Что значит факультативное задание
ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ
один из видов дифференциации обучения по интересам. В общеобразоват. школе Рос. Федерации введены в 1966 с целью углубления знаний, развития интересов, способностей и склонностей учащихся, их профориентации.
На Ф. з. в учебном плане общеобразоват. школы выделяются спец. часы в классах средней и старшей ступени школы. В группы для изучения факультативных курсов учащиеся зачисляются по желанию, из одного или неск. параллельных классов. Возможно комплектование групп, состоящих из учащихся разных параллелей. Программы факультативных курсов носят ориентировочный характер. Учитель может по своему усмотрению исключить из программы или вынести на самостоят. изучение нек-рые темы, может уделить большее внимание вопросам, вызывающим у школьников особый интерес Учителя могут также составлять ориг. программы, к-рые утверждаются пед. советом школы
В 80-е гг наибольшее распространение в школе получили факультативы по предметам, входящим в у ч план Среди них факультативы типа «Курс повышенного уровня», на к-рых углубленно изучается содержание уч предмета, систематизируются и обобщаются полученные знания,сочетается теоретич и прак-тич подготовка учащихся Факультативы этого типа имеют также целью подготовку учащихся к продолжению образования, знакомство с системой обучения в вузах и программами вступит экзаменов «Курсы повышенного уровня» задают нек-рый стандарт углубленного изучения каждого уч предмета, способствуют повышению уровня подготовки учащихся по избранным предметам, отражению в школьном обучении достижений науки, техники и культуры
На факультативных спецкурсах углубленно рассматриваются отд вопросы осн.курса и проблемы, выходящие за рамки уч программы «За страницами школьных учебников математики», «Основы термодинамики и молекулярной физики», «Химия высокомолекулярных соединений», «Основы генетики», «Основы экон знаний», «Тайны рус языка» и др.
Важное место среди факультативных курсов отводится факультативам по предметам, не входящим в уч. план «Мировая худож. культура», «Общая психология», «Психология учения и НОТ школьника», «Основы пед. знаний», «Основы киноискусства», «Основы театральной культуры», «Основы муз. культуры», «Худож. культура и мы»
Выбор факультативных курсов учащимися осуществляется каждый год Ф з дают возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности учащихся, повысить степень их самостоятельности на основе выполнения творч, исследоват или конструкторских заданий, подготовки рефератов, докладов, выполнения библиографич работ. Задания выбираются таким образом, чтобы они имели ценность не только для данного ученика, но и для всей группы Сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся, расчленение сложного задания на ряд простых с последующим обсуждением результатов их выполнения, взаимная заинтересованность в результатах труда, ответственность перед товарищами позволяют решать мн пед. задачи
Факультатив
Факультативный курс или факультативный предмет (фр. facultatif — от лат. facultas — «возможность») — необязательный учебный курс (предмет), изучаемый в высшем учебном заведении или школе по выбору студента (ученика).
Содержание
Факультативные предметы в школе
В каждой школе существует учебный план, где для каждого предмета, преподаваемого в данной школе, указано, является он обязательным или факультативными. Федеральный базисный учебный план определяет, что предметы: русский язык, литература, иностранный язык (начиная со 2 класса), математика, ИЗО, музыка, труд, окружающий мир, физкультура являются обязательными.
