Что значит фвдс на кольце
Как проверить золото
Чтобы не купить поддельное украшение
Крупные продавцы обычно дорожат репутацией, но на рынке есть и мошенники.
Я семь лет занималась маркетингом в ювелирных магазинах, сейчас работаю частным консультантом: подбираю и заказываю украшения. Расскажу, как распознать подделку, если вы не уверены в продавце, и не потерять деньги.
Какое бывает золото в ювелирных украшениях
Желтый, белый и красный — вот три основных цвета золотых украшений. Чистое золото — желтого цвета. В ювелирных украшениях золото бывает желтого, белого и красного (или розового) цветов. Когда речь идёт о металле в украшениях, говорят «золото», но по факту подразумевают сплав. Его оттенок зависит от лигатуры — других металлов, которые добавляют в чистое золото для придания ему прочности.
Белое золото получается, если в сплав добавляют серебро, цинк, палладий, никель или платину. Когда легирующим компонентом выступает медь, будет красное золото.
В некоторых магазинах продают золото необычных цветов. Это так называемые цветные металлиды — сплавы золота с металлами, которые придают ему яркие оттенки. Так, сплав золота с индием дает голубой цвет, а с алюминием — фиолетовый.
Что такое проба золота
Пробой обозначают, сколько золота содержится в сплаве. Так, 585-я проба означает, что на 1000 граммов сплава приходится 585 граммов чистого золота, а все остальное — легирующий металл. Это самая распространенная проба золотых изделий в России. Также часто встречаются 750-я и 375-я пробы.
Российская система проб называется метрической. В Европе и США используют каратную систему. 1000 граммов соответствуют 24 каратам. То есть золото 24 карат — это чистое золото без легирующих металлов. В метрической системе это 999-я проба. 14-каратное золото подразумевает, что сплав содержит 14 частей чистого золота и 10 частей легирующего металла. 14-каратное золото соответствует 585-й пробе, а 18-каратное — 750-й.
На бирке украшения каратность обозначается буквой К. Так, 18К — это 18-каратное изделие.
Нельзя путать каратность золота с каратностью, которая обозначает массу драгоценных камней, если они есть в изделии. Такая каратность будет обозначена как «ct.».
Как победить выгорание
Соотношения метрической и каратной систем проб
Метрическая система | Каратная система | Доля чистого золота |
---|---|---|
999 | 24 | 99,9% |
958 | 23 | 95,8% |
750 | 18 | 75% |
585 | 14 | 58,5% |
583 | 14 | 58,3% |
500 | 12 | 50% |
375 | 9 | 37,5% |
На серьгах пробу обычно ставят на штифте — это прямая часть серьги, которая вставляется в ухо. Также она может быть на швензе — подвижной части серьги, ее еще называют дужкой или ободком.
На кольцах пробу наносят на внутреннюю часть шинки. На цепях, браслетах и колье проба чаще всего находится на звене, соединяющем замок и основную часть.
На всех ювелирных изделиях из драгметаллов, которые продают в России, даже если они изготовлены за границей, должно стоять государственное пробирное клеймо. Оно выглядит как женский профиль в рамке. Справа от клейма ставят пробу. Слева — букву-код государственной инспекции пробирного надзора, которая проверяла изделие.
Если украшение изготовили в России, на нем, кроме пробы, обязательно должен стоять именник — оттиск клейма производителя. В именнике зашифрован год производства и индивидуальный знак изготовителя.
Что такое позолота
Основной минус позолоты: она довольно быстро сходит, особенно если украшение носить постоянно. В то же время позолоту легко восстановить в ювелирной мастерской.
Чтобы позолота служила подольше, нужно не допускать контакта украшения с водой, косметикой и парфюмерией, стараться не носить его каждый день, хранить в шкатулке с мягким внутренним покрытием, чтобы избежать царапин. Также в позолоченных изделиях не занимаются спортом.
Можно ли проверить золото в домашних условиях
Есть много народных методов проверки подлинности золота, но я объясню, почему им не стоит доверять. Вот самые распространенные.
Йод. Капнуть йод на изделие и посмотреть, что произойдет. Настоящее золото не потемнеет. Но латунь и медь тоже не темнеют.
