Что значит эстетические потребности
Эстетические потребности в психологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Потребности в жизни человека
Эстетические потребности – это заинтересованность человека в эстетических ценностях и разнообразных формах творческой деятельности, прежде всего, в деятельности в сфере искусства, где эстетическое начало выражается в концентрированном виде.
Любая активная деятельность человека в своей основе имеет потребности, которые вместе с мотивами оказывают большое влияние на развитие личности. С потребностями человека связаны факторы, оказывающие влияние на эффективность деятельности – это сила потребности и содержание потребности. При средней силе потребности качество деятельности будет наилучшим, если сила потребности будет ослабевать, то и качество деятельности ухудшится. Кроме того, эффективность деятельности будет повышаться, если деятельность будет удовлетворять потребность, которая лежит в её основе. Например, если медицинский работник основой своей профессиональной деятельности считает оказание помощи человеку, то эффективность его деятельности будет высокой. Если же в основе профессиональной деятельности лежит материальная потребность, то эффективность этой деятельности резко снизится.
Личность человека развивается в ходе осуществления деятельности, а отсюда уровень психологического развития личности будет определяться количеством и разнообразием имеющихся у него потребностей. Кроме органических потребностей у человека есть потребности материальные, социальные, творческие, духовные и потребности психического развития. Каждая группа потребностей может включать в свой состав ещё и частные потребности. Число и степень имеющихся у человека потребностей, таким образом, могут служить характеристикой уровня его психологического развития.
Другая, более важная характеристика уровня развития человека, лежит в разнообразии потребностей и в том, какие из них он считает приоритетными, а какие отодвигает на второй план. Когда приоритетными являются органические потребности, то такая личность вряд ли является психологически развитой. Высокоразвитая личность на первое место по значимости ставит творческие или духовные потребности.
Виды потребностей
Из всех классификаций потребностей наиболее применяемой является классификация А. Маслоу. Она построена по иерархическим группам, последовательность которых указывает на их порядок появления в процессе индивидуального развития и на развитость мотивационной сферы.
Готовые работы на аналогичную тему
Рисунок 1. Пирамида Маслоу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ученый выделяет 7 классов потребностей, которые появляются с момента рождения и сопровождают личностное взросление:
Эти группы потребностей расположены в виде строгой иерархической структуры соподчиненности – первая группа иерархии образует основание, а последняя группа является вершиной иерархии. Потребность вышележащего уровня актуализируется только тогда, когда нижележащие потребности удовлетворены.
Потребности человека классифицируются по источнику происхождения – это естественные потребности, запрограммированные на генетическом уровне и культурные потребности, формирующиеся в процессе общественной жизни.
Вторая классификация разделяет потребности по уровню сложности – биологические, социальные, духовные:
Не все актуальные потребности человек может удовлетворить по тем или иным причинам, в этом случае возникает состояние фрустрации. При этом сохраняется напряжение потребности, предметное содержание которой недоступно, что вызывает дискомфорт. Дискомфорт, вызванный напряжением потребности, устраняется психологической защитой личности, которая, как правило, активизируется.
Механизмов психологической защиты довольно много, но каждому отдельному человеку свойственен только один или несколько регулярно применяемых им механизмов. Механизмы психологической защиты, которые чаще всего применяются человеком, выступают одной из характеристик его направленности.
Эстетические потребности человека
Социальная практика обуславливает эстетическое сознание человека, но, тем не менее, оно нуждается в развитии, воспитании и самовоспитании. Человек, с малоразвитыми эстетическими потребностями, оказывается обедненным и развитие других человеческих качеств у него затрудняется.
Эстетические потребности могут исчезать, если они не удовлетворяются, например, когда люди испытывают нужду в течение длительного времени, то они привыкают к этому и довольствуются тем, что у них есть, не заботясь об эстетической стороне.
Эстетические потребности составляют высший слой в своей структуре, что обуславливается информационным воздействием на сознание личности. Люди, живущие в окружении уродливых вещей и людей, лишенные эстетических радостей, заболевают, а лучшим лекарством от этого специфичного заболевания, является красота.
Не только взрослый человек, но и каждый здоровый ребенок имеет эстетические потребности, которые обнаруживаются на любой стадии развития человечества, начиная с первобытного строя.
Удовлетворение эстетической потребности характеризуется тем, что субъект выступает как активно действующий потребитель, который пользуется красивыми вещами в процессе своей жизнедеятельности.
