Приблизившись к ней, они видели, что она закончила свою жизнь задолго до того, как они добрались до нее.
Сэппуку как смертная казнь
Самураям обычно рассказывали об их преступлении в полном объеме и давали определенное время для совершения сэппуку, обычно до захода солнца в определенный день. Если осужденный отказывался от сотрудничества, его насильно обезглавливали, сохраняя только атрибуты сэппуку, например короткий меч, выложенный перед преступником, можно было заменить веером. В отличие от добровольного сэппуку, сэппуку, проводимое в качестве смертной казни, необязательно освобождало семью преступника от наказания. В зависимости от тяжести преступления половина или все имущество умершего могло быть конфисковано, а семья лишена звания.
Отмена сэппуку
В 1873 году судебное сэппуку было официально отменено администрацией Мэйдзи, но случаи добровольного сэппуку продолжали иметь место. Несмотря на отмену, многие японцы после капитуляции японской императорской армии 15 августа 1945 года опасались, что император Хирохито может попросить военных совершить сэппуку из-за их поражения, но этот приказ так и не был отдан. Однако высокопоставленные офицеры и члены генерального штаба, такие как военный министр Анами Коречика (阿南 惟 幾), совершили добровольное сэппуку в день капитуляции.