Что значит электронная музыка
Словарь молодёжного сленга
Словарь молодежного слэнга
Анатолий Васильченко
Чернигов, Украина
(Использованы материалы из Википедии и других интернет-источников)
Что такое электронная музыка?
Электро́нная му́зыка — широкий термин, обозначающий музыку, созданную с использованием электронного оборудования. Термин «электронная музыка» иногда применяют к музыке, исполняемой на обычных акустических инструментах, только потому, что в записи или при исполнении использовались электронные усилители (например, в джазе или в народной музыке) — это заблуждение. Ведь в джазовой композиции звуки не были синтезированы на электронном оборудовании, а были сыграны на «живых» инструментах.
Термин «электронная музыка» означает музыку, созданную при помощи электронных средств: аналоговых или виртуальных (компьютерных). Первоначально электронная музыка писалась только при помощи аналоговых средств. Аналоговый синтезатор (синт) — электронный прибор, позволяющий буквально создать звук с нуля и всячески его видоизменять. Первым в мире аналоговым синтезатором стал «терменвокc». Его сконструировал Лев Термен в СССР в 1920 году. С развитием музыкальных технологий неотменным атрибутом синтезаторов стала клавиатура. На ней музыкант играет партию синтезатора. Это позволило синтезаторам быстро проникнуть почти во все стили электронной и НЕ электронной музыки. Они стали использоваться в живых выступлениях и прочно вошли в музыку. Появляется и много других электронных средств написания и редактирования музыки: аналоговые секвенсоры, микшеры, драм-машины, компрессоры, ревербераторы (эхо), фильтры, различные эффекты, которые позволили почти полностью обходиться без акустических («живых») инструментов.
С появлением и распространением компьютеров по всему миру, электронная музыка стала полностью электронной. Создаются компьютерные (виртуальные) средства написания музыки. Это программы и плагины, которые эмулируют (воспроизводят) работу аналоговых инструментов. Так программные синтезаторы — это компьютерные программы, которые воспроизводят работу их аналоговых братьев. Подчеркнём, что они лишь воспроизводят их работу. Настоящим прорывом во всей музыке стали программные секвенсоры. Это программы, которые позволяют создавать полноценные, профессиональные музыкальные произведения на компьютере. Все инструменты, используемые при этом — виртуальные, поэтому такое произведение можно смело называть ЭЛЕКТРОННОЙ музыкой. На сегодняшний день лучшим программным секвенсором является «Steinberg Cubase Studio 5», ставший эталоном программы для создания музыки на компьютере.
Но всё-таки остался один аналоговый инструмент, без которого не могут обойтись эл. музыканты. Это MIDI-клавиатура. Она подключается к компьютеру и позволяет играть партии виртуальных синтезаторов. Без неё не возможно писать музыку профессионально, это инструмент, который всегда сопровождает эл. музыканта в его творчестве.
Электронная музыка очень разнообразна. Сегодня она включает в себя около 205 стилей (по данным promodj.ru). Перечислим основные из них: 8-bit, Acid, Ambient, Breaks, Downbeats, Downtempo, Drum & Bass, Experimental, Hardcore, Hardstyle, House, Industrial, Synth-Pop, Techno, Trance. Подавляющее большинство стилей эл. музыки являются клубной музыкой (клубняк), так как они играются ди-джеями на дискотеках, вечеринках и других мероприятиях.
Выбор остаётся за Вами, задача же эл. музыканта заключается в том, чтобы написать музыку, которая бы вам понравилась.
Электронная музыка
Электронная музыка (от нем. Elektronische Musik, англ. Electronic music) – это музыкальный жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов и технологий, а также при помощи специальных компьютерных программ. Электронная музыка оперирует звуками, которые образуются при использовании электронных технологий и электромеханических музыкальных инструментов. Примерами электромеханических музыкальных инструментов могут служить телармониум, орган Хаммонда и электрогитара. Чистый электронный звук получают, применяя такие инструменты, как терменвокс, синтезатор и компьютер. Электронная музыка прежде ассоциировалась только с западной академической музыкой, но это изменилось с появлением доступных по цене электронных синтезаторов в конце 60-х. Синтезаторы благодаря своей умеренной стоимости стали доступны не только крупным студиям звукозаписи, но и также широкой публике. Это изменило образ популярной музыки — синтезаторы стали использовать многие рок- и поп-артисты. С этого момента электронная музыка стала привычной частью популярной культуры. Сегодня электронная музыка включает в себя большое количество различных стилей от экспериментальной академической музыки до популярной электронной танцевальной музыки.
В 1857 году французский издатель и книготорговец Эдуар Леон Скотт де Мартенвиль запатентовал изобретённое им устройство – фоноавтограф. Фоноавтограф был первым устройством, которое позволяло записывать звуки, однако не могло воспроизводить их. В 1878 году американский изобретатель Томас А. Эдисон запатентовал фонограф. Фонограф Эдисона, как и фоноафтограф Скотта, использовал для записи звуков цилиндры, но, в отличие от фоноавтографа, звук можно было как записывать, так и воспроизводить. В 1906 году появилось крупное изобретение, которое оказало глубокое влияние на развитие электронной музыки. Это был триодный ламповый усилитель (аудион), разработанный американским изобретателем Ли де Форестом. Это была первая электронная лампа, состоявшая из стеклянного сосуда с термокатодом внутри, которая позволила вырабатывать и усиливать электрические сигналы. Изобретение электронной лампы положило начало существованию радиовещания и сделало возможным появление электронных вычислительных процессов.
Задолго до того как появилась электронная музыка, у композиторов существовало желание использовать вновь появляющиеся технологии в музыкальных целях. Было создано несколько инструментов, в конструкции которых были использованы как механические, так и электронные составляющие. Именно эти инструменты и проложили путь для появления более совершенных электронных инструментов. В период с 1898 по 1912 гг. американский изобретатель Тадеуш Кахилл работал над созданием электромеханического инструмента под названием телармониум (англ. Telharmonium). Но этот инструмент не приняли из-за его габаритов: его версия 1906 года весила порядка 200 тонн, его механизм занимал площадь, приблизительно равную 18 кв. метрам. Первым электронным инструментом принято считать терменвокс. Терменвокс был создан русским изобретателем Львом Терменом приблизительно в 1919–1920 году. Это инструмент, в котором звук извлекается путём движения рук исполнителя в электромагнитном поле двух металлических антенн. К ранним электронным инструментам также относят: звуковой крест (Croix Sonore), изобретённый в 1926-м году русским композитором Николаем Обуховым, и Волны Мартено, изобретённый французским музыкантом Морисом Мартено в период с 1919-го по 1928-й годы. Самый известный пример использования Волн Мартено — Турангалила-симфония Оливье Мессиана. Инструмент Волны Мартено также использовался для написания музыки другими композиторами, преимущественно французскими, например, Андре Жоливе.
Новая эстетика музыкального искусства
В 1907-м году, всего годом позже после изобретения аудиона, Ферручио Бузони публикует трактат «Эскиз новой эстетики музыкального искусства» (нем. «Entwurf einer neuen Ästhetik der Tonkunst»), в котором он рассматривает возможность применения электрических и других источников звука в музыке будущего. Он предполагал, что в будущем октава будет разделена на большее количество полутонов, чем предлагает классический строй, в котором октава состоит из 12-ти полутонов, и это станет возможно благодаря динамофону Кахилла. Идеи Бузони, высказанные в этом трактате, оказали глубокое влияние на умы многих музыкантов и композиторов. Но больше всего он повлиял на своего ученика Эдгара Вареза.
В период 1920-1930 гг. за появилось много электронных инструментов и первых композиций для них.Первым электронным инструментом был этерофон, изобретённый Львом Терменом в 1919-20 гг. в Ленинграде, позже переименованный в терменвокс. С появлением терменвокса появились и первые сочинения для электронных инструментов. В 1927-м американский изобретатель О’Нилл разработал прибор, в котором использовалась магнитная лента, что вывело процесс звукозаписи на новый уровень. Но коммерческого успеха этот прибор не принес. В 1928-м году Морис Мартено, французский виолончелист, изобрел инструмент «волны Мартено» и дебютировал с ним в Париже. В 1929-м году композитор Джозеф Шилингер написал сюиту для терменвокса с оркестром – «First Airphonic Suite» (первое исполнение с Кливлендским оркестром, где Лев Термен выступил в качестве солиста). В том же 1929-м году американский композитор Джордж Антейл впервые в своем творчестве пишет партии для механических инструментов, электрических шумовых машин, моторов и усилителей. Эти партии он писал для оперы «Господин Блум», которую он так и не закончил. В 1930-м году Лоренс Хаммонд основал свою компанию по производству электронных инструментов. Он начал широкое производство «органа Хаммонда», в котором реализовывался тот же принцип звукоизвлечения, что и в теллармониуме Кахилла. Хаммонд запускал в производство и другие изобретения, например, ранний ревербератор. Так же Хаммонд в сотрудничестве с Джоном Ханертом и Си Эн Вилльямсом изобрел ещё один электронный инструмент – «новакорд». «Новакорд» был первым коммерческим полифоническим синтезатором. Впервые «новакорд» был представлен публике в 1939-м году на Всемирной выставке в Нью-Йорке, но уже в 1942-м году его сняли с производства.
Метод фотооптической записи звука, применявшийся в кинематографии, позволял увидеть графическое изображение звуковой волны. Этот метод позволил также реализовать процесс синтеза звука путём графического отображения будущего звука на поверхности пленки. Музыкант должен был буквально рисовать музыку. Магнитная плёнка открыла массу новых возможностей для манипулирования звуком. Магнитная плёнка была относительно дешёвым и очень надёжным звуконосителем. Так же, как и киноплёнку, её можно было изменять в соответствии с задумкой автора: нежелательные части плёнки можно было удалить или перенести в другое место; можно было соединять плёнки с разных носителей. Плёнку можно было склеить таким образом, чтобы создать эффект зацикливания одного или нескольких звуков. Скорость движения плёнки можно было замедлить или ускорить, проигрывать задом-наперед и перематывать. Усилители сигнала и монтажное оборудование ещё более расширили возможности плёнки как носителя информации, позволяя размножать записи (живые звуки, речь, музыку), чтобы их смешать вместе и записать на другую пленку с относительно низкой потерей качества звучания. Ещё одним неожиданным сюрпризом было то, что магнитофоны можно было переделать в эхо-машины, которые воспроизводили бы сложные поддающиеся контролю высококачественные эффекты эхо и реверберации. Большую часть таких эффектов просто невозможно было смоделировать механическими устройствами.
Производство аппаратов магнитной записи, поставленное на поток, незамедлительно привело к возникновению новой формы электронной музыки – электроакустической музыки. К наиболее известным композиторам, работавшим в области электроакустической музыки, относятся: Эдгар Варез, Лучано Берио, Джон Кейдж, Карлхайнц Штокхаузен, Янис Ксенакис, Бруно Мадерна, Луиджи Ноно, Дьёрдь Лигети, Макс Мэтьюс, Милтон Бэббитт, Анри Пуссёр, Дитер Кауфман, Пьер Булез, Эдисон Денисов, Эдуард Артемьев и другие.
Конкретная музыка
Вскоре после выхода на рынок новых средств звукозаписи – магнитофона и пленки, композиторы начали использовать эти средства, чтобы создать новую технику сочинения музыки, в которой основную роль играл бы записанный звук. Эту технику композиции назвали «конкретной музыкой». Данная техника предполагает создание фонограммы из записанных фрагментов природных и индустриальных звуков. Первые произведения, выполненные в этой технике, были смонтированы французским звукорежиссёром и инженером Пьером Шеффером (первая пьеса «Этюд на железной дороге») Это событие ознаменовало начало нового музыкального направления – «музыка для пленки». Способ исполнения данной музыки – публичное проигрывание созданной фонограммы. В 1949-м году к Шефферу присоединились Пьер Анри и Эгар Варез (Варезу принадлежит сочинение «Пустыня» для камерного оркестра и пленки).
Elektronische Musik
В 1949-м году немецкий физик Вернер Мейер-Эпплер опубликовал книгу «Излучение звука: электронная музыка и синтетическая речь», в которой выдвинул идею о том, чтобы синтезировать музыку исключительно из сигналов, производимых электричеством. В этом концепция немецкой электронной музыки отличалась от концепции конкретной музыки, в которой основной идеей была запись звука, а не синтезирование его электрически. Наиболее известный и видный деятель немецкой электронной музыки – Карлхайнц Штокхаузен.
Вторая половина 1950-х: компьютерная музыка
Австралийские учёные Тревор Пирси и Мастон Бирд изобрели и построили CSIRAC – одну из первых цифровых ЭВМ. Математик Джеф Хилл запрограммировал компьютер проигрывать популярные музыкальные мелодии начала 50-х. В 1956 году были сделаны миру ряд значительных открытий и изобретений в области электронной музыки:
1960-1970-е
Начало электронной музыке как самостоятельному направлению было положено на рубеже 1960 – 1970-х годов стараниями исполнителей краут-рока Can, Popol Vuh, Клауса Шульце и групп Tangerine Dream, Organisation, Kraftwerk, Cluster, Neu!. Черпая основные идеи как из спейс-рока и психоделического рока, так и из академического авангарда Карлхайнца Штокхаузена и Яниса Ксенакиса, эти музыканты создавали экспериментальные звуковые коллажи. Основная идея заключалась в использовании электроники как нового выразительного средства, способного вызывать в воображении сюрреалистические образы. На протяжении 1970-х синтезаторы стали модным и популярным новшеством в музыке, постепенно вытесняя электроорганы. Электронная музыка 1970-х – это в основном клавишно-синтезаторная музыка.
1970-1980-е
Конец 1970-х и начало 1980-х ознаменовались появлением ряда новых технологий и связанных с ними новых жанров. С появлением программируемых драм-машин, таких, как Roland TR-808, живые ударные практически исчезли из электроники. Большое влияние на музыку оказало появление брейкбита (ломаного бита). В композициях начали использоваться записи других исполнителей, зацикленные или обработанные. В электронную музыку с дискотек и радио перешла профессия диджея (DJ, Disk Jockey), который оперирует с пластинками на специальной установке (turntable). Свою лепту в развитие популярного синтезаторного стиля внесли Марек Билински и группа Pond, югослав Miha Kralj; а в нашей стране – Михаил Чекалин, Янис Лусенс и группа Зодиак, Гедрюс Купрявичюс и группа Арго, Эдуард Артемьев, Свен Грюнберг, Лепо Сумера, Vadim Ganzha и дуэт электронной музыки «Новая коллекция» (Игорь Кезля и Андрей Моргунов). В XX веке уже практически невозможно найти чистых стилей. Электронная музыка стремится к единству через бесконечное многообразие форм.
Что значит электронная музыка
Электронная музыка уже давно вошла в нашу повседневную жизнь. Никто совершенно не удивляется, услышав ее в торговом центре или в маршрутном такси. В настоящее время существует множество жанров электронной музыки, а споры среди поклонников о том, какой же из них лучше никогда не утихают. В настоящее время электронная музыка стала не просто направлением, это неотъемлемая часть нашей жизни, с которой мы не расстаемся ни во время работы, ни во время отдыха.
История электронной музыки.
Как следует из самого названия этого направления, электронная музыка тесно взаимосвязана с развитием электронных приборов. Идея использовать только изобретенный аудион в качестве прибора для создания уникальной музыки, родилась еще в 1907-ом году у итальянца Ферручио Бузони. Поначалу все работы в данном направлении представляли собой своеобразное «шумовое искусство».
Первые уверенные шаги, после периода «младенчества» электронная музыка сделал в 20-х годах, когда был изобретен прибор, получивший название терменвокс. Это электронное оборудование заинтересовало многих футуристов и композиторов. Уже в 29-ом году композитором Джозефом Шилингером была написана сюита для терменвокса. Развитие транзисторов и полупроводников дало мощный толчок к развитию электронной музыки в 40-50-ые годы. С развитием компьютерной техники многие популярные мелодии того времени получили свой электронный вариант, обработанный на компьютере. В 60-е годы, с появлением первых доступных синтезаторов стали появляться настоящие музыканты, работающие в данном направлении и создающие самодостаточные музыкальные произведения.
70-ые годы стали подлинным расцветом электронной музыки. Появились самостоятельные направления, такие как диско и техно. Многие уже сформировавшиеся направления музыки получили новую интерпретацию благодаря введению синтезаторов и электронной обработки – так появился краут-рок, синти-поп, электро-поп и техно-поп.
Дальнейшее развитие электроники в 80-ые и 90-ые годы привело к появлению программируемых драм-машин и брейкбита. Музыка для дискотек практически полностью стала состоять из электронных композиций, а электронная музыка стала практически синонимом клубной. В эти же годы появилась и новая профессия – диджей, которые создает оригинальные композиции, оперируя пластинками на специальной установке.
Электронная музыка сегодня.
В настоящее время электронная музыка пользуется большой популярностью во всем мире. Согласно исследованию известной звукозаписывающей компании, электронную музыку постоянно прослушивает каждый 10ый житель Европы и Северной Америки. Также она получила большое распространение в Японии, Южной Корее и Китае.
Электронная музыка в настоящее время создается на множестве оригинальных музыкальных инструментов. Использование компьютеров для ее создания стало повсеместным. Удобство компьютерных программ для создания музыки и оригинальность звучания музыкальных инструментов привело к тому, что сейчас многие музыкальные жанры находятся под большим влиянием этого направления – множество рэперов, исполнителей поп и рок-музыки используют электронные музыкальные инструменты для создания своих композиций. Дальнейший технический прогресс делает появление новых жанров и инструментов практически неизбежным, что означает, что электронная музыка будет существовать еще очень и очень долго.
Электронные музыкальные инструменты и их особенности.
Название «электронная музыка» подразумевает, что для ее создания используются электронные музыкальные инструменты и прочее оборудование. Среди всего многообразия применяемых приборов можно выделить:
1. Синтезаторы, создающие звук при помощи генераторов звуковых волн.
2. Вокодеры, используемые для синтеза речи на основе произвольного сигнала.
3. Драм-машины – основанные на принципе пошагового программирования приборы, с помощью которых создаются и редактируются повторяющиеся перкуссионные музыкальные фрагменты.
4. Реактейблы, которые позволяют создавать музыку, меняя местоположение объектов на устройстве.
5. Тэрнори – он, которые позволяют создавать неповторимый звуковой рисунок.
6. Лазерные арфы, представляющие собой лазерные лучи, перекрывая которые можно создать оригинальную композицию.
Разумеется, есть множество других электронных музыкальных инструментов. Не стоит забывать и о компьютере, на котором также можно создавать уникальные музыкальные композиции или даже имитировать звучание реальных, а не виртуальных устройств.
Популярные жанры электронной музыки.
За время своего существования в электронной музыке выделилось несколько популярных направлений. Последние тенденции сделали особенно популярными направлениями драм-энд-бейс, техно и транс. Среди самых известных можно назвать следующие:
1. Эмбиент. В переводе с английского это слово означает «окружение», «то, что обволакивает». По сути своей это своеобразная фоновая музыка, которая может сочетать в себе сразу несколько стилей. Для создания композиций в этом жанре, многие композиторы используют шумы окружающей среды, которые причудливо сочетаются со звуками синтезаторов и других электронных приборов.
2. Диско. Этот жанр танцевальной музыки появился в 70-ые годы. В его основе лежит несколько упрощенный ритмический рисунок фанка. По своему звучанию диско похож на ритм-энд-блюз и непосредственно фанк.
3. Синтипоп. Это жанр музыки, где доминирующим инструментом является синтезатор. Особенностью синтипопа является подчеркнутая искусственность звука (поп музыка тоже в настоящее время создается на синтезаторах, но она стремится имитировать звучание реальных музыкальных инструментов), акцент на механических ритмах, многократное повторение структурных элементов.
4. Хаус. Он появился в начале 80-ых в Чикаго. Эта танцевальная музыка отличается не слишком быстрым темпом и стандартным размером 4/4, мажорными аккордами и запоминающейся мелодией.
5. Техно. Отличается искусственностью звука и акцентом на механических ритмах.
6. Транс. Данная танцевальная музыка отличается высоким темпом – 130-150 ударов в минуту и наличием повторяющихся мелодий и фраз, которые погружают слушателя в трансоподобное состояние.
7. Драм-энд-бейз. Отличается смешением баса из регги и ускоренного брейкбита из хип-хопа.
Электронная музыка
Электронная музыка оперирует звуками, которые способны издавать электронные и электромеханические музыкальные инструменты, а также звуками, возникающими при помощи электрических / электронных устройств и различного рода преобразователей (магнитофоны, генераторы, компьютерные звуковые карты, звукосниматели и тому подобные), которые в строгом смысле не являются музыкальными инструментами.
До последней трети XX века электронная музыка ассоциировалась, главным образом, с экспериментами (как в СССР, так и за рубежом) в академической музыке, но это положение дел изменилось с налаживанием серийного производства синтезаторов звука в 1970-е годы. Синтезаторы благодаря своей умеренной стоимости стали доступны широкой публике. Это изменило образ популярной музыки — синтезаторы стали использовать многие джазовые, рок- и поп-музыканты. В начале XXI века электронная музыка включает в себя широкий спектр стилей и жанров — от единичных экспериментов авангардистов до широко тиражируемой прикладной музыки.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Эсид-хаус (англ. acid house) (в пер. с англ. — «кислотный дом», от «кислоты» и клуба Warehouse) — стиль электронной музыки, относящийся к категории хаус-музыки. Эсид-хаус впервые появился в середине 1980-х годов, когда чикагские музыканты DJ Pierre, Adonis, Кейт Уильямс (более известный как Farley Jackmaster Funk) и другие начали микшировать элементы стиля хаус с тяжёлой музыкой и басовыми партиями, сыгранными на синтезаторе Roland TB-303. Изначально эсид-хаус был преимущественно чикагским явлением.
Панк-рóк (или просто панк; англ. punk rock) — жанр рок-музыки, сформировавшийся к середине 1970-х годов на территории США, Великобритании и Австралии. Истоки жанра проистекают из гаражного рока 1960-х, а также других музыкальных форм, ныне известных как протопанк. С самого начала представители жанра противопоставляли себя помпезности мейнстримного рока 1970-х: как правило, панк-группы записывали короткие, очень динамичные песни с резкими мелодиями и грубым вокалом, минимальным набором аппаратуры.
Acid jazz (рус. кислотный джаз, также эсид-джаз) — музыкальный жанр, в котором могут соединяться элементы джаза, фанка, соула, диско и хип-хопа.
«Как понять электронную музыку»
Электронная музыка обрела образ «сложной и непонятной» культуры, не понятной обычному человеку.
Вполне вероятно, такой тезис многим покажется очередным неоправданно громким клик-бейтом. Более того, большинство людей, лишь прочитав эту фразу, ответит: «Что за идиотизм». И такая реакция будет вполне оправданной. Но, к сожалению, эта тема возникла далеко не на ровном месте.
В какой-то момент электронная музыка в умах слушателей обрела мистический образ «сложной и непонятной» культуры, которую не в силах понять любой. Что еще хуже, ей приписывают два статуса: если это рейв, то обязательно для наркоманов в клубах, либо, если это что-то «экспериментальное», то и вовсе граничит с высоким искусством. Исходя из озвученного выше, вытекает вполне очевидный, но ироничный вопрос: «как понять электронную музыку?».
Естественно, отвечать на подобные заявления должны люди, представляющие эту культуру. Так что я решил задать этот вопрос нескольким представителям нашей электронной сцены и узнать их мнение. Лично я выражаю благодарность каждому, кто согласился поучаствовать в этом.
Bad Zu (Филипп)
Москва
(слева) Филипп – сооснователь группы Bad Zu, которая является ярким примером мультижанровости
«Мне кажется, неверный стереотип кроется уже в самом вопросе: сейчас не девяностые, чтобы делить музыку на электронную и – вот что, кстати, стоит на второй чаше весов? Вокальная музыка? Неэлектронная музыка? Такая есть сейчас вообще? Жанры – лишь ориентиры, но никак не границы. Для меня музыка делится только по необходимости бэкграунда и интеллектуальных усилий, нужных для ее понимания. И даже в хип-хопе таких имен немало. Для того чтобы полюбить Ghostpoet, нужно знать о музыке сильно больше, чем для принятия Prodigy.
Тем не менее я, наверно, дам пару советов для тех, кто именно так ставит вопрос: «Как полюбить электронную музыку?»
Альбом от артиста
«Kanye West: Yeezus. Этот альбом для меня – сон о том, какой бы могла быть поп-музыка, если бы все перестали разделять хип-хоп и электронику».
Nikita Zabelin
Москва
Продюсер и диджей родом из Екатеринбурга, а также основатель объединения Resonance Moscow
«Электронная музыка – это новаторство. Вся история электронной музыки с момента ее появления – это поиск новой формы. В свое время электронная музыка была настолько инновационной в восприятии, что люди стали выдумывать несуществующие образы под звуки только что появившихся на свет синтезаторов. Потому как ничего в природе не могло соответствовать подобному звучанию. Так что электронная музыка породила не только новые формы звука, но и новую визуальную эстетику, так мы погрузились в музыкальный футуризм 1960-х. Электронная музыка развивается рука об руку с технологиям, и это развитие только ускоряет ход.
В данный момент времени электронная музыка вышла за рамки музыки как таковой и перенеслась в более широкую плоскость эмоционального восприятия. Саунд-дизайн. Движение, которое открыло новый простор для творчества, а также позволило окончательно перейти в междисциплинарный формат. Теперь сложно отделить музыку от картинки, текста, имиджа артиста и других языков, которыми пользуются артисты для более четкого выражения своей концепции».
Альбом от артиста
«Aphex Twin: Selected Ambient Works, конечно. Тут даже думать не надо».
Irakli (Иракли Кизирия)
Берлин
Irakli – берлинский продюсер и диджей родом из Грузии
«I think mostly people who think about electronic music think about something different. But at the end if we look at the history of the music, it is just one big thing. Just instruments are different. You can play guitar but also play electric guitar. At the end they do the same thing but sound a little bit different. Language and message are the same. If you listen to composers like Sofia Gubaidulina without knowing it, her music sounds like contemporary drone or ambient musicians. Some people got used to it and they don’t realize what is electronic and what is played by conventional instruments. Especially pop music made us get used to it more. Maybe the biggest innovation of electronic music was that it gave us more possibilities to imitate soundscapes we surrounded or even create new ones».
«Кажется, когда люди думают об электронной музыке, то представляют себе «нечто другое». Однако если анализировать историю музыки, по большому счету все жанры – часть одной большой «штуки». Только инструменты отличаются. Можно играть на гитаре, а можно на электрогитаре. В итоге оба инструмента делают одинаковую работу, но чуть отличаются по звучанию. Посыл и язык один и тот же. Если, например, включить музыку композитора Софии Губайдулиной без предварительных знаний, то на первый взгляд может показаться, что ее музыка напоминает современные дроны или эмбиент. Некоторые слушатели просто приняли такие особенности, и теперь не различают, какая музыка электронная, а какая сыграна традиционными инструментами. Большую роль в таком «привыкании» сыграла поп-музыка. Наверное, самая большая инновация электронной музыки в том, что она позволила нам имитировать звуки, которые нас окружают. А в некоторых случаях даже создавать свои, уникальные».
Альбом от артиста
«Album I would recommend to the beginners may be Voices from the Lake: Voices from the Lake (Prologue). I think this album is making it easy to understand what i want to describe».
«Если выбирать альбом, который я бы рекомендовал новичкам, то это, быть может, Voices from the Lake (Prologue). Думаю, этот альбом лучше продемонстрирует ту мысль, которую я хотел передать».
Moa Pillar (Федор Переверзев)
Москва
Moa Pillar имеет богатый опыт экспериментов со звучанием, в том числе с хип-хопом и IDM
«Начать стоит с того, что сейчас подавляющее количество музыки, которую вы слушаете, – электронная. Хип-хоп, поп-хиты, попсовый рок – это все сейчас электронная музыка. Так или иначе вопрос про «непопулярную» электронную музыку.
Говоря грубо – поп-музыка в первую очередь про гармонии и мелодии. Не поп-музыка – про звук и состояние. Самый простой способ понять такую музыку – это осознать, что слушание бывает разным. Что «гармония» понятие крайне относительное. В Азии, к примеру, понятие гармонии совершенно иное. Послушайте, к примеру, индонезийский гамелан, и вы поймете, о чем я. Так вот, если вы сможете это принять – кайфанете! А еще можно сходить на концерт/рейв и уже именно почувствовать звук телом. Неподготовленному слушателю некоторую музыку можно понять, только оказавшись в нужных условиях. Например, одно дело – слушать классический дабстеп дома и совершенно другое – ощущать грудью раскатывающиеся низкие частоты с большим давлением в клубе. Сразу станет понятно, в чем тут прикол. Музыка намного больше, чем приятно разрешающие аккорды или милые мелодии».
Альбом от артиста
«Oneohtrix Point Never: Garden of Delete. Просто послушайте приданный (?) электронный альбом года (2015). Есть смысл только в целиковом последовательном прослушивании».