Основное и полное образование
Факультативные предметы в ВУЗе
Факультативные курсы организуются советами ВУЗов по своему усмотрению с целью расширения и углубления научных и прикладных знаний студентов.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Факультатив» в других словарях:
факультатив — предмет, курс Словарь русских синонимов. факультатив сущ., кол во синонимов: 2 • курс (41) • предмет … Словарь синонимов
ФАКУЛЬТАТИВ — ФАКУЛЬТАТИВ, а, муж. (разг.). Факультативный учебный курс. Ф. по стилистике. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
факультатив — а, м. ( … Словарь иностранных слов русского языка
факультатив — с. 1. Мәҗбүри булмаган, үз теләге белән сайлана торган, имтихан алынмый торган ф. дәресләр 2. биол. Тереклек итү, туклану рәвеше катгый булмаган, башкача да мөмкин булган факультатив паразит. ФАКУЛЬТАТИВ ҖӘЯЛӘР – Җөмләнең, идиоманың, сүзнең… … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
факультатив — ФАКУЛЬТАТИВ, а, м Разг. Форма обучения, состоящая в изучении дополнительного предмета, курса, не входящего в обязательную учебную программу. На факультатив по латинскому языку записались двенадцать человек … Толковый словарь русских существительных
Факультатив — м. разг. Факультативный курс какого либо учебного предмета. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
факультатив — факультат ив, а … Русский орфографический словарь
факультатив — (2 м); мн. факультати/вы, Р. факультати/вов … Орфографический словарь русского языка
факультатив — у, ч. Понадпрограмний, необов язковий навчальний курс, необов язкове для відвідування заняття … Український тлумачний словник
Факультативные занятия
О некоторых организационных и методических аспектах
проведения факультативных занятий
Факультатив – это не новая форма занятия, она давно применяется в практике работы школы. Но с отменой профильного обучения факультатив стал единственной формой внешней дифференциации образовательного процесса, ведущим направлением реализации интересов детей в условиях одноуровневого обучения 11-летней школы.
В связи с усилением роли факультативных занятий возникает необходимость пересмотра подходов к их организации и качеству занятий.
Факультатив, как и урок, является учебным занятием,
однако он имеет свои особенности.
Первая из них – добровольный характер посещения в соответствии с образовательными потребностями и склонностями учащихся. В старшем звене выбор учащимися факультатива чаще всего связан с планируемым продолжением обучения. В то же время учащиеся 5 – 9 классов не всегда определяются в профессиональной направленности и личностных интересах и находятся в поиске того, что им интересно и нужно. И на данном этапе важнейшую роль играет реклама факультатива. Возникает вопрос – каким образом это можно сделать? У каждого учителя свои подходы. Например, реклама факультатива может быть представлена в виде печатной продукции: материал в школьной или настенной газете в кабинете, красочный буклет, плакат-афиша. Оправдывает себя и такая форма, как открытое занятие факультатива – на него приглашаются учащиеся, для которых данный факультатив может быть организован в будущем учебном году. Заинтересовать учащихся может и яркий рассказ учителя о содержании и формах работы факультатива, его значимости для повышения качества знаний и расширения их кругозора. В любом случае (и в среднем, и в старшем звене), ученики должны получить информацию о возможности посещения тех или иных факультативных занятий. Желательно сделать это заранее, в марте – апреле, при этом учащиеся смогут сделать выбор на будущий год, а администрация – определить предварительную нагрузку педагогам.
Добровольность посещения факультативных занятий определяет наличие высокой учебной мотивации учащихся. Однако практика показывает, что это свойственно далеко не всем ученикам. В таком случае учителю приходится постоянно работать над формированием и развитием интереса к факультативу.
Второе отличие факультатива от урока – безотметочный способ обучения. Это оправдано: учащийся, выбравший факультатив добровольно, не нуждается в таком стимуле как отметка. Недопустимо и такое «стимулирование», при котором отметка за работу на факультативе ставится на страницу журнала, где фиксируются отметки за урок – это является нарушением многих нормативных документов. Но отсутствие отметок не означает отсутствия оценивания.
В роли оценки выступает не отметка, а словесная характеристика достижений учащихся. В виде поощрения могут выступать какие-либо знаки, придуманные учениками и учителем (жетоны, придуманная «валюта»), грамоты особо отличившимся ученикам, электронные материалы, собранные в ходе работы факультатива. Однако главный акцент должен быть сделан на формирование самооценки учащимися результатов их учения, а также самого процесса получения знаний. Для того, чтобы у учащихся сформировались эти навыки, необходимо учить их соотносить свои результаты с требованиями программ. Добриневская А.И. и Запрудский Н.И. в своей книге «Организация факультативных занятий в 11-летней школе» отмечают: «Обучение может стать безотметочным, если оно строится по следующим правилам:
1) отметка отсутствует, но содержательная оценка обязательна;
2) ученики пользуются ориентирами для самооценки, которые для них являются предельно понятными;
3) самооценка ученика предшествует оценке учителя.
