Что значит эстетический класс в школе
Эстетическое воспитание в школе
Вы будете перенаправлены на Автор24
Цели и задачи эстетического воспитания
Эстетическое воспитание способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Эстетическое воспитание – это часть целостного воспитательного процесса, направленная на формирование способности воспринимать и преобразовывать окружающую действительность в соответствии с законами красоты во всех сферах человеческой деятельности.
Методология эстетического воспитания формируется наукой эстетикой. Это наука, исследующая закономерности художественного освоения окружающей действительности индивидом, описывающая сущность и формы отражения и преобразования реальности, описывающая роль искусства в развитии нашего общества.
Результатом эстетического воспитания в школе является сформированное эстетическое сознание и эстетическое поведение учащихся.
Эстетическое сознание представляет собой форму общественного сознания, реализуемую в качестве художественно-эмоционального познания действительности посредством эстетических чувств, оценок, вкуса, идеалов и и выражаемую в творчестве и эстетических взглядах. Важными элементами эстетического сознания являются эстетические чувства.
При наблюдении прекрасного в окружающей действительности человек не должен оставаться равнодушным. Важно, чтобы дети научились различать истинную красоту и безобразное.
Эстетическое восприятие порождает определенные эмоции и поэтому в воспитание учащихся должно проходить в благоприятных для формирования эмоциональной сферы условиях. В процессе эстетического воспитания важно сформировать у детей способность к полноценному восприятию произведений искусства. Для этого учащимся требуется теоретическая подготовка. Это имеет особо важное значение при использовании скульптуры, музыки, изобразительного искусства в эстетическом воспитании. Эстетический вкус, сформированные эстетические идеалы, способность давать оценку прекрасному дают школьнику понимание сути прекрасного. Воспринимая прекрасное ребенок должен анализировать его, сравнивать с уведенным ранее. Это есть эстетическое мышление, уровень которого зависит от умственного воспитания, умения мыслить. Параллельно с развитием эстетического восприятия в процессе воспитания у школьников необходимо формировать эстетическое отношение к окружающему миру. Они должны не просто научиться любоваться красотами природы, произведениями искусства, но и беречь их.
Готовые работы на аналогичную тему
В процессе эстетического воспитания школьникам следует рассказывать и об эстетике поведения, в частности об аккуратности в одежде, манерах поведения, культуре проявления эмоций.
Способы эстетического воспитания
В эстетическом воспитании ребят школьного возраста используют разные источники:
Для эффективного эстетического воспитания большую роль играет внеурочная деятельность. В школах необходимо создавать этнографические группы, ансамбли различных направлений, уроки на природе, кружки по разным видам творчества.
Огромная роль в эстетическом воспитании школьников отводится предметам эстетического цикла, таким как рисование, пение и музыка. На этих уроках школьники не только изучают теорию искусства, но и развивают творческие способности, приобретают практические навыки. Расширять и углублять эстетические знания учащиеся должны иметь возможность во внешкольных образовательно-воспитательных учреждениях, в частности музыкальных и художественных школах, различных студиях.
Важна и роль семьи в эстетическом воспитании школьника. Эстетика в оформлении квартиры, домашняя библиотека, обсуждение телепередач и прочитанных книг в кругу семьи, совместное посещение театров – все это помогает привить эстетический вкус детям.
Эстетические классы и их роль в формировании коммуникативных способностей учащися
«Духовный багаж», в отличие от обычного багажа обладает удивительным свойством:
чем он больше, тем легче человеку идти по дорогам жизни»
Д. Кабалевский
Ни для кого ни секрет, что эмоциональная сфера является важной составляющей полноценного развития младших школьников. Никакие коммуникативные контакты, общение, взаимодействие не будут эффективными, если его участники не способны управлять собственными эмоциями, чувствовать эмоциональное состояние другого. На наш взгляд, творчество и искусство могут и должны стать, тем фундаментом, который поможет в становлении и развитии подрастающего поколения, основополагающим фактором в формировании дружеских отношений в детском коллективе. В связи с тем большим потоком негативизма, порой даже агрессии, которую наши дети черпают из средств массовой информации, нам приходится с горечью констатировать факт полного неумения, а может быть, и нежелания устанавливать дружеские отношения со сверстниками. Для педагогов, работающих в детских коллективах, проблема конфликтности и агрессии стала настоящим бедствием.
