Что значит фактура материала
Что такое фактурные ткани, и почему мы используем их в модной детской одежде
В детской верхней одежде G’n’K мы часто используем материалы с необычной текстурой. Для каждой отдельной модели фактура играет свою особенную роль, но об этом читайте в конце статьи!
Виды фактурных тканей
Фактура ткани — рельеф её поверхности, который достигается использованием особого плетения, применением нитей различной толщины и текстуры, различной отделки. Она бывает разной, но основные виды такие:
Бывают и дизайнерские полотна, которые сочетают в себе сразу несколько фактур. Современное ткацкое производство вполне это позволяет!
Какие фактурные ткани используются в G’n’K
Мы специализируемся на верхней одежде, в которой самое важное — практичность. Поэтому фактурная ткань, какой бы она ни была, должна соответствовать нескольким суперважным показателям:
Наши технологи и дизайнеры экспериментируют постоянно, ища идеальный материал для каждой куртки, плаща, пальто и детского костюма. В коллекции «весна 2020» есть несколько моделей с фактурными материалами:
И это не всё: в новой коллекции есть модели детской одежды из ткани «жатка», уникальной жатой фактуры, приятной на ощупь и необычной на вид.
Так что в современной детской моде есть место не только глянцево-блестящим вещам (что тоже отлично), но и другим фактурам, добавляющим в образ столько же, сколько добавляют цвета и декор.
ФАКТУРЫ В НАШЕМ ОБРАЗЕ
Чтобы создать действительно стильный образ, важно учитывать не только силуэт, композиционный центр и выбранный цвет, но и выбор подходящих фактур. Фактуры в нашем образе это ткани и материалы, из которых сделана наша одежда и аксессуары (обувь, сумки, украшения).
Фактура (от лат. factura— обработка), если говорить простым языком, — это характерная внешняя поверхность материала, которую мы способны ощутить визуально и тактильно.
По степени выразительности фактуры ткани можно подразделить на ткани с богатой фактурой (шероховатые) и ткани с бедной фактурой (гладкие).
По отдельным характеристикам ткани также можно разделить на несколько групп:
• тонкие (шифон, вуаль) и толстые (букле);
• мягкие (шифон, бархат, крепдешин) и жесткие (тафта, органза, муар);
• матовые (твид, сукно, деним), прозрачные (газ, органза), блестящие (сатин, атлас);
• легкие (батист, шифон) и тяжелые (пальтовые ткани).
Все это придает ткани определенный «вес» и «масштаб» и делает ее идеальным выбором для одних и абсолютно неверным — для других.
Несколько важных моментов, которыми мы хотим поделиться с вами.
1. Фактуры подбираются под внешность (важны кожа, волосы, линии в лице, общее впечатление, эстетика). При астеническом типе телосложения и достаточно тонких чертах лица подойдут ткани тонкого плетения, такие, как шелк, шифон, кружева и т.п. Изделия из массивных и тяжелых тканей выбирать не стоит.
Широкий костяк и крупные черты лица предполагают выбор одежды из более «тяжелых» тканей: плотный шелк и атлас, трикотаж, замша, кожа.
Вялые фактуры старят, так как подчеркивают уже не такую упругую с возрастом кожу.
2. Фактура может усилить цвет или, наоборот, «убить» изначально красивый оттенок. Цвет значительно смягчается на ворсистых поверхностях и усиливается на гладких. В блестящей ткани из-за блеска трудно рассмотреть поверхность, и цвет носит не поверхностный характер, воспринимается, прежде всего блеск, а затем уже цвет.
3. Фактура ткани имеет большое значение в зрительном восприятии объемности и тяжеловесности изделия. Например, шероховатая и рельефная фактуры увеличивают зрительную объемность и тяжеловесность, а гладкая фактура, наоборот, придает одежде легкость, зрительно уменьшая объем.
4. Фактуры в нашем гардеробе могут стать отдельным выразительным инструментом. Они могут создавать красивые контрасты между собой или великолепно играть с принтами. Сочетать ткани с различными текстурами в одном образе крайне желательно, если вы создаете монохромную или близкую к тому комбинацию.
В любом образе должно быть некоторое разнообразие фактур. Тогда образ будет интереснее и глубже. Проверьте свой гардероб, очень часто у нас очень маленький выбор, потому что на этот чудесный инструмент обращаем очень мало внимания.
Текстура и фактура: отличия, смысл понятий
Отличие фактуры от текстуры — это важные знания, в особенности для тех, кто постоянно занимается в сфере интерьера, строительства. Порой понятия часто путают, не уточняя их смысла, но на самом деле лучше для начала поинтересоваться их значением. Может, эти слова имеют разный смысл или же, напротив, являются синонимичными?
Понятие фактуры
Фактура представляет собой визуальное и осязательное описание любой поверхности, которое помогает понять, как именно она обработана. Понятие включает в себя объяснения человеком его ощущений, когда он видит что-либо или касается чего-либо.
Вам будет интересно: Множество значений слова «вера»
Прежде чем узнать отличия текстуры от фактуры, необходимо наиболее полно понимать значение объясняемого в разделе понятия. Для этого нужно привести пример. Скажем, когда человек видит поверхность, он может объяснить, что она рельефная или, напротив, гладкая. Когда он касается ее, то говорит, что она шершавая, ребристая.
Помимо примеров для определения отличий текстуры от фактуры, можно привести еще некоторые термины, которые дополняют смысл последнего понятия.
Существует также понятие «естественная фактура». Она предполагает определенную поверхность, которая имеет такой вид, потому что у материала есть свои особенности. В противовес такому термину выдвигают еще фактуру по характеру обработки — это поверхность, которая получила свой вид из-за того, что ей его придал человек с помощью каких-то инструментов. Также сделать это может и любая природная стихия. Например, когда волны шлифуют поверхность скал.
Понятие текстуры
Текстура в каком-то смысле и близкое понятие к первому слову, и противоположное. Определение предполагает визуальное и осязательное свойство, с помощью которого человек сможет определить, какой вид материала перед ним. Таким образом, он скажет не только, что поверхность рельефная и колючая, но и сможет предположить, что перед ним дерево.
Понятие также разделяется на визуальную и осязательную текстуру. Первая предполагает, что по виду человек поймет, что за материал перед ним. Вторая же базируется на определении этого за счет прикосновения.
Определение отличий текстуры и фактуры основывается на выведении разницы между смыслом терминов. На этом этапе можно сказать, что текстура характеризует в большей степени весь материал в целом, а фактура — конкретно поверхность.
На следующем уровне уже можно привести различие между терминами — естественная фактура и текстура. Первый означает материал, который осязается, а также выглядит одинаково.
Когда происходит несовпадение, то можно говорить, что фактура имитирует другой вид материала. Делается это намеренно человеком с целью придания «изюминки». В соотношении этих понятий тоже видны отличия фактуры и текстуры.
Исключения
При определении оттенков вроде матового и глянцевого также можно говорить, что это фактуры. Это объясняется тем, что поверхность выглядит и осязается как шероховатая или гладкая, поэтому в итоге окраски она становится матовой либо глянцевой. Человек может говорить как «матовый оттенок», так и «матовая фактура», оба варианта будут верны.
Изучив основные черты и отличия фактуры от текстуры, можем перейти к выявлению особенностей с целью наилучшего понимания разницы.
Особенности
Человек может воспринимать текстуру привычным образом, но делать это за счет, так сказать, температуры материала. Например, стекло будет считаться холодной, а вот дерево, наоборот, теплой.
Отличие текстуры от фактуры также в том, что первая может описываться разными способами вроде общего сведения, наиболее точного параметра, творческим способом, а также характеризующим. К примеру, дерево — древесина бука, кожа — это кожа змеи и прочие.
Особенного правила в описании нет, каждое дополнение служит для характеристики материала.
Фактура
Классификация текстур.
Текстура
Фактура и текстура текстильных материалов
В мире современной моды, несмотря на технологические новации, неизменными остаются такие важнейшие характеристики поверхностей тканей и текстильных материалов, как текстура и фактура.
Термин «текстура» получил широкое распространение в различных областях науки, техники и производства, например, текстура мрамора, каменного угля, пород древесины. Текстура— это своеобразный узор на поверхности материала, обусловленный характерным расположением составных частей этого материала (зерен, кристаллов, нитей, волокон и т. д.).
Текстура ткани — внешнее проявление внутреннего строения, видимая на поверхности часть структуры материала.
Из материаловедения мы знаем, что по своему строению ткани делятся на простые и сложные. В простых тканях все нити располагаются в одном слое. Поверхность таких тканей гладкая и однородная. Некоторые простые ткани вырабатываются мелкоузорчатыми переплетениями, которые делятся на производные и комбинированные.
К производным переплетениям относятся рогожка, репс, саржа, сатины, атласы. Комбинированные переплетения получаются наложением одного переплетения на другое, сочетанием разных переплетений в одном рапорте ткани, включением одного переплетения в другое.
Сложные ткани по своему строению подразделяются на полутораслойные, двухслойные, двулицевые, многослойные, ворсовые, перевивочные (ажурные) с дополнительной основой и сложнофасонные. Помимо таких ткацких переплетений на характер текстуры текстильной поверхности влияют: уплотненность или разреженность ткани, различие в качестве пряжи, в линейной плотности основных и уточных нитей, в натяжении нитей основы и др.
Для изготовления тканей используют различные нити: мононити, комплексные, крученые, армированные, меланжированные, фасонные, мулинированные, блестящие, металлизированные, буклированные, креповой крутки. Кроме того, используют различную пряжу — простую или фасонную.
Текстуры тканей делятся на четыре группы.
1-я группа — гладкая. При ее создании используют пряжу одинаковую по качеству в основе и утке, главные и производные переплетения, формируют уплотненную поверхность. Примером такой текстуры служит драп, кашемир.
Графические эквиваленты текстуры. 1-я группа — гладкие
2-я группа — шероховатая. Эффект шероховатости создает рубчик, образующийся в результате применения более толстой нити в утке (в поплине и габардине — поперечный, в сарже — диагональный). В этом случае получается мелкозернистая поверхность.
Графические эквиваленты текстуры. 2-я группа — шероховатые
В полуторастройных тканях шероховатость образуется путем настила из эластичных нитей на изнаночной стороне полотна, сжимающих лицевой слой ткани. Подобный эффект получают при использовании нитей из одного сырья, но с разной круткой — пологой и креповой, а также с помощью буклированных нитей.
3-я группа — рельефная. Сложное строение тканого или трикотажного полотна, образованного несколькими системами нитей, различающихся по волокнистому составу и линейной плотности создает интересные по пластике рельефы. Особенно заметны трикотажные рельефы, имитирующие ручное вязание. Различные трикотажные переплетения (ажурные, филейные и рельефные) образуют на поверхности полотна бугорки, впадины, полосы (вертикальные и горизонтальные), «каре», полудуги и т.п.
Графические эквиваленты текстуры. 3-я группа — рельефные
4-я группа — ворсовая. Такую поверхность имеют ткани, выполненные по специальной технологии ткачества переплетением с дополнительной основой для образования ворса, например бархат, панбархат, плюш, вельвет, натуральный и искусственный мех.
Графические эквиваленты текстуры. 4-я группа — ворсовые
Термин «фактура» (от лат. factura — обработка) характеризует особенности отделки и обработки поверхности ткани, трикотажного или нетканого полотна.
Помимо технологических приемов отделки на характер фактуры влияет волокнистый состав нитей. Сырье имеет существенное значение для выбора и образования той или иной фактуры. Матовая пряжа и блестящий метанит, золотая и серебряная нити или синтетическое волокно во многом определяют эстетический эффект воздействия фактуры ткани на человека.
В современном проектировании одежды широко распространена отделка сложными узорами трикотажного гладкого полотна. Такая отделка выполняется посредством шнура, крученых нитей, валиков, петелек и пр. Многие современные рисунки на пальтовых шерстяных тканях создаются путем ворсирования или стрижки. На хлопковых тканях с включением синтетических волокон путем термообработки получают жатые полосы, например, ткань сирсакер (жатость в полосе, чередующаяся с гладкими полосами).
Фор-эскизы костюмов с различным фактурным решением
Фактура и стиль
1. Фактура тканей (материалов)
3. Фактура и стилистический типаж
4. Практические советы и life hacks
ФАКТУРА ТКАНЕЙ (МАТЕРИАЛОВ)
У материала есть изначальные свойства и цвет. После обработки поверхность бывает шершавая, отполированная, покрытая лаком, неровная с рваными краями, мятая или разглаженная. Блеск сглаживает характер поверхности, а наличие узоров подчеркивает. Степень выразительности фактуры сильно зависит от колористического оформления. Светлые и теплые цвета выявляют поверхность материала, а темные и холодные делают менее заметной. То есть, фактура — собирательное название особенностей и свойств поверхности. Главный фокус в том, что она вызывает эмоции и напрямую участвует в создании впечатления о вас и вашем стиле.
Свойства и особенности фактур делятся на две группы. Первая — визуальные. Видимые характеристики фактуры так или иначе связаны со светом, с тем, как свет отражается или не отражается от поверхности: блестящая пластмасса, матовое стекло, глянцевая бумага.
Вторая группа — тактильные. То, что мы ощущаем, прикасаясь к предмету. Гладкий или шероховатый, бархатистый, липкий, мягкий или твёрдый, пушистый или колючий.
Фактура не качество ткани, а только внешнее проявление строения и зависит от видов переплетения, толщины нитей, структуры. Маркизет — это тонкие, плотно сотканные хлопковые нити очень высокого качества, ткань получается полупрозрачной однородной структуры, с легким красивым блеском. Бязь тоже делается из хлопковых нитей, но гораздо грубее на ощупь, более прочная, поэтому подходит для других целей.
В досужих разговорах о моде, стиле и гардеробе тема соответствия фактур стилистическим типажам встречается редко. Но это соответствие не бесплатное приложение к выбору понравившейся вещи. В эпоху эклектики и хаоса, конечно, теоретически смешивать и сочетать можно все. Смешение стилей, фактур, принтов, трендов — must-have современной моды. И всё же, для человека, который только учится, безопаснее условно разделить фактуры на соответствие стилям.
Свойства фактуры вызывают чувства и ассоциации. Металл — жёсткий, холодный, блестящий. Передает надёжность, агрессию, уверенность. Дерево — более мягкий, тёплый, поддающийся обработке материал. У дерева есть рисунок. Шерсть или мех, особенно у женщин, вызывают ощущение уюта и комфорта.
В зависимости от желаемого результата, создаются либо контрастные сочетания — например, гладкое на фоне шершавого. Либо формируется композиция в одном общем стиле — например, мягкое рядом с пушистым, избегая колючего.
ФАКТУРА И СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ТИПАЖ
В 2020 году дизайнеры предлагают текстуры, которые помогают создавать мягкие и женственные образы. Но у каждого стилистического типажа есть свои предпочтения. Силуэт, форма тоже часто требует тех или иных фактур.
Романтический стиль — это струящийся шелк, обволакивающее облегание, тонкий трикотаж, богатые набивные ткани. Полупрозрачные матовые шифоны, нежные кружева, мягкий бархат — образы, возникающие при его упоминании.
Драматический и гламур «любят» атлас, парчу, блестящую кожу, лайкру, пайетки, яркие перья, металлическую фурнитуру, гладкие эластичные материалы, подходящие для плотного облегания или наоборот, создающие большие объемы.
Hатуральный casual — это твид, крупная рельефная вязка, ворсистые ткани. Грубая кожа, матовый металл, зернистость, лен, замша — подходит всё, что напоминает о природном происхождении материала.
Деловой или классический стиль — плотные и средней плотности ткани, не грубые, но держащие форму, минимум рельефа, закрытый или полузакрытый ткацкий рисунок. Это качественная шерсть, плотный и тонкий шелк, хлопок, кашемир, драп и букле. Классика ассоциируется с высоким статусом и добротностью и желательно, чтобы фактура имитировала этот посыл.
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ И LIFE HACKS
2. В определении стиля одежды даже элементы отделки меняют визуальное восприятие. На классическом костюме стальная блестящая фурнитура, нап ример, или брутальные молнии на нежном романтическом платье, или нелепое синтетическое кружево на шикарном джемпере. Такие детали могут добавить в комплект интриги, провокации, сделать его интересней или, наоборот, «убить» образ. Я часто покупаю, потому что понравился крой или цвет, но убираю неуместную отделку, несоответствующую фактуре и стилю. Иногда фантазирую и пришиваю своё. Нет навыка — можно отдать в ателье. Это не будет стоить дорого, но вещь приобретёт характер. Если умеете вязать, шансы круто обыграть простой комплект увеличиваются в разы.
3. Причёска, волосы и кожа тоже, своего рода, фактура. Продумывая образ, учитывайте этот факт. Кудрявые или прямые глянцевые, собранные гладкие или распущенные волнистые локоны создают разный, порой прямо противоположный эффект. Возраст и качество кожи также нужно принимать во внимание, чтобы не создавать противоречий. Морщины могут стать украшением, подчеркнуть выразительность черт лица, характер. Или, наоборот, указать на неуместность предмета в комплекте.
То же самое относится к макияжу, который делает лицо светящимся или матовым, полупрозрачным или тяжелым. Правильно подобранная или обыгранная фактура кожи и волос важна не меньше, чем фактура платья и пальто.
4. Смело используйте контрастные фактуры в монохроме — это позволит создать более выразительный, привлекательный образ, который интересно рассматривать. Монохромность — не значит монотонность и скука.
5. При желании создать спокойный или более понятный образ, применяйте знакомые классические сочетания и похожие фактуры: например, деним с хлопком, кожу с твидом и грубой вязкой, шерсть с трикотажем.
Если хочется перчинки, более стильно и современно, не бойтесь смешивать противоположности, смелее сочетайте несочетаемое: грубую замшу с нежным батистом, тяжелую плотную шерсть с кружевом, букле и блестящие пайетки.
6. Гладкие или блестящие однотонные фактуры также, как рельефные, визуально добавляют объём. Лучше их использовать локально, подальше от проблемных зон, если такие имеются.
Для наглядности: американская актриса, милейшая Chrissy Metz. На верхних фото — в платьях с матовой фактурой и вертикальным рисунком, удлиняющем силуэт, выглядит вполне симпатично. На нижних фото в однотонных блестящих платьях длиной до колена — явный промах стилиста, я думаю.
Сочетание фактур, форм, цветов и рисунков ведёт в итоге к общей фактуре выбранного вами образа. Впечатление сильно зависит от визуального и тактильного восприятия в первые секунды общения. Используя определенные фактуры и цвета, можно вызывать доверие, создать впечатление уверенности, власти или привлечь внимание эпатажем. В следующих статьях расскажу, как это сделать. И Я УБЕЖДЕНА, ЧТО ВАМ НЕ НУЖНО ИМЕТЬ ИДЕАЛЬНУЮ ФИГУРУ И МОЛОДОСТЬ, ЧТОБЫ ИМЕТЬ СТИЛЬ.
Автор: ЛАРИСА КЛИМОВА
(все фото взяты в открытом доступе в сети и-нет)