Что значит финальная арка
Арка персонажа
Чтобы быть понятным, буду разбирать на конкретном примере. В качестве примера я возьму фильм «День сурка». Потому что его все смотрели. А если вдруг по каким-то причинам вы фильм не видели, посмотрите, пожалуйста. В переводе Гаврилова. Только в переводе Гаврилова. Но я отвлекся.
В начале фильма герой — эгоист, любящий только себя.
Герой просыпается и сначала ему нравится то, что с ним происходит. Он начинает наслаждаться моментом, делать всякие глупости, грабить банковские фургоны, спать со всеми женщинами в городе (наутро все «обнулится» и все все забудут, но только не Коннорс, который день за днем выведывает у жертв, что они любят, что не любят, чтобы стать «идеальным» мужчиной».
Примерно в этот же момент Коннорс начинает охоту за самой неприступной женщиной — Ритой — коллегой (которую отправили, чтобы она следила за своенравным Филом. Рита оказывается не такой легкой добычей, как остальные и пытаясь завоевать ее (сначала просто из желания с ней переспать), день за днем Коннорс влюбляется в Риту.
Желание героя эволюционирует (помните, я много раз говорил, что желаний не может быть много — это плохо). Герой хочет вернуться домой вместе с Ритой. Как это сделать? На определенном этапе зритель понимает — Коннорсу нужно измениться. Он же такой dick.
Сам Коннорс до определенного момента не понимает, что он dick и не видит себя со стороны. Ему хорошо. Он эгоист. Махровый. Но он ищет пути, чтобы насладившись прекрасным днем с Ритой, наутро проснуться с ней, а не опять в том же дне, где Рита не помнит о его любви.
Итак, что же вызывает изменение героя? Внешние обстоятельства. Пересказывать весь фильм — не задача этого материала. Скажу лишь, что в конце — становится нормальным мужиком, который научился любить других.
Нам интересно наблюдать за развитием героя. Мы хотим видеть, что герой изменился.
Важный момент: в кинематографе арка героя обязательна. В художественной литературе — нет. Но при этом, повествование сильно выигрывает, если арка есть. Пример? Гамлет. В начале — слабый и сомневающийся. В конце? Ответьте на этот вопрос сами, благо читали.
Драматическое повествование диктует изменение героя. Если изменения нет — оно может быть воспринято читателем, как обман. С другой стороны, есть Дарья Донцова. Какая уж там арка?
Если в начале рассказа нам представят характер, который ведет себя как «любящий муж», и к концу он остается таким же — любящим мужем без каких бы то ни было секретов, нереализованных желаний или тайных страстей, — то мы будем крайне разочарованы. Я буду разочарован. А вы?
Дадим слово профессионалам.
Изменение — это ключевое слово для такого вида искусства как кино, так как в его основе движение, перемена изображения. Я когда-то размышляя над сутью кино и пришел к выводу, что в фильме вообще все должно постоянно видоизменяться. Это такое редкое искусство, в котором все находится в «текучем состоянии»: фон на котором рассказывается история, время внутри фильма, люди, действующие на экране. И все это также относится к персонажам: герои должны изменяться. Фильм — это, по сути, нравственный урок, который получает протагонист посредством истории.
В начале фильма есть персонаж, который нам симпатичен (эмпатичен), но который имеет в своем образе мышления определенный мировоззренческий изъян. Он может придерживаться мысли, например: «В этом мире каждый за себя. Сам о себе не позаботишься — никто о тебе не позаботится» или «Всегда бей первым» или «В этом мире успеха добиваются только избранные. Если тебе на роду написано стать известным, ты станешь. А если нет — что ни делай — не получится». Т.е. Герой придерживается некой точки зрения, которая полемична по своей сути. Вы, как автор, с ней спорите. Вы сталкиваете человека, носителя этой идеи, с теми событиями, которые вынуждают героя пересмотреть свой взгляд на жизнь.
В итоге он меняет свою точку зрения. Неслучайно в структуре Блейка Снайдера есть понятие opening image и final image — которые должны сопоставить, на уровне изображения фильм: «было» — «стало», «до» и «после». Как в «Назад в будущее», сцена за столом в доме Марти МакФлая, была семья лузеров, стала семья успешных людей. И повторяется один в один сцена обеда в этой семье. Вот собственно подобная перемена во взглядах зачастую и составляет арку (дугу) персонажа. Герой, в ходе вашей истории, производит своеобразную «работу наш ошибками». Иногда у него попросту меняется характер, не все так очевидно, скажем, в драме.
Был трусливым, но добрым, стал решительным, но бесчеловечным. Кстати, в комедии главный герой, как правило, статичен. Там весь цимез в том, что герой НЕ меняется в истории. Ситком — жанр, в котором ВООБЩЕ никто не меняется. Есть люди с определенными комическими перспективами, которые очень болезненно сталкиваются при их тесном соседстве. И весь цимез ситкома, что в каждой серии набор этих угловатых персонажей будут больно и со звоном биться в кадре, к нашему удовольствию.
Резюмирую: арка персонажа — необратимое изменение, которое вызывает отклик у зрителя. Изменение необязательно со знаком «плюс». Возможные варианты:
В художественной литературе арка героя — необязательный элемент. В драме — обязательный (не вся художественная литература — драма). В кино — обязательный, если речь о хорошем фильме.
Нужна ли арка вашему герою? Не факт. Но если вы уделите время ее созданию, повествование станет интереснее. Читателю неинтересны плоские герои. Ему интересно смотреть, как меняется внутренний мир.
Итак, резюме: арка героя (дуга) — изменение, возникающее к концу повествование, становящееся итогом большого пути. Совершенно необязательно, что вашему герою такое изменение нужно, но с ним определенно путешествие, в которое вы отправляете читателя, будет интереснее самому читателю.
А вам будет интереснее такого героя прописывать. И ваше путешествие — путешествие писателя — тоже приведет неизбежно к вашей собственной дуге. А знаете, почему? Потому что прописывать сложных героев и сложные истории — то еще путешествие. Путь, наполненный препятствиями, страхами, преградами. Если вы пройдете этот путь, вы тоже непременно изменитесь. Вы увидите собственную арку. Почувствуете ее.
У вас есть желание: дописать роман. Оно движет вашу историю. На пути вы встречаете трудности (внешние препятствия — родственники говорят, что вы бездарность и вам нужно идти работать руками, а не головой) и внутренние (неуверенность в себе, страхи и тд). Желание ведет вас к финалу. Дойдя до финальной черты, вы либо побеждаете (роман выходит из типографии), либо нет (вы бросили все и напились, сказав себе: «Я неудачник»).
Кстати, написанный роман в стол — тоже результат, потому что вы не бросили его. И это — первый акт большого путешествия, которое называется «Когда я издам свою первую книгу». Видите, как все хитро устроено?
Какой будет ваша персональная арка (дуга героя)?
Если вы не сдадитесь то вы получите арку с положительным зарядом:
Теперь вы понимаете, о чем я?
Что такое сюжетные арки в кино: особенности создания и примеры
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Сюжетная арка (от англ. storyarc, иногда можно встретить название «повествовательная арка» или narrativearc) – это последовательность эпизодов, из которых строится сюжетная линия фильма или сериала. Продуманная арка сюжета крайне важна, если вы хотите увлечь зрителя с первых минут и до финала фильма или сериала.
Мы уже подробно рассказывали, что такое сюжетная арка. Если коротко – это отдельно взятая история в сюжете.
А что касается арки… Давайте представим, что сюжетная линия – это поезд. Тогда сюжетная арка – это то, из каких вагонов и в какой последовательности строится этот железнодорожный состав. То есть сюжетная арка – это структура сюжетной линии.
Сюжетная арка задает структуру и форму истории и состоит из отдельных сцен, эпизодов, случаев. Они наполняют и определяют подъемы и спады в темпе повествования.
Однако такая арка необязательно должна состоять из последовательных эпизодов. Мы уже знаем, что сюжетные линии в фильмах и сериалах могут пересекаться или чередоваться. А значит, то же самое можно сказать и про арки сюжета. Например, часто слишком мрачные сцены повествования разбавляются комичными или добрыми элементами, чтобы сбросить напряжение аудитории и персонажей.
Этапы по концепции Густава Фрейтага
Концепция повествовательной арки была создана немецким писателем и драматургом Густавом Фрейтагом. Он занимался глубоким анализом древней греческой литературы, и в 1863 году опубликовал «Технику драмы», которая стала одним из лучших учебников на долгие годы. Теоретическая работа Фрейтага предполагала пятиактную структуру пьесы, которая и сейчас поможет вам эффектно структурировать сюжетную линию.
Итак, классическая арка в фильме будет развиваться по следующему алгоритму:
Пример сюжетной арки по Густаву Фрейтагу в кино
Фильм «Крестный отец» был невероятным для своего времени и настолько ошеломляющим для аудитории, что открыл эру нового жанра в кинематографе.
Завязка семейной саги погружает в контекст происходящего. Богатейшая семья Корлеоне обладает не только неслыханными накоплениями, но и опасным могуществом и влиятельностью мафии. На праздник к ним съезжается весь свет города, а цветы и подарки шлют все бизнесмены и чиновники округи.
Восходящее действие начинается, когда Дон Корлеоне высказывает главам других мафиозных семей свое отношение к продаже наркотиков. Именно с этого момента начинается основной конфликт, несущий неприятности главным героям.
Кризисным, кульминационным стало покушение на дона Вито, попытки его сыновей удержать власть клана, не понести новых потерь. Именно после него Майкл – один из сыновей Корлеоне, которому все вокруг пророчили судьбу сенатора или прокурора – ввязывается в мафиозные разборки семьи.
Нисходящим действием становится линия передачи власти от стареющего больного отца Майклу, его восхождение и выбранные им методы поддержания заведенных порядков.
Разрешение же фильма Копполы оставляет невероятное послевкусие и ставит жирную точку в этой истории. Развязка наступает в момент, когда возлюбленная Майкла осознает, что место крестного отца в прямом и переносном смысле занимает ее избранник. Этот финальный аккорд определяет жизнь семьи Корлеоне и, вероятно, города на долгие годы вперед.
Как можно заметить, принципы приведенные Густавом Фрейтагом, строятся на основных драматургических законах. И это логично, ведь мы все еще говорим об обычной истории и ее структуре. Так что если вам не близка система Густава, вы вполне можете построить свою арку на любой другой структуре.
Аркада, или множество арок
Мы уже рассказывали, что в современных фильмах и сериалах часто используется несколько сюжетных линий. Это может быть несколько равноценно главных линий или главная и второстепенная, главная и побочная.
Если же рассматривать эту же информацию с точки зрения сюжетных арок, то можно без труда проследить сходство. Главные сюжетные линии имеют больше всего структурных элементов – в их арках больше всего сцен и событий. Второстепенные арки гораздо короче и могут состоять буквально из двух-трех эпизодов. Побочные линии либо стартуют, либо финишируют где-то внутри главной. А значит, их сюжетные арки значительно пересекаются: часть сцен главной линии дополнительно работает и на побочную.
Так, например, в последнем «Гарри Поттере» главной историей будет борьба «добрых» волшебников со «злыми» адептами Волана-де-Морта. И в арке этой линии будет больше всего эпизодов. Побочной историей будут отношения Рона и Гермионы, Гарри и Джинни. И их существенная часть будет раскрыта в главной линии. А второстепенными линиями станут конфликты близнецов Уизли, матчи по квиддичу и т.п. Их пересечение с главной линией будет незначительным, а сами истории будут длиться по три-четыре сцены максимум.
Именно на умении авторов строить аркады основано большинство сериалов. Сочетание линий А, В и С и правильное понимание взаимодействия их структур позволяет уместить по несколько историй в каждую серию. Такой прием позволяет максимально долго удерживать внимание зрителя, развивать мир и в ширину, и в глубину. Ну и повышать рейтинги сериалов.
Где еще искать арки сюжетов
Обращайте внимание на разные жанры и типы произведений, имеющих повествовательную основу. Сюжетную арку в мультфильме найти не сложнее, чем в блокбастере или детективе. Хороший пример – мультипликационный сериал «Аватар: Легенда об Аанге». В нем есть пример основной арки мифа: борьба последнего мага воздуха с лордом огня. Эта конструкция объединяет три сезона в цельное произведение в то время, как каждый сезон имеет собственные сюжетные арки, которые связаны с изучением главным героем определенных стихий.
Затянутая сюжетная арка
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Arc Fatigue. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Сюжетные арки — вещь полезная, они помогают поддерживать удобный темп повествования и для зрителя, и для производителя, особенно если речь идет о произведениях, которые публикуются регулярно и небольшими порциями, а не сезонами и томами. Но иногда бывает так, что эти тянутся очень долго, иногда в реальном времени, идя месяцами и годами, иногда во времени в произведении, когда внезапно история, тянувшаяся годы внутреннего времени, зацикливается на событиях нескольких дней, если не часов. А иногда они бывают непропорционально велики в отношении размера произведения к другим аркам.
Но все эти случаи укладываются в одну ситуацию: арка затянулась.
Причин этого бывает много, хотя чаще всего они укладываются в (если повезет, временную) творческую импотенцию автора или разлив воды ради затягивания произведения. Иногда, впрочем, это может быть и временем для того, чтобы перегруппироваться без явного простоя и лучше продумать будущий сюжет, что может пойти и на пользу. Но в любом случае, такие арки обычно вызывают недовольство фанатов и падение популярности произведения.
Специфической вариацией этого тропа является Затянутый пролог.
Что значит финальная арка
Первый сезон «Аркейн» (Arcane: League of Legends) выходил на Netflix тремя частями по три серии — 6, 13 и 20 ноября. Хотя студия Riot Games ранее уже выпускала ролики-синематики о персонажах, полноценный сериал готовили к выходу целых шесть лет. Шоураннер «Аркейна» и креативный директор Riot Games Кристиан Линке рассказывал, что процесс был сложным: пришлось продумывать заново не только анимацию, но и детали мира, мотивацию персонажей.
В день премьеры финальных серий, 20 ноября, «Аркейн» продлили на второй сезон. Глава Riot Games Николо Лоран обрадовал фанатов в своём твиттере: он сообщил, что ждать новые серии шесть лет уже не придётся. Однако процесс не будет быстрым, и второй сезон выйдет не раньше 2023 года.
Кто вернётся во втором сезоне
В ролике-анонсе второго сезона «Аркейна» можно услышать голоса актрис Хейли Стайнфелд, Эллы Пернелл и Кэти Льюнг. Это прямо указывает, что в новых эпизодах появятся их героини — сёстры Вай и Джинкс из Зауна и миротворец из Пилтовера, Кейтлин.
По сюжету их появление логичнее всего: в первом сезоне «Аркейна» конфликт между Вай и Джинкс не был разрешен. Возвращение остальных актёров озвучки пока не подтверждено, хотя некоторые ресурсы приводят их в качестве каста второго сезона.
Что будет в сюжете второго сезона
Первый сезон содержит сразу несколько сюжетных элементов, которые не были раскрыты, а финальный эпизод «Чудовище, которое ты создал» оставил больше вопросов, чем ответов. Поэтому сюжет второго сезона может развиваться сразу в нескольких направлениях.
Гибель Совета Пилтовера
Если опираться на канон игры League of Legends, Джейс и Виктор должны выжить после атаки. Эти персонажи есть в LoL в виде чемпионов, т.е. персонажей, которыми можно играть. Причём в сериале они показаны в начале пути, далеко от своей «финальной формы» для игры. Выживание остальных политиков под вопросом; а значит, кому-то придётся принимать важные решения о судьбе Пилтовера практически в одиночку.
Ещё одной выжившей после атаки может оказаться Мел Медарда. Обозреватель Forbes Пол Тасси предположил, что из неё готовят будущего чемпиона League of Legends. На такие мысли его натолкнул необычный золотой узор на теле Медарды, который светился ровно перед моментом взрыва в зале. Тасси также приводит теорию, что Медарда — потомок кого-то из священных воинов Солари, религиозного ордена из LoL.
Заун без лидера
Новому главе города придётся разбираться с последствиями атаки Джинкс. Заун только-только получил шанс на независимость, которого теперь, очевидно, будет лишен.
История Вандера и Силко
Насколько эта история важна для будущего сериала, пока не ясно; вполне возможно, что она будет раскрыта позже. Хотя фанаты уже выстроили на Reddit более-менее стройную версию того, что произошло между Вандером и Силко.
Разработки Синджеда, Виктора и Скай
Огромную роль в сюжете «Аркейна» играют новые опасные технологии, которые разрабатывают как легально, так и подпольно. В одном из героев сериала поклонники LoL сразу узнали Синджеда — безумного алхимика с сомнительными экспериментами. По сюжету шоу, Синджед работал на Силко, ставил опыты на людях и заставлял их мутировать в целую армию монстров. Именно с ними в восьмом эпизоде сражаются Вай и Джейс.
Опыты Синджеда выглядят успешными, а сам герой появляется в финальных сценах первого сезона в своей лаборатории. Это намекает на то, что алхимик ещё вернётся, и результаты его деятельности сыграют большую роль в сериале.
Многообещающе выглядят и разработки Виктора. Во второй половине сезона здоровье окончательно подводит учёного, и тот чувствует приближение смерти. Чтобы остановить этот процесс, он начинает экспериментировать с хекстеком и собственной кровью. Знакомые с лором игры и Виктором-чемпионом уже знают, какое будущее его ждёт после таких экспериментов.
При этом в третьей арке помощница Виктора, Скай, хотела показать учёному некий проект. Скай вмешалась в эксперимент с хекстеском и погибла, оставив только свои записи. Что именно она придумала, зрителям не показывают, но разработки остались у Виктора и могут пригодиться ему во втором сезоне.
Ноксус и другие локации из LoL
В третьей арке первого сезона в Пилтовер прибывает Амбесса Медарда — мать Мел Медарды из Совета. Флэшбэк показывает, что в юности Мел была слишком мягкосердечной и не могла поддержать кровавые дела матери, поэтому её выслали на дипломатическую миссию в Пилтовер.
Так в «Аркейне» помимо Зауна и Пилтовера представили ещё одну локацию из игры — милитаристскую империю Ноксус. Подробнее о Ноксусе можно узнать не только на сайте LoL, но и в специальной анимационной короткометражке. Riot Games выпустили целую серию короткометражек о разных районах Рунтерры — так называется мир League of Legends.
Судя по визиту Амбессы, другие районы Рунтерры — так называется мир League of Legends — обеспокоены всем происходящим в Пилтовере. Вполне вероятно, что во втором сезоне они будут активнее вмешиваться в дела города, и в сериале могут появиться новые персонажи.
Теория о Варвике
Одной из самых популярных неподтверждённых теорий по сериалу стало предположение о том, что Вандер превратится в монстра-чемпиона из League of Legends. Когда Вандер попадает в плен Силко в третьем эпизоде, его отдают на опыты Синджеду. Там героя накачивают мерцанием, которое временно превращает людей в монстров-берсерков. В конце серии Вандер погибает и больше в первом сезоне не появляется.
Однако с большим количеством шиммера в организме он вполне может выжить и снова попасть в руки Синджеда, который превратит его в Варвика — жуткий симбиоз человека, зверя и машины. Полюбоваться на Варвика в действии можно в очередном синематике от Riot.
Теорию подробно разобрали на русскоязычном канале Playmaker, который посвящен League of Legends. Авторы канала вспомнили каноничный рассказ по вселенной игры «Создавая кошмар» с официального сайта LoL. В нём описывается создание Варвика, и многие элементы из рассказа можно заметить в сценах из «Аркейна».
Появление Варвика в «Аркейне» очевидно: в последнем эпизоде показали его фигуру в лаборатории Синджеда, а в ролике о продлении сериала можно услышать сердцебиение монстра. И даже если фанатская теория о Вандере не подтвердится, в сериале зрителей ждёт ещё одна угроза мирному разрешению конфликта между Пилтовером и Зауном.
Что значит финальная арка
Полезное
Смотреть что такое «АРКА» в других словарях:
арка́да — аркада … Русское словесное ударение
арка́л — аркал … Русское словесное ударение
арка́н — аркан … Русское словесное ударение
арка — и, м. arc m., ит. arco <лат. arcus. 1. архит. <Ворота> построены на манеру, или на образец, арка Триумфальнаго. Матвеев Зап. 1 58. Выше самых ворот или арков. Лом. АСС 9 160. Для лучшей обсушки болот потребно сделать арку под Лиговой… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
АРКА — закрепленный по концам кривой брус плавного очертания, обращенный выпуклостью навстречу действующим на него нагрузкам. А. служат для перекрытия отверстий между опорами; применяются в мостах в качестве главных ферм (см. Мост арочный), как… … Технический железнодорожный словарь
Арка — (от лат. arcus дуга, изгиб), криволинейное перекрытие проёма в стене или пространства между двумя опорами (столбами, колоннами, пилонами). В зависимости от размера пролёта, нагрузки и назначения арка выполняются из камня, железобетона,… … Художественная энциклопедия
АРКА — АРКА, арки, жен. (лат. arcus дуга). Архитектурное сооружение криволинейной формы, служащее для перекрытия отверстия в стене или промежутка между отдельными стенами. Стрельчатая арка. Зубчатая арка. ❖ Триумфальная арка триумфальные ворота.… … Толковый словарь Ушакова
АРКА — Ассоциация рекламных компаний Алтая организация АРКА Агентство страховщиков автогражданской ответственности авто, Молдова АРКА Анапская региональная курортная ассоциация организация … Словарь сокращений и аббревиатур
Арка — – конструкция в форме кривого бруса для перекрытия проемов в стене или пролетов между опорами в зданиях, мостах и других сооружениях. [Терминологический словарь по бетону и железобетону. ФГУП «НИЦ «Строительство» НИИЖБ им. А. А. Гвоздева,… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
АРКА — жен., лат. перекинутая чрез промежек дуга, перемычка, свод стеною (не баней, не главою). Римская арка круглая сверху; восточная островата; готическая стрельчата. Арочный, арковый, к ней относящийся. Аркада жен. целый ряд, порядок перемычек,… … Толковый словарь Даля