Что значит этническая семья
7. Этнические и конфессиональные особенности современных семей
7. Этнические и конфессиональные особенности современных семей
Россия является многонациональным и многоконфессиональным государством. На территории нашей страны проживают народы, исповедующие все четыре великие мировые религии, такие, как христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Существующие семьи, помимо общих характеристик, определяющих развитие и функционирование любой семейной системы, имеют свои специфические особенности. На особенности и развитие семьи влияют этнокультурные условия. Для рассмотрения специфики этнокультурных условий необходимо остановиться на понятиях « этноса ( нации )» и « менталитета ».
Нация ( этнос, народ ) определяется в современной науке по-разному.
? Биологическая теория наций. Согласно этой теории, люди разных национальностей отличаются друг от друга как породы собак – окрас, размер, врожденные рефлексы, предпочтения в еде и т. п.
? Культуроцентристская теория. Данная теория рассматривает национальность как совокупность понятий, знаний, точек зрения на мир, усваиваемых в раннем детстве от родителей и становящихся чем-то вроде рефлекса (родной язык, навыки поведения, установки).
Обе теории признают, что национальная принадлежность человека определяет модель поведения. Представители разных народов в одной и той же социально-значимой ситуации будут вести себя по-разному.
В литературе, посвященной проблемам современной семьи, этнос понимается как исторически сложившаяся устойчивая группа людей, обладающая общим менталитетом, национальным характером, стабильными особенностями культуры, а также осознанием своего единства и отличия от других.
Под менталитетом традиционно понимают глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущих этносу как большой группе людей, сформировавшихся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях. Термин введен в начале XX в. известным французским ученым Л. Леви-Брюлем. Именно менталитет определяет способы восприятия мира и интерпретацию индивидуального и группового опыта, а также способы действия и характер отношения к наиболее значимым аспектам человеческого существования.
В рамках семьи менталитет определяет следующие представления:
? о нормах мужского и женского полоролевого поведения;
? о смысле и содержании брака;
? о способах воспитания;
? о правилах, регулирующих отношения семьи с социальным окружением;
? содержание материнской и отцовской роли. Менталитет во многом формируется под влиянием религии.
Люди разных национальностей по-разному воспринимают правила жизни, регулирующие отношения с родительской семьей и выбор брачного партнера. Родительская семья в исламской культуре воспринимается в качестве образца для построения отношений в собственной семье, что в меньшей степени характерно для современных русских молодых семей. Так, например, 80 % узбеков считают обязательным согласие на брак родителей, при наличии детей развод не допускается. В то же время 80 % эстонцев не считают, что для заключения брака необходимо согласие родителей, и 50 % эстонцев допускают развод при наличии детей.
О сходных фактах пишет известный немецкий (иранец по национальности) психолог и психотерапевт Н. Пезешкиан, призывающий специалистов учитывать при работе с семейными проблемами национальные и культурные традиции.
Он отмечает, что на Востоке выбором супруга строго руководят ближайшие родственники и вся остальная семья. Семья – это своеобразный фильтр, который претендент должен пройти до того, когда он станет кандидатом для брачного союза. Есть четкие критерии отбора, которым должен удовлетворять такой кандидат: из хорошей ли он семьи, какова его профессия, независим ли он? Для женщин существуют другие критерии: из хорошей ли она семьи? хорошая ли она хозяйка? хорошая ли у нее репутация? Вначале решение принимают родители, тети, дяди и так далее, а затем они представляют кандидата в привлекательном виде: «У нас есть для тебя хорошая жена. Она из хорошей семьи. Она замечательно готовит и умеет принять гостей». Таким образом, брак готовится и заключается в согласии с родительской семьей. В Центральной Европе выбор брачного партнера чаще всего совершается по собственным критериям и собственной инициативе, а желание родителей отвергается. Это рассматривается как признак независимости и зрелости: «Я уже не ребенок, чтобы слушать предписания родителей, на ком мне жениться!» В этом случае родители супруга оказываются перед свершившимся фактом, с которым они либо смиряются, либо вступают в конфронтацию. Психологические сложности могут возникать, когда родители начинают вмешиваться в дела молодой семьи и оказывают давление на сына или дочь. На Востоке такого рода конфликты маловероятны, так как родители фактически сами могут выбрать невестку или зятя, соответствующих их ожиданиям.
