Что значит феодальное государство

Феодал — кто это и что такое феодализм

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Из фильмов и книг, посвященных эпохе Средневековья, мы помним доблестных рыцарей.

Они сражались на турнирах, ходили в военные походы, чтили даму сердца и проявляли благородство к нищим и больным.

Однако не все знают, что они относились к категории феодалов - господствующего класса Средневекового общества.

Что значит феодальное государство

Сегодня мы узнаем, что это за люди, чем они жили и кому служили.

Феодализм — это.

Феодализм (от лат. Feufum) — это вид социально-правовых отношений в обществе, который характеризуется жесткой иерархией (это как?) и существованием системы подчинения зависимых крестьян феодалам.

Начал формироваться в V-VI вв н.э и просуществовал до Нового времени. В основе феодализма лежит особый способ производства, основанный на сочетании крупных феодальных владений (вотчин) и мелкого крестьянского индивидуального хозяйства.

Крестьяне испытывают внеэкономическое принуждение со стороны феодалов, которое выражается в ограничении их личной свободы (это как?) и присвоении производимого ими продукта в виде натурального или денежного оброка.

Что значит феодальное государство

Еще одной формой феодальной зависимости выступала барщина, во время которой крестьяне обрабатывали господское поле, убирались в замке, чинили мосты и дороги, а также выполняли другую работу.

Кто такие феодалы

Феодал — это представитель господствующего слоя феодального общества, владелец земли с зависимыми крестьянами (феода).

После реформы Карла Мартелла, проведенной во Франкском государстве, феоды (бенефиции) стали выдаваться за службу у сеньора.

В средневековых государствах Западной Европы феодалы были выстроены в виде социальной иерархии, называвшейся феодальная лестница.

На ее вершине находился король, власть которого зачастую носила над подчиненными номинальный характер. Далее располагались:

Феодал, занимавший более низкую ступень, назывался вассалом, а его непосредственный «начальник», дававший землю за службу, сеньором.

Вассальные отношения возникали только между соседями по феодальной лестнице, поэтому рыцари не подчинялись королю напрямую.

Во время раздробленности герцоги и графы обладали по отношению к королю большой вольностью, которая давала им право выступать судьями, чеканить собственную монету и облагать налогами подвластное население.

Сеньор по отношению к вассалам выступал не только как лицо, требующее выполнения служебных обязанностей, но и как защитник в случае военной угрозы.

Что значит феодальное государство

Особую категорию составляли рыцари — военные феодалы, которые жили в замках, принимали участие в турнирах и ходили в военные походы.

У каждого рыцаря была своя прекрасная дама (нередко вымышленная), а их поведение регулировал «Кодекс рыцарской чести», требовавший проявление благородства, мужества и доблести.

Признаки феодализма

Отвечая на вопрос, что такое феодализм нужно знать основные признаки этого общественного строя.

Что значит феодальное государство

Подробнее о феодальной системе смотрите в этом видео:

Феодальная вотчина

В средневековых государствах феодальной вотчиной называлось крупное землевладение, принадлежавшее феодалу. Она представляла собой хозяйственный комплекс, который включал землю, хозпостройки, инвентарь, церковь, а также аппарат управления (администрация, судебный орган).

Что значит феодальное государство

С развитием вотчин в руках крупных землевладельцев концентрировалась большая власть, которая включала судебные, налоговые, административные функции.

Со временем они получили юридическое оформление в качестве феодального иммунитета - особой привилегии, которая препятствовала вмешательству королевской администрации в дела вотчины.

Неизменным атрибутом вотчины был принудительный труд зависимых крестьян в хозяйстве феодала, который вытекал из их зависимости по отношению к сеньорам.

Земли крестьян были разделены чересполосно и относились к категории тягловых (обложенных оброком и барщиной). Здесь преобладал принудительный севооборот, сопровождавшийся выпасом скота по пару и жнивью.

Феодальные междоусобицы

Между феодалами нередко вспыхивали внутренние вооруженные конфликты, которые назывались феодальными междоусобицами. Участниками столкновений были не только люди, причастные к конфликту, но и члены их семей.

Это приводило к затяжным, многолетним тяжбам, вовлекающим в оборот войны несколько поколений феодалов.

Причины усобиц часто были связаны с делением земли и хозяйственными спорами. Также они могли возникать из-за личных оскорблений и недопониманий. Фактором, вовлекавшим в междоусобицу, служила месть за обиженного и убитого родственника.

