Что значит эмпирическая наука
Теоретические и эмпирические науки
Вы будете перенаправлены на Автор24
Теоретические и эмпирические науки
Исходя из методов, которые используются в науках, науки делятся на:
Слово «теория» пришло из древнегреческого языка, и в переводе оно означает мысленное рассмотрение вещей. То есть теоретические науки создают различные модели реально существующих объектов, явлений и процессов. В теоретических науках широко применяются абстрактные понятия, используются математические вычисления и идеализированные объекты. Это обусловливает возможность выявления существенных связей, законов и закономерностей изучаемых явлений, объектов и процессов. Например, для того, чтобы лучше понять закономерности процесса теплового излучения, в классической термодинамике использовалось понятие абсолютно черного тела, полностью поглощающего световое излучение, падающее на него. Большую роль в развитии теоретических наук играет принцип выдвижения гипотез, постулатов.
Например, в теории относительности А. Эйнштейном был принят постулат, согласно которому скорость света не зависит от движения источника излучения света. Данный постулат не дает объяснения, почему скорость света постоянна, а является исходным положением, то есть основой этой теории.
Слово «эмпирический» происходит от имени древнеримского философа Секста Эмпирика, который занимался медициной. Эмпирик утверждал, что в основе развития научных познаний должны находиться только данные опыта. Отсюда появилось понятие «эмпирический», что означало «опытный».
В современном значении данное понятие включает в себя и эксперимент, и традиционные методы наблюдения, такие как описание и систематизацию фактов, которые были получены без применения экспериментальных методов.
Слово «эксперимент» пришло из латинского языка, и в буквальном переводе означает «опыт, проба». То есть, эксперимент должен задавать вопросы природе. Для этого создаются специальные условия, которые обеспечивают возможность выявления действия объекта в данных условиях.
Готовые работы на аналогичную тему
Теоретические и эмпирические науки тесно взаимосвязаны. Теоретические науки применяют данные, полученные эмпирическими науками, а эмпирические науки проверяют следствия, которые вытекают из теоретических наук. Для научных исследований необходима хорошая теория, а развитие теории не представляется возможным без творчески продуманного эксперимента.
В настоящее время вместо термина «эмпирические и теоретические» науки используется термины «теоретические исследования» и «экспериментальные исследования», которые представляются более адекватными. Введение данных терминов подчеркивает связь между теорией и практикой, которая в современной науке проявляется особенно ярко.
Эмпирический уровень познания
На эмпирическом уровне в качестве предмета исследования выступают свойства, отношения, связи объекта изучения, доступные чувственному восприятию. Важно отличать эмпирические объекты от объектов реальности, так как эмпирические объекты – это какие-либо абстракции, которые выделяют в реальности определенный ограниченный набор связей, свойств и отношений. Реальный объект обладает бесчисленным множеством признаков, а его свойства, связи и отношения его неисчерпаемы. Этим определяется гносеологическая направленность исследований на эмпирическом уровне, который предполагает исследование явлений и связей между ними и преобладание чувственного коррелята в исследовании.
Основной задачей эмпирических исследований является получение исходной информации об исследуемом объекте. Для этого в основном применяются методы наблюдения и эксперимента. Знание, формирующееся в ходе эмпирических исследований, выражается в форме эмпирического обобщения и научного факта.
Эмпирическое обобщение – закон – является результатом индуктивного обобщения опытов и является вероятностно-истинным знанием. Эмпирический уровень исследования преобладал в классическом естествознаний. Современные эмпирические исследования немыслимы без применения новейших средств исследования.
Теоретический уровень познания
Эмпирическое обобщение недостаточно для научного исследования. Для того, чтобы раскрыть причины и связи между изучаемыми явлениями, используются теоретические исследования.
В качестве цели теоретического исследования выступает установление законов и принципов, позволяющих объяснять, систематизировать, предсказывать факты, которые были установлены в процессе эмпирического исследования.
Да данном уровне познания изучение объекта осуществляется со стороны его сущностных связей, которые часто скрыты от непосредственного чувственного восприятия.
На теоретическом уровне исследования формируются законы, которые относятся не к реальности, заданной эмпирически, а к реальности идеализированных объектов, которые являются предметами теоретического исследования.