По мнению Пезешкиана, за такого рода особенностями лежат различные концепции того, что составляет идентичность. На Западе в центре идентичности индивидума находится его «Я», на Ближнем Востоке другая точка отсчета – семья является частью идентичности человека и определяет его чувство собственного достоинства.
Вот как представляет Н. Пезешкиан различия между Востоком и Западом, которые могут проявляться в поведении и переживаниях членов семьи в различных ситуациях.
Таблица 2 Различия в поведении членов восточных и западных семей
Продолжение табл. 2
Выделяя эти различия, Пезешкиан пишет: « Снова и снова подтверждается, что ни одна из культурных систем сама по себе не является хорошей. Их качество обусловлено тем, как они влияют на людей, живущих в них, и тем, насколько их правила игры дают возможность конструктивного взаимодействия с другими социокультурными системами и их представлениями. Так что остается многое, чему люди из разных культур могли бы научиться друг у друга – если только они захотят понять друг друга ».
Следует отметить, что «среднестатистическую» российскую семью нельзя отнести ни к восточной, ни к западной семье в терминах Н. Пезешкиана. Россия, являясь переплетением восточной и западной культур, сочетает во взглядах своих семей и восточную, и западную ментальность.
Этническими традициями может определяться такой важный системообразующий фактор, как отношение отца к детям. Это означает, что содержание отцовской роли может быть вариативно. Тип такого отношения, с одной стороны, может характеризовать семью, как принадлежащую к определенной этнической группе, а с другой стороны, иллюстрировать принятые в этносе способы контакта: между мужчинами и женщинами, между старшими и младшими, между семьей и социальным окружением.
У многих народов существуют достаточно строгие правила, регулирующие контакты отцов с детьми. Это так называемые « правила избегания », которые ограничивают эмоциональные контакты и предписывают отцам скрывать свои чувства. Следуя традиции, отец не может при посторонних (особенно старших) брать ребенка на руки, говорить и играть с ним. Нежные чувства к ребенку следует проявлять лишь в узком семейном кругу, без свидетелей. На территории России «правилам избегания» следуют, например, такие народы, как абхазы, осетины, кабардинцы и балкарцы. Во многом это определяется национальным идеалом мужского поведения, содержанием которого являются такие качества, как сила, суровость, эмоциональная невозмутимость и закрытость.
В русской традиции нет жестких правил, регулирующих взаимодействия отцов с детьми. В большей степени тип этих отношений определяется не столько национальной принадлежностью, сколько индивидуальными и социально-демографическими характеристиками родителя. В последнее время наблюдается тенденция более глубокого включения отца в эмоциональное и телесное общение с ребенком на все более ранних стадиях его развития. Она проявляется в желании будущих отцов присутствовать при родах, в совместной подготовке семейной пары к родам, предполагающей установление особой коммуникации с плодом и т. п. В данном случае идеал мужского поведения начинает включать в себя традиционно женские черты, такие, как эмоциональная открытость, эмпатия, доброжелательность, способность к сотрудничеству, гибкость.
Принадлежность семьи к определенной этнической культуре может влиять и на характер воспитания детей в семье. И. Кон, ссылаясь на данные кросс-культурных исследований У. Ламберта, в своей известной книге «Ребенок и общество» говорит о существовании различий между американским и европейским стилем воспитания. Американские родители более терпимы и либеральны, нежели европейские родители. Автор, в связи с этим, выдвигает следующее предположение. Люди, в этнической культуре которых сильно выражена потребность в достижении, склонны больше опекать своих детей, незамедлительно откликаясь на их просьбы о внимании: в то же время они гораздо острее реагируют на проявление дерзости, нежели люди, которые больше ценят групповую принадлежность и дружественные отношения с окружающими.
Существенное влияние на характер организации жизни семьи оказывают конфессионально ( религиозно ) заданные нормы и правила. Религия представляет собой институционализированную систему верований, символов и практик, которые обеспечивают людей решением вопросов, относящихся к сфере человеческого бытия.
