Что значит фрик шоу
Искажая реальность или Что такое фрик-шоу?
Эпатаж, вызов, преувеличение всего, а также искажение реальности – всё это фрик-шоу, современное направление в искусстве. О настоящем фрик-перфомансе, особом мировоззрении фриков и о творчестве в целом.
Эпатаж, вызов, преувеличение всего, а также искажение реальности – всё это фрик-шоу, современное направление в искусстве. О настоящем фрик-перфомансе, особом мировоззрении фриков и о творчестве в целом мы поговорили с Владимиром Соловьевым, руководителем Фрик-шоу «Иллюзия».
EventNN.ru: Владимир, что такое фрик-шоу и чем оно интересно?
– Фрики (с англ. freak — странный человек) характеризуются определенной свободой от социальных стереотипов. Но это классическое понятие, а вот фрик-танцор – это, прежде всего, яркий, эпатажный артист, который выступает в причудливых костюмах, создает особую атмосферу на вечеринке. Здесь все зависит от тематики – это может быть и пантомима, и клоунада, и настоящее театральное действо с фантастическими существами.
EventNN.ru: Как давно существует коллектив Фрик-шоу «Иллюзия» и откуда появилось название?
– Фрик-шоу «Иллюзия» организовано три года назад, поэтому у нас уже достаточно большой опыт выступлений. А что касается названия. Я думаю, достаточно посмотреть на костюмы танцоров шоу и все становится ясно без слов – яркие, экстравагантные, причудливые. Кстати, эту красоту мы создаем сами.
EventNN.ru: Владимир, в своих выступлениях Фрик-шоу «Иллюзия» придерживается какого-либо сценария?
EventNN.ru: А кто выступает хореографом в коллективе Фрик-шоу «Иллюзия»?
– Постановка всех танцевальных номеров – это коллективное творчество, все движения придумываются сообща. Иногда какой-то интересный элемент, который мы будем использовать в шоу, можно заметить в кино или музыкальном клипе. Искусство вдохновляет на творчество!
EventNN.ru: Расскажите о гастролях. Что-то новое Вы привозите из поездок?
– Мы много гастролируем по России – выступали с шоу в Москве, городах Удмуртии, в Пензе, в Иваново, Владимире. А также ездим в страны ближнего зарубежья, например, несколько раз посетили Казахстан.
Новые идеи для выступлений могут появиться в любое время, это вопрос вдохновения. Но иногда в поездках приходят хорошие мысли, которые позже мы воплощаем в своих перфомансах.
EventNN.ru: На какие мероприятия обычно приглашают Фрик-шоу «Иллюзия»?
– Фрик-шоу может гармонично вписаться в программу любого корпоративного мероприятия, клубной вечеринки, частного торжества. Шоу приглашают на тематические вечеринки, всевозможные open air, свадьбы. Например, постановка с венецианскими масками очень нравится молодоженам. Это романтика, красота, изящество. Как правило, наш зритель – это клубная публика. Хотя, однажды мы выступали на юбилее – имениннику исполнялось семьдесят. Соответственно, среди публики было мало молодежи. Но шоу прошло на «ура»! Поэтому возрастных ограничений нет – мы можем удивить всех!
EventNN.ru: Расскажите о творческих планах фрик-шоу «Иллюзия».
– Могу сказать, что идей много. Сейчас готовится один новый масштабный проект, но не хочется раскрывать всех секретов заранее!
Фрик-шоу. История цирка уродов
Люди всегда по-особенному относились к тем, кто как-то отличается от них. И хотя сейчас во всем мире говорят, что люди с физическими недостатками такие же как и мы, многие всё равно украдкой или открыто, смотрят на них как на диковинку.
Но сегодня мы не будем говорить на такую сложную морально-этическую тему, а поговорим об отношении к инвалидам в прошлом. А именно – об истории цирка уродов или фрик-шоу. Такие зрелища были популярны в Европе и Америке в XVIII-XIX веках. Фрик-шоу представляли собой бродячие цирки, где циркачами были инвалиды или люди с разнообразными физическими недостатками или аномалиями. Тут вам и бородатые женщины, и излишне худые или толстые, и люди с недостающими конечностями и многое другое.
