Что значит эмоциональный ребенок
Как поладить с очень эмоциональным ребенком
Десять идей, которые помогут родителям эффективно взаимодействовать с эмоциональным ребенком
Если ваш ребенок переживает частые эмоциональные всплески, вам, конечно, приходится нелегко. Как родитель вы должны понимать, что когда ребенок не в состоянии передать свои чувства с помощью слов, включаются эмоции и крайне вероятен срыв, всегда следует быть готовым к проявлениям истерик, потере самообладания, вызывающему поведению, эмоциональным всплескам и т. д.
Эмоциональные всплески у детей длятся, как правило, от 30-ти секунд до нескольких минут или даже нескольких часов. И хотя они являются частью взросления, иногда взаимодействие с эмоциональным ребенком может довести родителей до состояния фрустрации. Далее представлены десять эффективных способов того, как справляться с эмоциональными детьми.
1. Ищите ранние признаки назревающих срывов. Внимательно наблюдайте за вашим ребенком, чтобы заранее предупредить возможный эмоциональный срыв. Ребенок, как правило, проявляет один или несколько ранних признаков приближения таких срывов, например:
Вам необходимо обратить эти ранние признаки срыва в сторону самого ребенка, укажите ему на них и скажите: «Ты хнычешь» или «Ты слишком суетишься», тем самым вы предотвратите их усиление и отвлечете внимание ребенка.
2. Позвольте ребенку самостоятельно вернутся к реальности. Независимо от того, дома ли вы или в общественном месте, не препятствуйте проявлениям истерики вашего ребенка. Просто будьте стойкими и дайте ребенку почувствовать, что вы не контролируете его поведение. Вскоре ребенок устанет от проявления собственных эмоций и вернется к реальности, возможно, даже через считанные минуты.
3. Выясните основную причину эмоционального срыва. После эмоционального кризиса поговорите с ребенком о том, что вызвало его гнев, печаль или раздражение. Пусть он опишет то, что чувствовал перед самым кризисом. Это поможет ребенку понять, какие эмоции он должен контролировать в первую очередь.
4. Найдите творческие пути решения проблемы. Вместе с ребенком вы должны поискать творческие пути решения этого вопроса. Чтобы избежать истерик, помогите ребенку контролировать свои чувства оригинальным способом. Попросите его нарисовать несколько картин в качестве извинения или обнимать вас всегда, когда он чувствует приближение или наступление эмоционального кризиса. Помогая детям справляться с эмоциями, вы даете им понять, что всегда готовы поддержать их.
5. Ведите дневник. Записывайте дату и время, когда ребенок становится излишне эмоциональным. Записывайте также и все происшествия, которые побудили его к такому поведению. В будущем вы сможете избегать подобных ситуаций. Иногда, к примеру, людные места, такие как продуктовый магазин или кинотеатр, могут катализировать истерику и эмоциональный срыв ребенка, поэтому стоит избегать их и по возможности оставлять ребенка дома с бабушкой или няней.
6. Отвлекайте ребенка. Всякий раз, когда вы чувствуете, что ваш ребенок близок к эмоциональному всплеску, отвлеките его каким-либо занятием или любимой музыкой. Это поможет ребенку переключить свое внимание и сосредоточиться на чем-то другом.
7. Убеждайте вашего ребенка. Во время разговора с ребенком после эмоционального всплеска, вы должны убедить малыша, что все, что он чувствовал и испытывал, – естественно, и не стоит из-за этого расстраиваться. Скажите ребенку, что он просто не должен причинять боль себе или другим людям, когда сердится или расстроен.
8. Предоставьте ограниченный выбор. Обычно, когда дети стоят перед большим выбором с множеством различных вариантов, они, как правило, приходят в замешательство и требуют всего сразу. Предоставьте ребенку очень ограниченный выбор в количестве трех вариантов. Например, в качестве перекуса предложите банан, стакан молока или яблоко.
9. Предупреждайте ребенка за десять минут, не раньше. Если вы собрались идти на улицу, не говорите ребенку о своих планах заранее, так как это даст ему возможность впасть в истерику. Сообщите эту новость за десять минут до выхода, и у ребенка останется намного меньше времени на реакцию.
10. Изредка разрешайте эмоциональные всплески. Вместо того чтобы все время подавлять эмоциональные всплески ребенка, позвольте им иногда случаться, это снимет напряжение и успокоит вашего малыша. Дайте ему какое-то время на причитания, крики или плач, а затем обнимите его.
Вы достигнете успеха, успокаивая ребенка, если сами будете сохранять спокойствие и проявлять к нему сочувствие и понимание. Не забывайте говорить ребенку, что любите его несмотря ни на что.
Современные реалии таковы, что родители много времени проводят на работе, а дети – около экрана компьютера. Именно сегодня важно эмоциональное воспитание подрастающего поколения. Родителям нужно не только одеть, обуть, выучить ребенка, но и научить справляться с эмоциями, держать под контролем сложные переживания, эмпатию. Ведь люди, обладающие высоким эмоциональным интеллектом, уверены в себе, успешно преодолевают жизненные проблемы.
Эмоциональный ребенок, какой ребенок?
Эмоциональные дети – это дети, отличающиеся от своих сверстников состраданием, чрезвычайной добротой, чувствительностью. В этом нет ничего плохого. Но, воспитывать таких детей нужно по-другому. Они легко эмоционально перегружаются, склонны к плаксивости, беспокоятся, как бы не попасть в неприятную ситуацию, не всегда уверены в себе.
Эмоциональный ребенок беспокоится по мелочам, расстраивается по пустякам. В местах большого скопления людей, в большом магазине, в театре, он всегда держится рукой за маму, не отходит от нее. Если домой приходят малознакомые люди, то он может легко расплакаться. Нередко родители теряются, они не понимают, чем вызваны такие чувства.
Многим эмоциональным детям свойственно входить в ступор от громких звуков, ярких цветов. Они боятся большого скопления народа, любых изменений. Большинство людей воспринимает их, как застенчивых, стеснительных. На самом деле, дело не в этом. Эмоциональные дети острей других переживают чувства. Поэтому они боятся пробовать что-то новое, чтобы не допустить эмоционального расстройства. Им нередко сложно налаживать отношения со сверстниками. Порой их воспринимают, как «плакс» и «истеричек».
Как общаться с эмоциональным ребенком
Конечно, строгая дисциплина поможет детям изменить свое поведение. Но, любого рода наказания могут принести не пользу, а вред. Родителям нужно найти подходящий вариант общения с эмоциональным ребенком. Это поможет им вырасти успешным и здоровым. Порой родителям приходится набираться большого терпения. Поскольку эмоциональные дети нередко легковозбудимы и капризны.
Эмоциональное воспитание подразумевает под собой комплекс действий, благодаря которому между родителями и детьми создаются крепкие связи, основанные на чувствах. Если родители сопереживают, сочувствуют своим детям, выслушивают их, принимают их эмоции, учат управлять ими, направлять энергию, выражать свои потребности приемлемым способом в социуме, то проблем с воспитанием, общением не возникает.
Что дает эмоциональное общение
Нередко родители обувают, одевают, кормят ребенка, учат его в школе и думают, что это все. Они порой не понимают, о каком эмоциональном воспитании идет речь. Всем известно, что главная причина неадекватного поведения детей кроется в попытке привлечь таким образом внимание родителей к своим проблемам, окунуть в свой мир, ввести в свое состояние.
Родители, которые практикуют эмоциональное воспитание, обращают внимание на эмоциональные реакции ребенка еще до того, как эти реакции предстанут перед всеми «во всей красе». На самом деле это несложно. Нужно просто понаблюдать за ребенком, проявить интерес к его реакции на происходящие события, понять, что происходит в его внутреннем мире, уметь сочувствовать, сопереживать. Постепенно малыш поймет, что незачем устраивать капризы, скандалы, истерики. Мама с папой и без манипуляций внимательны и близки к нему.
Дети, которые с детства видят заинтересованность родителей, уже с раннего возраста учатся самоуспокаиваться, могут остаться спокойными в стрессовой ситуации. Не ругайте их за неприемлемое проявление эмоций. Принимайте их чувства. Следствием этого будет снижение количества конфликтов, установление глубокой эмоциональной связи. Родители и дети в последствии будут союзниками. Ведь последним не захочется разочаровывать и расстраивать близких людей.
Основные ошибки в воспитании эмоциональных детей
Если неправильно общаться с чувствительным ребенком, то ситуация только ухудшится. Основные ошибки в воспитании эмоциональных детей:
Подавление детских эмоций. Нередко родители ругают детей за эмоции, «прекрати орать», «ты не должна так чувствовать». Это большая ошибка. Если взрослый указывает, как должен чувствовать ребенок, то тот начинает ощущать недоверие к своим эмоциям. В результате появляется неуверенность, теряется самоуважение. Если же сказать, что все, что мы чувствуем – это правильно, но нужно найти другие способы выражения своих ощущений, таким образом не происходит ломка его характера, поддерживается его чувство достоинства. Ребенок успокаивается, ведь рядом с ним взрослый, который понимает его и всегда готов ему помочь.
Наказание. Это одновременно самый простой и неправильный вариант общения. Угрозы, наказание только краткосрочно заставляют себя вести хорошо. В дальнейшем они приведут еще к большим проблемам в поведении. Малыш, которого постоянно наказывают, не учится самоконтролю и умению решения проблем. Из-за наказаний дети испытывают беспомощность, обижаются на родителей. Нередко в их мыслях возникает желание мести, а не желание лучше вести себя. Угрозы и наказания учат тому, что это наилучшие способы добиться желаемого. Дети, которых часто наказывали, ведут себя агрессивно и враждебно.
Любые конфликты с детьми – это не только проблема, но и возможность стать ближе к детям, научить их сопереживанию. Совместное решение проблем преподает урок управления чувствами. Не нужно считать, что детский гнев – свидетельство нашей родительской некомпетентности. Если ребенок испытывает гнев, печаль, страх, то это свидетельство того, что он нуждается в родителях. Только путем признания детских эмоций возможно их научить самоуспокоению, которому они будут пользоваться всю жизнь.
Как научить детей овладению своими эмоциями
Американский психолог Джон Готтман предложил идею эмоционального воспитания чувствительных детей. Она состоит из пяти шагов. Более подробно ознакомиться с идеей мы рекомендуем в его книге «Эмоциональный интеллект ребенка».
Шаг первый: учимся понимать переживания детей
Только родитель, который осознает свои эмоции, признает право ребенка на них, способен их разделить. Это совсем не означает, что человек, который понимает состояние других людей, не должен знать эмоциональных границ. Понять чувствительного малыша может только взрослый, который умеет разбираться в своих переживаниях, не подавлять их. Нередко взрослые не разбираются в собственных эмоциях. Причем сложней это дается мужчинам. Поскольку обычно в детстве их учат подавлять и игнорировать свои чувства. Но можно этому научиться.
Поэкспериментируйте. Попробуйте в течение дня осознать одно чувство, например, печаль, и выделить его в себе и в своем окружении. Можно завести дневник для фиксирования своих переживаний. Если вы читаете книгу, смотрите фильм, то обращайте внимание на то, какую эмоцию переживает герой. Каждый родитель способен выработать у себя эмоциональное понимание, научиться настраиваться на ощущения детей и разделять их эмоций.
Шаг второй: принимаем детские переживания, как средство сближения
Каждый родитель принимает спокойного ребенка, который находится в позитивном настроении. Если с этим проблем не бывает, то негативные детские эмоции – сложная ситуация. Поймите, что любые чувства малыша можно принимать как средство для сближения. В раннем возрасте возможно переключение крохи от негативных чувств эффектом неожиданности, игрой. С более глубокими переживаниями этот прием не работает. Можно нанести только вред на фоне игнорирования ситуации.
Если малыш испытывает тревогу, печаль, злость, то он нуждается во взрослых. Он проявляет эти чувства не потому, что хочет позлить папу и маму. Нет, он таким образом дает знать, что есть задачи, которые необходимо им решить. Признав эту позицию, можно изменить у ребенка манеру реагирования на негативные переживания. Чтобы подросший малыш научился самоуспокаиваться в течение всей жизни, родителям важно признавать его эмоции. Нельзя их запрещать. Ведь чувства реальны. Нужно научиться их выражению.
Шаг третий: сочувственное выслушивание
Проявите внимание к чувствительному малышу, понаблюдайте за его мимикой, когда он находится «не в духе». Вернитесь в детство, попробуйте представить, что ощущает сейчас ребенок. Не торопитесь начинать разговор. Попробуйте выразить его эмоции короткими фразами, «ты огорчен», «ты обижен», «тебе грустно», «тебе кажется, что это не справедливо». Не продолжайте, сделайте паузу. В психологии этот прием носит название «сочувственное слушание». Попробуйте понять, что чувствует малыш.
Если задать вопрос «Почему ты расстроен», то ответ можно не услышать, и не из-за «вредности» малыша. Просто ему сложно разобраться в себе. Если же включить небольшие «я-сообщения», о том, что видите, затем выдержать паузу, то у ребенка произойдет внутренняя работа, анализ, связанный с переживаниями.
Шаг четвертый: выражаем эмоцию словами
Делитесь своими эмоциями в доступной форме для малыша, не перегружая его подробностями. Научите его называть свое ощущение. Это помогает успокоиться. В жизни на фоне встречи с негативными чувствами, которые вызывают порицание у окружающих, дети пугаются. Если задать вопросы «Почему ты так себя ведешь?», «Почему ты никого не слушаешься?», проблема не решится. Ответ дать малыш не в состоянии. В это время он нуждается в контакте с мамой и папой, их поддержке, участии. Если обозначить детское состояние словами «ты грустишь», «ты злишься», «ты недоволен», то он выходит из рассеянности. Его поняли. Все, что было непонятным, имеет свое название.
Получается, что ранее малыш в одиночку боролся со своими чувствами, теперь же они переросли в переживания, свойственные всем людям. Он начинает понимать, если другие с ними справляются, значит и он сможет. Без поддержки родителей дети не смогут прийти к такому выводу. Через расширение объема слов можно научиться распознать эмоцию. Если ребенок в гневе кричит маме, что он ее ненавидит, значит он запутался в своих переживаниях. После проявления эмпатии, детские истерики затихают. Как только малыш научится в речи выражать свое ощущение, он сможет самоуспокаиваться.
Шаг пятый: вводим ограничения
На последней ступени эмоционального воспитания выделяется введение ограничений:
С раннего возраста вводите запреты на определенные поступки. Объясните малышу, что проблема не в переживаниях, а в поведении. Если он в приступе гнева начинает драться, осудите не гнев, как эмоцию, а драку, как действие.
Определите цели. После того, как малыш успокоился, узнайте, чего он хотел.
Обдумайте решение. Если ребенок уже может выражать свои эмоции словами, предложите ему мозговой штурм. Пусть предложит варианты выдачи эмоций, которые не противоречат социальным нормам. Обсудите это.
Оцените предложенное решение. Задайте детям вопросы, насколько это справедливо.
Отберите те варианты поведения, которые будут приемлемы для обоих сторон, но не навязывайте свои. Даже, если его метод будет не эффективен, он имеет право на ошибку. Затем воплощайте другое решение в жизнь.
Дайте понять малышу, что окружение не должно страдать от его эмоций. Найдите приемлемые пути решения вопроса. Возможно придется посетить психолога, чтобы он научил ребенка справляться со своими переживаниями без вреда для себя и окружающих.
Только путем взаимодействия с чувствительными детьми можно наладить с ними отношения. Если проявлять диктаторские методы, наказывать, угрожать, ситуация только ухудшится. Помогите своему ребенку, научите осознать свои эмоции. Расскажите, что любой человек имеет право на любые переживания. Таким образом он научится взаимодействовать с окружающими, не теряя своей личности и поймет, что его любят.
Что значит эмоциональный ребенок
Практикующий социальный психолог. Специализируется на работе со школьниками.
Злиться — это нормально
Эмоция гнева — врождённая. Американский психолог Пол Экман отмечает, что это одна из пяти базовых эмоций. Среди них — отвращение, страх, счастье и печаль.
Хотя злость принято демонизировать, но на самом деле это полезная эмоция. Она сопровождается физиологической реакцией — повышением адреналина, кортизола, давления и сердечного ритма, приливом крови к мышцам. Гнев нужен, чтобы сделать человека сильнее и бесстрашнее в моменте, помочь ему защититься от «врагов». Злость подсказывает, что нам не нравится, и даёт энергию на изменение ситуации.
Восприятие и выражение злости — социальный паттерн. Дети учатся этому в ходе воспитания в семье, под влиянием культуры и опыта. Важно научиться правильно реагировать на детский гнев и объяснить ребёнку, как можно выражать злость экологично.
Если транслировать ребёнку, что его «не любят», когда он злой, и отказываться признавать его право на гнев — это может вылиться в проблемы с агрессией и распознаванием собственных эмоций. Дети, которым приходилось подавлять злость, часто в более взрослом возрасте не понимают, что им нравится, а что нет, как с ними можно обращаться, а как нельзя.
Как проявляются приступы злости у детей
В зависимости от возраста дети выражают агрессию по-разному:
Как бы ребёнок ни проявлял злость, важно разобраться в причинах происходящего, решить конфликт здесь и сейчас и предотвратить агрессию в будущем.
Почему ребёнок злится
Причины детской агрессии так или иначе связаны с неудовлетворением базовой потребности. Психологи выделяют пять нужд ребёнка: в уважении, в ощущении собственной значимости, принятии, связи с окружающими и безопасности.
Так, если он злится из-за того, что ему не купили желанную игрушку — потребностью может выступать не сама игрушка, а ощущение собственной значимости. Вероятно, с его мнением не посчитались и выбрали другую, неинтересную и некрасивую. В детском подсознании могло закрепиться: «Я недостаточно хорош для той игрушки», «Мама с папой не настолько меня любят, чтобы покупать ту игрушку», «Маме с папой не важны мои желания», «Меня не слышат, не ценят, не уважают, я плохой».
Психологи выделяют несколько возможных причин детской агрессии.
Реакция на фрустрацию. Ребёнок пытается преодолеть препятствие на пути к удовлетворению своей потребности.
Крайняя мера. Ребёнок испробовал все остальные способы, не удовлетворил свою потребность и испытывает беспомощность.
«Выученное» поведение. Ребёнок психует и злится, потому что копирует агрессивное поведение значимых взрослых, литературных и киноперсонажей, так как видит, что их действия привели к результату.
Как помочь справиться со злостью
Если ребёнок агрессивен здесь и сейчас, действуйте так.
Помните, что вы — взрослый. У вас уже есть навык сохранять самообладание. Ребёнок только учится этому — ему нужна помощь. Не заражайтесь и не заводитесь, так вы закрепляете модель реагирования злостью на злость.
Крепко обнимите ребёнка. Объятия помогут приступу агрессии сойти на нет. Тактильный контакт — проявление любви и защиты, в которых нуждается агрессивный ребёнок. Если ребёнок кричит и отказывается, продолжайте спокойно предлагать: «Давай я тебя обниму», «Давай я тебя пожалею».
Валидируйте чувства. Проговорите состояние ребёнка: «Ты злишься, потому что. », «Ты сейчас зол из-за того, что. », «Я понимаю твою злость». Объясните, что испытывать негативные эмоции — это нормально.
Не стыдитесь происходящего. Если приступ злости у ребёнка случился в общественном месте, часто родителям становится стыдно перед окружающими. Родители начинают шикать на ребёнка: «Как тебе не стыдно, все смотрят» и больше думают о мнении других, чем о состоянии ребёнка в этот момент. Постарайтесь абстрагироваться от общественного мнения и сконцентрироваться на том, что ребёнку сейчас плохо, ему требуется ваша защита и помощь.
Поговорите. Когда ребёнок успокоится, проведите беседу: обсудите ситуацию, его чувства, ваши чувства, проблему, что можно было сделать, что предлагаете сделать в следующий раз. Обсуждение должно проходить наедине. Убедитесь, что находитесь на уровне ребёнка — например, присядьте на корточки, а не говорите с высоты своего роста.
Как помочь предотвратить агрессивное поведение
Вот профилактические меры.
Проявляйте любовь. Чем большей заботой и контактом окружён ребёнок, тем меньше ему приходится прибегать к негативным эмоциям для привлечения внимания.
Никогда не поднимайте руку. Психологи сходятся во мнении, что даже «несерьёзное» физическое наказание (например, шлепок по попе) может травмировать психику ребёнка и впоследствии привести не только к вспышкам агрессии, но и неумению отстаивать границы, страху перед окружающими и низкой самооценке.
Соответствуйте своим же требованиям. Если мама пытается объяснить недопустимость агрессии, а сама при этом кричит — слова расходятся с делом. Если папа говорит, что использовать нецензурные слова плохо, а сам ругается — у ребёнка в голове снова формируется неправильная картинка.
Найдите, куда выплескивать энергию. Полезно записаться на спортивные тренировки — спорт помогает избавиться от чрезмерной агрессии и навести порядок в голове.
Используйте психологические упражнения. Регулярно выезжайте в безлюдное место на природу, чтобы громко покричать в пустоту вместе с ребёнком — полезно для всей семьи. В домашних условиях можно порвать бумагу, побить грушу, избить подушку, поиграть с песком, водой — это экологичные способы выражать злость.
Эмоциональное развитие ребенка в семье: почему это важно
Как развивать эмоциональную сферу ребенка?
Некоторые родители даже не догадываются, что существует эмоциональное воспитание, и пускают развитие детских эмоций на самотек. Ребенку не даны от рождения нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, он не умеет самостоятельно их выражать.
Что вы чувствуете?
Кажется, простой вопрос, но он полностью связан с эмоциями. Ответьте на него. Сколько вариантов ответа вы можете дать? Оказывается, что не так много. В обиходе, как правило, несколько эмоций: радость, грусть, обида, скука, злость. Мы не умеем правильно оценивать свое состояние, поэтому делаем ошибки при планировании действий. Все начинается с эмоций.
Какие бывают эмоции
Радость
Грусть
Гнев
Стыд
Беспокойство
Восторг
Воодушевление
Гордость
Благодарность
Надежда
Нежность
Безмятежность Умиротворение
Любовь
Восхищение
Симпатия
Умиление
Ликование
Предвкушение
Печаль
Разочарование
Сочувствие
Тоска
Сожаление
Жалость
Отчаяние
Скорбь
Горе
Недовольство Возмущение Раздражение
Бешенство
Обида
Отвращение
Презрение
Злость
Досада
Злорадство
Ревность
Негодование
Зависть
Неприязнь
Волнение
Страх
Опасение
Тревога
Настороженность Ужас
Боязнь
Паника
Испуг
Трепет
Прислушайтесь к себе и попробуйте описать свои чувства. При этом одна эмоция может дополнять другую. Может быть, сейчас вы испытываете легкую печаль с нежностью, а может, обиду с беспокойством. В любом случае учитесь точно определять свое состояние. А какие эмоции знает ваш ребенок?
Как развиваются детские эмоции
Плач – это сигнал о потребностях: в еде, питье, недостатке внимания, дискомфорте. Улыбка – выражение радости. По мере развития ребенка появляются удивление, испуг, интерес. Ребенок интересуется чем-то, исследует объект, происходит познавательное развитие, которое провоцирует новый интерес. Так происходит интеллектуальное развитие ребенка.
В раннем возрасте (от года до трех) большинство эмоций также подчинены детским потребностям, однако сами потребности расширяются. У ребенка появляется привязанность к близким людям, поэтому могут возникать ревность, тоска, радость от встречи, восторг. На этом этапе ведущим видом деятельности является предметная, поэтому положительные эмоции может вызвать все новое, интересное, необычное.
Ребенок с восторгом принимает новую игрушку, радуется возможности действовать с предметами (кидать, катать, трогать, гладить и т.д.). Ребенок познает окружающий мир и при этом естественной реакцией будут удивление и восторг. Появляются первые обиды. Свое недовольство ребенок выражает плачем. При этом спектр плача очень широк: боль, обида, потребности, ревность. А еще появляется первый гнев и даже злость. Эмоции очень импульсивны. При этом очень важно давать детям проявлять свои эмоции.
Дошкольный период – очень важен для развития интеллекта и эмоций. Именно сейчас закладывается будущая личность: развивается речь, коммуникативные навыки, творческие способности, познавательные интересы. Ребенок откликается на все: музыку, литературу, произведения изобразительного искусства, природу. Он способен переживать за героев мультфильма или книги, проживает события героев спектакля, радуется встрече с друзьями, учится любить и заботиться о близких людях и домашних животных. В то же время он учится контролировать свое эмоциональное состояние, вызванное потребностями (можно потерпеть, если голоден). Эмоции уже менее импульсивны, а если это не так, то нужно работать над умением их контролировать. В дошкольном возрасте формируются устойчивые высшие чувства.
Почему важно развивать эмоции
Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки. Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении.
Без чувств или Почему нельзя не замечать эмоций ребенка
Нужно помнить, что дети учатся на примере взрослых. Взрослые не управляют эмоциями детей, а постоянно проявляют свои. Если родители живут в негативе и обиде на мир, постоянно демонстрируют гнев, злость, обиду, то их дети будут жить с таким же отношением к жизни. У тревожной испуганной неуверенной матери вырастет такая же дочь. И только счастливые родители научат своего ребенка радоваться жизни.
Последствия неправильного эмоционального воспитания
Постоянное сдерживание детских эмоций, эмоциональная холодность к детям, отсутствие эмоционального восприятия мира могут привести к серьезным последствиям.
Тревожные дети вырастают в неуверенных в себе взрослых. Они боятся взять на себя ответственность и рисковать, а, значит, неспособны побеждать. У них постоянное чувства вины, они заранее уверены в том, что есть повод, чтобы ими были недовольны окружающие. Такие люди не доверяют миру, ждут от него беды, уверены, что все вокруг желают им зла.
Ребенок, который не прислушивается к своим желаниям и чувствам, учится полностью подчиняться окружающим. Но это не осознанное послушание, а подчинение: отсутствие инициативы, желаний и вкуса к жизни. Жизнь полностью идет по чьей-то указке. Хорошо, если указания даются с добром, а если в качестве командующего возникает негативный сверстник? Страшно подумать, к чему может привести конформное поведение.
Постоянное сдерживание отрицательных эмоций может вызвать накопительный эффект, при котором негатив накапливается, а потом выходит сильным всплеском в виде агрессии к окружающим.
Техника контейнирования эмоций: справляемся с сильными детскими эмоциями за пять шагов
Правила эмоционального воспитания
Эмоциональное воспитание ребенка не требует больших физических и временных затрат. Нужно только соблюдать некоторые правила.
1. Добровольность выражения. Учите ребенка проявлять свои эмоции, называть их, понимать свои чувства. Это особенно важно для маленьких детей, которые должны выплескивать все накопленное внутри. Обсуждайте с ребѐнком его чувства, давая ему возможность самому справиться с возникшими эмоциями.
2. Сила выражения. Дети постарше должны учиться контролировать свои эмоции: смеяться тише, собраться с мыслями, сдерживать гнев, справиться с волнением. Учите детей простым навыкам самоконтроля и следите за собственным поведением.
3. Сопереживание. Дети не должны быть равнодушными. Если ваш ребенок не переживает за героев мультфильма или других людей, то эмпатии его нужно учить. Спросите у него, что он чувствует, жалко ли ему героя, хотел ли ребенок помочь. Обсуждайте с ребѐнком жизненные ситуации. Предлагайте описывать чувства и ощущения участников событий. Подумайте, как можно проявить свое участие по отношению к другому человеку: поздравить, выразить сочувствие, помочь в чем-то. Избавьте детей от зависти и злорадства с самого детства, это сделает их счастливыми.
Дорогие взрослые! Учитесь радоваться жизни. Перестаньте копить негатив. Чаще улыбайтесь. Пусть эмоциональный опыт, который вы передаете своим детям, будет богат, разнообразен и позитивен.