Значение религии состоит в придании смысла человеческому существованию. В религии обобщены ценности человека, цели, к которым он должен стремиться, правила его личных отношений и взаимосвязей с окружающим миром, особенности его повседневного поведения. Своим отношением к религии родители создают образцы мышления и поведения для детей.
Почти во всех религиозных системах семья рассматривается как норма человеческого существования. Основой семьи является брак, смысл которого состоит в производстве потомства, верности и незыблемости супружеского союза. Родители должны воспитывать детей и заботиться о них. Детям предписывается почитать и слушаться своих родителей. Однако исторически существовали и существуют конкретные религии, поэтому общая концептуальная модель семьи имеет специфические черты в различных религиозных направлениях и конфессиях.
Конфессиональные (религиозные) нормы, в частности, определяют особенности супружеских отношений в семье. Наиболее ярко различия проявляются при сравнении православных и мусульманских семей.
Христианская модель семьи.
В христианстве семье отводится особая роль: Христос родился в земной семье, у него были земные отец и мать, Иосиф
Обручник и Дева Мария. Христианские догматы обязывают веровать в единого Бога, выступающего в трех лицах (ипостасях): Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Все три лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности, равную в божественном достоинстве.
В.Н. Дружинин обращает внимание на то, что христианское вероучение предлагает две модели семьи: «идеальную», божественную и реальную, земную, «нормальную». Первая включает в себя Отца, Сына и Мать (Богородицу). В состав реальной семьи входит Иисус Христос, Иосиф Обручник и Дева Мария. В христианстве произведено четкое разделение Отца-воспитателя (Иосиф) и отца «генетического» и духовного (Бог Отец). Важно отметить то, что в христианском вероучении Отец несет ответственность за Сына: отправляет его в мир с определенной миссией и возвращает его на Небеса (Вознесение). В то же время Сын обязан выполнить божественную волю, пройдя через все испытания и страдания. В «земной» христианской семье интересы матери и отца сосредоточены вокруг ребенка. Плотник Иосиф, обрученный с Девой Марией, в поте лица своего трудится на благо семьи. Ребенок воспринимается как «божий дар», родители не вольны им распоряжаться. В образе Иосифа воплощена мужская любовь к ребенку. Однако подлинный отец – Бог.
В христианстве противоречивым и неоднозначным является отношение к женщине. С одной стороны, согласно Ветхому Завету, женщина – источник грехопадения мужчины. С другой стороны, в Евангелии Дева Мария (Богородица) – положительный образ. Мария выступает свидетельницей земных страданий и свершений Христа. Ее земная задача – воспитание сына, призванного свершить великую миссию. Ее роль в «идеальной» семье – посредница между Богом и людьми, заступница за страждущих перед Богом. Подчиненное положение жены сочетается с ее включенностью в отношения любви, психологической близости. Греховность женщины может быть искуплена через деторождение и пребывание в вере и любви, святости и целомудрии. Для православной семьи основанием семейного благополучия и любви считается супружеская верность. В мусульманской семье, где многоженство освящено законом, супружеская верность наполняется иным содержанием. (Верность не конкретной женщине, а своей семье.) Можно сказать, что супружеские взаимоотношения в такой семье будут регулироваться не столько чувствами и потребностью в эмоциональной близости или автономности, сколько осознанием ответственности перед родственниками, обязанностями и этическими нормами. Следует, однако, отметить, что многоженство не исключает любви.
Мусульманская модель семьи.
Основатель Ислама Мухаммед (Магомет), арабский религиозный, государственный и политический деятель, в своих проповедях значительное место отводил семейно-брачным отношениям. Он прилагал усилия для укрепления индивидуальной семьи, хотя и была разрешена полигамия. Число жен ограничивалось четырьмя, и муж должен был одинаково содержать их. Женщины были включены в категорию наследников, им выделялась половина доли мужчины-наследника. Обязанности по содержанию жены и детей возлагались на мужа. Жена могла раздельно владеть своим имуществом, самостоятельно заключать торговые и финансовые сделки. Были запрещены кровосмесительные браки до третьего колена кровного родства. При заключении браков следовало отдавать предпочтение верующим невольникам и невольницам перед идолопоклонниками.