Мы считаем, что время замалчивания данной проблемы прошло, и настала острая необходимость ее разрешения. В чем же мы видим выход из сложившейся ситуации? Можно сформировать основные направления в решении назревшей проблемы:
Для чего современному человеку художественные способности? Быть может, это удел людей одарённых от природы – художников, поэтов, музыкантов? Психологи утверждают, что в современном стремительно меняющемся мире человек, не обладающий способностью творчески мыслить, просто «обречён» жить в ситуации душевного дискомфорта. С этой точки зрения огромный потенциал для развития творческих способностей учащихся имеет дополнительное образование. Именно оно позволяет наиболее полно раскрыть, развить и преумножить возможности каждого ребенка. Совместная творческая деятельность детей не только объединяет их по интересам, но и становится тем прочным фундаментом, на котором строятся взаимоотношения между учащимися. К сожалению, патологическое нежелание современных школьников читать приводит к такому оскудению их словарного запаса, что порой им просто не хватает элементарных слов для общения. У них, как правило, не развито воображение. Те, кто работает с младшими школьниками, думаем, с нами согласится, что ребята, порой, не могут даже найти предмет для беседы. Тогда как совместное творчество, поездки на концерты, конкурсы, фестивали помогают не только раскрепостить ребят в общении, но и значительно расширяют их кругозор. Дети, занимающиеся в творческих коллективах, всегда легче социально адаптируются, у них более благоприятное психическое и эмоциональное состояние. Мы в процессе своей работы в эстетических классах заметили значительное снижение агрессии во взаимоотношениях ребят. Когда у каждого ребенка имеется равный шанс для самовыражения в творчестве, доказывать свое преимущество на кулаках отпадает необходимость. И самое главное, находясь в школе практически целый день, постоянно сотрудничая друг с другом, ребята учатся выстраивать взаимоотношения друг с другом, овладевают коммуникативными навыками, постигают нелегкую науку жизни в социуме.
Социально-экономические преобразования последнего десятилетия привели к необходимости интеграции дополнительного и основного – общего школьного образования. В настоящее время необходимость такой интеграции создала условия для формирования модели «школы полного дня», что позволяет наиболее полно объединить учебную и внеурочную сферы деятельности ребёнка в условиях учебного сообщества, а также усилия общества и семьи для реализации более качественного духовного и физического развития школьников. Это школа, обеспечивающая в комплексе организацию общеобразовательной, развивающей, художественно-эстетической, оздоровительной деятельности в соответствии с учебным планом и индивидуальными интересами обучающихся детей в течение «полного дня». Это не просто продлённый день, а содержательно наполненная образовательная среда, в которой ребёнок получает навыки выбора социально значимой и интеллектуальной деятельности, приобретает жизненный опыт, учится ответственности за свой выбор, осваивает умения по организации собственной деятельности на основе личных потребностей, интересов, стремлений. По модели «школы полного дня» работают многие образовательные учреждения, и данный опыт широко распространён в регионах России.
