Что значит фронтальная композиция

ТЕМА 5. Фронтальная композиция

Урок 5.1 Фронтальная композиция и выявление ее поверхности, виды фронтальной композиции. Приемы выявления пластики фронтальной поверхности, членения.

ПЛАН

2.Виды фронтальной композиции

3.Приемы построения фронтальной композиции.

УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Фронтальная композиция, развёрнутая фронтально к главной точке зрения. Характерным её признаком является построение архитектурно-пространственной формы по двум координатам: вертикальной и горизонтальной; построение в глубину имеет подчинённое значение. Однако это условие весьма ограничительно. Характерной особенностью фронтальной композиции является аспект восприятия, а не объективные свойства формы; фронтальностью могут обладать и здания объёмной структуры.

Виды фронтальной композиции. Соотношение коорди­нат по фронту может быть равным или близким к равенству, либо контрастным с преобладанием го­ризонтальной или вертикальной координаты (рис.1).

Что значит фронтальная композициярис.1

Примером развития фронталь­ной композиции примерно в рав­ной степени по горизонтальной и вертикальной координате может служить Звонница Новгородского Кремля (рис.2). Что значит фронтальная композицияЧто значит фронтальная композиция

Фасад собора Собор Саграда Фамилия в Барселоне архит. Гауди решен как фронтальная композиция, развитая по вертикали (рис.3). А фасад здания лабораторий Пенсильван­ского университета архит. Л. Кана имеет основное развитие по гори­зонтали (рис.4). Чрезмерное раз­витие горизонтальной координаты нетипично для фронтальной компо­зиции, так как в этом случае начи­нает работать глубина пространства вдоль фронта (рис.5). Чрезмерное развитие вертикальной координаты приближает фронтальную компози­цию к объемной (рис.6). Фрон­тальная композиция может иметь симметричное или асимметричное построение (рис.7).

Что значит фронтальная композициярис.6 Что значит фронтальная композициярис.7

Примером симметричного построения может служить Дом Пашкова в Москве архит. В.Баженова ( рис.8). А фасад храма Иоана Предтечи в Пскове имеет асимметричное по­строение (рис.9).

Что значит фронтальная композициярис.8 Что значит фронтальная композициярис.9

Фронтальная композиция может быть построена на основе одного — доминирующего объема, при подчинении ему всех остальных элементов; либо основу композиции могут составить не­сколько элементов, которые нахо­дятся в нюансных отношениях (рис.10).

Что значит фронтальная композициярис.10

В композиции фасада дома Пашкова в Москве главный объем превалирует и подчиняет все дру­гие элементы сооружения. А фрон­тальная композиция лабораторий Пенсильванского университета со­стоит из элементов, близких по сво­им массам (рис.4).

Метроритми­ческое расположение элементов не должно зрительно нарушать равно­весие композиции (рис.11). При использовании метроритмических закономерностей фронтальность по­верхности может восприниматься искаженно. Например, при распо­ложении одинаковых элементов с ритмически изменяемым интерва­лом (рис.12) и ритмически изме­няемой величиной элемента по фронту (рис.13) у зрителя появля­ется иллюзорное ощущение закруг­ленности фронтальной композиции. При ритмическом изменении высо­ты элемента возникает ощущение перспективного сокращения, что зрительно разрушает фронтальное построение (рис.14).

Что значит фронтальная композициярис.11 Что значит фронтальная композициярис.12

Что значит фронтальная композициярис.13 Что значит фронтальная композициярис.14

Приемы и средства постро­ения. Приемы использования свойств объемно-пространственных форм. Для построения фронтальной композиции предпочтительнее ис­пользовать элементы первой стерео­метрической группы — параллеле­пипеды (кубы, как частный слу­чай), так как вертикальные прямо­линейные плоскости этих тел наи­более типичны для фронтальной композиции.

По соотношению координат лучше использовать плоскостные элементы. Развитость этих тел по двум координатам создает актив­ный фронт.

Это не исключает возможности при построении фронтальной ком­позиции использовать объемные и линейные элементы любых других стереометрических очертаний.

В архитектурной композиции наиболее типичным является при­менение одинаковых или подобных форм. В некоторых случаях воз­можно использование двух-трех различных форм.

Изменение величины элементов в горизонтальном и вертикальном направлениях дает возможность найти между ними соотношения, создающие целостность и единство композиции. Последовательное из­менение величины элементов (уве­личение или уменьшение в одном направлении) может привести к зрительному разрушению фрон­тальной поверхности.

Массивность элементов состав­ляет основу фронтальной компози­ции. Изменение массивности форм, а также соотношения между пространством и массой влияют на ха­рактер композиции.

Превалирование пространства над массой элементов может приве­сти к разрушению фронтальной композиции (рис.15).

Что значит фронтальная композициярис.15 Что значит фронтальная композициярис.16

Наиболее характерным для фронтальной композиции является такое положение форм в простран­стве, когда доминирующая ось и взаимоперпендикулярные грани параллельны осям координат. Это не исключает возможности поворо­та или наклона элементов в допу­стимых пределах.

Во фронтальной композиции элементы можно расположить следующим образом: с интервалом, примкнуть один к другому, врезать один в другой (рис.16).

Наиболее невыразительным вза­имодействием между элементами является примыкание одного к дру­гому. Врезка элементов воспринимается как активное ком­позиционное взаимодействие. Максимальный интер­вал между элементами допускается лишь в пределах их зрительной взаимосвязи.

Для фронтальной композиции характерно такое расположение элементов, когда поверхности их составляют единый фронт (рис.17). Для получения более пластичных композиционных решений можно использовать сдвижку (рис.18), по­ворот (рис.19), наклон (рис.20) элементов. При этом необходимо учитывать, что эти приемы вклю­чают и активизируют пространство вокруг фронтальной композиции и в крайних пределах могут привести к разрушению ее.

Источник

Признаки и разновидности фронтальной композиции

Что значит фронтальная композиция

Характерными признаками фронтальной композиции, отличающими ее от других видов композиции, являются:

В качестве разновидностей фронтальной композиции можно рассматривать:

Так, фронтальная композиция главного фасада бывшего иезуитского костела в Гродно была построена на основе соподчинения и уравновешивания большого количества горизонтальных и вертикальных членений, выполненных в классических архитектурных формах.

Вертикальные членения выражены ризалитами, одиночными и спаренными пилястрами, заполненными и открытыми проемами. Горизонтальные членения представлены несколькими поясами антаблементов с развитыми карнизами. Целостность композиции обеспечивается наличием вертикальной линии симметрии фасада.

Главенствующая роль срединной части усиливается ее большей шириной, глубоким порталом входа и пластичным полукружьем открытой наружной лестницы. Фронтальность композиции обусловлена ориентацией фасада на главные видовые точки, расположенные перед храмом.

В ином стилевом отношении была выполнена фронтальная композиция памятника К. Либкнехту и Р. Люксембург в Берлине. Сильный художественный эффект был достигнут за счет определенной компоновки строительного материала — пурпурно-красного обожженного кирпича — в крупные блоки- складки; они были дополнены пятиконечной звездой с серпом и молотом.

Здесь и надо искать смысловой и композиционный центр памятника. Художественная структура объекта воздействует на зрителя, находящегося в строго очерченной зоне — напротив протяженной стены сооружения.

Источник

Фронтальная композиция

Что значит фронтальная композиция

Другая группа членений является границей между двумя состояниями какого-либо первичного свойства некоторых частей поверхности. В этом случае членения строятся:

1) в зависимости от изменения положения отдельных частей поверхности по отношению к зрителю путем сдвижки;

2) с помощью наклона отдельных частей поверхности или поворота их в плане;

3) сочетанием частей поверхности различного геометрического вида, например плоской и цилиндрической

4) сочетанием разных состояний иных первичных свойств — фактуры, цвета, массы и т. п..

Признаки своеобразия фронтальной композиции приведены ниже.

Главная часть в асимметричной композиции, как правило, тоже решается асимметрично или без явно выраженной симметрии. Ось равновесия здесь не занимает точно геометрического центра: ее положение определяется «зрительно», в зависимости от условий визуального равновесия всех частей композиции. Однако ось равновесия всегда располагается в пределах главной части композиции.

Более сложная форма симметричной фронтальной композиции возможна, если симметричность ее силуэта и основных элементов нарушается включением дополнительных асимметрично расположенных форм; общее равновесие структуры при этом сохраняется.

Способ выявления композиционного центра. Для целостности и выразительности фронтальной композиции решающее значение имеет выделение ее главной части в соподчинении с остальными элементами. Можно назвать три способа выявления композиционного центра фронтальной формы.

Во-первых, он решается на основе выделения его ритмом окружающих элементов. Во-вторых, интенсивность одного или нескольких свойств пространственных элементов нарастает при движении к главной части и здесь достигает максимальной насыщенности. В-третьих, главное звено закономерно занимает место в срединной части композиции. Как правило, все эти признаки действуют синхронно, как, например, на фасаде капеллы Пацци во Флоренции.

