Что значит формальное и неформальное образование
Формальное и неформальное обучение: в чем разница?
Каждая команда обучения и развития стремится к одной конечной цели – чтобы каждому сотруднику были предоставлены все возможности для обучения. Но как лучше всего это сделать для современного бизнеса?
Формальное и неформальное обучение – два противоположных стиля обучения. Один структурирован и организован. Другой – случайный и неструктурированный.
Давайте рассмотрим каждый из этих видов и выясним, какая стратегия обучения лучше всего подойдет вашей организации.
Что такое формальное и неформальное обучение?
Формальное обучение – это обучение, которое осуществляется «систематическим преднамеренным образом». Оно запланировано, организовано и управляется инструктором, и обычно это происходит в личной обстановке или через онлайн-платформу обучения, например, «АнтиТренинги».
В корпоративной среде формальный вид используется в контексте обучения соблюдению требований или адаптации нового сотрудника. Это типы обучения, которые нуждаются в структуре, имеют определенные сроки и свою цель.
Неформальное обучение же наоборот неструктурировано, часто непреднамеренно, и происходит вне обычных условий обучения. Важно отметить, что это самоуправляемый, асинхронный процесс, у которого нет реальных целей, скорее он происходит естественным образом.
В рамках вашего бизнеса этот вид обучения может происходить когда удобно и где угодно. Например, вы можете общаться с коллегой, и она упоминает, что нашла более эффективный способ автоматизировать ручной процесс, который вы тоже можете использовать. Хотя это было не намеренно, вы все же кое-чему научились.
Формальные и неформальные методы обучения
Когда мы сравниваем формальное и неформальное обучение, то у каждого из них есть разные учебные методы. Вот наиболее распространенные способы их использования на рабочем месте:
Формальные методы обучения
1. Личное взаимодействие с инструктором
Более традиционный и все еще широко распространенный формальный метод обучения – очно, индивидуально или с группой. Он популярный, поскольку добавляет уровень непосредственной интерактивности, возможность личного взаимодействия с преподавателем.
Но в то же время очное обучение, такое как семинары, коучинг и обучение на рабочем месте, имеет свои недостатки. Это дорого, отнимает много времени на организацию, и при этом вашим ученикам приходится пропускать рабочие дни, чтобы пройти обучение.
2. Онлайн-обучение
Проведение онлайн-обучения, осуществляемое с помощью системы управления обучением, стало новой нормой для компаний, стремящихся реализовать формализованную стратегию обучения. Главное преимущество в том, что это быстро и легко. Учащимся просто нужно войти в LMS и пройти обучение в любое время.
Вы также можете использовать модель смешанного обучения с помощью учебной платформы и вебинаров, а также применить метод социального обучения, организовав тематические чаты и сообщества. Функционал платформы «АнтиТренинги» позволяет все это реализовать в одном месте. А также делает обучение легко измеряемым. Скажем, например, ваша компания проводит обучение соблюдению нормативных требований, которое должно быть формальным. С помощью LMS вы можете отслеживать и фиксировать каждый шаг обучения, чтобы убедиться, что ваша организация соответствует требованиям.
Неформальные методы обучения
Поскольку неформальное обучение является органичным и незапланированным, гораздо сложнее определить реальные способы его использования в вашей компании.
Однако важно отметить, что неформальное обучение уже происходит в вашем бизнесе. Вы просто можете не осознавать этого. Каждый раз, когда сотрудник решает поискать способы улучшения процесса или когда идет разговор между коллегами о рабочей задаче, происходит обучение.
Тем не менее, есть несколько способов развивать неформальное обучение в вашей компании. Во-первых, наличие у ваших сотрудников множества ресурсов, которые они могут использовать при необходимости, поощряет случайное обучение. Кроме того, есть социальное обучение, а именно личные беседы, взаимодействие в мессенджерах или чатах в вашей системе управления обучением. Все это стимулирует общение ваших сотрудников, повышает их учебную мотивацию.
Когда использовать формальные и неформальные методы обучения?
Когда дело доходит до стратегий обучения в рамках бизнеса, важно понимать одну вещь о формальном и неформальном обучении – они не исключают друг друга. Каждый метод имеет свои преимущества и играет определенную роль в вашей организации. Поэтому важно знать, какой из них подходит для использования в той или иной ситуации.
Ваш выбор будет зависеть от ответа на вопрос: «Должно ли обучение быть измеримым и обязательным?»