Теоретические объекты отличаются от эмпирических тем, что им присущи не только признаки, которые обнаруживаются в реальных объектах, но и те признаки, которые не присущи ни одному из реальных объектов. Например, материальная точка, которая представляет собой тело, лишенное размера, но которое сосредотачивает в себе всю массу.
Содержание теоретического знания не имеет непосредственного чувственного коррелята. Оно способно развиваться независимо от эмпирического исследования путем мысленного эксперимента, в котором присутствуют идеализированные объекты.
В современной науке считается неоспоримым тот факт, что теоретические открытия невозможно свести к тем чувственным данным, на которые они в какой-либо мере опираются. Логического перехода от эмпирических обобщений к теоретическим не существует.
Формирование внутренне дифференцированных и одновременно целостных теоретических систем означает переход науки на теоретический уровень, для которого характерным является появление теоретических моделей реальности. К примеру, такой моделью является молекулярно-кинетическая модель газа. Эти средства познания являются условием движения теоретической мысли, которая относительно независима от эмпирического исследования.
Эмпиризм в философии: понятие и основные идеи
Эмпиризмом в философии называют один из методов познания окружающего мира. Его основой является собственный личный опыт конкретного индивидуума, полученный им через органы чувств, а любой вывод, основанный на личном опыте, признается эмпириками либо верным, либо близким к верному. Основоположником данного течения является английский философ Френсис Бэкон. Из этой статьи вы более подробно узнаете о том, что такое эмпиризм, в чем заключаются его основные идеи, как связаны эмпиризм и рационализм.
Что такое эмпиризм?
Эмпиризм — это одно из направлений теории познания, согласно которой чувственный опыт является единственным источником познания. Термин «эмпиризм» происходит от греческого слова «empeiria», в переводе означающего «опыт», а понятие «эмпиризм» возникло в Новое Время.
Сторонники этого философского направления признавали приобретенный человеком при помощи органов чувств личный опыт важнейшим и основным источником истинных и достоверных знаний. Мышлению эмпирики отводили сугубо второстепенную роль, сводя его функции лишь к комбинированию и обработке полученных благодаря чувственному познанию сведений. В историческом плане эмпиризм тесно связан с концепцией «чистого листа», сторонники которой считали разум людей изначально «пустым», но наполняемым в течение жизни с помощью получаемого опыта.
Эмпиризм основывается на полученных путем эксперимента доказательствах — эмпирики считают любую не подтвержденную на практике теорию или гипотезу не заслуживающей доверия. По этой причине описываемое философское течение получило популярность в среде естествоиспытателей, не только полагавших, что любое неподкрепленное опытом знание не может считаться истинным, но и относящих даже экспериментально подтвержденные сведения к вероятным, а потому требующим постоянного пересмотра для борьбы с возможными фальсификациями. Экспериментальный, основанный на наблюдениях подход к познанию определяет научный метод эмпиризма.
Формы эмпиризма
Философы выделяют две формы эмпиризма, отличия в которых основываются на различных толкованиях термина «опыт». К ним относят:
Основные идеи эмпиризма
Эмпиризм — это довольно обширная концепция, над созданием которой работали десятки ученых из разных стран. Однако наиболее весомый вклад в развитие и популяризацию этого направления внесли английские философы Френсис Бэкон, Томас Гоббс и Джон Локк. Помимо них, в отдельном блоке следует рассказать и о воззрениях еще одного английского ученого, Джорджа Беркли, также оказавшего большое влияние на оформление и становление эмпиризма. Теперь ознакомимся со взглядами и концепциями каждого из перечисленных выше философов более детально.
Эмпиризм Фрэнсиса Бэкона
Френсис Бэкон (1561–1626 гг.) считал стремление к счастью и его достижение первостепенными целями в жизни любого человека. Для их достижения, по мнению Бэкона, люди должны сначала отрыть законы природы, а затем подчинить ее себе. К тому же, именно он разработал теорию элиминативной индукции и стал автором целого ряда научных трудов, включая книги «Опыты политические и моральные» и «Новая Атлантида».
К основным объектам познавательной деятельности Бэкон относил природу, а главной задачей познания объявлял исследование природных законов, финалом которого стало бы полное подчинение природы воле людей. Первопричину научного упадка он находил в отсутствии надежных и проверенных научных методов, а опыт определял в качестве основы познания. К тому же, философ выделял целый перечень причин, мешающих людям постигать истинные знания, разделяя их на четыре вида, называемые им призраками (или идолами):
Концепция Т. Гоббса
Подходы и взгляды Ф. Бэкона, касающиеся методологии эмпиризма, воспринял его соотечественник Томас Гоббс (1588–1679 гг.), написавший известный многим трактат «Левиафан». Гоббс определял философию как дисциплину, призванную оказывать практическую пользу людям, оставаясь при этом независимой от религиозных организаций. Чувства человека Гоббс считал единственным источником познания, но при этом отрицал свободную волю. Основой его концепции стало учение о знаках, которое во многом тождественно теории Бэкона о призраках знания.
Знаками философ называл все то, чем обозначается восприятие человеком предметов из окружающего его мира, выделяя значение и материал знака. Знаки подразделялись им на несколько разновидностей, к коим относились естественные и произвольные метки, сигналы, выступающие в качестве меток знаки, знаки знаков и т.д. Основным условием познания, согласно его концепции, является недопущение смешения вещей с их знаками. Реально существующими Гоббс признавал исключительно единичные предметы, но не их имена. Телесные предметы он называл первичными, а к началу познавательной деятельности относил ощущения, получаемые людьми при ознакомлении с единичными вещами.
Концепция Дж. Локка
Еще один английский ученый, Джон Локк (1632–1704) не признавал авторитета веры перед очевидным жизненным опытом, одновременно с этим признавая существование Бога, наделившего людней разумом и способностью познавать окружающий мир. Он считал опыт и ощущения основой любого знания, сравнивая новорожденных с чистой поверхностью доски, на которой лишь со временем, благодаря накопленному опыту появятся узоры, символизирующие познания. Свои взгляды философ базировал на простом, но логичном заключении — если бы знания давались человеку от рождения, то и дети и взрослые были бы примерно одинаковы в своем развитии.
Немалая роль в концепции Локка отводится рефлексии — внутреннему опыту, получаемому людьми посредством наблюдения за собственной жизнедеятельностью во всех ее проявлениях. Также ученый наделял разум определенной спонтанной силой, не зависимой от опыта, но способной рождать идеи. Существование любой врожденной идеи он отрицал, но признавал за людьми наличие у них врожденных задатков к тем или иным занятиям.
Знания Локк подразделял на:
В целом научные изыскания Дж. Локка существенно повлияли как на последующее развитие философии, так и на формирование психологии и педагогики.
Эмпирические воззрения Джорджа Беркли
Джордж Беркли (1685–1753) по праву считается крупнейшим философом-эмпириком в Англии первой половины 18 века. Он признавал существование первичных и вторичных качеств вещей, основанных на особенностях человеческого восприятия. Всякое качество вещи в представлении человека философ считал вторичным, поскольку данное качество основывается только на восприятии самим человеком этого предмета. К примеру, размер любой вещи не объективен, так как определяется он органами чувств и восприятием, а они способны сделать предмет меньше или больше его реального размера.
Рассуждения Беркли о природе материи аналогичны. Он отрицал факт существования каких-либо абстрактно-общих идей, полагая, что человеческий разум, вполне готовый к созданию конкретных образов, все же не приспособлен к формированию общих идей. Данную неспособность ученый объяснял все теми же особенностями человеческого восприятия, которые могут фиксировать не абстрактные, а конкретные, уже существующие в воображении вещи. По этой причине он не соглашался признавать и факт существования материи как таковой, ведь подобная идея рассматривала бы и материю в качестве некой неясной абстракции.
На основании сделанных им выводов Беркли стал развивать свои дальнейшие воззрения, касающиеся уже отрицания объективного существования вещей. Считая качества предметов продуктами восприятия, а субстанцию относя к носителям качеств и свойств предметов, Беркли высказал предположение о том, что все предметы окружающего мира являются вещами, чьи свойства обуславливаются исключительно органами чувств людей. И постоянно существуют эти вещи лишь потому, что их постоянно и поочередно воспринимают различные люди. Таким образом, по Беркли вещи и идеи, даже объективно не существуя, все равно продолжают существовать в сознании человека.
Взаимосвязь эмпиризма и рационализма
Разногласия между сторонниками эмпиризма и рационализма строятся на разнице их взглядов в отношении роли сенсорного (зрительного, слухового, тактильного и т.д.) опыта человека в области познания им окружающей действительности. Так, эмпирики считают данный опыт основой любого знания и мировоззрения в целом, а рационалисты ставят сенсорное восприятие в один ряд с другими методами познания.
Сторонники рационализма обосновывают свою позицию двумя утверждениями: первое базируется на примерах опережения мировоззрением людей сведений, предоставляемых им сенсорным опытом, второе основано на размышлениях о том, как мозг в определенной форме предоставляет человеку эти дополнительные сведения об окружающей его среде.
Эмпирики, в противовес рационалистам, заявляют о том, что разум человека в принципе не может предоставить ему какую-либо информацию без участия в данном процессе сенсорного опыта, поскольку этой информации просто не существует. Кроме того, нередко сторонники эмпиризма обосновывают свою критику рационализма скептицизмом — если приобретенный человеком опыт не способен дать ему знаний или сформировать мировоззрение (как говорят рационалисты), то у людей нет ни знаний, ни мировоззрения.
Эмпирическое познание: понятие, методы, функции, особенности
Несмотря на всё многообразие форм и методов познания, у него существует всего два уровня: теоретический и эмпирический. Теоретическое познание основывается на логических умозаключениях и математических расчётах, а эмпирическое – на взаимодействии с изучаемым объектом. Эти уровни часто противопоставляются, однако оба они одинаково важны для большинства современных научных дисциплин. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой эмпирическое познание, рассмотрим его методы и функции, а также подробно разберём, чем оно отличается от теоретического.
Что такое эмпирическое познание?
Эмпирическое познание – это познание, основанное на непосредственном исследовании реальных объектов и явлений. Основным источником знания на данном уровне являются чувственные ощущения, возникающие при взаимодействии с изучаемыми объектами. Несмотря на существование разных способов восприятия внешнего мира, основным источником эмпирических знаний является созерцание.
Данный уровень подразумевает такие виды познавательной деятельности как:
Эмпиризм как направление гносеологии возник в 17-18 веках. Сторонники данного направления считали, что только чувственное познание и опыт являются источниками истинного знания.
В научном мире эмпирическое познание – это накопление информации об исследуемых объектах и явлениях посредством проведения экспериментов и наблюдений. Это подразумевает как визуальные наблюдения, так и всевозможные измерения. Также на данном уровне возможно построение эмпирических закономерностей (то есть, таких закономерностей, для которых ещё не найдено теоретическое объяснение, но экспериментально доказано их наличие).
Методы эмпирического познания
На данном уровне используются следующие методы:
Функции эмпирического познания
Под функциями философской категории подразумеваются цели, достигаемые с её помощью и обосновывающие её полезность. В этом плане эмпирическое познание имеет следующие функции:
Если рассматривать эмпирическое познание как научную категорию, то основной его функцией является сбор и систематизация «сырых» данных об исследуемом объекте или явлении. При этом оно не ставит перед собой задачу устранения противоречий, но стремится к максимальной полноте знаний.
Отличия эмпирического познания от теоретического
Чтобы лучше понять, что такое эмпирическое познание, нужно хорошо разобраться, чем оно отличается от теоретического. Рассмотрим фундаментальные отличия между этими уровнями.
Заключение
Эмпирическое познание – это познание, полностью основанное на чувственном опыте. Содержание полученного знания может быть передано в виде простых утверждений, описывающих отдельные характеристики объекта познания. Для эмпиризма характерно приуменьшение значимости рациональных методов познания, в связи с чем эмпирическое и теоретическое познание часто противопоставляются. Но лучше избегать такого противопоставления, поскольку оба уровня познания не могут существовать друг без друга. Эмпирический уровень необходим для сбора и обобщения данных, а теоретических для понимания сути исследуемых явлений.
Эмпиризм простыми словами: все дело в опыте!
Человеку может стукнуть в голову что угодно. Розовые слоны? Запросто. Летающие вилки? Легко! Умение ходить по воде? А почему бы и нет? Но только Его Величество Опыт со временем покажет, насколько верны все эти гипотезы. Он же может натолкнуть на выдвижение новых догадок. И это замечательно, на том и стоит развитие науки, техники, мышления.
Откуда взялся научный эмпиризм, и что это такое?
Суть эмпиризма
Он возник давно — в античности, когда зародились основополагающие науки — математика, физика, история, азы философии. Каждая из них изучала мир вокруг. И в каждой появлялись насущные вопросы о том, как же познавать истину. В итоге сформировались разные течения человеческой мысли — прагматизм, догматизм и эмпиризм.
Слово «эмпирика» происходит от древнегреческого «исследование, рассмотрение» — это все то, в основе чего лежит опыт. То есть для достижения конечных результатов нужна практика: главные методы эмпиризма — эксперименты.
Планомерно развивал направление эмпиризма и английский ученый Френсис Бэкон — он создал научный метод познания и первым изрек: «Знание — сила!» Бэкон ратовал за метод научной индукции — постепенное восхождение к знанию. Он считал, что опыт дает нам возможность предполагать нечто большее — подниматься на новую ступеньку познания. Но после этого мы должны спуститься и проверить, верны ли наши догадки, верно ли решены проблемы. Если да, то можно продолжать расширять свою гипотезу.
Основные понятия
Эмпиризм — это такая теория познания, которая считает лучшим средством получения знания опыт. А вот роль рациональных методов — теоретического изучения вопроса, разных расчетов «в голове», без практики, здесь явно занижается. Считается, что это слишком субъективные вещи.
Как работает эмпиризм? Тут все просто и логично: чтобы проявилась закономерность, нужно, чтобы несколько известных впечатлений повторились и сложились в ассоциацию представлений. А одно представление повлечет за собой другое.
При этом человек может уже родиться с неразрывными ассоциациями — генетическим опытом, который был накоплен предыдущими поколениями его предков.
Помимо биологических условий на формирование опыта влияют и социум, где развивается человек: культурные процессы и события, в которых он «варится», ускоряют образование новых познавательных процессов в сознании.
Эмпиричные формы
Их две, и они вытекают из разных трактовок термина «опыт».
* Имманентный эмпиризм — это совокупность попыток философов в самые разные эпохи объяснить суть познания через совокупности представлений и ощущений.
Душа и эксперимент
Эмпиризм сильно повлиял на психологию — все началось с книги Вольфа «Эмпирическая психология» в 1732 году: автор предлагал изучать не абстрактные вопросы о бытии души, а фактические ее проявления, а также находил связи между психикой и физическими событиями.
Через полтора века, в 1879 году, ученый Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной психологии. Здесь вовсю изучали ощущения, восприятие, внимание, чувства.
Затем возник психоанализ, гештальт-психология с ее исследованиями инсайтов, концепция безусловного и условного рефлексов Павлова и бихевиоризм.
Да, раньше психология нередко скатывалась мистицизм, но теперь успешно реализует принципы эмпиризма. Наука стала серьезной и точной, ее поддерживают нейробиология и новейшие методики исследования мозга.
В условиях нашего нового времени каждому человеку важно держать руку на пульсе собственного опыта: да, он не всегда позитивный, но в любом случае он необходим! Некоторые курсы Викиум особенно полезны для этого. Например, «Профайлинг» научит «читать людей» по невербальным нюансам, выявлять их скрытые намерения и даже прогнозировать действия — все это, конечно, на основе получения ценного опыта. Такое умение незаменимо как в профессиональной, так и в общественной и личной жизни.
Значение слова «эмпирический»
1. Прил. к эмпиризм (в 1 знач.); являющийся эмпиризмом. Эмпирическая философия.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЭМПИРИ’ЧЕСКИЙ, ая, ое (филос., науч.). 1. Прил. к эмпиризм, свойственный эмпиризму. Эмпирическая философия. Э. метод исследования. 2. Прил. к эмпирия, опытный, данный в опыте. Э. факт. Установить что-н. эмпирически (нареч.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
эмпири́ческий
1. книжн. филос. опытный, полученный опытным путём ◆ Умозрительные системы почти всегда религиозны, эмпирические никогда. В. Ф. Одоевский, «Психологические заметки», 1843 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Где тот эмпирический материал, который бы допускал такую теорию в науку, и притом в качестве основного принципа? И. И. Мечников, «Очерк вопроса о происхождении видов», 1876 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Таким образом, на основании аналитических данных приходится сделать заключение, что при реакции йодистого метилена с натриймалоновым эфиром в присутствии алкоголята образуется исключительно не перегоняющийся с парами воды маслянистый продукт состава метиленмалонового эфира, который при перегонке удаётся разделить на твёрдую аморфную и жидкую части одного и того же эмпирического состава. Н. Д. Зелинский, «О метиленмалоновом эфире и двумерном его полимере», 1889 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: конус — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?