Что значит электронная форма учебника
6 советов по использованию ЭФУ
О том, как сделать применение ЭФУ в образовательном процессе эффективным и полезным, рассказывает Сергей Кутузов, методист по электронным формам учебников объединенной издательской группы «ДРОФА — ВЕНТАНА».
— Что такое электронная форма учебника?
— Точные требования к этому виду учебной литературы закреплены в приказе №870 МОиН РФ от 18 июля 2016 года. Согласно данному документу, это электронное издание, которое соответствует по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и при этом снабжено мультимедийными элементами, тренажерами, интерактивными ссылками, расширяющими и дополняющими содержание учебника в зависимости от специфики того или иного предмета.
Например, на уроках географии используются интерактивные карты, истории — анимационные ролики различных событий, при изучении искусства — 3D-модели архитектурных памятников.
— Что мешает использованию ЭФУ в школе?
— Во-первых, это опасения родителей и педагогов за негативное воздействие компьютера на здоровье детей, во-вторых — недостаток необходимых компетенций у педагогов, поскольку применение цифровых технологий требует перестройки привычной модели урока.
— Достаточно ли оснащены школы для использования ЭФУ?
— В стране насчитывается не так много школ с максимальным оснащением — «1 ученик — 1 компьютер». Но это не значит, что во всех остальных случаях исключается применение ЭФУ. Мне часто говорят: у нас в школе нет планшетов для каждого ученика, значит, мы не можем использовать электронные учебники. Ответ такой: можете, если выберете подходящую модель.
Самый простой и, вероятно, самый распространенный вариант: компьютер учителя — проектор — интерактивная доска, которые есть практически в каждой школе и могут использоваться педагогом во фронтальной работе наряду с заданиями тренажера.
Если компьютера у педагога нет, нет планшетов у учеников на уроке или учитель считает, что электронный учебник на занятии не нужен, что он обойдется традиционными средствами, то дети могут использовать электронный учебник дома в модели «Перевернутый класс», которая сейчас широко используется и за рубежом, и в России. Суть этой модели заключается в том, что дома дети осваивают новый материал на базовом уровне, на уровне узнавания-воспроизведения, а на уроке в классе разбирают ту или иную тему более подробно. Например, по географии в 5 классе изучается тема «План местности». Дома, используя электронную форму учебника, школьник может научиться определять условные обозначения на плане местности, а в классе на уроке под руководством учителя отработать применение полученных знаний, в том числе в виде практикума или в игровой форме.
На уроках биологии, прежде чем приступить к работе с микроскопом, ребята дома знакомятся с устройством этого прибора с помощью электронного учебника, определяют его составные части. Затем переходят непосредственно к выполнению практикума и обсуждению опытов.
Если в школе есть компьютерный класс или мобильный класс, то в этом случае учитель может организовать работу учащихся либо в парах за электронными устройствами, либо используя модель «Смена рабочих зон», когда учащиеся разделяются на группы, каждой из которых даются конкретные задания: например, одни работают с компьютером, другие — с печатными изданиями, третьи — непосредственно с учителем. Через каждые 5—10 минут деятельность учащихся меняется.
Оптимальная модель применения цифровых технологий в образовании — это «1 ученик — 1 компьютер». У каждого обучающегося есть компьютер или планшет, с которым он может работать на занятии в школе или дома. В данном случае у педагога есть свобода выбора разных видов деятельности, в том числе с акцентом на индивидуальные задания.
Таким образом, прежде чем выбрать эффективную модель применения электронной формы учебника, педагогу надо оценить то имеющееся оборудование, те условия, в которых он работает, и те цели, которые он ставит. Если педагог хочет сэкономить время на подготовке к занятиям — это может быть режим фронтальной работы. Если хочет разнообразить урок, сделать его более интересным — это может быть модель «Смена рабочих зон». Если стремится предоставить детям большую самостоятельность — модель «Перевернутый класс».
— Сегодня практически у каждого ученика есть электронные устройства. Почему бы не использовать их для работы на уроке?
— Эта модель называется «Принеси свое собственное устройство» — Bring Your Own Device (BYOD). С одной стороны, она демократичная, но, с другой стороны, ее неудобно применять на уроке, поскольку учителю будет сложно ориентироваться в таком многообразии устройств. У одних учеников гаджеты новые и быстрые, у других — более старые или дешевые, не обладающие достаточной скоростью. Применение этой модели может привести к возникновению цифрового неравенства, обусловленного разницей технических параметров устройств.
– Электронный учебник содержит много информации: видео, интерактивы и тренажеры. Как сориентироваться в этом разнообразии учителю и детям?
– Учителю необходимо проанализировать, какие объекты, инструменты, дополнительные материалы есть в электронном учебнике, соотнести их со своей программой, понять, когда какие элементы можно использовать, и создать гид по электронным образовательным ресурсам ЭФУ для обучающихся, если в их распоряжении находятся электронные учебники. Подробная информация об электронных учебниках издательской группы «ДРОФА — ВЕНТАНА» размещена на сайте drofa-ventana.ru, доступны они на образовательной платформе LECTA (lecta.rosuchebnik.ru).
Кроме того, в Интернете много образовательных ресурсов, которые также можно использовать на уроке. Один электронный учебник не может заменить все многообразие электронных и любых других средств обучения, поэтому необходимо дать детям возможность выбрать наиболее подходящие, наиболее интересные ресурсы. Например, есть бесплатный сервис Атлас+ (lecta.rosuchebnik.ru/atlasplus), позволяющий готовиться в том числе к экзаменам с использованием карт и атласов по истории и географии. Учитель может порекомендовать детям список сайтов, которые можно использовать для изучения тех или иных тем.
— Работа с ЭФУ в школе ограничена по времени. Как учитель должен учитывать это в своей деятельности?
— Эти требования регламентируются СанПиН 2.4.2.2821-10 в пункте 10.18. В нем указано, что в 1—2 классах обучающиеся могут работать с жидкокристаллическими экранами непрерывно в течение 20 минут, в 3—4 классах — 25 минут, в 5—6 классах — 30 минут, а в 7—11 — 35 минут. Много это или мало? В том же нормативном документе (СанПиН) есть пункт, который говорит о том, что каждые 10—15 минут необходимо менять вид деятельности на уроке. Поэтому каждый педагог, использующий ЭФУ, должен внимательно изучить этот документ и учитывать его требования на уроке.
— У электронной формы учебника есть тренажер. Некоторые учителя используют его не только для проверки знаний школьника, но и для его оценивания, тут же выставляя отметку в электронный журнал. Правильно ли это?
— Я не советовал бы этого делать. Все-таки электронная форма учебника и те тренажеры, которые в ней есть, это прежде всего инструменты самоконтроля и самопроверки ученика, а умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата – одно из требования ФГОС. Тренажеры ЭФУ позволяют ребенку получить моментальную обратную связь и при необходимости вернуться к учебному материалу для повторения.
— Современные электронные устройства обладают массой возможностей. Как их применить на уроке?
— В любом электронном устройстве могут быть встроены калькулятор, компас, фото-, видеокамера, диктофон, дополнительные приложения для создания презентаций, анимаций, видеороликов. Все это следует использовать в совместной деятельности педагогов и учащихся для создания нового образовательного продукта. Пусть дети не просто посмотрят красивую демонстрацию опыта в электронной форме учебника, но сами повторят этот опыт дома или в классе, запишут этот опыт на видео, выложат его на YouTube, сайте школы или странице в соцсети. Это станет лучшим доказательством того, что ученики не только освоили теоретический материал, но и творчески его переосмыслили.
— Как обеспечить активность учащихся благодаря использованию ЭФУ?
— Само по себе использование тех или иных электронных форм или средств обучения не гарантирует результата. Важно правильно сочетать различные формы и методики обучения, от которых зависит коэффициент усвоения материала. Так, согласно исследованию, проведенному по инициативе компании Samsung в октябре 2012 года, из лекции преподавателя ученик усваивает 5% информации, самостоятельное чтение текста обеспечивает 10% усвоения, аудиовизуальные методы и демонстрации объектов, моделей — соответственно 20% и 30%. Но настоящая и наиболее плодотворная деятельность — это активность самих участников: групповые обсуждения, практические занятия обеспечивают от 40 до 60% эффективного обучения. Об этом необходимо помнить при организации учебного процесса с использованием любых средств обучения — традиционных или инновационных.
— Многие учителя скептически относятся к электронному учебнику, потому что зачастую воспринимают его как своего конкурента, который в ближайшем будущем заменит их у классной доски. Вы разделяете эти опасения?
— На самом деле это не так. Электронный учебник — это всего лишь инструмент в руках учителя, который побуждает детей чувствовать, мыслить и творить.
Электронные учебники: как это работает
Что такое электронные учебники?
Перед тем, как перейти к техническому оснащению, разберёмся, что такое вообще электронные учебники и как они выглядят.
В 2012 году был принят новый образовательный стандарт, согласно которому в школах создаётся информационная образовательная среда и проводится полная компьютеризация. Сюда относится и переход на электронные учебники. А с 2015 года в федеральный перечень рекомендованных к применению учебников могут входить только те, которые имеют электронные аналоги, то есть запускаются на ноутбуке, ПК или планшете.
Существует два вида электронных учебников: фактически просто электронная копия бумажного с дополнениями, которые не смогли разместить в бумажной версии (масса бумажного учебника ограничена законом) и развёрнутый интерактивный программный комплекс. Первых гораздо больше, но целью ставится именно увеличение количества вторых, которые не выйдет запустить на обычном ридере, что иногда можно позволить себе с электронной обычной копией.
Пример страницы интерактивного учебника
Интерактивные учебники включают в себя зоны, с которыми можно взаимодействовать, видеоролики, возможности комментирования, анимированный контент и игры. Кстати, в тех школах, где стали использовать интерактивные версии, отмечен рост интереса школьников к предметам — учиться стало более занимательно.
Как это работает?
Основные издательства учебной литературы предлагают использовать для запуска электронных учебников собственные платформы, например, LECTA, «Учебники Просвещение», «Учебник цифрового века» и др. ПО загружается бесплатно, обычно существует и мобильное приложение, и сайты для онлайн и офлайн доступа. Как правило, имеется бесплатная демоверсия на месяц, затем придётся закупить лицензии для получения учебников. Например, на платформе LECTA комплект из 50 книговыдач (прав доступа к одному изданию на 500 дней) обойдётся в 3750 рублей. Кроме платных учебников, платформы содержат и бесплатную литературу, а также интерактивные карты, атласы, онлайн-тренажёры, аудиоприложения и т.д.
Сайт образовательной платформы LECTA
Закон подразумевает, что школа самостоятельно закупает электронные носители, то есть планшеты, а также оплачивает доступ к ПО для загрузки учебников, приобретая лицензию. Требуется официальное решение школы перейти на электронные учебники, тогда будут выделены средства из госбюджета. В реальности же всё не так радужно и переход на электронные учебники находится фактически на этапе тестирования, а в большинстве учебных заведений всё продолжает пользоваться по старинке бумажными учебниками. Кроме проблем со средствами на закупку гаджетов, встречаются возражения родителей против использования электронных учебников — якобы негативное влияние на зрение, непрекращающееся пребывание ребёнка онлайн и т.п. Да и многим преподавателям «старой школы» сложно обращаться с электроникой, хотя для них постоянно проводятся обучающие тренинги и семинары.
Там же, где ученики всё-таки начали пользоваться электронными аналогами, всё происходящее условно можно разделить на несколько схем.
Некоторые школы действительно сами закупают современные планшеты для школьников (чаще к эксперименту привлекаются учащиеся старших классов). Конечно, тут надо учитывать вероятный выход техники из строя и затраты на лицензионное ПО, так что это влетает в копеечку.
В отдельных школах появились специальные экспериментальные устройства, которые сложно назвать привычным нам планшетом — для этого они всё-таки слишком громоздкие, их масса доходит до 1,5 кг. Но всё равно они весят меньше, чем учебники в рюкзаке современного школьника.
В прошлом году свой увесистый 1,5-килограммовый проект планшета для учебников будущего представила корпорация «Ростех». Он с разворотом и состоит из двух сенсорных экранов, даже выглядит, как книга: справа расположен дисплей на электронных чернилах, слева — обычный ЖК для просмотра презентаций и медиафайлов. Устройство собирается на небезызвестном заводе Foxconn, а его стартовая цена составляет около 30 000 рублей.
Экспериментальное устройство от корпорации «Ростех»
Также компания «Российский учебник» показала офлайн-учебник, который является интерактивным и даже не требует подключения к Wi-Fi — ему достаточно объединения устройств учеников в одну сеть, чтобы учитель мог их контролировать. Все эти устройства выдавали прошедшей осенью в школах во временное пользование.
Многие московские школы решили не закупать планшеты, но вложили средства в организацию точек доступа к беспроводной сети и разработку единого портала для всех школьников, где можно найти некоторые учебные пособия. Речь идёт о проекте «Московская электронная школа» с единой базой материалов — там выложены интерактивные учебники и огромное количество электронных уроков. Однако в таких случаях дети приносят на уроки свои гаджеты.
В некоторых случаях всё перекладывается на плечи родителей: они сами решают, что предпочитают заменить многокилограммовое содержимое школьного рюкзака на один планшет, договариваются друг с другом и школой и закупают детям устройства. Дальше решается вопрос с доступом к учебникам: школа может пойти навстречу и приобрести лицензионное ПО или же придётся обращаться к ресурсам для нелегального скачивания учебных материалов.
Какие планшеты подходят для школ?
Раз уж в большинстве случаев всё равно приходится возвращаться к самостоятельной покупке для школьника привычного планшета, то рассмотрим, какая именно техника подходит для электронных учебников.
10,1-дюймовый Samsung Galaxy Tab A подходит под все требования к запуску электронных учебников
Дело в том, что у ПО, предназначенного для запуска электронных учебников, есть определенные требования к оборудованию — от этого и стоит отталкиваться:
Главное об ЭФУ: что нужно знать об электронной форме учебника
ЭФУ — это электронное издание, своеобразный «спутник» печатного учебника, призванный расширить и дополнить его содержание. ЭФУ соответствует печатному учебнику по структуре, содержанию и художественному оформлению, однако содержит дополнительный материал — различные мультимедийные элементы и интерактивные ссылки.
Грамотное использование ЭФУ — одно из ключевых требований к современному педагогу. С 2016 года каждый из бумажных учебников, включенных в федеральный перечень, обязательно должен быть представлен и в электронной форме. Это требование закреплено приказом Министерства образования и науки РФ № 870. Но чтобы использовать ЭФУ на полную мощность, нужно хорошо понимать, что это за ресурс, каковы его особенности и преимущества перед бумажным учебником.
Чаще всего педагоги не пользуются всеми преимуществами ЭФУ, так как, по их мнению, у электронной формы учебника есть равноценные альтернативы — цифровые копии и интерактивные приложения к учебным пособиям. Строго говоря, это не совсем верно.
ЭФУ — это не приложение к учебнику, так как необязательно в приложении присутствует четкая структура и не все элементы привязаны к конкретным темам. Чтобы воспользоваться материалами приложения, отобрать и скомпоновать их, учителю придется потратить немало времени. К тому же, даже очень качественное приложение может разнообразить учебный процесс, но никак не заменить учебник.
ЭФУ — это не цифровая копия учебника. В ней нет удобного поиска, нет мультимедийных и интерактивных элементов.
ЭФУ — это не замена бумажному учебнику, а обязательное его дополнение, с которым гораздо удобнее заниматься по выбранному УМК и обучать детей в полном соответствии с требованиями ФГОС.
Основные преимущества ЭФУ перед традиционным учебником:
Современный подход к подаче информации. Материал в ЭФУ подается широко и наглядно: обилие иллюстраций, аудио, видео, слайд-шоу позволяют легко достичь всех целей и задач обучения.
Интерактивные формы подачи информации. Ученик имеет возможность проходить тесты, выполнять задания и мгновенно получать обратную связь. Освоение знаний и закрепление результатов при помощи интерактивных элементов проходит в увлекательной игровой форме — с минимальными временными затратами со стороны учителя.
Удобная навигация. Интерактивное оглавление обеспечивает быстрый и технологичный поиск по всему контенту — как в электронной книге. В тексте учебника можно искать нужный фрагмент по ключевым словам. Есть возможность быстро переходить от одного раздела учебника к другому.
Компактность. Весь материал всех ЭФУ помещается на одном электронном носителе: минимум места в портфеле ученика и максимум полезной информации, которая всегда с тобой.
Свободное обращение с информацией. Работая с ЭФУ, учитель может дополнять материалы к урокам собственными разработками, мультимедийными объектами, а ученик — самостоятельно подбирать и изучать информацию из достоверного, проверенного источника.
Что дает педагогу использование ЭФУ?
Комфорт в работе. ЭФУ позволяет быстро и легко организовать подготовку к уроку, сэкономить время и подобрать весь необходимый контент.
Обучение по ФГОС. Использование ЭФУ дает возможность легко сформировать современную информационно-образовательную среду, которая является одним из базовых требований ФГОС.
Налаженная система контроля. При помощи ЭФУ гораздо проще получать обратную связь после изучения каждой темы.
Возможность совмещать разные формы обучения. С ЭФУ педагог может легко наладить процесс дистанционного и смешанного обучения.
Еще один важный нюанс: работа учеников и педагогов с ЭФУ строго регламентирована. После приобретения электронной формы учебника, всем ученикам выдается лицензия со сроком действия 500 дней с момента загрузки на электронное устройство. Чтобы активировать лицензии, ученики должны всего лишь зайти в любой веб-браузер и открыть учебник.
Вопросом технической поддержки ЭФУ, как правило, занимается компания, у которой вы приобрели ЭФУ. Например, компания lecta предоставляет своим клиентам бесплатную техническую поддержку — как по телефону (звонок из любого региона России бесплатный), так и по электронной почте. Еще одно удобство: с ЭФУ можно работать и онлайн, и офлайн, то есть как с подключением к сети Интернет, так и без него.
Технические требования к использованию ЭФУ на образовательной платформе LECTA:
Операционная система — Windows (не старше версии Windows 7), Android (не старше версии 4.1), iOS (не старше версии iOS 8);
Разрешение экрана 1024×768 и больше;
Процессор не менее 1 ГГц;
Оперативная память от 1Гб;
Также для загрузки учебников потребуется около 16 Гб свободного места на диске.
В целом, ЭФУ не стоит воспринимать как очередное необязательное дополнение к учебному изданию. Это отдельный цифровой продукт, в котором материал учебника подан в разнообразных интерактивных формах. Он дает ученику возможность быстро найти нужную информацию, выполнить интересные, необычные задания и получить объективную оценку своей работе. Педагогу, в свою очередь, ЭФУ позволяет быстро и легко готовиться к урокам, подбирать задания для каждого учащегося и следить за его личными успехами.
Электронный учебник: что это такое и как с ним работать?
Informburo.kz выяснил, какие преимущества даёт электронный учебник учителям и школьникам.
Электронные учебники избавят школьников от тяжёлых рюкзаков. Однако это не главное их преимущество. Они позволяют получать больше знаний, прослушивать материал неограниченное количество раз и сразу же узнавать число правильных ответов на задания.
Разберёмся, что представляют собой электронные учебники и какие издательства в Казахстане занимаются их разработкой.
№1. Что такое электронный учебник?
Электронный учебник – это электронный учебный курс, в котором информация по дисциплине представлена в виде текста, рисунков, видео, аудио, анимации и других графических средств.
Развитая система связей и поиска позволяет мгновенно переходить от одного раздела или фрагмента учебника к другому. Узнать, насколько хорошо усвоен материал, можно сразу же, выполнив интерактивные задания. Электронный учебник может иметь online- и offline-версию. Он может быть записан на CD-диск или другой носитель либо размещён на сайте в интернете.
№2. Это то же самое, что и бумажный учебник?
Нет. Первые учебники в электронном формате действительно лишь дублировали бумажные. Сейчас в интернете размещено много таких оцифрованных учебников в формате PDF, DOC, EPUB, FB2. Встречаются учебники в виде презентаций в Power Point. Все это можно назвать лишь электронной версией учебника.
Чтобы сделать электронный учебник, недостаточно просто перевести его содержимое в электронный вид. Его надо дополнять интерактивными компонентами: роликами, иллюстрациями, играми.
№3. Чем качественно электронный учебник отличается от бумажного?
В отличие от бумажных изданий цифровые учебники не статичны, а динамичны и содержат мультимедийное наполнение, отмечает заместитель директора по производству издательства «Келешек-2030» Ольга Лосенко.
«Их функционал также намного шире и разнообразнее, чем у статичных форм изданий. Учебники доступны как на казахском, так и на русском языке. Причём при необходимости этот доступ можно обеспечить в пределах одного цифрового издания. Кроме того, цифровые учебники решают проблему тяжёлых школьных рюкзаков: детям больше не нужно носить учебники в школу и домой», – говорит Ольга Лосенко.
№4. Школы каких стран уже перешли на электронные учебники?
Ещё ни одна страна мира полностью не отказалась от бумажной версии учебников. Но есть страны, где опыт введения электронных учебников в школах успешен. Среди них – Испания, Венгрия, Бразилия, Сингапур, Финляндия и Эстония.
Попытки массового внедрения электронных учебников были в Южной Корее, России и других странах. К примеру, в 2011 году АО «Роснано» представило электронную книгу Plastic Logic 100 в качестве перспективного электронного учебника для российских школ. Однако проект не имел успеха.
№5. Кто занимается выпуском электронных учебников в Казахстане?
Заместитель директора Республиканского научно-практического центра «Учебник» Саят Омаров сообщил, что на экспертизу свои электронные учебные издания за последние два года им представляли следующие издательства:
Есть и другие разработчики, продукция которых пока не проходила официальную процедуру экспертизы.
№6. Какую экспертизу проходят электронные учебники?
Электронные учебники, как и бумажные, проходят 8-ступенчатую экспертизу в центре «Учебник». Учебные издания и пакет сопроводительных документов поступают туда через Госкорпорацию «Правительство для граждан». Экспертиза занимает 60 календарных дней. В заключении эксперты пишут один из выводов:
На доработку учебника у авторов есть 30 дней с момента получения заключения, затем они снова должны подать учебник на экспертизу и ждать новых результатов. Повторно на доработку учебник не отправляется.
№7. Каким требованиям отвечает хороший электронный учебник?
Подготовка качественного электронного учебника – сложный процесс, требующий участия ряда специалистов: редакторов, дизайнеров, верстальщиков, программистов. Разработчики следят за качеством учебника и его эргономичностью. В числе требований к электронному учебнику:
Содержание должно полностью соответствовать типовой программе.
№8. В чём преимущества электронных учебников?
В ближайшем будущем электронные учебники станут неотъемлемой частью обучения благодаря своим преимуществам. Они позволяют задействовать в процессе учёбы разные каналы восприятия информации.
Если ребёнок лучше воспринимает информацию на слух, он может её прослушать, а если визуально, то просмотреть видеофрагменты и анимацию. Среди других достоинств электронных учебников эксперты отмечают:
№9. В каких школах Казахстана уже применяются электронные учебники?
В 2018-2019 учебном году в Казахстане прошёл пилотный проект по введению электронных учебников издательства «Алматыкiтап баспасы». По словам вице-президента компании по издательской деятельности Рано Ануар, в проекте приняли участие 350 педагогов и тысяча учеников 3, 6 и 8 классов.
Электронные учебники издательства «Келешек-2030» тоже доступны для общеобразовательных школ, отмечает Ольга Лосенко.
«Первая – внутренняя – экспертиза и апробация цифровых учебников с привлечением опытных педагогов, творческих групп специалистов-предметников, городских методических объединений учителей проводится методическим советом издательства ещё на этапе разработки цифровых изданий. Это тщательная проверка на соответствие типовым учебным программам, дидактическим, методическим, психологическим, эстетическим, гигиеническим требованиям», – поясняет Ольга Лосенко.
№10. Будут ли электронные учебники бесплатными?
Информация о том, будут ли учебники в бесплатном доступе или за них по примеру зарубежных стран введут плату, будет доступна в будущем. В Эстонии, например, плата за 150 учебников составляет 40-50 евро в год, расходы несёт государство. Вопрос обеспечения детей гаджетами для работы с электронными учебниками также находится на стадии обсуждения: рассматривается возможность привлечения спонсоров для закупки планшетов детям из малообеспеченных семей.
№11. Какое приложение скачать, чтобы получить электронные учебники?
Воспользоваться электронными учебниками ТОО «Bilim Media Group» можно, зарегистрировавшись на сайтах bilimland.kz, itest.kz, twig-bilim.kz и imektep.kz.
Издательство «Келешек-2030» поставляет в школы электронные учебники для 7-11 классов на дисках – по утверждённому перечню МОН, сообщают в компании.
Библиотека электронных учебников издательства «Алматыкiтап баспасы» доступна на платформе opiq.kz (это эстонская платформа, с которой сотрудничает казахстанское издательство; «опик» в переводе означает «учебник»). Войти в библиотеку можно с любого устройства – ПК, ноутбука, планшета, смартфона. Сайт автоматически подстраивается под его формат.
№12. Как учиться, если отключат электричество и интернет?
Электронные учебники не отменяют бумажных. Ученики будут получать в пользование и те, и другие. Домашние задания идентичны, поэтому выполнять их можно как по книге, так и по электронному учебнику.
При сбоях в работе интернета может быть использована offline версия учебника.
№13. Не испортят ли дети себе зрение из-за работы с планшетом/ноутбуком?
Санитарные нормы позволяют школьникам заниматься по электронным учебникам не больше 20 минут в течение урока, подчёркивает Рано Ануар. При необходимости дети могут увеличивать изображение, чтобы лучше разглядеть детали.
Шрифты и кегли для электронных учебников стандартизированы, цветовая гамма рекомендована в сдержанных, спокойных оттенках. При соблюдении гигиенических норм как в учебное, так и во внеурочное время, использование электронных учебников зрению детей не навредит.