Что значит фамусовское общество
Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»: характеристика московского общества
Фамусовское общество в комедии «Горе от ума» Грибоедова
«Комедия «Горе от ума» прежде всего замечательна, как художественная картина русского общества двадцатых годов нынешнего столетия, представленная в целом ряде живых типов, между которыми Фамусов является, так сказать, центральной фигурой.
«. А у меня, что дело, что не дело, // Обычай мой такой: // Подписано, так с плеч долой. «
Служебные занятия мало интересуют Фамусова: с большей любовью и вниманием он следит за тем, где и когда ему придется быть на званом обеде с форелями или на крестинах, о чем он приказывает своему лакею Петрушке записывать в календарь, серьезно думая, что занят весьма важным делом.
Идеалом Фамусова в этом случае является его покойный дядя Максим Петрович, серьезный и надменный екатерининский вельможа, который ради того только, чтобы подслужиться, «сгибался в перегиб» и который на одном из придворных собраний, вызвав улыбку императрицы своими нечаянным падением, чтобы угодить ей, нарочно свалился два раза, забывая и старческие годы, и надменность своего нрава.
«. При мне служа́щие чужие очень редки; // Всё больше сестрины, свояченицы детки; // Один Молчалин мне не свой, // И то затем, что деловой. // Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, // Ну как не порадеть родному человечку. «
Общество, представленное в комедии, называет себя образованным. Таким же считает себя и Фамусов, как один из видных его членов. Но в кружке московского барина под образованием разумеют один лишь внешний лоск, а вовсе не то, что делает человека развитым в умственном и нравственном отношении.
Фамусов в сущности враг просвещения: науку он считает главной причиной того, что в его время развелось много безумных людей, дел и мнений, видит в чтении один лишь вред и потому с полною откровенностью предлагает для пресечения зла собрать все книги и сжечь.
Вследствие отсутствия в Фамусове истинного образования в нем развилось ложное понятие о достоинствах человека вообще: он дорожит не нравственными качествами людей, а их знатностью и богатством, умением и сноровкой приобретать высокое положение в свете; он не считает унизительным для чести человека самое постыдное раболепство.
Мнимая образованность Фамусова, его понятия о нравственности лучше всего выражаются в его отношениях к дочери. Как отец, Фамусов заботится о воспитании Софьи, но эта заботливость является у него не вследствие глубокого сознания важности самого дела, а единственно потому, что этого требует свет. На образование он смотрит с одной внешней стороны: подобно всем московским отцам того времени, он хлопочем, главным образом, о том, чтобы, как выразился Чацкий:
«. набирать учителей полки, // Числом поболее, ценою подешевле. «
«. Вот, например, у нас уж исстари ведется, // Что по отцу и сыну честь; // Будь плохенький, да если наберется // Душ тысячки две родовых, – // Тот и жених. «
«Кто беден, тот тебе не пара», замечает Фамусов Софье, когда та рассказывает сон. Ему решительно все равно, что Софья ненавидит полковника Скалозуба, он прочит его в женихи, потому что выбор этот будет вполне одобрен светом.
Мнения последнего у Фамусова стоят на первом плане: увидив Софью наедине с Чацким, он возмущается не самим поступком, а единственно тем, что о нем узнает княгиня Марья Алексеевна, как видно, считавшаяся первой сплетницей в Москве.
Комизм характера Фамусова заключается в том, что воспитанный во лжи своего общественного положения, он действует добродушно, от чистого сердца, убежденный в превосходстве своей философии, и не понимает вреда, который творит вокруг себя своим образом действий.
К центральной фигуре Фамусова примыкает целый ряд других, в которых комедия осмеивает различные недостатки русской жизни.
По своим понятиям и развитию все лица, составляющие кружок Фамусова, более или менее сходны друг с другом, но как характеры каждая из фигур отличается особыми качествами, представляет отдельный тип, прекрасно олицетворяющий ту или иную черту русского общества.
«. Мне завещал отец: // Во‑первых, угождать всем людям без изъятья. «
Не умнее Молчалина и полковник Скалозуб, этот, по выражению Лизы:
Фамусов в одном месте комедии говорит:
«. Кто хочет к нам пожаловать, – изволь; // Дверь отперта для званых и незваных, // Особенно из иностранных; // Хоть честный человек, хоть нет, // Для нас равнёхонько, про всех готов обед. «
то есть человек совершенно опустившийся, потерявший всякую энергию и самостоятельность, поступающий и даже мыслящий так, как хочет его супруга.
В фигуре Загорецкого есть нечто сходное с гоголевским Хлестаковым: подобно последнему, он представляет собой ходячую ложь, при чем он, также как и Хлестаков, лжет искренне, с некоторой горячностью.
Но из его речей не видно, в чем выражается ум членов его кружка; напротив, все эти Воркуловы, Удушьев и т.д. такие же пустые люди, как и сам Репетилов, схватившие только верхушки европейского образования, люди в сущности невежественные, шумящие на собраниях в английском клубе и без умолку болтающие о Байроне. Репетилов хорошо олицетворяет собою этих деятелей.
Таковы главные из мужских типов в комедии Грибоедова, прекрасно олицетворяющие собой те комические черты русской жизни.
Ложные понятия о воспитании и образовании и полнейшее отсутствие разумных идеалов, без которых жизнь обращается в пустое времяпровождение, полное мелочных интересов, отразились и на женской половине московского общества, представленного в комедии Грибоедова.
Перед нами, как живые, рельефно и тонко обрисованные типы московских дам и девиц, во многом унаследовавших традиции прошлого века. На самом деле и дамы, и девицы, представленные в комедии, решительно не обнаруживают чего-то особенного в умственном отношении.
Маменьки заняты сплетнями, пересудами или житейскими расчетами в роде, например, ловли богатых женихов для своих дочерей, а дочери, которых Фамусов называет благовоспитанными, всецело погружены в модные наряды.
«. От скуки я взяла с собой // Арапку девку да собачку. «
(С. Бураковский, книга ««Горе от ума» А. С. Грибоедова. Разбор комедии для учащихся», глава «Фамусов и его кружок», 1891 г.)
Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»
В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова основным элементом изображения являются нравы московского консервативного дворянства. Именно обличение устаревших, отживших свой век аристократических взглядов на острые социальные вопросы является основной задачей этой пьесы. Все отрицательные черты помещиков-крепостников начала 19 века сосредоточились в многочисленных представителях «века минувшего» в комедии – в фамусовском обществе.
Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»
Главным защитником идей «века минувшего» в пьесе является Павел Афанасьевич Фамусов. Он занимает влиятельный пост, богат и знатен. Именно в его доме происходит действие комедии. Его именем названо в пьесе общество консервативных дворян. В образе этого персонажа отразились черты всей московской аристократии начала 19 века.
В произведении «Горе от ума» фамусовское общество изображено как лагерь людей, ценящих в человеке только высокий чин, деньги и связи. Личные качества в свете не имеют никакого веса. Фамусов строго и категорично заявляет своей дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Он, «как все московские», желает видеть в зятьях богатого и знатного человека. При этом деньги и чины в помещичьем обществе рассматриваются как высшая ценность человека: «Будь плохонький, ла если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».
В образе Фамусова также отразилась привычка дворян проводить жизнь «в пирах и в мотовстве». В календаре Фамусова, который он во втором действии читает со своим слугой, запланированы только званые обеды, поминки и крестины. И к своим делам по службе он относится формально. Фамусов подписывает документы не глядя: «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой, подписано, так с плеч долой».
Осуждению в комедии «Горе от ума» подвергается и привычка московского дворянства устраивать людей на выгодные места службы не по их деловым качествам, а исходя из родственных связей. Фамусов признается: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки».
В лице Фамусова изображается Грибоедовым фамусовское общество в целом. Оно предстает перед читателем как общество людей, испытывающих презрение к незнатным и бедным и преклоняющихся перед чинами и деньгами.
Полковник Скалозуб как идеал дворянина в фамусовском обществе
Самым желанным зятем для себя Фамусов видит полковника Скалозуба, который представлен в комедии как крайне глупый солдафон. Зато он достоин руки Софьи, дочери Фамусова, только потому, что он «и золотой мешок, и метит в генералы». Его звание получено тем же способом, каким добывается любой чин в Москве – с помощью связей: «Чтобы чины добыть, есть многие каналы…»
Скалозуб, как и Фамусов, оказывает протекцию своим родным и знакомым. Например, благодаря стараниям Скалозуба, его двоюродный брат «выгод тьму по службе получил». Но, когда ему следовал высокий чин, он оставил службу и уехал в деревню, где стал вести спокойную и размеренную жизнь. Ни Фамусов, ни Скалозуб отнестись с пониманием к этому поступку не способны, ведь оба они питают страстную любовь к чинам и положению в обществе.
Роль Молчалина в пьесе «Горе от ума»
Среди представителей фамусовского общества должны обязательно присутствовать дворяне не слишком высоких чинов, но стремящиеся к ним, которые будут выражать подобострастное отношение к старшему поколению, стараться выслужиться перед ним. Такова роль Молчалина в пьесе «Горе от ума»
В начале пьесы этот герой предстает перед читателем как молчаливый и скромный возлюбленный Софьи. Но как только девушке не удается сдержать на публике свои чувства к Молчалину, начинает открываться его истинное лицо. Он, как и Фамусов, очень опасается людской молвы: «Злые языки страшнее пистолета». Чувств к Софье он не имеет, а изображает ее любовника, чтобы угодить дочери «такого человека». Молчалина с детства учили «угождать… хозяину, где доведется жить», «начальнику», у которого он будет состоять на службе.
Безмолвен и услужлив Молчалин только потому, что пока не имеет высокого чина. Он вынужден «зависеть от других». Такие люди «блаженствуют на свете», ведь аристократическое общество только и ждет преклонения и услужливости в свой адрес.
Внесценические персонажи комедии
Фамусовское общество в комедии «Горе от ума» довольно многочисленно. Кроме того его границы расширяются и за счет введение в пьесу внесценических персонажей.
Примечательным в этом отношении является образ Максима Петровича, дяди Фамусова, который вызывает восхищение у помещиков-крепостников своим умением «подслужиться». Его желание повеселить императорский двор, выставив себя на посмешище, Фамусов не считает унижением. Для него это проявление смышлености. Зато Максим Петрович был «весь в орденах» и имел «сто человек к услугам».
Также Фамусов вспоминает покойного Кузьму Петровича. Его главная характеристика – «богат и на богатой был женат».
Упоминается в пьесе влиятельная Татьяна Юрьевна. С ней очень выгодно состоять в хороших отношениях, потому что «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные».
Внесценические персонажи помогли Грибоедову дать более яркую и запоминающуюся характеристику фамусовскому обществу.
Выводы
Московское аристократическое общество в комедии «Горе от ума» представлено как общество, страшащееся всего нового, прогрессивного, передового. Любые изменения во взглядах дворянства угрожают их личному благополучию, привычному комфорту. На момент написания пьесы идеалы «века минувшего» были все еще очень крепки. Но в обществе дворян уже назрели противоречия, которые приведут позднее к смене старых взглядов и ценностей новыми.
Фамусовское общество в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение
В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» можно уловить нравы дворян девятнадцатого века. В комедии поднимаются остросоциальные вопросы тех времен. На протяжении всего произведения ведется борьба между людьми, которые придерживаются старых устоев и новых взглядов на жизнь.
Фамусовское общество представляет собой прошлый век. В него входят богатые персонажи, которые занимают высокое положение в обществе. В этот коллектив входи сам Фамусов хозяин дома, его дочь София, семья Горичей, князь с супругой Тугоуховские, Скалозуб, старая тетушка Хлёстова. У всех них одинаковые взгляды и мнения, общие интересы. Все к чему они стремятся это богатство. В фамусовское общество входят люди определенного статуса и чина. Эти люди ценят только подобных себе. Они безжалостно относятся к крепостным. Они свободно продают людей.
Фамусовское общество боится только одного. Это просвещение. Фамусов считает, что образование абсолютно неважно в современном мире. Он даже предлагает сжечь все книги.
Все представители общества являются ленивыми людьми, они не научены работа. Павел Афанасьевич к своим обязанностям по службе относится халатно и равнодушно.
Все фамусовское общество слепо поклоняется Западу. Они стремятся быть похожими на французов. Пытаются перенять их обычаи, нравы и культуру. Все они изучают французский язык.
Людям фамусовского общества присуща жадность и жажда власти. Они корыстолюбивы и эгоистичны. Все свое время они проводят абсолютно бесполезно. Они посещают балы и другие светские мероприятия. Здесь они общаются, распускают сплетни, лукавят и лицемерят.
Представители фамусовского общества стремятся продвигаться вверх по карьерной лестнице. Здесь нет искренности и сострадания. Все они готовы дружить даже с неприятными людьми ради того, что бы получать выгоду.
Общество безразлично относится к обычным людям. Они не уважительно относятся к слугам и не считают их людьми. Одна из сцен на балу подтверждает это на сто процентов. Хлестова привела слугу Арапку на поводке. Это свидетельствует о том, что они приравнивают людей к животным.
Все они консерваторы и не желают ничего менять в жизни. Их устраивает быть эксплуататорами. У каждого члена общества насчитывается огромное количество крепостных крестьян.
Фамусовское общество не желает развиваться и идти в ногу со временем. Они не хотят работать, а хотят только богатеть. Они не ценят и не воспринимают образованных людей. Над такими они смеются и издеваются.
Вариант 2
В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов хотел отразить нравы и образ мысли дворянства в первые годы 19 века, и у него это получилось. Автор смог выявить и показать читателям устаревшие, изжившие себя взгляды на важные проблемы общества, описав вечное противоборство всего старого с новым.
Фамусовское общество в комедии представляет век прошедший. Представителями этого непросвещенного общества является Фамусов, его близкие друзья и родные. Все эти люди объединены общей целью жизни и единственным интересом – тягой к богатству. Они положительно относятся к крепостничеству, а высшей наградой человека считает чин. И, по сути, мнение представителей фамусовского общества таково – человек без чина – не человек. Богатство и статус – вот что может по-настоящему украсить.
Люди, входящие в состав этого общества, безразличны и к работе и совершенно безответственны в своих действиях. Они подписывают серьезные документы, даже не глядя на них. К работе приступают неохотно и очень редко. По своей натуре каждый из членов фамусовского общества не образован и очень глуп. Эти люди боятся книг как огня, считая образованность за болезнь. Фамусов же горит желанием сжечь все книги.
Непросвещенное фамусовское общество видит идеал в Западе, а именно во Франции. Совершенно бездарно, неумело, каждый из круга Фамусова пытается позаимствовать культуру и обычаи этой страны, и даже язык.
Пренебрегая работой, фамусовское общество проводит время на светских балах, развлекаясь и тратя время. Разумеется, на званых ужинах они находят повод посплетничать.
Люди круга Фамусова эгоистичны, жестоки, глупы и необразованны. Они любят чины, жаждут власти и богатства. Цель их жизни – выслужиться как можно лучше, чтобы продвинуться по карьерной лестнице и заслужить незаслуженный рубль. Эти люди – ярые консерваторы, отстаивающие идеалы рабовладельцев, эксплуатирующих крепостной народ. Права простого человека для них ничего не значат. Качество образования имеют для них такое же значение, как и жизнь простого крепостного. Фамусов и его приближенные не видят пользу даже в достойном образовании и просвещении.
К сожалению, представители Фамусовского общества находятся даже в наше время. Но, конечно, в эпоху Грибоедова таких людей было значительно больше, а их взгляды представляли настоящую опасность в большом масштабе. Писателю удалось передать консервативные взгляды дворянского народа того времени. Комедия «Горе от ума» – бесценный памятник русской письменности.
Роль Молчалина в пьесе «Горе от ума»
Среди представителей фамусовского общества должны обязательно присутствовать дворяне не слишком высоких чинов, но стремящиеся к ним, которые будут выражать подобострастное отношение к старшему поколению, стараться выслужиться перед ним. Такова роль Молчалина в пьесе «Горе от ума»
В начале пьесы этот герой предстает перед читателем как молчаливый и скромный возлюбленный Софьи. Но как только девушке не удается сдержать на публике свои чувства к Молчалину, начинает открываться его истинное лицо. Он, как и Фамусов, очень опасается людской молвы: «Злые языки страшнее пистолета». Чувств к Софье он не имеет, а изображает ее любовника, чтобы угодить дочери «такого человека». Молчалина с детства учили «угождать… хозяину, где доведется жить», «начальнику», у которого он будет состоять на службе.
Безмолвен и услужлив Молчалин только потому, что пока не имеет высокого чина. Он вынужден «зависеть от других». Такие люди «блаженствуют на свете», ведь аристократическое общество только и ждет преклонения и услужливости в свой адрес.
Сочинение на тему Фамусовское общество
Содержательный смысл произведения и отраженный там конфликт, с точностью показывают расстановку политических сил в историческом разногласии своего времени. Именно актуальность и сделала комедию успешной в обществе.
В фамусовском обществе считалось, что надо уничтожать вольнодумство и беспрекословно подчиняться старшим по званию, обязательно жить в роскоши. Чацкий же мыслил совсем по-другому. И поэтому словесная стычка Чацкого с Фамусовым превращается в войну. Юноша вел спор особенно остро по поводу образа жизни, но он был совсем один в своих доводах.
Одним из членов фамусовского общества насыщенно показан Павел Андреевич Фамусов, имевший дочь на выданье. Рядом с ним всегда находится Молчалин, не противоречащий своему руководству никогда, чтобы тот не сказал. Перед будущим тестем он всегда робкий, лживый, без своего мнения. Он лебезит по отношению к тем людям, кто стоит выше него. Не испытывает Молчалин и высокие чувства по отношению к Софье, однако девушка не знает об этом. Он оказывает ей знаки внимания, так как ей это нравится.
Самым близким товарищем Фамусова был Скалозуб, который всеми силами достигает наград, и с нетерпением ожидает момента, когда освободится очередное место после отставки или кто-то погибнет на полях военных сражений. В комедии нас ожидает знакомство и с другими приятелями Фамусова. Так, например, знаменитый Загорецкий, который вечно всем угождает и врет на каждом шагу, князь Тугоуховский, ищущий состоятельных супругов дочкам. Главное для этих людей было организация торжественных приемов и обедов. Они вечно ищут людей со связями, которые помогут сделать карьеру. Они считают, что продвижение по службе – это легкая возможность. Ради очередного ордена они готовы на любое унижение. Для родителей важно выгодно совершить удачный брак своих дитяток. И в этом жалком обществе вдруг появляется великодушный Чацкий, который отличался честностью и прямотой.
Яркими представителями московского общества были вышеназванные Молчалин и Скалозуб, где один из них обладал молчаливостью, чему соответствовала его фамилия. Скалозуб же оказывает себя важным господином, однако под своей формой он скрывает слабохарактерность и бедность. Он только и говорит о том, как бы занять пост выше и стать богатым. И если Чацкий, обвинив общество во лжи, наговоре, вскоре вынужден уехать, то все текому он высказал аргументы против их, остались. Однако, это не говорит, что Чацкий был сломлен. Он остается выше всех.
Отношение к службе
Получение чинов – вот на что направлена вся деятельность фамусовского общества. Всеми представителями «века минувшего» ценится Скалозуб, так как он «и золотой мешок, и метит в генералы». Стремлением получить чины, а с ними и высокое положение в обществе обладает Молчалин, который ради своих корыстных целей делает все: притворяется влюбленным в дочь Фамусова Софью, угождает всем подряд, включая и собаку дворника. Сам Молчалин придерживается мнения о том, что в его годы нельзя иметь свои суждения. Такие люди, по мнению представителя «века нынешнего» Чацкого, «блаженствуют на свете». Эту мысль подчеркивает не только образ Молчалина, но и внесценический персонаж – дядя Фамусова Максим Петрович, который готов «подслужиться», чтобы получить ордена и чины. Максим Петрович, а также Кузьма Петрович, который был «богат и на богатой был женат», являются идеалами для фамусовского общества.
При этом автор комедии отмечает, что на службу поступают только родственники или знакомые тех, кто уже имеет какое-то положение в обществе. Это выражается с помощью слов Фамусова: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки». «Многие каналы» – вот что помогает фамусовскому обществу получать чины.
Все представители «минувшего века» не понимают тех людей, которые не хотят получить чины. Сумасшедшим называется Чацкий, двоюродный брат Скалозуба.
Павел Афанасьевич
Фамусов является главой влиятельного московского дома, он предстаёт московским «тузом» — аристократом, к мнению которого прислушиваются. Он служит, точнее числится управляющим в московском учреждении. Без него не проходит ни один бал, ни одни крестины или поминки. Несмотря на то что сам он богат и принадлежит к знатному роду, Фамусов сильно зависит от мнения остального общества. «Что же станет говорить княгиня Марья Алексеевна!», — цитата из финала пьесы однозначно показывает, о чём больше всего волнуется Фамусов, узнавший о тайных свиданиях Софьи.
Как и других членов общества, Фамусова отличает боязнь всего нового, нелюбовь ко всему иностранному. Прогрессивные идеи дворян, принесённые из-за рубежа, кажутся ему непозволительным вольнодумством, диким революционным протестом. Главной причиной появления таких высказываний Фамусов считает образование. Источником же заражающих умы идей он называет книги, которые, по его мнению, не приносят никакой пользы тому, кто их читает. «Собрать все книги, да и сжечь», — таков девиз Фамусова.
Алексей Степанович Молчалин
Ещё один представитель московского лагеря — секретарь в доме Фамусова Молчалин. Казалось бы, аристократы не должны принимать в свой круг незнатного юношу из Твери, им куда ближе должен быть родовитый Чацкий. Однако Молчалин обладает всеми качествами, позволяющими ему приблизиться к высшим кругам: умение спрятать собственное мнение, любезничать с вышестоящими чиновниками, делать за них работу и быть полезным, говорить кратко и тихо, поддакивать знатным дворянам, ухаживать за одинокими дамами на балах, быть учтивым и незаметным.
Консервативное общество ненавидит, когда ему противятся, пытаются изменить его уклад. Молчалин же идеально подстраивается к тем нравам и обычаям, которые сложились и остаются в высшем свете. Он служит в доме Фамусова, при этом официально числится в архивах, где растёт в чинах. Молчалин уже получил чин коллежского асессора, чиновника восьмого класса, что позволяет ему получить потомственное дворянство. Вполне возможно, что через десяток лет Молчалин сам выгодно женится и станет «московским тузом».
Изображение Молчалина как угодливого льстеца и карьериста приобретает общечеловеческое звучание в пьесе. «Молчалины блаженствуют на свете», — в этой фразе содержатся не только мысли Чацкого, но и авторское отношение к герою.
Софья Павловна
Дочь Фамусова, долгие годы воспитывавшаяся вместе с Чацким, тем не менее полностью принадлежит к консервативному московскому лагерю. Да, может показаться, что она бросает вызов обществу, в котором воспитана, когда встречается с незнатным секретарём Молчалиным. Однако все их встречи носят тайный характер, Софья не намерена отстаивать собственные взгляды или менять заведённые порядки. Это не является сознательным идейным протестом, который может привести к переменам. Для Софьи любовь к Молчалину — это лишь юношеское увлечение, вызванное чтением романтической и сентиментальной прозы, которое будет подавлено в ней с годами.
Дальнейшая жизнь Софьи очевидна: замужество за знатным дворянином, который будет носить мундир, номинально числиться на службе и кем можно будет спокойно управлять. Похожее описание читатели видят в сценах на балу, где некогда активный сослуживец Чацкого Платон Михайлович Горич превратился в безынициативного, скучающего мужа-слугу для своей светской супруги Натальи Дмитриевны. Софья обладает незаурядным умом, однако высказывания Чацкого о современной Москве и её представителях оскорбляют её слух, ведь и она сама неотъемлемая часть так едко осуждаемого Чацким общества.
Антон Антонович Загорецкий
Заметным членом фамусовского общества является Загорецкий, известный лгун, картёжник и сплетник, без услуг которого не обходится ни один светский вечер. И хотя он не служит, а разъезжает по балам и званым вечерам, ведёт паразитический образ жизни, его роль в обществе напоминает Молчалина: быть услужливым, передавать нужную информацию (именно он распространил слух о безумии Чацкого), никому не возражать и не препятствовать, поэтому Загорецкий, несмотря на дурную репутацию, смог повсюду остаться желанным гостем, он охотно принимаем в домах высшего московского света.