Уксус. Говорят, если подделку поместить на некоторое время в уксус и нагреть его, то раствор изменит цвет с прозрачного на голубой. Изделие из меди действительно может дать такую реакцию, но нужен не столовый уксус, а уксусная кислота. При этом реакция пойдет, даже если украшение из золота, но сплав содержит много меди.
Магнит. Этот способ поможет, если за золото выдают, например, позолоченное железо. Тогда изделие притянет магнитом. Отличить таким образом золото от серебра нельзя: оба металла не магнитятся.
Ляписный карандаш. Ляписный карандаш — это антисептик на основе нитрата серебра. Если провести им по слегка смоченному в воде изделию из золота или серебра, то ничего не произойдет. На других металлах останется черный след. Но, если изделие покрыто позолотой, ляпис также не даст никакой реакции. Поэтому отличить украшение из позолоченного металла от золотого не получится.
Солнце и тень. Считается, что настоящее золото одинаково блестит на солнце и в тени. Однако нет объективной шкалы этого блеска: одному человеку кажется, что одинаково, другой увидит отличия. А блеск подержанного украшения в любом случае будет не таким ярким, как у нового.
На зуб. Если прикусить золотой сплав, на нем останутся следы зубов. Такой проверкой легко испортить и украшение, и зубы. А еще на свинце тоже останутся следы.
Как проверяют золото в ломбарде
Чаще всего в ломбарде золото проверяют химическими реактивами. Вот как проходит проверка изделия 585-й пробы. На украшении делают надпил глубиной около миллиметра. Надпил нужен, чтобы сразу исключить случаи, когда нанесена позолота или другое желтое покрытие. На месте надпила под слоем желтой позолоты можно будет увидеть металл другого цвета.
Затем на место надпила наносится реактив для 585-й пробы. Он не оставит следов, если проба соответствует заявленной. Если это подделка, то останется черный след. Такой след называют ожогом. Если на золото 585-й пробы капнуть реактив, предназначенный для 750-й пробы, останется коричневый след.
Подделки из стали (например, когда белая сталь выдается за белое золото) так выявить невозможно: они не дадут реакции ни на один реактив, след не появится. По этой причине многие ломбарды вообще не принимают для проверки изделия из металла, похожего на белое золото, особенно 750-й пробы: на нем очень плохо видно реакцию химиката, часто ее не видно совсем.
Еще один способ проверки в ломбардах — с помощью спектрометра. Это прибор, действие которого основано на рентгеновском излучении. Спектрометр за несколько минут определяет не только подлинность золота, но и его пробу.
Спектрометры дорогие, и они есть не во всех ломбардах. Но сотрудники ламбарда, даже если у них есть этот прибор, все равно предпочитают способ с реактивами. Он считается более надежным, потому что спектрометр может идентифицировать изделие с позолотой как золотое.
Как не стать жертвой мошенников
С золотом могут обмануть. Расскажу о самых распространенных способах:
Шансы нарваться на поддельное золото высоки при покупке с рук и почти минимальны в магазинах и ломбардах.
При покупке золота в магазине или ломбарде. Гарантированный способ обезопасить себя от подделок — покупать золото в проверенных магазинах, где на изделиях есть бумажные бирки с указанием характеристик и производителя.
Обратите внимание на маркировку пробы. Если украшение изготовлено в России, еще должен быть именник.
Если сомневаетесь в подлинности изделия, запросите его проверку. Ломбарды обычно бесплатно проверяют украшения в присутствии потенциального покупателя.
Продавец должен выдать чек.
При покупке золота в ювелирной мастерской. Ювелир работает официально, если он или его фирма зарегистрированы в пробирной палате. Пробирная палата — это организация, которая контролирует оборот драгоценных металлов и камней. У ювелира должно быть свидетельство о постановке на учет.
Вероятность купить подделку у ювелира крайне мала
Покупать золото и серебро в чистом виде могут только ювелиры с регистрацией в пробирной палате. Ювелир может изготовить изделие и из металла заказчика. Но в этом случае я, например, обязательно отдаю металл на аффинаж — очистку от примесей.
У официальных ювелирных мастерских строгая отчетность в пробирной палате — как за металл, так и за драгоценные камни.
