Что значит этнография 5 класс
Значение слова «этнография»
1. Наука, изучающая состав, происхождение, расселение, культурно-исторические взаимоотношения народов мира, а также их материальную и духовную культуру, особенности быта.
2. Совокупность всех особенностей быта, нравов, культуры какого-л. народа, народности, местности. Этнография Кавказа. □ — А я тут недели две. Привез работу по этнографии Северного края. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.
[От греч. ’έθνος — народ и γράφω — пишу]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЭТНОГРА’ФИЯ, и, мн. нет, ж. [от греч. ethnos — народ и graphō — описываю]. 1. Наука, изучающая быт и нравы народов, их материальную и духовную культуру. 2. Самый предмет изучения этой науки — особенности быта, нравов, культуры той или иной народности. Э. края, области.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
этногра́фия
1. народоведение, описание обычаев и нравов разных народов ◆ Для освещения сравнительно недавнего прошлого можно привлечь этнографию и фольклористику, но применительно к отдалённым периодам истории данные этих наук имеют ограниченное значение. В. В. Седов, «Этногенез ранних славян», 2003 г. (цитата из НКРЯ)
2. особенности быта, нравов, культуры какого-нибудь народа, региона ◆ Экспозиция его посвящена не только истории, но и этнографии, и природе Новосибирска и области. Василий Белоусов, «Сибирский гигант», 2012 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вываляться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что изучает этнография?
С давних времен ученые собирали песни, пословицы, сказания, занимались изучением обычаев и обрядов различных народов. Большой интерес для них представляли также предметы быта, костюмы, утварь, орудия труда, украшения. Всё это — памятники народного творчества. Именно их изучением и занимается этнография.
Этнография это самостоятельная наука, которая отвечает на вопросы: какие народы живут на планете Земля? Как они произошли и как расселяются? Какие жилища строят? На каким языках говорят? И на многие подобные другие.
Кто такой этнограф?
Этнография как и любая наука обладает определенными методами исследования.
Во время полевых этнографических исследований обычно используют следующие методы:
Формы этнографии
Существуют разные формы этнографии: конфессиональная этнография; история жизни; феминистская этнография и др.
Остановимся подробнее на следующих формах:
Цифровая этнография рассматривается как виртуальная этнография. Цифровая этнография дает гораздо больше возможностей взглянуть на разные культуры и общества. Традиционная этнография может использовать видео или изображения, но цифровая этнография идет глубже. Например, цифровые этнографы будут использовать социальные медиа‑платформы, чтобы можно было изучать взаимодействие и поведение людей.
Реляционная этнография формулирует изучение полей, а не мест или процессов. Это означает, что реляционная этнография не берет ни ограниченной группы, ни объекта, которая определяется ее общими социальными особенностями, ни определенного местоположения, ограниченного границами определенной области. Она берет скорее процессы, которые включают конфигурации отношений между различными учреждениями или агентами.
Помните, в современном мире крайне важно понимать тех, кто тебя окружает, обладать определенным опытом, навыками и практикой межнационального общения, чтобы избежать недопонимания или конфликтных ситуаций.
Значение слова этнография
Словарь Ушакова
1. Наука, изучающая быт и нравы народов, их материальную и духовную культуру.
Словарь Ожегова
ЭТНОГРАФИЯ, и, ж.
1. Наука, изучающая этногенез, материальную и духовную культуру, особенности быта какогон. народа (народов).
2. Особенности быта, нравов, культуры какогон. народа. Э. края.
| прил. этнографический, ая, ое.
Словарь Ефремовой
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
Энциклопедический словарь
Большая Советская Энциклопедия
Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
обществоведческая наука, изучающая происхождение, расселение, культуру, традиции и обычаи народов. Использует сведения, накапливаемые географией, историей, искусствоведением, социологией, антропологией и др. гуманитарными и естественными науками. Большое место в Э. занимают полевые исследования, сбор первичных материалов о жизни, обычаях, традициях различных народов. В зарубежной науке ХХ в. этнографические исследования интегрируются с этнологическими (см. Этнология).
см. также Деэтатизация
Культурология. Словарь-справочник
(греч. ethnos – племя, народ + grapho – пишу) – этнология, народоведение, наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения (этногенез), расселения (этногеография) и культурно-исторических взаимоотношений народов. Оформилась как самостоятельная наука в ХIХ в., с возникновением эволюционной школы.
☼ наука, изучающая культуру и быт народов мира, отдельных племен или об-в; в зап.-европ. и амер. традиции — составная часть антропологии (см. Антропология). Э. как наука начиналась в 19 в. с изучения малых бесписьменных и доиндустриальных об-в, называемых примитивными в противопоставление цивилизованному миру. Развитие Э. совпало с формированием мировых колониальных империй, к-рые ускорили и деформировали процесс социальных и культурных изменений в малых сооб-вах.
Первое проф. этногр. описание «Лига ирокезов» (The League of the Ho-de-no-sau-nee or Iroquois. 1851) принадлежала Л.Г. Моргану. Морган детально описывал систему родства, полит. жизнь, ритуалы, материальную культуру и т.д. Источником информации для автора послужил ирокез Илай Паркер, получивший зап. образование переводчик и интерпретатор культуры. Большое внимание в книге уделялось истории, географии и рез-там культурных контактов с белым населением. Практически до 80-х гг. 19 в. в Э. отсутствовали публикации рез-тов полевых исследований такого уровня.
Полевые исследования Ф. Кашинга 80-х гг. среди индейцев зуньи дали новый точок к развитию этногр. метода. Кашинг выучил язык зуньи, жил в пуэбло около четырех лет и сочетал наблюдения за происходящими событиями со сбором информации (опросом индейцев). Работа Кашинга «Фетиши зуньи» (Zuni Fetishes. 1883) приоткрыла внутр. мир этого народа через космологию, мифологию, символизм и его связь с практич. деятельностью.
Следующим этапом в развитии Э. и отработки методов полевых исследований стала деятельность Боаса, и его изучение индейцев Сев.-зап. побережья Тихого океана. Традиции совр. этногр. исследований были заложены Боасом и Малиновским (см. Малиновский), к-рые настаивали на тщат. описании специфики отд. культур. Классич. работой по Э. стала книга Малиновского по Тробрианским островам, где он продолжил и дополнил традицию Кашинга: он не только выучил язык, но и более активно участвовал в повседневной жизни изучаемого народа.
Ученики Малиновского в свою очередь создали около дюжины классич. этногр. работ с 1930-х по 50-е гг. Наиболее выдающейся из них стала работа Э. Эванса-Причарда (см. Эванс-Причард) — «Нуэры» (The Nuer. 1940). Традиции Боаса и Малиновского в проведении полевых исследований и создании этнографии были успешно продолжены.
Э. в культурной антропологии США и брит. социальной антропологии стояла на антиистор. (вневременных) позициях, сосредоточивая свое внимание на реконструкции специфики культурных или социальных систем без обращения к их истор. развитию и выделяя истор. построения в отд. область изучения под названием «социальных или культурных изменений» (теор. антропология или Этнология).
В 20 в. внимание исследователей акцентируется на изучении прошлого народов до начала деструктивного культурного контакта с империалистич. странами. Кроме того, ставится задача описать целостный комплекс культуры в статике, как бы без учета происшедших изменений. Многие годы рез-ты полевых исследований (книги и серии очерков) включали в себя реконструкцию примитивных культур в том виде, как они существовали десятки лет или даже столетия ранее. В таких монографиях описывались уже не существующие культуры, а словосочетание «этногр. настоящее» предупреждало читателя, что культура, описанная в этом настоящем, более не существует. Такого рода истор. Э. сегодня воспринимается как один из возможных подходов к изучению культур.