Различаются эстетические потребности по степени конкретизации, т.е. по степени ориентированности потребностей на какие-то конкретные предметы потребления.
Разнообразные виды продуктов труда имеют разные эстетические свойства и ценности, а это значит, что и эстетические потребности конкретизируются и удовлетворяются в разной степени.
Специальная литература располагает различными системами расчета объема конкретных потребностей для того, чтобы построить модель потребительского предпочтения, распределения и потребления.
С другой стороны, никто не делал попытку рассчитать уровень удовлетворения или насыщения эстетической потребности. Возможно, допустимость таких расчетов необходимо специально исследовать.
Относительно специфики исследования насыщения эстетической потребности существует несколько принципиальных соображений:
Для того чтобы установить зависимость между фактическим удовлетворением общественных потребностей и выражением удовлетворенности потребителей, академик С.Г. Струмилин рекомендовал использовать «закон нравственного ожидания» Бернулли.
Z-мир. 31. Эстетические потребности
31. Прекрасные чувства и эстетические потребности
Согласно философскому определению эстетики (см. БСЭ), она состоит из сферы эстетического как специфического проявления ценностного отношения человека к миру и сферы художественной деятельности людей. Однако здесь нас будут интересовать в основном чувственная сторона этих явлений и отношение к художественной деятельности с точки зрения удовлетворения эстетических чувств.
Суть прекрасного и механизм проявления эстетических потребностей.
Феномен эстетических потребностей проще всего понять через предметы их удовлетворения. Перебирая мысленно все вещи и ситуации, когда происходит удовлетворение эстетических потребностей, можно заметить, что удовлетворение происходит лишь в том случае, когда определенные характеристики вещей соответствуют определенным стандартам или эталонам. Важно, что установление этого соответствия непременно требует определенной работы сознания. Понятно, что эстетическое восприятие вещей возможно только после усвоения эстетических критериев и, следовательно, без эстетического воспитания не может быть и эстетического восприятия.
Если мы согласимся с этим выводом, то должны признать, что сильные эмоции, получаемые от вещей и даже от произведений искусства эстетически не воспитанным человеком, эстетическими не являются. Представляется, что понимание красоты привносится в сознание воспитанием. Дикий человек, выросший вне общества, может наслаждаться, например, красивым (в нашем представлении) восходом, но чтобы эта красота восхода стала прекрасной, человек должен овладеть языком и кодом прекрасного, принятыми в окружающем человека обществе – хотя бы в каком-то ближайшем его окружении. И только в этом случае красота становится эстетической и общественно признанной.
Следовательно, чтобы какие-то вещи и чувства стали прекрасными, эстетичными, предварительно должна быть выработана система прекрасных идеалов (и соответственно прекрасных целей). А затем эти идеалы должны быть внедрены в сознание воспитуемого (причем активным образом): соответствие свойств вещей этим идеалам должны во всех случаях вызывать сильные чувства. Так, я не без труда и не без помощи окружающих осилил великую и сложную эстетику песен А.Галича (но осилил-таки!), а вот к опере и оперетте приобщиться мне не удалось…
Что же делает вещь прекрасной?
Пожалуй, во всех случаях в основе прекрасного лежит редкость вещи с определенными характеристиками, что легко объяснимо с психологической точки зрения (в частности, редкими являются вещи дорогие, то есть те, которые требуют затраты большого количества труда на их изготовление). Кроме того, красота вещи определяется вызываемой ею ассоциацией с какими-либо положительными эмоциями. Животное, которое напоминает кровососущее насекомое, обычно кажется нам некрасивым, созерцать его не хочется. Но если это животное изображено на картине талантливого художника, то удовольствие от созерцания картины (соответственно, восхищение талантом мастера) может не только нивелировать неудовольствие от созерцания живого насекомого, но и вызвать большие положительные эмоции.
В общем случае никаких единых общепризнанных («объективных») эстетических критериев существовать не может. Не считая, правда, одной сферы – производства (причем не только результатов, но и его средств, и самого процесса). Здесь самый обобщенный и общепринятый эстетический критерий – совершенство, объединяющее такие характеристики, как максимальная производительность, надежность, безопасность, точность, так и минимальная себестоимость и др.
Удовольствие от созерцания совершенной характеристики вещи доступно, пожалуй, каждому человеку. Тем не менее, у каждого человека – свои критерии совершенства, которые он применяет лишь к миру своих потребностей. Так, интеллектуально ограниченный человек не способен понять совершенство и эстетику решения, мысли, идеи. Точно так же оценка совершенства (следовательно, и степень удовольствия от созерцания) произведения искусства чрезвычайно сильно зависит от диапазона художественного и общего развития человека. Вспомним, как в юности мы с удовольствием «проглатывали» примитивные в художественном отношении вещи, а спустя годы мы удивляемся, как такое вообще можно было читать! Впрочем, удивляться этому способны лишь развивающиеся личности.
Две формы эстетики
Вообще-то говоря, существуют две, причем существенно различные, формы эстетики – эстетика формы и эстетика содержания. Конечно, в идеале каждая вещь должна быть прекрасна и по форме, и по содержанию. Однако ввиду ограниченности ресурсов (материальных, временнЫх, человеческих) приходится чем-то жертвовать. Мужчины жертвуют чаще формой, женщины – содержанием. Как известно, большинству мужчин важно, чтобы машина хорошо ездила, женщинам же важнее, чтобы машина была красивой.
Каждая из двух основных эстетик имеет свои критерии прекрасного и соответственно своих установителей моды и своих почитателей. Поэтому эстетические оценки, например, полотна с изображением прекрасного пейзажа у зрителей с разными эстетиками могут быть противоположными: одни будут с удовольствием созерцать пейзаж, не обращая особого внимания на технику и качество живописи; другие же с презрением отойдут от картины, написанной непрофессионально. Поскольку красота может быть присуща любым вещам, то она распространяется и на людей. Так, одни люди предпочитают иметь супруга красивого внешне, другим же важнее его внутренняя красота.
Замечу, что общая эстетическая характеристика личности зависит от эстетических характеристик различных ее субстанций (сторон). И потому практически невозможно встретить человека, который был бы прекрасен (в нашей системе эстетических ценностей) во всех отношениях. Потому обычно и случается, что супруг либо умный, но некрасивый, либо, наоборот, красивый, но глупый… В качестве утешения скажу, что любой здоровый человек может совершенствовать свои субстанции безгранично. И если оба супруга поверят в такую возможность, то нет таких трудностей, которые они не смогли бы преодолеть!
Развитие эстетики порождает удивительный парадокс: чем шире у человека спектр критериев совершенства (и красоты), тем ограниченнее (вплоть до исчезновения!) становится для него мир совершенных вещей. А так как важнейшей вещью в мире является человек, то с разносторонним эстетическим развитием личности число не только кумиров, но и просто людей, заслуживающих уважения, катастрофически падает. Трагедия большинства великих людей состоит в том, что они уходят из жизни обычно в глубоком одиночестве.
Объем мира эстетических вещей.
Как было сказано выше, эстетические критерии могут быть применимы ко всем субстанциям и всем вещам и величина эстетического чувства зависит как от объективных характеристик вещи, так и от индивидуальных свойств подсознания. Встречаются люди, утратившие способность к эстетическим чувствам еще в раннем возрасте. Но есть и такие, кто сохранил способность доводить эстетические чувства до экстаза, причем в различных субстанциях. Последнее замечание важно, поскольку обычно эстетическими чувствами называют лишь чувства, вызванные созерцанием произведений искусства. Расширение диапазона эстетических чувств на все субстанции существенно обогащает жизнь человека, ибо эстетичными могут быть и этические отношения, и логические операции, и даже экономическая деятельность… И если мы вспомним субстанции человека (см. главу «Субстанции (человека)»), то без труда заметим, что все они и в целом, и в отдельных проявлениях могут быть прекрасными, эстетичными: природа, продукты питания, предметы быта, тело человека, психика, этика, сама эстетика(!), интеллект, общество, мировоззрение, какая-либо способность, мысль, идея, дух и т.д. и т.п. Но важно не заблуждаться: эстетика при этом не совпадает с самой субстанцией. Так, эстетика логики и сама логика – вещи разные.
Относительная значимость эстетики.
Стоит рассмотреть вопрос и о месте эстетических потребностей в ряду остальных потребностей.
Есть люди с гипертрофированными эстетическими потребностями, и если бы у них была возможность, то они все свое время проводили бы в картинных галереях, консерваториях, театрах, кинотеатрах и т.п. В этом случае жизнь наполняется наслаждением, но становится абсолютно бесплодной.
На другом полюсе – жизнь с полным пренебрежением к эстетике. Сторонники этой линии жизни, как правило, занимаются «делом» – экономической (в частности и производством произведений искусства), научной, педагогической и другой неэстетической деятельностью. Есть ли убедительное логическое основание считать их неэстетичную жизнь несчастной и бессмысленной? Есть: чем меньшим число субстанций человек владеет, тем меньшее его разнообразие, следовательно, и могущество. Так что если вы сами не способны к эстетическим удовольствиям, то хотя бы своих детей не лишайте такой возможности и постарайтесь найти в качестве одного из воспитателей поклонника всего изящного и прекрасного.
Удельный вес эстетических потребностей.
Если сравнить эстетические потребности с другими видами конкретных потребностей, то напрашивается мысль, что они представляют собой простейший подвид духовных потребностей. Действительно, с одной стороны, их удовлетворение состоит в соответствии реальности (например, произведения искусства) определенной системе критериев (что есть суть удовлетворения духовной потребности вообще). С другой стороны, процесс удовлетворения эстетических потребностей не требует от личности затрат каких бы то ни было усилий (не считая затрат на приобретение произведений искусства): в процессе потребления никаких ценностей не производится, а само потребление представляет собой процесс созерцания, хотя и сопровождаетсяющегося всплеском сильных положительных эмоций. (Бесспорно, для полноценного выживания личности положительные эмоции ей необходимы, однако для этого существуют и другие пути.)
Понятно, что общество, отягощенное задачей выживания, не может позволить себе тратить значительную часть средств и времени на потребление произведений искусства. Но и отдельная личность, посвящая свою жизнь потреблению (не производству!) произведений искусства, по сути дела ничем не отличается от той, которая предается физиологическим удовольствиям. А в конечном итоге и от той, и от другой после ухода в мир иной ничего не остается…
Но поскольку сфера эстетики необходима для полноценного развития личности, обществу надлежит поддерживать (по меньшей мере, морально) производство произведений искусства. А работник искусства, не выходящий за пределы своей сферы деятельности и полностью погруженный в искусство, представляет собой не совсем полноценную личность.
И мне представляется, что если бОльшая часть общества будет посвящать искусству (и производству, и потреблению) значительную часть времени, то такое общество обречено на стагнацию и даже, рано или поздно, на вымирание. Так что, как говорится, во всем нужно знать свою меру.
ПОТРЕБНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ
Полезное
Смотреть что такое «ПОТРЕБНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ» в других словарях:
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ — специфический вид практически духовной (создание произв. искусства, фольклор, дизайн и др.) и духовной (эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое суждение и пр.) деятельности. Всем разновидностям Д. э. присуще эстетическое… … Эстетика: Словарь
ОЦЕНКА ЭСТЕТИЧЕСКАЯ — способ установления эстетической ценности к. л. объекта, осознаваемый результат эстетического восприятия, обычно фиксируемый в суждениях типа «Это красиво!», «Это уродливо!» и т. п. О. э. подлежат все предметы и явления, доступные непосредственно … Эстетика: Словарь
ИСКУССТВО — вид духовного освоения действительности общественным человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. В отличие от др. сфер общественного сознания и… … Эстетика: Словарь
СОЗНАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — одна из форм общественного С., являющаяся, как и др. его формы (политическое, правовое, нравственное, религиозное, научное), отражением действительности и ее оценкой с позиций общественного (в данном случае эстетического) идеала. С. э. выступает… … Эстетика: Словарь
Сафронов, Борис Владимирович — (04.07.1928 03.07.1998) спец по соц. филос. и эстетике; д р филос. наук, проф. Род. в с. Салтыково Пензенской обл. Окончил ВПА (1963) и адъюнктуру этой же академии (1968). Работал (1968 1985) преп., доц., проф. кафедры маркс. лен. филос. ВПА. Был … Большая биографическая энциклопедия
КУЛЬТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — совокупность худож. ценностей, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в об ве. В качестве синонима К. х. иногда употребляется понятие «искусство». Характер и уровень развития К. х. определяется в конечном… … Эстетика: Словарь
Эстетика — составляет особую отрасль философии, занимающуюся красотой и искусством. Самый термин Э. происходит от греческого αίσθετικός, что значит чувственный, и в таком смысле встречается еще у самого основателя науки о прекрасном, Канта, в Критике… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… … История Философии: Энциклопедия
Краткий словарь по эстетике
ПОТРЕБНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ — потребность человека как биосоциального существа в оптимальной и гармонической деятельности всех его уровней и систем, реализуемая в различных формах эстетической деятельности, в том числе в искусстве. Эстетическая потребность, как и формы ее удовлетворения, исторически обусловлена развитием общественного производства, культуры, особенностями географической среды. Отсюда решение вопроса о характере, о роли эстетической потребности в жизни людей в том или ином обществе, на той или другой ступени его развития возможно в результате определения факторов общественной жизни, влияющих на ее формирование.
Эстетическая потребность человека со времен первобытного общества тесно связана с другими — материальными и духовными потребностями. Она реализуется в трудовой деятельности, быту, различных формах общественной жизни и духовного производства. При рассмотрении форм реализации эстетической потребности следует учитывать, что различные классы имели и имеют разные возможности для ее развития и удовлетворения. Так, у господствующих классов (в капиталистическом обществе, например) гораздо больше возможности в потреблении искусства. Трудящиеся массы, как правило, были лишены возможности для полноценного развития и удовлетворения эстетической потребности. Только при социализме создаются условия для всестороннего и гармонического развития всего народа, в том числе и условия для развития эстетической потребности во всех основных формах жизнедеятельности людей.
В марксистско-ленинской эстетике выделились три сферы, в которых реализуется эстетическая потребность,— материальное производство, общественная жизнь, сфера духовного производства.
Материальное производство при социализме основной целью имеет повышение материального и духовного уровня человека. Поэтому как процесс производства, так и его продукты направлены на удовлетворение все возрастающих потребностей человека, в том числе и эстетических. Для социалистического производства характерно превращение труда в средство развития личности, в средство формирования ее духовных, нравственных и эстетических качеств. В нем постоянно осуществляются мероприятия по созданию оптимальных условий для творческого труда, и наряду с техникой безопасности, гигиеной труда, медициной, эргономикой здесь все большую роль играет техническая эстетика. Функции ее многообразны, но главными из них являются создание благоприятной для человека производственной среды, включение эстетических факторов в трудовой процесс, создание продуктов, обладающих не только утилитарными, но и эстетически совершенными качествами. Цель технической эстетики — развитие и удовлетворение эстетических потребностей трудящихся и в процессе их трудовой деятельности, и в процессе потребления продуктов производства. Последнее обеспечивается благодаря участию художников в проектировании промышленных и бытовых изделий.
Однако не только производство изделий, но и строительство, и проектирование городов и других населенных пунктов осуществляется в нашей стране с максимально возможным учетом удовлетворения эстетической потребности масс в результате гармонического сочетания общественных и эстетических функций зданий, природных элементов и ландшафтов. В условиях роста городов и урбанизированных районов природа приобретает все большую эстетическую ценность.
Значительную роль в нашем обществе играет эстетизация различных общественных мероприятий — праздников, дней различных профессий, спортивных мероприятий. Активное использование форм и методов эстетического воспитания в школе, особенно на уроках гуманитарно-художественного цикла, в кружках художественной самодеятельности и т. д., ставит своей целью развитие эстетической потребности и вкусов молодежи.
Специфической сферой развития и удовлетворения эстетической потребности является искусство во всем богатстве его видов и жанров.
Эстетические потребности
Физиологические потребности
Самыми базовыми, самыми мощными, самыми обязательными из всех человеческих потребностей являются те, которые связаны с физическим выживанием:потребности в пище, воде, укрытии, половом удовлетворении, сне и кислороде.Человек, которому недостает пищи, самооценки и любви, прежде всего, потребует пищи и, пока эта потребность не удовлетворена, будет игнорировать или отодвигать на задний план все другие потребности.
Потребности в безопасности
Как только физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, на первый план выдвигаются те, которые Маслоу описывает как потребности в безопасности. Ни для кого не секрет, что человеку необходимо прогнозировать и просчитывать дальнейшие события, чтобы быть спокойным за свое будущее. При этом именно из потребности в безопасности, человек тяготеет к стабильности, постоянству, правильностии иногда рутину человек воспринимает как лучше, чем внезапные и таинственные перемены, потому, что это может нарушить то ощущение безопасности, которое уже есть.
Потребности в зависимости и любви
Когда физиологические потребности и потребности в безопасности удовлетворены, основное место занимают потребности в любви, привязанности и зависимости. Теперь, когда вышеизложенные потребности удовлетворены, человек будет нуждаться в эмоциональных отношениях с людьми, в занятии достойного места в своей группе, и он будет интенсивно добиваться достижения этой цели. Он будет желать этого больше всего на свете и может даже забыть, что, когда был голоден, смеялся над любовью как чем-то нереальным, необязательным или неважным (Маслоу). Любовь, как понимает ее Маслоу, не должна смешиваться с сексуальным влечением, которое может рассматриваться как чисто физиологическая потребность.Отсутствие любви подавляет личностный рост и развитие потенциала индивида. Исследования психологов и психотерапевтов в области перинатальной психологии, доказали, что младенец требует любви и что любовный голод младенца окажет влияние на его психологическое развитие в дальнейшем. Многие исследователи в области психопатологии рассматривают неудовлетворенную жажду любви как главную причину плохой приспособленности.
Потребности в оценке
Маслоу выделил две категории имеющихся у человека потребностей в оценке потребность в самоуважении: желание, уверенности в себе, компетентности, мастерства, адекватности, достижений, независимости и свободы и потребность в оценке со стороны других:престиж, признание, принятие, проявление внимания, статус, репутация и собственно оценка.
Потребности в самоактуализации
Человек должен быть тем, кем он может быть. Выделение психологической потребности в личностном росте, развитии, в использовании своего потенциала — в том, что Маслоу называет самоактуализацией, — представляет собой важный аспект его теории человеческой мотивации. Эту потребность Маслоу описывает также как “…желание все больше и больше становиться тем, что ты есть, становиться всем, чем ты способен стать”. Потребность в самоактуализации обычно проявляется, когда потребности в любви и в оценке в значительной мере удовлетворены.
Желание знать и понимать
Маслоу полагает, что одной из характеристик душевного здоровья является любознательность.Он указывает следующие основания для отнесения любознательности к числу видовых характеристик человека:
1. Любознательность часто проявляется в поведении животных.
2. История дает много примеров людей, искавших новое знание даже перед лицом серьезной опасности: можно назвать хотя бы Галилея и Колумба.
3. Изучение психологически зрелых индивидов показывает, что их привлекает таинственное, неизвестное и необъясненное.
4. В клиническом опыте Маслоу встречались случаи, когда взрослые, ранее здоровые, начинали страдать от тоски, потери интереса к жизни, депрессии и разочарованности в себе. Такие симптомы могут возникать у интеллектуальных людей, когда им приходится, говоря словами Маслоу, “вести глупую жизнь и заниматься глупой работой”.
5. Детям, по-видимому, свойственна естественная любознательность.
6. Удовлетворение любознательности субъективно приятно. В отчетах обследованных лиц указывается, что научение и открытие нового приносит удовлетворение и счастье.
Эстетические потребности
Наука о поведении, как правило, игнорировала возможность того, что у людей есть инстинктивная (или близкая к ней) потребность в красоте. Маслоу обнаружил, что, по крайней мере, у некоторых индивидов, эта потребность очень глубока, а столкновение с уродливым, поистине делает их больными. Этот тезис получил подтверждение в некоторых из его ранних исследований, Маслоу пришел к выводу, что — в строгом биологическом смысле, подобно тому, как говорят о необходимости кальция в диете, — человек нуждается в красоте: она помогает ему быть здоровее. Маслоу указывает, что эстетические потребности связаны с образом своего «Я». Те, кому красота не помогает стать здоровее, отличаются низким уровнем самооценки, отражающимся в этом образе. Так человек в испачканной одежде чувствует себя неловко в шикарном ресторане, ощущает, что как бы “не заслужил такой чести”. Наблюдения Маслоу свидетельствуют, что потребность в красоте почти обязательна у здоровых детей. Свидетельства о наличии эстетических потребностей обнаруживаются в любом возрасте и в любой культуре, начиная с пещерных людей.
Потребности в росте
В потребностях роста (связанных с бытийными ценностями), выражается высшая природа человека, но она нуждается в низшей как в основе, без которой высшая природа “рушится”. Человек первоначально мотивирован последовательностью базовых потребностей: когда они удовлетворены, он вернется к уровню высших потребностей, которые начинают побуждать его. Маслоу отметил, что такие люди, вместо того, чтобы бороться или приспосабливаться к жизни, проявляют себя как непосредственные, экспрессивные, естественные и свободные. Внешние ценности не могут быть полностью отделены друг от друга. Все они взаимосвязаны, и, определяя одну из них, необходимо обращаться к другим. Итак, бытийные ценности по Маслоу: цельность; совершенство; завершенность; справедливость; жизненность; богатство проявлений; простота; красота; добро; индивидуальное своеобразие; непринужденность; склонность к игре; истинность, честность; самодостаточность.