Процесс оценивания учащимися собственной деятельности, своего поведения и своих образовательных продуктов имеет очень большое педагогическое значение:
во-первых, на занятиях обеспечивается обратная связь, благодаря которой учащийся видит свое продвижение в изучении материала и может корректировать свою деятельность;
во-вторых, повышается учебно-познавательная активность учащегося, что положительно сказывается на результативности образовательного процесса;
в-третьих, учащийся овладевает навыками рефлексии – одной из ключевых компетенций современного человека».
Формированию навыков самооценки способствует использование на факультативе таких форм работы как портфолио, презентации проектов, проведение конференций, выставок.
Факультатив способен решить еще одну важную задачу, направленную на развитие общеучебных умений и формирование практических навыков учащихся.
Один из важнейших принципов построения факультативных занятий – предупреждение перегрузки учащихся. С ним связано отсутствие домашнего задания на факультативе. Исключение составляют домашние задания по желанию учащихся, как правило творческого характера, но при этом недопустимы объемные задания, требующие большого времени на подготовку (составление электронных презентаций, подготовка рефератов и др.).
При определении содержания, форм и методов работы на факультативе, важно помнить: учащийся приходит на занятие после учебного дня, порой очень сложного, и однообразный, похожий как две капли воды на урок факультатив, не способствует здоровьесбережению. В то же время занятие факультатива – это учебное занятие, и нагрузки здесь не избежать. Какой выход можно найти в данной ситуации? Ответ один – на факультативе должно быть интересно, и тогда любая информация будет восприниматься на нём легко, а само занятие – как одна из форм досуга.
Сделать это можно разными способами. Самый простой и эффективный – отбор интересного и увлекательного содержания. В отличие от урока, где содержание очень строго регламентировано программой, отбор учебного материала на факультатив более свободный. На усмотрение учителя, мы можем уделить больше внимания отдельным аспектам, сделать акцент на отдельных вопросах, больше использовать научно-популярную литературу, художественный текст. Большие возможности для отбора содержания учебного материала предоставляет Интернет (особенно для проведения страноведческих факультативов), материалы средств массовой информации. На факультативе целесообразно использование иллюстративного материала, тем более, что фото- и видеоматериала в настоящее время достаточно.
Развитию познавательной активности учащихся и формированию интереса к предмету способствует использование специальных методов обучения. Некоторые из них описаны в книге А.Гина «Приемы педагогической техники». В частности, повышению интереса к учебному материалу способствует постановка привлекательной цели, например, в форме отсроченной отгадки: в начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), решение которой находится при изучении нового материала.
А.Гин приводит примеры использования других методов, направленных на развитие интереса к изучаемому материалу: «Удивляй» (учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным), «Лови ошибку» (объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибку или предлагает найти ошибку в имеющемся тексте, например, материалах СМИ), «Практичность теории» (учитель показывает практическую значимость материала для учащихся).
Практика показывает, что методика факультативного занятия зависит, в первую очередь, от направленности и содержания программы факультатива. Но, в любом случае, положительный эффект дает грамотное применение современных образовательных технологий.
Важным стимулом для учащихся является создание ситуации успеха, когда учитель предлагает посильные задания, пошагово ведет ученика к результату. Обеспечить такую ситуацию можно только в том случае, если знать личностные особенности учащихся и максимально учитывать их в построении факультативного занятия.
Таким образом, учитель имеет большой арсенал приемов и способов для развития познавательного интереса и реализации образовательных запросов учащихся через факультативные занятия. Нужно только провести их «инвентаризацию» и определить наиболее эффективные из них.
Факультативные занятия 2019 – платно или бесплатно, предметы по выбору
Факультативные занятия – это дополнительное обучение, которое организовывает руководство школы с целью улучшить качество знаний школьников. Подразумевается, что это необязательные предметы, ходить на которые можно по желанию. Факультатив бывает платным и бесплатным – это зависит от того, какой предмет преподают – относится он к школьной программе, или нет.
Цель факультатива
В зависимости от направления деятельности школы определяется цель факультативных занятий. В школе с углубленным изучением какого-либо предмета дополнительные часы организованы с целью поднять общий уровень знаний. Скорее всего, они будут относиться к школьной программе. В некоторых учебных заведениях есть обязательные дополнительные уроки, на которые обязаны ходить все, без исключения, ученики.
Занятия, которые проводятся с целью расширить кругозор школьников, почти всегда не обязательны к посещению. Дети могут ходить туда, если им интересно.
Например, психология. Если кто-то планирует поступать на такой факультет, то он имеет возможность глубже узнать о своей будущей специальности. Или, к примеру, робототехника – популярная на данный момент отрасль. Чтобы иметь «зеленое» понятие, что это такое, как разрабатываются электронные схемы управления, есть возможность еще в школе оценить себя в данной профессии.
Темы факультативов могут быть самыми разными. При ограниченном финансировании они касаются только школьной программы, если занятия платные или школа хорошо финансируется, учителя ведут какие-то свои дополнительные уроки, студии, школы.
Обязательные факультативные занятия
Чаще всего детей обязывают ходить на дополнительные занятия в специализированных школах, где углубленно изучается одна или несколько дисциплин. Программы в таких образовательных учреждениях обычно усиленные, поэтому обычной нагрузки учителя не хватает, чтобы пройти все темы. Для этого организовываются факультативы, куда нужно обязательно ходить, чтобы получить глубокие и полные знания.
Обязательные факультативы не могут быть платными, так как являются частью школьной программы.
При возникновении спорных ситуаций, например, когда учитель требует посещения необязательных факультативов, родители вправе обратиться к руководству школы и выяснить, почему нужно тратить на них время. Учитель может попробовать убедить ребенка посещать дополнительные занятия, но не требовать и угрожать плохими оценками.
Если ребенок записался на занятия, то должен их посещать, поэтому вопрос о факультативах необходимо решать серьезно. Возможно, даже подключать родителей.
Заочное обучение в школе – это относительно новая форма занятий, при которых дети прикреплены к данному учебному заведению, но посещают его в оговоренные дни или выбирают предметы по желанию. Факультативные занятия входят в число разрешенных к посещению предметов, если школьнику подходит стиль преподавания и качество информации.
Как выбрать предмет
Предметы выбирают, исходя из двух принципов:
По новым законам в некоторых экспериментальных школах введены новые правила. Ученики могут выбирать несколько предметов для углубленного изучения, остальные проходить на базовом уровне.
Парадокс заключается в том, что выбирать будущую специальность приходится уже в школе, а психологически человек созревает к выбору гораздо позже – в 21-22 года. Этим можно оправдать длительное обучение в школе в некоторых странах, где дети учатся 12 – 13 лет.
В России необходимо очень ответственно подходить к выбору профессии, учитывая все нюансы – финансовое положение семьи, склонности ребенка и его мнение, ситуацию на рынке труда, уровень заработной платы в определенной отрасли.
Сколько предметов по выбору можно посещать, зависит от той школы, где ребенок учится. Если факультативы бесплатные, можно ходить на все, лишь бы хватило времени и сил.
Самое неприятное, что может произойти при выборе обязательных предметов – это изменение планов абитуриента в последний момент перед поступлением. Если окажется, что он передумал идти в технический вуз, куда усиленно готовился последние два года, а для поступления в гуманитарный ему не хватает знаний, придется в срочном порядке искать репетиторов и наверстывать школьную программу по предметам.
Альтернатива факультативам
Альтернативой бесплатным школьным факультативам может быть заочное обучение в виртуальной школе или на заочных курсах. В большинстве случаев такие организации берут деньги за свои услуги, но хорошо контролируют процесс учебы и дают больше материала для изучения.
Занятия с репетитором дома при семейной форме обучения также считается хорошим способом получения знаний. Иногда даже лучшим, чем традиционный. Индивидуальный подход и хороший педагог способны вызвать неподдельный интерес ученика и даже направить его абсолютно в другую сферу деятельности.
Планирование дополнительных занятий
Учитывая то, что дополнительные занятия требуют больше времени и сил, особенно, если ребенок отстает в данном предмете и его необходимо подтянуть в короткие сроки, следует правильно планировать подборку факультативных занятий.
Нагрузка у детей в общеобразовательной школе на данный момент крайне велика. Стать отличником можно лишь в том случае, если все свободное время посвящать учебе – в школе или за ее пределами.
В Министерстве образования уже обсуждают разные формы получения знаний, в том числе такие, при которых дети имеют право выбирать уровень программ. Понятно, что для этого формируются разные группы, учителей должно быть больше, не каждая школа может себе позволить такое финансирование.
При изучении углубленно какого-либо предмета можно дополнительно подключать факультативы, но если все школьные предметы будут изучаться на высоком уровне, ученик не будет иметь времени на отдых. С такими нагрузками нужно быть осторожными, так как дети иногда не замечают, что теряют силы, а вместе с ними и здоровье.
Платные или бесплатные факультативные уроки
В качестве факультативных занятий на базе общеобразовательной школы могут функционировать отдельные учебные заведения. Руководство арендует помещения в классах, оплачивает их, чтобы детям было удобнее посещать кружки. Поэтому такие занятия будут платными. То же самое касается спортивных секций – гимнастика, единоборства.
Если школьные учителя имеют дополнительное образование в какой-либо сфере, они могут получить разрешение организовать платный кружок на базе школы, заключить договор аренды и брать деньги за свои услуги.
Если часы официально оплачиваются Министерством образования и входят в школьную программу, то такие факультативы являются бесплатными – учителя не имеют права требовать оплаты занятий.
Дистанционные курсы по общеобразовательным предметам – это полноценный бизнес, открывают его педагоги, платят налоги государству, поэтому рассчитывать на бесплатное обучение не стоит. Хотя такие удаленные лекции могут стоить намного дешевле, чем занятия с репетитором.
Среднее образование дает общеобразовательная школа. Оно может быть полным или неполным. Часто среднее образование путают со средним специальным. Среднее – это школьное, а среднее специальное – это колледжи и профтехучилища.
Чем тличаются факультативные и элективные курсы?
В современной школе есть несколько видов учебных курсов, среди которых выделяются элективные и факультативные. У школьников и их родителей часто возникают вопросы, являются ли элективы и факультативы обязательными или их можно пропускать.
Да и различия между этими терминами далеко не все понимают правильно. Давайте попробуем разобраться, чем отличаются факультативные и элективные курсы, зачем они нужны и какая польза от посещения этих учебных дисциплин.
Что такое электив?
Появление понятия электив закреплено в ряде нормативных документов, в том числе в Письме Минобразования № 14-51-277/13 2003 года и Письме Минобрнауки №03-413 2010 года. Сущность элективного курса отражается его английским аналогом (elective — выборный, факультативный). Вместе с тем, в российской системе образования электив — это обязательный курс, элективность которого обусловлена выбором школы и профильного класса.
Для элективных курсов характерны следующие особенности:
Что такое факультатив
Факультатив — это необязательный курс, который добровольно посещают ученики, желающие углубить свои знания по одной из основных учебных дисциплин. Для факультативных курсов характерны следующие особенности:
Предпосылки для появления элективов и факультативов
Основной причиной появления элективных и факультативных курсов стала индивидуализация школьного образования. Каждый ученик имеет особые таланты и способности, а также право реализовать их в рамках школьного обучения. Постепенно это понимание оформилось в виде концепции профильных классов и в еще более глубоком подходе, который дает право выбора некоторых учебных дисциплин.
Идея элективных и факультативных курсов прописана в Федеральном законе №273-ФЗ. В частности, в пункте 5 статьи 34 указано, что учащиеся имеют право выбирать электив и факультатив из списка, предложенного образовательным учреждением. В пункте 3 статьи 44 этого же закона говорится, что аналогичным правом обладают родители несовершеннолетних учеников. Кроме того, по каждому из видов курсов выпущены методические рекомендации и другие документы, регулирующие требования, цели, задачи и другие нюансы проведения занятий.
Факультативы, элективы и нагрузка на учеников
Как уже указывалось, ученики и их родители имеют право выбирать факультативные и элективные курсы в рамках предложенных школой возможностей. Вместе с тем, все мы понимаем, что в современных условиях каждый школьник испытывает постоянные и, может быть, чрезмерные нагрузки психологического, умственного и физического характера.
Дополнительные занятия могут вызвать стресс и постоянную усталость, поэтому к выбору элективов и особенно факультативов следует подходить взвешенно, учитывая следующие моменты:
В любом случае решение о выборе и посещении/непосещении элективов и факультативов должно быть взвешенным и обоснованным.