Что значит феодальная раздробленность 6 класс

Феодальная раздробленность

Феодальная раздробленность на Руси

Что значит феодальная раздробленность 6 класс

Русь слабеет, теряет политическое единство. В 1061 году появилась ещё одна беда- стали нападать половцы. Борьба с ними шла с переменным успехом. Тогда в 1097 в Любече, по инициативе В.Мономаха, был созван съезд князей, чтобы положить конец междоусобицам, дать совместный отпор половцам. Однако решение съезда «Каждый держит отчину свою» не остановило, а усилило процесс разъединения.

Владимир Мономах и его сын Мстислав Великий смогли на время приостановить раздробленность. Однако после их смерти этот процесс стал уже необратим.

Определение феодальной раздробленности

Феодальная раздробленность – это исторический период в истории Руси, который характеризовался децентрализацией власти, усилением власти в уездных княжествах, стремлением князей к самостоятельной политике.

Исторические рамки феодальной раздробленности на Руси

1132- 40-е годы 13 века ( со смерти Мстислава Великого до захвата монголо-татарами Руси). Характеризовался наиболее сильными тенденциями князей к обособлению, хотя и делались попытки объединиться перед лицом врага. Установились границы между удельными княжествами.

1238- начало 16 века. Период монголо- татарского ига, собирания земель вокруг Москвы, формирование единого государства.

Предпосылки феодальной раздробленности

Рост вотчинной собственной, принадлежавшей верхушке знати. Собственность данная передавалась по наследству и закрепляла территорию Руси за представителями различных ветвей Рюриковичей.

Одновременно росло число военно- служилых людей- дворян, кормившихся за счёт господатей.

Причины феодальной раздробленности

Натуральное хозяйство. При нём отдельное княжество производило всё необходимое для потребления, экономические связи с другими княжествами было не нужны. Появилась экономическая самостоятельность и замкнутость одновременно.

Наличие крупного вотчинного землевладения (боярской вотчины),

Усиление политического влияния боярства, стремление бояр к самостоятельности. Усиление местного аппарата управления.

Ослабление власти Киева, то есть центральной власти.

Развитие городов как центров политической и экономической жизни удельных княжеств.

Нужно помнить, что даже в период раздробленности полностью связи между княжествами не были утеряны: князья осознавали себя частью рода Рюриковичей, была единая культура, религия, язык, традиции.Киев оставался столицей Руси.

Как осуществлялась власть в уездных княжествах в период феодальной раздробленности

Можно выделить три типа осуществления власти, которые характерны для трёх, наиболее влиятельных центров Руси того периода .( Подробно об органах власти в данных княжествах готовится статья. Следите за публикациями)

    Владимиро-Суздальское княжество

    Для Владимиро-Суздальского княжества характерна сильная княжеская власть, разрушение вечевых традиций, борьба с непокорным боярством. Именно здесь формировался тип правления, который станет на долгие столетия основным на Руси- авторитарное правление. В будущем именно отсюда начнётся процесс объединения государства. Яркие личности: Юрий Долгорукий(1125-1157), Андрей Боголюбский (1157-1174), Всеволод Большое Гнездо(1176-1212).

      Галицко-Волынское княжество

      Галицко-Волынское княжество отличалось тем, что власть в нём попеременно была в руках токнязей, то бояр. Борьба между ними не утихала. Возможно, это и привело к ослаблению и полному исчезновению княжества в период нашествия Батыя (часть земель вообще перешла к Литве и Польше, а Киев престал иметь статус столицы).Яркие личности княжества: Ярослав Осмомысл(1153-1187), Роман Мстиславович(1199-1205), Даниил Романович (1221-1264)

        Новгородская республика

        Последствия феодальной раздробленности

        Политическое ослабление Руси, её военной мощи из-за отсутствия единства, что привело к уязвимости страны пред лицом врагом.

        Междоусобицы ослабляли экономическую и военную мощь страны.

        Разорение и обнищание населения из-за бесконечных усобиц.

        Образование крупных и сильных княжеств, в которых формировались новые династии. Власть в них переходила старшему сыну.

        Дальнейшее развитие сельского хозяйства, освоенные новых пахотных земель.

        Появление новых торговых путей.

        Развитие культуры. В период раздробленности созданы величайшие памятки архитектуры Возникали местные центры книжности, иконописания.

        Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

        Источник

        Урок истории в 6-м классе «Феодальная раздробленность»

        Оборудование: карты “Киевская Русь”, “Раздробленность Руси”.

        Основные понятия и термины: феодальная раздробленность, усобицы, уделы.

        Сегодня мы начинаем с вами новую тему (на доске). Вспомним, что мы уже знаем?

        I. ПОВТОРЕНИЕ

        1. Когда образовалась Древняя Русь? (в первой половине IX века).

        2. Какую территорию занимала? (показ по карте).

        Это Русь в IX – начале XII веков.

        II. ПЕРЕХОД К НОВОМУ МАТЕРИАЛУ.

        На доске две карты, посмотрите внимательно.

        Чем отличаются? ( Вторая, как “лоскутное одеяло”)

        Тема нашего сегодняшнего урока: “Политическая раздробленность Руси и ее последствия”.

        Раздробленность – деление на части.

        III. НОВЫЙ МАТЕРИАЛ.

        Киевская Русь, как единая держава сплотила все восточнославянские племена в древнерусскую народность. Была создана система обороны от печенегов и половцев, усиливались самостоятельные дружинные и боярские вотчины, преобладало натуральное хозяйство, стали обособляться крупные города Новгород, Полоцк, Смоленск, Ростов, Суздаль, Рязань (по карте показать какие).

        Управлять таким огромным государством было очень трудно.

        В 1132 году начался период феодальной раздробленности (доска).

        Потому, что небольшими территориями было легче управлять, легче навести порядок и следить за его поддержанием. Образовались самостоятельные княжества: ЧЕРНИГОВСКОЕ, ПОЛОЦКОЕ, ПЕРЕЯСЛАВСКОЕ, ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ, СМОЛЕНСКОЕ, РЯЗАНСКОЕ, СУЗДАЛЬСКОЕ, НОВГОРОДСКАЯ ЗЕМЛЯ, КИЕВСКОЕ и ряд мелких.

        Всего к началу XIII века образовалось около 50-ти княжеств.

        1. Феодальное общество – заключительный этап исторического развития общества (доска).

        2. Почему произошло деление на мелкие княжества? (стр. 51 работа по учебнику)

        1) Политическая борьба князей за власть.
        2) Образование самостоятельных боярских вотчин.
        3) Усиление городов.
        4) Упадок Киевской земли от набегов степняков.
        5) Господство натурального хозяйства.

        3 Что изменилось в управлении? (слабая власть князя)

        4. Чем характеризуется раздробленное государство?

        положительноеотрицательное

        Работа по учебнику стр. 51 – 52

        1. Рост городов, ремесел, торговли.1. Слабая центральна власть.
        2. Культурное и хозяйственное
        развитие отдельных земель.
        2. Междоусобицы.
        3. Уязвимость для внешних врагов.

        ОСНОВНЫЕ ЦЕНТРЫ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ,

        ОсобенностиВладимиро-СуздальскоеГалицко- ВолынскоеНовгородская земля
        1. Природа
        2. Экономическое развитие
        3. Политическое развитие

        ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

        должно соответствовать учебнику, по которому обучаются школьники.

        Подведение итогов урока – например, сегодня на уроке хорошо работали и перечислить учащихся отличившихся на этом уроке, назвав возможную отметку за работу на уроке.

        1. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России с древнейших времён до конца XVI века.

        2. А.А.Преображенский, Б.А.Рыбаков История отечества.

        3. Л.А.Кацва, А.Л.Юрганова. История России с древнейших времён до конца XVI века.

        4. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История государства и народов России с древнейших времён до начала XVI века.

        5. А.Н.Сахаров. История России с древнейших времён до конца XVI века.

        Источник

        Конспект урока «Феодальная раздробленность» (6 класс)

        Тема: « ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ »

        Цели и задачи урока:

        Образовательная: Выявить причины и последствия феодальной раздробленности нашей страны в древности, характерные черты удельного периода.

        Развивающая: продолжить формирование умений на основе анализа текста выделять причинно-следственные связи и положительные и отрицательные итоги явлений.

        Воспитательная: продолжать воспитывать уважение к истории своей страны.

        Предметные : Осмысливать опыт российской истории, как части мировой истории.

        Приобретать опыт историко- культурного, цивилизационного подхода к оценке современных глобальных процессов.

        Развивать умение искать, анализировать, оценивать содержащуюся в различных источниках информацию

        Познавательные : анализируют и осознают факты и явления, самостоятельно сопоставляют факты, в том числе взаимно исключающие друг друга, строят логическое рассуждение.

        Регулятивные : выделяют и сохраняют учебные задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осознают качество и уровень усвоения материала.

        Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, строят понятные высказывания для участников образовательного процесса, договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности, выслушивают мнения других, аргументируют свою позицию.

        Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, принимают ответственность за общее дело, следуют в поведении моральным нормам

        Организационный момент (2 мин.)

        Мотивация, постановка проблемного вопроса (5 минут)

        Организация самостоятельной работы учащихся с картами.

        Ответьте на вопросы: Какие изменения произошли? Мы сталкивались с похожим процессом при изучении средневековой Европы. Как мы можем назвать данный период истории?

        Период феодальной раздробленности.

        Прием «Понятийное колесо»

        Чтобы разобраться с понятием, давайте подберем к нему синонимы, ассоциации.

        Опираясь на данные карты и синонимы, которые вы подобрали, сформулируйте определение раздробленности.

        Фронтальная работа. Подбирают синонимы и ассоциации, учитель на доске записывает их в виде колеса. Феодальная раздробленность: распад, отделение земель, разложение, разобщенность, раскол, разъединение, разрозненность, обособление.

        Формулировка ключевого понятия.

        Политическая (удельная) раздробленность – распад единого Древнерусского государства на самостоятельные княжества.

        Послушайте внимательно небольшой отрывок из Повести временных лет. «И сказал Владимир (Мономах): «весной начнет смерд пахать на лошади, а половчин, приехав, ударит смерда стрелой и заберет лошадь… и жену его, и гумно его»

        Подумайте, ребята, почему Владимир Мономах уверено говорит о нашествии половцев и об их успехе в победе? Неужели, такое большое государство, как Русь не сможет дать им отпор? Чтобы ответить на этот вопрос вам необходимо вспомнить пройденный материал.

        Почему произошла междоусобица? Что заставило их враждовать между собой?

        Все верно! Именно об этом мы с вами и поговорим. Попробуйте сами сформулировать тему нашего урока.

        Верно, тема нашего урока: «Начало удельного периода. Княжество Южной Руси». Исходя из темы, предположите, о чем именно мы поговорим с вами на уроке.

        Мы выделили тему. Какие вопросы мы можем к ней поставить? Давайте составим таблицу «Толстые и тонкие вопросы».

        Индивидуальная работа: составление таблицы.

        Что такое феодальная раздробленность?

        Когда она началась и сколько продолжалась?

        Сколько самостоятельных княжеств образовалось?

        Почему началась феодальная раздробленность?

        Что положительного можно выделить в раздробленности?

        Какие минусы в удельном периоде?

        Можно ли считать, что Русь полностью утратила свое единство?

        Формулировка целей урока.

        Каковы наши цели урока? Ответить на вопросы – познавательные. А что нам необходимо сделать, чтобы их достигнуть? Поработать с текстом, картой – тоже наши цели.

        Работа с историческими картами:

        Сравните территорию древнерусского государства первой половины XI века и русские земли второй половины XII века.

        Период феодальной раздробленности.

        Изучение нового материала (26 мин.)

        Чтение и анализ текста => составление фишбоуна.

        Благоприятная внешнеполитическая обстановка

        Стремление феодалов к самостоятельности, независимости от Киева

        Социальная: усложнение социальной структуры

        Появились новые сословия: дворяне

        Зародились крупные вотчины бояр

        Перестали делиться доходами с Киевом

        Отсутствие серьезных врагов

        Коллективный разбор фишбоунов.

        Как мы можем оценить феодальную раздробленность? С положительной или отрицательной стороны? Класс делится на 2 группы и выдвигает аргументы. В более слабом классе можно предложить использовать учебник.

        По итогам дискуссии составляется таблица:

        — рост экономики княжеств

        — обогащение культуры княжеств

        — ослабление военной мощи страны

        -усобицы между князьями

        2. Три типа государственности в удельный период.

        Работа с учебником Работа с учебником с. 92-93, отвечают на в. с. 93

        Чтобы нам было легче разобраться в общих и отличительных чертах княжеств, я предлагаю вам заполнить таблицу. В раздаточных материалах она у вас есть.

        Княжества, которые входили

        Киевское, Галицко – Волынское княжества

        Отношение князей и бояр

        Бояре имели сильное влияние на князей

        Отношения с соседями

        Опирались на дружину и зависели от неё

        Сохранились традиции управления Др.Руси

        Кто-нибудь сможет выйти и показать нам на карте Южную Русь? Замечательно. Какие княжества относились к Южной Руси? Давайте запишем их в нашу таблицу. Теперь читаем первый абзац нашего нового момента, я скажу, где нужно будет остановиться. Замечательно. О чем нам говорит этот абзац? Посмотрите на нашу табл. Мы можем информацию этого абзаца записать сюда? Конечно, куда она подходит? Пишем. Давайте сделаем вывод из того, что мы записали. Произошли какие-либо кардинальные изменения в управлении Южной Руси?

        Хорошо, у вас остались 2 графы в таблицы: взаимоотношение с соседями и вывод вы их заполните дома. Вы так же читаете абзац, выделяете главные моменты и смотрите: подходит это к таблице или нет.

        Давайте посмотрим ещё раз на земли Южной Руси. Безопасно ли её положение? А давайте вспомним, кто совершал частые набеги на Русь? Верно, половцы. Об этом мы сейчас с вами и поговорим. Переходим к нашему последнему пункту плана: Южная Русь и Степь

        Учащимся предлагается вспомнить, как складывались взаимоотношения между русскими землями и половцами.

        Ответьте на вопрос: половцы- это какой народ? (кочевой)

        А чем занимались люди в южных землях Руси?(земледелием)

        Как вы думаете, к чему приводил недостаток с/х у половцев?

        Подведем итог: какое влияние оказывало на развитие хозяйства южных княжеств, близкое соседство с половцами?

        (Киевское княжество приходило в упадок, ослабевало его влияние на другие

        Таким образом, мы можем отметить, что соседство с половцами приводило в упадок южные земли.)

        Закрепление изученного материла (5 минут)

        а) 1125

        2. Какой тип государственности был характерен для Северо-Восточной Руси?

        а) монархия с главенствующей ролью князя

        б) боярская республика

        в) монархия с главенствующей ролью боярства.

        3. С кем постоянно воевала Южная Русь в XII веке?

        4. Какая из перечисленных причин не относится к распаду Руси на удельные княжества

        а) Развитие натурального хозяйства;

        б) Умножение рода Рюриковичей;

        в) Усиление власти князя в своих землях;

        г) Нападение половцев

        5. Сколько типов государственности было в

        Посмотрим еще раз на понятийное колесо и определение, которое мы дали. Как мы можем его дополнить?

        Возвращаемся к тонким и толстым вопросам.

        На какие вопросы мы сегодня ответили? Насколько полно мы их осветили?

        Что еще осталось нам неизвестно?

        Домашнее задание (2 мин.)

        Для всех: параграф 13,

        По желанию: написать рассказ о раздробленности от человека, который жил в удельный период истории (князя, боярина, дворянина, киевского князя)

        Источник

        Феодальная раздробленность на Руси

        Историки феодальную раздробленность древнерусского государства обычно рассматривают по 3 важным критериям:

        Рассмотрим каждый из этих вопросов.

        Причины раздробленности

        Не менее сложным вопросом является изучение причин, по которым феодальная раздробленность на Руси стала возможной. Можно выделить 3 крупные группы причин, почему этот процесс стал возможным:

        В целом же каждая причина в отдельности не могла раздробить государство, но вместе они создали систему, когда местное управление в каждом княжестве было намного сильнее центральной власти. Естественным итогом этого стало то, что уже с середины 12 века на Руси утвердилась раздробленность княжеств (всего их было на начальном этапе 15). К началу 13 века количество княжеств выросло до 50.

        Что значит феодальная раздробленность 6 класс

        Начало феодальной раздробленности

        Важно также уточнить, что вплоть до вторжения монголов процесс укрепления раздробленности русских княжеств не был завершен до конца. Это подтверждается тем, что верховная власть в стране (пусть всего лишь номинально) была у киевского князя, а религия оставалась единой и митрополит находился в Киеве.

        Особенности этапа раздробленность Руси

        Феодальная раздробленность стала логичным итогом развития государственности на Руси. Развитие феодализма в стране, которое шло по восходящей линии, сделало процесс разбития государства неизбежным и естественным. При этом можно выделить как плюсы так и минусы этого процесса.

        Таблица: Плюсы и минусы периода феодальной раздробленности

        ПлюсыМинусы
        Подъем экономики, поскольку каждое княжество могло рассчитывать только на себя.Русь накрыли междоусобные войны, которые были очень кровавыми и жестокими.
        Рост городов.Слабая обороноспособность. Каждое княжество имело свою дружину, действующую в интересах своего княжества. Единой русской армии не было.
        В княжествах формировалась стабильность.Каждое княжество подвергалось угрозам завоевания не только изнутри, но и извне.
        Постепенно княжества пришли к пониманию, что княжество это не способ расширения, а возможность для совершенствования.

        Что значит феодальная раздробленность 6 класс

        При этом, несмотря на то, что княжества были независимы и обладали всеми атрибутами самостоятельного государства, сохранялись черты, позволяющие говорить о Руси как о единой политической и экономической системе. Прежде всего можно говорить о:

        Последствия раздробленности

        Что значит феодальная раздробленность 6 класс

        Отечественная история, особенно так, что базируется на принципах науки СССР, оценивает эпоху феодальной раздробленности Руси однозначно отрицательно. Еще со школьной скамьи нам рассказывают о том, что раздробленность стала следствием борьбы за власть и деньги, а также отсутствие единой системы управления страной дало возможность для ига. Все это частичная правда, но нужно понимать, что советские историки говорили об этом только потому, что это соответствовало принципам социалистического государства: капитал всегда устраивает войны, а государству нужен центр управления.

        Сегодня историки все чаще говорят, что феодальный период был логичным итогом развития государства и именно тогда был дан сильный толчок для развития государства во всех сферах, но главным образом производственных сил, рост городов, развитие культуры и другое.

        Источник

        Феодальная раздробленность на Руси – причины и последствия

        Что значит феодальная раздробленность 6 класс Что значит феодальная раздробленность 6 класс

        Всего получено оценок: 2242.

        Всего получено оценок: 2242.

        Феодальная раздробленность – закономерный период в истории, характерный для любого государства. Через него прошли все раннесредневековые страны в Европе и Азии, включая и Древнюю Русь. Сегодня в центре внимания причины и последствия феодальной раздробленности на Руси.

        Что значит феодальная раздробленность 6 класс

        Хронология

        Период, когда единое древнерусское государство распалось на отдельные русские княжества, называется удельным или периодом феодальной раздробленности на Руси. В отношении терминов у историков нет разногласий. Хотя некоторые историки считают, что в этот период сложилась “федерация” княжеств. Также существуют споры по поводу отправной точки процесса распада страны. По вопросу хронологических рамок существует пять различных мнений:

        Причины

        Действительно, первые предпосылки распада появились сразу после кончины Ярослава Мудрого. Княжеская семья разрослась и каждый из потомков великого князя, пользуясь поддержкой местных бояр, стремился к независимости. Таким образом, возникает целая система обособившихся княжеских владений, которую в 1097 году закрепляет Любеческий съезд. На съезде в Любече князья приняли решение: “каждый держит вотчину свою”.

        Когда «супротивник» был повержен, а наследник Киевского «стола» не обладал сильным характером, избежать распада оказалось невозможным. Нарушение единства территории Древней Руси было закономерным и необходимым. Несмотря на свою продуктивность, некую спасительность, оно было устаревшим к тому времени. Кроме того существовали и другие объективные и субъективные предпосылки к феодальной раздробленности:

        Плюсы и минусы

        У всякого явления есть свои положительные и отрицательные стороны. Феодальная раздробленность русских земель, продолжавшаяся до конца XV века, не относится к исключениям. К положительным последствиям в развитии страны стоит отнести экономический рост, развитие феодального землевладения, ремёсел, торговли, рост количества городов.

        Источник

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *