Что значит этические проблемы
10 самых актуальных примеров этических проблем
примеры этических проблем возникают из факта или события, в котором возникает ситуация, которая может быть возможной как реальной, так и гипотетической, и противоречивой в моральной сфере.
Этика ответственна за изучение человеческого поведения перед лицом добра и зла в обществе. Он также охватывает мораль, долг, общее благо и правовую среду.
Они связаны с этическими дилеммами, которые даны из-за различной интерпретации, которую могут иметь факты.
Топ 10 примеров этических проблем
1- Злоупотребление властью
Это социальная практика, в которой поведение основано на поддержании отношений власти, неравенства и полностью иерархической.
То есть тот, кто обладает большей властью над другими людьми, будь то в социальном или политическом плане, использует эту позицию для осуществления власти только в своих интересах..
С другой стороны, злоупотребление властью имеет место, когда человек с более высоким социальным и экономическим положением использует это преимущество для того, чтобы осуществлять неоправданную власть над другим, считающимся неполноценным, причиняя моральный ущерб субъектам, которые получают злоупотребление.
2- Дискриминация
Дискриминация является одной из наиболее заметных этических проблем в настоящее время. Эти проблемы стали наиболее влиятельными в обществе.
Соответствующий пример можно увидеть у людей с ограниченными возможностями. Они могут быть отвергнуты обществом за обладание различными способностями..
Права этих людей, такие как наличие достойной работы или отношение к окружающей среде, нарушаются десенсибилизированными людьми, которые считают их неполноценными и даже ненормальными
3- Бизнес подкуп
Это происходит, когда, например, очень хорошо позиционированный бизнесмен оплачивает инспекцию инспектора, чтобы он не раскрывал отрицательные результаты, обнаруженные в его компании..
4- Спортивный подкуп
Это подтверждается тем, что в матче или спортивном событии судья наставляет одну команду в пользу другой, демонстрируя фаворитизм в связи с полученными выплатами..
5- Политическая коррупция
Эту этическую проблему видят правители и политики. Блага государства будут ими незаконно взяты, что напрямую повлияет на общее благо граждан.
Политическая коррупция отражается, когда, например, губернатор города крадет деньги, которые были предоставлены на ремонт улиц и проспектов.
6- Чрезмерная лояльность
Чрезмерная лояльность возникает, когда человек может лгать, чтобы скрыть какое-то неподобающее поведение другого субъекта, занимающего более высокое положение, независимо от его собственных моральных и социальных принципов.
7- Отсутствие конфиденциальности
Это большая этическая проблема у работников, которые осуществляют профессии, с помощью которых они обрабатывают конфиденциальную информацию.
Примером этого является то, когда психолог обнародует проблемы, рассказанные пациентом в консультации.
8- Отсутствие обязательств
Отсутствие обязательств может возникнуть, когда работник решает не выполнять свои обязанности и не вкладывает максимум своих усилий в улучшение производительности труда..
9- Социальный контроль
Это происходит через продвижение или навязывание политических стратегий и режимов, которые ограничивают социальное развитие человечества. Эти налоги генерируются исключительно в политических и экономических целях..
10- Конфликт интересов
Ярким примером этого является выбор родственников или друзей во время подбора персонала в определенной компании или в государственных учреждениях; Хотя они не имеют права на должность, рассматриваемое лицо предпочитает нанимать их.
10 этических проблем современного мира
этические проблемы современного мира им удалось успешно преодолеть различные барьеры и все больше присутствовать в социальных пространствах, таких как семейные ядра и школы, даже врываясь в великие сферы политики и глобальную экономику.
С появлением новых технологий, развитием науки и постоянной тенденцией к потреблению и приобретению материальных благ люди постепенно утратили свою личную, трудовую и, прежде всего, социальную этику..
То, как люди ведут себя с собой и с окружающими, а также их права и обязанности сегодня, отражают полное отсутствие морального сознания.
Этика охватывает целый набор принципов, ценностей и убеждений моральной природы, которые каждый человек содержит в себе и которые отвечают за определение направления их действий в различных областях их повседневной жизни..
Однако, несмотря на существование кодекса этического поведения, сегодня существует бесчисленное множество этических проблем, которые глобальное общество представляет.
Будь то личные, академические, политические, экономические, медицинские, технологические и даже экологические проблемы, этические проблемы продолжают проявляться с большой силой, и приведенный ниже список является их ярким отражением..
Основные этические проблемы во всем мире
Существование разнообразных культурно-нравственных систем
Обычно называемая проблемой культурного релятивизма, она упоминает, как этические принципы варьируются от одной культуры к другой..
Одна из основных этических проблем заключается в том, что нет единого определения этического для каждой культуры.
Подобно тому, как некоторые общества склонны почитать нескольких богов, практиковать многоженство и не потреблять некоторых животных, потому что они считаются священными, западные верования, например, имеют другую точку зрения на восприятие мира..
Глобализация бедности
Развитие новых технологий и глобализация сумели соединить мир как никогда, однако они увеличили социальное неравенство и сосредоточили богатство в руках небольшой части населения..
Следовательно, хотя некоторые имеют высокий уровень качества жизни, другие по-прежнему страдают от основных недостатков, таких как нехватка питьевой воды, голод и образование..
Сегодня половина населения мира, примерно 3 миллиарда человек, живет менее чем на 2,5 доллара в день, а около 22 000 детей умирают каждый день в условиях крайней нищеты, как Фонд Организация Объединенных Наций для детей.
Неравенство в доступе к здравоохранению
Как уже упоминалось Всемирной организацией здравоохранения, каждый человек должен иметь право на максимальную степень здоровья, которая может быть достигнута, и иметь среду, позволяющую ему заботиться о себе физически и морально.
Следовательно, неравенство в доступе к медицинской помощи рассматривается как серьезная этическая проблема..
Согласно Индексу процветания Legatum, лучшие системы здравоохранения в мире представлены в Канаде, Катаре, Франции, Норвегии, Новой Зеландии, Бельгии, Германии, Израиле, Гонконге, Швеции, Нидерландах, Японии, Швейцарии, Сингапуре и Люксембурге..
Что происходит с остальными? Без сомнения, существует недостаток справедливости и социальной справедливости..
Отсутствие политических свобод
Несмотря на то, что демократии удалось зарекомендовать себя как лучшая система управления во всем мире, сегодня есть много граждан, которым не хватает свободы выражения мнений и ассоциации, безопасности и доступа к качественным государственным учреждениям..
Точно так же, как многие правительства продолжают осуществлять коррупционную практику, независимо от серьезных этических и экономических последствий, которые это влечет за собой для своих граждан.
Последний случай коррупции был отражен в Бразилии, где взятки, отмывание денег, тысячи людей без работы и протесты свидетельствуют о растущем отсутствии этики в политике.
Однако Международный индекс прозрачности 2016 года показал, что только Дания и Великобритания, а также Уругвай и Чили в Латинской Америке получили отличные результаты..
Рост терроризма и войн
Однако сотни тысяч граждан по-прежнему становятся жертвами такой практики и нападений. Постоянная потеря гражданского населения стала серьезной этической проблемой сегодня.
Постоянство экологического кризиса
Как отмечает Хатт (2016), выбросы парниковых газов увеличились на 80% с 1970-х годов, так же как концентрации этих газов в атмосфере сегодня выше, чем когда-либо в истории..
Этот кризис указывает на огромное отсутствие экологической этики, которой сегодня обладают граждане, поскольку все проблемы, которые сегодня представляет планета, такие как загрязнение окружающей среды, глобальное потепление, кислотные дожди, вырубка лесов и парниковый эффект, были вызваны образом жизни управление.
Экологический кризис сегодня более скрыт, чем когда-либо, и необходима этическая совесть, которая стремится внести позитивный вклад в окружающую среду.
дискриминация
Несмотря на то, что многое было достигнуто в области прав человека, даже расизм, сексизм и ксенофобия все еще присутствуют в обществе.
Отказ по причинам расы, идентичности или культуры, а также дискриминация по причине предпочтения определенных сексуальных ориентаций или ненависти к иностранцам по-прежнему остаются важными этическими проблемами в настоящее время..
Кризис беженцев в Европе является хорошим примером этого, когда принцип гуманитарной помощи был оставлен в стороне, а этические принципы остались позади, отдавая предпочтение только национальной безопасности..
Жестокое обращение с животными
Сегодня, несмотря на долгий путь, который прошли организации по защите прав животных, многое еще предстоит сделать..
Сотни животных используются каждый год для научных, военных и сексуальных экспериментов, большинство животных которых убивают или получают ранения..
Хотя кампании нулевой жестокости к животным достигли больших успехов, многие компании продолжают использовать беззащитных животных в бесчеловечных испытаниях..
Нападения на биоэтику
Несмотря на то, что уже существует целое направление исследований, в котором анализируются этические и моральные аспекты медицины и биологии, экстракорпоральное оплодотворение и генетические манипуляции являются серьезными этическими проблемами современности..
Поиски совершенного человека и изменение его генов с целью улучшения человеческого вида путем изменения генетического наследия живого существа рассматривались как преступление против человеческого достоинства..
В равной степени такие проблемы, как аборт, контроль над рождаемостью или право на эвтаназию, являются основными этическими дилеммами, которые по мере развития науки ставятся под сомнение..
Расширение использования искусственного интеллекта
Технология открыла новые горизонты, так же, как она объединила тысячи людей, преодолев пограничные космические барьеры.
Тем не менее, для повышения эффективности производства все чаще наблюдается использование робототехники и внедрение машин в промышленности и на предприятиях, что приводит к потере рабочих мест и ценному человеческому капиталу..
Растущее использование искусственного интеллекта рассматривается как большая этическая проблема, поскольку люди отошли на второй план и миллионы рабочих мест будут потеряны.
ЭТИКА И ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Этика – это философия, объединяющая воедино мораль, и нравственность. Ее цель – открыть для человека тайну морального бытия через воспитание в нем культуры общения. Люди ограничены знаниями о морали, которая не всегда вызывает желание ей следовать. Нигилистическое отношение к морали приводит к поведенческой нереализованности личности. В результате псевдо ценности вытесняют мораль.
Этика обязана тем, что стала самостоятельной дисциплиной, Аристотелю.Он в 4 веке до нашей эры вывел этот термин, заключив его в область знаний между наукой о душе и наукой, изучающей искусство управлять обществом и государством – психологией и политикой.
Чтобы вести разговор об этой дисциплине, необходимо понимать значение следующих понятий:
· этика – учение, рассказывающее о тех добродетелях, которые могут привести человека к счастью и благам;
· мораль – наставление или вывод, сделанные с поучительной целью;
· нравственность – путь освоения людьми мира, основанный на духовно-практических знаниях.
Из названных определений становится понятным, что нельзя объединять эти термины или принимать их за синонимы. Они не были таковыми с момента, когда зародились философия и этика, связь между которыми существует и по сей день.
Понимание категорий добродетели и долга менялось по мере развития человечества. В эпоху Средних веков добродетели были связаны с соблюдением божьих законов и познанием Божественного. Если во времена античности человек должен был быть наделен мудростью, благоразумием, щедростью и справедливостью, то в Средние века список качеств сокращается до способности к надежде, вере и любви.
Во время Возрождения, распространение получает принцип гуманизма. Позже Иммануил Кант в своих этических произведениях делает основополагающей категорию долга, заявляя, что человек должен поступать так, чтобы воля смогла лечь в основу законодательства для всех остальных людей.
В XX веке появилась прикладная этика, ставшая новым этапом этического знания. Она призывает людей к освоению ценностно-культурных мировых богатств, гуманистических принципов, возможностей совершенствовать духовную и практическую стороны бытия.
Этика как отрасль философского знания
Будучи отраслью философского знания, этика подразделяется на два раздела:
Первая является кодексом правил и норм, которыми человек должен руководствоваться, чтобы правильно жить в обществе. Вторая изучает философско-религиозные вопросы, объединяет научную информацию. Благодаря рассуждениям и выводам, которые основываются на принципе логичности, этика стала научной дисциплиной. Но, несмотря на это, этику также можно отнести к философии на основании проблем, которые она рассматривает.
Помимо этики, к философским дисциплинам относятся:
Перечисленные отрасли охватывают различные темы в зависимости от историко-культурных и иных особенностей изучаемого вопроса. Вопросы, подпадающие под компетенцию этики, относятся к онтологии теории познания. С помощью онтологических и гносеологических догм, этика показывает, что нравственные ценности существуют в реальности и что каждый человек может изучить их и вписать в свою картину мира.
Относясь к философии, этика большей частью является теоретической дисциплиной, которая объединяет мораль с нравственными отношениями и высшими устремлениями каждого из людей. Она представляет собой нормативную и практическую части философского знания. Производя не только информацию и знания, которые можно изучить, но и духовные ценности, проявляемые в реальной жизни, она становится основой деятельности человека и задает ей вектор, указывает на добродетели, к которым следует стремиться в течение жизни.
Особенность этики в том, что объект ее изучения – не то происходящее, что в реальности окружает нас, а то должное, что происходит в соответствии с нравственными и духовными ценностями. Поэтому, ее можно отнести к философским дисциплинам, изучающим не только ценности человеческой жизни, но и то, как поступки и действия людей соответствуют моральным нормам.Межличностные отношения и взаимоотношения человека с окружающим миром – главный предмет анализа этики. Через это она придает морали осмысленность, занимается исследованием ее сущности, природы, механизмов возникновения и развития, структуры и функций. Этика рассказывает о том, как мораль проявляется во время различной деятельности. Мораль выступает в качестве формы индивидуального и общественного сознания.
Наука ставит в центр человека, который является обособленной единицей бытия, уникальной личностью, которая может совершенствовать себя и регулировать, реализовывать свои желания и цели. Во внешнем поле находится социальная реальность, содержащая нормы, правила, юридические законы и другие требования по отношению к каждой личности. Эти правила и предписания оказывают влияние на то, как человек себя ведет, какой деятельностью занимается, чем наполняет свою духовную жизнь.
Этика изучает, как человек реализует свободу своей воли через различные виды деятельности, в том числе через профессию. Науку интересует то, на какие безусловные моральные ценности опирается человек, а не его практические или утилитарные мотивы. Помимо изучения морали и ее интерпретаций, этика стимулирует ее продвижение, изменение.
Особенную актуальность приобретает этика в наши дни, когда мир находится в непростой политической ситуации, а Россия переживает исторически сложный период. Ученые-философы сигнализируют, что видят наибольшую проблему не в политическом или экономическом крахе, которые могут произойти, а в том, что реальность может разрушительно влиять на личность.
Все больше предпосылок появляется, чтобы современники делали выбор в пользу материального, а не духовного. Представления о том, что такое милосердие, доброта, великодушие, справедливость и даже патриотизм стираются или претерпевают значительные изменения. Рост агрессии в обществе ведет к росту преступности среди детей и подростков. Молодежь часто обнаруживает духовную, волевую и эмоциональную незрелость.
Этика говорит о необходимости возврата к исторической преемственности поколений, которая позволяла воспитывать детей, приводя им в пример великих людей, которые уже умерли. Это позволило бы людям с молодого возраста знать, на какие столпы опираться при решении проблем и сложных жизненных ситуаций. Тогда в дальнейшем, приобретая власть и способность влиять на важные экономические, политические и духовные процессы, люди будут использовать мораль при решении конфликтов любого характера.
Объект и предмет этики
Этика – учение, изучающая с практический точки зрения нравственность и мораль, включая их возникновение, особенности и закономерности, в соответствии с которыми они развиваются. Объектом изучения выступают нравственность и мораль, а предметом – их сущностные характеристики и специфика.
Такая дисциплина выполняет роль методологии для прочих наук, которые заняты изучением конкретных нравственных и моральных проблем.
Будучи практической философией, этика нашла свое применение в первую очередь в профессиональной среде. Она объясняет, почему специалист должен действовать тем или иным образом, руководствуясь внутренними принципами. Во многих университетах при обучении на различные специальности студенты изучают такой предмет, как «профессиональная этика». Ее объектами становятся:
· отношения внутри рабочих коллективов;
· отношение работников к своему труду, коллегам и клиентам;
· профессиональное воспитание будущих профессионалов.
Нормы профессиональной этики начали свое становление еще в раннем рабовладельческом обществе – в период, когда появились профессии, которым обучали массово: лекари, наставники, политические деятели, писари, работники религиозных учреждений. Часть профессий имеет более раннее происхождение и своды правил, характерные именно для них: например, «Клятва Гиппократа», которую дают медики.
Современная этика учитывает дифференциацию, возникающую при развитии норм профессиональной морали, а также объединение этих норм в специальностях, схожих функционально. Наука учитывает наличие общей модели хозяйствования, единой для всех стран, методы современных коммуникаций, необходимость в кооперации для производства высокотехнологичных товаров и качественных услуг, а также техногенную опасность, нависшую над людьми и миром.
Нравственные требования в современных реалиях существуют для каждой профессии.
Этика имеет собственную структуру. В нее включены:
· теоретико-методологические данные о самых абстрактных этических проблемах;
· описание исторических типов морали, или ее генеалогия;
· социология морали, которая рассказывает о практической роли нравственных понятий в общественной жизни и жизни личности;
· психология нравственности и морали;
· праксиология – прикладная разновидность данной дисциплины;
· педагогическая этика – наука о морально-нравственном воспитании.
Самостоятельный статус этики в философии и его обоснование – это большая теоретическая проблема, которая стоит перед философами и учеными и поныне. Нередко ее относят к философским теориям или гуманитарным наукам. То, что этика является философской дисциплиной, очевидно из того, что первая представляет собой цель, необходимую для философского мышления. Она учит, как сформулировать и достигать цели в жизни, в чем ценность жизни.
Поскольку этика является практической философией, изучение ее крайне важно. Каждый человек располагает системой ценностей и взглядов на мир, но, когда речь заходит о вынесении оценки в области профессиональной или политической жизни, необходимо умение точно разбираться в ситуации и не быть субъективным. Специалисты в области прикладной этики крайне нужны в таких областях, как:
· проведение этико-прикладных исследований;
· организация деловых отношений;
· обучение культуре управления;
Главная цель, которую имеет под собой изучение данной дисциплины – вызвать в человеке желание освоить ценностное, теоретическое и культурное многообразие этой науки. Она должна стать сердцевиной как общественной, так и личностной жизнеорганизации.
III. ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
III. ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Как человечество приходило к нравственным идеям и как прогрессировало их понимание?
Хаотическая картина откроется тому, кто вознамерится проследить путь этических исканий человечества. Этическое мышление прогрессировало необъяснимо медленно и неуверенно.
Можно еще как-то понять, почему задерживалось становление и развитие научного мировоззрения, Оно в своей эволюции зависело от более или менее случайного появления гениальных исследователей, открытия которых в области точных наук и естествознания должны были расширять горизонты мышления и указывать ему все новые пути.
В этике же мышление целиком зависит от самого себя. Оно имеет здесь дело только с самим человеком и его саморазвитием, Протекающим по законам внутренней причинности. Почему же тогда оно не прогрессирует? Именно потому, что в данном случае человек является для самого себя обосновываемой и творимой действительностью.
Это проявляется уже в том, что предметы, которыми этика и эстетика оперируют, пытаясь подступиться к действительности, обычно не отвечают своему назначению, а зачастую оказываются просто нелепыми. И как неэлементарно то, что выдвигается в качестве истин как в этике, так и в эстетике! Какие противоречия в утверждениях! Художник мало может почерпнуть для своего творчества в самых лучших сочинениях по эстетике. Точно так же коммерсант, ищущий в книге по этике совета, как в том или ином конкретном случае согласовать принципы своего ремесла с принципами нравственности, редко найдет удовлетворительный ответ.
Недостатки эстетики не слишком сказываются на духовной жизни человечества.