История цирка уродов
Всё началось с перехода к рыночным отношениям. Казалось бы, при чем здесь цирк? Если вы не знаете, как выглядели цирки в 18 веке, то представьте себе ярмарку. Вокруг огромного пестрого шатра стояли палатки с едой, карусели и качели. Всё это занимало большие площади. Поэтому владельцы земли стали требовать плату за размещение таких шатров, причем, иногда плата была непомерно высока. Также, переезд бродячего цирка с места на место был очень дорог для транспортировки. Таким образом, цирки были довольно-таки дорогим бизнесом, и должны были приносить своим владельцам немалый доход. Сегодня можно подумать, если ты – стройная акробатка или высокий силач, то твоя жизнь удалась. Но не все так просто. Публика в те времена была пресытившаяся и весьма требовательная к чувственным удовольствиям. Никого не удивляли акробатические номера и клоуны. Знаменитые силачи и фокусники также не вызывали у публики восторг.
И однажды кому-то пришла в голову идея удивить публику глубокими, на грани отвращения, эмоциями от взгляда на несовершенства человеческого тела.
Так появились цирки уродов, где вместо акробатов и клоунов были «фрики». Это было шоу, построенное на самых низменных и некрасивых человеческих эмоциях. Публике нравилось смотреть на деформированные человеческие тела и другие физические уродства. Интерес и любопытство – вот чем руководствовались создатели первых фрик-шоу. Этические нормы того времени поощряли насмешки и издевательства над такими людьми. Так что публика в цирк уродов текла рекой. Они ходили и платили, потом уходили и приходили в другой раз, к уже другой труппе. Таким образом, на фрик-шоу можно было сколотить огромное состояние.
Но не все деньги шли в прибыль директорам цирков, часть отдавалась самим фрикам, и можем сказать, что это была неплохая часть. Многие циркачи обеспечивали себе спокойную старость и большое состояние, которому мог бы позавидовать среднестатистический «нормальный» человек.
Но с причинами мы разобрались. Вернемся к истории.
Какое-то время фрики были обычным явлением в обычных цирках. Карлики, люди с какими-то отклонениями могли присутствовать если не в каждом, то хотя бы в каждом третьем бродячем цирке. Никто специально не ходил по улицам в поисках больных и изувеченных, ведь их вид не очень эстетичен. А эстетика была для циркачей важна. Но в начале XVIII века появились первые цирки уродов. Они как бы отделились от стандартных цирков и стали путешествовать по миру и давать представления самостоятельно. Однако в консервативной и нравственной Европе не прижились. Не то чтоб людям было противно на это смотреть, но и большими поклонниками таких зрелищ европейцы не были. Тем более, большинство фриков, всё же, предпочитали работать с обычным цирком. Но вот весть о таких цирках доходит до Америки. Тут-то и начинается «золотой век».
Примерно до середины 1800-х годов американские фрик-шоу не сильно отличались от европейских. Разве что, были более гуманными. Так, например, фриков нанимали и платили им большие деньги за выступления, подписывали с ними контракты, и свободы у циркачей было гораздо больше.
А затем начала развиваться фотография, а вместе с ней и реклама. Люди решили, что будет лучше, если прежде чем прийти в цирк, зритель увидит часть того, что его ожидает. Фотографии «уродцев» заполонили города. Это стало толчком к тому, что появились другие фрик-шоу, этот «жанр» стал безумно популярен.
В конце 1800-х начале 1900-х годов и в Европе, и в США были сотни цирков, каждый из которых представлял своих фриков. Неожиданно грянула война. Во время Второй Мировой все цирки уродов, как и обычные, были в упадке. Людям некогда было ходить на представления. Да и не было особого желания смеяться, когда в мире массово гибнут люди. Однако, после окончания войны, для фрик-шоу всё стало еще хуже: ценность человеческой жизни возросла. Человека стали больше уважать и люди перестали смеяться над физическими уродцами. А значит — перестали ходить и платить. В итоге цирки уродов перестали существовать. На данный момент их нет вообще. А если бы появились, то вызвали бы такое осуждение со стороны общества, что не продержались бы на плаву и недели.
Знаменитые цирки уродов
На самом деле, цирков было так много, что всех и не узнаешь. Однако два из них заслуживают вашего внимания. Первый – Congress Of Living Freaks (Съезд живых фриков), с которого вы можете на сегодняшний день найти множество фотографий, а информации – ноль. Известно лишь, что в их «арсенале» были карлики, люди с необычно развитыми ногами и некоторые другие аномалии.