В крупных архитектурных сооружениях, где фронтальная композиция имеет большую протяженность, может быть несколько соподчиненных композиционных центров, связывающих удаленные друг от друга участки объекта в единое целое.

Взаимодействие с определенной пространственной средой. Фронтальная композиция существует не изолированно, а всегда в определенной архитектурно-пространственной среде. Элементы этой среды в большей или в меньшей степени способствуют восприятию объекта, раскрывают своеобразие фронтальной композиции.

Она, в свою очередь, нередко служит по отношению к этой среде объединяющим центром, линейным или объемным ориентиром. Например, фасад иезуитского костела в Гродно, приведенный в качестве примера фронтальной композиции, являлся доминирующим звеном в застройке Парадной площади в целом как в пространственной композиции.

Элементами пространственной среды служили ратуша с торговыми рядами, дом Муравьева, аптека и другие здания, партерный сквер посередине площади, примыкающие улицы. Все эти элементы, безусловно, имели подчиненное храму композиционное значение.

Источник

ФРОНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Что значит фронтальная композиция

А. Родченко. Девушка с «лейкой». Фотография. 1934

К фронтальным относятся все «плоскостные» композиции, а также композиции, имеющие рельеф. Композиции на «плоскости» представлены произведениями, выполненными в различных техниках и материалах. Можно назвать произведения живописи и графики, выполненные в традиционных техниках, и произведения, которые смогли появиться только на определенном уровне развития науки и техники. К ним относятся компьютерная графика, голография и другие. Фронтальная композиция широко используется в произведениях декоративно-прикладного характера, где фактура материала часто придает рельефность композиции (текстиль – гобелен, стекло – витраж и т. д.).

Композиции, «выступающие из плоскости», то есть имеющие рельеф, также относятся к фронтальным. Они воспринимаются зрителем фронтально и не требуют бокового обозрения. Рельеф произведений позволяет выявить их форму и композиционное построение за счет света и тени. Таким композициям свойственна работа материала, игра фактуры. Вспомним мраморные рельефы Микеланджело, чеканные работы грузинских мастеров, керамические изразцы на соборах в Ярославле, пряничные доски, выполненные в технике резьбы по дереву и т. д.

Фронтальные композиции чаще, чем другие, создаются авторами как самостоятельные произведения. Тем самым исключается влияние среды, появляется возможность не задумываться о масштабе, стилистике, построении пространства, в котором они будут существовать. Самостоятельность произведения подчеркивается рамой, каймой, линией, бордюром и другими композиционными приемами, которые решают проблему вычленения произведения из пространства, замыкают композицию. Она развивается только внутри себя. Рама создает свое собственное пространство за ней, давая как бы отсчет от нее.

И в то же время фронтальная композиция «в раме» может стать элементом глубинно-пространственной композиции в решении как интерьера, так и экстерьера. Своей формой, пластикой, цветом, фактурой, построением она может не только органично войти в композиционную структуру, но развить ее и даже стать композиционным центром.

Так как композиционные законы и средства гармонизации действуют в любом виде композиции, то, осмыслив их однажды, вы свободно должны оперировать ими, создавая произведения фронтальной, объемной или глубинно-пространственной композиции.

Что значит фронтальная композиция

Рельеф с изображением плакальщиков. Середина XIV в. до н. э.

Многие художники анализировали шедевры мирового искусства, постигая законы гармонии. Вот что писал Б. В. Иогансон по поводу картины Веласкеса.

«…Попробуем разобрать гениальную композицию Веласкеса «Сдача Бреды». В пространственном отношении композиция строится из нескольких планов и с перспективой дали. «Сдача Бреды» – одна из наиболее ясно читаемых композиций благодаря необыкновенно четкому распределению масс, а также темных и светлых пятен.

Контраст светлого и темного – один из приемов композиции.