На базе средней школы № 141 и детской музыкальной школы № 10 города Казани для более эффективного взаимодействия дополнительного и основного – общего школьного образования были созданы классы эстетического развития. В классах «полного дня» дети получают музыкально-эстетическое образование. Основной спецификой данных классов является их общедоступность. Если при обучении в музыкальной школе проводится отбор детей по уровню их музыкальности, то в нашем случае такого отбора нет, обучение идет для всех детей без исключения. Основополагающим фактором в данном случае является лишь желание ребенка. Не из каждого ребенка может вырасти Моцарт, ни у каждого есть талант и терпение для овладения игрой на музыкальном инструменте, но получить общее эстетическое образование может и должен каждый ребенок. Без этого невозможно говорить о гармонично развитой личности, личности, способной устанавливать контакты и дружески взаимодействовать со сверстниками. Да и благотворное влияние музыки на интеллект человека и на уровень его культуры не вызывает ни у кого сомнения.
В поисках новых форм, связанных с решением основной педагогической проблемы, которую мы поставили перед собой – формирование коммуникативных способностей учащихся и создание дружеских отношений в детском коллективе, мы опробовали различные формы музыкального образования детей. Наиболее интересным детям стал метод «драматизации» песни, который в процессе работы перерос в создание спектаклей – мюзиклов. Эти представления получили признание и большую поддержку у педагогов школы, детей и родителей.
Смеем напомнить, что в этих классах занимаются самые обычные дети, не проходившие никакого отбора по уровню музыкальности. Главное, что у них есть – это огромное желание заниматься творчеством, и конечно, мы, одержимые педагоги.
В чем заключается эстетическое воспитание школьников
Содержание статьи
Эстетическое воспитание основывается на развитии не только способности видеть прекрасное в картинах, скульптурах, литературных произведениях, кинофильмах и предметах архитектуры, но и в развитии желания создать что-то прекрасное своими руками, своим умом. Важно отметить, что эстетическое восприятие мира, его правильное формирование облегчают школьнику и процесс обучения точным наукам. Ведущие педагоги страны с многолетним опытом работы в образовательных учреждениях отмечают, что ученики, у которых присутствует тяга к эстетическому образованию, легче овладевают математикой, им значительно проще понять и освоить азы таких сложных наук как химия или физика, а карьерный рост их происходит гораздо стремительней чем у одноклассников, которые не проявляли особой тяги к искусству.
Эстетическое воспитание школьников начальных классов
В начальных классах общеобразовательной школы эстетическое воспитание заключается в ознакомлении с музыкальными произведениями, теми предметами искусства древности и современности, смысл которых может понять ребенок в этом возрасте. На уроках музыки и изобразительного искусства ребенок пробует себя в создании прекрасного, оценивает свои силы. Уроки чтения и изучения азбуки прививают тягу к литературному наследию, на них закладывается любовь к чтению книг. Занятия физкультурой знакомят ребенка с видами спорта, а природоведение – с красотой окружающего мира.
Огромное значение в эстетическом восприятии мира имеют и внеклассные занятия, посещения музеев, заповедников и даже простого зоопарка. То есть, воспитание прекрасного, развитие тяги к нему, ложится не только на плечи школьных учителей, но и на плечи родителей. Важно отметить, что наиболее удачный возраст для познания эстетической стороны жизни – это возраст от 4 до 12 лет.
Эстетическое воспитание старшеклассников
После 12 лет у человека уже, как правило, сформировано восприятие мира, умение ценить и беречь окружающую его красоту. Огромную роль в этом играет не только образовательный процесс, но и психологическая атмосфера в семье и та модель отношений, которая характерна для его окружения.
Но понятие «эстетическое воспитание» включает в себя не только умение ценить прекрасное в неодушевленных предметах. В процессе школьного обучения в старших классах эстетическое воспитание заключается в умении общаться с окружающими людьми, способности разделения людей на сверстников и старших, умении проявить должное уважение, как к тем, так и к другим. То есть, в модель эстетики вводятся понятия нравственности и определяется модель поведения в социуме, формируется эмоциональная и моральная стороны личности, вводятся и укрепляются основы патриотизма, закладывается первый опыт и навыки взаимодействия с окружающим миром.
Система организации художественно-эстетического образования
Искусство – важнейшее средство приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание Поэтому художественные дисциплины по самой сути своей должны быть направлены на формирование внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика. Этим и определяются особые возможности эстетического цикла на пути гуманизации школы.
Эстетическое образование в школе осуществляется с 1994 г. согласно Концепции и программе развития эстетического образования и строится на принципе целостности, комплексности разностороннего эстетического воспитания и обучения гуманитарных наук и искусства.
На сегодняшний день в школе работает 10 учителей – специалистов по призванию. Первую квалификационную категорию имеют 4 учителя (Свободина Г. Н., Маковцова С. В., Биркая В. В., Кондракова Т. Г.), вторую квалификационную категорию имеют 4 учителя (Кравцова Е. В., Баскакова О. С., Плохова О. М., Митюхина Е. В.).
Кроме того, обучение носит профессионально-ориентированный характер. Предлагаемое обучение дает возможность учащимся продолжить дальнейшее образование в учебных заведениях художественно-эстетического цикла.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В МСПОШ № 15.
Все предметы художественно-эстетического цикла составляют целостную систему художественно-эстетического образования и ориентированы на глубокое понимание и переживание учащимися основных тенденций и закономерностей каждого вида искусства, его эмоционально-образного языка.
Концентрическая структура школьного художественно-эстетического образования предполагает, что на каждом возрастном этапе у учащихся складывается целостное представление обо всех видах искусства и явлениях культуры. К окончанию первой ступени обучения (1-3кл.) у учащихся формируется общее представление обо всех видах искусства. Вторая ступень (5-9 кл.) формирует целостное представление о культуре и искусстве в отношении национальной и мировой культуры. Причем, чем старше класс, тем шире спектр знаний, т.е. учащиеся, обучаясь по общей эстетической программе, с возрастом возвращаются несколько раз к одним и тем же проблемам и темам, но на более глубоком высоком и качественно измененном и усложненном уровне. Таким образом, у учащихся увеличивается круг интересов, глубже становится понимание насущных проблем искусства и жизни, возрастают практические умения и навыки, дающие возможность выразить себя в искусстве.
Предмет ИЗО изучается в 1-7 классах по программам: “Изобразительное искусство и художественный труд” (авт.колл,под.рук. Б.М.Неменского), “Изобразительное искусство” (авт.колл.под.рук. В.С. Кузина).
Обучение по предмету “Музыка” осуществляется с 1 по 8 классы по программе: “Музыка” (под рук. Д.Б. Кабалевского).
В классах обучающихся по общей эстетической программе (2-а, 2-б, 3-а, 3-б, 5-а,5-б,6-а,6-в,7-а,7-б,8-в,9-а,9-б,9-д), введены дополнительные часы из вариативной части учебного плана на предметы культура общения и хореография по 1 часу.
Интегрированный курс “Культура общения изучается по программе: “Культура общения. 1-11 кл.” (И.А. Стернин).
Общее хореографическое образование осуществляется по программе: “Ритмика и танец” (С.Е. Бахто).
Обучение художественному творчеству и декоративно-прикладному искусству изучается по программам: “Технология. 1-11 кл.” (Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко); “Культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов” (О.А. Кожиной).
Область “Технология” в профильных классах(11-а,11-б) изучается первый год и представлена курсом “Отрасли общетехнического производства и профессиональное самоопределение”.
Ежегодно отслеживается качество усвоения программного материала через срезовые работы, тестирования по предметам: ИЗО, музыка, культура общения, трудовое обучение, хореография, МХК.
Активно идет поиск новых подходов к преподаванию искусства в школе, основанных на принципах самоопределения и самореализации внутри различных видов культур (музыка, театр и т.д). В дальнейшем планируем на всех ступенях обучения продолжать возрождение фольклорных традиций. Совершенствовать, развивать и активизировать работу художественно-эстетических студий.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В МСПОШ № 15.
Основной воспитательной задачей художественно-эстетического направления является создание условий для развития свободной активной личности, живущей в связи с окружающим миром и его историей и осознающей свою ответственность перед ним.
Основная цель музыкальной студии – привить любовь к музыке, научить понимать ее, расширить музыкальный кругозор учащихся, способствовать формированию эстетических вкусов и идеалов.
Музыкальная студия представляет собой комплексную образовательную услугу, направленную на музыкальное развитие школьников (от 7 до 14 лет) и приобретение профессиональных навыков. Содержание образовательного процесса в музыкальной студии определяется учебными календарно-тематическими планами, разрабатываемыми педагогическими работниками музыкальной студии, с использованием единой направленности в работе всего педагогического коллектива, с целью достижения более эффективных результатов обучения. Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, а также открытых концертах, конкурсах и т.д.
Основная цель художественной студии – формирование высоких эстетических вкусов школьников, целостного представления о роли изобразительного искусства в синтезе искусств, выявление способных и одаренных детей, оказание всяческого содействия в развитии их способностей, профориентация школьников. Художественная студия представляет учащимся возможность получить знания в области: живопись, композиция, рисунок, декоративно-прикладное искусство, бумагопластика, народные промыслы.
Уровень приобретенных знаний, умений и навыков студийцев выявляется путем анализа и самоанализа работ на школьных, городских и областных выставках, вернисажах, проводимых два-три раза в год.
Основная цель хореографической студии – формирование танцевального вкуса учащихся, исполнительских навыков, танцевальной грамотности, расширение танцевальных возможностей, привитие любви к различным видам хореографии, жанрам, оздоровление организма студийца.
В хореографической студии предусмотрено обучение следующим видам хореографического искусства: классическому, народно-сценическому, ритмо-пластическому танцев, элементам бального, эстрадного танцев, а также основных положений композиции и постановки танца, истории, теории хореографии. Занятия в хореографической студии проводятся в специально оборудованном классе школы, соответствующем действующим санитарным нормам и правилам. Уровень приобретенных знаний, умений и навыков студийцев выявляется путем показа: контрольных уроков, класс – концертов, концертной деятельности как в стенах школы, так и за ее пределами (шефские концерты, участие в городских мероприятиях).
Обучение в театральной студии способствует формированию эстетического вкуса, развитию исполнительского театрального творчества, выразительности и содержательности “языка” действий, активизирует интерес школьников к искусству театра и искусству вообще.
Основной целью театра является не постоянный показ готовых представлений, а процесс создания нового спектакля. Это позволяет каждому ученику найти себе применение, независимо от того, какими способностями он обладает. Принцип создания нового творческого коллектива при постановке нового спектакля позволяет любому ученику школы поучаствовать в работе театра, попробовать себя в разнообразной среде деятельности и побывать в качественно новой для себя роли.
Система дополнительного образования дает возможности вариативности и свободы выбора учащимися сферы творческой деятельности, а также каждому ученику одинаково высокие шансы для реализации творческих возможностей и максимального развития детей с разными способностями.
Рис 1.
Рис 2.
Рис 3.
Рис 4.
Рис 5.
Наблюдается постепенный переход на интеграцию учебных дисциплин в образовательном и воспитательном процессе. Уже опробована интеграция 2-х предметов: вокала и хореографии, музыки и ИЗО, вокал и театрализация и др. В перспективе планируется расширение интегрированного обучения.
Отслеживается уровень приобретенных умений, навыков учащихся студий через выставки, академические концерты, спектакли, конкурсы, отчетные концерты.
Благодаря плодотворной, высоко профессиональной работе учителей эстетического цикла школа ежегодно принимает участие во всех городских и областных конкурсах и получает призовые места. В 2003\04 уч.г. по результатам областного конкурса “Царство Берендея”, грамотой за II место награждена Сергомасова Ольга – 7-А класс, преподаватель Азимова И. Ю.
В этом городском Слете юных мастеров в номинации “Выставка работ учащихся” заняла I место Корнилова Мария – 11-Б класс, преподаватель Азимова И. Ю.; II место заняла Кондракова Юлия – 8-Б класс, преподаватель Кондракова Т. Г.
“Дорога с улыбкой”, “Мой любимый город”, “Новогодняя игрушка”, “Пожарам заслон” и др.
Учителями эстетического цикла на высоком профессиональном уровне ежегодно проводятся концерты, посвященные “Дню учителя”, “Восьмому Марта”, новогодние представления, выставки рисунков. (рис 1.)
Стало хорошей традицией проведение Недели Искусства. (рис 2.)
В этом учебном году в Неделю Искусства учителями–предметниками были проведены следующие мероприятия:
9 мая на высоком профессиональном уровне в ДНТИ была представлена литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы, (рис. 3, 4, 5)в подготовке, и проведении которой, были задействованы все учителя эстетического цикла и учащиеся студий, а также более 70% учащихся школы. Данное мероприятие получило хорошие отзывы.
В школе созданы и продолжают совершенствоваться необходимые условия для осуществления эстетического обучения и воспитания. Почти у каждого педагога имеется отдельный учебный кабинет, который оборудован и оснащен учебно-дидактическим и наглядным материалом. Имеется музыкальная звукоусилительная аппаратура, микрофон, аудиоаппаратура, светоэффекты, фонотека, фортепиано, синтезатор. Слабо, но все же обновляется и настраивается данная аппаратура по мере появления финансовых возможностей. За прошедший период значительно пополнился реквизит хореографической и театральной студий сценическими, танцевальными костюмами, за счет средств, полученных от городской администрации, концертной деятельности и благотворительной помощи родителей и других заинтересованных лиц.
В дальнейшем планируется направлять работу на:
— совершенствование имеющегося опыта художественно-эстетического образования;
— освоение внешнего опыта деятельности других педагогов и учреждений;
— применение и внедрение новых инновационных технологий и готовых научно-методических разработок полностью или выборочно;
— расширение деятельности театральной студии т.е изучение и апробирование программы курса “Театрально–декорационное искусство и техника сцены”;
— систематизирование и расширение работы по проведению персональных выставок учащихся художественной студии;
— организация и проведение сольных выступлений учащихся музыкальной студии, которые будут способствовать повышению профессиональных навыков учащихся;
— укрепление творческих контактов с областным училищем культуры, педагогическим колледжем, Амурским Государственным Университетом.
Школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла как личностно-ориентированная педагогическая система
На основе данных концепций были разработаны программы, причём программы B.C. Кузина), Н.М. Сокольниковой и Т.Я. Шпикаловой предназначались для школ с углублённым изучением предметов изобразительного искусства.
Большое значение для нас имеют экспериментальные исследования группы психологов и педагогов под руководством В.В. Давыдова, направленные на развитие творческих композиционных элементов в художественно-изобразительной деятельности школьников младших классов и развитие их творческого мышления. Кроме того, нам представляется важной экспериментальная работа психологов и педагогов под руководством А.Н. Красило по преодолению барьеров проявления креативности в художественно-изобразительной деятельности детей младших классов.
Анализ данных концепций показал, что не разработана модель пластичного управления педагогическим процессом, позволяющая корректировать программные установки в зависимости от тенденций в развитии детей, проявленных на уроках изобразительного искусства, их интересов. На наш взгляд, следует расширить предметный комплекс для классов с углублённым изучением изобразительного искусства, введя в программный блок обязательных предметов историю и теорию изобразительного искусства, основы эстетики, основы скульптуры, основы дизайна и декоративно-прикладного искусства. Поэтому нами составлена авторская программа по изобразительному искусству для классов с углубленным изучением предмета.
Длительное время в школе преподавались на углублённой основе хоровое пение, музыка, театр, хореография. В 1996 году возникла необходимость введения для изучения на этой основе и изобразительного искусства. Мы исходили из потребностей населения приобщить детей к изобразительному творчеству. Дело в том, что в микрорайоне, обслуживаемом данной школой, не было художественных студий и школ, а детей, интересующихся изобразительным искусством, много. Поэтому оно было включено для изучения на углублённой основе. Многие ученики школы хотели бы продолжить образование в высших и средних специальных заведениях, где профилируются художественно-эстетические дисциплины, в частности, изобразительное искусство. Но надо учитывать то обстоятельство, что определённая часть школьников не стремится выбрать профессию, вязанную с искусством, и нуждается в качественной подготовке и по другим предметам, т.е. предусматривается адаптация школьного образования к различным учреждениям, в которых выпускники будут учиться в дальнейшем. Гуманистическая миссия школы получит дальнейшее развитие при условии, если с учащимися, имеющими высокие художественно-творческие и умственные возможности, будет вестись специальная целенаправленная индивидуальная работа, отвечающая задачам формирования целостной личности.
Таким образом, целью учебно-воспитательного процесса школы с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла является формирование личности, отличающейся высокой общей, нравственной и художественно-эстетической культурой; открытостью к развитию и потребностью в художественно-творческом самовыражении и самообразовании; единством эмоционально-волевых свойств, интеллектуальных и творческих способностей.
Реализации данной модели выпускника школы соответствует постановка образовательных задач:
— Личностно-ориентированное, доступное, эффективное и качественное базовое общее образование детей, структурированное в соответствии с государственными стандартами и обеспеченное современными научно-методическими и техническими средствами.
— Организация слаженной диверсификационной системы профильного художественно-эстетического образования, учитывающей потребности и интересы школьников, основные компоненты которой:
— творческая художественная деятельность учащихся (основной способ самостоятельной учебной деятельности учеников);
— грамотное профильное обучение специальным предметам в соответствии с выбранным направлением художественно-эстетического развития, обеспеченное современными научно-методическими, программными и материально-техническими средствами;
— учащиеся, проявившие художественные интересы и способности;
Создание комплекса средств предметной интеграции и установление меж предметных связей, концептуальной базой которого являются идеи:
— отражения содержательных основ профилирующего художественного предмета в учебном материале других предметов;
— уровневой структуры предметной интеграции (интеграция специальных профильных предметов, интеграция предметов художественно-эстетического цикла, интеграция гуманитарных предметов, интеграция всех изучаемых учебных предметов);
— выделения меж предметных связей с учётом имеющихся знаний, умений и навыков учащихся на данном этапе обучения.
Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей, художественной и академической одарённости учащихся (индивидуальные занятия, факультативы, студии, конкурсы, концертные выступления и выставки, творческие встречи, посещение культурно-просветительных учреждений, работа научного общества учащихся, система подготовки к поступлению в ВУЗы и средние специальные учебные заведения и т.д.).
Укрепление творческих и инновационных тенденций в работе педагогического коллектива: обмен опытом, проведение опытно-экспериментальных и научно-исследовательских работ, совершенствование квалификационного уровня учителей и т.д. «11 педагогов школы являются Отличниками просвещения и Почётными работниками народного образования России, 5 имеют учёные степени и звания кандидатов наук и доцентов».
— Построение системы педагогической диагностики интеллектуальных, общих творческих и специальных художественных способностей, интересов и профессиональных склонностей учащихся с привлечением школьного психолога.
— Организация чёткого внутри школьного контроля и регулирования учебно-воспитательной работы в школе, что осуществляется, благодаря распределению функциональных обязанностей между членами администрации. Разработка экспериментальных программ, внедрение инновационных начал в педагогическую деятельность, работа методических объединений ведётся, благодаря талантливому руководству заместителя директора по науке, кандидата педагогических наук А.К. Волкова. Наиболее актуальные для школы проблемы курирует директор и его заместители. Директор школы Д.Э. Рангнау занимается разработкой проблемы «Освоение инноваций как средство творческого роста педагога и развития личности учащегося», заместители директора по учебно-воспитательной работе: А.А. Нестерова работает над проблемой «Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса как фактор повышения его эффективности», И.П. Кир дина курирует проблему дифференцированного и разноуровнего подхода к учащимся в учебной деятельности, область творческого интереса Г.А. Савенковой «Художественно-эстетическая и концертно-исполнительская деятельность учащихся как средство нравственного и патриотического воспитания», Т.К. Шнюцина исследует динамику развития школьной воспитательной системы, Н.И. Новосёлова изучает склонности и способности учащихся начальных классов.
— Налаживание механизма сотворчества администрации школы, педагогов, родителей и учеников, способствующего развитию личностных ориентации образовательного процесса, системы мотивации и стимулирования творческой деятельности, организации благоприятного микроклимата, инновационной и творческой атмосферы в школьном коллективе (деятельность школьного самоуправления: работа школьного, педагогического, научно-методического советов, родительского и ученического комитетов и т.д. в творческом содружестве).
— Укрепление, совершенствование и развитие учебно-материальной и материально-технической базы школы в соответствии с современными образовательными требованиями.
— Организация системы обмена опытом, преемственности образования и подписание соответствующих договоров с высшими и средними учебными заведениями художественно-эстетического профиля, учреждениями дополнительного образования; налаживание творческих связей с этими учебными заведениями (существуют договоры о сотрудничестве с детской музыкальной школой № 17, техникумом технологии и дизайна одежды, налаживаются творческие связи с детской художественной школой № 2, Нижегородским Государственным архитектурно-строительным университетом, Нижегородским художественным училищем).
Лучшим доказательством правильности выбранного пути развития школьного коллектива является то, что многие одарённые учащиеся в области пения, музыки, хореографии, театра и изобразительного искусства успешно проявляют себя на районных, городских, областных, общероссийских и международных конкурсах, что широко освещалось средствами массовой информации (газеты, журналы, центральное и местное телевидение, радиовещание). Благодаря изучению предметов художественно-эстетического цикла, жизнь всего школьного коллектива давно стала и сохраняет поныне ярко выраженную эмоциональную окрашенность, что способствует формированию у всех ребят художественной и нравственно-эстетической культуры личности.
При реализации идей развития художественных интересов у школьников и формирования у них креативных качеств содержание нашей деятельности органично входило составным элементом общешкольной программы «Инсайт» («Одарённые дети»), разработанной коллективом школы под руководством заместителя директора школы по научной работе, кандидата педагогических наук А.К. Волкова.
В общем контексте жизнедеятельности школьного коллектива программа «Инсайт» просматривалась как относительно самостоятельный элемент, без которого было бы немыслимо представить всю работу школы с позиций системно-комплексного подхода. Механизм формирования и развития творческой личности в рамках учебно-воспитательного процесса в соответствии с данной программой имеет следующую структуру:
Изучение специальных предметов по изобразительному искусству в изо классах проводится с 1 по 11 класс. В новых условиях появилась необходимость разработки научно-методического обеспечения содержания образования, исходя из следующих стратегических целей и задач:
— формирование всесторонне развитой, социально активной, творческой личности как педагогическая цель;
— содержание образования должно отвечать интересам и потребностям учащихся, их творческой личностной направленности, способствовать реализации творческого потенциала педагога и учащихся в образовательном процессе;
— содержание образования необходимо строить с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, учитывая реализацию дифференцированного и индивидуального подхода к ним;
— система оценок должна объективно отражать сильные и слабые стороны овладения каждым учеником различными средствами художественной выразительности предмета;
— тематическое планирование должно быть более гибким, пластичным, способствовать оптимизации учебного процесса.
Для решения этих задач была разработана новая тактика преподавания изобразительного искусства как компонента базисного учебного плана.