Независимо от причин, подобная борьба уносила жизни многих феодалов, поэтому власти старались ограничить или запретить усобицы. Вспомним «Русскую правду», разрешившую кровную месть только для близких родственников.

Вместо заключения

Феодализм господствовал в Западной Европе свыше тысячи лет. За это время он преодолел эволюционный путь от более прогрессивного общественного строя, сменившего рабовладение, до социального явления, из недр которого стали вызревать капиталистические отношения (это как?).

В эпоху позднего феодализма в Европе возникли абсолютные монархии (это как?), совершились Великие географические открытия, началось первоначальное накопление капитала, прошли первые буржуазные революции.

В общем, появились условия, способствовавшие переходу общества на капиталистическую стадию развития.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (5)

Хоть внешне это не так заметно, по сути со времен феодализма мало что изменилось. Прогресс немного сгладил кастовые различия, но не стер их.

Тогда и государств практически не существовало, феодал сам был как государь. Непонятно, почему крестьяне не устраивали бунты ни на Западе, ни у нас, ведь это же огромная сила, которая могла снести феодала, ну или хотя бы заставить его считаться с мнением крестьян.

Откуда у феодалов было столько средств на содержание своей армии, на содержание своей усадьбы? Небось грабили всех и вся, другого объяснения трудно найти.

Виктор: ну, Вы прям. Правду матку режете, да еще в такой резкой форме. Открыли нам глаза на феодализм и его гнилое нутро. Недемократичный строй был, как они могли так поступать? Куда смотрел феодальный уполномоченный по правам человека?

Меня удивляет, что эти феодалы жили в огромных замках, ведь в те времена технологии строительства были весьма примитивны, даже сейчас попробуйте построить замок или дворец, это очень непросто. Современные люди предпочитают жить в компактных коттеджах, ибо замок слишком дорогое удовольствие.

Источник

Феодальное государство

Что значит феодальное государство Что значит феодальное государство Что значит феодальное государство Что значит феодальное государство

Что значит феодальное государство

Что значит феодальное государство

На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, не известных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки.

Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др.

Классовая дифференциация феодального общества определенным образом сочеталась с делением на сословия, т. е. на такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны.

Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий: а) децентрализованной феодальной раздробленности; б) усиления централизации и установления сословно-представительной монархии; в) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности. Большинство функций феодального государства обусловливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп населения. Государство выполняло также функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя же его деятельность в основном сводилась к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений.

В государственный аппарат феодального государства входили войско, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды.

Доминирующей формой феодального государства была монархия различных видов. Республиканская форма правления существовала лишь в государствах-республиках (Венеции, Генуе, Новгороде, Пскове и др.).

На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых отношений мешали феодалы, их государство. Поэтому между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазно-демократических революций. В результате последних возник новый тип государства.

§5. Буржуазное (капиталистическое) государство

Этот тип государства оказался самым жизнестойким, способным адаптироваться к изменяющимся условиям. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад. Буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равенство, братство». Установление буржуазной государственности по сравнению с феодальной — огромный шаг вперед по пути социального прогресса.

Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производбтва. В этом государстве все граждане равны перед законом, но сохраняется экономическое неравенство. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов — буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения.

Буржуазное государство проходит в своем развитии ряд этапов.

Первый этап можно назвать периодом становления и развития капиталистического государства. В экономическом плане это период свободной конкуренции большого числа собственников. Государство здесь не вмешивается в экономику. Экономическую жизнь определяют стихийный рынок и конкуренция. Для- выявления общеклассовых интересов и воли развивающейся буржуазии необходим был новый, более современный механизм. Таким механизмом стали буржуазная демократия, парламентаризм, законность. Государство обеспечивало благоприятные условия для развития капиталистических общественных отношений. Классовая борьба еще не достигла особой остроты.

Что значит феодальное государство

Второй этап развития буржуазного государства совпал с периодом монополистического капитализма. Его можно назвать этапом начала и углубления кризиса буржуазной государственности (конец XIX в.— первая половина XX в.). В экономике на данном этапе происходят большие изменения. Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкуренции объединяются, монополизируются различные виды производства и распределения, возникают мощные объединения — тресты, синдикаты, корпорации и т. п.; усиливается эксплуатация рабочего класса, платежеспособный спрос населения отстает от производства товаров.

Следствием этого стали периодические кризисы и депрессии, сопровождавшиеся банкротством предприятий, ростом безработицы, обострением классовой борьбы. Монополизация и концентрация капитала привели к объединению рабочего класса, который стал носителем революционных марксистских идей. Парижская Коммуна 1871 г.—исторически первая попытка рабочего класса завоевать революционным путем государственную власть и использовать ее в своих интересах.

На рубеже XIX и XX столетий буржуазное государство все более превращается в политический институт крупной монополистической буржуазии, которая начинает отказываться от демократии и законности. В ряде стран это приводит к возникновению реакционных политических режимов (фашистские режимы в Германии и Италии). Во внутренней деятельности буржуазных государств усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением, во внешней — функция ведения войн за захват чужих территорий и рынки сбыта. Все это сопровождается ростом военно-бюрократического государственного аппарата. Первые десятилетия XX в.— это годы первой мировой войны, пролетарские революции, распад колониальной системы, тяжелые экономические кризисы и депрессии. Перед буржуазным обществом и государством неотвратимо встала жесткая альтернатива — или саморазрушение под натиском острых противоречий, или реформы и преобразования. Они выбрали второй путь.

В 30-е гг. нашего столетия буржуазное государство вступило в третий (современный) этап своего развития, который, по всей вероятности, является переходным к более высокому типу государства. Начало ему положил «Новый курс» президента США Ф. Рузвельта, но более масштабные изменения, совпавшие с развернувшейся научно-технической революцией, происходили после второй мировой войны. На данном этапе существенно меняется экономическая основа государства, «чистая» частная собственность перестает быть доминирующей. До 30% и более экономического потенциала развитых стран превращается в государственную собственность, быстрыми темпами развивается собственность акционеров, возникает кооперативная собственность. Словом, экономика приобретает смешанный характер. Многообразие видов и форм собственности придает экономике больший динамизм, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Не меньшие изменения происходят и в социально-классовой структуре общества. Многие рабочие становятся держателями акций и. вместе с другими слоями общества (научно-технической интеллигенцией и др.) образуют «средний» класс— основной стабилизатор общественных отношений.

Государство сохраняет буржуазно-классовые черты, но делается более демократичным и социальным. Многие его основные функции вытекают из потребностей всего общества—экономическая, социальная. Оно активно вмешивается в экономику путем гибкого планирования, размещения государственных заказов, кредитования и т. п.

Изменения, происходящие в развитых капиталистических странах, нашли свое отражение в различных теориях. Значительное распространение, например, получила теория государства всеобщего благоденствия. Согласно этой теории на рассматриваемом этапе капитализм в корне изменился, он стал народным капитализмом, а буржуазное государство полностью утратило классовый характер, превратилось в орган всеобщего благоденствия, делающий при помощи государственно-правового регулирования богатых победнее, а бедных — побогаче. Данная теория, несомненно, опирается на реальные процессы, факты, но все-таки существенно идеализирует буржуазное общество и государство.

Источник

Возникновение и развитие феодального государства и права

Особенности феодального государства

Феодальное государство представляло собой организацию класса феодальных собственников, созданную в интересах эксплуатации и подавления правового положения крестьян. В одних странах мира оно возникло в качестве непосредственного преемника рабовладельческого государства (например, Византия, Китай, Индия), в других оно образовалось как непосредственный результат возникновения и утверждения частной собственности, появления классов, минуя рабовладельческую формацию (например, у германских и славянских племен).

Именно поземельные отношения и собственность на землю определяли в то время лицо общества, характер его социального и политического строя. Для феодальной системы общественных отношений были характерны следующие особенности: 1) иерархический характер феодального сословия, выражавшийся в системе вассалитета; 2) сословное деление общества; 3) ограничение права крестьян распоряжаться землей и их личная зависимость от феодалов.

Особенностью феодального общества являлась, таким образом, сложная иерархическая сословная система, отразившая особый строй поземельных отношений. Кроме того, владение землей давало и непосредственное право на реализацию властных полномочий на определенной территории, т. е. земельная собственность выступала в качестве непосредственного атрибута политической власти.

Отношения сюзеренитета-вассалитета создавали специфическую политическую иерархию внутри класса феодалов.

Типичной формой правления феодального государства была монархия. Феодальная республика была характерна для сравнительно немногих средневековых городов Северной Италии, Германии, России. Что касается форм феодального государства, то за время своего развития оно прошло ряд этапов:

1. Раннефеодальная монархия (сеньориальная) (V-IХ вв.) характерна для периода становления феодальной собственности, когда формирующийся класс феодалов группировался вокруг политически укрепившейся власти короля. В этот период складывались первые относительно крупные феодальные государства.

Для этого периода характерен процесс централизации государства и возникновения королевской власти, начало функционирования представительных органов: Генеральных штатов во Франции, Рейхстага в Германии, Кортесов в Испании и т.д.

3. Абсолютная монархия (ХVI-ХVIII вв.) характеризовалась сосредоточением всей полноты государственной власти, в том числе законодательных, судебных и фискальных функций, в руках короля; созданием большой профессиональной армии и бюрократического чиновничьего аппарата, что обеспечило ему прямое управление и контроль за страной.

Особенности феодального права

Характерные черты феодального права:

1) основное место в феодальном праве, особенно на ранних этапах, занимали нормы, регулировавшие поземельные отношения, нормы, обеспечивавшие внеэкономическое принуждение;

2) феодальное право в значительной степени являлось правом-привилегией, закреплявшим неравенство различных сословий. Оно наделяло правами (или урезало их) в соответствии с тем положением, которое занимал человек в обществе;

3) в феодальном праве не было привычного деления на отрасли права. Существовало деление на ленное право, церковное право, городское право и т.д., что объяснялось его сословным принципом;

4) огромное влияние на феодальное право оказали церковные нормы, нередко превращавшиеся в нормы права;

5) характерной чертой права Европы был партикуляризм, т. е. отсутствие единого права на всей территории государства и господство правовых систем, основанных на местных обычаях;

6) еще одной особенностью было то, что для многих народов Западной Европы феодальное право было обычным правом. По своей внешней форме, степени разработанности отдельных институтов, внутренней целостности и юридической технике оно в значительной степени уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого частного права, особенно римского, которое в Западной Европе было активно востребовано и пережило второе рождение, так называемую «рецепцию» римского права.

«Рецепция» римского права. Среди основных причин рецепции необходимо выделить следующие:

7) особое развитие в изучаемый период получило городское право. С ростом и развитием городов здесь появились городские суды, первоначально разбиравшие рыночные споры, но постепенно охватившие своей юрисдикцией все население города и вытеснившие применение ленного и дворового права в городах.

Городское право чаще всего излагалось в письменном виде, главным образом в связи с заимствованием его каким-либо городом.

В некоторых городах совет постановлял записать право для сведения собственных граждан, записывалась и судебная практика.

Большие города, имевшие высокий уровень товарно-денежных отношений, имели и более высокий уровень юридической проработки правовых норм. Со временем они подчиняли своему влиянию другие менее развитые города;

8) римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией и носительницей идеологии Средневековья. Христианская религия была тесно переплетена с феодальными отношениями, поэтому вся культура феодализма подчинена богословию. Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона.

Церковь выработала и свое право, которое получило название канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных Соборов (канонах). Свод этих канонов был составлен в XVI в. Кроме того, источниками канонического права были нормативные акты римских пап. Каноническое право регулировало внутрицерковные отношения, а также значительную часть внецерковных, главным образом гражданско-правовых и уголовных правоотношений. К ведению церковных судов относились дела, связанные с «грехом». Сюда относились такие преступления, как ересь, вероотступничество, колдовство, святотатство, нарушение супружеской верности, кровосмешение, двоеженство, лжесвидетельство, клевета, подделка документов, ложная присяга, ростовщичество.

Церковь монополизировала регулирование брачно-семейных отношений, право контроля за распределением имущества между законными наследниками и исполнение завещаний;

9) особую известность получила «инквизиция», т.е. суды для расправы с еретиками и инакомыслием.

Политико-правовая мысль Средневековья, эпохи Возрождения и Реформации

Период Средних веков характеризуется главным образом следующими чертами:

Практически одновременно с укреплением позиций христианской церкви на территории Римской империи внутри христианства возникали течения, отклонявшиеся от официального вероучения.

Так, во II в. группа христиан провозгласила особое знание, которое якобы исходило от первых апостолов, о том, что мир создан неким злым богом и находится в его власти. Истинный бог не связан с материальным творением и известен только из особых духовных откровений. В середине III в. появился новый религиозный пророк Мани, называвший себя апостолом Христа. Мани учил, что Вселенная разделена на силы Света и Тьмы, и Бог Света направил к людям много миссионеров, самым совершенным из которых был Иисус, представлявший собой сущность с подлинно божественной природой. Манихейство не получило массового распространения.

