Что значит эпиграмма в литературе
Значение слова «эпиграмма»
1. У древних греков: надпись в прозе или стихах на памятнике, здании, подарке и т. п., объяснявшая значение предмета.
2. Короткое сатирическое стихотворение. В одной эпиграмме Баратынский шутил: «И ты — поэт, и он — поэт, но разницу меж вас находят…» Брюсов, Игорь Северянин.
3. Устар. Злое и остроумное замечание о ком-, чем-л. Княжна меня решительно ненавидит; мне уже пересказывали две-три эпиграммы на мой счет, довольно колкие. Лермонтов, Княжна Мери.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЭПИГРА’ММА, ы, ж. [греч. epigramma — надпись] (книжн.). 1. У древних греков — надпись в прозе или в стихах на надгробном памятнике, на общественном здании и т. п. (истор., лит.). 2. В античной поэзии — небольшое стихотворение, написанное сочетанием гекзаметра и пентаметра, впоследствии — преимущ. сатирического содержания (лит.). Эпиграммы Катулла. || В новой европейской поэзии — короткое стихотворение, заканчивающееся острой, злой шуткой по поводу кого-чего-н. (лит.). И шевелится эпиграмма во глубине моей души, а мадригалы им (дамам) пиши! Пушкин. 3. перен. Колкое, злое и остроумное замечание, направленное против кого-чего-н. (устар.). Имел он (Онегин) счастливый талант. возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм. Пушкин.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
эпигра́мма
1. истор. в античности — небольшая надпись в стихах или прозе, написанная элегическим дистихом, обычно помещавшаяся на памятниках, надгробьях, общественных зданиях и т.д.
2. короткое сатирическое стихотворение, содержащее остроумную насмешку, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление ◆ Человек он был остроумный, писал злые эпиграммы. Владлен Давыдов, «Театр моей мечты», 2004 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Княжна меня решительно ненавидит; мне уже пересказали две-три эпиграммы на мой счёт, довольно колкие, но вместе очень лестные. Лермонтов, «Герой нашего времени», 1839-1841 г. ◆ Эпиграммы сыпались на счёт её мужа, который один во всём Париже ничего не знал и ничего не подозревал. Пушкин, «Арап Петра Великого», 1828 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова хэнд (существительное):
эпиграмма
Полезное
Смотреть что такое «эпиграмма» в других словарях:
ЭПИГРАММА — (греч. надпись, от epi над и grapho пишу). 1) у древних греков надписи на памятниках и краткие остроумные стихотворения. 2) у римлян и в наше время, стихотворения сатирического и насмешливого содержания. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка
Эпиграмма — ЭПИГРАММА буквально с греческого: надпись стихотворная или прозаическая краткая надпись, объяснявшая значение памятника, здания, предмета, посвященного богам. У римлян эпиграммами назывались краткие стихотворения, которым Каттул и Марциалл… … Словарь литературных терминов
Эпиграмма — (иноск.) колкая насмѣшка (намекъ на краткія сочиненія, въ видѣ надписей, называемыя эпиграммами). Ср. Имѣлъ онъ счастливый талантъ. Коснуться до всего слегка. И возбуждать улыбку дамъ Огнемъ нежданныхъ эпиграммъ. А. С. Пушкинъ. Евг. Онѣгинъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
эпиграмма — ы, ж. épigramme, нем. Epigramm < epigramma <гр. 1. Один из видов сатирической поэзии, представляющий собой небольшое стихотворение, обычно высмеивающее какое л. лицо; отдельное произведение такого вида поэзии. БАС 1.[ Критициодиус :] На… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
эпиграмма — См. насмешка. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. эпиграмма изречение, насмешка; стихотворение, бонмо, острота, сатира Словарь русских синон … Словарь синонимов
эпиграмма — злая (Сологуб); мрачная (Пушкин); насмешливо злая (Сологуб); сардоническая (Гоголь); едкая (Чехов); «Окогченная летунья эпиграмма хохотунья, эпиграмма егоза. трется, вьется средь народа» (Баратынский) Эпитеты литературной русской речи. М:… … Словарь эпитетов
ЭПИГРАММА — (греческое epigramma, буквально надпись), короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма (Вольтер), повлиявший и на позднейшую сатирическую поэзию (эпиграммы А.С. Пушкина на Ф.В. Булгарина). В античной поэзии короткое… … Современная энциклопедия
ЭПИГРАММА — (греч. epigramma букв. надпись), короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма (Вольтер), повлиявший и на позднейшую сатирическую поэзию (эпиграммы у А.С. Пушкина). В античной поэзии стихотворение произвольного… … Большой Энциклопедический словарь
ЭПИГРАММА — ЭПИГРАММА, эпиграммы, жен. (греч. epigramma надпись) (книжн.). 1. У древних греков надпись в прозе или в стихах на надгробном памятнике, на общественном здании и т.п. (ист., лит.). 2. В античной поэзии небольшое стихотворение, написанное… … Толковый словарь Ушакова
ЭПИГРАММА — жен., греч. краткое стихотворенье, с основою острой или колкой мысли. У нас эпиграмма приняла вид колкой насмешки. матический, к ней относящийся тист, сочинитель эпиграмм. Эпиграф муж. изреченье, которое писатель, как значок или знамя, выставляет … Толковый словарь Даля
Эпиграмма — (греческое epigramma, буквально надпись), короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма (Вольтер), повлиявший и на позднейшую сатирическую поэзию (эпиграммы А.С. Пушкина на Ф.В. Булгарина). В античной поэзии короткое… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ЭпигрАмма — это небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.
Одной из разновидностей эпиграммы были эпитафии — надгробные надписи. Их писали гекзаметром или элегическим дистихом. Известна эпитафия трагика Эсхила, сочиненная для себя самого:
«Евфорионова сына, Эсхила Афинского кости
Кроет собою земля Гелы, богатой зерном;
Мужество помнят его Марафонская роща и племя
Длинноволосых мидян, в битве узнавших его».
Позже стали появляться эпиграммы на разные темы. Например, эпиграмма, приписываемая Платону, прославляла поэтессу Сапфо:
Авторы литературных эпиграмм сохраняли большинство ее традиционных черт, иногда они оставляли согражданам несколько строф по случаю окончания какого-либо жизненного этапа, например, Феокрит написал буколическую эпиграмму на такую тему:
«С белою кожею Дафнис, который на славной свирели
Песни пастушьи играл, Пану приносит дары:
Ствол тростника просверленный, копье заостренное, посох,
Шкуру оленью, суму, — яблоки в ней он носил».
А.С. Пушкину, например, принадлежат как сатирические эпиграммы (на А.А. Аракчеева, Ф.В. Булгарина, А.Н. Голицына), так и эпиграммы, продолжающие древнегреческую традицию («Движение», «Любопытный»).
А.С. Пушкин На М.С. Воронцова:
«Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
А.С. Пушкин. На Дондукова-Корсакова:
«В Академии наук
Заседает князь Дундук.
Говорят, не подобает
Дундуку такая честь;
Почему ж он заседает?
Потому что есть чем сесть»
К середине 19 века эпиграмма традиционного типа отступает на второй план, а сатирическая злободневная эпиграмма переживает подъём (В.С. Курочкин, Д.Д. Минаев, М.Л. Михайлов, Н.А. Некрасов). Эпиграммы писались многими другими выдающимися (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Апухтин), единичные эпиграммы написаны некоторыми прозаиками (Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков).
В советской поэзии к эпиграмме обращались В.В. Маяковский, Демьян Бедный, А.Г. Архангельский, С.Я. Маршак и многие другие поэты.
«Змея ужалила Маркела.
— Он умер? – Нет,
змея, напротив, околела!».
Правило об остроумном заключении в эпиграмме (и не только в ней) было сформулировано немецким теоретиком литературы Мартином Опицем: «…остроумие… особенно проявляется в заключении, которое должно быть каждый раз иным, нежели мы ожидаем: в этом, прежде всего, и состоит остроумие».
В немецкой литературе под эпиграммой понималось краткое стихотворение, в котором остроумным заключением разрешалось некоторое ожидание, возбужденное в начале стихотворения. Главною особенностью эпиграммы стал ее характер быстрой, остроумной, язвительной насмешки. С этим характером эпиграмма перешла и в русскую литературу.
Немало книжек выпущено мной,
Но все они умчались, точно птицы.
И я остался автором одной
Последней, недописанной страницы.
За несколько шагов до водопада
Еще не знал катящийся поток,
С каких высот ему сорваться надо.
И ты готовься совершить прыжок.
Нужна ли рифма, например?
Ведь нет же рифмы у Гомера.
А для чего стихам размер?
Пожалуй, можно без размера.
Стихам не нужно запятых.
Им ни к чему тире и точки.
Не упразднить ли самый стих?
Но как считать мы будем строчки?
Человек ходил на четырех,
Но его понятливые внуки
Отказались от передних ног,
Постепенно превратив их в руки.
Ни один из нас бы не взлетел,
Покидая землю, в поднебесье,
Если б отказаться не хотел
От запасов лишних равновесья.
Власть безграничная природы
Нам потому не тяжела,
Что чувство видимой свободы
Она живущему дала.
Как вежлив ты в покое и в тепле.
Но будешь ли таким во время давки
На поврежденном бурей корабле
Или в толпе у керосинной лавки?
Без музыки не может жить Парнас.
Но музыка в твоем стихотворенье
Так вылезла наружу, напоказ,
Как сахар прошлогоднего варенья.
«О чем твои стихи?» — Не знаю, брат.
Ты их прочти, коли придет охота.
Стихи живые сами говорят,
И не о чем-то говорят, а что-то».
А теперь давайте разберемся с практическим и очень важным для нас вопросом: как написать эпиграмму самому и каким должно быть это маленькое стихотворение, чтобы его можно было бы назвать эпиграммой? Ответ на это дает А.С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин»:
«Приятно дерзкой эпиграммой
Взбесить оплошного врага;
Приятно зреть, как он упрямо
Склонив бодливые рога,
Невольно в зеркало глядится
И узнавать себя стыдится»
Написание эпиграмм является прекрасной тренировкой творческих способностей. В несколько рифмованных строк автор должен суметь уместить очень многое, ведь эта САТИРИЧЕСКАЯ МИНИАТЮРА является ЗАКОНЧЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ С ЗАВЯЗКОЙ, КУЛЬМИНАЦИЕЙ И ОШЕЛОМЛЯЮЩЕЙ РАЗВЯЗКОЙ. Именно в этом жанре особенно важно придерживаться требования: главное не о ком, а как. Не случайно многие авторы считают эпиграмму квинтэссенцией поэзии.
По-настоящему талантливые эпиграммы объединяют в себе несколько характерных черт. Они:
— злободневны;
— обладают меткостью и законченностью суждения;
— предельно конкретны и не касаются так называемых «вечных» вопросов.
Начало эпиграммы должно быть просто и ясно, главная ее цель – возбудить любопытство читателя.
По форме хорошие эпиграммы максимально сжаты и отличаются внезапным поворотом сюжета. Структура их строится следующим образом: первые два стиха развивают тему в одном направлении, следующие – поворачивают сюжет в обратную сторону. Причем таких поворотов может быть сразу несколько. И, наконец, последняя строка раскрывает смысл эпиграммы.
Вершиной мастерства считается, когда истинный смысл открывается читателю не в строке, а в последнем слове (в сонетах этот прием называют «замком сонета»)
В качестве словесной отделки в эпиграммах применятся:
— перифраз (троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких, иносказательное выражение, напр. например, «ночное светило» = «луна» или «Люблю тебя, Петра творенье!» = «Люблю тебя, Санкт-Петербург!»);
— каламбур (литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов или словосочетаний, сходных по звучанию. Эффект каламбура, обычно комический (юмористический), заключается в контрасте между смыслом одинаково звучащих слов)
-сравнение (троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку),
— реминисценция (образы литературы в литературе, цитата, точная или неточная; «закавыченная» или остающаяся неявной, подтекстовой);
При создании эпиграммы на известного человека стоит обращать внимание на следующие моменты:
1. Важно определить наиболее яркие особенности, качества и черты характера, свойственные человеку, на которого пишется эпиграмма. Эти особенности должны быть заметны не только вам, но и всем окружающим. Эпиграмма сродни рисованному шаржу – недостатки преувеличены, но объект при этом легко узнаваем.
2. Эпиграмма может быть написана не только на человека, но и на какое-то событие в его жизни, например, получение несоответствующей умениям должности или очередному провалу на экзаменах.
3. Три главные составляющие, на которых держится хорошая эпиграмма – злободневность, краткость, рифма.
4. Прежде, чем писать эпиграмму, полезно решить, какие художественные приемы вы будете использовать. Сатирический диапазон велик – от изящной шутки и меткой насмешки до гротескной сатиры.
Таким образом, эпиграммы бывают самыми разными: и грустными, и веселыми, и серьезными, и смешными. Разнообразна и их форма, но более всего распространены два типа:
— или в начале стихотворения поэт высказывает основной тезис, а остальные строчки его иллюстрируют, расширяют и т. п.,
— или первые строчки — это как бы экспозиция, а последняя строчка или двустишие раскрывают суть.
Эти короткие стихотворения всегда привлекали поэтов потому, что мысль в них должна была излагаться ясно, но сжато: прекрасная возможность продемонстрировать свое владение поэтической техникой.
В заключение, в качестве примера современных эпиграмм на известных людей нашего времени, приведу эпиграммы Валентина Гафта:
Ходит Саша гусаком
Из Ленкома да в Ленком,
Презирая все интриги.
Все, кто писал кипятком,
Нынче чешут языком,
А иные пишут книги.
Как обаятельно чудачество,
Когда таланта очень много.
На сцене верит в обстоятельства,
А в жизни верит только в Бога.
Нет, совсем не одинаково
Всё играет Ахеджакова,
Но доходит не до всякого
То, что всё неодинаково.
Вы в «Тегеране-43»
Одна блистали, Натали.
Что там разведчики, шпионы,
Премьеры, президенты и вожди.
Парили Вы! – хоть без короны
И без таланта, Натали.
Зачем ты, Миша, так орешь,
Словно ограбленный еврей?
Ты Д’Артаньяна не тревожь,
Он дворянин, а ты – плебей.
От славы одуревший
Теперь на все горазд,
Он сам себе завидует
И сам себя продаст.
Леониду Быкову (киноартисту и кинорежиссеру)
Он знал, что будет так
И до конца был крепок,
Спасая правду от липучей лжи,
Он стал снимать кино,
Снимая жизни слепок
Прикосновением души.
Ему бы в сборную по баскетболу,
Какой-то чёрт сидит в нём, бес,
Всего-то два вершка от полу,
А звёзды достаёт с небес.
_________________________________
Эпиграммы на известных людей Самуила Маршака:
Старик Шекспир не сразу стал Шекспиром,
Не сразу он из ряда вышел вон.
Века прошли, пока он целым миром
Был в звание Шекспира возведен.
Жил на свете Маршак Самуил.
Он курил, и курил, и курил.
Всё курил и курил он табак.
Так и умер писатель Маршак.
Вижу: Чуковского мне не догнать.
Пусть небеса нас рассудят!
Было Чуковскому семьдесят пять,
Скоро мне столько же будет.
Глядь, от меня ускакал он опять,
Снова готов к юбилею.
Если мне стукнет тысяча пять,
Тысяча десять — Корнею!
эпиграмма
Смотреть что такое «эпиграмма» в других словарях:
ЭПИГРАММА — (греч. надпись, от epi над и grapho пишу). 1) у древних греков надписи на памятниках и краткие остроумные стихотворения. 2) у римлян и в наше время, стихотворения сатирического и насмешливого содержания. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка
Эпиграмма — ЭПИГРАММА буквально с греческого: надпись стихотворная или прозаическая краткая надпись, объяснявшая значение памятника, здания, предмета, посвященного богам. У римлян эпиграммами назывались краткие стихотворения, которым Каттул и Марциалл… … Словарь литературных терминов
Эпиграмма — (иноск.) колкая насмѣшка (намекъ на краткія сочиненія, въ видѣ надписей, называемыя эпиграммами). Ср. Имѣлъ онъ счастливый талантъ. Коснуться до всего слегка. И возбуждать улыбку дамъ Огнемъ нежданныхъ эпиграммъ. А. С. Пушкинъ. Евг. Онѣгинъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
эпиграмма — ы, ж. épigramme, нем. Epigramm < epigramma <гр. 1. Один из видов сатирической поэзии, представляющий собой небольшое стихотворение, обычно высмеивающее какое л. лицо; отдельное произведение такого вида поэзии. БАС 1.[ Критициодиус :] На… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
эпиграмма — См. насмешка. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. эпиграмма изречение, насмешка; стихотворение, бонмо, острота, сатира Словарь русских синон … Словарь синонимов
эпиграмма — злая (Сологуб); мрачная (Пушкин); насмешливо злая (Сологуб); сардоническая (Гоголь); едкая (Чехов); «Окогченная летунья эпиграмма хохотунья, эпиграмма егоза. трется, вьется средь народа» (Баратынский) Эпитеты литературной русской речи. М:… … Словарь эпитетов
ЭПИГРАММА — (греческое epigramma, буквально надпись), короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма (Вольтер), повлиявший и на позднейшую сатирическую поэзию (эпиграммы А.С. Пушкина на Ф.В. Булгарина). В античной поэзии короткое… … Современная энциклопедия
ЭПИГРАММА — (греч. epigramma букв. надпись), короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма (Вольтер), повлиявший и на позднейшую сатирическую поэзию (эпиграммы у А.С. Пушкина). В античной поэзии стихотворение произвольного… … Большой Энциклопедический словарь
ЭПИГРАММА — ЭПИГРАММА, эпиграммы, жен. (греч. epigramma надпись) (книжн.). 1. У древних греков надпись в прозе или в стихах на надгробном памятнике, на общественном здании и т.п. (ист., лит.). 2. В античной поэзии небольшое стихотворение, написанное… … Толковый словарь Ушакова
ЭПИГРАММА — жен., греч. краткое стихотворенье, с основою острой или колкой мысли. У нас эпиграмма приняла вид колкой насмешки. матический, к ней относящийся тист, сочинитель эпиграмм. Эпиграф муж. изреченье, которое писатель, как значок или знамя, выставляет … Толковый словарь Даля
Эпиграмма — (греческое epigramma, буквально надпись), короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма (Вольтер), повлиявший и на позднейшую сатирическую поэзию (эпиграммы А.С. Пушкина на Ф.В. Булгарина). В античной поэзии короткое… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Эпиграмма
Эпигра́мма (др.-греч. ἐπίγραμμα «надпись») — небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.
Содержание
В античной поэзии
Первоначально эпиграммой называлась посвятительная надпись на изваяниях, алтарях и других предметах, посвящаемых богам, и на надгробиях (см. эпитафия). Постепенно формировались тематические разновидности эпиграмм сентенциозно-дидактических, описательных, любовных, застольных, сатирических. От эпических форм поэзии эпиграмму отличала краткость и ярко выраженное субъективное отношение к событию или факту. Писалась эпиграмма элегическим дистихом, позднее ямбом и другими размерами. В форме эпиграмм выражались размышления Платона, Сафо писала эпиграммы о горечи ранней утраты, Анакреонт — о веселье на пиру. К мастерам эпиграмм относят Симонида Кеосского, Асклепиада, Мелеагра. Расцветом эпиграммы в греческой литературе было творчество эллинистических поэтов III века до н. э. — I века н. э. (составившее ядро так называемой «Палатинской антологии» в 16 книгах), в римской — сатирическое творчество Марциала (I век н. э.). Традиции античной эпиграммы продолжались в византийской литературе и в латинской литературе средних веков и Ренессанса, позднее возрождались изредка («Венецианские эпиграммы» И. В. Гёте).
В новой европейской поэзии
Эпиграммы Марциала были тематически близки сатирам Ювенала. К наследию Марциала восходит современное понимание эпиграммы как короткого насмешливого стихотворения, обычно построенного на контрасте постепенной экспозиции и неожиданного завершения, заключительной «остроты» (пуант). Такого рода эпиграмма сложилась во французской поэзии XVI — XVII веков. Временем расцвета эпиграммы в европейской литературе считается XVIII век (Вольтер, Ж. Б. Руссо, Г. Э. Лессинг, в России — А. П. Сумароков). Параллельно развивалась эпиграмма, представляющая собой непосредственный отклик на злободневные события, часто политические. Помимо названных, к мастерам острых сатирических эпиграмм относят Ж. де Лафонтена и П. Д. Э. Лебрена во Франции, Р. Бёрнса в Англии, Г. Гейне в Германии.
Так известна эпиграмма Бернса на некоего плохого поэта. Вот она в переводе Маршака:
О ты, кого поэзия изгнала,
Кто в нашей прозе места не нашел.
Ты слышишь крик поэта Марциала:
«Разбой! Грабеж! Меня он перевел!»
В русской поэзии
Эпиграммы писали уже Симеон Полоцкий и Феофан Прокопович; сатирические эпиграммы, оригинальные и переложения, принадлежат А. Д. Кантемиру, во второй половине XVIII века — В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков и другие поэты. У Н. М. Карамзина и его последователей (В. А. Жуковский, В. Л. Пушкин) эпиграмма приобрела салонный характер и сблизилась с разновидностями альбомных стихов.
Когда любовь без ног? Как надобно идти От друга милого, сказав ему: «Прости!» Н. М. Карамзин. Ноги.
В XIX веке эпиграммы выступали не только средством обличения пороков и человеческих слабостей, но орудием литературной и общественно-политической борьбы. Среди выдающихся эпиграмматистов первых трёх десятилетий XIX века — А. С. Пушкин, С. А. Соболевский, Е. А. Баратынский, П. А. Вяземский. А. С. Пушкину, например, принадлежат как сатирические эпиграммы (на А. А. Аракчеева, Ф. В. Булгарина, А. Н. Голицына), так и эпиграммы, продолжающие древнегреческую традицию («Движение», «Любопытный»).
Полу-милорд, полу-купец, Полу-мудрец, полу-невежда, Полу-подлец, но есть надежда, Что будет полным наконец. А. С. Пушкин. На М. С. Воронцова.
В Академии наук Заседает князь Дундук. Говорят, не подобает Дундуку такая честь; Почему ж он заседает? Потому что ж. есть. А. С. Пушкин. На Дондукова-Корсакова.
К середине XIX века эпиграмма традиционного типа отступает на второй план, сатирическая злободневная эпиграмма переживает подъём (В. С. Курочкин, Д. Д. Минаев, М. Л. Михайлов, Н. А. Некрасов). Эпиграммы писались многими другими выдающимися (Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. Н. Апухтин) и второстепенными поэтами, единичные эпиграммы написаны некоторыми прозаиками (Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков).
В советской поэзии к эпиграмме обращались В. В. Маяковский, Демьян Бедный, А. Г. Архангельский, С. Я. Маршак и многие другие поэты.
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Эпиграмма» в других словарях:
ЭПИГРАММА — (греч. надпись, от epi над и grapho пишу). 1) у древних греков надписи на памятниках и краткие остроумные стихотворения. 2) у римлян и в наше время, стихотворения сатирического и насмешливого содержания. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка
Эпиграмма — ЭПИГРАММА буквально с греческого: надпись стихотворная или прозаическая краткая надпись, объяснявшая значение памятника, здания, предмета, посвященного богам. У римлян эпиграммами назывались краткие стихотворения, которым Каттул и Марциалл… … Словарь литературных терминов
Эпиграмма — (иноск.) колкая насмѣшка (намекъ на краткія сочиненія, въ видѣ надписей, называемыя эпиграммами). Ср. Имѣлъ онъ счастливый талантъ. Коснуться до всего слегка. И возбуждать улыбку дамъ Огнемъ нежданныхъ эпиграммъ. А. С. Пушкинъ. Евг. Онѣгинъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
эпиграмма — ы, ж. épigramme, нем. Epigramm < epigramma <гр. 1. Один из видов сатирической поэзии, представляющий собой небольшое стихотворение, обычно высмеивающее какое л. лицо; отдельное произведение такого вида поэзии. БАС 1.[ Критициодиус :] На… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
эпиграмма — См. насмешка. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. эпиграмма изречение, насмешка; стихотворение, бонмо, острота, сатира Словарь русских синон … Словарь синонимов
эпиграмма — злая (Сологуб); мрачная (Пушкин); насмешливо злая (Сологуб); сардоническая (Гоголь); едкая (Чехов); «Окогченная летунья эпиграмма хохотунья, эпиграмма егоза. трется, вьется средь народа» (Баратынский) Эпитеты литературной русской речи. М:… … Словарь эпитетов
ЭПИГРАММА — (греческое epigramma, буквально надпись), короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма (Вольтер), повлиявший и на позднейшую сатирическую поэзию (эпиграммы А.С. Пушкина на Ф.В. Булгарина). В античной поэзии короткое… … Современная энциклопедия
ЭПИГРАММА — (греч. epigramma букв. надпись), короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма (Вольтер), повлиявший и на позднейшую сатирическую поэзию (эпиграммы у А.С. Пушкина). В античной поэзии стихотворение произвольного… … Большой Энциклопедический словарь
ЭПИГРАММА — ЭПИГРАММА, эпиграммы, жен. (греч. epigramma надпись) (книжн.). 1. У древних греков надпись в прозе или в стихах на надгробном памятнике, на общественном здании и т.п. (ист., лит.). 2. В античной поэзии небольшое стихотворение, написанное… … Толковый словарь Ушакова
ЭПИГРАММА — жен., греч. краткое стихотворенье, с основою острой или колкой мысли. У нас эпиграмма приняла вид колкой насмешки. матический, к ней относящийся тист, сочинитель эпиграмм. Эпиграф муж. изреченье, которое писатель, как значок или знамя, выставляет … Толковый словарь Даля
Эпиграмма — (греческое epigramma, буквально надпись), короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма (Вольтер), повлиявший и на позднейшую сатирическую поэзию (эпиграммы А.С. Пушкина на Ф.В. Булгарина). В античной поэзии короткое… … Иллюстрированный энциклопедический словарь