Клеймо на серебре: что оно значит?
Каждое клеймо на серебре относится к той или иной системе пробирования. Например, клеймо 84 пробы относится к старинной системе проб, которая называется «золотниковой». Так клеймили столовое серебро еще до революции, хотя этот метод активно применялся и в СССР. Клеймо серебра 84 пробы появились еще в конце 18 века, но существуют и другие маркировки. Сейчас мастера работают по метрической системе и пробируют изделия, согласно специальной таблице. В оборе будет освещаться клеймения драгоценных металлов, их принципы и виды сплавов, которые подлежат пробированию.
Что означает клеймо на серебряных изделиях
Такие отметки не встретишь на серебряных слитках, которые не имеют примесей. Дело в том, что чистый драгметалл очень мягкий и не предназначен для создания ювелирных изделий или украшений. Мастера специально стали добавлять в эти металлы другие примеси, чтобы сделать сырье более твердым и удобным для обработки. К тому же предметы из чистого металла имеют способность терять форму.
Это могут быть различные компоненты, которые будут указаны в сертификате на продукцию. Самыми популярными добавками считались: цинк, алюминий, медь и кадмий. На основе количества в унциях примесей, можно определить пробу серебра или другого драгметалла. Система клеймения прописывает процентное содержание в сплаве чистого серебра.
Что означает клеймо на серебряных изделиях
На заметку! цифра клейма на серебряных предметах или украшениях означает, сколько в изделии присутствует доли серебра, и сколько долей дополнительной примеси.
История пробирной системы
Не только цифры используются пробирной системой, но и буквы. Если раньше проба несла в себе более развернутую информацию: ценность предмета, имя ювелирного мастера и даже дату изготовления, то сейчас клеймение происходит строго по системной таблице. На Руси этому искусству обучались долгое время. Ставить пробы мог только сам мастер или его главный помощник. В начале 19 века российский император даже издал указ о том, чтобы были оборудованы специальные палаты для клеймения серебра и других металлов.
Система клеймения развивалась, а вместе с ней периодически видоизменятся сам оттиск. Для каждой категории драгметаллов он был свой. Первый оттиск был в виде женской головы в кокошнике, но каждый отдельный округ в Российской империи имел свое клеймо, на котором были пропечатаны буквы. Они являлись инициалами главы района. Потом было принято решения ставить аббревиатуру, согласно регионам. В то время в России было много немецких мастеров, которые делали свои изделия из столового серебра именными.
Единая система пробирования появилась при Петре Первом, в 1899 году. Именно он обязал мастеров указывать пробу на драгметалле, чтобы можно было примерно определять ценность предмета. Интересный факт, что на первом оттиске профиль женщины был повернут влево, да и само клеймо представляло собой примитивную разработку. Когда стали появляться качественные подделки пробы, было принято решение усложнить клеймо и в итоговом варианте люди увидели лицо женщины, уже повернутое вправо. Помимо этого изменения, мастера добавили дополнительные штрихи в изображение, чтобы мошенники не смогли его подделать без специальных навыков и оборудования.
На заметку! После утверждения нового клейма, каждый округ дополнительно проставлял буквенную аббревиатуру своего района.
Виды клеймений на серебре
За всю эпоху клейма, насчитываются несколько десятков оттисков. Они появлялись в то или иное время и не все входили в официальную таблицу клеймения. Некоторые позиции дошли до наших времен, но основная часть канула в историю. Сейчас можно встретить пробу №875, и сплав по составу и характеристикам идентичен тому, что клеймился под номером 84. Это связано с тем, что 84 проба относится к золотниковой системе, а 875 – к метрической, которую создали в 1927 году. Также в современном мире популярен сплав 925.