Для таких тем, как обучение комплаенсу, адаптация новых сотрудников, обучение навыкам работы, формирование мягких навыков и обучение продукции, ответ – да. Все это курсы, которые влияют на успех вашего бизнеса, и знание того, что ваши сотрудники получают информацию, необходимую для эффективного выполнения своих обязанностей, является важным показателем, который необходимо отслеживать.
Неформальное обучение обычно применяется на практике, когда материал «желательно и интересно знать», но не обязательно. Гораздо важнее поддерживать беседу и поощрять самостоятельное обучение, чтобы ваши сотрудники чувствовали, что могут получать знания самостоятельно.
Вы сами должны решить, какие учебные процессы лучше всего подходят для вашей организации. Но помните: самые успешные компании делают обучение приоритетом, независимо от того, какую форму оно принимает. Поэтому пока ваши сотрудники чувствуют поддержку в обучении, независимо от метода, это шаг в правильном направлении.
Формальное, неформальное, информальное образование
Представители научно-исследовательского мира, изучая работу высших учебных заведений, применяющих методику неформального обучения, пришли к выводу, что обучающиеся, через свой личный опыт, учась друг у друга, где преподаватель не руководит процессом получения знаний, а является другом и партнером, приобретают лучшую мотивацию к учению.
Появление информального и неформального обучения, является прямым следствием развития новых сетевых информационно-коммуникационных технологий, преодолевающих пространственно-временные границы, обеспечивающих мгновенный доступ к любой информации, расширяющих представления о реальности повседневной жизни, которая теперь включает в себя и виртуальную реальность интернета.
Неформальное обучение можно получать в любом месте и в любое время. В мире проводятся большое количество различных мероприятий, где происходит обмен опытом и знаниями по интересующим темам.
Отличительная черта таких мероприятий – это неформальный характер взаимодействия. Происходит обмен опытом и знаниями, как с помощью презентаций, докладов, так и при современном отдыхе вечеринке, занятии спортом, приемы пищи и т.д.). Такие мероприятия являются хорошей иллюстрацией неформального обучения, т.к. образовательная активность целенаправленна, определена ее продолжительность и происходит вне формальной системы образования
Информальное образование – это своего рода спонтанное образование, при котором проявляется индивидуальная образовательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленнй характер, т.е. спонтанное образование, реализующееся за счет собственной активности, общение, чтение, посещение учреждений культуры, библиотек, путешествия, средств массовой информации и т.д., когда взрослый человек «превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития».
Специфика информального обучения во многом совпадает со структурой жизнедеятельности взрослого человека. Т.е. не столь важно, каким путем человек приобрел знания и умения, необходимые для эффективной деятельности, важно, чтобы они у него были.
Так же информальное образование позволяет расширить профессиональную компетентность, позволяет реализовать важнейшую потребность человека в впечатлениях, в личностном развитии, сто в результат приводит к профессиональному росту человека. В профессии учителя сама личность человека (уровень развития этой личности) является важнейшим условием успешной профессиональной деятельности.
Немаловажное значение для развития практики неформального и информального образования имеет повышение доступности и открытости разного рода образовательных ресурсов.
Какие либо общепринятые определения, характеризующие особенности формального, неформального и информального образования и различия между ними, пока не выработаны.
В порядке обсуждения могут быть предложены некоторые соображения об основном критерии их разграничения. Но поскольку речь идет о взрослом человеке, учеба которого так или иначе сопряжена с его жизненно важными интересами, в качестве такого критерия предлагается считать возможные позитивные изменения в социальном статусе субъекта после завершения определенного периода, курса или программы.
Формальное образование представляет собой долгосрочную программу или кратковременный курс, по завершении которых у выпускника, успешно сдавшего итоговые экзамены, возникает совокупность законодательно установленных прав. В частности, право заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью по профилю пройденного курса обучения, право занимать более высокую должность в служебной иерархии, право поступать в учебные заведения более высокого ранга. Основанием для предоставления названных прав служит диплом или иной сертификат единого, как правило, общегосударственного или международного образца.
Основной признак неформального образования – отсутствие единых, в той или иной мере стандартизованных требований к результатам учебной деятельности. При этом могут наличествовать все другие признаки обучения – целесообразность, процедура зачисления, лекционно-семинарские занятия, система оценивания успешности, сертификат об окончании с указанием содержания пройденного курса. Однако последний обычно не дает право заниматься трудовой деятельностью на профессиональных началах или поступать в учебные заведения, где требуется документальное подтверждение уровня академической квалификации.
Информальное образование именуется таковым еще и потому, что его результаты никак не оформляются документально и обычно не получают официального признания со стороны других институтов общества. В сущности, не столь важно каким путем человек приобрел знания и умения. Необходимые для эффективной деятельности, важно, чтобы они у него были. В тоже время вполне очевидна ограниченность возможностей информального образования: оно бессистемно, подвержено случайностям и базируется на жизненном опыте человека, который неизбежно ограничен рамками воспринимаемой окружающей действительности. Поэтому оно не может сформировать в той или иной мере целостную картину мира, обеспечить освоение глубоких и систематизированных знаний. Это по силам лишь профессионально построенной образовательной практике.
Человек учится всю жизнь, получает новые знания особенно благодаря информальному образованию.
Образование взрослых (образование в течение жизни) – это целенаправленный процесс развития и воспитания личности путем реализации образовательных программ и услуг, осуществления образовательно-информационной деятельности.
Формальное обучение ведет сертификации. Под сертификацией чаще всего понимается выдача официального документа о присвоении образовательно-квалификационного уровня, который признается государством и чаще всего является основанием приема на работу или назначения на официальную должность аттестат, диплом об образовании)
Неформальное образование – это получение знаний, умений и навыков для удовлетворения образовательных потребностей, не регламентировано местом получения, сроком и формой обучения, мерами государственной аттестации.
Неформальное обучение происходит вне образовательных учреждений и обычно не ведет к официальной сертификации. И в то же время неформальное обучение системно, в нем определены цели, результат обучения. Неформальным обучением следует считать любую образовательную активность вне формальной системы. К такому виду обучении можно отнести обучение в клубах, кружках, различные курсы, тренинги, короткие программы. В рамках такого вида обучения могут выдаваться определенные сертификаты, свидетельства, однако они не являются образовательными документами, которые признаются государством как официальные.
Неформальное образование – это не систематизированное обучение индивида знаниям и навыкам. Оно так же является важной составной частью социализации индивида,, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию. По отношению к системе формального образования в современном обществе оно играет вспомогательную роль.
Неформальное образование так же является целенаправленным, но цели в нем заданы образовательными потребностями самих обучающихся (образование по выбору добровольное). Оно является дополнение или альтернативой формальному образовании. Осуществляется частных и государственных образовательных учреждениях и вне их в общественных организациях, клубах и т.д.), иногда вне специального образовательного пространства, предполагает выдачу сертификата не государственного образца или не ведет к сертификации выдаче документа). Неформальное образование доступно людям всех возрастов ;но, как правило, так же организуется в форме краткосрочных курсов, мастер-классов или семинаров. оно не обязательно имеет непрерывную структуру, может быть коротким по продолжительности и мало затратное по интенсивности, чаще всего ведет к получению квалификаций, которые не признаются квалификациями формального образовании. Успешное завершение программы неформального образования и получение квалификации не дает доступ к высшему уровню образования, если только программа не утверждена в системе формального образования.
Информальное образование или Внеинституционное образование, получаемое за счет непосредственного влияния окружающей жизни человека трактуется как формы обучения, не включенные в формальное и неформальное образование.
К примерам информального обучения относят:
— учение по методу проб и ошибок;
— стихийное самообразование в виде самостоятельного поиска ответов на волнующие вопросы;
— взаимообучение в ходе совместного выполнения тех или иных задач;
— обогащение духовного мира через чтение и посещение учреждений культуры.
Многие исследователи отмечают, что в процессе непрерывного образования неформальное и информальное образование являются равноправными участниками процесса обучения. К примеру то, что компьютеры в первую очередь захватили сферу домашнего пользования и стали мощным ресурсом индивидуального познания мира, подчеркивает значение информального образования и доказывает его огромные ресурсы. Термин « Образование длиною в жизнь» выделяет временной фактор непрерывного образования.
Новые формы образовательного процесса – неформальное, а так же информальное образование – были заимствованы Россией совсем недавно из Европейских деклараций., закладывающих фундамент непрерывного образования, но уже все больше заявляют о себе.
Заключение:
Результаты, полученные в ходе проводимого исследования, позволяют констатировать, что интерес к различным формам образования взрослых растет как со стороны науки, так и со стороны практиков, особенно в эпоху информационного пространства, в условиях создания сетевых педагогических сообществ и многих других факторов.
Образование формальное и неформальное
Новомодным словом «лайфстайл» (в оригинале lifestyle) называют стиль жизни, определенный уклад, образ. Лайфстайл от редактора — стиль жизни в профессии «социальная работа». Советы, мнения, идеи, коллекции и всё то, что объединяет специалистов социальной сферы, занимающих активную профессиональную позицию. Тема дня: образование формальное и неформальное.
В современном обществе образование становится одним из важнейших, если не сказать главным, фактором развития, что приводит к поискам новых направлений и путей, позволяющих стать человеку конкурентоспособным, быть готовым обучаться в течение всей жизни, и не только поглощать информацию и знания, но и трансформировать ее, направлять на благо себя и общества.
«Становление информационного общества неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном обновление знаний, повышении квалификации, освоении новых видов деятельности. Эта тенденция обусловила постановку вопроса об изменении парадигмы образования».
Меняется парадигма, введены профстандарты, требующие спецобразования и постоянного самосовершенствования в профессиональной деятельности. Проблема в том, что этих видов — образования — становится всё больше и больше. Если с формальным более-менее понятно, то категория «неформальное» требует некоторого осмысления и разъяснения.
Давайте попробуем разобраться, что к чему и нужно ли оно нам.
В России понятия неформального и информального образования только входят в обращение и еще мало кому известны. Эти новые формы образования – неформальное и информальное — были заимствованы из европейской концепции. Самоцель — непрерывность образования индивида в течение всей жизни. А Министерство образования и науки РФ внесло эти понятия в проект «современной модели образования» до 2020 года, увязав их с необходимостью перехода к концепции непрерывного обучения, которое в свою очередь напрямую связано с неформальны и информальным образованием. Основными постулатами непрерывного образования или «образования через всю жизнь» стали принципы: « научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» [1;c.16].
Такая трехступенчатая модель современного образования направлена не только на развитие профессиональных качеств. Ведущую роль играет личностный интерес, активная социальная позиция, ответственность за результат, развитие мобильности и коммуникативности, предоставление возможности каждому человеку раскрыть потенциал, талант, реализовать себя.
На современном этапе неформальное образование считается особо ценным типом, опирающимся на свободный выбор видов деятельности.
К чему мы собственно, затеяли этот разговор? Очевидно, что общество стремительно обновляется и наша профессия требует специалистов, готовых и способных, в том числе, и к неформальному образованию. Сфера социального обслуживания уже не может базироваться на традиционных концепциях и знаниях социальной работы. Требуются новые, интересные социальные практики, адаптированные как для работы с конкретной личностью, так и с различными сообществами. Кому как не нам знать потребности людей? Кому как не нам предлагать продукты и услуги, отвечающие этим потребностям? Кому как не нам активно развивать идеи неформального образования и в собственной профессиональной жизни и в работе с получателями социальных услуг.
Новых открытий, коллеги! Наше издание всегда готово поддержать специалистов, занимающихся самообразованием!
Формальная, неформальная и информальная модели образования
Дата публикации: 20.05.2016 2016-05-20
Статья просмотрена: 18759 раз
Библиографическое описание:
Гаврилова, И. В. Формальная, неформальная и информальная модели образования / И. В. Гаврилова, Л. А. Запруднова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1197-1200. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29876/ (дата обращения: 26.12.2021).
Статья посвящена исследованию тенденции организации образовательного процесса на принципах формальной, неформальной и информальной моделей. В статье приводится сопоставительный анализ указанных моделей, предоставляется история становления и развития указанных подходов, а также анализируется опыт разных стран по организации образовательной среды в соответствии с предлагаемыми парадигмами.
Ключевые слова: обучение в течение всей жизни, формальная модель образования, неформальная модель образования и информальная модель образования.
Современная модель организации общественной жизни представляет собой развитую систему, основанную на рыночных подходах к хозяйствованию, достижениях научно-технического прогресса, информатизации и инновациях, что, в свою очередь, предопределяет смену подходов и способов восприятия и познания окружающей действительности. Указанные факторы обуславливают объективную необходимостью модернизации системы образования в целях достижения максимально возможных результатов, продиктованных требованиями внешней среды. В данных условиях традиционные подходы организации образовательного процесса, имеющие в основе установку получения «образования на всю жизнь» в рамках одного диплома оказываются мало эффективными в силу несоответствия быстро меняющимся и динамично развивающимся условиям внешнего окружения, — возрастают требования к личности в части профессиональной мобильности, освоения необходимых навыков, актуальных направлений деятельности, инновационных технологий. Сегодняшние тенденции таковы, что в качестве одного из главных элементов новой модели организации системы образования выступает модель непрерывного обучения с установкой «LonglifeLearning» («обучение в течение всей жизни»).
Основными принципами системы непрерывного образования в течение всей жизни, сформулированными Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию и выражающими суть данного процесса, являются: «научиться познавать»; «научиться реализовывать»; «научиться жить вместе»; «научиться жить». В этой связи очевиден вывод о необходимости изменения существовавшей до настоящего времени концепции образовательной политики, что приводит к развитию сферы образования взрослых, включающей новые образовательные программы, новые подходы к организации образовательного процесса, новые формы проведения обучающих классов и другие соответствующие изменения.
Наряду с этим, происходит признание различных, в том числе и не существовавших ранее видов образования. ЮНЕСКО вводит специальную терминологию, отражающую различные степени организованности образовательных услуг: формальное, неформальное и информальное образование.
По данным ЮНЕСКО в наиболее успешных странах дополнительным (неформальным и информальным) образованием охвачено 30–40 % населения в возрасте 25–64 года. В среднем по странам ЕС соответствующая доля населения составляет 17 %, в России — около 8 %. По приведенным данным можно заключить, что в западных странах модели развития и официального признания результатов информального и неформального образования являются развивающейся практикой, то в российских реалиях это на сегодняшний момент остается дискуссионной площадкой.
Анализируя эффективность каждой модели, приведём ключевые характеристики, присущие каждой из них:
‒ Формальное образование — процесс получения знаний проходит в хорошо организованном и иерархически упорядоченном контексте, завершающийся выдачей бланка государственного образца — диплома о начальном/среднем профессиональном или высшем образовании или аттестата об окончании школы. Данный процесс имеет установленную по разным программам длительность, основанную на государственной учебной программе и государственных стандартах образования, который организован преимущественно формальными, зарегистрированными организациями.
‒ Неформальное образование — процесс получения новых знаний зачастую протекает вне специализированного образовательного пространства, при этом существуют конкретные цели, методы и методики, а главное, результат обучения. Может проводиться образовательными или общественными организациями, различными клубами и кружками, секциями, при обучении с преподавателем или тренером индивидуально, и представляет собой разнообразные тренинги, курсы, семинары, круглые столы, которые сопровождаются выдачей документа, подтверждающего дополнительное повышение квалификации — сертификат участника, диплом повышения квалификации, свидетельство.
‒ Информальное образование — индивидуальная деятельность человека, направленная на познавательный процесс, который сопровождает его повседневную жизнь, при котором не всегда существует конкретный результат. Оно носит спонтанный характер, реализуется путем активизации людей в культурно-образовательной среде, а именно общение между собой, чтение, посещение театров, музеев и различных культурных учреждений, путешествия, просмотр СМИ и т. д., где взрослый превращает все средства образовательных потенциалов общества в инструменты своего самосовершенствования, результат ежедневной работы, семейной и досуговой жизни, который не имеет чёткой структуры.
Обращаясь к истории развития формального и неформального образования, важно выделить следующие события:
‒ 1967 г. — Международная конференция в Уильямсберге (США). Были рассмотрены положения, ставшие базой популярного анализа увеличивающегося «мирового кризиса в сфере образования», в которых было обозначено беспокойство за существование непригодных для общества программ образования и существующие разногласия между образовательным процессом и экономическим потенциалом стран. Как результат, было заключено, что существующие официальные образовательные системы довольно медленно приспосабливаются к социально-экономическим реакциям по двум причинам: собственный консервативный образовательного развития и инерция общества. Именно после этой конференции управленцы и экономисты Всемирного Банка начали различать информальное и формальное образование.
‒ 70-е годы XX века — стремительный рост понимания того, что развитие личности первоначально зависит от индивидов и существует необходимость большего уделения внимания качеству собственной жизни. Данное понимание обосновало необходимость качественно новых подходов к организации дополнительной системы образования, профессионального и индивидуального развития и т. д.
‒ 80–90-е годы ХХ века — становление заметного контраста между формальными и неформальными образовательными системами. Формальная система в большей степени связана с системно-ориентированным процессом обучения, в котором учащиеся — это пассивные потребители знаний и умений, которые транслирует им образовательная система посредством преподавателя, которые воспроизводятся по требованию, а неформальная образовательная система характеризуется личностно-ориентированным обучением, в котором и создаётся уникальное знание, основанное на собственном опыте преподавателя.
В настоящее время видение особенностей неформального образования взрослых представлено на сайте Европейской ассоциации образования взрослых: «Специально организованная деятельность по способствованию процессу, в рамках которого люди могут сознательно развиваться как личности, самостоятельно опираться на свои собственные возможности в социальных отношениях и деятельности с помощью повышения уровня знаний и понимания; соотнесения собственных мнений и чувств с мнениями и чувствами других людей; развития умений и способов их выражения».
Следует отметить, что при ограничениях, которые установил Совет Европы, неформальное обучение включает в себя различное обучение, направленное на точную, но при этом свободно выбранную цель, которая учитывает социальный контекст, и основная деятельность неформального образовательного процесса не заключена в школьном или профессиональном обучении. Отталкиваясь от его расширенного конкретного содержания, оно охватывает практически все действия, которые не направлены на получение документа государственного образца, подтверждающего соответствующее образование — диплома, свидетельства, сертификата, происходящие за рамками институционализированного, запланированного стандартным образовательным контекстом.
Политики в области образования вводят в оборот новый тезис «LonglifeLearning», который связан с непрерывностью обучения в течение всей жизни.
‒ 2003 г. — Рекомендация Совета Европы «…о содействии и признании неформального обучения молодежи».
Большое количество стран уже внедрили и активно используют практику признания существования неформального и информального образования. Для примера — одна из таких стран является Финляндия, в которой существует богатый опыт применения неформального образования, и есть мощная и разнообразная образовательная система, в которой термин «неформальное образование» включает в себя возможности предоставления образования взрослым в образовательных учреждениях.
Характерной чертой неформального образования является многообразие учебных программ, добровольное участие в них, а также использование в обучении личностно-ориентированных методов. В Финляндии государственный бюджет неформального сектора составляет 24 % от суммы средств, которые выделяются на обучение взрослых в стране. В Финляндии существует постоянно активная система признания образования, которое получено неформальным и/или информальным путями, которая поддерживается государством, и при этом существует возможность дальнейшего улучшения и унификации имеющейся практики подтверждения повышения квалификации.
В Финляндии была образована организация образования взрослых (FAEA) — организация по неформальному обучению взрослых в Финляндии, которая вносит огромный вклад в развитие неформального и информального образования взрослых, и главными обязанностями данной организации является продвижение, международное взаимодействие и дальнейшее обучение преподавателей, которые работают в сфере образования для взрослых.
Во Франции особо ценятся формальные квалификации, но также существует давняя традиция валидации (признания) результатов неформального обучения. Свыше двадцати лет в стране осуществлялось ее становление и развитие. С принятием в 2002 г. Закона «О социальной модернизации» и введением в обиход французского законодательства понятия «валидация знаний, приобретенных посредством опыта» («Validation des Aquis de l’Expérience» (VAE), был подведен итог в создании нормативно-правовой базы неформального и информального образования. В данный момент государственные органы, муниципалитеты и образовательные организации обеспечивают ее реализацию.
Перед системой образования современной Германии ставятся новые задачи: межпрофессиональная мобильность и непрерывное обучение. В этой связи особую актуальность приобретают такие формы образования, как неформальное и спонтанное (информальное). Реализация новой образовательной политики осуществляется в условиях двух исследовательских проектов: Weiterbildungspass («Паспорт непрерывного образования») и Lernkultur Kompetenzentwicklung («Развитие компетенций как культуры обучения»).
В рамках первого проекта (Weiterbildungspass) осуществлялось исследование применения паспорта непрерывного образования. Проанализирована 51 pass-инициатива в школах, профессиональном образовании, волонтерской деятельности. По итогам реализации данного исследовательского проекта была разработана модель национального паспорта. Функционал модели заключался в подтверждении и оценке компетентностей, приобретенных в условиях неформального образования, определении жизненных, профессиональных целей обладателя паспорта и побуждении его к реализации поставленных задач.
Проект Lernkultur Kompetenzentwicklung направлен на разработку и апробацию эффективных образовательных программ, повышение профессиональной компетентности обучающихся, изучению возможностей более результативного осуществления неформального обучения.
В Германии существует также Nachweismappe Ehrenamt («Портфолио волонтера»). Компетенции, содержащиеся в нем, предусматривают мотивацию, навыки работы в команде, способность действовать независимо. Подтверждение компетенций осуществляет Немецким институт молодежи с применением паспорта Kompetenzbilanz, имеющего многоуровневую систему оценивания.
Повышенное внимание неформальному образованию уделяется и в Нидерландах. Одним из направлений его внедрения является сфера образования. Одобренный в 2004 году парламентом страны Закон «О профессиях в сфере образования» обязал педагогов повышать квалификацию. Валидация квалификаций, приобретенных посредством неформального образования, осуществляется в ходе процедуры оценки EVC (Erkenning Verworven Competenties). Прохождение теста на профессиональную пригодность позволяет определить у кандидатов, имеющих минимальный уровень университетского образования, наличие необходимых компетентностей для начала осуществления педагогической деятельности. Параллельно кандидаты принимаются на курс обучения, по окончании которого предполагается приобретение квалификации преподавателя.
В Великобритании разработка нормативной базы по признанию результатов неформального образования была предпринята сравнительно давно, тем самым своевременно были предприняты меры по преодолению дезинтеграции профессионального образования. Введение национальных профессиональных квалификаций (NVQs) в 1989 году обеспечило наличие модульной системы, которая представляет альтернативу школьному образованию и основывается на практическом обучении».
Официальное признание неформального образования в Великобритании Департаментом бизнеса, инноваций и квалификаций состоялось в 2009 году. В этом же году состоялся Фестиваль революционного обучения, который поддерживался библиотеками, предлагающими много интересных форм неформального обучения.
Обобщение результатов анализа международного опыта неформальной и информальной моделей образования взрослых позволило выделить его следующие характеристики:
‒ ориентация на конкретные образовательные запросы различных социальных, профессиональных, демографических групп населения;
‒ озабоченность в отношении конкретных категорий лиц;
‒ отсутствие принудительного характера, основанность на собственной мотивации взрослых людей;
‒ высокий личностный смысл обучения;
‒ внутренняя ответственность обучающихся за результат образовательной деятельности;
‒ развитие качеств личности, обеспечивающих благоприятные предпосылки для достойной личной жизни, а также успешного участия в общественной и трудовой жизни;
‒ обеспечение возможности лучше понимать и, если необходимо, изменять окружающую социальную структуру;
‒ развитие мобильности в быстро меняющихся условиях современного мира;
‒ гибкость в организации и методах обучения;
‒ высокий уровень активности обучающихся;
‒ самооценка слушателями получаемых результатов на основе значимых для них критериев;
‒ основанность отношений между обучающими и обучаемыми на взаимном уважении, демократической культуре, культуре участия.
В Российской федерации идея «LifelongLearning» («обучение в течение всей жизни») сводится к курсам повышения квалификации, курсам и программам дополнительного к основному профессиональному образованию, тренингам, семинарам.
В последнее время в различных регионах России предпринимаются попытки преобразования системы образования взрослых, в том числе и повышения квалификации за счет различных аспектов: включения новых форм обучения взрослых, создание организационных структур, инициирующих инновационные процессы, индивидуализации содержания курсов подготовки и др.
Основными задачами практикующих институтов повышения квалификации являются:
‒ удовлетворение потребностей работников в получении знаний о новейших достижениях в областях их профессиональной реализации, передовом отечественном и зарубежном опыте;
‒ организация и проведение научных исследований, опытно-экспериментальных работ, консультационная деятельность;
‒ научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций групп документов и материалов;
‒ разработка инновационных форм проведения учебных занятий, новых подходов организации индивидуального обучения, построения личной профессиональной траектории образования.
Вместе с тем, чтобы перенять полностью опыт признания результатов неформального и информального образования в российской системе образования присутствуют ряд законодательных, системных, организационных, методологических и психологических барьеров, которые позволяют применять концепцию «LifelongLearning» («обучение в течение всей жизни») сильно ограниченно и с большой долей трансформации. Однако, радужно отметить, что указанная концепция собирает все большее и большее количество дискуссионных площадок в России, что указывает на повышенный интерес к подобному опыту зарубежных стран и дает возможность ожидать перспективные изменения в системе российского образования в их лучшей адаптации к российским реалиям.