Что значит физическое развитие ниже среднего
Что значит физическое развитие ниже среднего
Масса тела к возрасту. МАЛЬЧИКИ
От рождения до 5 лет (перцентили)
Для того чтобы наносить точки на график, необходимо понимать определенные термины, касающиеся графиков, и правила нанесения точек:
Ось Х – горизонтальная ось координат в нижней части графика, на которой указывается возраст ребенка. Необходимо нанести точки на вертикальные линии, соответствующие полному возрасту малыша.
Ось Y – вертикальная ось координат в левой части графика, на которой указывается масса тела (кг). Необходимо нанести точки на горизонтальные линии, соответствующие массе тела с максимальной точностью.
Нанесенная на график точка – точка на графике, в которой пересекаются прямая, идущая от соответствующего показателя измерения на оси Х (возраста), и прямая от показателя измерения на оси Y (масса тела, кг).
Оценка физического развития
Масса тела девочки в возрасте 6 месяцев составляет 5,5 кг. Воспользуемся графиком «Масса тела к возрасту»: точка на графике находится ниже красной кривой, значит у ребенка недостаточная масса тела и необходимо срочно обратиться за консультацией к врачу-педиатру.
Длина тела/рост к возрасту. МАЛЬЧИКИ
От рождения до 5 лет (перцентили)
Для того чтобы наносить точки на график, необходимо понимать определенные термины, касающиеся графиков, и правила нанесения точек:
Ось Х – горизонтальная ось координат в нижней части графика, на которой указывается возраст ребенка. Необходимо нанести точки на вертикальные линии, соответствующие полному возрасту малыша.
Ось Y – вертикальная ось координат в левой части графика, на которой указывается длина тела/рост (см). Необходимо нанести точки на горизонтальные линии, соответствующие длине тела/росту с максимальной точностью.
Нанесенная на график точка – точка на графике, в которой пересекаются прямая, идущая от соответствующего показателя измерения на оси Х (возраста), и прямая от показателя измерения на оси Y (длина тела/рост, см).
Оценка физического развития
Рост мальчика в возрасте 2-х лет составляет 88 см. Воспользуемся графиком «Длина тела/рост к возрасту»: точка на графике располагается на уровне 50-го перцентиля, соответственно, рост ребенка находится в пределах средних значений для его возраста.
Масса тела к длине тела. МАЛЬЧИКИ
От рождения до 2-х лет (перцентили) От 2 до 5 лет (перцентили)
Масса тела к длине тела/росту
Для того чтобы наносить точки на график, необходимо понимать определенные термины, касающиеся графиков, и правила нанесения точек:Ось Х – горизонтальная ось координат в нижней части графика, на которой указывается длина тела/рост ребенка (см). Необходимо нанести точки на вертикальные линии, соответствующие полному возрасту малыша.
Ось Y – вертикальная ось координат в левой части графика, на которой указывается масса тела (кг). Необходимо нанести точки на горизонтальные линии, соответствующие массе тела с максимальной точностью.
Нанесенная на график точка – точка на графике, в которой пересекаются прямая, идущая от соответствующего показателя измерения на оси Х (длина тела/рост, см), и прямая от показателя измерения на оси Y (масса тела, кг).
Медицинские интернет-конференции
Языки
Причины дисгармоничного физического развития детей
Сазанова Г.Ю., Донгузова Е.В., Захарова Т.В.
В России повсеместно увеличивается частота дисгармоничного физического развития детей, неуклонно растет число детей с выраженной задержкой роста, снижаются физиометрические показатели. Задержки роста являются большой социальной проблемой. Причины низкорослости могут быть различные, как эндокринного, так и неэндокринного генеза. Выяснение причины низкорослости требует углубленного обследования ребенка. Причина задержки роста может быть установлена на этапе специализированной медицинской помощи.
Цель данного исследования – выявление преобладающего вида задержки роста,определение предрасполагающих факторов низкорослости.
Материалы и методы
Использовались аналитический, статистический методы. Было проанализировано 126 историй болезни детей в возрасте от 12 месяцев до 15 лет,находящихся на лечении в КПДБ в 2009-2010 году по поводу низкорослости. Доля госпитализированных детей с низкорослостью составила за 2009-2010 г. 7,6 % от всех детей, госпитализированных в клинику пропедевтики детских болезней. Среди них 69% мальчиков и 31% девочек.
Результаты
Почти половина всех случаев задержки роста (46%)выявлялась в пубертатном возрасте. В сельской местности задержка роста встречалась чаще (58%). Основная доля детей с данной патологией (80%) воспитываются в семьях,родители которых имеют среднее или среднее специальное образование.
Основными причинами низкорослости у детей,проживающих как в городской, так и в сельской местности, являются конституциональная задержка роста и семейная низкорослость.В городе конституциональная задержка роста составила 57%,семейная низкорослость – 29%; в сельской местности – 68% и 23% соответственно.
По степени задержки роста умеренно выраженная задержка роста была выявлена в 57% случаев, выраженная задержка роста – в 28% случаев; различные формы нанизма выявлены у 15% детей.
У детей, с умеренно выраженной задержкой роста установлены конституциональная задержка роста (71%), семейная низкорослость (18%) и соматогенные задержки роста(11%).
Выводы:
Задержка физического развития ребенка
Задержка физического развития представляет собой существенное отставание ребенка по антропометрическим критериям от своих сверстников. Часто для данного состояния характерна задержка становления двигательных способностей и познавательных навыков.
Оценку антропометрических данных (рост, вес, окружность груди, головы и др.) проводят с помощью центильных таблиц, составленных специально для детей разного возраста и пола. Если антропометрические данные ребенка выходят за центиль либо за небольшой отрезок времени произошло их существенное уменьшение (к примеру, с уровня более процентиля до уровня меньше ), можно говорить о задержке физического развития. Существует традиционное разграничение задержки физического развития в связи с наличием заболеваний (органическая) с задержкой физического развития связанной с психологическими и социальными факторами (психосоциальная, неорганическая), отмечающуюся у детей до пятилетнего возраста.
Симптомы задержки физического развития ребенка
Степень тяжести проявлений может колебаться от незначительного отставания роста и массы тела, до выраженных проявлений, включающих потерю подкожного жирового слоя, сокращения мышечной массы, дерматита, выпадения волос, развитию рецидивирующих инфекций. В наиболее тяжелых случаях развивается (маразм) либо белковое истощение (квашиоркор). Задержка физического развития в развитых странах чаще всего характеризуется минимальными нарушениями, диагностируемыми в условиях поликлиники. В развивающихся странах чаще встречаются более выраженные проявления, требующие стационарного лечения.
Степень задержки можно установить для каждого антропометрического параметра (рост, масса тела, индекс) в процентах от среднестатистических возрастных нормативов. При наличии сопутствующих заболеваний необходимо многократное определение антропометрических параметров в динамике. В случае с недоношенными детьми учитывается также степени недоношенности, поскольку до лет при сопоставлении антропометрических данных необходимо проводить корректировку возраста.
Отставание можно характеризовать как легким, умеренным или тяжелым при массе тела равной 75–90, 60–74 и менее 60% от должного, росте — 90–95, 85–89 и менее 85% от должного, индексе — 81–90, 70–80 и менее 70% от должного. Отставание в массе обычно опережает отставание в росте. При хроническом недоедании отмечается синхронная задержка роста и прибавки массы тела.
При отставании физического развития лабораторное обследование, как правило, является малоинформативным, в связи с этим рекомендуется ограничиваться наиболее основными анализами. К ним относятся общеклинические анализы крови, мочи, крови. Важно оценить костный возраст ребенка. Для этого производится рентгенография кистей с захватом л/запястных суставов. Анализируется наличие точек (ядер) окостенения. Костный возраст может соответствовать паспортному, отставать от него или опережать. Благодаря данному исследованию можно выявить семейную низкорослость, при которой костный возраст соответствует паспортному, предположить наличие эндокринных заболеваний или отклонений в питании, что позволяет определить спектр дальнейшего обследования.
Лечение задержки физического развития ребенка
При постановке диагноза необходимо учитывать анамнез и клинические проявления, а также оценивать взаимоотношения между ребенком и его родителями, что играет не последнюю роль. Для успешного лечения, требуется тщательная оценка особенностей питания ребенка, выявление социальных проблем, экономических трудностей, конфликтных ситуаций в семье. Необходимо способствовать формированию в семье благоприятной атмосферы, составлению правильного рациона питания. При органической задержке физического развития, важную роль играет правильно подобранная терапия основного заболевания. Особенности питания определяется тяжестью задержки физического развития, а также характером основного заболевания.
Госпитализацию проводят в случае выраженной задержки физического развития, при истощении, необходимости обследования, а также когда имеются подозрения неадекватности отношения родителей к своему ребенку. Если причиной задержки является заболевание, в стационаре проводят подбор терапии.
Обратившись в наш СМЦ, вы можете быть уверенными в профессиональной и качественной помощи нашими ведущими специалистами. Свяжитесь с нами, и мы ответим на все ваши вопросы!
Научная электронная библиотека
Шапошникова Н. Ф., Деларю Н. В., Заячникова Т. Е., Давыдова А. Н.,
1. ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НЕДОНОШЕННЫХ НОВОРОЖДЕННЫХ
Физическое развитие – динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребенка в определенном периоде детства, в основном, запрограммированных наследственными механизмами и реализуемых по определенному плану при оптимальных условиях жизнедеятельности. Это совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания.
Физическое развитие детей имеет огромное социальное и медицинское значение. Эксперты Всемирной организации здравоохранения определяют показатели физического развития как один из основополагающих критериев в комплексной оценке состояния здоровья ребенка.
Для оценки физического развития детей до 1 года используют следующие показатели:
● пропорциональность развития (окружность головы; окружность грудной клетки, некоторые антропометрические индексы);
● статические функции (двигательные умения ребенка); своевременное прорезывание молочных зубов (у детей до 2-х лет).
Многочисленные современные исследования показывают, что долговременное когнитивное развитие ребенка находится в прямой зависимости от темпов роста в раннем неонатальном периоде и после выписки из перинатального центра. Параметры физического развития представляют различную клинико-диагностическую ценность. Длина тела характеризует процессы роста детского организма, масса свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов. Увеличение окружности головы в первые месяцы жизни, отражающее активный рост головного мозга, имеет важное прогностическое значение для дальнейшего умственного развития дошкольного и подросткового возраста. Если ребенок не растет скелетно, не прибавляет в массе соответственно заложенной генетической программе развития, то в этот период нет прибавки и массы головного мозга, как и любого другого органа. Задержка в развитии может оказаться в дальнейшем нереабилитируемой по интеллекту.
Недоношенные дети имеют целый ряд анатомо-физиологических особенностей. Физическое развитие недоношенного ребенка нельзя оценивать по критериям их доношенных сверстников, поскольку это всегда будет приводить к занижению его параметров и искусственному утяжелению состояния ребенка.
При оценке физического развития у недоношенных детей следует учитывать такие понятия, как гестационный, постнатальный, постконцептуальный и корригированный возраст.
Гестационный возраст – число полных недель, прошедших между первыми сутками последней менструации и датой родов.
Постконцептуальный возраст – общий (то есть гестационный плюс постнатальный) возраст недоношенного ребенка в неделях с начала последнего менструального цикла матери. Например, 7-недельный ребенок (ребенку 1 месяц 3 недели), родившийся на 25-й неделе гестации, трактуется как ребенок с постконцептуальным возрастом 32 недели.
Постнатальный возраст – это фактический (календарный) возраст, то есть число месяцев, прошедших после рождения ребенка.
Для расчета корригированного возраста необходимо из календарного возраста отнять те недели, на которые раньше срока родился недоношенный. Физическое развитие недоношенных детей необходимо оценивать только по корригированному возрасту.
Оценку показателей производят преимущественно двумя способами: параметрическим или сигмальным и непараметрическим – центильным.
Параметрическая шкала включает в себя среднюю арифметическую («норму») и отклонения от нее, измеряемые величиной сигмы (среднего квадратического отклонения).
Центильные таблицы показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. За нормальные величины приняты значения – в интервалах 25–50–75-го центиля.
Для оценки роста в неонатологии используют кривые роста плода и недоношенного ребенка. Кривые роста представляют собой графическое отображение динамики показателей антропометрии в зависимости от срока гестации. Кривые роста, как правило, содержат три измерения: массу, рост и окружность головы. Измерение массы, по мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, является точным измерением, поскольку для этого используют электронные весы. Окружность головы также может быть измерена с высокой степенью точности. Рост ребенка, по мнению экспертов, может быть измерен менее точно из-за вопросов позиционирования.
Современные кривые роста Фентона (2013) могут быть использованы для мониторинга роста плода и недоношенного ребенка (рис. 1 и 2).
Рис. 1. Центильные кривые параметров развития девочек в зависимости от гестационного возраста (Fenton T.R., 2013)
Рис. 2. Центильные кривые параметров развития мальчиков в зависимости от гестационного возраста (Fenton T.R., 2013)
Кривые Фентона включают в себя 3, 10, 50, 90 и 97-й перцентиль веса, роста, окружности головы, которые нанесены на сетку. В зоне от 10-го до 90-го перцентиля располагаются средние показатели физического развития, свойственные 80 % недоношенных детей. В зонах от 10-го до 3-го и от 90-го до 97-го перцентиля находятся величины, свидетельствующие об уровне развития ниже или выше среднего, свойственные только 7 % условно здоровых недоношенных. Величины, находящиеся ниже 3-го и выше 97-го перцентиля – это области очень низких и очень высоких показателей, которые встречаются у здоровых недоношенных не чаще, чем в 3 % случаев. График позволяет сравнить рост недоношенного ребенка с ростом плода, начиная с 22 недель гестации и до 10 недель постнатального возраста. Диаграмма специально продлена до 50 недель, поскольку большинство недоношенных детей выписывают домой именно к этому возрасту.
Транзиторная потеря массы тела у недоношенных детей составляет до 10–20 %, в норме восстанавливается к 3–4 неделям жизни. Масса тела глубоконедоношенных детей удваивается к 2,5–3,5 месяцам, утраивается к 5–6 месяцам, а к году увеличивается в 4–7 раз. Недоношенные дети по физическому развитию сравниваются с доношенными детьми к 2–3 годам жизни, а с массой тела менее 1000 г – только к 6–7 годам. При этом крайне незрелые дети по абсолютным показателям роста и массы тела значительно отстают («миниатюрные» дети), 1–3 «коридор» центильных таблиц. В последующие годы глубоко недоношенные дети сохраняют «гармоничную» задержку физического развития.
Ежемесячная прибавка длины тела в первом полугодии составляет 3–4 см, во втором полугодии – 0,5–2,5 см в месяц, в среднем за год рост увеличивается на 27–38–40 см. Глубоко недоношенные дети растут быстрее.
Первый период вытягивания (ускоренного роста) у недоношенных детей наблюдается на 1–2 года позже, чем у доношенных детей.
Ежедневный прирост окружности головы у недоношенных детей в первые 3 месяца составляет 0,07–0,13 см (измерение проводится каждые 5 дней). В среднем, увеличение окружности головы в первом полугодии – 3,2–1 см, во втором полугодии – 1–0,5 см за месяц. К концу 1-го года жизни окружность головы увеличивается на 15–19 см и достигает 44,5–46,5 см. «Перекрест» показателей окружности головы и груди у здоровых недоношенных происходит между 3-м и 5-м месяцами после рождения.
Темпы увеличения окружности груди у недоношенных детей составляют примерно 1,5–2 см ежемесячно.
Физическое развитие недоношенных детей на первом году жизни
Методические рекомендации оценки физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье
Рекомендации
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ
17 марта 1996 г.
N 01-19/31-17
1. Область применения
Основным элементом деятельности санитарно-эпидемиологической службы является изучение состояния здоровья различных групп населения в связи с факторами окружающей среды и условиями жизнедеятельности с целью разработки и внедрения оздоровительных мероприятий, а также местных и региональных программ охраны здоровья, профилактики заболеваний населения, оздоровления среды обитания и условий их жизнедеятельности.
Одной из наиболее чувствительных к воздействию факторов окружающей среды и условиям жизнедеятельности групп населения являются дети и подростки, поэтому их различные возрастно-половые группы становятся объектами изучения, наблюдения и анализа состояния здоровья во взаимосвязи со средой обитания.
Значительное повышение эффективности массовых медицинских осмотров, улучшение первичного выявления различных отклонений в физическом развитии и здоровье детей достигается внедрением в практику детского здравоохранения массовых диагностических тестов «просева» или скрининг-тестов. В большинстве развитых стран осуществлен переход от «рутинных» ежегодных осмотров к углубленным на основе скрининг-программ. приуроченным к «ключевым» возрастным периодам.
Одним из ведущих критериев состояния здоровья детей является физическое развитие, уровень которого позволяет оценить степень готовности осуществлять деятельность в конкретных условиях.
Данные методические рекомендации содержат сведения по организации и проведению оценки уровня физического развития индивидуума и коллектива, программы наиболее доступных скрининг-тестов, анкеты для изучения медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье детей и профилактики неинфекционных заболеваний. Они могут быть использованы при оценке состояния здоровья детей и подростков в современных социально-экономических условиях.
2. Нормативные ссылки
В методических рекомендациях использованы следующие документы:
2.1. Приказ Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ N 186/272 от 30.06.92 г. «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях».
2.2. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы. (Методическое пособие НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Госкомсанэпиднадзора РФ). М., 1993 г.
3. Оценка физического развития ребенка и детских коллективов
Физическое развитие растущего организма является основным показателем состояния здоровья ребенка. Чем более значительны отклонения в физическом развитии, тем выше вероятность возникновения заболеваний. Подчиняясь биологическим закономерностям, физическое развитие зависит от социальных условий, поэтому здоровье детей и подростков является и показателем санитарного благополучия населения.
Наиболее информативным методом оценки физического развития является комплексная схема оценки, позволяющая определить уровень биологического развития индивидуума и степень гармоничности его морфо-функционального статуса. Существующие формы регистрации данных о физическом развитии и состоянии здоровья детей (ф. 026/у и ф. 112/у) отражают только морфологические показатели индивидуума (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки). Для получения более полной информации о физическом развитии необходимо заполнить Карту обследования ребенка (Приложение 1).
Имеющаяся в карте информация может являться основой для формирования базы данных социально-гигиенического мониторинга.
Оценка физического развития ребенка по комплексной схеме проводится в 2 этапа.
1-й этап. Определение уровня биологического развития ребенка, его соответствия календарному возрасту
Оценка уровня биологической зрелости детей и подростков (биологический возраст) осуществляется по длине тела, ее прибавке, срокам прорезывания постоянных зубов и их количеству, изменениям в пропорциях тела, степени развития вторичных половых признаков.
В дошкольном (начиная с 5 лет) и младшем школьном возрастах ведущими показателями биологического развития являются: длина тела, прибавка длины тела за последний год, общее количество постоянных зубов на верхней и нижней челюсти суммарно. В качестве дополнительных показателей в дошкольном возрасте могут бить использованы: изменения в пропорциях тела (отношение окружности головы к длине тела) и «Филиппинский тест».
В среднем и старшем школьном возрастах оценка уровня биологической зрелости осуществляется по длине тела и погодовой ее прибавке, степени выраженности вторичных половых признаков.
При проведении «Филиппинского теста» правая рука ребенка при вертикальном положении головы кладется поперек середины темени, пальцы руки вытянуты в направлении левого уха, рука и кисть плотно прилегают к голове. «Филиппинский тест» считается положительным, если кончики пальцев достигают верхнего края ушной раковины.
Для установления степени полового созревания определяется:
Степень развития этих показателей определяется по следующим критериям:
Развитие волос в подмышечной впадине:
Развитие волос на лобке:
Развитие молочной железы:
В заключении составляется формула полового развития.
Примеры формулы-полового развития:
Девочки Ах0 P1 Ma1 Me0 Мальчики Ax1 P2 F0 L0 V0
Ах3 Р4 Ма3 Me 12 лет 5 мес. Ах3 Р4 F2 L1 V1
2-й этап. Определение гармоничности морфо-функционального состояния.
Если одна из складок больше среднего значения показателя (Приложение 5, 6, 7), то ребенок относится к группе риска в отношении ожирения.
В качестве простого критерия для идентификации ожиревших детей может быть использован показатель окружности талии. К ожиревшим следует относить детей, окружность талии которых превышает М+1 сигма (Приложение 6, 7).
Дисгармоничным за счет избытка массы тела морфо-функциональное состояние считается тогда, когда масса тела больше должной на одну или более частных сигм (превышает диапазон изменений), толщина жировой складки превышает средние значения, а функциональные показатели ниже Р25.
Дисгармоничным за счет дефицита массы тела морфо-функциональное состояние считается тогда, когда масса тела и окружность грудной клетки меньше должной на одну или больше частных сигм (меньше диапазона изменений), а функциональные показатели ниже Р25.
Таким образом при комплексной схеме оценки заключение о физическом развитии включает вывод о соответствии биологического возраста календарному, и о гармоничности морфо-функционального состояния. (Таблица 1).
Длина тела, ее погодовая прибавка,
количество постоянных зубов,
степень полового созревания,
изменение пропорций телосложения
окружность грудной клетки
Мышечная сила кистей рук,
жизненная емкость легких
Соответствует паспортному возрасту
М +/- сигма регрессии и более
за счет развития мускулатуры
Опережает паспортный возраст
Отстает от паспортного возраста
Анализ взаимосвязи состояния здоровья и физического развития, определяемого по комплексной схеме, позволил выделить детей в группы риска трех степеней, в зависимости от имеющихся у них нарушений уровня биологического развития и гармоничности морфо-функционального состояния. (Таблица 2).
Дети, биологическая зрелость которых соответствует возрасту, а физическое развитие гармоничное, наиболее благополучны в отношении состояния здоровья. Однако дети этой группы с отставанием функциональных показателей должны быть взяты под наблюдение врача. Дети, с нарушением сроков возрастного развития (с опережением или отставанием биологического возраста) при сохранении гармоничности морфо-функционального статуса, а также дети с соответствием биологической зрелости возрасту, но имеющие дисгармоничный морфологический статус за счет дефицита массы тела, составляют группу детей первой степени риска.
Дети с нарушением сроков возрастного развития сочетающегося с дисгармоничностью морфо-функционального статуса, а также дети, с соответствием биологического развития возрасту, но имеющие дисгармоничность за счет избытка массы тела составляют группу детей второй степени риска.
Все дети, имеющие резкую дисгармоничность в физическом развитии, как при нарушении сроков возрастного развития, так и развивающиеся соответственно возрасту, составляют группу детей с третьей степенью риска.
Схема определения степени риска возникновения заболеваний у детей
Биологический уровень развития
Дисгармоничное за счет снижения массы тела
Дисгармоничное за счет избытка массы тела
Резко дисгармоничное за счет дефицита или избытка массы тела
Примечание: цифрами обозначены группы риска.
Примеры оценки физического развития детей по комплексной схеме.
2. Мальчик 6 лет. Длина тела 108 см, масса тела 14 кг, окружность грудной клетки 50 см, МС правой кисти 5 кг, МС левой кисти 5 кг, ЖЕЛ 500 мл, за последний год вырос на 4 см, коэффициент ОГ/ДТ 49%, постоянных зубов нет, «Филиппинский тест» отрицательный. По приложению 2 устанавливаем отставание в биологическом развитии.
При длине тела 108 см масса тела и окружность грудной клетки обследуемого ребенка ниже границ, указанных в приложении 4. Оценивая функциональные показатели по приложению 8 определяем, что они находятся на уровне ниже средних центильных величин (меньше Р25). Таким образом, у мальчика отмечается отставание в биологическом развитии и дисгармоничное морфо-функциональное состояние за счет дефицита массы тела и снижения функциональных показателей. Данного ребенка следует отнести к группе первой степени риска, он нуждается в углубленном обследовании с привлечением специалистов.
3. Мальчик 11 лет. Длина тела 135 см, масса тела 37,2 кг, окружность грудной клетки 75 см, число постоянных зубов 17, длина тела за последний год увеличилась на 4,5 см, вторичных половых признаков нет, МС правой кисти 17 кг, МС левой кисти, 14 кг, ЖЕЛ 2000 мл. По приложению 3 по показателям длины тела, погодовой прибавке длины тела и числу постоянных зубов биологическое развитие мальчика отстает от календарного возраста. Устанавливаем, что при длине тела 135 см масса тела, окружность грудной клетки обследуемого ребенка выходят за верхние значения указанных в приложении 4 величин. Дополнительно измеряется толщина кожных жировых складок и их величина сравнивается с нормативными значениями, представленными в приложении
6. У обследованного ребенка толщина складок: на трицепсе 16,2 мм, под лопаткой 13,8 мм, на животе 20,1 мм. Данные величины превышают нормативные значения. Оценивая функциональные показатели по приложению 8, определяем, что они ниже средних центильных значений и находятся на уровне Р25.
Таким образом, мальчик отстает в биологическом развитии и имеет дисгармоничное морфо-функциональное состояние за счет избытка массы тела. Данный ребенок относится ко 2 степени риска и нуждается в консультации эндокринолога, углубленном обследовании и диспансерном наблюдении.
4. Девочка 14 лет. Длина тела 157,6 см, масса тела 47,9 кг, окружность грудной клетки 79,0 см, за последний год длина тела увеличилась на 2,5 см, степень развития вторичных половых признаков: Ах3 Р3 Ма3 menarche 12 лет, МС правой кисти 20 кг, МС левой кисти 18,2 КГ, ЖЕЛ 2450 МЛ.
Определяем по приложению 3, что по показателям длины тела, погодовой прибавке ее и степени выраженности вторичных половых признаков биологическое развитие девочки соответствует календарному возрасту. По приложению 4 устанавливаем, что при длине тела 158 см масса тела и окружность грудной клетки находятся в границах указанных в приложении 3 величин. По приложению 9 определяем, что функциональные показатели находятся в пределах средних центильных величин. Р25-Р75. Таким образом, физическое развитие девочки соответствует возрасту, гармоничное.
Методы оценки физического развития коллективов
Для оценки физического развития коллективов широко применяется определение различий по арифметическим взвешенным основных признаков в однородных статистических совокупностях с определением достоверности их различий по критерию Стьюдента.
Пример. Необходимо сравнить данные антропометрического обследования юношей 15 лет г.П. и г.Р., представленные в таблице.
Окружность гр. клетки
При сравнении показателей длины и массы тела выявлены более высокие их величины у юношей г.П., в то время как показатели окружности грудной клетки выше у юношей г.Р.
Определим достоверность этих различий, для чего рассчитаем для каждой пары показателей критерий t Стьюдента. При сравнении показателей длины и массы тела выявлены более высокие их величины у юношей г.П., в то время как показатели окружности грудной клетки выше у юношей г.Р.
Таким образом установлено, что среди юношей г.Ш. достоверно больше подростков с дисгармоничностью за счет избытка массы тела. Поскольку в патогенезе нарушения сроков возрастного развития значительную роль играют химический и радиационный фактор, которые в зависимости от дозы могут оказывать как стимулирующее так и угнетающее воздействие на процессы роста и развития организма, его функциональные возможности, сравнение результатов индивидуальной оценки физического развития по комплексной схеме можно считать специфичным для выявления неблагоприятного экологического воздействия на детский коллектив. Данный подход может быть использован для анализа данных социально-гигиенического мониторинга.
4. Изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье ребенка
Методика изучения причин, вызывающих отклонения в состоянии здоровья и заболевания у детей и подростков Методика изучения причин возникновения неинфекционных заболеваний у молодежи («Cindi»)
Методика выявления детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)
На процессы роста и развития существенное влияние оказывают факторы среды обитания медико-биологического, социально-экономического, экологического, психологического и др. характера.
Методика изучения причин, вызывающих отклонения в состоянии здоровья и заболевания у детей и подростков
Кафедрой гигиены детей и подростков ММА им.И.М.Сеченова разработана анкета (вопросник) по изучению причин, вызывающих отклонения в состоянии здоровья и заболевания у детей и подростков (Приложение 11). Из всего многообразия факторов, формирующих здоровье ребенка на различных этапах его развития, на основе метода однофакторного дисперсионного анализа (Мерков А.М., Поляков Л.Е., 1974 г.), были выбраны те, которые представляют определенный риск в возникновении отклонений в здоровье (Дорожнова К.П., 1983 г., Матвеева Н.Н., 1983 г., Альбицкий В.Ю., Баранов А.А., 1986 г.). Эти факторы были объединены нами в 3 группы: медико-биологических факторы риска периода беременности матери и родов; факторы риска раннего, детства; факторы риска образа жизни. Основываясь на ранее проведенных научных исследованиях (Башкирова К.А., 1986 г.) нами была составлена прогностическая шкала «риска» возникновения нарушений в состоянии здоровья (заболеваний) у детей. Согласно этой шкале по каждой группе показателей рассчитан суммарный балл, сопоставление с которым позволяет отнести ребенка к той или иной группе риска. Анкетирование родителей проводится медицинскими работниками поликлиник или школ.
Получив, заполненную родителями ребенка анкету необходимо суммировать обведенные кружком баллы по каждой группе факторов и сопоставить, их со шкалой.
Прогностическая шкала «риска»
Оценка группы факторов (сумма баллов)
Группа наименьшего риска
Группа повышенного риска
Далее педиатр, анализируя полученную информацию, проводит профилактическую и оздоровительную работу с ребенком в детском учреждении, в семье. С целью формирования базы данных социально-гигиенического мониторинга за здоровьем населения города (района), в связи с меняющейся социально-экономической и экологической ситуацией, необходимо данные анкетного опроса вводить в компьютер для дальнейшей обработки на ЭВМ.
Методика изучения причин возникновения неинфекционных заболеваний у молодежи («Cindi»)
Ведущим фактором в возникновении отклонений в состоянии здоровья и заболеваний у молодежи является образ жизни. В рамках международной Программы профилактики заболеваний (Cindi children scrining examinasion norm) разработана специальная анкета-опросник для молодежи. Кафедрой гигиены детей и подростков ММА им.И.Н.Сеченова анкета переведена на русский язык, адаптирована к условиям жизни в РФ и апробирована путем пилотажных исследований в ряде школ (Приложение 12). Вопросы анкеты объединены в 7 разделов: данные о себе, режим и характер питания, двигательная активность, употребление алкоголя и курение, привычки, информированность о состоянии своего здоровья. Пользуясь данной анкетой медицинские работники школ и поликлиник могут по основе обобщения материалов оценить распространенность того или иного явления среди молодежи (гипокинезии, курения и т.д.), получить представление о характере питания учащихся в школе и дома, наметить пути повышения мотивации детей к укрепления своего здоровья, мероприятия по оздоровлению среды их обитания и повышению качества медицинского обслуживания.
Обобщенные данные анкетирования могут быть положены в основу разработки комплексных программ оздоровления условий труда и быта молодежи, предупреждения негативных явлений в ее среде, профилактики заболеваний, повышения мотивации к здоровому образу жизни.
Методика выявления детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)
В современных условиях резко возрастают проблемы детей с так называемыми девиантными формами поведения (расстройство поведения без выраженных органических повреждений мозга). Отмечается снижение возрастных границ проявления девиантности. Одной из распространенных форм девиантного поведения детей является синдром дефицита внимания с гиперактивностью. (Приложение 13.) За рубежом синдром дефицита внимания с гиперактивность (СДВГ) диагностируется у 12-40% школьников. В центральной полосе России он достоверно определяется у 15-18% детей 6-7 лет.
Кроме того эпидемиологическое исследование предусматривает анализ влияния неблагоприятных производственных факторов и состоянии здоровья родителей до рождения ребенка, учет особенностей течения беременности и родов, данные об анамнезе раннего развития и перенесенных ребенком заболеваниях, социальном положении и условиях проживания детей в семье.
Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью базируется на ряде критериев. По анкете (опроснику) родителей, по крайней мере, 8 из 14 признаков должны быть в наличии для постановки диагноза. (Приложение 14)
а) сбор анамнеза (в том числе и семейного) и изучение факторов риска развития СДВГ
поздний возраст матери, первые роды, рост и масса тела матери до и после беременности, хронические заболевания в период беременности (особенно сахарный диабет), число абортов, перинатальная смертность, резус
конфликт, вирусные и инфекционные заболевания у матери; социальные факторы
нежелательная беременность, мать-одиночка, разведенная, курение, факторы большого города; ежедневная длительная дорога, шум; психические, неврологические, психосоматические заболевания в семье.
б) обследование органов чувств и исследование речи необходимы, т.к. нарушения слуха приводят к нарушению речи, которое в свою очередь является одним из показателей общего психического развития ребенка. Анализ речевого общения включает в себя:
состояние развития речи до поступления в школу (общее недоразвитие речи, нарушения произношения
По результатам этого этапа обследования ребенок направляется к детскому невропатологу или психоневрологу, где ему должны быть проведены следующие манипуляции:
а) определение отклонений функций периферических и черепно-мозговых нервов, двигательного аппарата и мозжечковых структур, оценка функций коры и анализаторов (пальце-носовая проба, рефлекс Хвостека, признаки раздражения пирамидной системы, сухожильно-мышечные рефлексы верхней и нижней конечностей).
б) исследование нарушений поведения и учебы:
невротические привычки в виде онихофагии (обкусывание ногтей), сосание большого пальца кисти, снохождение, сноговорение, стереотипные движения (кивание головой, глотательные движения, покашливание)/p>
заикание как проявление недостаточной координации и повышенной возбудимости.
в) психологическое обследовании, направленные на выявление характера интеллектуальной сферы ребенка: шкала исследования интеллекта Д.Векслера, прогрессивные матрицы Равена, содержащие в себе возможности обучения и самообучения, визуально-моторный тест Бендер-Гештальта.
г) специальные методы исследования:
электроэнцефалографическое (ЭЭГ) обследование, которое выявляет наиболее частые при СДВГ изменения
диффузные неспецифические изменения (замедление основной активности в затылочной области, нестабильность и перемещение некоторых ритмов и другие «незрелые» изменения), биоакципитальные аномалии (усиленное проявление медленных волн, но соответствующих возрасту, регистрируемых в затылочных и височных областях; проявление пиков и острых волн в затылочных областях),
эхо-энцефалография (нарушения ликвородинамики и признаки внутричерепной гипертензии, снижение порога судорожной готовности мозга).
Карта обследования ребенка
Дата обследования ___________________________
Фамилия, имя ________________________________
Число ____________________, месяц ______________, год рождения ___________________
Возраст ребенка ________________________________
Учреждение (школа, ДДУ) ________________________ класс (группа) _______________
1. Соматометрические показатели
Длина тела ___________________________
Окружность грудной клетки:
пауза____________________, вдох ___________________, выдох ________________
Окружность головы ________________________________
2. Физиометрические показатели
Мышечная сила рук: правая____________________, левая_____________
Жизненная емкость легких ________________________________
3. Показатели биологического развития
Отношение окружности головы к окружности груди, умноженное на 100 __________________
Число постоянных зубов________________________________
Результат выполнения «Филиппинского теста» ________________________________
девочки Ax P Ma Me, мальчики Ax P F V L
Функциональные отклонения или заболевания (данные углубленных медицинских осмотров)
Заболеваемость по обращаемости за год (с________________________________)
Заключение: группа здоровья.
Средние значения показателей биологического развития мальчиков 4-15 лет.
Длина тела в см (+/- сигма)
Средняя погодовая прибавка длины тела в см
Число постоянных зубов (Р25-Р75)
Степень развития вторичных половых признаков