Само клеймо может быть выполнено в виде овала, боковые стороны которого немного обрезаны. В нижней части клейма всегда должна присутствовать буква. По ней можно выяснить, в каком регионе или населенном пункте изделие прошло апробацию. С древних времени, клеймением занимался отдельный отдел, который параллельно проводил оценку предмету, на основе химического анализа отдельных компонентов. Эта процедура может проходить вручную, во время изготовление украшения или с помощью специального устройства. Клейма литеруются символами: «А», «Б», «В», «Г», «Д», «Е», «Ж», «З», где:
В современной ювелирной сфере применяется только значение «Д» и «Е»
Нельзя не отметить, что литер «Б» ставится на некоторые предметы после изготовления. Оно может означать, что продукция будет экспортирована за границу или наоборот прибыло в Россию. Без этого знака, товар просто не пропустят через таможенную зону. В этом оттиске, вместо женщины в кокошнике изображено морское судно. Если человеку попалось украшение с таким штампом, значит, либо оно было изготовлено за рубежом, либо прибыло оттуда.
Многие ювелирные заводы создают собственные клейма, но присутствие именных знаков не отменяет основного штампа, который подтверждает состав сплава компетентным отделом. Только те компании, которые не претендуют на подтверждения отдельных компонентов изделия, могут обходиться именным оттиском. Так поступают мастерские, которые производят дорогую бижутерию и придают ей презентабельный вид серебряным напылением. Существуют также, так называемые «праздничные» или «временные» клейма:
На заметку! В Советском союзе долго не могли вытеснить германские клейма. Приборы с таким оттиском можно встретить и по сей день, но основная их часть находится в музее в Москве.
Принципы нанесения клейма
Клеймо может находиться внутри или снаружи изделия. Самый первый и популярный способ – это механический. Этим искусством должен обладать каждый ювелирный мастер. Сначала для этого применялся обычный молоточек, а потом был изготовлен специальный механизм, осуществляющий процесс автоматически. Присутствовали также специальные наковаленки, без которых нанести ювелирную печать аккуратно было практически невозможно. Станки уже ввели, когда потребовалось массовое клеймение.
Электроискровой метод проводится с участием электродов
Электроискровой метод проводится с участием электродов. Для этого была изготовлена специальная установка, с помощью которой оттиск выжигается искрой. Если на клейме присутствуют перемычки сверху между контуром и значком, значит, этот предмет клеймили электроискровым способом. Этот метод более эффективный, но не все ювелирные мастерские и заводы применяют его, потому что подобная установка стоит приличных денег.
Для очень дорогих ювелирных изделий могут применяться специальный лазер, который наносит клеймо очень аккуратно. Этот метод не так актуален в массовом производстве, потому что лазерная отметка со временем исчезает. Если человек приобрел подобное изделие, то относится к нему нужно более бережно, потому, что через время отметка попросту пропадет и уже нельзя будет подтвердить принадлежность украшения к драгоценному справу.
Сплавы серебра подлежащих клеймению
Ставят клеймо на многих изделиях из драгметаллов. Стандартным знаком отмечаются все украшения, которые весят более трех граммов. Обязательному клеймению подлежат следующие предметы:
Несмотря на то, что большинство исторических ценностей находятся в музее, археологи ежедневно находят новые детали из драгоценных металлов. Прежде чем передавать их в музейные учреждения на хранения, их проверяют и клеймят особым знаком. Даже если в изделии присутствует смесь сплавов, на нем должна стоять проба. Например: кольцо из серебра и золота: два штампа. Любые предметы из драгметаллов, которые создаются для научных или производственных нужд, не клеймится. Такие вещи стоят на особом учете. Такие записи можно встретить в журналах лабораторий, медицинских и других профессиональных учреждениях.
Если человек видит серебряную вещь, но не может обнаружить на ней пробы, то, скорее всего, этот предмет сделан частным мастером или не принадлежит к драгоценным сплавам. Когда происходит пломбировка изделий, каждый предмет указывается в специальной регистрационной книге. Подлинность пробы сможет подтвердить или опровергнуть любой ювелирный мастер, имея под рукой лупу.
Виды клейма на золотых изделиях в России и мире
Запись обновлена: Окт 9, 2020
Очень редко золото используется в чистом виде. Обычно продукт, именуемый нами золотом, состоит из самого драгоценного металла и так называемой лигатуры, то есть примеси иных металлов. Добавки включаются в состав золота для улучшения показателей выносливости и плотности, ведь золото в его чистом виде очень мягкое. Чистый металл быстро истончается, а изделия из него очень легко поцарапать или сломать. Качественные изделия имеют клеймо на золоте, о котором поговорим далее.
Еще в древние времена было вычислено, что лучшими примесями для золота являются серебро и медь. Ну а для обозначения содержания золота в сплаве стали применять пробы.
Проба — это главный показатель примесей в изделии, но этой цели служат и клейма — знаки, которые ставятся в контрольных учреждениях и гарантируют наличие драгоценного металла в сплаве.
Во Франции первое клеймо было поставлено в 1275 году, ну а в России первое пробирное клеймо появилось на изделии в Москве в 1651-1652 годах. Оно выглядело как двуглавый орел с датой, написанной славянскими буквами, а его назначением была демонстрация серебряной пробы. Пробы в современном понимании были введены Петром Великим в его указе от 13 февраля 1700 года, который установил по 4 пробы для золота и серебра.
Системы золотых проб
В мире есть метрическая, каратная и золотниковая системы золотых проб. Самыми популярными являются каратная и метрическая, из которых чаще используется вторая. По Британской системе карат, которая применяется в США, Швейцарии и ряде других стран, карат равняется 1/24 массы всего сплава. Таким образом, золото в 24 карата — это чистое вещество без добавок, ну а 18 карат означает 18 частей золота в общей доле смеси металлов. В ювелирной сфере чаще всего можно встретить пробы: 9, 10, 14, 18 и 24.
В России с 1711 года работала золотниковая система проб, работающая для сплавов серебра, а в 1733 году ее ввели и для золота. Эта мера была придумана на основе российского фунта, который содержит 96 золотников, а сама проба была выражена весом золота в 96-ти единицах сплава. Чистое золото имело 96-ю пробу, а в конце 19-го — в начале 20 века были в ходу 56-я, 72-я, 82-я, 92-я и 94-я пробы.
В 1927 году СССР перешел на метрическую систему исчисления, все выпускаемые изделия, имевшие ранее золотниковую маркировку, сменили ее на метрическую. Новая система была идентична немецкой, а число пробы имело цифру от 0 до 1000 и демонстрировало наличие золота в сплаве.
На сегодняшний день множество стран используют метрические стандарты качества (самую точную систему). В них самой высшей пробой является 1000-я, но по факту она не встречается, а клеймом на золоте может быть цифра до 999,9.
В связи с проблемой погрешности исчисления в славе золота, устанавливают так называемый ремедиум, иными словами, отклонение от нормы. В соединениях серебра и золота, золота и меди и всех трех компонентов вместе обычно установлен ремедиум в 3 единицы. К примеру, сплав 583-й пробы должен иметь ремедиум 3 единицы, следовательно, содержание золота будет примерно 580-586 гр/1кг сплава. Золотые сплавы с примесью никеля обладают ремедиумом в 5 единиц.
В России ювелирные изделия на продажу могут иметь пробы от 375-й до 958-й. В Союзе также было золото 583-й пробы, но в Европе имелась проба 14 карат, которая имела показатели выше советской. Для избегания более низкой цены за наше золото в Европе, стандарт был изменен на 585-й.
В современной системе России 23-каратное золото соотносится с 958-й пробой, 18 карат — с 750-й и так далее. Чтобы выполнить перевод из метрической системы исчисления в каратную, необходимо умножить пробу на 0.024.
Популярные пробы золота
В нашей стране имеется пять уровней качества золотых изделий.
375-я проба — сплав с содержанием 38 процентов металла (примеси — серебро и медь), имеющий разброс цвета от желтого до красноватого, со временем такая смесь тускнеет.
500-я — сплав с 50.5 процентами золота (примеси — серебро и медь).
585-я — смесь 58,5 процента золота с серебром, медью, палладием и никелем. Такое сочетание делает изделие твердым, прочным, стойким к влиянию воздуха, из-за чего оно часто используется в производстве.
750-я — сплав с 75.5-процентным содержанием драгметалла, смешанного с серебром, платиной, медью, никелем и палладием. Может иметь цвет от зеленого и желтого до розового и красноватого. Довольно прочный, но хорошо обрабатывается и полируется. Очень популярен для изготовления украшений, используется для высокоточных работ.
958-я — сплав с долей золота в 95.38 процента, который довольно редко применяется из-за мягкости и невыразительности цвета.
Сплавы выше 750-й пробы не поддаются потускнению при взаимодействии с воздухом, а 999-я проба не применяется из-за плохих показателей надежности. Для произведений искусства лучше всего подходит 958-я проба, 900-я используется для чеканки, ну а для ювелирных целей применяется 585-я проба.
Клейма на золоте
Во всех странах содержание металла в сплавах контролируют государственные органы, а если украшения выпускаются ювелирной корпорацией, то проверка осуществляется их внутренними силами. К примеру, в Голландии и вовсе разрешено производство изделий из серебра и золота любого качества.
В Российской Федерации доля золота в сплаве определена государством и указана в постановлении “О порядке опробирования и клеймения изделий из драгоценных металлов”. Изделия из таких металлов должны иметь клеймо государства и соответствие стандартам России.
Процедура опробирования и клеймения проводится Российской государственной пробирной палатой, находящейся при Министерстве финансов. А за соблюдением золотых проб и их соответствием реальности следят специалисты Федерального пробирного надзора.
В Турции, Египте, Греции и США золотые и серебряные изделия не контролируются. В связи с этим, российские ювелиры говорят, что 90 % турецкого золота не соответствует заявленному качеству: часто при указанной 585-й пробе она реально едва дотягивала до 500-й. Но в последнее время доверие к турецким пробам и вовсе исчезло, дело в том, что в любом магазине этой страны можно выбрать непромаркированное золотое изделие, после чего продавец поставит на него при помощи специальной машинки желаемую цифровую маркировку.
Обычно в изображении клейма сочетается некий рисунок и цифровую маркировку пробы, а саму пробу, как говорилось ранее, ставят государственные службы.
Виды клейма
Для оклеймения изделий в разных странах применяются различные рисунки и формы, так какие же клейма бывают изображены в разных странах на золоте? К примеру, в Беларуси на изделиях ставится зубр.До 1896 года в России ставили “тройники” — клейма, на которых были соединены в один узор число пробы, герб, первые буквы имени проверяющего и год постановки клейма. И если до 1897 года сами знаки имели выпуклую форму, то после этого года они приобрели вдавленный вид.
Уже в 1899 году в России было введено одно клеймо — “знак удостоверения”, которое выглядело как женская голова в кокошнике, изображенная в профиль слева.
С 1908 по 1927 годы работали другие клейма с той же головой в кокошнике, но развернутой в другую сторону, к тому же сопровожденные греческой буквой, меняющейся в зависимости от округа России.
В 1927 году в России появилось новое клеймо — голова рабочего с молотом, а само исчисление перевелось в метрическое. С 1 июля 1958 года для изделий из всех драгметаллов стало применяться клеймо в виде пятиконечной звезды, внутри которой располагались серп и молот.
Сейчас российские ювелирные изделия также клеймят женской головой в кокошнике. Клеймо может быть как совмещенным, так и располагаться раздельно. На клейме совмещенного типа в рамке находится голова в кокошнике смотрящая вправо и цифры, обозначающие пробу, а слева от головы есть маленькая буква, обозначающая Госинспекцию, которая и поставила пробирное клеймо.
Для штампа на раздельных или легко отделяемых вещей используют клеймо раздельного типа, голова ставится на одной, а цифры пробы — на другой части изделия.
На украшениях российского производства должен иметься оттиск Госинспекции и клеймо производителя с шифрованным годом клеймения и шифрованным же именем предприятия.
Подделка золотой пробы
Подделывать пробу золота решится далеко не каждый пройдоха, так как это сложно и сопряжено с огромными рисками. Обычно мошенничество заключается в проставлении высокой пробы на некачественном изделии, которое все же содержит золото. Подобные товары можно купить в маленьких магазинах по всему миру, но волею случая они могут быть в продаже и приличных ювелирных лавок. Хорошо сделанную подделку пробы практически не определить на глаз, именно поэтому необходимо проверять сам сплав.
В этом может помочь переносной прибор — определитель золота, который можно носить с собой во время покупок. Стоит помнить, что прибор может иметь свои ограничения и погрешности, поэтому всецело ему доверять не стоит.