Вот воин первого плана, стоящий спиною, с пикой в правой руке. Посмотрите, какими элементами оперирует Веласкес, чтобы подать его четко, первопланно. Проследим, как выявляется наиболее крупная масса светлого кафтана, окруженная необходимым количеством темного: сверху слева – тенью от руки рядом стоящего, снизу слева – силуэтом шляпы с пером, снизу – темными шароварами и сапогами, справа – тенью самого кафтана, сверху – силуэтом темных волос. Силуэт волос, удивительно мастерски найденный, пересекается древком пики, сливается с силуэтом другой пики и начинает еще больше играть от контраста с белым воротником. Везде противопоставления, везде контрасты. Дальше – рядом стоящая фигура слева. Чтобы подать лицо воина, оглянувшегося на зрителя, наиболее четко, Веласкес погружает стоящих сзади в тень. Квадрат темной рамки шляпы и волос совершенно отличен от силуэта волос первой фигуры. Над ними темные силуэты пик и алебард; они поданы в таких наклонах и поворотах, при которых форма силуэтов не повторяется и обогащает композицию. Фигура воина взята силуэтно, четко: голова, сниженная по отношению к первопланному и повернутая в профиль, четко выделяется в профиль, четко выделяется нижняя половина лица на светлом кафтане офицера.

Теперь следует сказать об одной из гениальных находок автора – о светлых пятнах кафтана воина третьего плана и головы лошади, виднеющейся за его плечом. Таких находок в композиции много, но эта – одна из главных. Попробуйте на минуту прикрыть эти два светлых пятна, представив себе, что их нет, и вы увидите, насколько обедняется композиция, как чрезмерно сближаются первый и последний план картины.

Светлое пятно кафтана совершенно определенной величины есть необходимейший контрастный материал, отделяющий первый план от последнего в левой части картины. Светлое пятно на голове лошади опять-таки необходимо для выявления профильной фигуры, стоящей за головой лошади справа. Эта фигура, повторяющая и положение и профиль фигуры первого плана, ритмичным повторением как бы замыкает построение группы фигур левой части картины.

Переходим к центру картины. Если левая часть решалась составлением плотно стоящих рядом прямых фигур, одна на фоне другой, то центр решается двумя полусогнутыми фигурами на фоне дали.

Когда начинаешь разбирать эту картину, то все больше и больше проникаешься гениальностью, абсолютным совершенством этой вещи, все более поражаешься цельностью строения этой вещи. Итак, разберемся в двух центральных фигурах. Начнем с фигуры подающего ключи от крепости. Силуэт головы на фоне панорамы города подчеркивается большим белым воротником; чудесно найден силуэт правой руки и ключа с темной тесьмой. Сшитый кафтан контрастирует с простой одеждой солдат. Поза фигуры говорит о подчинении, необходимости сдаться на милость победителя. Фигура принимающего ключи исключительна по своему живописному разрешению. Темный силуэт правой руки написан на светлом фоне пейзажа, лицо – на фоне белого – более затемнено; оно обрамлено темным пятном волос, оттененных светлым воротником. Шарф, диагонально подчеркивающий костюм, – опять-таки гениальная находка, позволяющая выделить левую заднюю ногу лошади. Самое смелое решение в композиции – это введение силуэта лошади, занимающего одну шее тую часть композиции, которая разнообразием линий ног, головы ушей, крупа вносит необходимейший контраст по отношению ко всей человеческой массе. Силуэт лошади потребовал соответствующего фона, и он найден гениальным Веласкесом: это знамя; онс необходимо как новый элемент, помогающий своей новой формой выделить силуэт лошади и головы офицеров. Можно дальше разбирать каждую голову, каждый элемент и убедиться в том, что всегда одни и те ясе принципы цельности в разнообразии, помогающем сопоставить одно с другим, выявить главное в характере, руководят художником. Венцом композиции, приемом, делающим ее поразительно действенной и веселой, является введение пик и флажков на пиках.

Что значит фронтальная композиция

Д. Веласкес. Сдача Бреды. 1634-1635

Что значит фронтальная композиция

Композиционная схема автора

Подытоживая разбор композиции Веласкеса «Сдача Бреды», должно сказать, что автор замечательно использовал элементы, участвующие в картине, для выражения своей темы» 1*.

Для выполнения следующих упражнений необходимо воспользоваться прозрачной калькой, цветными фломастерами и шариковыми ручками. Подберите репродукции. Прежде чем выполнять задания, внимательно рассмотрите предложенные произведения. Найдите оси построения фигур и предметов. Затем возьмите линейку и, положив ее на одну из осей, поводите ею по изображению, сохраняя параллельность. Вы непременно найдете ряд незаметных на первый взгляд осей, которые подчинены основной. Наложив кальку, попробуйте провести их все одним цветом. Продолжайте анализировать. Затем постарайтесь обнаружить оси под другим углом. Выделите их другим цветом. И так необходимое число раз. У вас получится сетка, в которой вы должны обнаружить определенную закономерность.

Главная цель этого задания состоит в том, чтобы понять конструкцию построения произведения, его пропорциональный строй. Обратите внимание: акцент в композиционном построении возникает там, где концентрируются оси построения или происходит нарушение сложившейся структуры композиции.