Современный ислам объявляет семью первейшим и важнейшим элементом человеческого общества, источником обновления людей. Семья создается в результате заключения брачных уз между мужчиной и женщиной. В исламе брак считается добродетелью, праведностью и актом поклонения Творцу. Не одобряются мужчины и женщины, отрекающиеся от брачной жизни. Характерно стремление максимально упростить процедуру заключения брачного договора. Для признания брака действительным достаточно взаимного согласия совершеннолетних супругов в присутствии двух свидетелей. Главное, чтобы эта процедура не была тайной и скрытой, а проходила открыто и гласно в деревне, квартале, доме.
Главой мусульманской семьи является мужчина. «Ислам сделал мужчину наставником жены, надзирателем за тем, чтобы домашние дела шли должным и правильным образом. Женщине Ислам повелевает повиноваться мужу и оказывать ему услуги так же, как детям повелевает подчиняться родителям и ухаживать за ними». (В то же время мужчина-повелитель должен заботиться о благоденствии и процветании семьи.) Если семейная жизнь не сложилась, мужчина должен дать развод жене, а жена может выкупить себя у своего мужа. Кроме того, исламский суд вправе расторгнуть брак.
Ряд мусульманских обычаев – выкуп за невесту (калым), выдача замуж несовершеннолетних, затворничество – подчеркивает подчиненное положение женщины. Женское затворничество в исламе – это не только гаремы. Гарем (от арабского «харим» – заповедное место) – женское помещение в мусульманском доме, недоступное чужому взгляду, а также, в переносном смысле, его обитательницы, жены и наложницы хозяина дома. Гаремы встречаются и в других культурах. В истории Востока гарем можно рассматривать как способ выжить для женщины. В гарем входили и бедные родственницы, дети, в том числе чужие, служанки и т. п. Богатство и могущественность мужчины предполагали и большое число иждивенцев.
Элементы женского затворничества в исламе – это ритуальные покрывала, особая застройка поселений. Затворничество объясняется необходимостью оградить мужчину и женщину от аморальных связей, предотвратить половую распущенность. Для этого существует положение о покрывале, запрещено смешивание чужих мужчин и женщин, ограничено пение, танцы и другие поводы совершения греховных поступков. Ислам смотрит на женщину глазами ревнивого мужа. Но исламская мораль обозначает возвышенную цель подобных запретов: укрепить и сохранить семью.
Калым связан не только с исламом, это основное условие заключения брака у тюркских народов. В состав калыма входили скот, деньги, украшения, ткани, хозяйственные и бытовые предметы и др. В XIX в. распространился денежный калым. Существовал и обычай возвращения невесты в дом отца до полной уплаты калыма. В XX в. в советских республиках Средней Азии, Казахстане стали говорить о взаимном приготовлении сторон к свадьбе, о подарках родителям невесты.
Неравноправное положение женщин проявлялось и в том, что при наследовании мужчина получал долю двух женщин; по шариату, на суде свидетельство одной женщины не принималось во внимание, а свидетельство двух женщин приравнивалось к свидетельству одного мужчины. (Шариат – единая система законов, предписаний в исламе, регулирующих жизнь мусульманина от колыбели до смерти.)
Статус современной восточной женщины во многом определяется экономическим положением отца, мужа или сына. Женщина ориентирована на выполнение семейных обязанностей: ведение домашнего хозяйства, рождение и воспитание детей, уход за престарелыми родственниками. Число детей в мусульманской семье традиционно сравнительно высокое. Модернизированный ислам заинтересован удерживать под своим влиянием как можно больше женщин. Поэтому происходит пересмотр отношения к женщине в направлении желательности ее участия в общественной и экономической жизни, получения образования, включая высшее, и т. п.
Этнические и религиозные регуляторы семейной жизни тесно взаимосвязаны, подчас неотделимы друг от друга.
У ряда народов, наряду с предписаниями ислама, в семейно-бытовой сфере господствовали местные адаты. Адат – обычное право народов, сохранивших патриархально-родовые отношения. К такому разряду относится, например, башкирская семья. Семейно-брачные отношения у башкир характеризуются экзогамией, запрещающей брачные связи (до 7 колена) внутри семейно-родственных групп. Вопрос о браке решался родителями жениха и невесты, а у более взрослых людей – доверенными лицами.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
1.1 Понятие этноса и семьи
На сегодняшний день можно обозначить два подхода в толковании этого термина: во-первых, как формы существования самого человека и его культуры с учетом влияния природных факторов; во-вторых, как историко-социальной системы, подразумевающей ее зарождение, развитие и изменение структуры. При такой интерпретации этноса его расселение может не совпадать с границами государств. Отдельные группы (диаспоры) русских, армян, евреев, поляков и других; проживая за пределами своей национальной государственности, относятся к своему этносу.
Генезис любого этноса предполагает значительную протяженность во времени. Формирование историко-культурных ареалов зачастую происходит вокруг определенных элементов культуры, например, языка или религии.
1. Фаза пассионарного подъема.
Пассионарный подъем делится на скрытый и явный (или открытый) подъем. Скрытый подъем иногда у Гумилева в статьях называется «инкубационным периодом». Но в поздних работах Гумилев считал, что это одна фаза.
2. Фаза пассионарного подъема
Наконец, после фазы инерции наступает фаза обскурации (100-150 лет), когда происходит утрата внутриэтнической солидарности и распад этноса. Люди же, составлявшие его, естественно, не распадаются, а поступают в качестве человеческого материала на формирование новых этносов.
Межличностные отношения представителей разных этносов регулируются двумя противоположно направленными тенденциями [17,с.14]. С одной стороны, можно наблюдать любопытство, желание познакомиться с иной, чем своя собственная этнической идентичностью, стремление к разнообразию, проявляющееся в том, что внешность непохожего на субъекта человека кажется ему более привлекательной. С другой стороны, ощутимо действие защитных, охранительных сил этноса, побуждающих конкретного представителя этноса воздерживаться под разного рода предлогами от межэтнических браков или, если такой брак все-таки имел место, заботиться о том, чтобы дети, выросшие в межэтническом браке, сохранили в той или иной форме свою принадлежность к этносу субъекта. Есть основания полагать, что с возрастом последняя тенденция может усиливаться.
Семьям— социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Для ребёнка семья— это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Для взрослого человека семья представляет собой источник удовлетворения ряда его потребностей и малый коллектив, предъявляющий к нему разнообразные и достаточно сложные требования [15,с.11].
Выделяют следующие аспекты семьи:
· Семья как социальный институт, характеризующийся опредёленными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми.
· Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически— общим семейным бюджетом.
· Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания.
· Биологическая: состоит из родителей и детей.
Социальный аспект в определении понятия семьи доминировал в социалистическом обществе, согласно положению марксизма о том, что «семья даёт нам в миниатюре картину тех же противоположностей и противоречий, в которых движется общество». На разных исторических этапах развития семейных отношений преобладали территориальный и экономический аспекты. Например, во Франции «в понятие семьи входила группа лиц, запирающихся на ночь за одним замком», а русская земская статистика при проведении подворных переписей определяла семью по числу едоков, исходя из того, что «по представлению крестьян, в понятие семьи входит круг лиц, постоянно питающихся за одним столом или евших из одного горшка». Однако при всей важности социально-экономической функции семьи, следует отличать её от домохозяйства, которое может вести и отдельный человек, и группа лиц, не связанных отношениями родства [5,с.9]. Точно так же проживание на одной жилплощади не может быть сегодня определяющим в понимании семьи. Во все времена основой её всё-таки остаётся чисто биологическое понятие супружеской пары, сожительствующей со своими нисходящими потомками и престарелыми представителями старшего поколения [15,с.13].
Семья является одним из главных объектов социальной работы.