Художественное творчество всегда остается делом одиночек, чья гениальность формируется в большей мере под влиянием самих художественных произведений, чем выводов размышляющей и анализирующей эстетики. В этике же речь идет о творческом акте многих, который в сильной степени предопределен принципами, доминирующими в общем мышлении соответствующего времени. Отсутствие прогресса, который в ней еще возможен, трагично.
Этика и эстетика не являются науками. Наука как описание объективных фактов, обоснование существующих между ними взаимосвязей и обобщение всей совокупности накопленного таким образом материала возможна лишь тогда, когда речь идет о ряде повторяющихся однородных фактов или об одном факте в ряду явлений, когда, следовательно, налицо материя, в которую надлежит внести порядок. Науки о человеческом желании и деянии нет и не может быть. Здесь может идти речь лишь о субъективных и единственных в своем роде фактах, взаимосвязь которых скрыта в загадочном человеческом Я.
Наукой является только история этики, да и то лишь в той мере, в какой может быть научной история одной из сфер духовной жизни.
Следовательно, нет никакой научной этики, есть только этика мыслящая. Философия должна отрешиться от иллюзии, которую питала до сего дня. О том, что хорошо и что дурно, о побудительных мотивах, в которых мы черпаем силу делать одно и избегать другого, никто не может говорить с себе подобными языком ученого. Каждый в состоянии сообщить другим лишь то, что найдет в себе самом способного затронуть и взволновать всех людей, возможно продуманнее, сильнее и яснее, так, чтобы невнятный шепот превратился в полнозвучный голос.
Имеет ли, однако, смысл пашню, уже вспаханную тысячу и один раз, подвергать обработке в тысячу второй? Разве все, что можно сказать об этике, уже не сказано Лао-цзы, Конфуцием, Буддой, Заратустрой, Амосом, Исайей, Сократом, Платоном, Аристотелем, Эпикуром, стоиками, Иисусом, апостолом Павлом, мыслителями Ренессанса, Просвещения и рационализма, Локком, Шефтсбери, Юмом, Спинозой, Кантом, Фихте, Гегелем, Шопенгауэром, Ницше и другими? Разве существует возможность перешагнуть через эти относящиеся к прошлому и противоречащие одно другому убеждения и прийти к новым, которые будут обладать большей и не столь преходящей силой? Возможно ли все, что есть у этих мыслителей этического, соединить в единую идею нравственного, которая аккумулировала бы энергию всех этических учений прошлого? Мы должны надеяться на это, если не хотим отчаяться в судьбах человечества.
Привносит ли мышление об этике больше этики в мир? Картина хаотичности, характерная для истории этики, способна настроить на скептический лад. С другой стороны, однако, очевидно, что такие корифеи этики, как Сократ, Кант и Фихте, оказали благотворное влияние на многих своих современников. Оживление этического мышления всегда стимулировало появление этических движений, которые помогали соответствующим поколениям с большей эффективностью решать свои задачи. Если та или иная эпоха не выдвигает мыслителей, способные заставить ее повернуться лицом к проблемам этики то в итоге снижается нравственность данной эпохи, а заодно и ее способность решать возникающие проблемы.
В любом усилии мышления прийти к этике с большей или меньшей очевидностью заключены поиски некоего заложенного в самом себе основного принципа нравственного, который объединил бы в себе всю совокупность нравственных требований. Никогда, однако, не удавалось действительно сформулировать такой принцип. Разрабатывались лишь его элементы, которые выдавались за целое, пока возникающие трудности не разрушали иллюзию. Как хорошо ни росло дерево, оно так и не выросло, Потому что не смогло пустить корни настолько глубоко в землю, чтобы достать до слоя, который надежно обеспечил бы его питанием и влагой.
В какой-то мере хаос этических воззрений станет понятен нам, если мы осознаем, что при всей противоречивости и даже взаимоотрицании воззрений во всех случаях речь идет о фрагментах одного и того же основного принципа нравственного. Противоречие коренится в неполноте. Этическое есть в том, против чего Кант возражает в этике рационализма, и в том, что он выдвигает взамен; в том, в чем кантовское понятие морали оспаривается Шопенгауэром, и в том, что последний выдвигает вместо него. Этичен Шопенгауэр в том, за что на него нападает Ницше, и точно так же этичен Ницше в своем бунте против Шопенгауэра. Необходимо найти великий основной аккорд, в котором все диссонансы этих многообразных и противоречивых проявлений этического слились бы в гармонию.
Итак, внимание мышления необходимо направить на основной принцип нравственного. Простое перечисление добродетелей и обязанностей подобно бренчанию на рояле с претензией на настоящее музицирование. И в полемике с представителями этики предыдущих эпох нас должно интересовать лишь то, как они обосновывали этику, а не то, как они ее проповедовали.
Только ли ярко выраженные философские попытки важны и значимы для поисков основного принципа нравственного? Нет, всякие, в том числе религиозные и любые другие. Необходимо проследить все этические искания человечества.
Указанное же различие лишь относительно. Конечно, религиозная этика апеллирует к сверхъестественному авторитету. Но это скорее форма, в которой она выступает. На деле же и она, поднимаясь выше в своем развитии, все настойчивее ищет некий в самом себе обоснованный основной принцип нравственного. В любом религиозном гении живет мыслитель-моралист, и каждый сколько-нибудь глубокий философ-моралист в какой-то мере религиозен.
Насколько неопределенна здесь граница, показывает индийская этика. Религиозная ли она по характеру? Философская ли? Рожденная в мышлении жрецов, она стремится быть более глубоким толкованием требований релитии. По своей сущности, однако, она философская. У Будды и других она осмеливается наметить шаг от пантеизма к атеизму, не отказываясь от самой себя. Спиноза же и Кант, причисляемые к философской этике, по направлению своих мыслей принадлежат одновременно и к религиозной.
Речь идет лишь об относительном различии в характере мышления. Одни приближаются к основному принципу нравственного более интуитивно, другие более аналитически, Решающим же моментом является глубина, а не характер этического мышления. Мыслитель, действующий более интуитивно, двигает этику вперед, подобно художнику, который, создав значительное произведение, открывает новые горизонты в искусстве. В глубоких сентенциях, подобных благословениям Иисуса, вспыхивают яркие искры основного принципа нравственного. Прогресс в постижении нравственного имеет место, даже если обоснование не осуществляется аналогичными способами.
С другой стороны, критически-аналитические поиски основного принципа нравственного могут привести к обедненной этике, потому что имеется тенденция принимать во внимание только то, что связано с выдаваемой за него идеей. Вот почему философская этика, как правило, так далеко отстает от действительной и так мало воздействует непосредственно. Там, где религиозные мыслители-моралисты могучим словом проникают до чистых вод подземных глубин, философская этика иногда роет лишь небольшое углубление, в котором образуется всего лишь лужа.
Тем не менее, только рациональное мышление способно постоянно и уверенно стремиться к основному принципу этики, и оно непременно придет к цели, если станет достаточно глубоким и элементарным.
Подлинный основной принцип нравственного при всей его универсальности должен быть чем-то поразительно элементарным и сокровенным, что, захватив однажды человека, уже не оставляет его, вмешивается как нечто само собой разумеющееся во все его раздумья, не позволяет вытеснить себя из сознания и вечно провоцирует на полемику с действительностью.
Столетиями люди, бороздя моря, ориентировались по созвездиям. Но затем они преодолели несовершенство этого метода, открыв свойства магнитной стрелки, всегда указывающей на север. С тех пор они безошибочно ориентируются в самую неблагоприятную погоду в самых отдаленных морях. Это прогресс, аналогичного которому мы должны добиваться в этике.
Пока вся этика заключена для нас только в этических сентенциях, мы ориентируемся по звездам, которые, как ни ярок их блеск, все-таки лишь относительно надежно указывают нам путь, да и то в любой момент могут быть скрыты от нас наползающим туманом. В штормовую ночь они, как мы убеждаемся сейчас, оставляют человечество в беде. Если же этика станет для нас логически необходимым проявляющимся в нас принципом, начнутся этическое углубление индивидов и неуклонный этический прогресс человечества.