1* Иогансон Б. В. Работа над картиной. Л., 1973. С. 33.

Вам предлагается поработать со следующими произведениями:

1. Гертхен тот Сент Янс «Иоанн Креститель»

2. Филиппо Липпи «Благовещение»

3. Тинторетто «Музицирующие женщины»

4. К. С. Петров-Водкин «Купание красного коня»

Список можно продолжить по своему усмотрению.

Что значит фронтальная композиция

Гертхен тот Сент Янс. Иоанн Креститель. 1490

Что значит фронтальная композиция

Ф. Липпи. Благовещение. XV в.

Что значит фронтальная композиция

Тинторетто. Музицирующие женщины. XVI в.

Что значит фронтальная композиция

Ф. Буше. Купание Дианы. 1742

Что значит фронтальная композиция

Композиционная схема автора

Что значит фронтальная композиция

Караваджо. Лютнист. Конец XVI – начало XVII в.

Что значит фронтальная композиция

Композиционная схема автора

Читайте также

3.1.2 Фронтальная изготовка

3.1.2 Фронтальная изготовка Принимая фронтальную изготовку, стреляющий располагается лицом к цели, спина несколько округлена. Положение ног может быть вариативным: 1) врозь, примерно на ширине плеч; ступни или параллельны друг другу или слегла сведены внутрь; 2) одна нога

3.2.2 Фронтальная изготовка

3.2.2 Фронтальная изготовка Для принятия этой изготовки стреляющий располагается к цели лицом, упираясь коленом в землю, садится на пятку правой ноги, развернутой под углом около 30 градусов к направлению стрельбы. Другая нога согнутая в колене выставляется вперед; голень

ВИДЫ КОМПОЗИЦИИ ФРОНТАЛЬНАЯ ОБЪЕМНАЯ ГЛУБИННО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ (ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ)

ВИДЫ КОМПОЗИЦИИ ФРОНТАЛЬНАЯ ОБЪЕМНАЯ ГЛУБИННО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ (ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ) История искусств представлена тремя видами композиции художественных произведений. Ни один из них не имеет преимуществ перед другими по значимости и степени выразительности.

ОБЪЕМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

ОБЪЕМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ Г. Мур. Король и королева. 1952-1953К объемной композиции можно отнести произведения искусства, имеющие три измерения (длину, ширину и высоту), то есть параметры, характеризующие объем вообще и решающие художественные задачи. Это скульптура, мелкая

Композиция

Композиция Композиция (componimento – итал., composition – франц.) – музыкальное сочинение, а также искусство изображать звуками настроение души. Пособием для более красивого стройного изложения музыкальных мыслей служит «теория К.». С К. связаны творчество, т. е. способность

Композиция

Композиция Композиция – в начертательных искусствах, сочинение художником его произведения, т. е. перенесение архитектором в проект сооружения, скульптором в рельеф или статую, живописцем в картину или рисунок, орнаментистом в декоративное изделие тех линий, форм и

ФРОНТАЛЬНАЯ, БОКОВАЯ (ДИАГОНАЛЬНАЯ) КОМПОЗИЦИЯ

ФРОНТАЛЬНАЯ, БОКОВАЯ (ДИАГОНАЛЬНАЯ) КОМПОЗИЦИЯ При фронтальной композиции обычно основные линии и оси объекта расположены параллельно границам кадра. При этом зрителю видна только одна из плоскостей, ограничивающих объемные предметы, находящиеся в центре кадра. При

ПОЗА И КОМПОЗИЦИЯ

ПОЗА И КОМПОЗИЦИЯ Позы и жесты всегда индивидуальны. То, что хорошо получается у одной модели, совсем не подойдет другой. Здесь сказывается и физическое состояние, и мимика лица, и внешние данные, и душевные качества. Поэтому к каждой модели нужно подходить строго

КОМПОЗИЦИЯ

КОМПОЗИЦИЯ Фигура, расположенная в центре кадра, кажется больше, чем на самом деле. Если фигура модели не худощавая, то ее лучше располагать ближе к краю кадра, желательно по правилу одной трети.Движущиеся объекты, рекомендуется располагать на снимке таким образом, чтобы

29. Композиция выступления

29. Композиция выступления Один из разделов книги Поля Сопера «Основы искусства речи» начинается словами: «Сражение выигрывают не только при перевесе в живой силе и снаряжении, но и при превосходстве стратегии и тактики». Как и сражение, подчеркивает автор, речь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *