Что значит фронтальная работа на уроке
Фронтальная форма организации учебной деятельности
Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д. Это способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность.
От учителя, естественно, требуется большое умение найти посильную работу мысли для всех учащихся, заранее проектировать, а затем и создавать учебные ситуации, отвечающие задачам урока; умение и терпение выслушать всех желающих высказаться, тактично поддержать и в то же время внести необходимые коррекции в ходе обсуждения. В силу своих реальных возможностей ученики, конечно, могут в одно и то же время делать обобщения и выводы, рассуждать по ходу урока на разном уровне глубины. Это учитель должен учитывать и опрашивать их соответственно их возможностям. Такой подход учителя при фронтальной работе на уроке позволяет учащимся и активно слушать, и делиться своими мнениями, знаниями с другими, с вниманием выслушивать чужие мнения, сравнивать их со своими, находить ошибки в чужом мнении, вскрывать его неполноту. В этом случае на уроке царит дух коллективного думания. Учащиеся работают не просто рядом, когда каждый в одиночку решает учебную задачу, а требуется совместно активно участвовать в коллективном обсуждении. Что же касается учителя, то он, применяя фронтальную форму организации работы учащихся на уроке, получает возможность свободно влиять на весь коллектив класса, излагать учебный материал всему классу, достигать определенной ритмичности в деятельности школьников на основе учета их индивидуальных особенностей. Все это несомненные достоинства фронтальной формы организации учебной работы учащихся на уроке. Вот почему в условиях массового обучения эта ферма организации учебной работы учащихся является незаменимой и наиболее распространенной в работе современной школы.
Фронтальная форма организации обучения может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями. При этом творческое задание может быть расчленено на ряд относительно простых заданий шкалящего типа, что позволит привлечь всех учащихся к активной работе. Учителю это дает возможность соотносить сложность заданий с реальными учебными возможностями каждого ученика, учитывать индивидуальные возможности школьников, создавать на уроке атмосферу дружественных отношений между учителем и учащимися, вызывать у них чувство сопричастности общим достижениям класса.
Фронтальная форма учебной работы, как отмечают ученые-педагоги Чередов И.М., Зотов Ю.Б. и другие, имеет ряд существенных недостатков. Она по своей природе нацелена на некоего абстрактного ученика, в силу чего в практике работы школы весьма часто проявляются тенденции к нивелированию учащихся, побуждению их к единому темпу работы, к чему ученики в силу своих разноуровневых работоспособности, подготовленности, реального фонда знаний, умений и навыков не готовы. Ученики с низкими учебными возможностями работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны учителя, больше времени на выполнение заданий, больше различных упражнений, чем ученикам с высокими учебными возможностями. Сильные же ученики нуждаются не в увеличении количества заданий, а в усложнении их содержания, заданий поискового, творческого типа, работа над которыми способствует развитию школьников и усвоению знаний на более высоком уровне. Поэтому для максимальной эффективности учебной деятельности учащихся необходимо использовать наряду с данной формой организации учебной работы на уроке и другие формы учебной работы. Так, при изучении нового материала и его закрепления, пишет Ю.Б. Зотов, наиболее эффективна фронтальная форма организации урока, а вот применение полученных знаний в измененных ситуациях лучше всего организовать, максимально используя индивидуальную работу. Лабораторные работы организуют фронтально, однако и здесь надо искать возможности максимального развития каждого ученика. Можно, например, работу заканчивать ответом на вопросы-задания различной степени сложности. Таким образом, удается оптимально сочетать на одном уроке лучшие стороны разных форм обучения.
Дата добавления: 2016-06-13 ; просмотров: 1180 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Что значит фронтальная работа на уроке
48. Формы организации познавательной деятельности на уроке
Форма организации учебной деятельности учащихся на уроке важна для более эффективного проведения урока. Выделяют три формы организации.
Индивидуальная работа учащихся на уроке подразумевает отдельную самостоятельную работу учащегося, подобранную в соответствии с уровнем его подготовки.
Данная форма организации деятельности учащихся может быть применена на любом этапе урока.
Однако у индивидуальной работы есть серьезный недостаток: способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, она несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания одноклассникам.
Фронтальная работа учащихся на уроке подразумевает общую, одновременную работу со всем классом.
Данная форма работы позволяет:
1) установить доверительные отношения с классом;
2) активизировать деятельность и познавательные интересы учащихся.
Фронтальная форма организации обучения требует от педагога большого умения организовать работу всего класса, терпеливо выслушивать всех учащихся, тактично корректировать их ответы и т. д.
У данной формы учебной работы есть и ряд недостатков.
Она не учитывает индивидуальные особенности учащихся, в результате чего ученики с более низким уровнем подготовки хуже усваивают материал, а сильные ученики не имеют возможности совершенствовать свои способности.
Групповая форма работы в классе предусматривает следующее:
1) деление класса на группы, которые получают либо одинаковое, либо дифференцированное задание и выполняют его совместно;
2) количественный состав групп зависит прежде всего от величины класса (примерно от трех до шести человек);
3) при этом члены группы должны выбираться учителем таким образом, чтобы в каждой находились ученики разного уровня подготовки. Это увеличивает возможную помощь слабым учащимся.
В групповой работе получают возможность реализовать свои способности самые робкие ученики, которые не могут отвечать при всем классе. Групповая форма имеет и свои недостатки:
1) учитель должен иметь высокий уровень педагогического мастерства, чтобы организовать групповое обучение;
2) существуют трудности в комплектовании групп, так как в классе не всегда есть достаточное количество сильных учеников, которые могут быть лидерами группы.
Необходимо отметить, что по отдельности каждую из трех форм организации учебной деятельности учащихся применять не рекомендуется. Только сочетание этих форм – групповой, фронтальной и индивидуальной – приносит ожидаемые положительные результаты. Это сочетание определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и т. п.
Статья по теме «ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ»
(Хабарская средняя общеобразовательная школа № 2, с. Хабары)
ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ
В статье описывается одна из традиционных форм организации учебной деятельности учащихся, её основы, цели и результаты использования в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Описываются средства и формы, используемые при фронтальной работе на уроках математики.
Ключевые слова: фронтальная работа, мотивация, компетентность, учебная деятельность, активизация деятельности, результаты обучения, математические тренажёры.
Эффективность образовательного процесса в современной школе зависит от многих факторов: уровня подготовки учащихся и их мотивации к обучению, учебного оборудования кабинета и наглядных пособий, личности учителя и его педагогического мастерства. Если у учителя есть желание сделать процесс обучения интересным, эффективным, то его успешность и качество гарантированно.
Для организации познавательной деятельности учащихся используют три формы работы: индивидуальную, фронтальную и групповую. Именно сочетание этих форм приносит ожидаемые положительные результаты обучения.
Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают её результаты.
Необходимость таких занятий обуславливается едиными учебными программами, обязательными для изучения всеми учащимися.
При фронтальной работе ученик проявляет себя как личность, демонстрирует свои знания, эрудицию, память, желание и умение трудиться в коллективе. Это является основным достоинством фронтальной работы.
От учителя, естественно, требуется большое умение найти посильную работу мысли для всех учащихся, заранее проектировать, а затем и создавать учебные ситуации, отвечающие задачам урока; умение и терпение выслушать всех желающих высказаться, тактично поддержать и в то же время внести необходимые коррекции в ходе обсуждения. При такой деятельности учитель имеет возможность наблюдать и оценивать общий настрой учащихся в работе, их отношение к изучаемому материалу и взаимоотношения друг с другом.
Если учитывать требования к результатам обучения, предъявляемые ФГОС, использование фронтальной формы организации учебной деятельности учащихся обеспечивает достижение метапредметных результатов обучения:
регулятивные: умение ставить цели, планировать пути их достижения; адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
коммуникативные: умение организовывать учебной сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение, разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать одноклассников, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
познавательные: умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач; строить логическое рассуждение, умозаключение и выводы; видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни; выбирать и создавать алгоритмы для их решения.
Например, на этапе актуализации и пробного учебного действия при изучении темы «Сложение и вычитание десятичных дробей» в 5-м классе, «Тригонометрические функции» в 10-м классе для отработки вычислительных навыков, для построения грамотной математической речи использую математические тренажёры (фрагмент, Таблица 1, 2)
Математические тренажёры, 5 класс
Математические тренажёры, 10 класс
cos 2 — 1
cos
sin
tg
ctg
y = tg
Часто на уроках при работе с тренажёрами не сама формулирую задание, а прошу учащихся это сделать. Ребята обычно к одному заданию предлагают несколько вариантов формулировок. Например, пятиклассники формулируют задание так: «Вычислите», «Найдите значение выражения», «Выполните математические действия» (Таблица 1). А в 10-м классе к 4-ой строке Таблицы 2 предлагают несколько заданий: «Укажите область определения функции», «Найдите множество значений функции», «Найдите наименьший положительный период функции», «Что является графиком функции?» и т.д.
Переходя к этапу выявления места и причин затруднения на уроке открытия нового знания (постановки и решения учебной задачи) для создания проблемной ситуации, учитель может
1) задать “каверзный вопрос”, используя математические выражения из тренажёров, или предложить решить задачу, красочно оформленную на слайде, например, “Куб со стороной 1 м распилили на кубики со стороной 1 см и положили их в ряд (по прямой). Какой длины оказался ряд?” (тема «Объём прямоугольного параллелепипеда», 5 класс);
2) построить подводящий диалог;
3) сообщить тему урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема, например, вместе разгадать кроссворд с выделенным словом.
Необходимо отметить, что фронтальная форма работы имеет и свои слабые стороны: в определенной степени усредняет задания по объему и рассчитана на единый темп работы, а при неудачной ее организации, создает видимость коллективного труда.
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. И если учитель использует на уроках фронтальную работу, то её результатом должно стать умение учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Учитель должен организовать урок так, чтобы у детей «горели глаза» при решении интересных задач и чтобы урок казался им коротким.
1. Формы организации познавательной деятельности на уроке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.plam.ru/shpori/pedagogika/p49.php, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 20.08.2017).
3. Манвелов, С.Г. Конструирование современного урока математики [Текст] / С. Г. Манвелов // М: Просвещение, 2002. – 175 с.
ЛЕКЦИЯ № 74. Формы организации познавательной деятельности на уроке
ЛЕКЦИЯ № 74. Формы организации познавательной деятельности на уроке
Форма организации учебной деятельности учащихся на уроке важна для более эффективного проведения урока. Выделяют три формы организации:
1) индивидуальная работа;
2) фронтальная работа;
3) групповая форма работы.
Индивидуальная работа учащихся на уроке подразумевает отдельную самостоятельную работу учащегося, подобранную в соответствии с уровнем его подготовки. Это может быть следующее:
1) работа по карточкам;
4) заполнение таблиц;
5) написание рефератов, докладов;
6) работа с учебниками и т. д.
Данная форма организации деятельности учащихся может быть применена на любом этапе урока, например, ее целесообразно использовать:
1) для закрепления полученных знаний;
2) для обобщения и повторения пройденного материала;
3) при самостоятельном изучении нового материала и т. д.
Однако у индивидуальной работы есть серьезный недостаток: способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, она несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания одноклассникам.
Фронтальная работа учащихся на уроке подразумевает общую, одновременную работу со всем классом. Это может быть следующее:
Данная форма работы позволяет:
1) установить доверительные отношения с классом, так как ученик участвует в работе класса учащихся посредством своего рассказа, объяснения или беседы;
2) активизировать деятельность и познавательные интересы учащихся.
Фронтальная форма организации обучения требует от педагога большого умения организовать работу всего класса, терпеливо выслушивать всех учащихся, тактично корректировать их ответы и т. д.
У данной формы учебной работы есть и ряд недостатков. Она не учитывает индивидуальные особенности учащихся, в результате чего ученики с более низким уровнем подготовки хуже усваивают материал, а сильные ученики не имеют возможности совершенствовать свои способности.
Групповая форма работы в классе предусматривает следующее:
1) деление класса на группы, которые получают либо одинаковое, либо дифференцированное задание и выполняют его совместно;
2) количественный состав групп зависит прежде всего от величины класса (примерно от трех до шести человек);
3) при этом члены группы должны выбираться учителем таким образом, чтобы в каждой находились ученики разного уровня подготовки. Это увеличивает возможную помощь слабым учащимся.
В групповой работе получают возможность реализовать свои способности самые робкие ученики, которые не могут отвечать при всем классе. Групповая форма имеет и свои недостатки:
1) учитель должен иметь высокий уровень педагогического мастерства, чтобы организовать групповое обучение;
2) существуют трудности в комплектовании групп, так как в классе не всегда есть достаточное количество сильных учеников, которые могут быть лидерами группы.
Необходимо отметить, что по отдельности каждую из трех форм организации учебной деятельности учащихся применять не рекомендуется. Только сочетание этих форм – групповой, фронтальной и индивидуальной – приносит ожидаемые положительные результаты. Это сочетание определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и т. п.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ЛЕКЦИЯ № 41. Современные модели организации обучения
ЛЕКЦИЯ № 41. Современные модели организации обучения К современным моделям организации обучения относятся:1) предметные кружки;2) секции;3) факультативы и предметы по выбору;4) экскурсии;5) олимпиады;6) дополнительные занятия с отстающими в учебе учащимися;7) выставки и
ЛЕКЦИЯ № 49. Формы обучения
ЛЕКЦИЯ № 49. Формы обучения Форма организации обучения – специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме.Выделяются две основных формы организации обучения.1. Индивидуально-групповая система
ЛЕКЦИЯ № 68. Формы контроля
ЛЕКЦИЯ № 68. Формы контроля Формы контроля зависят от специфики организационной формы работы. Формы контроля продумываются педагогом применительно к какой-либо теме или всему курсу, или выборочно. Необходимо учитывать временной фактор, установленный для «конкретной»
ЛЕКЦИЯ № 75. Основные формы организации внеклассной работы
ЛЕКЦИЯ № 75. Основные формы организации внеклассной работы Во внеклассной воспитательной работе применяются разные формы организации учащихся. В зависимости от степени пригодности тех или иных форм для решения воспитательных задач их можно подразделить следующим
ЛЕКЦИЯ № 76. Методы и формы воспитания
ЛЕКЦИЯ № 76. Методы и формы воспитания Методы воспитания – это способы воздействия воспитателя (педагога) на сознание учащихся, их волю и чувства с целью формирования у них определенных убеждений и навыков. Существует классификация методов воспитания, которая, однако,
4. НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССА САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4. НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССА САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Нарушения саморегуляции (гл. IV, раздел 6) играют особо важную роль в осуществлении познавательной деятельности, эти нарушения выражаются в невозможности целенаправленной организации своих мыслительных
3.4. Формы выражения благотворительной деятельности
3.4. Формы выражения благотворительной деятельности Благотворительная деятельность может выражаться в разных формах, например:• в выработке и передаче знаний и умений о более успешных, поощряемых и полезных данной общественной системе (на данном временном отрезке и при
68. ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
68. ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Под интенсификацией обучения понимается передача большого объема учебной информации учащимся, при этом продолжительность обучения не изменяется и не снижаются требования к качеству знаний за счет повышения передаваемой
3. 3. Методика самооценки мотивов учебной, познавательной и профессиональной деятельности
3. 3. Методика самооценки мотивов учебной, познавательной и профессиональной деятельности Метод изучения самооценки мотивов учебной, познавательной и профессиональной деятельности – дополнительный прием исследования мотивов в общем мотивационном синдроме учения
Приложение 3 Бланки методики самооценки мотивов учебной, познавательной и профессиональной деятельности
Приложение 3 Бланки методики самооценки мотивов учебной, познавательной и профессиональной деятельности Бланк 1 Инструкция испытуемому:«Оцените, пожалуйста, степень принятия вами перечисленных ниже ценностей-целей учебной деятельности, обозначив точками на графике
6.2. Неимперативные прямые формы внешней организации мотивационного процесса
6.2. Неимперативные прямые формы внешней организации мотивационного процесса К неимперативным прямым формам воздействия на субъекта относятся просьба, предложение (совет) и убеждение.Просьба. Для людей с флегматическим темпераментом просьба является мощным
6.4. Императивные прямые формы организации мотивационного процесса
6.4. Императивные прямые формы организации мотивационного процесса К ним относятся приказы, требования и принуждение. Приказ, требование. В случае приказа, требования (т. е. понуждения) или просьбы особенностью формирования мотива является то, что человек принимает их как
4. Интенсивность познавательной потребности, ее уровни и формы
4. Интенсивность познавательной потребности, ее уровни и формы Несомненно, что люди резко различаются по силе, интенсивности познавательной потребности.Один школьник много читает, причем не развлекательной литературы, а научно-популярной и даже научной. Часто задает
Что значит фронтальная работа на уроке
Форма организации учебной деятельности учащихся на уроке важна для более эффективного проведения урока. Выделяют три формы организации:
1) индивидуальная работа;
2) фронтальная работа;
3) групповая форма работы.
Индивидуальная работа учащихся на уроке подразумевает отдельную самостоятельную работу учащегося, подобранную в соответствии с уровнем его подготовки. Это может быть следующее:
1) работа по карточкам;
4) заполнение таблиц;
5) написание рефератов, докладов;
6) работа с учебниками и т. д.
Данная форма организации деятельности учащихся может быть применена на любом этапе урока, например, ее целесообразно использовать:
1) для закрепления полученных знаний;
2) для обобщения и повторения пройденного материала;
3) при самостоятельном изучении нового материала и т. д.
Однако у индивидуальной работы есть серьезный недостаток: способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, она несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания одноклассникам.
Фронтальная работа учащихся на уроке подразумевает общую, одновременную работу со всем классом. Это может быть следующее:
Данная форма работы позволяет:
1) установить доверительные отношения с классом, так как ученик участвует в работе класса учащихся посредством своего рассказа, объяснения или беседы;
2) активизировать деятельность и познавательные интересы учащихся.
Фронтальная форма организации обучения требует от педагога большого умения организовать работу всего класса, терпеливо выслушивать всех учащихся, тактично корректировать их ответы и т. д.
У данной формы учебной работы есть и ряд недостатков. Она не учитывает индивидуальные особенности учащихся, в результате чего ученики с более низким уровнем подготовки хуже усваивают материал, а сильные ученики не имеют возможности совершенствовать свои способности.
Групповая форма работы в классе предусматривает следующее:
1) деление класса на группы, которые получают либо одинаковое, либо дифференцированное задание и выполняют его совместно;
2) количественный состав групп зависит прежде всего от величины класса (примерно от трех до шести человек);
3) при этом члены группы должны выбираться учителем таким образом, чтобы в каждой находились ученики разного уровня подготовки. Это увеличивает возможную помощь слабым учащимся.
В групповой работе получают возможность реализовать свои способности самые робкие ученики, которые не могут отвечать при всем классе. Групповая форма имеет и свои недостатки:
1) учитель должен иметь высокий уровень педагогического мастерства, чтобы организовать групповое обучение;
2) существуют трудности в комплектовании групп, так как в классе не всегда есть достаточное количество сильных учеников, которые могут быть лидерами группы.
Необходимо отметить, что по отдельности каждую из трех форм организации учебной деятельности учащихся применять не рекомендуется. Только сочетание этих форм – групповой, фронтальной и индивидуальной – приносит ожидаемые положительные результаты. Это сочетание определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и т. п.