Что значит эпистолярная литература
Эпистолярная литература
В античности письма сочинялись как литературные произведения, их стиль и построение определялись риторикой, и строгую границу между частной перепиской и эпистолярной стилизацией провести трудно, о чем свидетельствуют прославленные образцы эпистолярной литературы : письма Эпикура, Цицерона, Сенеки, Плиния Младшего. (Обретая стихотворную форму, у Горация, послания становятся поэтическим жанром и собственно к эпистолярной литературе уже не относятся). Сознательное художественное использование стилистических возможностей переписки (приближение к разговорному языку, лирический подтекст, аллюзии, внесение оттенков социально-языковой характеристики) отличает эпистолярную литературу софистов (эпистолярные сочинения Алкифрона, в т.ч. вымышленная переписка комедиографа Менандра с его возлюбленной Гликерой). Естественная для писем дидактическая тенденция становится основной функцией в посланиях апостолов (Новый Завет) и отцов церкви (Августин; см. Патристика).
Для эпистолярной литературы Возрождения характерны письма П.Аретино, где специфика переписки формирует сатирические приемы разоблачения пороков. В 17-18 веках форма эпистолярной литературы используется как способ придания непосредственности интеллектуальному общению («Письма к провинциалу», 1656-57, Б.Паскаля; письма маркизы де Севинье к дочери, опубликованные 1726; переписка Вольтера; «Письма к сыну», 1774, Ф.Честерфилда). Особо следует выделить «Дневник для Стеллы» (1710-13) Дж.Свифта: собрание частных писем, фактически открывающее историю английского социально-психологического романа. Эпистолярные вкрапления изначально обогащали состав романа — по сути своей синтетического повествовательного жанра; использование эпистолярной формы как способа повествования породило особую жанровую разновидность, иногда называемую эпистолярным романом. Сколько-нибудь определенной содержательной эпистолярной специфики она не имеет. После заведомо вымышленных «Персидских писем» (1721), философского романа Ш.Монтескье, эпистолярно-романическое построение становится все более привычным в европейских литературах: романы «Памела» (1740) и «Кларисса» (1747-48) С.Ричардсона, «Путешествие Хамфри Клинкера» (1771) Т.Смоллетта, «Юлия, или Новая Элоиза» (1761) Ж.Ж.Руссо, «Страдания молодого Вертера» (1774) И.В.Гёте, «Опасные связи» (1782) П.Ш.де Лакло.
Эпистолярная литература в России
Очерково-документальные «Письма русского путешественника» (1791-95) Н.М.Карамзина и письма из Франции Д.И.Фонвизина П.И.Панину («Записки первого путешествия», 1777-78) положили начало освоению традиций эпистолярной литературы в России. Ее развивал И.М.Муравьёв-Апостол и стремился «влить» в беллетристику А.С.Пушкин («Роман в письмах», 1829; «Марья Шонинг», 1834).
Дидактическое направление эпистолярной литературы продолжали М.С.Лунин («Письма из Сибири», 1836-40), П.Я.Чаадаев («Философические письма», 1829-31), Н.В.Гоголь («Выбранные места из переписки с друзьями», 1847), А.И.Герцен («Письма из Франции и Италии», 1847-52), В.П.Боткин («Письма об Испании», 1847—49). Опыт и форма эпистолярной литературы использованы в художественной повести «Бедные люди» (1846) Ф.М.Достоевского.
В 20 веке сохраняется многообразие видов эпистолярной литературы («Неизвестный друг», 1923, И.А.Бунина; «Zoo. Письма не о любви…», 1923, В.Б.Шкловского; «Любовные письма англичанки», 1900, Л.Хаусмана; «Письмо к англичанам», 1942, Ж.Бернаноса), в т.ч. и оформленных в беллетристические жанры (повесть «Письмо к заложнику», 1943, А.де Сент-Экзюпери; романы «Мартовские иды», 1948, Т.Уайлдера и «Перед зеркалом», 1971, В.А.Каверина).
После второй мировой войны с расцветом документальной литературы актуализируется значение письма как непосредственного, подлинного, лирически насыщенного свидетельства. В эпистолярную литературу входит также и переписка выдающихся деятелей, имеющая историко-культурное значение («Письма А.Блока к жене», «Ф.М.Достоевский и А.Г.Достоевская. Переписка»).
Слово эпистолярная произошло от греческого epistole, что в переводе означает — послание, письмо.
Эпистолярная литература
Полезное
Смотреть что такое «Эпистолярная литература» в других словарях:
Эпистолярная литература — (от греч. επιστολη «послание») название литературного произведения, в котором используется форма «писем» или «посланий» (эпистол). Содержание 1 История 1.1 Античность … Википедия
ЭПИСТОЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА — ЭПИСТОЛЯРНАЯ литература, 1) изданные письма частного характера. 2) Совокупность произведений, использующих форму письменного обращения к другому лицу. Наряду с научной, публицистической распространена художественная эпистолярная литература;… … Современная энциклопедия
Эпистолярная литература — ЭПИСТОЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА, 1) изданные письма частного характера. 2) Совокупность произведений, использующих форму письменного обращения к другому лицу. Наряду с научной, публицистической распространена художественная эпистолярная литература;… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Эпистолярная литература — (греч. epistole – письмо) 1) изданные письма частного характера; 2) совокупность произведений, использующих форму письменного обращения к другому лицу. Основные жанры: стихотворение, послание и роман в письмах. Большой толковый словарь по… … Энциклопедия культурологии
эпистолярная литература — (от греч. epistolē письмо), 1) изданные письма частного характера. 2) Совокупность произведений, использующих форму письменного обращения к другому лицу. Наряду с научной, публицистической эпистолярной литературой распространена художественная… … Энциклопедический словарь
эпистолярная литература — (от греч. epistole письмо) совокупность произведений, использующих форму письменного обращения к другому лицу (письмо, послание или переписка). Кроме научной и публицистической, широко распространена художественная эпистолярная литература.… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
эпистолярная литература — литературные произведения, в которых используется форма письма. Автор такого сочинения либо обращается к адресату и сам становится адресантом, либо приводит переписку героев. Эпистолярная теория была разработана в античности: письма назывались… … Литературная энциклопедия
ЭПИСТОЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА — (от греч. epistolē послание, письмо), переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная или публицистическая проза, предполагающая широкий круг читателей. Такая переписка легко теряет двусторонний характер,… … Литературный энциклопедический словарь
Эпистолярная литература — (от греч. epistolé послание, письмо) переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная или публицистическая проза, предполагающая широкий круг читателей. Такая переписка легко теряет двусторонний характер,… … Большая советская энциклопедия
Эпистолярная литература
Полезное
Смотреть что такое «Эпистолярная литература» в других словарях:
Эпистолярная литература — (от греч. επιστολη «послание») название литературного произведения, в котором используется форма «писем» или «посланий» (эпистол). Содержание 1 История 1.1 Античность … Википедия
ЭПИСТОЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА — ЭПИСТОЛЯРНАЯ литература, 1) изданные письма частного характера. 2) Совокупность произведений, использующих форму письменного обращения к другому лицу. Наряду с научной, публицистической распространена художественная эпистолярная литература;… … Современная энциклопедия
Эпистолярная литература — ЭПИСТОЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА, 1) изданные письма частного характера. 2) Совокупность произведений, использующих форму письменного обращения к другому лицу. Наряду с научной, публицистической распространена художественная эпистолярная литература;… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Эпистолярная литература — (греч. epistole – письмо) 1) изданные письма частного характера; 2) совокупность произведений, использующих форму письменного обращения к другому лицу. Основные жанры: стихотворение, послание и роман в письмах. Большой толковый словарь по… … Энциклопедия культурологии
эпистолярная литература — (от греч. epistolē письмо), 1) изданные письма частного характера. 2) Совокупность произведений, использующих форму письменного обращения к другому лицу. Наряду с научной, публицистической эпистолярной литературой распространена художественная… … Энциклопедический словарь
эпистолярная литература — (от греч. epistole письмо) совокупность произведений, использующих форму письменного обращения к другому лицу (письмо, послание или переписка). Кроме научной и публицистической, широко распространена художественная эпистолярная литература.… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
эпистолярная литература — литературные произведения, в которых используется форма письма. Автор такого сочинения либо обращается к адресату и сам становится адресантом, либо приводит переписку героев. Эпистолярная теория была разработана в античности: письма назывались… … Литературная энциклопедия
ЭПИСТОЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА — (от греч. epistolē послание, письмо), переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная или публицистическая проза, предполагающая широкий круг читателей. Такая переписка легко теряет двусторонний характер,… … Литературный энциклопедический словарь
Эпистолярная литература — Старая риторика, выделяя письмо в особый литературный род, определяла его границы, исчисляла его виды и свойства, характеризовала его стиль. Одни ограничивали его действительно частными письмами, не предназначенными для большого круга читателей;… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Эпистолярный жанр — что это такое простыми словами
Простая статья об эпистолярном жанре
Основные стили речи крайне редко вызывают у пользователей затруднения. К ним относят разговорный, официально-деловой, научный, художественный, реже упоминают церковно-религиозный (конфессиональный) стиль. Больше затруднений вызывает эпистолярная форма речи. Во-первых, не так просто понять, что термин подразумевает. Во-вторых, затруднение при разъяснении вызывает тот факт, что эпистолярный стиль способен вмещать речевые обороты других форм общения. Зачастую, это официально деловой и/или разговорный. Попробуем разобрать детальнее.
Что такое эпистолярный жанр?
Зародилась такая форма общения еще в Древней Греции, поэтому название имеет греческие корни. «Эпистола» означает «письмо». Используется стиль в любых манерах написания, именно поэтому он сочетает в себе обороты различных стилей. Допустим, если написанное адресуется работодателю, главным образом оно будет характеризоваться деловой манерой общения. Если же письмо предназначено приятелю или близкому человеку, эпистолярный стиль будет вмещать слова эмоциональной окраски, шутки, упрощения. При этом, построение предложений станет более свободным, текст не будет придержан нормативам написания и наверняка адресат применит несколько стилей.
Таким, образом, эпистолярный стиль – комплекс нормативов написания как деловых бумаг, так и произведений литературы. Используется он не только в художественных работах, но и в публицистических. Читаемая вами статья изложена именно в этом стиле, так как присутствует личное обращение.
Понимание эпистолярного стиля и его роль в разные века
В различный временной период трактовка формы речи менялась в зависимости от возложенной функции. Общая картина выглядит следующим образом:
Как уже было сказано, возник данный способ общения еще до нашей эры. В Греции его использовали в основном философы и жители, которые занимались образованием населения. Чтобы передавать приобретённые познания, научные деятели выкладывали информацию в форме писем. При этом, хранились данные не только о проведённых исследованиях, но и о размышлениях людей. Если изучение окружающего мира зачастую выкладывалось в форме описания, то внутренней опыт передавался как личное обращение. Адресантами могли быть ученики, жители, посетившие философа, иногда собеседник был воображаемым.
Такая манера письма к нам дошла из работ Аристотеля. Сюда также приписывают его учителя — Платона. Однако это ошибочно, ведь философ обучал желающих только в устной форме и никогда не делал записей. Кроме Аристотеля, письменная речь использовалась Эпикуром. Одна из его рукописей была адресована Геродоту, вторая – Менекею, третья – Пифоклу.
Наше время
Философские творения были сделаны в свободной форме. Смысловая нагрузка нередко передавалась в сочетании с эмоциональным напряжением, а само письмо имело интимный характер. Существенные изменения потерпел стиль с появлением дидактики. Это раздел педагогической науки, что занимается методами образования. Дидактика возникла в 16-17 веке. С ее появлением элементы письма стали вмещать некоторые нормативы. В обязательном порядке адресаты стали придерживаться структуры написания:
Некоторые нормативы существовали уже в Киевской Руси. Правила написания писем излагались в берестяных грамотах, а после в специальных «письмовиках».
Эмоциональную окраску письма приобрели благодаря французам. Здешние писатели в большей степени описывали чувства и переживания героев, нежели происходящие с ними события и их размышления. Прозаические письма писал Венсан Вуатюр, Оноре де Бальзак. В Англии в эпистолярном стиле работал Чарльз Диккенс, Вальтер Скотт, Джон Локк. В английских прозах стиль чаще отображен во введении, нежели в основной работе писателя.
Среди русских писателей известны работы Ф. Достоевского «Записки из подполья», Н. Бердяева «Самопознание», Н. Карамзина «Письма русского путешественника», А. Пушкина «Роман в письмах». Также в эпистолярном стиле работал Н. Гоголь, И. Тургенев.
На сегодня письменная форма общения осуществляется посредству социальных сетей и официальных писем, отправленных электронной почтой.
Что значит «эпистолярная литература»
Энциклопедический словарь, 1998 г.
изданные письма частного характера.
Большая Советская Энциклопедия
Естественная для писем дидактическая тенденция становится основной функцией в посланиях апостолов и «отцов церкви» (Киприана, Иеронима, Августина, Григория Назианзина и др.). Э. л. ≈ ведущий жанр византийской публицистики: письма Феодора Студита, Николая Мистика, патриарха Фотия. В средневековой Европе межмонастырская переписка была средством публичной богословской полемики. Своеобразным заключением средневековой Э. л., одновременно предваряющим эпоху Реформации, служат «Письма светлых людей» (1514) И. Рейхлина и особенно ≈ «Письма тёмных людей» (1515≈17), где пародируется как интимное, так и дидактическое послание. Традицию средневековой публичной полемики продолжают письма Лютера. Образцом русской средневековой публицистики служит переписка Ивана IV с князем Курбским и письма протопопа Аввакума. Для Э. л. Возрождения характерны письма П. Аретино, где специфика переписки формирует сатирические приёмы разоблачения пороков.
Особо следует выделить «Дневник для Стеллы» Дж. Свифта: собрание частных писем, открывающее историю английского социально-психологического романа. После заведомо вымышленных «Персидских писем» (философский роман, 1721) Монтескье эпистолярно-романическое построение становится всё более привычным в европейских литературах: романы «Памела» и «Кларисса» С. Ричардсона, «Путешествие Хамфри Клинкера» Т. Смоллетта, «Юлия, или Новая Элоиза» Ж. Ж. Руссо, «Страдания молодого Вертера» Гёте.
Очерково-документальные «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина и письма из Франции Д. И. Фонвизина П. И. Панину («Записки первого путешествия», 1777≈78) положили начало освоению традиций Э. л. в России. Её развивал И. М. Муравьев-Апостол («Письма из Москвы в Нижний Новгород», 1813≈14) и стремился «влить» в беллетристику А. С. Пушкин («Роман в письмах», «Мария Шонинг»). Дидактическое направление Э. л. продолжал М. С. Лунин («Письма из Сибири»), П. Я. Чаадаев («Философические письма»), Н. В. Гоголь («Выбранные места из переписки с друзьями»), А. И. Герцен («Письма из Франции и Италии»), В. П. Боткин («Письма об Испании»). Опыт и форма Э. л. использованы в художественной повести «Бедные люди» Ф. М. Достоевского.
В 20 в. сохраняется многообразие видов Э. л. («Опавшие листья» В. В. Розанова и «Столп и утверждение истины» П. А. Флоренского, «Неизвестный друг» И. А. Бунина, и «Zoo. Письма не о любви. » В. Б. Шкловского, «Любовные письма англичанки» Л. Хаусмана, «Письмо к англичанам» Ж. Бернаноса), в том числе и оформленных в беллетристические жанры (повесть «Письмо к заложнику» А. Сент-Экзюпери, романы «Мартовские иды» Т. Уайлдера и «Перед зеркалом» В. Каверина). После 2-й мировой войны 1939≈45 с расцветом документальной литературы, актуализируется значение письма как непосредственного, подлинного, лирически насыщенного свидетельства («Письма расстрелянных французских коммунистов», 1948).
Лит.: Античная эпистолография, М., 1967; Елистратова А. А., Эпистолярная проза романтиков, в кн.: Европейский романтизм, М., 1973; Black F. G., The epistolary novel in the late 18 century, Oregon, 1940; Singer G. F., The epistolary novel, Philadelphia, 1933.