Предпосылками удовлетворения базовых потребностей являются: свобода слова, свобода исполнять свои желания, если этим не наносится ущерб другим, свобода исследования, свобода защищать себя, справедливость, честность и порядок.Люди, которым повезло родиться в обстоятельствах, позволивших удовлетворить их базовые потребности, приобретаюттакойсильный и цельный характер, чтомогут противостоять фрустрации этих потребностей на протяжении значительных отрезков времени. Удовлетворение базовых потребностей в раннем возрасте, особенно в первые два года жизни, очень важно. По Маслоу, люди, ставшие уверенными и сильными в свои ранние годы, склонны оставаться таковыми впоследствии перед лицом различных угроз.Однако не следует полагать, что потребность в безопасности не возникает, пока не удовлетворена полностью потребность в пище, или что потребность в любви не возникает, пока не удовлетворена полностью потребность в безопасности. У большинства людей в нашем обществе частично удовлетворено большинство их базовых потребностей, но остаются и какие-то неудовлетворенные базовые потребности. Именно неудовлетворенные потребности имеют наибольшее влияние на поведение.
Когда потребность удовлетворена, она мало влияет на мотивацию. Удовлетворенное желание – больше уже не желание.
№ 4 Методы педагогических исследований
Методы педагогического исследования — это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Методы педагогического исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. К теоретическим методам исследования относятся анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, моделирование. Эмпирические методы исследования подразделяются на частные и общие. К частным методам относятся наблюдение, устный опрос беседа, интервью, письменный опрос (анкетирование, метод экспертных оценок, тестирование), анализ содержания педагогических документов, продуктов деятельности. К общим методам эмпирического исследования относятся обследование, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная работа, эксперимент.
№ 5 Педагогическое тестирование, преимущества и недостатки тестового контроля знаний
— это форма измерения знаний учащихся, основанная на применении педагогических тестов. Педагогический тест — это инструмент, предназначенный для измерения обученности учащегося, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов. Тесты можно разделить на две категории — адаптивные и традиционные тесты.
Адаптивный тест
Все кандидаты начинают с вопроса легкого или среднего по сложности. Ответивший правильно получает следующий вопрос, более сложный; если ответ был неверный, уровень сложности следующего вопроса будет более низким. Процесс продолжается до тех пор, пока система тестирования не определит уровень знаний кандидата.
Традиционный тест
Традиционный тест содержит список вопросов и различные варианты ответов. Каждый вопрос оценивается в определенное количество баллов. Результат традиционного теста зависит от количества вопросов, на которые был дан правильный ответ, тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую ивоспитательную:
Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования могут быть использованы дополнительные меры стимулирования студентов, такие как: раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.
Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
Преимущества
Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком.
Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически, исключая субъективизм преподавателя. По данным английской ассоциации NEAB, занимающейся итоговой аттестацией учащихся Великобритании, тестирование позволяет снизить количество апелляций более чем в три раза, сделать процедуру оценивания одинаковой для всех учащихся вне зависимости от места проживания, типа и вида образовательного учреждения, в котором занимаются учащиеся.
Тесты это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса, в то время как на устный экзамен обычно выносится 2-4 темы, а на письменный — 3-5. Это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, исключив элемент случайности при вытаскивании билета. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.
Тест это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний — только из четырёх.
Тестирование более эффективно с экономической точки зрения. Основные затраты при тестировании приходятся на разработку качественного инструментария, то есть имеют разовый характер. Затраты же на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном контроле. Проведение тестирования и контроль результатов в группе из 30 человек занимает полтора два часа, устный или письменный экзамен — не менее четырёх часов.
Тестирование — это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.
Недостатки
Разработка качественного тестового инструментария — длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. Стандартные наборы тестов для большинства дисциплин ещё не разработаны, а разработанные обычно имеют очень низкое качество.
Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.
Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.
Широта охвата тем в тестировании имеет и обратную сторону. Учащийся при тестировании, в отличие от устного или письменного экзамена, не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубокого анализа темы.
Обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. При повторном применении теста желательно внесение в задания изменений.
В тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.
№ 6 Преимущества воспитания в детском коллективе