Что значит элемент сочинения
Памятка по подготовке к изложению с элементами сочинения
Как подготовиться к изложению.
1. Прочитай внимательно текст.
2. Определи его тему (о чём говориться в тексте).
3. Определи его основную мысль (что главное хотел сказать автор).
1) Раздели текст на части.
2) Выдели главное в каждой части.
3) Озаглавь каждую часть.
5. Найди в тексте опорные слова и словосочетания.
6. Выпиши трудные слова. Найди слова на правила. Подумай, как объяснить их написание.
7. Ещё раз внимательно перечитай текст. Обрати внимание на точное употребление слов и словосочетаний.
8. Напиши изложение.
Как написать элемент сочинения
Элемент сочинения – это ваш ответ на вопрос, касающийся содержания текста написанного вами изложения.
1. Внимательно прочитайте вопрос.
2. Продумайте и запишите тезис – ваш ответ на вопрос. (1 предложение)
3. Подберите и запишите 2 примера-аргумента, подтверждающие ваш тезис (по 1-2 предложения на каждый пример-аргумент)
4. Сформулируйте и запишите вывод, т.е. доказали вы свой тезис или нет (1 предложение)
5. Еще раз внимательно перечитайте получившийся текст вашего элемента сочинения, исправьте допущенные ошибки.
6. Запишите элемент сочинения в чистовик. Это будет еще 1 абзац в тексте вашего изложения.
Речевые клеше для элемента сочинения
Речевые клише для вступления:
Речевые клише для введения аргументов:
Речевые клише для вывода
Как подготовиться к изложению.
5. Прочитай внимательно текст.
6. Определи его тему (о чём говориться в тексте).
7. Определи его основную мысль (что главное хотел сказать автор).
1) Раздели текст на части.
2) Выдели главное в каждой части.
3) Озаглавь каждую часть.
5. Найди в тексте опорные слова и словосочетания.
6. Выпиши трудные слова. Найди слова на правила. Подумай, как объяснить их написание.
7. Ещё раз внимательно перечитай текст. Обрати внимание на точное употребление слов и словосочетаний.
8. Напиши изложение.
Как написать элемент сочинения
Элемент сочинения – это ваш ответ на вопрос, касающийся содержания текста написанного вами изложения.
7. Внимательно прочитайте вопрос.
8. Продумайте и запишите тезис – ваш ответ на вопрос. (1 предложение)
9. Подберите и запишите 2 примера-аргумента, подтверждающие ваш тезис (по 1-2 предложения на каждый пример-аргумент)
10. Сформулируйте и запишите вывод, т.е. доказали вы свой тезис или нет (1 предложение)
11. Еще раз внимательно перечитайте получившийся текст вашего элемента сочинения, исправьте допущенные ошибки.
12. Запишите элемент сочинения в чистовик. Это будет еще 1 абзац в тексте вашего изложения.
Речевые клеше для элемента сочинения
Речевые клише для вступления:
Речевые клише для введения аргументов:
Речевые клише для вывода
План и структура итогового сочинения 2021-2022
Обновлено 04.01.2021
Разбираем детально план и структуру написания итогового сочинения в 11 классе по литературе. Следование этому плану поможет вам написать сочинение максимально правильно и получить все баллы за его проверку.
АКТУАЛЬНО ДЛЯ 2022 ГОДА
Коротко о композиции и структуре итогового сочинения
Общая структура итогового сочинения
I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200-250 слов.
III. Заключение (60-70 слов)
А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения
I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Вступление состоит из 3 элементов:
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)
Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.
Помни!
Аргумент нужно:
Аргумент состоит из 3 элементов:
III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
4 способа закончить сочинение:
Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.
Что вас ждёт в документе ниже:
Обращаем ваше внимание, что у ВУЗов (при поступлении) очень часто используются собственные критерии проверки, имейте это в виду (и они существенно отличаются от проверки школьного уровня).
Представленная здесь структура сочинения актуальная для любого года и не зависит от темы и направления итогового сочинения. Поэтому вы можете смело использовать этот материал при подготовке в любом году.
Структуру сочинения условно можно разделить на два вида:
Рассмотрим подробнее каждую из них.
Композиционная структура
Логическая структура
Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы
Тезис 1
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод
(…)
Вывод. Обобщение по всей теме
Как написать изложение с элементами сочинения.
Инструкция
1
Прослушайте текст, который предложено изложить. Обратите внимание на заголовок, он поможет раскрыть смысл рассказа и сориентирует вас, на что обратить особое внимание. Держите в голове название темы, это поможет осознать логику изложения.
2
Обратите внимание на интонации читающего, они помогут вам разбить текст на отдельные абзацы, каждый из которых несет свою смысловую нагрузку, характеризует обстоятельства происходящего в рассказе, обрисовывает место событий, описывает героев, их поступки. Для удобства запомните первое слово каждого абзаца или букву, с которой он начинается, это поможет вам воспроизвести последовательность изложения текста. После первого прослушивания набросайте краткий план. Если позволено, делайте краткие пометки во время прочтения текста.
3
Выделите обороты и выражения, употребляемые автором, это нужно для того, чтобы воссоздать стиль автора и передать смысл рассказа наиболее близко к тексту. Если в рассказе присутствует прямая речь, постарайтесь запомнить ее как можно точнее, учитывайте характерные слова героев. В этой части лучше не прибегать к элементам сочинения.
4
После первого прослушивания подумайте, каким деталями можно дополнить прочитанный текст. Придерживайтесь фактов и стиля рассказа. Лучшими элементами сочинения являются обоснования поступков героев, установления причинно-следственной связи между событиями, оценка событий с вашей точки зрения. Лучше не прибегать к сочинительству при описании места событий, внешнего вида героев, поскольку изложение подразумевает сохранение содержательного и смыслового повествования.
5
Прослушайте текст второй раз, пользуйтесь набросками плана и сделанными записями. Четко отделяйте один абзац от другого и еще раз подумайте, не упустили ли вы что-то значимое. Одновременно постарайтесь оценить уместность элементов сочинения в той или иной части рассказа.
6
Приступите к оформлению изложения на черновике. Добавьте ваши собственные мысли, рассуждения. Внимательно прочитайте и перепишите на чистовик.
Вот ссылка: [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]=.
Там всё понятно написано. И даны примерные изложения с элементами сочинения учащихся.
Способ работы над изложением с элементами сочинения в начальной школе
Эта работа не должна никак направляться учителем. Школьникам ничего не предлагается, не подсказывается и тем более не навязывается. Авторское завершение текста или другие формы ответов сообщаются детям только на этапе анализа работ. От учащегося совсем не требуется, чтобы их ответы совпадали с текстом оригинала. Иногда молодые авторы раскрывают по сравнению с авторской концовкой, интересные и ценные аспекты ситуации, делают другие, не менее верные выводы.
Следующий этап работы – сопоставление ответов школьников друг с другом и с текстом оригинала. Он имеет огромный развивающий потенциал, и его реализация целиком зависит от мастерства и такта учителя. Создание собственных частей изложения, которое ставит школьников перед необходимостью самостоятельного решения поставленных задач, гораздо больше способствует их духовному росту, чем обычные работы, основанные на восприятии готового содержания. А для учителя такие работы дают яркую картину уровня интеллектуального, нравственного и речевого развития каждого из учеников. При желании и умении учителя обсуждение этих работ может стать настоящей школой культуры речевого общения. Беседа с детьми показала, что такое задание вызывает большой интерес и к самой работе, и к ответам друг друга.
Изложение с элементами сочинения является работой комплексного типа и оценивается как одна работа двумя отметками: первая – за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность. Отметка записывается дробным числом. Качество содержания и речевого оформления, уровень орфографической, пунктуационной и языковой грамотности определяются по соответствующим критериям, отражённым в “Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку”. План при выставлении отметки не учитывается. Оценка может быть повышена на балл, если объём изложения значительно превышает средний уровень (в 1,5 – 2 раза) или понижена на балл, если объём не достигает среднего уровня. К объёму изложения всегда следует относиться как к примерному, более всего учитывать качество выполнения коммуникативно-речевой задачи, принимая во внимание точность, ясность мысли, адекватность её речевого оформления. Не следует принижать роль второй части работы – сочинение. Для оценки сочинения важно учитывать:
— соответствие работы ученика типу речи, преимущественному для данного высказывания;
— выдержанность стиля, избранного учеником для своего высказывания;
— достаточность аргументации в связном тексте-рассуждении;
— адекватность содержания ученического высказывания к исходному тексту;
— точность и глубина оценок в высказываниях учащихся.
Важен также гибкий подход учителя к работе каждого ученика (“бухгалтерский” подсчёт ошибок здесь неуместен). Комплексный характер работы может вызвать некоторые сложности, связанные с оценкой содержания и речевого оформления (первая оценка). Как быть, если, пересказывая текст, ученик успешно справился с поставленной задачей, а вторую часть работы написал довольно беспомощно? Это свидетельствует о том, что основная проблема, поставленная в тексте, понята неверно или ученик не нашёл точные слова, чтобы выразить свои мысли и чувства. Как оценить работу, в которой вторая часть написана слишком кратко, однако ученик сумел при этом выразить правильное понимание основной мысли? Отвечая на эти вопросы, многие учителя пришли к выводу, что отметка “5” за такие работы не может быть поставлена, даже если изложение отвечает всем требованиям, предъявляемым к отличным работам. Если же с задачей написать небольшое сочинение ученик не справился совсем, то за такую работу первая оценка не может быть выше, чем три балла (при условии, если изложение написано вполне удовлетворительно). Та часть работы, которая является небольшим сочинением, особенно ярко выражает творческие возможности ученика, уровень его речевого и интеллектуального развития. Поэтому оценка работы в целом в большей степени определяется успешностью написания сочинения.
Воспроизведение содержания прочитанного по вопросам следует начинать в начальных классах с небольших по объёму и лёгких по содержанию прозаических произведений. После прочтения всего рассказа учитель задаёт детям несколько вопросов, чтобы убедиться в том, что они правильно поняли содержание прочитанного. Затем останавливается на самых существенных моментах. Таким образом, ученики уже с первых шагов приучаются выделять в тексте главное.
Целям обучения детей охватывать содержание прочитанного и его обобщать служит составление плана. Навыки составления плана требуют умения в двух-трёх словах обобщать основное содержание прочитанного отрывка, части целого. Именно этой цели служат такие упражнения, как придумывание заглавий к текстам или частям текста, нахождение в книге отдельных предложений, которые могли бы служить подписью под картинкой, заглавием и части прочитанного рассказа.
Для обучения учащихся написанию изложения может проводиться такая подготовительная работа:
Прочитай рассказ и скажи, какой части (начала, средней части или конца) недостаёт в каждом из них? Что непонятно без этой части? “Вдруг из копны соломы выскочил большой серый заяц и пустился наутёк. Мы закричали и побежали за ним, но заяц вскоре скрылся в кустах. А мы ещё долго смотрели вслед ему, а потом все стали говорить, какой был заяц и кто его первым увидел”. Проводится работа над начальной частью рассказа. В тексте непонятно без начала, кто именно из ребят оказался на поле около леса, как спугнули зайца; может быть, они были на прогулке, громко разговаривали.
“Ребята сели на бережок и стали разговаривать, играть. Про утят они забыли. Вдруг, откуда ни возьмись, показался ястреб и как бросится на утят. Он схватил одного и полетел. Мальчики вскочили, закричали. Сеня даже запустил в ястреба палкой. Но разве это так просто – попасть в летящую птицу? Ястреб унёс утёнка. Вася заплакал, ему было жаль утёнка”. Без начала неясно, как ребята оказались на берегу, какое у них было задание (а их послали стеречь утят). Учитель должен обратить внимание детей на то, что из начала рассказа должно быть ясно, о ком и о чём говорится дальше, где и когда произошёл случай. Озаглавьте рассказ.
Прочитай начало двух рассказов. Как ты думаешь, что может случиться дальше? Придумай и расскажи продолжение этих историй. “Мне очень нравится отдыхать в деревне у бабушки. Там всегда приключается что-нибудь весёлое. Вот однажды со мной произошёл такой случай. ”. “Однажды ребята позвали меня с собой на речку купаться. Плавать я тогда ещё не умел, но ребятам об этом постеснялся сказать и полез вместе с ними в воду. ”.
Подробно ли говорится в средней части этого рассказа о том, что случилось с рассказчиком? О чём можно рассказать подробнее? “У Алёши был ёжик. Он жил в комнате. Встал однажды утром Алёша и не нашёл ежа. Пропал ёжик. Стал Алёша надевать сапог и уколол ногу. Вытряхнул он сапог, а из сапога ёж выкатился. Ну и домик облюбовал себе ёжик!”
На подготовительных уроках нужно обратить внимание детей на то, что, слушая текст, следует “настроится” не только на восприятие его содержания, но и на анализ его построения: как начинается текст; как завершается; какие языковые средства использует автор, чтобы выразить своё отношение; как осуществляется связь между предложениями, абзацами; какие слова в тексте можно считать ключевыми; как используется повтор; в каких случаях употребляются синонимы и т.д. Можно посоветовать учащимся, чтобы, делая на черновике наброски после первого прослушивания текста, они не только стремились составить план, но и записывали те слова, словосочетания, которые показались им особенно яркими, выразительными. Слушая текст второй раз, ученики могут кое-что записывать. Надо сказать ученикам, что не следует записывать многое, возможно использование условных графических обозначений.
Работая по этому алгоритму, ученики выполняют несколько упражнений на развитие памяти: упражнение на словесную память, упражнение “разрезанное предложение”, “от слова к рассказу”, “картинка – слово – рассказ”. Вы почувствуете, когда можно легко и доступно перейти к написанию изложения с элементами сочинения. В результате нет боязни не справиться с изложением, работа идёт легко и увлекательно.
Так можно предупредить вопросы учеников, продуманно снабдив их подходящими концовками и сберечь немало сил школьников, которые вынуждены пока находить средство завершение текста по интуиции.
К сожалению, в большинстве случаев изложения пишутся без черновиков, из экономии времени, ведь дети пишут очень медленно. С черновиками пишут не более 2-3 раз в году, с целью обучения редактированию. В остальных случаях детям разрешается делать аккуратные исправления прямо в чистовом варианте, причём исправления не считаются помарками и не приводит к снижению оценки.
Учитель должен время от времени проходить вдоль рядов, наблюдая за работой учащихся, помогать тем, кто нуждается, а иногда предлагать свою помощь, особенно на этапе редактирования.
Представляем конспекты уроков, посвящённых написанию изложения с элементами сочинения (3 класс).
Тема: Изложение – сочинение “Собака на плоту”
Цель: Написать изложение и придумать конец.
Сегодня на уроке мы с вами будем писать изложение. Но это будет не простое изложение. Это изложение – сочинение. Вы должны будете написать изложение и придумать, сочинить его недостающую часть. Послушайте текст изложения. О чём он? Как можно его озаглавить? Какой части недостаёт? “Однажды моряки увидели в море плот. Издалека он казался пустым. Но, подплыв поближе, они увидели в нём собаку. Моряки взяли её на корабль. Животное очень исхудало, и смотрело на всех жалобными, голодными глазами. Моряки накормили собаку. Как же она оказалась в море?” Далее работа по вопросам:
— как можно озаглавить текст?
— на сколько частей можно разделить?
— как озаглавим каждую часть?
— составление плана, опорных слов
План | Опорные слова |
1 Собака на плоту | Однажды, плот, издалека, подплыв, поближе, моряки, корабль |
2. Животное накормили | Исхудало, жалобные, голодные глаза, накормили, как же |
3. История собаки |
— какой части недостаёт? Что непонятно без неё? (недостаёт третьей части, в которой рассказывается, как собака оказалась в море)
— запишите по плану текст изложения, используя опорные слова и свой вариант истории. Помните о памятке к работе по написанию изложения с элементами сочинения.
В этом изложении – сочинении может быть и другой вариант работы: недостающую часть написать в начале изложения, изменив последнее предложение. При первичном знакомстве детей с текстом можно предложить приём активного слушания. Перед глазами детей должна висеть памятка, которую они повторяют до прочтения изложения. И учащиеся уже при первом прочтении текста начинают записывать, зарисовывать слова – памятки. Потом из этих слов составляют предложения, после второго чтения текста учителем, вносят изменения и дополнения, только потом записывают изложение – сочинение в тетрадь.
Проведённый нами урок по написанию изложения с элементами сочинения “Собака на плоту” был первой пробой пера учеников в этом виде работы. С заданием справились все учащиеся. Этому способствовали подготовительные уроки. Вот некоторые варианты концовок детей: “Мальчики строили на берегу плот. Они взяли с собой собаку. Она резвилась рядом, играла. Когда плот был готов, они спустили его на воду и привязали, чтобы не уплыл. Дети ушли домой. Собака запрыгнула на плот, верёвка развязалась. Так она оказалась в море”. “Деревенские ребятишки пошли купаться. С ними увязалась собака. На берегу они увидели плот, решили подшутить над собакой. Заманили её, отвязали верёвку. Собака попыталась спрыгнуть, но было поздно. Так она оказалась в море”.
Мы не остановились на достигнутом и нами была проведена дальнейшая работа с учащимися по написанию этого вида изложения.
Тема: Изложение – сочинение “Мёд в кармане”
Цель: Написать изложение, придумать и дописать концовку
Детям сообщается тема и цель урока. Учитель напоминает, что пользуемся приёмом активного слушания, вспоминаем соответствующую памятку. Далее учитель читает текст. “Дима, Вася и Юра собрались в лес. Мамы дали им по пирожку. Друзья завернули пирожки в бумагу и положили в карманы. А Юре мама налила ещё маленькую бутылочку мёда. Мальчик подумал, что не будет хвалиться ребятам, а где-нибудь сядет один и съест. Положил Юра бутылочку в карман. Пришли ребята в лес, сели на полянку отдохнуть. Захотелось есть. Достали пирожки, едят. Вдруг к Юре подлетела пчела. Села на штанину, лезет в карман. За ней вторая, третья. ” Беседа по вопросам: О чём рассказ? Как можно озаглавить? На сколько частей можно разбить текст? Как озаглавить каждую часть? Назовите опорные слова каждой части, используя свои записи, рисунки.
Составление плана, опорных слов.
План | Опорные слова |
1. Мальчики собрались в лес | пирожки, мамы, завернули в бумагу, положили в карман |
2. Что мама дала Юре и что Юра подумал? | маленькая бутылочка мёда, сяду один и съем |
3. Мёд в кармане | пришли в лес, достали пирожки, вдруг, пчела, за ней вторая, третья. |
4. Чтоже дальше? |
Вот один из вариантов детского творчества в написании концовки: “Мальчики очень удивились, почему это к Юре так пчёлы липнут? Спросили у него. Мальчику ничего не оставалось, как вытащить бутылочку мёда и поделиться с друзьями”.
Для написания следующего типа изложения – сочинения от детей потребуется умение анализировать текст и интерпретировать его.
Тема: Изложение – сочинение “Муравей”
Цель: Написать изложение, выразить своё отношение к поступку человека
Сообщение детям темы, цели урока, настрой на активное слушание, чтение текста. “Муравей тащил ягоду. Тяжёлую. Красную. Из неё капал сок, и у муравья щипало глаза. Весь день тащил он ягоду и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней уже была видна острая крыша муравейника. По тропинке шёл человек. Он нагнулся и сказал: “Гляди-ка, ягода”. Потом увидел муравья и щелчком сбил его на землю: “Поди прочь, привык на готовенькое!” Засунул ягоду в рот и пошагал дальше”. А. Приставкин. Муравей.
Анализ работ показывает, что учащиеся справляются с этим заданием успешно. Например, вот как выразила своё отношение к человеку ученица: “Мне жаль, что муравей, трудясь весь день, пришёл в муравейник ни с чем. Человек оказался злым и жестоким. Он отобрал ягоду у муравья, и он теперь должен вернуться к своей семье с пустыми руками. Его семья осталась голодной. Если бы я встретила муравья с ягодой, то никогда бы не взяла её”. Такие задания нужны, полезны. В содержание текста “Муравей” можно заглянуть глубже: речь идёт о внимательном, бережном отношении человека к природе. “Человек! Не будь так равнодушен и жесток к братьям нашим меньшим. Жестокость в малом рождает жестокость в большом. Бережно относись ко всему сущему на земле. О тебя лично зависит сохранение равновесия на земле”. Это текст, заложенный в подтексте, без специальной подготовки не осознаётся учениками. Так, глагол “тащил” ученики заменяют “нёс”, опускают определение “тяжёлую” и заменяют его на “большую”. А ведь большой не всегда тяжёлый. Для того, чтобы ученики глубже поняли смысл этого изложения можно предложить им такие вопросы и задания:
Как иначе мог поступить человек в этой ситуации?
Как, по-вашему, автор относится к поступку человека? Выражено ли это отношение в рассказе прямо, открыто?
Какие слова и выражения помогают понять отношение автора к происходящему?
Наиболее удачные работы: “Человек поступил неправильно. Он оказался злым и жестоким по отношению к муравью и всему его семейству. Нужно бережно и с любовью относиться ко всему живому на Земле”. Подобные задания способствуют формированию умений, необходимых для вдумчивого, аналитического чтения, пониманию и интерпретации текста.
Написание изложения с элементами сочинения не совсем привычное в повседневной школьной практике творческое упражнение. Оно поможет детям проникнуться творческим настроением, испытать первые муки речевого творчества, может стать для ребят праздником неожиданностей, удивления, радости. Каждое итоговое творческое задание в многообразной работе по развитию связной письменной речи в начальной школе, каждая детская работа – это результат осмысления какой-либо темы, связанной с грамматикой, с изучением конкретного раздела науки о языке. И качество этого результата определяется глубоко продуманным, комплексным подходом учителя к речевому развитию своих учеников на творческом уровне.