Что значит фактические брачные отношения
Сам себе адвокат
защита прав в суде без адвоката
ФАКТИЧЕСКИЕ БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ФАКТИЧЕСКИЕ БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Фактические брачные отношения не влекут возникновения семейных прав и обязанностей. Однако, количество мужчин и женщин, состоящих в фактических брачных отношения в России, как и в других странах растет.
Фактические брачные отношения принято называть гражданским браком. Семейный кодекс РФ не содержит понятия фактических брачных отношений, но КЗоБС РСФСР 1926 года признавал фактические брачные отношения имеющими юридическую силу. В 1944 году Указом ПВС СССР от 08.07.1944 года было предписано узаконить фактические брачные отношения, зарегистрировав брак в органах государственной регистрации. После издания этого указа фактические брачные отношения не влекут никаких правовых последствий.
Общие признаки фактических брачных отношений
Фактические брачные отношения характеризуются рядом общих признаков:
Наличие совместных детей обязательным признаком фактических брачных отношений не является, так как и законные супруги по тем или иным причинам могут не иметь детей.
Правовое положение лиц состоящих в фактических брачных отношениях
Фактические брачные отношения характеризуется рядом особенностей.
Первая особенность заключается в том, что в отличие от зарегистрированного брака родители детей рожденных в фактическом браке записываются таковыми только пос подачи ими совместного заявления в органы ЗАГСА. Презумция отцовства в фактическом браке не действует.
Вторая особенность касается режима имущества приобретенного в фактическом браке. Имущество, приобретенное супругами в период зарегистрированного брака, признается их совместно нажитым. К имуществу нажитому в период фактических брачных отношений режим совместной собственности на него не применяется.
Фактические супруги могут договориться о распространении на приобретаемое ими имущество режима общей долевой собственности. На практике фактические супруги таких договоров не составляют.
Совместное проживание, ведение общего хозяйства, наличие общего семейного бюджета указывает на наличие у сожителей воли к установлению режима общей долевой собственности на имущество и составляет предмет их общего хозяйства. Но имущество приобретенное не в связи с совместным проживанием, а например в результате занятия предпринимательской или творческой деятельностью то для признания такого имущества общим необходимо, чтобы имелась ясно выраженная воля фактических супругов к созданию общей собственности.
Имущество зарегистрированное в законном браке (недвижимость, транспортные средства) на одного из супругов является совместной собственностью обоих супругов. Имущество зарегистрированное во время фактического брака считается собственностью того супруга, на которого оно зарегистрировано.
Под совместным ведением хозяйства понимается такой же порядок пользования, владения и распоряжения имуществом как и в законном браке.
Третья особенность кается алиментных обязательств. Супруги состоящие в законом браке, а так же бывшие законные супруги обязаны платить алименты на содержание другого супруга в случаях указанных ст. 89 и 90 СК. Фактические супруги такой алиментной обязанности не имеют. Однако, фактические супруги могут заключить письменный договор об установлении обязательства по предоставлению содержания одному из сожителей другим сожителем в соответствии с п. 2 ст. 421 ГК. При заключении такого договора фактические супруги сами определяют форму договора ( нотариальная или простая письменная), возможность и порядок индексации алиментов, способ и порядок и размер их выплаты и т.д. Положения семейного кодекса об алиментных обязательствах супругов и бывших супругов на фактических супругов не распространяются.
Четвертая особенность, касается наследования по закону. Фактические супруги не являются наследниками по закону первой очереди после смерти одного из супругов. Переживший фактический супруг может быть признан наследником по закону лишь судом, если он являлся нетрудоспособным иждивенцем наследодателя, т.е. если до дня смерти наследодателя он являлся нетрудоспособным и не менее года, совместно с ним проживал и находился у него на иждивении.
Пятая особенность касается правового положения фактических супругов в иных отраслях права, например, в налоговом. При дарении законным супругом другому супругу недвижимого или иного имущества НДФЛ не взимается. Фактические супруги обязаны такой налог уплатить. В уголовном процессе законный супруг вправе не свидетельствовать против своего супруга. Это положение не распространяется на фактического супруга.
В настоящее время во многих зарубежных странах фактические брачные отношения получают законное признание. По-видимому, такая необходимость уже имеется и в России. Узаконение фактических брачных отношений позволит разрешить ряд проблем связанных с имущественными отношениями, отношениями детства и материнства.
Гражданский брак, сожительство и фактические брачные отношения
Гражданский брак
Наверное, каждый сталкивался со словосочетаниями «гражданский брак», «фактические брачные отношения» и «сожительство». Употребляя эти термины, люди, как правило, подразумевают под ними ситуацию, в которой влюбленная пара, длительное время проживающая вместе, не спешит узаконить свои отношения.
В последнее время наблюдается рост числа ситуаций, когда люди живут вместе, ведут общее хозяйство, рожают и воспитывают детей, но по каким-либо причинам официально не регистрируют свои отношения.
Гражданский брак
Для понимания смысла, который вложен в термин «гражданский брак», надо учитывать, что:
его употребляли в России как противопоставление церковному браку, поскольку условия вступления в брак в России на протяжении веков устанавливались церковью;
до декабря 1917 года оформление брака происходило в церкви по установленным правилам;
именно церковный брак признавался единственно законным и имел юридические последствия (включая то, что церковный брак нерасторжим);
в процессе отделения церкви от государства государство присвоило себе право полностью регламентировать взаимоотношения между супругами с помощью светского законодательства, поэтому единственной формой брака стал гражданский, то есть светский брак. Именно поэтому брак стал называться гражданским в отличие от прежнего брака – церковного (религиозного);
с принятием декретов ЦИК и СНК РСФСР «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» от 18 декабря 1917 года и «О расторжении брака» от 19 декабря 1917 года гражданский брак стал единственно признаваемой в России формой брака. Юридическую силу получили браки, зарегистрированные в отделах записей браков и рождений при городской (районной, уездной или волостной земской) управе. Первый российский кодекс – Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР 1918 года определял: «Только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в органе записей актов гражданского состояния, порождает права и обязанности супругов, изложенные в настоящем разделе. Брак, совершенный по религиозным обрядам и при содействии духовных лиц, не порождает никаких прав и обязанностей для лиц, в него вступивших, если он не зарегистрирован установленным порядком».
Таким образом, гражданский брак – это брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. В разговорной речи этим термином именуют сожительство и ведение совместного хозяйства без регистрации брака. Незарегистрированный брак правильно называть фактическим браком.
Фактические брачные отношения
Термин «фактические брачные отношения» был введен в употребление в России в 1926 году с принятием Кодекса законов о браке, семье и опеке, согласно пунктам 11, 12 которого считалось, что лица состоят в фактических брачных отношениях, если эти лица взаимно признают друг друга супругами, или же если брачные отношения между ними установлены судом по признакам фактической обстановки жизни.
Доказательствами брачного сожительства в случае, если брак не был зарегистрирован, для суда являются: факт совместного сожительства, наличие при этом сожительстве общего хозяйства и выявление супружеских отношений перед третьими лицами в личной переписке и других документах, а также, в зависимости от обстоятельств, взаимная материальная поддержка, совместное воспитание детей и пр.
Т.о. до 1944 года совместное хозяйство и общая постель считались достаточным условием для признания фактического брака «настоящим» – со всеми вытекающими правами и обязанностями.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года фактические брачные отношения были лишены юридической силы. Лицам, в них состоявшим, предоставлялась возможность зарегистрировать брак, указав при этом срок фактической совместной жизни. Если же такая регистрация оказывалась невозможной, так как один из фактических супругов умер или пропал без вести на фронте во время Великой Отечественной войны, то Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 года другому фактическому супругу было предоставлено право обратиться в суд с заявлением о признании его (её) супругом умершего или пропавшего без вести на основании ранее действовавшего законодательства.
Факт состояния (нахождения) в фактических брачных отношениях мог быть устанавлен судом в порядке статьи 247 ГПК РСФСР только при наличии следующей совокупности обстоятельств:
только в случае смерти одного или обоих супругов;
только в случае, если фактические брачные отношения возникли в период с 1926 года по 8 июля 1944 года;
только если фактические брачные отношения продолжались до смерти одного из лиц, состоявших в них;
никто из лиц, находившихся в фактических брачных отношениях, до смерти не состоял в другом браке.
Сожительство
Сожительство — cовместная жизнь нескольких человек в одном жилом помещении.
Зачастую ситуацию, в которой влюбленная пара, длительное время проживающая вместе и никак не оформляет такие отношения, окружающие называют сожительством, что обижает влюбленных, поэтому они называют свои семейно-супружеские отношения гражданским браком, пытаясь таким образом отличить свои отношения от законного брака, зарегистрированного в ЗАГСе.
Сожительство существовало всегда, но в современном мире оно приобретает все большую популярность. Интересы партнеров при сожительстве никак не защищены законодательно, но не смотря на это многие пары не спешат оформлять свое супружество официально мотивируя это в том числе и тем, что молодым людям необходимо некоторое время пожить вместе и присмотреться друг к другу, чтобы в дальнейшем избежать многих проблем в семейной жизни.
Ни государство, ни церковь сожительство не поддерживают. Церковь прямо осуждает такие отношения, называя их блудом, а неодобрение со стороны государства выражается в отсутствие законодательной базы, регулирующей сожительство.
Гостевой и виртуальный брак
Гостевой брак – это официально оформленный брак, в котором каждый супруг живет отдельно (в разных городах, странах, квартирах) свободной жизнью и не ведет общего хозяйства с другим супругом, но при этом периодически ходит (приезжает) к другому в гости для совместного проведения досуга, праздника или отпуска.
Виртуальный брак – новейшая форма постоянных отношений, осуществляемых через интернет между пользователями с их регистрацией на специализированных сайтах. Виртуальный брак юридически не является браком и не признаётся государством, но при этом имитирует институты бракосочетания, регистрации, семейной жизни, принятые в обществе.
Юридические последствия незарегистрированного брака
В отличие от зарегистрированного брака у лиц, проживающих вместе и не оформивших свои отношения:
дети, не принимают фамилию отца по умолчанию;
отец может дать детям свою фамилию только через процедуру установления отцовства, написав в органах ЗАГС соответствующее заявление;
имущество, приобретаемое в незарегистрированном браке, не считается совместным. Его собственником по закону признается тот, кто его приобрел.
В случае спора о разделе имущества лиц, состоящих в семейных отношениях без государственной регистрации заключения брака, такой спор разрешается не по правилам статьи 38 Семейного кодекса РФ, а в соответствии со статьей 252 Гражданского кодекса РФ, устанавливающей порядок раздела имущества, находящегося в долевой собственности, т.к. (согласно п. 3 статьи 244 ГК) общая собственность на имущество является совместной только тогда, когда образование совместной собственности предусмотрено законом.
учитывается степень участия каждого из этих лиц средствами и личным трудом в приобретении имущества;
труд по ведению домашнего хозяйства не учитывается в обязательном порядке. При этом заработная плата и иные доходы каждого лица не являются их общим имуществом.
«О церковном браке» (проект Московского Патриархата)
10.08.2015 на сайте Московского Патриархата появился следующий проект документа «О церковном браке», который содержит в себе перечень указаний к заключению и прекращению церковного брака и предназначен для обсуждения:
Брак есть установленный Богом еще в раю союз мужчины и женщины (Быт. 2, 18-24; Мф. 19, 6). Церковный брак совершается и освящается таинством Брака. По слову апостола Павла, брак подобен союзу Христа и Церкви: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 22-33).
Целью христианского брака является совместное достижение супругами нерушимого единства со Христом в Его Невечернем Царстве. Христианская жизнь супругов предполагает взращивание в любви полученного в таинстве Брака дара благодати, что проявляется в том числе в деторождении и совместном несении трудов по воспитанию детей.
I. Подготовка к венчанию и его совершение
В современной практике совершение венчания до государственной регистрации брака возможно в качестве исключения по благословению епархиального архиерея – к примеру, в случаях предстоящего участия в военных действиях, тяжкого заболевания или длительного расставания будущих супругов. В ситуациях, требующих безотлагательного решения о венчании до государственной регистрации, священник может самостоятельно принять таковое решение, с последующим докладом о том епархиальному архиерею.
Не признается возможным венчание браков, зарегистрированных в соответствии с государственным законодательством, но не соответствующих каноническим нормам (например, при превышении допустимого церковными правилами количества браков одним из желающих венчаться или при состоянии таковых в недопустимых степенях родства).
Церковь благословляет браки тех лиц, которые осознанно приступают к этому таинству. В современных церковных документах предписано: «По причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед таинством Брака обязательные подготовительные беседы, во время которых священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить вступающим в брак важность и ответственность предпринимаемого ими шага, раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении» 2 .
Следует стремиться к тому, чтобы венчание православных христиан совершалось в том приходе, к которому они принадлежат.
Церковь также не разрешает венчать следующих лиц:
Недопустимо совершение венчания при отсутствии свободного согласия обеих сторон.
В тех случаях, когда священник затрудняется определить наличие или отсутствия препятствий к совершению таинства Брака, священник должен либо самостоятельно обратиться к епархиальному архиерею, либо предложить желающим венчаться обратиться к епархиальной власти за разрешением возникшего недоумения и дозволением на совершение венчания.
Освящение брака, совершенное — по ошибке или злоумышленно — при наличии установленных церковным законодательством препятствий признается недействительным. Исключение составляют венчания, совершенные при наличии таких препятствий, которые могут быть проигнорированы по благословению архиерея (см. пункт б перечня выше), или при несоответствии одного из венчанных возрастному цензу, если ко времени обнаружения нарушения законный возраст был уже достигнут или если в таком браке уже родился ребенок. При этом в случае признания брака недействительным по причине нарушения возрастного ценза венчание может быть совершено по достижении сторонами законного возраста.
Брак может быть признан недействительным по заявлению одного из супругов в случае неспособности другого супруга к брачному сожительству по естественным причинам, если таковая неспособность началась до совершения брака и не обусловливается преклонным возрастом. В соответствии с определением Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг. обращение по этому поводу к епархиальной власти может быть принято к рассмотрению не ранее, чем через два года со времени совершения брака, причем «указанный срок не обязателен в случаях, когда неспособность супруга несомненна и обусловлена отсутствием или ненормальным анатомическим строением органов» 10 .
II. Брак с инославными и иноверными
Различие религии жениха и невесты делает канонически невозможным освящение венчанием браков, заключенных между православными и нехристианами (IV ВС 14; Лаод. 10, 31; Карф. 30; VI ВС 72). Трулльский Собор (правило 72) под угрозой отлучения запрещает православным христианам вступать в брак не только с язычниками, но и с еретиками.
Это связано с попечением Церкви о христианском возрастании тех, кто вступает в брак: «Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16, 5; Флм. 1, 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7, 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения» 12 .
В то же время к лицам, состоящим в браке с нехристианами, Церковь может проявлять пастырское снисхождение, заботясь о том, чтобы они сохраняли связь с православной общиной и могли воспитывать в Православии своих детей. Священник, рассматривая каждый отдельный случай, должен помнить слова апостола Павла: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор 7, 12-14).
Вопрос о возможности благословения браков православных христиан с инославными должен решаться в соответствии с ныне действующими определениями высшей церковной власти. Так, в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви указано: «Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей» 13 .
III. Прекращение брака
Супружеский союз должен быть нерушимым по слову Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6).
В то же время, основываясь на евангельском учении, Церковь признает возможность прекращения брака при жизни обоих супругов в случае прелюбодеяния одного из них (Мф. 5, 32; 19, 9). Возможен развод и в случаях, влияющих на брачный союз так же разрушительно, как и прелюбодеяние. Кроме того, Церковь сочла допустимым ряд поводов к бракорасторжению, которые могут быть уподоблены естественной смерти одного из супругов, прекращающей брак.
В настоящее время Русская Православная Церковь на основании священных канонов, определения Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» и Основ социальной концепции Русской Православной Церкви считает допустимыми для рассмотрения вопроса о признании брака распавшимся следующие поводы:
При наличии одного из перечисленных оснований у одного из супругов, второй может обратиться к епархиальной власти с просьбой рассмотреть вопрос о прекращении брака. При этом наличие решения светских органов власти о рассторжении брака не отменяет для церковной власти необходимости самостоятельного суждения и собственного решения по разуму Священного Писания, по церковным канонам и по долгу пастырского попечения.
Перед обращением к епархиальному архиерею намеревающимся развестись следует встретиться со своим приходским священником, который призван изучить ситуацию и, по возможности, увещевать супругов примириться. В случае безуспешности такового увещевания или невозможности его осуществления священник выдает им соответствующее заключение для представления его в епархиальное управление, либо направляет таковое заключение в епархиальное управление самостоятельно.
По исследовании вопроса епархиальный архиерей 14 выдаёт свидетельство о признании данного церковного брака распавшимся и о возможности для невиновной стороны венчаться вторым или третьим браком. Виновной стороне такая возможность может быть предоставлена после принесения покаяния и исполнения епитимии, о чем виновному супругу также может быть выдано свидетельство в случае его обращения.
Фактическое рассмотрение дел и выдача упомянутых свидетельств может осуществлять по благословению епархиального архиерея комиссия, состоящая из пресвитеров и, по возможности, возглавляемая викарным архиереем, если таковой имеется в епархии. Дела рассматриваются комиссией коллегиально, а при необходимости – с выслушиванием сторон. Решение о бракорасторжении принимается в епархии по месту фактического проживания супругов. В случае проживания супругов в разных епархиях бракорасторжение может совершаться в той или в другой епархии.
ПРИЛОЖЕНИЕ
О кровном родстве и свойстве
В кровном родстве по боковой линии в степенях, при наличии которых брак запрещен без возможности исключения, состоят:
В кровном родстве по боковой линии в степенях, при наличии которых брак может быть совершен по благословению архиерея, состоят (в этом и в следующих перечнях приводятся все возможные родственные связи каждой степени при том, что браки в некоторых случаях невозможны даже теоретически, учитывая разницу в поколениях):
В свойстве от двух родов (двухродном свойстве) при единобрачии обоих супругов состоят:
В свойстве от двух родов (двухродном свойстве) при двубрачии одного или обоих супругов состоят:
В свойстве от трех родов (трехродном свойстве) в первой степени состоят:
Комментарий к проект документа «О церковном браке»
Исходя из представленного проекта разрешено венчаться в церкви только после предъявления священнику свидетельства о государственной регистрации брака. Но в случаях, когда кому-то из будущих супругов предстоит участвовать в военных действиях, кто-то из двоих тяжело заболел или впереди у пары длительное расставание, священник может принять решение о безотлагательности венчания и повенчать молодоженов до государственной регистрации.
При этом совместное проживание мужчины и женщины, не зарегистрированное в ЗАГСе и называемое в народе «сожительство», Церковью в качестве брака не признается. Вне зависимости от совместно прожитых лет.
Венчание не может быть совершено над человеком, отрицающим основы православной веры и христианской нравственности. Именно поэтому Церковь не одобрит новый брак человека, бросившего малолетних детей или больного супруга в предыдущей семье.
Священник может отказать в венчании, если считает, что его совершают «по суеверным причинам». Или отдавая дань моде. Чтобы такого не происходило, таинству венчания должна обязательно предшествовать беседа со священником. «Следует стремиться к тому, чтобы венчание совершалось в том приходе, к которому принадлежат мужчина и женщина».
Церковь не разрешает венчать:
Церковь расторгает Венчание при следующих обстоятельствах:
Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.