Основные социальные проблемы семьи:
1. трудное материальное положение семьи;
2. ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой экологии, от качества продуктов питания;
3. злоупотребление алкоголем и наркотиками;
4. жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;
5. антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы;
Взаимоотношения в семье во многом зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи: многодетная, бездетная, кто главенствует, от личных качеств, характера родственников. Все эти аспекты прямо или косвенно связанны с культурой, обычаями этноса каждого супруга. Всю совокупность семейных отношений можно разделить на семь видов:
· социально-биологические отношения охватывают сферу половозрастной структуры и численности семьи;
· хозяйственно-экономические включают ведение хозяйства,
Социальные функции семьи
3. Функция социализация. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе занимает семья. Это объясняется, прежде всего, тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребёнка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности.
4. Функция эмоционального удовлетворения. К многочисленным потребностям человека относится интимное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в первичной группе, и прежде всего в семье. Огромное количество данных свидетельствует о том, что серьёзные преступления и другие негативные отклонения намного чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, что дети, воспитанные в детских домах без любви матери и отца, гораздо в большей степени подвержены заболеваниям, психическим расстройствам, повышенной смертностью и так далее. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования.
5. Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это, прежде всего, относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и другое. В классовых обществах принадлежность семьи к определённому социальному слою предоставляет ребёнку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Классовый статус изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам [8,с.32].
6. Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи. Так же могут и защищать его.
7. Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности [8,с.33].
Важную роль играют семейные традиции. Семейные традиции— это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой (по определению В. Сатир) или фукнциональной (по определению Э.Г. Эйдемиллера и других исследователей) семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоление возникающих проблем [5,с.33].
Этнокультурные брачные и семейные традиции, так или иначе, преследовались и вытеснялись унифицированными требованиями. Меняясь в соответствии с требованиями среды более высокого порядка, семья сохраняет семейные традиции как один из основных способов воспитания, продолжения себя. Семейные традиции сближают всех родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания.
Семья как направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. Это первичный коллектив, который даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях. В семье ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. В процессе семейного воспитания у детей вырабатываются привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.
Межэтническая семья является плодотворным базисом для формирования идентичности тех, про кого говорят, что они этнические маргиналы. Этнические маргиналы, то есть люди, которые не усвоили ценности ни одной из этнических групп, являются, на взгляд автора, самыми активными агентами структурирующими социальную, в данном случае этническую, группу.
Поскольку межэтническая семья предполагает неодинаковую этническую принадлежность родителей, то ребенок оказывается объективно вовлечен в ситуацию межэтнического взаимодействия. Таким образом, агент первоначально объективно вовлечен в ценностно-нормативное пространство этнических групп. Его окружают культурные артефакты, которые представляют определенную ценность для той или иной этнической группы. В случае если агент появляется на свет в межэтнической семье, то подобных артефактов становится бесчисленное множество, причем символическое значение определенного артефакта для этнических групп, к которым принадлежат родители, могут быть очень разными. Таким образом, этнический маргинал попадает в ситуацию свободного выбора, при котором ценность того или иного культурного артефакта для него определяется им самим. То есть, именно маргинальные типы, на взгляд автора, можно считать теми агентами, которые максимально интенсивно производят структурацию этничности. Причем, в контексте данной работы, представляет интерес процесс идентификации детей из межэтнической семьи, процесс становления этничности. Каким образом этническая структура представляет ребенку набор базисных этнических ценностей через родителей. Каким образом ребенок их соотносит со своей ценностной структурой, и каким образом происходит процесс выбора этнической принадлежности.
Вполне реальна ситуация, когда ребенок из межэтнической семьи не может определиться со своей этнической принадлежностью и в результате выбирает себе какую- то другую этническую принадлежность, либо никакой. В этом случае представляет интерес способ взаимодействия с социальной средой. Представляет интерес, каким образом агент действует в ситуации, когда взаимодействие с другими индивидами строится на основе этнической принадлежности. Какую именно этническую принадлежность агент принимает на себя, когда это становиться необходимым. И каким образом данный интерсубъективный опыт этнического взаимодействия сказывается на его структуре ценностей. Какое место в данной структуре начинают занимать этнические ценности. Каким образом новая ценностная структура способствует трансформации этничности агента. И насколько трансформировавшаяся этничность в сознании агента, выливается в этническое поведение относительно трансформации этничности.