Вместе с тем процесс становления церкви в качестве крупнейшего феодала, наживавшегося за счет эксплуатации простого народа, бюрократического учреждения, активно поддерживавшего государство, не остался незамеченным простыми верующими. Начиная с X в. протест угнетенных вспыхнул с новой силой. Те, кого церковь называла еретиками, обличали ее, призывая вернуться к раннехристианским принципам, выступали за ликвидацию частной собственности, апостольскую бедность, мирскую проповедь и свободное чтение Библии. Наиболее крупными течениями были крестьянско-плебейская и бюргерская ересь (Джон Уиклиф, Ян Гус).

По мнению М. Падуанского, церковь должна быть отделена от государства и подчинена светской политической власти. В вопросе о происхождении государства Марсилий придерживался аристотелевских идей. Источником всякой власти является народ, правда, не весь, а лишь лучшая его часть, способная понять интересы государства и общества. Соответственно народу и принадлежит право издания законов. Законодателями также должны быть непременно лучшие люди. Принятый таким образом закон общеобязателен, власти надлежит самой придерживаться закона. Различая законодательную и исполнительную власть, мыслитель подчеркивает производность исполнительной власти от законодательной. Являясь приверженцем монархии, Падуанский настаивает на принципе выборности монарха.

Одним из выдающихся мыслителей Средневековья является Никколо Макиавелли. В основе политики, по мнению философа, лежат противоречивые социальные интересы. Развитие и смена форм государства определяется борьбой народа и аристократии.

Государство возникло как следствие преодоления разрозненности. Объединившись, люди сделали самого храброго своим главой и стали ему повиноваться. Совместная жизнь привела к пониманию плохого и хорошего (обычаи, мораль и нравственность). Возникли законы и установились наказания. Появилось правосудие. Основой любой власти служат хорошие законы и хорошее войско.

Государь не должен бояться ответственности, ибо он вне закона. Для сохранения государства можно применять любые меры: политика и мораль несовместимы.

Аналогичные проблемы были связаны с индульгенциями, вызвавшими массу противоречий. Индульгенция представляла собой папский декрет, обеспечивавший человеку освобождение от наказания за его грехи в чистилище. Вначале индульгенции давались за совершение духовных подвигов. Однако к началу XV в. индульгенцию, хотя и неофициально, уже можно было приобрести за деньги, затем последовали новые нарушения, когда папа Сикст VI разрешил приобретать индульгенции для умерших родственников, томящихся в чистилище. Зачастую священникам отпускались грехи, если они вносили плату за сожительство, «колыбельные деньги» за незаконнорожденных детей и т.п. Это, естественно, порождало среди мирян недоверие к клиру.

Искру, от которой разгорелся пожар протестантской Реформации, вызвали проповеди немецкого богослова и преподавателя Виттенбергского университета Мартина Лютера (1483-1546). В 1517 г. открыто выступил против католицизма, прикрепив к вратам виттенбергской церкви свои знаменитые 95 тезисов. Его идеи на первом этапе

Он выступал за коренное преобразование церкви. Идея отмены опеки папской курии имела далеко идущие последствия: создавались предпосылки для политического объединения Германии, прекращался отток громадных денежных сумм в Рим, упразднялась треть церковных праздников, стимулировалось предпринимательство. Упрощение обрядов (простота мессы, ликвидация таинств) изменяло жизнь братств, цехов и гильдий, упраздняло значительную часть черного и белого духовенства, избавляло от расходов, связанных с содержанием церкви, вело к секуляризации церковного и монастырского имущества.

Мартин Лютер разработал учение о «двух царствах». Им разграничивались религиозная и светская сферы. Религиозная организация общества признавалась полностью автономной. Свобода совести, вера, внутренний мир человека являются сферой исключительно духовной власти. Светская власть занимается экономикой, политикой, просвещением, культурой. Власть непоколебима, ибо освящена Богом.

Гораздо более радикальных взглядов придерживался Томас Мюнцер (ок. 1490-1525). Мюнцер стал вдохновителем Крестьянской войны, объединившей беднейшие слои населения.

Отстаивая раннехристианские принципы, Мюнцер провозглашает, что только люди труда способны понимать Бога, ибо их интересы полностью совпадают с интересами общества. В его воззрениях имеются зачатки республиканских и социалистических идей: о торжестве общих интересов над частными; устранении господ, в том числе насильственными способами, установлении справедливого общества.

Лучшим, по мнению Бодена, является то государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление носит аристократический и демократический характер.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *