Что значит фундаментальное образование
Образование: от фундаментальности к практике или путь в никуда
Высокое качество образования традиционно связывали с последовательным и систематическим изучением как профильных прикладных, так и фундаментальных гуманитарных и естественнонаучных предметов. В ходе реформ российского высшего образования взаимосвязь науки и образования меняется: глобальным вопросам и теориям отводятся роли второго плана, даже относительно собственно научных теорий возникает дискуссия об их месте в образовании.
В качестве примера можно сослаться на позицию Министра здравоохранения и социального развития Т.Голиковой: «В первую очередь были внесены изменения в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, регламентирующего порядок подготовки студентов.
Теперь на шестом курсе студенты смогут пройти специальный электив по выбранной специальности и уже в ходе прохождения интернатуры оказывать амбулаторную помощь населению в условиях поликлиники, то есть, например, работать участковым терапевтом или педиатром. Подобный поворот к прикладным аспектам образования характерен для большинства направлений профессиональной подготовки в высшей школе.
Возникает вопрос: нужно ли нам так называемое фундаментальное образование?
Стоит вспомнить, что впервые концепция фундаментального образования была сформулирована Гумбольдтом в начале 19 века, в ней говорилось, что предметом такого образования должны быть те знания, которые на конкретном этапе своего развития формулирует фундаментальная наука.
С течением времени все быстрее сокращалось число научных направлений, которые избежали прикладного приложения в технологии. Фундаментальность противопоставляется или профессиональной (практической) направленности обучения, или его доступности. Однако бинарная схема не просто недостаточна, она опасна.
Одни понимают фундаментальное образование как более углубленную подготовку по заданному направлению, изучение сложного круга вопросов по основополагающим проблемам избранной сферы, которое требуется не каждому работающему в конкретной области («образование вглубь»). Но таковым и должно быть качественное образование.
Другие понимают фундаментальное — как образование, в котором сочетаются гуманитарное и естественнонаучное знания на основе изучения широкого круга вопросов («образование вширь»).
Фундаментальное образование необходимо, причем оно должно строиться именно на базе сочетания естественнонаучных и гуманитарных знаний, диалога двух культур. Это требование обусловлено тем, что полученное прикладное образование крайне быстро устаревает в силу быстрых темпов экономических и социальных изменений.
Кроме этого, возникают новые требования к профессиональной деятельности: применение знаний в виде технологий требует оценки последствий их применения (например, в области нанотехнологии, генной инженерии, информационных технологий). Существенную помощь в разрешении возникающих социально-этических проблем и профессиональных задач может оказать та целостная картина, которая складывается именно в результате полноценного системного образования.
В отличие от конкретных знаний и фактов, фундаментальные знания меняются сравнительно медленно, живут долго. Это позволяет им сохранять свою значимость в течение среднего срока трудового стажа выпускника школы или вуза. Выработанные на их основе умения думать, самостоятельно добывать информацию, анализировать ее достоверность, позволят выпускнику при необходимости даже изменить сферу деятельности.
Но достижение этой задачи гармонического соединения в современном образовании сталкивается с существенными сложностями:
1. ограниченность учебного времени, в новых стандартах общей и профессиональной школы сокращается время академических занятий.
2. распространение прагматического отношения к изучаемому на фоне рыночного отношения к образованию: если я покупаю некоторый товар – образование, то его рыночная стоимость для меня определяется тем, как его можно продать будущему работодателю, зачем платить лишнее за невостребованное знание.
3. психологические трудности восприятия порою абстрактных, понятий и образов наук, не входящих, по мнению обучающегося, в сферу непосредственных интересов.
Фундаментальное — стартовая база для социализации личности, устойчивая привычка учиться; «языковая подготовка» как средство получения информации и общения; знание языка математики как универсального языка построения теорий окружающего мира, который может быть использован при изучении любой отрасли науки и при овладении любой профессиональной деятельностью; знание информационных технологий. Тогда фундаментальное образование (независимо от уровня и ступени) позволяет приступить к квалифицированному труду, в отличие от неквалифицированного труда, не требующего специальной подготовки, и от малоквалифицированного труда, приступить к которому позволяет краткая профессиональная подготовка (например, курсы).
Перспективы развития рынка труда как раз связаны с квалифицированным трудом. Образование не может ориентироваться на сегодняшнюю ситуацию, оно должно работать на будущее, что невозможно без ориентации на фундаментальноть.
Фундаментальность образования
Смотреть что такое «Фундаментальность образования» в других словарях:
Гимназия № 1591 (Москва) — Гимназия № 1591 Основана: 1988 Языки: Английский, Французский … Википедия
ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ — (от англ. innovation нововведение. ) новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, сущностный и акмеологическии подходы, профессионализм, синтез двух культур (технической и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ЖИЗНЬ — понятие многозначное, меняет свое содержание в зависимости от области применения. В биол. науках понимается как одна из форм существования материи, осуществляющая обмен веществ, регуляцию своего состава и функций, обладающая способностью… … Энциклопедия культурологии
Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ — отрасль пед. науки, изучающая теоретич. и практич. проблемы развития личности студентов и их проф. подготовки в вузе. Опыт организации характерных для высшей школы видов занятий лекций, диспутов и т. п. обобщался в соч. мн. теоретиков педагогики … Российская педагогическая энциклопедия
Чокин, Шафик Чокинович — Шафик Чокин Шапық Шокин Дата рождения: 1 октября 1912(1912 10 01) Место рождения … Википедия
Кубанский государственный аграрный университет — (КубГАУ) Девиз Традиции. Фундаментальность. Инновации Год основания 1922 … Википедия
Факультет менеджмента ГУ-ВШЭ — Факультет менеджмента Государственный университет – Высшая школа экономики Год основания 1996 Декан Филинов Н.Б. Место расположения … Википедия
МЕНДЕЛЯ ЗАКОНЫ — установленные Г. Менделем закономерности распределения в потомстве наследств, признаков. Основой для формулировки М. з. послужили многолетние (1856 63) опыты по скрещиванию неск. сортов гороха. Современники Г. Менделя не смогли оценить важности… … Биологический энциклопедический словарь
Неофункционализм — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Неофункционализм одна из теорий европейской интеграции, созданная после Второй мировой войны и являющаяся ревизионистским вариа … Википедия
Recent Posts
Categories
Фундаментальное и прикладное образование
Педагогика Инфоком 2012
Фундаментальное образование
Впервые концепция фундаментального образования была сформулирована Гумбольдтом в начале 19 века, в ней говорилось, что предметом такого образования должны быть те знания, которые на конкретном этапе своего развития формулирует фундаментальная наука.
С течением времени все быстрее сокращалось число научных направлений, которые избежали прикладного приложения в технологии. Фундаментальность противопоставляется или профессиональной (практической) направленности обучения, или его доступности. Однако бинарная схема не просто недостаточна, она опасна.
Одни понимают фундаментальное образование как более углубленную подготовку по заданному направлению, изучение сложного круга вопросов по основополагающим проблемам избранной сферы, которое требуется не каждому работающему в конкретной области (“образование вглубь”). Но таковым и должно быть качественное образование.
Другие понимают фундаментальное – как образование, в котором сочетаются гуманитарное и естественнонаучное знания на основе изучения широкого круга вопросов (“образование вширь”).
Фундаментальное образование необходимо, причем оно должно строиться именно на базе сочетания естественнонаучных и гуманитарных знаний, диалога двух культур. Это требование обусловлено тем, что полученное прикладное образование крайне быстро устаревает в силу быстрых темпов экономических и социальных изменений.
Кроме этого, возникают новые требования к профессиональной деятельности: применение знаний в виде технологий требует оценки последствий их применения (например, в области нанотехнологии, генной инженерии, информационных технологий). Существенную помощь в разрешении возникающих социально-этических проблем и профессиональных задач может оказать та целостная картина, которая складывается именно в результате полноценного системного образования.
В отличие от конкретных знаний и фактов, фундаментальные знания меняются сравнительно медленно, живут долго. Это позволяет им сохранять свою значимость в течение среднего срока трудового стажа выпускника школы или вуза. Выработанные на их основе умения думать, самостоятельно добывать информацию, анализировать ее достоверность, позволят выпускнику при необходимости даже изменить сферу деятельности.
Но достижение этой задачи гармонического соединения в современном образовании сталкивается с существенными сложностями:
1. ограниченность учебного времени, в новых стандартах общей и профессиональной школы сокращается время академических занятий.
2. распространение прагматического отношения к изучаемому на фоне рыночного отношения к образованию: если я покупаю некоторый товар – образование, то его рыночная стоимость для меня определяется тем, как его можно продать будущему работодателю, зачем платить лишнее за невостребованное знание.
3. психологические трудности восприятия порою абстрактных, понятий и образов наук, не входящих, по мнению обучающегося, в сферу непосредственных интересов.
Фундаментальное – стартовая база для социализации личности, устойчивая привычка учиться; «языковая подготовка» как средство получения информации и общения; знание языка математики как универсального языка построения теорий окружающего мира, который может быть использован при изучении любой отрасли науки и при овладении любой профессиональной деятельностью; знание информационных технологий. Тогда фундаментальное образование (независимо от уровня и ступени) позволяет приступить к квалифицированному труду, в отличие от неквалифицированного труда, не требующего специальной подготовки, и от малоквалифицированного труда, приступить к которому позволяет краткая профессиональная подготовка (например, курсы).
Фундаментальное образование: глубокое и широкое
И я даже могу понять причину: никакие прикладные знания не идут впрок, если они не опираются на какое-то развитое базовое/фундаментальное мышление. Никакие практики вы не сможете выбрать, если у вас нет мировоззрения, которое позволит как-то оценивать эти практики как годные или негодные, совместимые между собой, или несовместимые.
Глубокие технологические стеки
Мировоззрение не продашь, продаётся только прикладное знание. Мировоззрение протаскивается с ним «в нагрузку». И это общая характеристика всех технологических стеков: продаются прикладные уровни, а инфраструктура на много уровней вниз дешёвая и продаётся в нагрузку. Выжить «инфраструктурщики» могут обычно только потому, что самые разные прикладники вынуждены пользоваться их инфраструктурой.
Вот, например, интеллект-стек (http://ailev.livejournal.com/1356016.html): деньги идут сверху, на прикладные задачи, а весь низ стека стремительно становится commodity, и как устроены эти нижние уровни хорошо понятно только специалистам. Ужас и в том, что специалисты на каждом уровне свои, и знают они только на уровень вверх и уровень вниз от своего. Ну, а весь стек держат только фирмы-гиганты (и то, оказывается, что не весь: нынешние технологические стеки очень глубоки):
Объективация этих «мировоззрений», «концептуальных дисциплин», превращение их в объекты первого класса, которые можно обсуждать в части их освоения в ходе образования, позволяет быстро отвечать на вопросы о «сектантстве» или «неверных воззрениях, которые вы хотите вбивать в головы несчастным завербованным вами ученикам». Конечно, все эти дисциплины имеют статус state-of-the-art, которые:
— всего лишь priors, которые потом уточняются по ходу дела вновь открывающимися обстоятельствами. Это не догмы! Это не «вечные объективные онтологии».
— вполне себе сменяемы, как версии прошивок. Да, перепрошивка мировоззрения/концептуальной дисциплины хлопотная и трудоёмкая процедура, но она вполне инструментальна, у неё нет сакрального характера, нет никаких особенностей по сравнению с любым другим обучением. Это просто какая-то удобная онтика, набор упражнений для её освоения, это отнюдь не «встроенная в мозг конструкция», необратимо влияющая на жизнь, как принятая вера.
Беда ещё и в том, что говорящий про «неверность воззрений» часто как раз имеет широкое, но очень неглубокое, при этом совсем не state-of-the-art образование (скажем, полученное в конце 20 века, по нынешним меркам допотопное). С ним поэтому очень трудно разговаривать, коммуникационная проблема налицо.
Пример: глубокое и широкое образование по инженерии требований
Вот пример моего стека с инженерией требований как примером прикладного уровня:
— конкретные практики инженерии требований, поддержанные инструментарием (от JTBD и Use Case 2.0 до MPV из ТРИЗ+). Это прикладной уровень. Ученик в конечном итоге получит свои деньги за skills в инженерии требований. Если он компетентен в инженерии требований, то он сможет разработать требования.
— мировоззрение (или мировоззренческая дисциплина) системного мышления: способ мегамоделирования окружающего мира, помогающий управлять вниманием через привязку внимания и самых разных моделей к определённым объектам в окружающей действительности. Отличные чеклисты, проверяющие качество вашего моделирования мира в условиях коллективной деятельности. Онтика системного мышления была приведена в http://ailev.livejournal.com/1278600.html, хотя сейчас эту онтику нужно было бы доработать: часть этой онтики относится больше к следующему слою образовательного стека: «онтологике».
У Школы системного (чего системного? а всего! системное мировоззрение/мышление лежит в основе многих и многих концептуальных дисциплин!) та же проблема: показать мощь системного мышления можно только в том случае, если будут продемонстрированы люди, отлично владеющие прикладными дисциплинами на базе фундаментального широкого и глубокого образования, которое обеспечивает Школа. И тогда будет много желающих надстроить свои прикладные курсы над тем глубоким и широким образовательным фундаментом, который даёт Школа. А пока нижние уровни наши, образовательные институты тормозят и отказываются обсуждать содержание своего образования в части его глубины и ширины.
Ну, мы облегчим им задачу: дадим образец полного стека фундаментального образования, выпустим какой-нибудь публичный документ (не стандарт, мы ж не организация по стандартизации). Можно будет наладить сертификацию соответствия чьих-то прикладных курсов этому публичному документу, обычная практика корпоративной (не государственной!) стандартизации. Зачем? Гарантия компактности подачи и гладкой стыковки с содержанием других курсов, отсутствие терминологического дребезга. Это означает, что люди с современным фундаментальным образованием получат свои компетенции быстрей и надёжней, и будут понимать, как их встроить в обширный контекст своей деятельности.
Ещё этот заход будет использован для попытки закрепить опыт подготовки других мировоззренческих курсов по практике получения полезного мировоззрения манипулированием с позициями на спектре мышления, описанной в https://ailev.livejournal.com/1425003.html. Ведь именно так были подготовлены и курсы системного мышления, и курс онтологики, и именно так предполагается готовить другие концептуальные/мировоззренческие курсы.
И вот после прохождения уровня предлжения концептуальных дисциплин можно будет либо давать какие-то свои курсы по прикладным дисциплинам, либо рассчитывать на многочисленных других провайдеров образования (включая предприятия, которые имеют свои практики и хотели бы получить фундаментально образованных людей, чтобы потом быстро обучить их своим уникальным прикладным практикам).
Что значит фундаментальное образование
Образовательная среда в информационном обществе сущностно изменяется за счет появления новых возможностей и ограничений. Для учащихся «цифрового поколения» сетевое пространство становится виртуальной реальностью, в которой они проводят большую часть своего времени, получая необходимую информацию, осуществляя интерактивное взаимодействие с другими пользователями сети.
Образовательная среда делает возможным нелинейный процесс восприятия учеником нового материала, что приводит к появлению отдельных частей учебного материала, не изученных учеником. Осознание учащимся пробелов в образовании, проявляющихся в непонимании определенного блока учебной информации, приводит к активизации учебной деятельности, к поиску недостающей информации, что является важнейшим этапом обучения [1]. Ряд исследователей проблем информатизации образования акцентируют внимание на необходимости разработки теории обучения в информационной среде [7]. Наряду с этим представляется ценным мнение Г. А. Берулавы о необходимости рассматривать новую образовательную парадигму обучения и воспитания студентов в условиях современного информационного пространства, которую ученый называет сетевой образовательной парадигмой. На настоящем этапе развития педагогической науки при необходимости разработки теории обучения в информационной среде важно выявить специфические особенности сетевого образования, в котором проявляются возможности информатизации образования:
В качестве положительного фактора информатизации необходимо отметить, что информационная среда, несомненно, расширяет познавательные возможности человека. Обучение в информационной среде строится на основе синтеза объективного мира и виртуальной реальности посредством активизации как сферы рационального сознания, так и сферы интуитивного, бессознательного. Такое взаимодействие обучаемого и компьютера представляется как интеллектуальное партнерство, представляющее так называемый «распределенный интеллект». Информационное ядро обучения в сетевой образовательной парадигме уступает место развитию способностей и мотивации к генерированию собственных идей [2, 8].
Нелинейность процесса обучения на основе решения конкретных проблем в условиях сетевой образовательной парадигмы порождает, с одной стороны, эклектичность в самостоятельном получении знаний, а с другой стороны, более высокую мотивацию по сравнению с мотивацией в традиционной парадигме. При этом Тестов В. А. ставит вопрос о том, как же в такой системе обучения решается «проблема понимания» и предлагает рассматривать различные уровни понимания [8].
Однако, с нашей точки зрения, возникает более важная проблема в системе знаний, отдельные элементы которой приобретаются в режиме нелинейных технологий, когда нарушаются общедидактические принципы преемственности, непрерывности, которые определяют доступность и качество полученного образования. Более всего отрицательный эффект нелинейных технологий отражается на фундаментальном образовании, которое выполняет роль базиса для дальнейшего обучения. Формированию системы знаний, устранению пробелов, образующихся за счет нелинейности образовательного процесса «цифрового поколения» будут способствовать:
На этапе вхождения в новую тему целесообразно предъявить студентам структурную схему содержания учебного материала, подлежащего усвоению с обозначением отдельных модулей и разделов. Предъявление студентам на начальном этапе вхождения в тему структуры учебного материала выполняет ориентировочную роль и задает динамическую модель развития учебной деятельности по освоению этого учебного материала, упорядочивает, рационализирует и повышает ее эффективность. Учебная информация, подлежащая усвоению в учебной деятельности, может быть представлена системой взаимосвязанных и взаимовлияющих друг на друга модулей, последовательность освоения которых осуществляется в логике освоения знаний: восприятия, понимания, осмысления, запоминания, применения, обобщения, систематизации.
Ликвидация пробелов в образовании цифрового поколения за счет использования нелинейных технологий в освоении учебного материала может быть достигнута, если сам студент будет уметь структурировать учебный материал. Актуальность формирования умений студентов структурировать учебный материал определяется тем, что оно многофункционально (овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной профессиональной или социальной сферах), надпредметно, междисциплинарно, многомерно (включает умственные процессы и интеллектуальные умения: аналитические, критические, коммуникативные и др.) и поэтому может быть определено как метаумение. Умение структурировать учебный материал является метаумением, характеризующим интеллектуальную деятельность учащегося по представлению изучаемого учебного материала в виде целостной структуры на основе выбранного принципа, в результате которой достигается качественно иное, более глубокое системное знание [5]. Важно, что структурирование учебного материала студентом приводит к осмыслению темы, осознания целей и задач обучения, что фактически позволяет выстраивать ориентированную основу учебной деятельности. Приобретению студентом опыта выстраивать ориентированную основу учебной деятельности способствует разработка алгоритмов решения математических задач. В контексте проблемы формирования умений структурировать учебный материал представляется целесообразным опыт, изложенный в [6] по использованию в обучении спецкурса обогащения содержания образования, ориентированного на:
Применение активных методов позволит развивать способность студентов быстро, точно и сознательно применять на практике сформированное умение в изменяющихся условиях, в новой нестандартной ситуации, что, несомненно, будет систематизировать учебную информацию, содержащуюся в фундаментальных знаниях.
Представляется ценной мысль И. И. Башмакова о том, что в обучении математике процесс обучения важнее его результата [1]. При изучении математики формируются общие формы и способы мышления, приемы логических рассуждений, обобщенные деятельностные функции. Ориентация на развитие интеллектуальной сферы студентов и возможности новых средств и информационных технологий приводит к необходимости и целесообразности визуализировать содержание дисциплин, сделать его наглядным.
Рассматривая конструирование специальной информационной среды обучения математике, Картежников Д. Л. обосновывает необходимость задействовать резервы визуального мышления, познавательной функции наглядности при относительном равноправии вербального, геометрического и формульного способов представления информации [4]. Мобилизация основных сенсорных систем человека: визуальной, аудиальной, кинестетической, повышает объем усваиваемой им информации.
Сочетание аудио и визуальной информации активизирует познавательный процесс, делает его эмоционально насыщенным, повышает мотивацию к освоению учебного материала, что в целом способствует повышению качества фундаментальной подготовки. Отличие проблем, возникающих в условиях информатизации образования, от проблем традиционной педагогики, определяют необходимость выделения их в отдельный раздел педагогики.
Среди навыков, необходимых для изучения математики, особую роль играют те, которые связаны с формированием и развитием мыслительных способностей. Здесь имеются в виду наблюдение и сравнение (сопоставление), абстрагирование и конкретизация, обобщение и специализация, классификация и систематизация, анализ и синтез, отыскание и применение аналогий и противопоставлений, построение гипотез и планирование действий, развитие критического отношения к изучаемому материалу и самоконтроль. Указанные умения и навыки важны не только сами по себе, а как объективные условия целеустремленного, продуктивного мышления, ведущего к решению поставленных задач.
Для развития таких навыков преподаватель в ходе обучения высшей математике стремится так представить учебный материал, чтобы создать условия, раскрывающие связи между изучаемыми понятиями, ставить задания, формирующие умение обобщать и квалифицировать. Однако для того, чтобы эти навыки и умения стали для студентов средствами познания, необходимо, чтобы они понимали их важность, систематически и целенаправленно формировали их через систему упражнений.
Рецензенты: