Что значит этнический немец
Этнические немцы или возвращение репатриантов в Германию.
Этнические немцы или возвращение репатриантов в Германию.
Несколько миллионов этнических немцев проживают за границей. Сплоченность диаспоры помогла им не раствориться без остатка в другой стране. Поддерживая друг друга, этнические немцы дождались благоприятных перемен в политической обстановке, законодательной базе, чтобы вновь обрести родину…
После войны немцы начали возвращение в Германию из Восточной Европы. С военных времен прошло больше пятидесяти лет, число возвратившихся в Германию немцев давно превысило отметку в четыре миллиона. Пик потока переселенцев из Польши и Румынии приходился на период до 1990 года. Большую часть возвратившихся этнических немцев составляют те, кто покинул бывший Союз, Польшу и Румынию.
Перечень документов для возвращения русских немцев посильный. Позднему репатрианту потребуется документальное подтверждение немецких корней (например, свидетельство о рождении); сертификат, подтверждающий уровень владения немецким языком, заявление для приема по Федеральному закону о перемещённых в Федеральный Административный Офис BVA (подается через представительство Германии по вашему месту жительства). Требуемые бланки есть в посольстве, консульствах Германии, на сайте BVA. Информация на сайте Федерального Административного Офиса подана как на немецком языке, так и на русском и других языках.
Возвращаясь к языковому тесту на знание начального уровня немецкого языка (сертификат A1), стоит сказать, что количество попыток его одолеть не ограничено. Даже если уровень подготовки оказался хуже, чем ожидалось, не стоит расстраиваться. В вашем распоряжении не только самоучители или услуги репетиторов. Для желающих выехать в Германию, и просто тех, кто хочет познакомиться с ее культурой через немецкий язык, Гете институт проводит наборы на курсы немецкого языка. Курсы разработаны разной сложности. Вы получаете отличную комбинацию теории и практики литературного и современного разговорного языка. К слову, владение литературным языком высоко ценится и в Германии и в Австрии. Это своего рода показатель образованности, который выделяет из массы.
При позитивном решении вопроса в BVA вы получите извещение о приеме (право на выезд), останется только решить визовый вопрос. Промежуток от подачи документов до самого переезда длится не один месяц, потому следует запастись терпением. Кроме того, это качество очень даже пригодится, учитывая любовь немцев к соблюдению установленных порядков. Бюрократические процедуры приходится воспринимать как данность, без лишних эмоций. Что поделаешь, приходится обуздывать пламенный темперамент в общении с нордическими личностями.
Как жили этнические немцы в СССР в годы Великой Отечественной
Великая Отечественная внесла очень большие изменения в жизнь множества людей. На судьбе этнических немцев, проживающих в Советском Союзе, она, например, отразилась самым роковым образом. До 1941-го советским гражданам, имевшим немецкие корни, жилось достаточно неплохо. В Союзе приветствовалось стремление этого народа возрождать и сохранять свою национальную идентичность.
Великая Отечественная внесла очень большие изменения в жизнь множества людей. На судьбе этнических немцев, проживающих в Советском Союзе, она, например, отразилась самым роковым образом. До 1941-го советским гражданам, имевшим немецкие корни, жилось достаточно неплохо. В Союзе приветствовалось стремление этого народа возрождать и сохранять свою национальную идентичность.
Более того, этническим немцам предоставлялось исключительное право создать свою автономию. В 1918-м образовалась Трудовая коммуна поволжских немцев. Правительство решило на этом не останавливаться, в результате чего в конце 1923 года это административное образование было трансформировано в Автономную Республику Немцев Поволжья.
Столица республики располагалась в городе Покровск, переименованном в 1931-м в Энгельск. По официальным данным переписи, на территории Союза в 1939 году проживали более 1427 тысяч этнических немцев. Доброжелательность к ним сохранялась только до конца 1930-х годов, до того, как дипломатические отношения между Германией, в которой установился фашистский режим, и СССР сильно испортились.
В 1935 году советских немцев стали выселять из Автономной Республики в степи Казахстана, а в 1937-м ввиду фашистской угрозы и вовсе началась «немецкая операция». В первую очередь арестовали всех немцев, трудившихся на оборонных предприятиях. Затем аресты продолжились и среди обычных граждан. За все время операции под стражу были заключены около 68 тысяч немцев. 55 тысяч из них получили тюремный срок или были сосланы.
Особенно свирепствовал НКВД в приграничных районах. Этнических немцев массово увольняли из армии; дело каждого пристально рассматривалось на предмет наличия родственных и иных связей за границей. Стремление к национальной идентичности пресекалось, а все немецкие школы были закрыты.
Во время и после войны
Еще труднее пришлось этническим немцам после объявления Германией войны. В августе 1941-го Автономная Республика Немцев Поволжья была ликвидирована. Всех ее граждан старались выслать из Советского Союза. Этот процесс начался еще в 1939 году. Тогда по соглашению с Германией из Прибалтики, Буковины и Бессарабии были добровольно репатриированы на родину около 400 тысяч этнических немцев. После 1941-го этот процесс стал насильственным и тотальным. Все имущество переселенцев было конфисковано.
В период 1941-1945 гг. часть украинских немцев перешла на сторону фашистов, они принимали участие в массовых расстрелах евреев. После разгрома нацистской Германии указом советского правительства всем высланным в спецпоселения (это более 1220 тысяч человек) было строжайше запрещено возвращаться домой. За нарушение закона полагалось суровое наказание — 20 лет каторги. Опальные немцы так и остались жить на Дальнем Востоке, в Сибири, степях Средней Азии и других местах высылки.
Некоторые послабления были сделаны только в 1955 году. Немцам вернули их гражданские права и разрешили репатриацию в Австрию, ГДР и ФРГ. Ежегодно из Советского Союза выезжали несколько тысяч немцев. В 1957 году тем, кто остался, разрешили учиться, разговаривать и издавать газеты на родном языке.
Немцы – самый педантичный народ мира
Немцы – один из самых сложных и многогранных народов Европы. Его влияние на соседние этносы сложно переоценить. Современные представители немецких этнических групп гордятся своей историей, национальной кухней, обычаями.
Что интересно, в зависимости от региона Германии различается и культура местных жителей – неслучайно названия немцев в разных землях отличаются друг от друга. Многие немецкие привычки нередко принимают за правила этикета, а кроме них, в Германии существует масса старинных традиций, что успешно прижились в наше время. Как же живут немцы? Чем интересны их быт и обычаи?
Почему же немцы?
О происхождении названия немцев есть немало предположения. Наиболее распространённой версией является родственность этнонима и праславянского корня “нем-”. “Немыми” могли называть чужестранцев, которые говорили на непонятном языке. Подобная трактовка имеется в новгородских летописях, однако такое “красноречивое” именование используется не только по отношению к немцам, но и в качестве упоминания о датчанах, шведах и т.д.
Сами немцы называют себя иначе. Согласно утверждениям исследователей, слово “дойче” происходит от древневерхнемецкого “дуйч”, что использовалось в словосочетании “народный язык”. По сути, “дойче” – это значит “народ”, то есть именно так называли себя предки немцев, отмечая, что они – народ собственных территорий.
Германцы (немцы) жили оседло в деревнях / © Mats Minnhagen / Minnhagen.com
Особенности немецкого народа
Если говорить о внешних особенностях немцев, то весьма сложно выделить какие-то специфические черты, свойственные именно этому народу. Отличить представителя немецкого этноса от соседних народностей сможет лишь опытный специалист. Как правило, немцы совершенно не похожи друг на друга.
Этот народ ценит сдержанность и практичность. Немцы не любят излишней яркости и вычурности, они тяготеют к консервативному стилю. Немецкий характер уже стал своего рода отличительным знаком представителей этого народа. Немцы – педанты, что не терпят опозданий, нарушения правил и беспорядка.
Современные немцы
Мне нередко приходится слышать от людей, переехавших в Германию, что это страна с идеальным транспортом. Расписание маршрутных такси и общественного транспорта порой напоминает время рейсов самолётов, причём прибытие и отправление происходит точно по назначенному времени – вплоть до указанных минут. Неспроста немцы считаются превосходными работниками. Для них не существует мелочей, а ответственные задания они всегда выполняют крайне тщательно.
История этноса
Что касается истории, сам немецкий этнос сформировался около I века до нашей эры. В те времена германские племена разделялись на несколько групп, причём выделялось Восточно-Франкское королевство. В X веке немецкое государство стало именоваться Тевтонским. В те времена сохранялась раздробленность Германии, что была основным фактором, сдерживающим развитие территории с огромным потенциалом.
Единство немецкой нации появляется на фоне развития немецкого языка. Неспроста он наравне с английским считается основным деловым языком европейского мира.
Когда Мартин Лютер завершил перевод Нового Завета, начинает период своего становления немецкая письменность. В дальнейшем немецкий язык стали использовать для написания литературных художественных произведений, причём писали на нём не только сами немцы, но и соседние народы.
Местонахождение: Музей Бисмарка во Фридрихсру, » width=»1000″ height=»740″ srcset=»https://musaget.ru/wp-content/uploads/2021/03/provozglashenie-imperatora.jpg 1000w, https://musaget.ru/wp-content/uploads/2021/03/provozglashenie-imperatora-768×568.jpg 768w, https://musaget.ru/wp-content/uploads/2021/03/provozglashenie-imperatora-541×400.jpg 541w» sizes=»(max-width: 1000px) 100vw, 1000px»/> Антон фон Вернер «Провозглашение Германской империи в Зеркальной галерее Версальского дворца 18 января 1871 года»
Местонахождение: Музей Бисмарка во Фридрихсру, Германия
Что касается современных представителей немецкого этноса, то они с гордостью относятся к наследию предков и стремятся развивать своё государство. Чтобы лучше понимать их, следует знать о некоторых особенностях общения в Германии.
Немцы считают, что при общении к собеседнику следует проявлять максимум внимания. Именно поэтому они могут неотрывно смотреть на того, кто рассказывает им о чём-либо. Такого поведения не стоит смущаться – напротив, будьте уверены, что собеседник слушает вас очень внимательно.
Немки на Октоберфест
Привычки современных немцев
В деловой сфере принято рукопожатие, независимо от того, представители какого пола приветствуют друг друга. Только с родственниками немцы могут позволить себе “вольность” – объятия. В отличие от своих южных соседей, представители этой нации при встрече не целуются, а могут лишь прижаться щекой к щеке (но это касается лишь очень близких людей).
Кстати, есть в общении с немцами и ещё она интересная особенность, которая порой вызывает непонимание между ними и русскими. Если собеседник рассказывает вам забавную историю, не стоит смеяться. Да, это действительно так, иначе немец может решить, что вы не верите ему. Смеяться в Германии принято только в конце шуток, а вот реальные, пусть даже и весёлые рассказы, смеха вызывать не должны. Согласитесь, для нас это кажется несколько странным.
Ну а с кружкой пива нет народа счастливее немца
В Германии не принято стучать и, не дожидаясь ответа входить. По немецкому принципу, если в комнате(доме) отсутствует хозяин, то ответом станет тишина. Вероятно, это тоже проявление некой педантичности. Так что собираясь в гости или планируя нанести визит представителю какой-либо организации, помните, что немцы всегда дожидаются ответа на стук в дверь. Если на его действие реакции не последовало, значит, в помещении никого нет.
Немцы – своеобразный и необыкновенно яркий народ. Несмотря на внешнюю сдержанность, эти люди нередко руководствуются серьёзными амбициями, что показала нам история. Впрочем, в прошлом немцев есть периоды, забыть о которых хотели бы даже они сами. Стоит лишь пожелать этому упорному трудолюбивому народу не допускать прежних ошибок в дальнейшем и укреплять свою страну, которой немцы так гордятся.
НЕМЦЫ
О происхождении этнонима немец в русском языке (и других славянских) нет единого мнения. Одни исследователи убедительно выводят название немец от корня нем-, т. е. немец – «немой», «человек, говорящий неясно, непонятно», «иностранец». Другие исследователи возводят общеславянское название немец к кельтскому названию племени неметов (Nemetes), полагая, что славяне, усвоившие первоначально это название от кельтов, распространили его как «немой» (т. е. речь идёт о контаминации двух форм).
Говорят на немецком языке германской группы индоевропейской семьи. Выделяют 2 группы немецких диалектов: нижненемецкую (платт-дойч) и верхненемецкую. Некоторые исследователи из последней выделяют средненемецкие диалекты. На платт-дойч имеется своя литература. Письменность на основе латинского алфавита.
По вероисповеданию немцы — протестанты (в основном лютеране) и римо-католики, остальные религиозные группы относительно малочисленны.
История
Последующая многовековая политическая раздробленность Германии тормозила развитие немцев как единого народа. В течение нескольких столетий этническая история немцев протекала двояко: продолжался процесс развития сложившихся в раннем средневековье народностей — баварской, саксонской, швабской, франконской и др. — и в то же время складывались общие для всех немцев черты культуры. В начале XVI века процесс консолидации проявился прежде всего в создании единого немецкого литературного языка на основе саксонского (мейсенского) диалекта, но произошёл религиозный раскол немцев на католиков и протестантов-лютеран, что обусловило некоторые различия в быту и культуре. Слабое экономическое развитие, опустошавшие немецкие земли войны вызвали в XVIII—XIX вв. активную эмиграцию немцев в различные страны Америки и Европы (в том числе в Россию). Только во второй половине XVIII века ускорился процесс развития немецкого национального самосознания.
В 1871 произошло объединение Германии под эгидой Пруссии. Объединение страны, проведение ряда реформ вызвали быстрое развитие промышленности, сложился общегерманский рынок. Концентрация населения в промышленных центрах способствовала культурной нивелировке, стиранию этнографических особенностей. В конце XIX века сформировалась немецкая нация, хотя культурно-бытовое своеобразие населения отдельных земель сохранялось. В процессе длительного исторического развития сложились как общие этнические черты, так и этнографические особенности отдельных групп немцев, которые частично стираются в условиях высокоразвитого индустриального общества с абсолютно преобладающим городским населением. У немцев, проживающих в других странах, сохранились областные самоназвания — баварцы, швабы, саксонцы, франконцы и др.
Культура
Из традиционной культуры лучше всего сохранились жилище, некоторые обычаи и обряды и фольклор. Для Германии была характерна каркасная строительная техника (фахверк), лишь на юге и местами в бывших славянских районах на востоке — срубная. В сохраняющих средневековый колорит небольших городах (например, Кведлинбург, Вернигероде, Целле, Гослар и др.) немало фахверковых домов. Строения в готическом стиле и каркасные дома сохранились и в более крупных городах (Лейпциг, Штральзунд, Кёльн, Кобленц, Любек и др.). Среди традиционных сельских построек выделяют 4 типа домов. Нижненемецкий дом — одноэтажная прямоугольная каркасная постройка с жилыми и хозяйственными помещениями под одной крышей, двор-гумно в середине, по сторонам его — стойла для скота, у противоположной входу в дом стены — жилая часть с очагом и подвесным котлом. С конца XIX века планировка нижненемецкого дома претерпела существенные изменения: очаг заменён камином, жилое помещение разделено на несколько комнат, хозяйственные строения отделены от жилой части. Средненемецкий дом, каркасный, двухэтажный, в нижнем этаже — жилая часть, в верхнем — подсобные помещения, позднее спальни. Дом и двухэтажные хозяйственные постройки (стойла, сарай и др.) охватывают двор с трёх или четырёх сторон. Дом разделён на 3 части, вход с боковой стороны ведёт в тёплые сени, к задней стене жилой части примыкает коровник (под одной крышей). Кроме открытого очага в жилом помещении — печь. Граница между нижненемецким и средненемецким типами совпадает с границей между нижненемецким и средненемецким диалектами. На юге Германии (Верхняя Бавария) преобладает альпийский дом (характерный и для австрийцев). Локальные особенности прослеживаются в отделке мебели и бытовых предметов: на севере преобладала резьба, на юге — роспись. На юго-западе Германии (земля Баден-Вюртемберг) распространён переходный между средненемецким и альпийским шварцвальдский дом, жилые и хозяйственные помещения которого расположены под одной крышей по плану средненемецкого дома.
Немецкая традиционная одежда начинает складываться с XVI—XVII вв. на основе средневековых элементов одежды и городской моды; сохраняется в некоторых районах Германии (Шаумбург, Липпе, Гессен, Шварцвальд, Верхняя Бавария). Основные элементы женской одежды — корсаж или кофта, сборчатая юбка (или несколько, как в Гессене, разной длины из толстой шерстяной ткани), передник. Нередко носили наплечный платок. В Верхней Баварии в XIX — начале XX вв. вместо юбки и кофты носили платье. Особым разнообразием отличались головные уборы — платки, повязываемые разными способами, различной формы и размеров чепцы и соломенные шляпы. В XIX веке распространились кожаные башмаки с пряжками, кое-где полусапожки. Местами до XX века носили деревянные башмаки. Традиционный мужской костюм состоял из рубахи, коротких (до колен) или длинных штанов, безрукавки (позднее жилета), шейного платка, башмаков или сапог. В XIX—XX вв. широко распространился (включая и города) так называемый тирольский костюм — белая рубашка с отложным воротником, короткие кожаные штаны на подтяжках, суконная красная безрукавка (жилет), широкий кожаный пояс, чулки до колен, туфли, шляпа с узкими полями и пером. Бытует профессиональная традиционная одежда овчаров, трубочистов, горняков, гамбургских плотников.
В пище областные различия в значительной степени обусловлены направлением хозяйства. На севере преобладает картофель и различные блюда из него, ржаной хлеб, на юге — мучные изделия (лапша, клёцки и т. п.) и пшеничный хлеб; молочные и мясные блюда больше распространены у швабов и баварцев, хотя сосиски и колбасы считаются общенемецкой пищей. Наиболее распространённый напиток — пиво. Из безалкогольных напитков предпочитают кофе со сливками, чай, сельтерскую воду. Праздничная пища — свиная голова (или свинина) с квашеной тушёной капустой, гусь, карп. Пекут много кондитерских мучных изделий (различные печенья, пряники, торты), готовят конфитюры.
С конца XIX века у немцев преобладала малая семья с 1—2 детьми. У некоторых групп немцев вне Германии сохранялись многодетные семьи. В городских семьях между помолвкой и свадьбой иногда проходило несколько лет, пока молодые не обзаводились собственным жильём; в крестьянских семьях женитьба сына-наследника также затягивалась из-за раздела хозяйства: после его свадьбы родители переселялись в отдельную жилую часть усадьбы. Для общественной жизни немцев характерны различные ферейны (по типу землячеств, по интересам и др.).
Частично сохранились в виде реликтов или развлечений некоторые календарные и семейные обряды, главным образом у католиков. Из Германии в XIX веке распространился обычай украшения ёлки на Новый год или Рождество. В январе-феврале устраивают карнавалы: широкой известностью пользуется Кёльнский карнавал. В устном народном творчестве преобладают шванки (короткие комические рассказы), сказки, саги, очень популярны народные танцы и песни. Пению отводится значительная роль в воспитании подрастающего поколения. Продолжает развиваться прикладное искусство (обработка дерева, металла, стекла, плетение, вышивка, гончарство). У немцев, проживающих в других странах в сельской местности в инонациональном окружении, сохранились некоторые бытовые и культурные особенности, обряды и обычаи, а иногда и традиционное жилище. Дольше этнографические особенности сохранялись у конфессиональных групп, быт которых более замкнут. Немцы, поселившиеся в больших городах, быстрее теряли свою самобытность.
Немцы бывшего СССР
Немцы России и бывшего СССР более двух столетий почти не контактировали с немцами Германии и поэтому сильно отличаются от них по основным элементам материальной и духовной культуры, а также по самосознанию. «Немцы» — название, данное русскими всем переселенцам из Германии. Сами они себя называют «дойчен» (Deutschen), а жителей Германии — «германцами» (Deutschlander). По отношению ко всем остальным народам страны — они «немцы», а по отношению к немцам Германии — «советские немцы» (а в последнее время они часто называют себя «российские немцы», независимо от того, в каком государстве бывшего СССР живут). Для немцев России и бывшего СССР характерна иерархичность национального самосознания. Сами себя они часто называют швабами, австрийцами, баварцами, ципсерами, меннонитами и др. Во времена их переселения в Россию процесс сложения немецкой нации далеко ещё не завершился, и сама Германия состояла из более чем 300 самостоятельных княжеств (государств). Областное самосознание, особенно в среде крестьян и ремесленников (а их среди колонистов было большинство) преобладало, что естественно нашло отражение и в самосознании этих групп. Отдельно выделяют себя поволжские немцы (Wolgadeutschen), в течение 2 десятилетий имевшие свою национальную автономию. С немецким населением смешались и колонисты из других стран — голландцы, швейцарцы, французские гугеноты и др.
Предки российских немцев переселялись в разное время и из разных земель Германии. В Прибалтике они обосновались со времён средневекового «Дранг нах Остен» — наступления немецких феодалов на земли славян и прибалтийских народов. В дальнейшем немцы составили значительную часть прибалтийского дворянства и городского населения (главным образом ремесленников, торговцев, интеллигенции). К середине XVII века и в Москве была уже Немецкая слобода, где помимо немцев жили голландцы, фламандцы и другие иноземцы, близкие по языку и культуре к немцам. Их приток в Россию усилился при Петре I и его преемниках. Это были в основном ремесленники, купцы, военные, врачи, учёные. В основанной в 1724 Академии наук длительное время работало много иностранцев, в большинстве своём немцы. К середине XVIII века в пределах Российской империи уже жило около 100 тыс. немцев, преимущественно в прибалтийских губерниях.
Однако основная масса немецких колонистов появилась в России в последней трети XVIII — начале XIX вв. В 1764—1774 были основаны колонии на Волге в районе между Саратовом и Камышином (более 100 колоний). С этого же времени начали возникать колонии и в других регионах страны. С присоединением к России причерноморских степей и Крыма возникла проблема их заселения. Правительство Екатерины II приглашало немецких колонистов для заселения этих районов на льготных условиях. В правление Александра I в 1803—1823 образовано ещё 134 новых поселения на юге Украины, 17 — в Бессарабии, 8 — в Крыму. В это же время (в 1817—19) возникли и немецкие колонии в Закавказье (в Грузии и Азербайджане). В Россию переселялись преимущественно колонисты из юго-западных земель Германии (Вюртемберга и Бадена, Пфальца и Гессена), в меньшей степени из Баварии, Восточной Тюрингии, Верхней Саксонии и Вестфалии. С конца XVIII века несколькими волнами в Россию — в Причерноморье, а позднее (в 1855—70) в район Самары переселяются также меннониты из Пруссии. В середине XIX века (1830—70) на Волыни поселились немецкие переселенцы из Польши. Колонии под Одессой отчасти создавались немецкими переселенцами из Венгрии, куда они ранее переселились из Пфальца. С начала XVIII века шло также переселение немцев и в Закарпатье. Здесь поселились швабы и франконцы из Германии, а несколько позднее (в конце XVIII века) австрийцы из Зальцкамергута и Нижней Австрии, а в середине XIX века немцы из Чехии и Спиша (Словакия). Для немцев с самого начала их поселения на новых землях было характерно дисперсное расселение, однако иногда они образовывали компактные группы. Высокий естественный прирост привёл к образованию новых анклавов — выселков в Киевской и Харьковской губерниях, Донской области, на Северном Кавказе, в Поволжье.
После Октябрьской революции в октябре 1918 на Волге была создана Трудовая коммуна немцев Поволжья, преобразованная в 1924 в Автономную республику немцев Поволжья с центром в городе Энгельс (бывший Покровск). В период Великой Отечественной войны с оккупированных немцами территорий было вывезено более 650 тыс. немцев, однако не все они успели достичь Германии и около 170 тыс. немцев было возвращено в СССР (из Югославии и Венгрии). В 1941 немцы европейской части СССР были насильственно переселены в Казахстан и восточные районы РСФСР, и Автономная республика немцев Поволжья прекратила своё существование. Общее число депортированных немцев составило около 700—800 тыс. человек. В 1959 в СССР насчитывалось 1619,7 тыс. немцев (в том числе в России — 820,1 тыс.). Основная масса немецкого населения сосредоточилась в Западной Сибири и в Казахстане (660,0 тыс.). К 1970 численность немцев составила 1846,3 тыс. По данным переписи населения 1979, число немцев в бывшего СССР составило 1936,2 тыс. К 1989 численность немцев возросла до 2038,6 тыс. человек. С середины 1980-х гг. их стало меньше в связи с массовой эмиграцией немцев в Германию.
Значительная часть немцев России занята в промышленности, сфере обслуживания, науке и искусстве. Однако до 50% немцев занято в сельском хозяйстве. Они сохранили многие элементы традиционной культуры — жилище, пищу, некоторые обряды и фольклор. Коренным образом изменился лишь тип поселений. Если в Германии резко преобладают кучевые формы поселений, то в России — линейные.
Основу хозяйства немцев традиционно составляло земледелие. Использовали трёхпольную систему обработки земли, основной зерновой культурой была пшеница. Развито производство семенного зерна. Из огородных культур выращивают картофель. Большую роль играет животноводство. Благоприятные климатические условия привели к широкому распространению птицеводства, свиноводства, коневодства, разведению крупного рогатого скота.
Основной формой семьи является малая семья, в сельской местности часто встречаются многодетные семьи.
Знание немецкого языка у немцев непрерывно уменьшается. Если в 1926 94,9% немцев назвали немецкий язык своим родным, то в 1939 — 88,4, в 1959 — 75,0%, в 1970 — 66,8, в 1979 — 57,0%. По данным переписи населения 1989, 48,7% немцев бывшего Союза считали своим родным немецкий язык, а 50,8% — русский (кроме того, 45,0% немцев свободно им владели). Что касается немцев Российской Федерации, то здесь родным считали немецкий язык 41,8% (русский — 53,2% и свободно им владеет — 38,4%). Таким образом, немцы России становятся всё более русскоязычными.