Что значит эмоциональная окраска стихотворения

Уроки Поэзии. Эмоция

Эмоция — это почва, из которой прорастает древо поэзии, её мысли и образы. Возможно также, что в начале придёт мысль, но она, чтобы стать поэтичной, должна вызвать эмоции, выкупаться в них, сродниться с ними, конкретизироваться и трансформироваться в чувстве. Если же пришедшую мысль просто зарифмовать, получится то, что мы называем риторикой.
Одна и та же мысль в одном случае будет поэтичной, в другом может оказаться скучной прозой. Если бы Маяковский начал утверждать, что Земля — шар, это было бы типичной риторикой, но известную истину он сумел эмоционально конкретизировать применительно к случаю и извлечь из неё поэтический эффект:

Можно убедиться,
что земля поката,
Сядь на свои ягодицы
и катись.

Заметным недостатком молодых часто бывает нехватка эмоциональных накоплений. Появилось смутное чувство, ещё не созрело, а его уже стараются зарифмовать. Вскоре родилось такое же чувство — и его в стихи. А потом выясняется, что все чувства были одной и той же природы, одной окраски и породили они стихи, похожие друг на друга,— стихи одного поля, ослабленные преждевременным появлением на свет. Этих поэтических недоносков могло бы и не быть, если бы молодой поэт умел накапливать эмоции.
Второй заметный недостаток молодых — это эмоциональная пестрота стихов. Случается, на одно своё стихотворение молодой вытряхнет всего себя, не замечая, что его эмоциональные накопления имели разную природу и разную окраску — от интимной до публицистической. Накапливая чувства, Есенин не смешивал то, что копилось для «Анны Снегиной», с её лирико-эпической интонацией:

Село, значит, наше — Радово,
Дворов, почитай, два ста,—

с тем, что выплеснулось с «Песнью о великом походе»:

Эй вы, встречные,
Поперечные!
Тараканы, сверчки
Запечные.

При этом лирическая палитра Есенина допускала удивительное соседство эмоций интимных и общественно-политических. Его «Письмо к женщине» выходит далеко за рамки бытового конфликта, обозначенного строчкой: «Любимая! Меня вы не любили». В общую эмоциональную окраску «Письма к женщине» легко и естественно вписываются резкие мазки социального смысла о «хладной планете», которую и «Солнцем-Лениным пока не растопить». Отсюда можно сделать вывод, что накопление и разграничение эмоций — это не отдельные тюбики красок, которые стоит потом лишь выдавить и в случае нужды механически размешать. Поэт может накапливать эмоции, окрашенные в разные цвета, но объединённые общим колоритом.
У поэта может быть пристрастие и к одному цвету, как у Бараташвили к синему, столь разнообразному в оттенках, столь всеохватывающему в его мироощущениях, что кажется, будто другие цвета и вовсе не нужны.

Цвет небесный, синий цвет
Полюбил я с малых лет.
С детства он мне означал
Синеву иных начал.

Это цвет моей мечты,
Это краски высоты.
В этот голубой раствор
Погружён земной простор.

Это взгляд небесный твой,
Напоённый синевой.
Это плач моих родных
На похоронах моих.

Какое удивительное, совершенно уникальное чувство цвета. Даже там, где, казалось бы, неизбежны другие краски, поэт не поступился своим любимым цветом, открывая всё новые и новые его оттенки.

Это синий, не густой
Иней над моей плитой.
Это зимний, сизый дым
Мглы над именем моим.

Вот пример, как из малого истинный поэт извлекает великое. Любовь к синему цвету, по признанию самого поэта, накапливалась в нём с малолетства, чтобы стать цветом его знамени. В этом и есть высшее мастерство.

Из Книги «НАШЕ ВРЕМЯ ТАКОЕ. «. 1973.

Источник

Эмоциональная окраска стихотворений

Что значит эмоциональная окраска стихотворения Что значит эмоциональная окраска стихотворения Что значит эмоциональная окраска стихотворения Что значит эмоциональная окраска стихотворения

Многообразие изобразительных средств

Сделаем анализ художественного образа березы в стихотворениях С.Есенина «Береза» и «Печальная береза» А. Фета: какими средствами он создается, какой эмоциональной окраской отличается, как выражена авторская позиция.

А.Фет

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят, —

И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,

И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. 1913г.

Для создания определенного настроения оба поэта используют все многообразие изобразительно-выразительных средств: сравнение, метафору, эпитеты, олицетворение.

Фет

Есенин
Эпитетыпечальная, траурныйбелая, пушистые, снежная, сонная, золотой, новый
Сравнение

как гроздья виноградаточно серебром, снежною каймой, белой бахромой
Олицетворениеприхотью мороза разубранабереза принакрылась, сонная тишина, заря лениво обходит
Метафорытраурный наряд, игра денницыкисти веток распустились бахромой, горят снежинки в золотом огне
Инверсияприхотью мороза разубрана она, ветвей концы висят, люблю игру денницы я замечатьа заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки
Архаизмы и возвышенная лексикаденница ветви

Стихотворение Есенина более образное, в нем больше олицетворений, эпитетов. Оно красочнее. Называются цвета: белый, серебряный, золотой. Упоминание зари напоминает алый цвет. Эпитеты в стихотворении Фета не рисуют, а передают ощущения. В нем более сложное построение предложений – инверсия. Есенин использует в основном более простые предложения. Фет стремится к архаичному поэтическому слогу (ветви, денница[1]), у Есенина слова общеупотребительные, простые, естественные (ветки, заря). Слова «ветви», «денница», свойственные стилю XIX века и стилю самого Фета, придают звучанию стиха высокопарность, торжественность.

Эмоциональная окраска стихотворений

Рассмотрим, каким настроением проникнуто каждое стихотворение?

• радостен для взгляда.

• лениво обходя кругом.

Оба поэта начинают стихотворение с прилагательного, определяющего существительное береза. У Есенина – “белая” – цветовой эпитет. У Фета “печальная” – эпитет для субъективной оценки. Очень важно, что именно с этих эпитетов начинается раскрытие художественного образа зимней березы, потому что каждое слово у поэта несет определенную смысловую нагрузку.

Белый цвет в старину отождествлялся с божественным. В древних памятниках прилагательное белый обозначало причастность к Богу: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых. Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни. Она предстает перед нами легкая, изящная, ослепляющая белизной.

Что значит эмоциональная окраска стихотворения

Выражение авторской позиции

В каком стихотворении лирический герой более активен, его присутствие более заметно?

ФетЕсенин
у моего окнапод моим окном
радостен для взгляда
я люблю замечать
жаль

Фет любуется красотой зимнего пейзажа: «И радостен для взгляда Весь траурный наряд»; «Люблю игру денницы я замечать на ней», и жаль, если «краса ветвей» — снег — осыпается с дерева. Получается, что настроение березы («печальная») и эмоции автора (радость, восхищение, сожаление, если облетит «траурный наряд») — не совпадают, находятся в динамическом взаимодействии. В этом стихотворении больше рассказывается о чувствах автора и меньше о самой березе.

Есенин, напрямую, не называет своих чувств. Но он очень подробно описывает березу, ее ветки, и мы понимаем, что он любуется и восхищается березой и всем, что видно из окна. Береза изображена в единстве со всем окружающим ее миром, в тесном взаимодействии с ним, и выражено это именно образно. Говорит ли Есенин о красоте этого мира? Прямо, буквально ни разу не говорит. Но весь образный строй стихотворения представляет березу и мир вокруг нее прекрасными, и автор, явно любуясь, рисует эту зимнюю красоту. Его чувства находятся в полной гармонии с образом, вызвавшим эти чувства. Собственно, тихое любование красотой зимней природы он и стремится передать своим маленьким стихотворением, внешне очень похожим на стихотворение Фета и в то же время совсем другим.

Источник

Все слова в общепринятой лексике русского языка можно подразделить на 2 группы: эмоционально окрашенные слова и эмоционально нейтральные.

Своей речью человек может выразить личное отношение к людям, вещам или действиям с помощью этих групп слов.

Эмоционально нейтральные слова

Наиболее тематически стилистическим слоем лексики языка являются общеупотребительные (нейтральные) слова. Используются они свободно, без определенных ограничений. Их употребление возможно как в разговорной речи, так и в письменной.

Что значит эмоциональная окраска стихотворения

Эмоционально нейтральные слова используются для четкого определения действительности, без какой-либо ее личностной оценки (положительной, отрицательной). К примеру: класс, доска, новый, сильный, стоять, мало, сын, семь.

Их характеризует устойчивость основных значений. Большая часть этих слов в современном языке обозначает сейчас то же самое, что и во времена древней письменности.

Состав этих слов постоянно пополняется новыми общеизвестными понятиями, многие из которых имеют зарубежное происхождение.

Эмоционально окрашенные слова

Наравне со стилистически нейтральными словами, в разговорной речи встречаются слова, которые отличаются своей эмоциональной окраской.

К примеру: сестренка, избушка, братик, зимушка, колечко, любушка, дворик. Это своеобразное выражение чувств как положительного, так и отрицательного характера.

Что значит эмоциональная окраска стихотворения

К примеру: дом (нейтральная оценка) – домик (добрая оценка) – домишко (предвзятое отношение).

Слова, которые выражают отношение к чему-либо, называются эмоционально окрашенными. Ими люди как обозначают фактическую характеристику объектов, так и проявляют к ним свое личностное отношение:

бутуз — не обычный ребенок, а небольшой, упитанный малыш (шутливая форма);

лошаденка — не обычная лошадь, а бесполезная (с пренебрежением);

колымажка — не стандартная телега, а неудобная и массивная (с иронией и пре­небрежительностью);

лохмы — не обычные волосы, а неухоженные и не расчесанные (с презрением).

Используя суффиксы в тексте, можно добавить слову оценочную характеристику:

сынуля (ласково о сыне);

детина (негативное обращение к подростку).

Что значит эмоциональная окраска стихотворения

Чтобы выражать разные оттенки чувств, в русском языке распространено использование суффиксов для оценивания:

В грамматике эмоциональное отношение к чему-либо можно выражать, используя приставки эмоциональной оценки: превеликий, премудрый, премилый.

Существуют синонимы, отличающиеся друг от друга своей эмоциональной окраской:

глаза – нейтральное слово, просто данность;

очи – устаревшее, поэтическое;

гляделки – пренебрежительное, просторечное.

Значение слов в этом случае может быть специфическим.

Что значит эмоциональная окраска стихотворения

Экспрессивность может выступать отличительной чертой эмоционально окрашенных синонимов. Это выражается степенью выразительности обозначения.

Например, в выражении «множество гостей», есть возможность заменить «множество» экспрессивными синонимами: масса, тьма, бездна, уйма, толпа.

Слова с эмоциональной окраской составляют большую часть нашего словарного оборота и являются незаменимой составляющей стихотворений.

Обозначение в словарях

Не только разговорная речь богата эмоциональными словами, в словарях их обозначают определенными отметками: просторечное, высокое, ирониче­ское, бранное, разговорное и пр.

Источник

Что такое эмоциональная окраска стихотворения?

Что значит эмоциональная окраска стихотворения

Что значит эмоциональная окраска стихотворения

Незнааю =D щас у друга спрошу если знает напишу

Что значит эмоциональная окраска стихотворения

Сказочная легенда об его подвиге

Что значит эмоциональная окраска стихотворения

Что значит эмоциональная окраска стихотворения

Герои повести – мечтательная провинциальная барышня Марья Гавриловна и бедный прапорщик Владимирлюбят друг в друга. Но так как их родители против их отношений, молодые люди решили, что нужно бежать и в тайне от всех обвенчаться. Все было уже подготовлено, но тут и вмешалась судьба в образе метели: замела дороги, закружила жениха в поле, а вместо него привела в церковь совершенно другого человека, проезжего незнакомца, который и стал мужем бедной девушки.

Метель здесь является олицетворением злых сил, вмешавшихся в человеческую жизнь. И вмешательство это весьма трагично. Владимир погиб на войне. Марья Гавриловна не может выйти замуж, так как у нее есть муж, которого она даже не знает. Офицер, который вначале считал все веселой шуткой, понимает, как опасно бывает шутить с судьбой, ведь он связан пожизненными узами с незнакомым ему человеком.

Судьба вмешалась в жизнь героев еще раз. Она познакомила Марью Гавриловну с Бурминым. Они полюбили друг друга, но считали, что счастье для них невозможно. И лишь открывшись, рассказав о том, что случилось когда-то давно, они узнали, что это они и были героями той истории.

Так чем же все-таки является метель? Олицетворением зла, разрушившего счастье героев, или добра, соединившего любящие сердца, пусть и через много лет? Скорее всего, это просто судьба, которая вершит человеческие дела и держит в своих руках нашу жизнь.

Источник

Доклад «Анализ лирического стихотворения в 5-7 классах». Презентация.

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Доклад.docx

преподаватель русского языка и литературы

АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

(методические рекомендации и теоретический материал)

Анализ – это логический метод, с помощью которого мы расчленяем предметы или явления, выделяя в них (для дальнейших рассуждений) отдельные части и свойства.

Анализ лирического художественного произведения – это такой разбор, который должен привести к углубленному прочтению его, то есть к проникновению в мысль и чувство, выраженные художником.

( Полтавец Елена Юрьевна, доцент, Московский Городской педагогический университет ),

Не следует забывать, что в центре лирического произведения – образ лирического героя. Поэтому содержание, смысл стихотворения можно искать и в «ключевых словах» его, с помощью которых и выражается переживание лирического героя. Значит, анализ художественного произведения предполагает чтение, выделение «ключевых слов» и «фраз», составление плана, подборку цитат и т.д.

Цель этой работы должна быть определена заранее. Например, вы обращаете внимание на эпитеты (метафоры, сравнения. ) стихотворения. Для чего? Чтобы понять, каковы их роль в художественном тексте, каковы их особенности у данного автора, о каких чертах его дарования они говорят.

Однако глубоко и полно понять значение каждой выделенной в процессе анализа части и на этой основе сделать правильные умозаключения нельзя, если не уметь видеть эти части вместе, в единстве, в целом. Этой цели служит синтез – мысленное объединение существенных свойств однородных предметов и явлений.

И тезис (суждение, мысль), и его доказательства (аргументы) и логические действия (рассуждения), и анализ, и синтез – всё это как бы «строительный материал», «кирпичики», из которых разными способами строится «здание» научного поиска. Сравнение логических категорий со строительным материалом не случайно: важно не только и не столько количество суждений – тезисов, аргументов или логических действий, сколько последовательность, убедительность, простота и яркость мыслей и чувств.

СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Автор, название (истолковать), время написания, история создания, место в творчестве, кому посвящено, как приняли стихотворение (отзывы о нем).

Тема и идея стихотворения

Эмоциональная окраска чувств.

Композиция, сюжет (если есть).

Образный ряд стихотворения.

Черты лирического героя.

Языковой поуровневый анализ:

а) поэтическая фонетика (аллитерация, звукопись, ассонанс);

б) поэтическая лексика (синонимы, антонимы, омонимы, историзмы, неологизмы);

в) использование явлений морфологии и синтаксиса.

Ассоциации, раздумья, оценка, истолкование.

Прокомментируем данную схему.

II . Структура образов и развитие конфликта.

Даже в пейзажной лирике, в которой преобладают картины природы, следует искать передачу эмоционального состояния личности (ассоциативный образ). («Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес» (ощущение тоски, беспокойства), стая туч («хищное» движение (стая волков), массивность, отсутствие лёгкости, высоты, давящая темнота, ощущение потерянности и т.д.)

3. Композиция, сюжет (если есть).

Те или иные факты, события, обстоятельства, действия, воспоминания и впечатления, упоминаемые в тексте стихотворения, как правило перемежаются мыслями и эмоциями, что даёт ощущение динамики и движения. Смена и последовательность этих компонентов составляет композицию (построение) лирического произведения. Хотя в каждом конкретном случае композиция неповторима и своеобразна, но можно наметить некоторые общие тенденции.

Практически любое стихотворение «делимо» на две части (как правило, неравных): «эмпирическую» (повествующую) и «обобщающую, в которой содержится тот всеобъемлющий, общечеловеческий, философский смысл, ради которого и написано стихотворение.

Обобщающая часть в стихотворении «На холмах Грузии» :

И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

В ней звучит гимн человеку вообще, это гуманистический, жизнеутверждающий аккорд всего стихотворения. Всё остальное – эмпирическая часть. Стихотворение может строиться в другой последовательности: сначала обобщающая часть, потом эмпирическая.

С точки зрения композиции стихотворения можно разделить (условно) на 3 типа :

Собственно изобразительные или повествовательные

События, факты, обстоятельства, действия, воспоминания, впечатления перемежаются мыслями и эмоциями (А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье» (последовательность более или менее логически организована;

«Прошай, немытая Россиия» (последовательность не совсем логична, разорвана, тем не менее она есть.)

Чередование фактов, впечатлений и эмоциональных реакций.

(М.Ю.Лермонтов «Парус» – в нем 2 строчки каждого четверостишия как бы изобразительны, а следующие две – выразительны).

Часто внутреннее состояние обнаруживается в конце стихотворения: Снежная равнина, белая луна //

И березы в белом плачут по лесам.

Умер? Уж не я ли сам?

В стихотворениях такого рода представлены лишь чередования фактов и явлений, эмоционально-мыслительное начало в них не выражено, но оно подразумевается

(А.А.Фет «Это утро, радость эта», Ф.Т.Тютчев «Весенние воды», «Зима недаром злится»

Сюжет в лирических произведениях чаще всего отсутствует. Он имеет место в стихотворениях событийных, эпических (чаще всего у Н.А.Некрасова, иногда его лирику называют прозаизированной).

Обратите внимание, как развивается основной образ. Выделите главные, с точки зрения развития образа, слова, строфы, строки.

Проследите, какими средствами создаётся образ, есть ли портретные зарисовки, каковы мысли и чувства автора, помогающие раскрыть образ.

Если в стихотворении несколько образов, проследите как, в какой последовательности они сменяются, как соотносятся с жизнью человека, его чувствами (прямо или косвенно).

Образ лирического героя – это образ личности, которой принадлежат мысли и переживания в лирическом произведении (обычно это или сам автор или близкий к личности автора). Его характер раскрывается в раздумьях, эмоциях (В стихотворении «Памяти Добролюбова» лирический герой сам Н.А.Некрасов. Он через восхищение жизнью своего друга и соратника сумел передать мироощущение и умонастроение демократической интеллигенции своего времени).

III . Жанровое своеобразие стихотворения.

К лирическим жанрам относятся ода, элегия, эпиграмма, послание, гимн и многие другие.

Ода – торжественное стихотворение, прославляющее какое-либо событие, значительное явление общественной жизни, выдающуюся личность и т.п.

Элегия – стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем, исполненное чувством сожаления и уныния.

Эпиграмма – короткое сатирическое стихотворение, адресованное определенному конкретному или же обобщенному лицу, событию, явлению и т.п.

Послание – стихотворение, обращенное к какому-либо конкретному лицу или группе лиц.

Гимн – хвалебная песнь в честь богов, героев, победителей, какого-либо знаменательного события и т.п., построенная как обращение или воззвание к восхваляемому объекту.

Стансы – небольшое лирическое стихотворение, состоящее из четверостиший с законченной мыслью в каждом из них, объединенных между собой одной темой. Стансы предполагают раздумья поэта.

Мадригал – стихотворение шутливого или любовного характера, в котором дается преувеличенно лестная характеристика лица, к которому обращается поэт.

IV . Основные особенности поэтического языка.

Тропы – это образные обороты речи, в которых слова и выражения употреблены в переносном значении. Переносные значения слов образуются на основе сопоставления двух явлений и живут в тексте как явление литературное; в словарях они не зафиксированы.

Образные слова и выражения привлекают к себе внимание читателя, заставляют его задуматься, увидеть новые черты и грани изображаемого, глубже понять его смысл.

Эпитет – образное определение. Эпитет определяет какую-либо сторону или свойство явления лишь в сочетании с определяемым словом, на которое он и переносит своё значение, свои признаки: серебряные коньки, шёлковые кудри. Используя эпитет, писатель выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя.

Эпитетом может быть всякое определяющее слово: существительное: «Бродяга – ветер», прилагательное: « деревянные часы»; наречие или деепричастие: «ты ж а д н о глядишь», «самолёты несутся с в е р к а я ». Эпитет можно переделать в сравнение. Эпитеты служат для обрисовки, пояснения, характеристики какого-либо свойства или признака предмета. Они зажигают слово новыми красками, придают ему нужные оттенки и, проникнутые чувством автора, формируют отношения читателя к изображаемому.

Сравнение – это такие образные определения предмета, понятия или явления с помощью сопоставления одного с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается ( этим оно отличается от метафоры, где присутствует только второй элемент ).

Анчар, как грозный часовой,

Стоит один во всей вселенной (А.С.Пушкин )

И осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

Возможны и бессоюзные сравнения:

Заутра казнь, привычный пир народу.

Существуют развернутые сравнения, предполагающие детальное сопоставление по ряду признаков или соотнесение какого-либо явления с группой явлений.

Я помню чудное мгновение:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Помогая увидеть предмет с новой, иногда неожиданной стороны, сравнение обогащает, углубляет наши впечатления.

Метафора – это скрытое сравнение, в котором присутствует только второй элемент простого сравнения (то, с чем сравнивают). То, что сравнивается, лишь подразумевается.

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка (месяц).

Ярким солнцем в лесу пламенеет костер.

Метафора придаёт речи исключительную выразительность. Метафора как бы в сжатом, свёрнутом виде заключает в себе целую картину и потому позволяет поэту исключительно экономно, наглядно обрисовать предметы и явления и выражать свои мысли и переживания.

Распевая, вползает пчела.

Вознеслась ты под свод голубой

Метафора представляет собой нерасчленённое сравнение, в котором легко усматриваются оба члена:

Со снопом волос своих овсяных

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег.

Помимо словесной метафоры, имеют место метафорические образы, или развёрнутые метафоры :

Ах, увял головы моей куст,

Засосал меня песенный плен,

Осуждён я на каторге чувств

В литературе XX века распространение получает развёрнутая метафора: литературный образ охватывает несколько фраз или всё произведение, превращаясь в самостоятельную картину. Например, в стихотворении Н.Гумилева «Заблудившийся трамвай» заглавная метафора разворачивается в целый сюжет: фантасмагорическое путешествие по ночному Петербургу.

Аллегория – иносказание. Условное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного явления. Под изображёнными в аллегории животными, людьми, предметами всегда имеются в виду другие лица, вещи, события, факты.

Правосудие – женщина с завязанными глазами и весами в руках.

Аллегория надежды – якорь.

Аллегория мира во всём мире – белый голубь.

Аллегория часто применяется в баснях и сказках, где хитрость иносказательно изображается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи.

Аллегория лежит в основе многих загадок, пословиц, а также притч :

В отличие от символа аллегория однозначна, она выражает строго определённый предмет или явление.

Перифраз – замена однословного названия предмета описательным выражением. (Перифраз строится по тому же принципу, что и загадка: перечисляются существенные «опознавательные» признаки неназываемого предмета).

Вместо того чтобы сказать, что Онегин поселился в комнате дяди, А.С.Пушкин пишет:

Он в том покое поселился,

Где деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил.

И лишь светящаяся груша

О тень сломала копья драки,

На ветке лож с цветами плюша

Повисли тягостные фраки.

На языке буквальных соответствий приведённый отрывок означает примерно следующее: погасли лампочки, театр заполнился публикой.

Перифраз (второе значение) – использование писателем формы известного литературного произведения (часто в ироническом плане).

В этой жизни умирать не ново,

В этой жизни помереть не трудно –

Сделать жизнь значительно трудней.

Это один из постоянных приёмов изображения в сказках, баснях, фантастических произведениях.

Олицетворение как художественный приём представляет собой оборот речи, в котором свойства человека переносятся на явления природы, предметы и отвлечённые понятия. Олицетворение является особым видом метафоры.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Утешится безмолвная печаль,

И резвая задумается радость.

Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе:

« Кому сказать мне, с кем мне поделиться //

Той грустной радостью, что я остался жив». (С.Есенин).

На оксюмороне построены названия некоторых произведений литературы – «Живые мощи» (И.Тургенев), «Живой труп» (Л.Толстой), «Оптимистическая трагедия» (В.Вишневский).

Оксюморон создаёт новое понятие или представление: «сухое вино», «честный вор», «свободные рабы».

Порой влюбляется он страстно

И дар божественных видений.

Ирония – скрытая насмешка.

Употребление слова в обратном, противоположном его значении, когда, например, с серьёзным видом притворно утверждают противоположное тому, что думают в действительности о каком-либо явлении или человеке.

« Отколе, умная, бредёшь, ты, голова?» – обращается Лиса к Ослу, считая его в действительности глупым.

Или в басне «Стрекоза и Муравей» :

иронически говорит Муравей Стрекозе, считая в действительности пение безделием.

Ирония может быть добродушной, грустной, злой, едкой, гневной.

Гипербола – образное выражение, состоящее в преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления (« В сто сорок солнц закат пылал! » (В.Маяковский). « Редкая птица долетит до середины Днепра » (Н.В.Гоголь).

« Любовь мою, как апостол во время оно,

По тысяче тысяч дорог разнесу »

Образное выражение, состоящее в противоположность гиперболе в преуменьшении величины, силы, значения изображаемого явления, к которому прибегает писатель в целях усиления выразительности речи.

Например, в народной сказке: мальчик с пальчик, избушка на курьих ножках, у Н.А.Некрасова в «Песне Еремушке» :

Ниже тоненькой былиночки

Метонимия – замена в художественной речи названия предмета, понятия, явления другим названием, связанным с ним внешними отношениями (по смежности). Например, в нашем представлении неразрывно связаны автор и написанная им книга, пища и посуда, в которой её подают, характерная одежда и человек, в неё одетый, действие и орудие этого действия:

Потому, что здесь порой

Все флаги в гости будут к нам –

« Я три тарелки съел ! » (три тарелки ухи)

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,

Метонимия отличается от метафоры тем, что метафора перефразируется в сравнение при помощи подсобных слов «как бы», вроде», «подобно»; с метонимией этого сделать нельзя.

Синекдоха – один из тропов, состоящий в замене наименования жизненного явления названием его части вместо целого (Москва – вместо Россия), единственное число вместо множественного (человек вместо люди).

Чтобы у ног вы увидали

Мундир, и шпоры, и усы!

Символ – многозначный предметный образ, которым связываются между собой различные аспекты изображаемой художником действительности.

Символический образ проясняется в процессе свободно возникающих ассоциаций. Являясь условным обозначением, символ во многом сходен с аллегорией, но он отличается от неё большей степенью обобщения, не поддающегося однозначному толкованию. В стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус» человеческая душа, обуреваемая страстями, находит соответствие с бурлящей морской стихией; личность ассоциируется с образом одинокого паруса, раздираемого ветром и несущегося по воле волн. Подобные символические соответствия можно обнаружить и в таких стихотворениях, как «Анчар» А.С.Пушкина, «Фонтан» Ф.И.Тютчева, «Стихи о Прекрасной Даме» А.А.Блока, «Песня о Буревестнике» А.М.Горького и многих других.

Фигуры речи

Антитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их свойств. Выражается обычно антонимами :

Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой.

Ты богат, я очень беден:

Столкновение контрастных представлений, сочетания противоположных по смыслу понятий позволяет лучше выделить значения слов, усилить образность и яркость художественной речи. Иногда по принципу антитезы строятся и большие прозаические произведения «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Преступление и наказание» Ф.И.Достоевского и другие.

Градация – расположение близких по значению слов в порядке повышения или понижения их смысловой или эмоциональной значимости.

Когда волнуется желтеющая нива,

Исполнились мои желания, Творец

Тебя мне ниспослал, моя Мадонна,

Параллелизм – сопоставление двух явлений путем параллельного их изображения. Такое сопоставление подчёркивает сходство или различие явлений, придаёт речи особую выразительность.

Чаще всего в фольклоре сопоставляется образ природы и образ человека.

Ах, кабы на цветы не морозы,

И зимой бы цветы расцветали;

Ох, как бы на меня не кручина,

В литературе этот приём имеет самое разнообразное применение, причём наряду со словесно-образным параллелизмом может быть и композиционный, когда развиваются параллельные сюжетные линии.

В синем небе звёзды блещут,

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ли во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

У ночи много звёзд прелестных,

Анафора – повторение начального слова, словосочетания или двух самостоятельных отрезков речи.

Стонет он по полям, по дорогам,

Когда умирают кони – дышат,

Когда умирают травы – сохнут,

Когда умирают солнца – они гаснут,

Задача анафоры выделить слово, задержать на нём внимание читателей. Своеобразный вид «разливной» анафоры применил К.Симонов в стихотворении военных лет «Жди меня». Ассиметрично расположенные эти анафорические повторы «жди. » производят сильнейшее действие. На 36 строк слово «жди» повторяется 11 раз.

Эпифора – выразительное повторение слов или выражений в конце отрезка речи:

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьёт меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня!

Инверсия – своеобразная расстановка слов в предложении, нарушающая порядок, установленный правилами.

При инверсии сказуемое предшествует подлежащему, определение ставится после существительного, обстоятельства и дополнения – перед сказуемым.

(ср.: Убегающая цепь курганов зеленеет).

Лишь музы девственную душу

(ср.Боги тревожат девственную душу музы в пророческих снах)

(ср. Всё это стало ужасно злить меня день за днём)

Инверсия помогает автору резко изменить интонацию, разрушить обыденный, традиционный вид фразы, что придаёт последней большую выразительность.

Умолчание – оборот речи, в котором мысль остаётся не до конца выраженной, но читатель догадывается о невысказанном.

Но мне ли, мне ль, любимцу государя.

Риторический вопрос – это обращённый к читателю или слушателю (реальному или же воображаемому) вопрос, не требующий ответа.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

Риторические восклицание – такое построение речи, при котором в форме восклицания утверждается то или иное понятие:

Какое лето, что за лето!

Риторическое обращение – это такая стилистическая фигура, которая, являясь по форме обращением, носит условный характер, придавая художественной речи авторскую интонацию: торжественность, восторженность, сердечность, доверительность, иронию и т.п.

Дух бродяжий! Ты всё реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О, моя утраченная свежесть,

Асиндетон (бессоюзие) – одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, который состоит в пропуске между словами и предложениями соединительных союзов. Их отсутствие придаёт речи стремительность, выразительность, передаёт убыстрённую интонацию. Благодаря асиндетону речь приобретает большую сжатость, компактность.

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон.

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

В себя ли заглянем – там прошлого нет и следа:

При помощи полисиндетона подчёркивается целеустремленность и единство перечисляемого. Большую выразительность приобретают строки, где рядом с многосоюзием применяется противоположное ему бессоюзие:

Был тиф, и лёд, и голод, и блокада.

Всё кончилось: патроны, уголь, хлеб.

Безумный город превратился в склеп,

2. Языковой поуровневый анализ :

а) поэтическая фонетика;

Аллитерация – повторение в стихах или реже – в прозе одинаковых созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи. Аллитерация подчёркивает звучание отдельных слов, выделяя их и придавая им особенно выразительное значение.

Возможности аллитерации не ограничиваются звукоподражанием (Били копыта, пели будто // Гриб. Граб. Гроб. Груб), связывая между собой разные по значению, но сходно звучащие слова, аллитерация тем самым устанавливает между ними нетрадиционные смысловые связи.

Я вижу молнии из мглы

Возможна такая фраза: стихотворение Бальмонта «Влага» сплошь аллитерировано на «л».

1) повтор гласных звуков, чаще всего ударных, н-р : «Скала и плащ // скала, и плащ, и шляпа» (Б.Пастернак)

Ассонанс обеспечивает стиху напевность звучания.

2) неточная рифма, в которой совпадают ударные гласные и не совпадают согласные.

С тех пор стал над недрами парка сдвигаться

Суровый, листву леденивший октябрь.

Зарями ковался конец навигации,

Тряслися, дребезжали рамы:

Теперь не то, и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам.

б) поэтическая лексика:

Особо важная роль в передаче лирического переживания принадлежит художественной речи. Она складывается из слов в их прямом значении и слов в переносном значении (см. тропы).

Слова, употребляемые в прямом значении, бывают нейтральными (ребёнок, дом, глаза, пальцы) и эмоционально окрашенными (дитя, жилище, очи, персты). Эмоциональная окраска достигается разными способами:

— привлечением славянизмов, т.е. фразеологизмов и отдельных элементов в составе слова старославянского происхождения.

Красуйся, град Петров, и стой

Непоколебимо, как Россия

Куда, куда вы удалились,

Весны моей златые дни?

Ты хладно жмешь к моим губам

Теперь за мной, читатель мой,

В столицу севера больную

— употреблением диалектизмов, иначе говоря, языковых особенностей, характерных для местных наречий (« Дожжок теперь для зеленей – первое дело »; « Кинулась она бечь » – И.А.Бунин);

— включением устаревших слов, т.е. слов, вышедших из активного употребления, существующих в пассивном запасе и большей частью понятных носителю языка:

— историзмы – слова, вышедшие из употребления в связи с утратой обозначавшихся ими понятий ( Шарманщик аккомпанировал. девушке, лет пятнадцати, одетой как барышн я, в кринолин е, в мантильке , в перчатках (Ф.М.Достоевский);

— архаизмы – слова, называющие существующие реалии, но вытесненные по каким-либо причинам из активного употребления синонимами.

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Кроме того, в стихотворениях могут встретиться заимствования, просторечные слова и выражения, жаргонизмы, аргожизмы и др. (правда, крайне редко).

При анализе лексики следует обратить особое внимание на наличие синонимов (они различаются оттенками значений, помогают поэту более выразительно изложить мысль), антонимов (служат для выражения контраста), наличие фразеологических оборотов (способствуют образности выражения мысли).

Нужно внимательно посмотреть, есть ли чужие голоса в стихотворении. Ощущаются ли какие-либо строки, строфы, слова как ассоциации с каким-либо произведением, автором? Откуда эти слова, образы? Как относится к чужому слову автор – спорит, соглашается, развивает, иронизирует, поворачивает с новой стороны, подводит итог? Если в стихотворении есть что-либо требующее специального комментария, то нужно объяснить.

в) использование явлений морфологии и синтаксиса.

Очень важно проследить за функционированием в стихотворении различных частей речи, их связь с развитием поэтической мысли: существительные, вернее их преобладание, способны отобразить калейдоскопичность изображаемого, глаголы передают движения, нарастание его, обратить внимание на оценочные прилагательные, прилагательные, передающие цвет и т.д.

Пристальное внимание к синтаксической стороне текста позволяет увидеть роль синтаксиса в организации лексического материала, в формировании интонации и настроения, почувствовать текст как целое и проследить некоторую систему синтаксических средств, развивающуюся, изменяющуюся от начала к концу текста и тоже непосредственно связанную с развитием поэтической мысли.

— назывные позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние;

— определенно-личные предложения делают повествование динамичным, живым, непринуждённым, так как всё внимание сосредотачивается на действии;

— неопределённо-личные предложения подчеркивают неопределённость действующего лица, здесь важно само действие;

— обобщённо-личные предложения – удобная форма передачи собственных наблюдений, воспоминаний, переживаний, при которых автор смотрит на себя как бы со стороны;

— безличные предложения – это лаконичная форма обозначения состояния природы или окружающей среды. С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Они делают повествования боле лиричным. С помощью безличных предложений действию можно придать оттенок стихийности. Безличные предложения, в которых сказуемые выражены независимым инфинитивом, имеют значения волеизъявления или возможности осуществить действие.

Двусоставные предложения (уравновешенная структура : всякому действию соответствует исполнитель). Двусоставные предложения способны передать ровное, без страстных порывов, эмоциональное состояние и созерцательное настроение, в целом элегическое.

Сложносочинённые предложения выражают присущие им значения: последовательности, одновременности, чередования, противопоставления. Сложноподчинённые выражают разнообразные смысловые отношения: условные, временные, причинно – следственные и другие.

В поэтическом тексте важно обратить внимание на характеристику предложений по цели высказывания, по интонации, на наличие прямой речи и диалог. Отметить, кому принадлежит прямая речь, каков характер диалога – с реальным лицом или воображаемым собеседником.

IV . Ритм, стихотворный размер, рифма.

Ритм – это чередование каких-либо элементов через одинаковые промежутки времени.

Силлабо–тоническая система основана на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов.

Единицей ритма в стихотворной речи является стих, т.е. отдельная стихотворная строка, которая в свою очередь делится на стопы.

Стопа – это группа слогов, включающая один ударный и один или несколько безударных слогов, с постоянным местом ударения.

Хорей (ударный нечетный слог: 1, 3, 5, 7 и т.д.)

Мчатся тучи, вьются тучи

(Хорей придаёт стиху строгость, торжественность, чёткость).

Ямб (ударные четные слоги: 2, 4, 6, 8 и т.д.)

Онегин, добрый мой приятель

(ямбу присущи разговорные, повествовательные интонации).

(Формальное отличие ямба и хорея заключается в следующем: в слове «ямб» ударение падает на 1-ый слог, а в размере – на 2-ой; в слове «хорей» ударение падает на 2-ой, а в размере – на 1-ый).

Двусложные размеры допускают возможность пропуска в некоторых стопах или, наоборот, появление ударения там, где его не должно быть.

Богат и славен Кочубей

(Ритм чуть замедляется, а к концу восстанавливается).

Мне мил мой стыд, он право мне даёт

(Эти строки произносятся с усилием).

(Самое важное в строке либо вынесено в конец и подчёркнуто рифмой, либо выделено пиррихием, спондеем).

Пиррихий и спондей позволяют создавать различные варианты сочетания ударных и безударных слогов, усиливая выразительность и образуя ритмическое и звуковое разнообразие поэтических произведений.

Стихотворная строка может содержать от двух до восьми стоп.

Трёхсложные размеры стиха

Дактиль (палец) – с ударением на первом слоге, ударные 1, 4, 7, как в словах Анна Ахматова

(Ритм тревожный, волнующийся, но в то же время однообразный, мерный, похожий на шум прибоя).

Амфибрахий – с ударением на втором слоге, ударные 2, 5, 8, как в словах Марина Цветаева.

Густая крапива шумит под окном

(Ритм гибкий, пластичный, близкий к разговорной речи).

Анапест – с ударением на 3-ем слоге, ударные 3, 6, 9, как в словах

Я тебе ничего не скажу,

Я тебя не встревожу ничуть.

Ритм передает оттенки взволнованной, откровенной речи, он гибкий, пластичный, стихи становятся близки в разговорной речи.

Мороженое из сирени! Мороженое из сирени

Иногда количество стоп в строках и их расположение в стихах произвольно. Такой стих называется вольным. Использование вольного стиха позволяет автору добиваться резкой смены интонаций и сочетать в пределах одного произведения различные ритмические рисунки.(А.С.Грибоедов «Горе от

Рифма – созвучное повторение концов стихотворных строк.

1) в зависимости от расположения ударения ( мужские с ударением на последнем слоге (туман – обман, плен – тлен); женские – с ударением на предпоследнем слоге (царство – коварство, голодный – бесплодный); дактилические – с ударением на третьем от конца слоге (садовника – шиповника). (Мужская рифма придаёт стиху энергичное, резкое звучание; чем дальше ударение от конца стихотворной строки, тем мягче звучание стиха)

простая (рифмуются отдельные слова: снега – луга, природа – года );

составная (между собой рифмуются группы слов или одно слово с несколькими ( на грани я – играние, душа моя – та самая ).

точная (в ней совпадают все звуки: трудную – чудную, наизусть – грусть );

неточная (приблизительная), когда совпадают лишь отдельные звуки ( нерукотворный – непокорный, мрамор – замер ).

4) по положению в строфе

б перекрёстная а б опоясывающая

(на примере отрывка из «Евгения Онегина»: «Мой дядя самых честных правил. и т.д.»)

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей,

Ты живо; ты дышишь, смятенной любовью,

Строфа – группа стихотворных строк, объединённых в ритмическое целое по содержанию, способу рифмовки и интонации. В зависимости от количества строк и вида используемой рифмовки различают следующие разновидности строф: двустишие, трёхстишие (терцет), четверостишие (катрен), пятистишие, шестистишие (секстина), семистишие,, восьмистишие.

Онегинская строфа состоит из четырнадцати строк (3 четверостишия и одно двустишие). В первом четверостишии используется перекрёстная, во втором – смежная, а в третьем – кольцевая рифмовка.

Сонет – стихотворение из четырнадцати строк. Общая схема рифмовки сонета ( а б б а \ а б б а \ в в д \ в д в или а б а б \ а б а б \ в в г \

Суровый Дант не презирал сонета;

В нём жар любви Петрарка изливал;

Игру его любил творец Макбета;

И в наши дни пленяет он поэта :

Вордсворт его орудием избрал,

Когда вдали от суетного света

Природы он рисует идеал.

Под сенью гор Тавриды отдалённой

Певец Литвы в размер его стеснённый

Свои мечты мгновенно заключал.

У нас ещё его не знали девы,

Как для него уж Дельвиг забывал

Гекзаметра священные напевы.

VI . Личное восприятие стихотворения.

Ассоциации, раздумья, оценка, истолкование.

Произведение искусства не поддаётся скальпелю анатома. Рассечённое на части, оно превращается в безжизненную и бесцветную ткань. Для того чтобы понять, «что внутри», как выражаются дети, нет никакой необходимости нарушать цельность художественного произведения. Надо только поглубже вглядеться в него, не давая воли рукам. Чем пристальнее будет ваш взгляд, тем вернее уловите вы и смысл, и поэтическую прелесть стихов.

Главное – уловить живую авторскую мысль, настроение стихотворения и осторожно, бережно, чтобы не разрушить впечатление, постараться передать всё это в сочинении.

Это та схема анализа стихотворения, к которой мы должны привести детей в 9 классе. Это сложно, если не разбить её на этапы, каждый из которых будет преодолеваться в каждом последующем классе, с 5-го по 11-ый.

Работа проводится путем постепенного усложнения.

В 5 классе анализ лирического стихотворения сводится в основном к вопросам, отвечая на которые дети определяют тему (мотив), идею (основную мысль) стихотворения, способы рифмовки, основные тропы, использованные автором, говорят о впечатлении, произведенном на них, уроках, извлеченных из него и т.д. Вот, например, некоторые из таких вопросов и заданий: о чем это стихотворение?; какова его основная мысль?; докажите, что оно принадлежит к лирическому литературному роду; на какие слова в нем следует обратить внимание?; найдите в стихотворении эпитеты, сравнения и т.д.Ответы на них – это 3-4 предложения, короткие высказывания на заданную тему. Иногда, в 3-4 четвертях, не раньше можно проводить и письменные опросы, предлагая учащимся 1-2 вопроса из схемы анализа. Объем высказывания – полстраницы.

Тропы в 5 классе целесообразнее изучать на отдельных уроках, а не попутно с анализом стихотворения. Очень удачна здесь игровая форма. Изобразительные средства трудно усваиваются детьми, поэтому такие уроки должны быть в системе, основанной на постепенном усложнении материала. Так, например, к теме «Метафора» можно и нужно обращаться каждый год, с 5 по 9 классы, и каждый год она будет поворачиваться новой, ещё не известной детям гранью.

В 6 классе анализ стихотворения – это уже связное высказывание по плану, и к нему детей нужно готовить опять-таки поэтапно, от простого к сложному. Здесь нужно дать детям возможность самостоятельно составить высказывание на данную тему, используя опорные фразы, клише. Это небольшое высказывание, сначала устное. Только сформулировав устно то, что надо сказать, ребенок сможет впоследствии справиться и с письменной работой, сочинением – анализом лирического стихотворения. А этот вид письменной работы относится к самым сложным в силу перегруженности его литературоведческими терминами, под которыми должно быть знание изобразительно-выразительных средств, способов рифмовки, стихотворных размеров, а усвоить их очень сложно для детей.

Данная схема анализа должна помочь шестиклассникам в составлении самостоятельного устного высказывания, содержащего анализ лирического стихотворения.

СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *