Что значит форте в музыке
Динамические оттенки в музыке.
Онлайн уроки фортепиано, урок 8
Когда мы разговариваем или поем, мы произносим звуки по-разному: то громко, то тихо. Увеличивая или уменьшая громкость голоса, мы стараемся передать смысл и характер сказанного, подчеркнуть самые важные места, создать настроение.
В музыке тоже очень важно такое средство выразительности, как громкость звучания. Ведь музыка передает эмоции, образы, настроение.
Степень громкости исполнения музыки называется динамическим оттенком. Причем в одном музыкальном произведении, как правило, используются разные динамические оттенки.
В этом уроке вы узнаете, какие бывают динамические оттенки, как они исполняются, как обозначаются в нотах и как произносятся.
Вы наверняка встречали в нотах такие значки: p, mp, f, mf, dim, cresc. Все это музыкальные термины, которые обозначают силу звука или громкость.
Обозначения в нотах
Итак, разберемся с каждым обозначением отдельно.
Намного реже в нотах встречаются такие обозначения как ррр, pppp или fff, ffff. Это означает, что композитор хотел передать более крайние степени силы звучания: очень-очень тихо, еле слышно или очень-очень громко.
Для того, чтобы передать постепенное уменьшение или увеличение силы звука используются следующие термины и обозначения:
Чем ярче и разнообразнее вы будете использовать в своем исполнении динамику, тем богаче и интереснее будет звучать ваше музыкальное произведение.
Форте
Дина́мика в музыке — совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания.
Содержание
Обозначения
Громкость (относительная)
Два базовых обозначения громкости в музыке:
Умеренные степени громкости обозначаются следующим образом:
Для указания ещё более крайних степеней громкости и тишины используются дополнительные буквы f и p. Так, довольно часто в музыкальной литературе встречаются обозначения fff и ppp. У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо» или «три форте» и «три пиано».
В редких случаях при помощи дополнительных f и p указываются ещё более крайние степени силы звука. Так, П. И. Чайковский в своей Шестой симфонии использовал pppppp и ffff, а Д. Д. Шостакович в Четвёртой симфонии — fffff.
Обозначения динамики носят относительный, а не абсолютный характер. Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p, и несколько тише, чем mf. У некоторых компьютерных программ записи звука существуют стандартные значения скорости нажатия клавиши, соответствующие тому или иному обозначению громкости, но, как правило, эти значения можно настраивать.
Постепенные изменения
Для обозначения постепенного изменения громкости используются термины креше́ндо (итал. crescendo ), обозначающий постепенное усиление звучания, и диминуэ́ндо (итал. diminuendo ), или декреше́ндо ( decrescendo ) — постепенное ослабление. В нотах они обозначаются сокращённо как cresc. и dim. (или decresc.). Для этих же целей используются особые знаки-«вилочки». Они представляют собой пары линий, соединённых с одной стороны и расходящихся с другой. Если линии слева направо расходятся ( ) — ослабление. Следующий фрагмент нотной записи указывает на умеренно громкое начало, затем усиление звука и потом его ослабление:
«Вилочки» обычно записываются под нотным станом, но иногда и над ним, особенно в вокальной музыке. Обычно ими обозначают кратковременные изменения громкости, а знаками cresc. и dim. — изменения на более долгом интервале времени.
Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться дополнительными указаниями poco (по́ко — немного), poco a poco (поко а поко — мало-помалу), subito или sub. (су́бито — внезапно) и т. п.
Резкие изменения
Сфорца́ндо (итал. sforzando ) или сфорца́то ( sforzato ) обозначает внезапный резкий акцент и обозначается sf или sfz. Внезапное усиление нескольких звуков или короткой фразы называется ринфорца́ндо (итал. rinforzando ) и обозначается rinf., rf или rfz.
Обозначение fp означает «громко, затем сразу тихо»; sfp указывает на сфорцандо с последующим пиано.
Музыкальные термины, связанные с динамикой
История
Указания на динамические оттенки одним из первых ввёл в музыкальную нотацию композитор эпохи Возрождения Джованни Габриэли, однако до конца XVIII века подобные обозначения использовались композиторами редко. Бах использовал термины piano, più piano и pianissimo (написанные словами), и можно считать, что обозначение ppp в тот период означало pianissimo.
См.также
Полезное
Смотреть что такое «Форте» в других словарях:
ФОРТЕ — [тэ] (итал. forte) (муз.). 1. нареч. Сильно, громко, в полную силу звука (об исполнении музыкального, вокального произведения). « Форте… форте! Напирайте! И когда нужно петь forte, жесткое лицо регента выражает сильный испуг и даже ужас.» Чехов.… … Толковый словарь Ушакова
ФОРТЕ — см. в ст. Динамика в музыке … Большой Энциклопедический словарь
ФОРТЕ — [тэ ] (спец.). 1. нескл., ср. Полная сила музыкального звука. Большое ф. 2. нареч. Громко, в полную силу музыкального звука; противоп. пиано. Играть ф. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ФОРТЕ — нареч., итал., муз. сильно, громко, громче, ·противоп. пиано. Фортепиано (фортопиано) ср., нескл. и фортопианы мн. общеизвестное музыкальное орудие, с косточками для переборки пальцами. Фортепианный звук. Фортепианист, фортепианистка и пианист,… … Толковый словарь Даля
форте — (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
форте — сущ., кол во синонимов: 1 • громко (58) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
форте — форте. Произносится [фортэ] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
форте — [тэ]. [итал. forte] Муз. I. нареч. Сильно, громко, в полную силу музыкального звука (об исполнении музыкальных произведений; противоп.: пиано). Петь ф. Играть ф. II. неизм.; ср. Громкое, сильное звучание голоса или музыкального инструмента; один… … Энциклопедический словарь
Форте — (итал. forte, от лат. fortis – сильный) одно из основных обозначений силы звука; см. Динамика в музыке … Большая советская энциклопедия
Нюансы в музыке: динамика (Урок 12)
На этом уроке мы поговорим об еще одном средстве передачи эмоций – динамике (громкости) музыки.
Мы уже говорили, что музыкальная речь очень похожа на речь в нашем традиционном понимании. И одним из способов выражения своих эмоций (кроме темпа воспроизведения слов) является ещё один, не менее сильный – это громкость, с которой мы произносим слова. Нежные, ласковые слова произносятся тихо, команды, возмущение, угроза и призывы — громко. Как и человеческий голос, музыка тоже может и «кричать», и «шептать».
Наиболее распространенные динамические нюансы, от самого тихого до самого громкого, перечислены ниже:
Для указания ещё более крайних степеней громкости применяются дополнительные буквы f и p. Например, обозначения fff и ppp. У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо», или «три форте» и «три пиано».
Обозначение динамики носит относительный, а не абсолютный характер. Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p, и несколько тише, чем mf.
Иногда сама музыка подсказывает, как надо играть. Например, как вы сыграете колыбельную?
Правильно — тихо. А как сыграть сигнал тревоги?
Но бывают случаи, когда по нотной записи непонятно, какой характер композитор вкладывал в музыкальное произведение. Вот для этого автор и пишет под нотным текстом подсказки в виде значков динамики. Примерно так:
Динамические нюансы могут обозначаться как в начале, так и в любом другом месте музыкального произведения.
Есть еще два знака обозначения динамики, с которыми Вам придется сталкиваться довольно часто. На мой взгляд, они немного похожи на птичьи клювы:
Эти значки обозначают постепенное увеличение или уменьшение громкости звука. Так для того, чтобы спеть погромче – птица открывает клюв пошире ( ). Эти так называемые «вилочки» появляются под нотным текстом, а также и над ним (особенно над вокальной партией).
Рассмотрим на примере:
А здесь сужающаяся «вилка» ( > ) под музыкальной фразой означает, что фрагмент нужно играть тише и тише пока не закончится знак диминуэндо, причем начальный уровень громкости в этом примере mf (mezzo forte), а конечный – p (piano).
Для этих же целей часто используют еще и словесный метод. Термин «Крещендо» (итал. crescendo, сокращенно cresc.) обозначает постепенное усиление звучания, а «Диминуэндо» (итал. diminuendo, сокращенно dim.), или декрещендо (decrescendo, сокращенно decresc.) — постепенное ослабление.
Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться и дополнительными указаниями:
Вот вам еще немного терминов, связанных с динамикой:
Ну и в заключение хочется обратить Ваше внимание на ещё один динамический нюанс – это акцент. В музыкальной речи он воспринимается как отдельный резкий вскрик.
В нотах он обозначается:
Еще «акцент» при письме обозначается знаком > над соответствующей нотой (аккордом) или под ней.
Ну и напоследок вот вам пара примеров, где вы, как я надеюсь, сможете применить все полученные знания на практике:
Меццо-форте
Дина́мика в музыке — совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания.
Содержание
Обозначения
Громкость (относительная)
Два базовых обозначения громкости в музыке:
Умеренные степени громкости обозначаются следующим образом:
Для указания ещё более крайних степеней громкости и тишины используются дополнительные буквы f и p. Так, довольно часто в музыкальной литературе встречаются обозначения fff и ppp. У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо» или «три форте» и «три пиано».
В редких случаях при помощи дополнительных f и p указываются ещё более крайние степени силы звука. Так, П. И. Чайковский в своей Шестой симфонии использовал pppppp и ffff, а Д. Д. Шостакович в Четвёртой симфонии — fffff.
Обозначения динамики носят относительный, а не абсолютный характер. Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p, и несколько тише, чем mf. У некоторых компьютерных программ записи звука существуют стандартные значения скорости нажатия клавиши, соответствующие тому или иному обозначению громкости, но, как правило, эти значения можно настраивать.
Постепенные изменения
Для обозначения постепенного изменения громкости используются термины креше́ндо (итал. crescendo ), обозначающий постепенное усиление звучания, и диминуэ́ндо (итал. diminuendo ), или декреше́ндо ( decrescendo ) — постепенное ослабление. В нотах они обозначаются сокращённо как cresc. и dim. (или decresc.). Для этих же целей используются особые знаки-«вилочки». Они представляют собой пары линий, соединённых с одной стороны и расходящихся с другой. Если линии слева направо расходятся ( ) — ослабление. Следующий фрагмент нотной записи указывает на умеренно громкое начало, затем усиление звука и потом его ослабление:
«Вилочки» обычно записываются под нотным станом, но иногда и над ним, особенно в вокальной музыке. Обычно ими обозначают кратковременные изменения громкости, а знаками cresc. и dim. — изменения на более долгом интервале времени.
Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться дополнительными указаниями poco (по́ко — немного), poco a poco (поко а поко — мало-помалу), subito или sub. (су́бито — внезапно) и т. п.
Резкие изменения
Сфорца́ндо (итал. sforzando ) или сфорца́то ( sforzato ) обозначает внезапный резкий акцент и обозначается sf или sfz. Внезапное усиление нескольких звуков или короткой фразы называется ринфорца́ндо (итал. rinforzando ) и обозначается rinf., rf или rfz.
Обозначение fp означает «громко, затем сразу тихо»; sfp указывает на сфорцандо с последующим пиано.
Музыкальные термины, связанные с динамикой
История
Указания на динамические оттенки одним из первых ввёл в музыкальную нотацию композитор эпохи Возрождения Джованни Габриэли, однако до конца XVIII века подобные обозначения использовались композиторами редко. Бах использовал термины piano, più piano и pianissimo (написанные словами), и можно считать, что обозначение ppp в тот период означало pianissimo.
См.также
Полезное
Смотреть что такое «Меццо-форте» в других словарях:
меццо форте — меццо форте, неизм … Орфографический словарь-справочник
Меццо форте — (итал. mezzo forte, от mezzo средний и forte сильный) в музыке (сокращенно mf), обозначение умеренно громкого звучания. См. Динамика … Большая советская энциклопедия
меццо форте — м еццо ф орте, неизм … Русский орфографический словарь
меццо форте — (умеренно громко) … Орфографический словарь русского языка
меццо форте — ме/ццо фо/рте, неизм … Слитно. Раздельно. Через дефис.
Меццо-пиано — Динамика в музыке совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания. Содержание 1 Обозначения 1.1 Громкость (относительная) 1.2 Постепенные изменени … Википедия
Форте — Динамика в музыке совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания. Содержание 1 Обозначения 1.1 Громкость (относительная) 1.2 Постепенные изменени … Википедия
Форте-фортиссимо — Динамика в музыке совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания. Содержание 1 Обозначения 1.1 Громкость (относительная) 1.2 Постепенные изменени … Википедия
Современная музыкальная нотация — Нотная запись … Википедия
Динамика (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Динамика. Динамика в музыке совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания. Содержание 1 Обозначения 1.1 Громкость (относительная) … Википедия
Словари
134 форте
1. Громкое, сильное звучание голоса или музыкального инструмента.
2. Место в музыкальном произведении, требующее громкого, сильного звучания голоса или инструмента.
II нареч. качеств.-обстоят.
1. Громко, сильно, в полную силу голоса или звука.
2. Употребляется как несогласованное определение.
ФО́РТЕ [тэ] (итал. forte) (муз.).
1. нареч. Сильно, громко, в полную силу звука (об исполнении музыкального, вокального произведения). «- Форте… форте! Напирайте! И когда нужно петь forte, жесткое лицо регента выражает сильный испуг и даже ужас.» Чехов.
2. в знач. нескл. сущ., ср. Место в музыкальной пьесе, исполняемое с такой звучностью, или само такое исполнение. Пиано этому музыканту удается лучше, чем форте.
1. нескл., ср. Полная сила музыкального звука. Большое ф.
2. нареч. Громко, в полную силу музыкального звука; противоп. пиано. Играть ф.
| настройщик. Форт муж. военное отдельное укрепленье, крепостца. Фортификация жен., франц. наука о военных укрепленьях; фортификационный, к сему относящийся
ФО́РТЕ [тэ]. [итал. forte] Муз.
I. нареч. Сильно, громко, в полную силу музыкального звука (об исполнении музыкальных произведений; противоп.: пиа́но). Петь ф. Играть ф.
II. неизм.; ср. Громкое, сильное звучание голоса или музыкального инструмента; один из оттенков динамики в музыке. Потрясающее ф. // Место в музыкальном произведении, исполняемое таким образом. Трудное для исполнения ф.
Сильно, громко, в полную силу звука (об исполнении музыкальных произведений); противоп. пиано.
— Форте… форте! Напирайте! И когда нужно петь forte, жирное лицо регента выражает сильный испуг и даже ужас. Чехов, Певчие.
Место в музыкальном произведении, исполняемое таким образом, а также само такое исполнение.
У него [дирижера] были исключительные руки и глаза, которыми он почти гипнотизировал оркестр, то поднимая звучность до колоссального форте, то убирая ее до чудесного, мягкого, но полнозвучного пианиссимо. Похитонов, Из прошлого русской оперы.
фо́рте, неизм. и нескл., ср.
фо́рте [тэ], нареч.; нескл., с.
фо́рте. Произносится [фо́ртэ].
сущ., кол-во синонимов: 1
фо́рте, неизм. и нескл., с.
(ит. forte) муз. сильно, громко, в полную силу звука; обозначается лат. f ср. пиано).
— «f» в нотной грамоте.
— Играть громко, если это слово записано в нотах.
Ловкая проделка, неожиданная выходка.
ФО́РТЕЛЬ, фортеля, муж. (польск. fortel от нем. Vorteil) (разг. фам.). Ловкая проделка, прием, неожиданная выходка. «На какой бы фортель подняться?» Салтыков-Щедрин. «К чему же обман, к чему этот подлый, изменнический фортель?» Чехов.
Ловкая проделка, прием, неожиданная выходка.
Я принялся смешить толпу различными ужимками, комическими фортелями, трюками эксцентрического порядка. Н. Черкасов, Записки советского актера.
На фортель подняться
Салтыков. Мелочи жизни. 2, 2, 3.
Салтыков. Сказки. Добродетели и Пороки.
Салтыков. Сборник. Похороны.
Выкидывать/ выкинуть фортель. Разг. Прибегать к неожиданным выходкам, уловкам, трюкам. БМС 1998, 596; ЗС 1996, 64; СПП, 77.
Вот это был фортель, куда там Копперфильду. Гриша не накрывал большой тряпкой платформу с танками, но когда состав добрался до Афганистана, все сильно удивились как поредела дорогая техника, материализовавшаяся совсем в других горах.
Сеня Вол выкинул фортель, налетев на один и тот же банк утром и после обеда.
Почти восемьдесят лет назад отряд Красной Гвардии в своем первом сражении потерпел сокрушительное поражение от немцев. Впоследствии советская пропаганда выкинула такой фортель, который даже от нее нельзя было ожидать. Поражение Красной Гвардии 23 февраля 1918 объявили выдающейся победой, по поводу которой были защищены сотни докторских диссертаций, а 23 февраля праздновалось как День Вооруженных Сил. В настоящее время этот некогда государственный советский праздник продолжает отмечаться многими военными и белобилетниками на территории бывшего Советского Союза, а в некоторых странах он именуется Днем Защитников Отечества.
глупая, ненужная штука, которую некоторые постоянно выкидывают. По смыслу очень похоже на слово «коники» (см. КОНИКИ ВЫКИДЫВАТЬ).
фо́ртель, мн. фо́ртели, род. фо́ртелей. Не рекомендуется произношение [фо́ртэль].
фо́ртель, фо́ртели, фо́ртеля, фо́ртелей, фо́ртелю, фо́ртелям, фо́ртелем, фо́ртелями, фо́ртеле, фо́ртелях
сущ., кол-во синонимов: 13
Заимств. в XVIII в. из польск. яз., где fortel «выгода» > «хитрость» < ср.-в.-нем. vorteil «аванс, выгода» (vor «перед», teil «часть»).
м. (напр., у Лескова), укр. фо́ртель. Через польск. fortyl, fortel «выгода, ухищрение, хитрость» из ср.-в.-н. vorteil «аванс, выгода, преимущество»; см. Брюкнер 126; Карлович 168.
При изучении истории значений слова необходимо учитывать не только акти вные и возможные фразеологические контексты его современного употребления, но и вникать в генезис, в процесс сложения фразеологических единиц и идиом, включающих в себя это слово. В застывших фразовых группах нередко сохраняются ясные следы первичных, давних значений слова.
Ср. у В. А. Жуковского в басне «Мартышка, показывающая китайские тени»:
. Как должно прусскому солдату,
Метать по слову артику́ л.
Но выражение выкидывать артикул (артикулы) было более употребительным и долговечным. Ср., например, у И. С. Тургенева в «Записках охотника» в очерке «Льгов»: «. начал выкидывать ружьем артикул-с, причем целился в меня».
Опубликовано в сборнике «Вопросы стилистики» (М., 1966) вместе со статьями «Подковырка», «Вертопрах и щелкопер» под общим названием «Из истории русских слов и выражений».
— Ловкая проделка, неожиданная выходка.
Музыкант, играющий на фортепиано; пианист.
ФОРТЕПИАНИ́СТ и фортепьянист [тэ], фортепианиста, муж. (устар.). Музыкант, играющий на фортепиано, пианист. «Явился фортепианист, уже знакомый Аратову.» А.Тургенев.
фортепиани́ст, фортепиани́сты, фортепиани́ста, фортепиани́стов, фортепиани́сту, фортепиани́стам, фортепиани́стом, фортепиани́стами, фортепиани́сте, фортепиани́стах
сущ., кол-во синонимов: 5
м. устар. 1. Музыкант, играющий на фортепиано; пианист
сущ., кол-во синонимов: 3
— Дама, играющая на струнном ударно-клавишном музыкальном инструменте (устар., разг.).
1. соотн. с сущ. фортепиано, связанный с ним
2. Свойственный фортепиано, характерный для него.
3. Принадлежащий фортепиано.
4. Предназначенный для игры на фортепиано.
5. Исполняемый на фортепиано.
ФОРТЕПИА́ННЫЙ и фортепьянный [тэ], фортепианная, фортепианое. прил. к фортепиано. Фортепианная проволока. Фортепианная педаль.
|| прил., по знач. связанное с игрой на фортепиано. Фортепианная музыка. Фортепианная литература.
ФОРТЕПИА́НО [тэ], нескл. и ФОРТЕПЬЯ́НО [тэ], нескл., ср. Клавишный струнный музыкальный инструмент (рояль и пианино). Концерт для ф. с оркестром. Играть на ф.
фортепиа́нный и фортепья́нный
прил., кол-во синонимов: 2
фортепиа́н/н/ый и фортепья́н/н/ый.
нескл. ср.; = фортепья́но
1. Струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент с горизонтально натянутыми металлическими струнами и педалями для усиления и ослабления звука.
2. Общее название струнных ударно-клавишных музыкальных инструментов (рояль, пианино).
ФОРТЕПИА́НО [тэ ], нескл. и ФОРТЕПЬЯНО [тэ ], нескл., ср. Клавишный струнный музыкальный инструмент (рояль и пианино). Концерт для ф. с оркестром. Играть на ф.
Струнный клавишно-ударный, молоточковый музыкальный инструмент, современными видами которого являются рояль и пианино.
Сколько раз она [Ольга] тронет то тот, то другой клавиш, чтоб узнать, не слишком ли высоко настроено фортепиано, или переложит ноты с одного места на другое! (Гонч.).
ФОРТЕПИА́НО, ФОРТЕПЬЯ́НО [тэ], неизм.; ср. [итал. fortepiano] Ударно-клавишный струнный музыкальный инструмент, современными видами которого являются рояль и пианино. Окончить класс ф. Бренчать на ф. (играть кое-как, неумело). Расстроенное, старое ф. Концерты для ф. с оркестром.
Бражникова М. Фортепиано. М., 1967 Зимин П. История фортепиано и его предшественников. М., 1968
В 1-ю мир. войну большинство фортепианных фирм закрылось; лишь в 1924 на базе фабрики «Я. Беккер» (с 1927 «Красный Октябрь») возобновлено произ-во, преимуществ, пианино, с использованием импортной, затем отечеств, механики и сырья. Потребности муз. образования, огромный спрос стимулировали его рост. В 1970-х гг. СССР производил в год ок. 200 тыс. Ф., в основном пианино, уступая лишь США (220 тыс.) и Японии (273 тыс.). Неплохие концертные рояли выпускала фабрика «Эстония». На Всемирной промышленной выставке 1958 в Брюсселе концертный рояль «Красный Октябрь» завоевал Гран-при и золотую медаль; с того же года растет экспорт Ф.
В 1974 создан концертный рояль «Россия»; однако наладить выпуск концертных роялей мирового уровня не удалось. В посл. годы произ-во Ф. резко сократилось.
Лит.: Бражников М. В. Фортепиано. М., 1967; Зимин П. История фортепиано и его предшественников. М., 1968; Столпянский П. Н. Музыка и музицированиев Старом Петербурге. Л., 1984.