О втором, Barnum & Bailey Greatest Show on Earth (Величайшем шоу Барнума и Бэйли на Земле) можно рассказать больше. Этот цирк знаменит в первую очередь из-за Финеаса Барнума, одного из основателей. Этот человек наверняка был бизнесменом от Бога, ведь он не только сделал свой цирк самым знаменитым, а еще и вывел рекламу саму по себе на новый уровень. Хотя за то, что он придумал некое подобие спама, благодарить его не хочется.
Началось всё с того, что Барнум решил подзаработать. Купив на часть своего нечестно заработанного состояния пожилую афроамериканку, он возил её по городам и говорил, что она была няней самого Вашингтона и ей больше ста лет. Люди верили, отдавали ему деньги лишь бы посмотреть на это чудо. Однако скоро интерес спал, и Барнум пустил слух, что старуха даже не живая, а робот. Популярность вернулась и возросла вдвое! Но женщина вскоре умерла, а Барнум пригласил врачей на вскрытие и по городу поползи слухи, что он заменил робота живым человеком, чтоб не раскрыть личность изобретателя. Подобные занятия пришлись Финеасу по вкусу, и он нашел своё призвание.
Первыми его фрик-шоу была небольшая труппа, состоящая из лилипута Чарльза Страттона (Генерал Том-Там), Чанга и Энга Банкеров (сиамские близнецы, которые родились в Сиаме. Понимаете в честь кого теперь называют сросшихся людей), а также женщины с нетипичной для общества белых внешностью: индианки и афроамериканки. Кстати, Страттон стал так популярен, что его стали приглашать на вечеринки высшего общества, а потом и вовсе нашли ему жену-карлицу.
Но настоящую популярность Барнум получил, когда создал цирк вместе с Джеймсом Бэйли. Из своего цирка он сделал целый мирок с его обитателями, где у каждого была своя история и свои особенности. Дошло до того, что люди специально наносили себе увечья, лишь бы попасть к нему в труппу, ведь Барнум и Бэйли платили очень даже неплохо. Но все мы смертны. И после смерти Финеаса цирк был продан за 400 тысяч долларов (с Бэйли Барнум, к тому времени, прекратил работать).
Знаменитые фрики
Разные люди населяли цирки уродов: инвалиды, больные, недоразвитые, покалеченные и фрики в современном значении этого слова. Ниже мы представим вам небольшой перечень из тех, кто мог блистать на фрик-шоу.
1. Бородатые женщины
Бородатые женщины — королевы фрик-шоу. Без бородатой женщины ваш цирк уродов был бы неполноценным. В своё время было множество знаменитых женщин с бородой, и их совсем не волновала эта растительность на лице. Это была скорее изюминка. У кого-то родинка, у кого-то нос велик, у кого-то волосы необычного цвета, а у них — бороды. Эти женщины были такими же популярными среди мужского пола, как и другие. Многие вышли замуж, родили детей и счастливо закончили свою жизнь.
На сегодняшний день эта аномалия изучена воль и поперек. У бородатых женщин — гирсутизм, болезнь, из-за которой в женском организме вырабатывается слишком много мужских гормонов. На сегодняшний день лечится.
2. Кожные аномалии
К этим аномалиям относятся различные кожные заболевания, из-за которых кожа человека имеет необычный цвет или структуру. Так же были популярны люди с синдромом Элерса-Данлоса, из-за чего их кожа становилась тягучей (как на картинке), а суставы такими гибкими, что человек мог выгнуть пальцы в обратную сторону (наверное, из них получались хорошие акробаты).
3. Карлики и великаны
Обычный рост был неинтересен – людям лилипутов и гигантов подавай! Слишком высокие или слишком низкие люди были неотъемлемой частью любого уважающего себя фрик-шоу. Зачастую они работали в парах, что смотрелось очень контрастно и усиливало эффект зрелища. Бывало, что лилипутов кутали как новорожденных, а потом они начинали рассуждать на философские темы в пеленках. Это очень веселило публику.
Подобные аномалии происходит из-за недостатка или избытка гормона роста. Но такие люди вполне свободно живут в современном мире, некоторые даже становятся знаменитыми. Хотя, как показывает история, продолжительность их жизни не велика.
4. Люди-волки
Возвращаясь к теме растительности на лице. Такие «оборотни» были очень популярны и должны были присутствовать в каждом приличном цирке уродов. В цирке Барнума, кстати, тоже был такой человек. Финеас заставил парня лаять и рычать на сцене, как будто он собака. А между тем, Фёдор Евтищев свободно говорил на трех языках: русском, немецком и английском. Причина такой аномалии в гипертрихозе, из-за чего волосы росли не только по всему лицу, но и по всему телу.
5. Люди без конечностей
Конечно, полное отсутствие конечностей было экзотичнее, но чаще всего встречались люди, у которых не было или ног, или рук.
Причин для появления такой аномалии масса: от неправильных родов до ампутации из-за, например, сильной травмы.
6. Сиамские близнецы
Аномалия, при которой 2 плода «срастаются» ещё в утробе. Сиамские близнецы были очень востребованы среди обывателей. В конце концов, карликов, людей без конечностей или с волосами по всему лицу можно найти в каждом цирке уродов, а вот сиамских близнецов – нет. Причем годились любые: паразитические (когда близнец не может проявлять личную активность) и нет (когда оба близнеца могут говорить и действовать самостоятельно). Сиамским близнецам отводилась особая роль в шоу, часто они были гвоздем программы, потому как могли делать что угодно: петь, танцевать, что-то рассказывать — и зрители заворожено на это смотрели.
7.Толстяки и худощавые
Очень толстые и очень худые люди обычно выступали в паре для усиления эффекта. Чаще всего: невероятно полная женщина и невероятно худой мужчина.
Да, несмотря на то, что в моде были «пышные формы», избыточная полнота всё равно была уродлива, и люди так же над ней смеялись. Но в цирке это было более-менее уместно.
8. Люди-лобстеры, пингвины и тюлени
Люди-лобстеры, пингвины и тюлени – это аномалии с деформацией конечностей. Когда кисти рук сросшиеся и напоминают клешни, иногда стопы или предплечья были прикреплены прямо к туловищу. Чаще всего это врожденные аномалии с отклонениями на генетическом уровне. Таких людей было довольно много.
Есть ещё множество «фриков»: люди с деформациями костей, микроцефалы, обладающие наростами на теле или дополнительными конечностями (вид сиамских близнецов). Обо всех рассказать, к сожалению, невозможно.
Кстати, отдельного упоминания заслуживает фильм Тода Браунинга «Уродцы», который был снят в 30-х годах. Цирки уродов тогда еще существовали (фрики в фильме были настоящие), но публика восприняла фильм плохо. Возможно, из-за сцен насилия, коими изобилует картина. Но называть его «аморальным» и «неправильным», и при этом по собственному желанию посещать шоу уродов как-то нечестно.
Глядя на всех этих людей, свои проблемы кажутся менее значительными. В конце концов, мы «нормальные», чем не могут похвастаться фрики. Особенно в наше время.
Фрики: кто они? Если твой ребенок хочет стать фриком?
Необычные люди, выделяющиеся из толпы, существовали всегда, так же, как и интерес общественности к ним. Слово «фрик» довольно плотно вошло в обывательский лексикон, люди активно употребляют его по отношению к ярким персонажам, которые своим внешним видом сильно отличаются от основной массы. Часто этого звания без разбора удостаиваются чудаки, «городские сумасшедшие», представители практических всех «неформальных» субкультур (будь то готы, панки и проч.). Отношение общественности к ним неоднозначно. Одни откровенно осуждают, другие искренне восхищаются их смелостью и силой духа, третьи проявляют явную агрессию. В любом случае никто не остаётся равнодушным. Эти люди всегда привлекают внимание, вызывают эмоции, на них смотрят, о них говорят.
Кто же такие фрики и чего они добиваются своим необычным видом и поведением?
История возникновения понятия «фрик»
Дословно фрик означает «уродец» (от англ. «freak»). Изначально так называли людей с какими-либо физиологическими нарушениями, генетическими заболеваниями. Чтобы считаться фриком, человеку достаточно было иметь какое-то сильное отклонение от нормы во внешности – слишком высокий/низкий рост, большой/маленький вес, буйную растительность на лице и теле и т.п. Такие люди часто выступали в балаганах, так называемых «цирках уродцев», которые были популярны в Америке и Европе, начиная с XIX века. Это и бородатые женщины, и карлики, и чересчур высокие люди (великаны), горбуны, сиамские близнецы, люди, страдающие микроцефалией или не имеющие конечностей, гермафродиты и проч. Серьёзные генетические заболевания делали внешний вид этих людей экзотическим, что всегда привлекало внимание зрителей. «Шоу уродцев» приносили неплохой доход владельцам цирков и просуществовали довольно долго (до середины XX века).
Позже фриками стали называть людей, не имеющих каких-то физиологических особенностей, но шокирующих общество необычным внешним видом или странным поведением. Можно сказать, что одними из первых знаменитых фриков в этом значении слова были: Сальвадор Дали, любивший гулять с муравьедом на поводке и появляться обнажённым в общественных местах; Николай Врубель, красивший волосы в зелёный цвет.
Фрик-культура (фрик-сцена) как субкультура появилась в 60-70-х годах XX века в среде хиппи, панков, рокеров, любителей психоделической музыки и лёгких наркотиков. Цель – противопоставить себя «серой массе», бросить вызов обществу, политическому строю. Члены этого движения называли себя фриками, чтобы подчеркнуть, что они другие. Они были чудаковаты, устраивали лёгкие шалости, хулиганили, носили экстравагантную одежду, делали необычные причёски. Как отдельная субкультура, имеющая чёткую идеологию, просуществовала недолго. Но именно с этого времени слово «фрик» приобретает значение, которое дошло до наших дней.
В современном понимании фрик – это человек, сильно выделяющийся из общества, он шокирует окружающих своим внешним видом (странная, вызывающая одежда, татуировки по всему телу, шрамирование, пирсинг в огромном количестве, всякого рода импланты, рога, нарощенные клыки и проч.). Современные фрики в основном – «freak made», дословно – «сделанные». То есть, если раньше они имели врождённые или приобретённые после какого-то заболевания особенности внешности, то теперь эти люди сами модифицируют свой облик. Помимо экстравагантного, а порой и устрашающего внешнего вида фрики имеют своеобразное мировоззрение и свои собственные, нестандартные взгляды на окружающую действительность, пренебрегают общепринятыми социальными стереотипами. Словом, они моделируют не только свой образ, но и собственный мир, выстраивают свою реальность. Их возраст разнообразен, но начинается всё, как правило, с подросткового возраста. Фрики в большинстве своём миролюбивы, они позитивно настроены к людям, в них нет агрессии. Этим людям необходимо внимание, они яркие экстраверты, в желании привлечь к своей персоне как можно больше взглядов они совершают самые невообразимые чудачества. Чаще фрики не пугают людей, а забавляют, а порой и вызывают сочувствие.
Какие бывают фрики
Всех современных фриков можно условно разделить на группы:
Фрики как субкультура
В наше время назвать фриков субкультурой в полном смысле этого слова нельзя, так как субкультура подразумевает под собой наличие определенных правил, условий, идеологии, особенностей поведения. Сами фрики никак себя не называют, не являются представителями какого-либо движения, они не объединяются на почве каких-то музыкальных увлечений, политических или религиозных убеждений (в отличие от растаманов, рокеров, готов, кришнаитов, скинхэдов и прочих субкультур, представители которых тоже выглядят довольно экстравагантно). Настоящий фрик свободен, он не вписывается ни в какие строгие рамки, он никому ничего не должен. Основная его задача – эпатировать публику, привлекать как можно больше внимания, бросать обществу вызов, пренебрегая всеми социальными устоями и правилами. А уж как он это будет делать – тут полная свобода самовыражения. Но в любом случае фрик-культура объединяет людей, решивших выделиться из толпы. Фрики устраивают свои вечеринки, фрик-парады, шоу. Так как больше всего фриков в подростковой среде, они предпочитают держаться вместе. Так им проще противостоять общественному мнению, которое, безусловно, оказывает на них определённое давление. И, кроме того, фрикам необходимо общение, а люди традиционных взглядов не всегда оказываются готовы подружиться с ними.
Почему подростки становятся фриками
Объединение подростков в ту или иную группу по интересам необходимо для социализации молодого поколения. Это можно назвать репетицией вступления во взрослую жизнь. Именно в подростковый период – переходный этап взросления, — человек начинает процесс самоидентификации.
Подростки часто не хотят быть похожими на людей старшего поколения. Они выходят во взрослый мир, но совсем не знают, как в нём жить, а советов старших не приемлют, вот и пытаются разобраться сами методом проб, ошибок и экспериментов, порой безумных и безрассудных. Это естественный путь взросления. Подросток – это бунт, он противопоставляет себя всему на свете, родители редко являются для него авторитетом, они ничего не понимают, они устарели и отстали. Он готов спорить по любому поводу, доказывать, что чёрное – это белое и наоборот. «Пробующее поведение» характерно для подростков, так они прощупывают дорогу во взрослую жизнь. У них появляется потребность отделиться от родителей, для этого они объединяются в группы своих, равных, создают свой мир, куда родителям вход закрыт. Это может быть любое объединение ребят по интересам – на почве спорта, музыкальных предпочтений.
Какие причины могут склонить подростка к выбору именно фрик-культуры?
Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что чаще всего фрик-образ – это защитная маска, помогающая уйти от внутреннего дисбаланса, проблем, конфликтов в школе и дома, непонимания и одиночества.
Как себя вести родителям, чьи дети решили стать фриками?
Далеко не каждый родитель готов к тому, что его ребёнок в один прекрасный день станет фриком. Даже если взрослый сам терпим к фрик-культуре, ему довольно сложно спокойно смотреть на то, как его ребёнок сознательно становится белой вороной. Психологи рекомендуют постараться понять и принять желание подростка поэкспериментировать с внешностью и не запрещать ему вступать в какую-либо субкультуру (конечно, если она не имеет агрессивной направленности). Для того, чтобы сохранить контакт и сберечь доверительные отношения с ребёнком, решившим стать фриком, родителям рекомендуется:
Если в первых двух случаях можно пытаться найти компромисс и решить проблему своими силами, то в последнем – лучше обратиться за помощью к специалисту, так как за этим может стоять серьёзное расстройство личности.
Как переубедить ребёнка?
Делать это нужно осторожно и максимально деликатно, руководствуясь логичными доводами:
Фрик – это навсегда?
Многие молодые люди экспериментируют с внешним видом, желая не быть, как все, но со временем это становится им неинтересно. Часто для подростков это просто период взросления, поиска себя, становления личности. Этап, который взрослые люди потом вспоминают с улыбкой. Обычно подростки отходят от «фричества» в связи с какими-нибудь значимыми внешними событиями в их жизни (например, окончание школы, поступление в институт, переезд, смена круга общения и т.п.).
Пронести «фричество» через всю жизнь под силу только истинному фрику, у которого внешний образ дополнен соответствующим внутренним содержанием. Чаще всего это люди творческих профессий, которые благодаря своему неординарному облику и мировоззрению заняли определённую нишу в обществе. Им проще поддерживать свой фрик-образ, поэтому они дольше ими остаются. Художник/музыкант-неформал вызывает меньше вопросов, недоумения и осуждения. Но бывает, что представители фрик-культуры с возрастом ощущают эмоциональное выгорание. Это происходит тогда, когда человеку не удалось реализовать себя в творчестве, по-настоящему заявить о себе, он понимает, что вся эта внешняя броскость, неординарность больше не приносит ему тех ярких эмоций и ощущений, которые были раньше. Его начинают терзать вопросы: а ради чего всё это, чего я добился? Поэтому с возрастом многие фрики склонны к депрессиям.
Социальная значимость явления. Зачем обществу фрики?
Чем же фрики могут быть полезны обществу?
Во-первых, они обладают особенной креативностью мышления. Для творческих профессий или развития бизнеса такие люди просто находка. Они находят новые нестандартные решения, у них неординарный взгляд на вещи. Они не ищут подтверждения или одобрения со стороны. Их идеи свежи, интересны и необычны.
Во-вторых, многие их эксперименты с внешним видом и смелые решения со временем могут войти в моду, которая постоянно меняется. Многие стилисты, модельеры и дизайнеры заимствуют нестандартные идеи фриков для создания новых коллекций – и вот ногти, накрашенные тёмным лаком, и разноцветные волосы уже не безумие, а модный тренд.
Нестандартные люди, не вписывающиеся в общепринятые рамки, были, есть и будут всегда. Сложно представить мир, где все люди «абсолютно нормальны», одинаковы и благоразумны – это невозможно, да и не нужно.