Второе направление исследований в Э. (синхронное) также сформировалось достаточно давно и представляло собой идеал полевых исследований: изучение культуры проводилось в течение длит. периода времени этнографами, живущими непосредственно среди изучаемого народа. Основой для развития Э. стали полевые наблюдения. Этногр. работа такого рода состояла, как правило, из описания малого сооб-ва, напр., кочующего племени, пастушеского племени, земледельцев и т.д. Целью этнографа был сбор систематич. данных об изучаемой культуре из первых рук. Наиболее ранние этногр. отчеты представляли собой длинные описания бесед на разл. темы, а также собранные и продиктованные тексты — фольклор, описание мед. практики, ритуалов и т.д. Сами по себе подобные отчеты, весьма подробные и объемные, оказывались почти бесполезными: они не позволяли понять как в действительности функционировали эти культуры. По мере развития антропологии и формирования интереса к проблемам динамики обществ. жизни и культурных изменений этнографы пытались постичь функционирование об-ва так же основательно, как описывали содержание верований и обычаев.
В 20 в. сложилась стратегия Э.: она заключалась в стремлении достичь общего знания путем построения большой серии частных исследований, к-рые затем можно сравнить и проанализировать. Такой подход казался наиболее рациональным для реализации этногр. данных — это была попытка достигнуть обобщения, изучая разнообразие отдельных культур.
Эти тенденции описательной Э. подвергаются резкой критике со стороны многих школ и направлений, к-рые стремятся утвердить новый тип Э., включающей осмысление истор. процесса и региональных, нац., международных структур, поскольку они влияют на местные сооб-ва (критич. антропология, марксистская Э., когнитивная антропология и т.д.).
Лит.: Kroeber A.L. Anthropology. N.Y., 1923; Idem. Anthropology Today. Chi., 1953; Beals R., Hoijer H. An Introduction to Anthropology. N.Y., 1959; Service El. Profiles in Ethnology. N.Y., 1963; Horizons of Anthropology. Chi., 1964; Harris M. The Rise of Anthropological Theory: a History of Theories of Culture. N.Y, 1968; Ember C.R., Ember M. Anthropology. Englewood Cliffs, 1985; Recapturing Anthropology: Working in the Present. Santa Fe, 1991; Stocking G. The Ethnographer’s Magic and Other Essays in the History of Anthropology. N.Y., 1993.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Описательное изучение этноса или, более широко, группы людей, рассматриваемой с точки зрения ее культурных и поведенческих особенностей. От этнологии отличается в первую очередь эмпирическим подходом. Этнограф наблюдает и описывает; этнолог сравнивает, классифицирует, объясняет и строит теорию. Этнография требует присутствия «на месте», часто на протяжении длительного времени; этнологией можно заниматься не выходя из кабинета или лекционного зала, имея под руками доступные труды по этнографии, что, согласитесь, намного более комфортно. На практике этнологами, как правило, становятся этнографы, которым удалось накопить достаточный материал и одновременно устать от экспедиций.
Об этнографии в основном говорят в связи с так называемыми примитивными народами. Однако нет никаких препятствий к тому, чтобы применить те же самые подходы (и сегодня это делается все чаще) к изучению, скажем, рабочего поселка, отдельного предприятия или политической партии. Тогда этнография становится скорее частью социологии, нежели антропологии; она открывает нам новое не столько о человеке, сколько об обществе.
Антропологический толковый словарь
Политическая наука: Словарь-справочник
(от греч. ethnos племя, народ; также этнология)
наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру. Становление этнографии как науки во 2-й пол. 19 в. связано с эволюционной школой (Э. Тайлор, Л. Г. Морган и др.), исходившей из идей единства культуры человечества. С кон. 19 в. исследует региональные культуры и их взаимовлияние (диффузионизм, культурно-историческая школа). Развитие теоретической этнографии в 20 в. связано с концепциями Л. Леви-Брюля, Б. Малиновского, А. Радклифф-Брауна, К. Леви-Строса.
Этнография
Полезное
Смотреть что такое «Этнография» в других словарях:
ЭТНОГРАФИЯ — (греч., от ethnos народ, и graphio пишу). Изучение и описание различных народностей, с точки зрения исторической. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭТНОГРАФИЯ греч., от ethnos, племя, народ, и grapho … Словарь иностранных слов русского языка
этнография — и, ж. ethnographie f., нем. Ethnographie <гр. ethnos народ + grapho пишу. 1. Наука, изучающая материальную и духовную культуру народов, их культурно исторические взаимоотношения; народоведение. БАС 1. Этнография означающая физическое различие… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Этнография — Этнография ♦ Ethnographie Описательное изучение этноса или, более широко, группы людей, рассматриваемой с точки зрения ее культурных и поведенческих особенностей. От этнологии отличается в первую очередь эмпирическим подходом. Этнограф… … Философский словарь Спонвиля
ЭТНОГРАФИЯ — наука, изучающая культуру и быт народов мира, отдельных племен или об в; в зап. европ. и амер. традиции составная часть антропологии. Э. как наука начиналась в 19 в. с изучения малых бесписьменных и доиндустриальных об в, называемых… … Энциклопедия культурологии
ЭТНОГРАФИЯ — ЭТНОГРАФИЯ, этнографии, мн. нет, жен. (от греч. ethnos народ и grapho описываю). 1. Наука, изучающая быт и нравы народов, их материальную и духовную культуру. 2. Самый предмет изучения этой науки особенности быта, нравов, культуры той или иной… … Толковый словарь Ушакова
ЭТНОГРАФИЯ — (от греческого ethnos племя, народ и. графия) (этнология), наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру. Становление этнографии как науки во 2 й половине 19 в. связано с эволюционной школой (Э. Тайлор, Л.Г … Современная энциклопедия
ЭТНОГРАФИЯ — ЭТНОГРАФИЯ, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ЭТНОГРАФИЯ — жен., греч. описанье быта, нрава и обычая народа; народность, народописанье, народообычье. фическое отделенье Географического Общества. Этнограф, ученый исследователь народности. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
этнография — сущ., кол во синонимов: 6 • история (61) • народоведение (3) • нравописание (1) … Словарь синонимов
Этнография — (от греч. ethnos племя, народ; также этнология) наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру. Становление этнографии как науки во 2 й пол. 19 в. связано с эволюционной школой (Э. Тайлор, Л. Г. Морган и др.) … Политология. Словарь.
Этнография
Этнография — наука о народах, исследующая их происхождение, расселение, быт и культуру. Греческое слово «этнос» означает «народ», «графо» — «пишу».
Архитектурно-этнографический музей «Витославлицы». Россия, г. Великий Новгород
Что изучает этнография
Издавна учёные собирали песни, сказания, пословицы, поговорки, изучали обряды, обычаи, верования различных народов. Большой интерес для них представляли также предметы быта, костюмы, утварь, орудия труда, украшения. Всё это — памятники народного творчества. Их изучением и занимается этнография.
Этнография — наука самостоятельная. Она отвечает на вопросы: какие народы живут на Земле? Каково их происхождение и расселение? На каких языках они говорят? Какие жилища строят? В чём своеобразие их культуры? И на многие другие. Интересные сведения о жизни разных народов можно найти на этнографических картах.
Предметы изучения этнографии
Собранные этнографами материалы оказывают историкам большую помощь в изучении прошлого человечества. Они хранятся в этнографических музеях; этнографические коллекции можно увидеть и в других музеях.
Орнаменты
Старинные орнаменты, бережно сохранённые этнографами являются важными источниками, помогающими в изучении прошлого. «Орнамент» в переводе с латыни — «украшение». Он представляет собой равномерное чередование линий, красок, фигур, теней. Орнамент может изображать животных, растения, причудливые фигурки и многое другое. Во всём мире орнамент используется для украшения предметов, зданий, одежды, тканей. Но у каждого народа он свой, неповторимый. Зная особенности орнамента, можно определить происхождение предмета: где, кем и даже когда он был создан.
Народы
До сих пор на Земле живут народы, использующие точно такие же предметы, какими пользовались люди в глубокой древности. Например, некоторые племена Азии, Африки, Латинской Америки и сейчас охотятся с помощью лука и стрел.
Жизнь этих народов мало изменилась с древнейших времён. Исследования их быта, традиций, обычаев, трудовых навыков, орудий труда и охоты, проведённые этнографами, помогают историкам лучше представить жизнь людей, живших тысячи лет назад.
У каждого народа, населяющего землю, есть свои особенности. Они проявляются в устройстве жилища, способах приготовления пищи, религиозных верованиях, в одежде.
Одежда
Этнографы собирают сведения о том, какую одежду носили народы в разные времена. В этнографических музеях хранятся мужские и женские костюмы, головные уборы, образцы обуви. Зная, как одевались люди в прошлом, исследователь может установить, к какому времени относится написанный художником портрет. Знакомясь с различными деталями одежды, учёные приходят к выводу, что народы, живущие рядом, постоянно общались и многое заимствовали у соседей. Во все времена, создавая одежду, люди стремились к тому, чтобы она была одновременно удобной и красивой.
Сказания
При исследовании культуры народов мира этнографы не ограничиваются сбором предметов, они знакомятся с произведениями устного народного творчества и изучают их. Из глубины веков до нашего времени дошли сказания. Они представляют собой народный исторический рассказ о подвигах героев, о славных событиях, свидетелями которых были наши предки.
Сказания передавались из поколения в поколение. Нередко наряду с правдивым описанием событий в них появлялся вымысел. Чтобы восстановить события прошлого, историку приходится отделять правду от вымысла.
Много столетий подряд народ передавал увлекательное сказание о древнерусском князе Олеге, которому была предсказана гибель от собственного коня. Об этом можно было прочесть и в древней летописи. Художник В.М. Васнецов и поэт А.С. Пушкин посвятили знаменитому князю свои произведения. И картина Васнецова, и поэма Пушкина имеют одно название — «Песнь о вещем Олеге». Поэты, художники, композиторы находили в исторических источниках немало сюжетов для своего творчества.
Древние сказания о героях, богах, явлениях природы, возникшие в первобытном обществе, у некоторых народов называются мифами. Слово это с греческого так и переводится — «предания», «сказания». Люди не могли дать объяснение многим явлениям природы. Поэтому с помощью фантазии они пытались объяснить происхождение мира, звёзд, луны, солнца, возникновение человека, животных, появление огня, зарождение земледелия и ремёсел. Герои мифов наделялись сверхъестественной силой, а могущественные боги походили на людей. Поскольку мифы полны вымысла, то это слово приобрело другое значение — «недостоверный рассказ», «выдумка».
Однако возникает вопрос: может ли миф-выдумка стать источником знаний о прошлом? Оказывается, для историков — это ценнейший материал. Наряду с вымыслом в мифах содержатся сведения об орудиях труда, о занятиях, вооружении, ремёслах, сельскохозяйственных культурах и о многом другом.
Повествования и поэтические сказания о непобедимых героях, возникшие в древние времена, передавались из уст в уста, от родителей детям. Долгое время их никто не записывал. Но их хорошо знали и любили в народе. Они вдохновляли поэтов, архитекторов, скульпторов на создание произведений искусства. Даже простой ремесленник мог украсить свою вазу рисунками на тему любимого мифа.
Во все времена огромный интерес к мифам проявляли и художники. Они создавали прекрасные полотна, в основе которых лежали мифологические сюжеты. Но чтобы понять такую картину, оценить замысел художника, необходимо знать содержание мифа, и тогда она перестанет быть тайной для вас. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Созданные нашими предками произведения устного народного творчества не исчезают бесследно, а продолжают жить в последующие времена, воплощаясь в книгах, кинофильмах, музыкальных произведениях, живописных полотнах.
Песни
История отражается и в песне. В песнях народов мира поётся о праздниках и бедствиях, победах и поражениях. В песнях, сочинённых в разные времена, историк находит упоминания об исторических событиях и выдающихся деятелях, об отношении к ним современников.
Илья Ефимович Репин в 1873 г. стал свидетелем сцен тяжёлого, изнурительного труда бурлаков. Художник изобразил на картине рабочую артель, тянущую против течения грузовое судно — баржу. Мы видим разных по характеру людей. Одни из них — сильные и выносливые, другие тянут лямку с большим трудом. Без песни в таком деле не обойтись: песня сплачивает людей, помогает им выдержать этот безрадостный путь. В одной из самых известных песен волжских бурлаков были такие слова: «Эх, дубинушка, ухнем!» Скорее всего, эту песню и пели герои картины И. Е. Репина в моменты особого напряжения сил.