Что значит экономический человек а смита
«Экономический человек»
Смит провел в Париже около года — с декабря 1765 по октябрь 1766 г. Но он не занимал в парижских салонах такого места, которое в течение трех предыдущих лет занимал его друг Юм, а через 10 лет — Франклин. Смит не был создан, чтобы блистать в обществе, и хорошо сознавал это.
Особое значение для него имело знакомство с Гельвецием, человеком большого личного обаяния и замечательного ума. В своей философии Гельвеций, стремясь освободить этику от церковно-феодальных оков, объявил эгоизм естественным свойством человека и фактором прогресса общества. Новая, в сущности буржуазная, этика строилась на своекорыстном интересе, на естественном стремлении каждого к своей выгоде, ограничиваемом только таким же стремлением других людей. Гельвеций сравнивал роль своекорыстного интереса в обществе с ролью всемирного тяготения в природе. С этим связана идея природного равенства людей: каждому человеку, независимо от рождения и положения, должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выиграет все общество.
Смит развил эти идеи и применил их к политической экономии. Созданное Смитом представление о природе человека и соотношении человека и общества легло в основу взглядов классической школы. Понятие «homo oeconomicus» («экономический человек») возникло несколько позже, но его изобретатели опирались на Смита. Знаменитая формулировка о «невидимой руке», может быть, является чаще всего цитируемым местом из «Богатства народов».
Ход мыслей Смита можно представить себе так. Главным мотивом хозяйственной деятельности человека является своекорыстный интерес. Но преследовать свой интерес человек может, только оказывая услуги другим людям, предлагая в обмен свой труд и продукты труда. Так развивается разделение труда. Люди помогают друг другу и одновременно способствуют развитию общества, хотя каждый из них — эгоист и печется только о своих интересах. Естественное стремление людей улучшать свое материальное положение — это такой мощный стимул, что, если ему предоставить действовать без помехи, он сам собой способен привести общество к благосостоянию. Более того, как говорится, гони природу в дверь — она войдет в окно: этот стимул даже способен «преодолеть сотни досадных препятствий, которыми безумие человеческих законов так часто затрудняет его деятельность…»[120] Здесь Смит резко выступает против меркантилизма, ограничивающего «естественную свободу» человека — свободу продавать и покупать, нанимать и наниматься, производить и потреблять.
Каждый отдельный человек стремится использовать свой капитал (как видим, речь, в сущности, идет не просто о человеке, а о капиталисте) так, чтобы продукт его обладал наибольшей стоимостью. Обычно он и не думает при этом об общественной пользе и не сознает, насколько содействует ей. Он имеет в виду лишь собственный интерес, но «в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой (подчеркнуто мной. — А.А.) направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения… Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это».[121]
«Невидимая рука» — это стихийное действие объективных экономических законов. Эти законы действуют помимо воли людей и часто против их воли. Введя в такой форме в науку понятие об экономическом законе, Смит сделал важный шаг вперед. Этим он, по существу, поставил политическую экономию на научную основу. Условия, при которых наиболее эффективно осуществляется благотворное действие своекорыстного интереса и стихийных законов экономического развития, Смит называл естественным порядком. У Смита и у последующих поколений политико-экономов это понятие имеет как бы двойной смысл. С одной стороны, это принцип и цель экономической политики, т. е. политики laissez faire (см. ниже), с другой — это теоретическая конструкция, «модель» для изучения экономической действительности.
В физике как полезнейшие орудия познания природы применяются абстракции идеального газа и идеальной жидкости. Реальные газы и жидкости не ведут себя «идеально» или ведут себя так лишь при некоторых определенных условиях. Однако имеет большой смысл абстрагироваться от этих нарушений, чтобы изучать явления «в чистом виде». Нечто подобное представляет собой в политической экономии абстракция «экономического человека» и свободной (совершенной) конкуренции. Реальный человек не может быть сведен к своекорыстному интересу. Точно так же при капитализме никогда не было и не может быть абсолютно свободной конкуренции. Однако наука не смогла бы изучать массовидные экономические явления и процессы, если бы она не делала известных допущений, которые упрощают, моделируют бесконечно сложную и разнообразную действительность, выделяют в ней важнейшие черты. С этой точки зрения абстракция «экономического человека» и свободной конкуренции была вполне оправданной и сыграла важнейшую роль в экономической науке. В особенности соответствовала она реальности капитализма XVIII и XIX столетий.
Приведем два примера из марксистской экономической теории.
Закон стоимости действует в товарном хозяйстве, основанном на частной собственности, как стихийный регулятор и двигатель производства. Если, например, данный товаропроизводитель уменьшает благодаря каким-то техническим нововведениям рабочее время, которое он затрачивает на выпуск единицы товара, то снижается индивидуальная стоимость этого товара. Но общественная стоимость, которая определяется средними общественными затратами рабочего времени, при прочих равных условиях не меняется. Наш искусный товаропроизводитель будет продавать каждую единицу своего товара по прежней цене, определяемой в принципе общественной стоимостью, и получать дополнительный доход, поскольку, скажем, за рабочий день он производит на 25 % больше единиц товара, чем остальные. Очевидно, товаропроизводители-конкуренты постараются перенять новую технику. Таков в своей первооснове механизм «стимулирования технического прогресса». Результатом действия описанных стихийных факторов, независимых от воли людей, будет уменьшение общественно необходимых затрат труда на единицу товара и снижение общественной стоимости. Нетрудно видеть, что каждый товаропроизводитель действует здесь как «экономический человек», стремясь максимизировать свой доход, а условия, в которых происходит действие, — это условия свободной конкуренции.
Другой пример — образование средней нормы прибыли в условиях капитализма свободной конкуренции. Немыслимо, чтобы в течение сколько-нибудь длительного времени норма прибыли в разных отраслях предпринимательства была существенно различной. Объективной необходимостью является уравнение нормы прибыли. Механизм, который обеспечивает это уравнение, заключается в межотраслевой конкуренции и переливе капитала из отраслей с более низкой нормой прибыли в отрасли с более высокой нормой. Опять-таки ясно, что капиталист здесь рассматривается лишь с одной стороны — как воплощение стремления к прибыли. Условие о неограниченной возможности перелива капитала равнозначно условию о свободной конкуренции. Разумеется, в действительности всегда были факторы, ограничивающие свободу перелива капитала, и Маркс их хорошо знал. Но эти факторы должны быть введены в модель лишь после того, как она рассмотрена «в идеальном виде».
Капиталист, по выражению Маркса, есть персонифицированный капитал. Иначе говоря, для политической экономии не могут иметь значение личные свойства каждого отдельного капиталиста. Для науки он интересен лишь постольку, поскольку в нем выражаются общественные отношения капитала. Здесь ощутимо некоторое родство с мыслями Смита. Но вывод совершенно иной. У Смита капиталист, преследуя свою выгоду, бессознательно укрепляет капитализм. У Маркса он, действуя, в общем, таким же образом, не только развивает производительные силы капитализма, но и объективно готовит его закономерный конец. С этим связано и другое принципиальное отличие. Маркс рассматривает человека с позиций исторического материализма как продукт длительного общественного развития. Этот человек как объект политической экономии существует лишь в рамках данного конкретного классового общества и действует в соответствии с его законами. Для Смита же его «экономический человек» — выражение вечной и естественной человеческой природы. Это не продукт развития, а, скорее, его исходный пункт. Такое внеисторическое и потому ложное понятие о человеческой природе Смит разделял со всеми крупными мыслителями эпохи, в частности с Гельвецием.
Концепцией «экономического человека» Смит поставил вопрос колоссальной теоретической и практической важности: о мотивах и стимулах хозяйственной деятельности человека. И он дал плодотворный и глубокий для своего времени ответ на этот вопрос, если иметь в виду, что под его «естественным» человеком скрывался действительный человек буржуазного общества.
С проблемой мотивов и стимулов столкнулся и социализм, став из научной теории социально-экономической действительностью. С крушением капитализма, с полной ликвидацией эксплуатации человека человеком исчезли и чисто буржуазные стимулы хозяйственной деятельности человека.
Но чем может быть заменена страсть людей к обогащению, которая в конечном счете, как говорил еще Адам Смит, толкает вперед капиталистическое производство? Может быть, просто социалистическим сознанием, трудовым энтузиазмом, патриотизмом? Ведь капиталистов нет, заводы, фабрики и поля принадлежат народу, люди работают на себя…
Да, социализм порождает новые и мощные стимулы к труду и деятельности. В этом его величайшее преимущество перед капитализмом. Но полагаться только на эти новые стимулы значило бы загубить дело социалистического строительства. Они не появляются как но волшебству, а развиваются в ходе глубокого социалистического преобразования общества и самих людей, их психологии, морали, сознания. В обществе, где действует принцип распределения по труду, материальный интерес закономерно остается важнейшим трудовым стимулом. Разработанные на основе идей Ленина принципы хозяйственного расчета стали главным методом социалистического хозяйствования. Проводимая в последние годы в нашей стране экономическая реформа является углублением этих принципов в новых условиях развитого социалистического общества.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Человек и его миссия
Человек и его миссия Люди часто спрашивают, думал ли я о какой-то миссии, основывая «Trump Organization». Не знаю, можно ли это было в тот момент назвать миссией, но я хотел создать прочную основу своей будущей деятельности. Я знал, что это будет важным аспектом успеха и даст
Глава 1 Человек
Глава 1 Человек На первый взгляд, начинать разговор об институциональной экономике с человека – странно. Потому что в экономике есть фирмы, есть правительства и иногда, где-то на горизонте, есть еще люди, да и те обычно скрыты под псевдонимом «домохозяйство». Но я
«Человек года»
Эпоха и человек
Эпоха и человек Меркантилисты не видели в экономических процессах объективной закономерности. Они полагали, что государство может по своей воле управлять экономическими процессами. Им было свойственно то, что мы теперь называем волюнтаризмом в экономике.Петти одним из
«Экономический человек»
«Экономический человек» Смит провел в Париже около года — с декабря 1765 по октябрь 1766 г. Но он не занимал в парижских салонах такого места, которое в течение трех предыдущих лет занимал его друг Юм, а через 10 лет — Франклин. Смит не был создан, чтобы блистать в обществе, и
Эпоха и человек
Эпоха и человек Меркантилисты не видели в экономических процессах объективной закономерности. Они полагали, что государство может по своей воле управлять экономическими процессами. Им было свойственно то, что мы теперь называем волюнтаризмом в экономике.Петти одним из
Сэй как человек и ученый
Сэй как человек и ученый Жан Батист Сэй родился в 1767 г. в Лионе и происходил из буржуазной гугенотской семьи. Он получил неплохое образование, но рано должен был начать службу в торговой конторе. Сэй много занимался самообразованием. Изучая политическую экономию, он
«Человек-виски»
«Человек-виски» Виски Chivas Regal попал на американский континент в самый разгар борьбы жителей Штатов за трезвость. Сухой закон, впрочем, не запрещал гражданам США посещать соседнюю Канаду. А власти этой страны не имели ни возможности, ни желания запрещать американцам
38. ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ
38. ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ Одно из самых лучших выступлений на тему о том, как надо выступать, я слышал от одного молодого человека по имени Джим Уайз, который заведовал художествественным отделом одного рекламного агентства.Вот как это мне запомнилось.…Он начал с того, что
Человек действия, человек эпохи Возрождения: Ларри Эллисон
Человек действия, человек эпохи Возрождения: Ларри Эллисон Крах Enron и WorldCom наделал много шума в СМИ. Нас пытались убедить в том, что алчность умерла. Но мы надеемся, что вы не поспешили купить цветы на ее похороны. Хотя многие из сильнейших пали, их вина была не в любви к
Смелый человек
Смелый человек Чтобы мы процветали и преуспевали, наша жизнь должна быть пронизана смелостью. Мужество дает нам преимущество, отличает нас от конкурентов, помогая достигать целей, которые ставим перед собой мы сами, окружающие или наши компании.Решительны ли вы
Урок 35 Когда человек с деньгами встречает человека с опытом, человек с опытом получает деньги, а человек с деньгами приобретает опыт
Урок 35 Когда человек с деньгами встречает человека с опытом, человек с опытом получает деньги, а человек с деньгами приобретает опыт Когда я купил компанию по изготовлению конвертов – или, скорее, когда я имел глупость ввязаться в это дело, – в ней была дюжина
Человек и миф
Человек и миф Чтоб понять ИКЕА, надо попытаться понять ее Основателя. Кто он такой на самом деле?Ноябрь 1994 г., Чёллес Горд, Хумлебек,к югу от Хельсингёра, Дания.Чёллес Горд – живописное, напоминающее постоялый двор здание в не менее живописном окружении в двух шагах от
Модель «экономического человека» А. Смита
Анализ литературы позволяет выделить ученых, которые рассматривали некоторые элементы модели человека: Л. Гребнева, В. Зотова, Г. Беккер, Н. Макашева. Попытки дать многосторонний анализ модели экономического человека в определенный период развития экономической мысли, все еще являются большой редкостью. Именно поэтому целью работы является комплексный анализ модели человека в работах выдающегося экономиста Адама Смита.
Смит выводит своего движимого собственным интересом человека не из умозрительных соображений о природе человека, а из своих наблюдений за окружающим его реальным миром. В «Богатстве народов» нет резкого отделения теории от опыта (эмпирии). Так, Смит не сводит собственный интерес людей к получению денежных доходов наподобие максимизации прибыли: на выбор занятий помимо заработка влияют также приятность или неприятность занятия, легкость или трудность обучения, постоянство или непостоянство занятий, больший или меньший престиж в обществе. Модель «человека экономического» Смита, предполагает в качестве основы всех экономических процессов и явлений человеческий эгоизм, а общее благо стихийно складывается вследствие самостоятельных действий индивидов, каждый из которых стремится к максимизации собственной выгоды.
В самом начале «Богатства народов» он пишет о свойствах человека, налагающих отпечаток на все виды его хозяйственной деятельности:
1. это «склонность к обмену одного предмета на другой» (это позволяет объяснить обмен эквивалентов, а не предметов, имеющих разную ценность для продавца и покупателя);
2. собственный интерес, эгоизм, «одинаковое у всех людей постоянное и неисчезающее стремление улучшить свое положение».
Эти свойства взаимосвязаны: в условиях широкого развития обмена невозможно установить с каждым из партнеров личные отношения, основанные на взаимной симпатии. Вместе с тем обмен возникает именно потому, что даром получить нужные предметы у такого же эгоистичного по природе соплеменника невозможно[4].
Отмеченные свойства человеческой природы имеют у Смита важные экономические последствия. Они лежат в основе системы разделения труда, где индивид выбирает для себя более выгодное занятие. «Каждый отдельный человек постоянно старается найти наиболее выгодное приложение капитала, которым он может распоряжаться. Он имеет в виду собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества». Однако Смит в отличие от меркантилистов не противопоставляет частный интерес общему благу. Дело в том, что это богатство равно, по Смиту, сумме ценностей, созданных во всех отраслях хозяйства. Таким образом, выбирая отрасль, где его «продукт будет иметь большую стоимость, чем в других отраслях», человек, ведомый эгоистическим интересом, самым непосредственным образом увеличивает богатство общества. Можно высказать точку зрения, что все в этом мире построено на «индивидуальной жадности» каждого из людей и эти жадности борются друг с другом. И эта борьба создает богатство общества.
Реалистичен подход Смита и к другим аспектам модели человека: его интеллектуальным способностям и информационным возможностям. Индивид, согласно Смиту, далеко не всегда может предвидеть последствия своих поступков. Более всего он компетентен в том, что затрагивает его личные интересы. Он лучше, чем кто-либо другой, в том числе и государственный чиновник, способен обусловить свой собственный интерес.
Необходимо отметить, что понятие «homo oeconomicus» («экономический человек») возникло несколько позже, но его изобретали, опираясь на Смита.
1. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS. Предмет исследования. Т. 1. Вып. 1. – М., 1993. – С. 30.
3. Зотов В. В. О роли концепции экономического человека в постановке проблемы мотивации // Мотивация экономической деятельности. М., 1980. (Сб. трудов ВНИИСИ ; Вып. 11).
4. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2007. — (Серия: Антология экономической мысли) — 960 с
Контрольная работа: Сущность и роль концепции А. Смита об «экономическом человеке» и «невидимой руке»
Тема: Сущность и роль концепции А. Смита об «экономическом человеке» и «невидимой руке»
Тип: Контрольная работа | Размер: 19.96K | Скачано: 102 | Добавлен 24.04.16 в 17:37 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: Финансовый университет
Год и город: Барнаул 2015
Содержание
1. Краткая биография А. Смита 4
2. Концепция «экономического человека» 6
3. Принцип «невидимой руки» 8
Список литературы 11
Введение
Адам Смит занимает особое место в истории экономической мысли, поскольку является одним из основоположников современной экономической теории.
Смит всемирно прославился после публикации книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776г., в которой он детально проанализировал действие экономики в условиях полной экономической свободы. Выявил роль и влияние эгоизма человека и разделения труда на экономические процессы.
Идеи Адама Смита в то время имели большое влияние в Англии и Франции. И хотя тогда его работы подвергались критике и многими не признавались, со временем появились последователи его идей, и вклад Смита в историю экономической мысли был достойно оценен. И в настоящее время он остается одним из самых известных и цитируемых экономистов прошлого и современности.
1. Краткая биография А. Смита
Прежде чем перейти к изложению сущности концепции «экономического человека» и принципа «невидимой руки» стоит рассказать, кто такой А. Смит, и затронуть некоторое интересные моменты его жизни.
Исторически сложилось так, что почти повсеместно формирование экономической науки чаще всего увязывается с именем и творчеством Адама Смита — величайшего английского ученого-экономиста конца XVIII в.[5]
Адам Смит родился в июне 1723 г. в г. Кирколде ( Шотландия), в семье таможенного чиновника. Еще с детства он проявлял способности к учебе и в возрасте 14 лет поступил в Глазовский университет, где являлся одним из лучших студентов, и вскоре был удостоен стипендии для завершения образования в Оксфордском университете, где он и учился в период с 1740 по 1746 гг. Но обучение в данном университете его не устраивало и вскоре он отправился в Эдинбург и занялся самообразование и чтением лекций по политической экономии и английской литературе.
Уже в 1751 г. он стал профессором логики в Глазовском университете, а позже перешел на кафедру моральной философии, на которой преподавал вплоть до 1764 г.
Крупная научная работа «Теория моральных чувств», изданная им в 1759 г., принесла ему широкую известность. Но в дальнейшем научный интерес А.Смита все более смещается к экономической науке, что было связано отчасти с активным его участием в своеобразном Глазговском клубе политической экономии, а отчасти — дружбой с философом и экономистом Давидом Юмом.[5] После чего в 1762 г. получил ученую степень доктора юридических наук.
С Давидом Юмом Адам познакомился около 1750 г., вместе они формировали своего рода интеллектуальный альянс из-за сходства их взглядов, которые имели отражения в трудах по истории, философии, экономики, политики и религии.
В 1764 г. в жизни А.Смита произошло, можно сказать, переломное событие: он оставил кафедру (как окажется навсегда) и принял предложение сопровождать во время заграничного путешествия молодого лорда, пасынка видного политического деятеля — герцога Баклю.[5] Это путешествие длилось чуть более двух лет, за это время Адам успел побывать в Тулузе, Женеве, Париже и встретиться с Вольтером, Гельвецием, Дидро, Гольбахом, Д’Аламбером, Ф. Кенэ, А. Тюрго. Все это впоследствии отразилось в его главном труде.
Главный труд «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776г.), обессмертил имя автора, переиздавался при его жизни четырежды и три раза до конца века. [1] Эта книга в деталях описывает последствия экономической свободы. В книгу включены обсуждение таких концепций как laissez-faire, роль эгоизма, разделение труда, функции рынка и международное значение свободной экономики. Богатство народов открыло экономику как науку, запустив доктрину свободного предпринимательства. [2, с. 196]
Влияние А. Смита на своих современников было довольно существенным. К примеру, премьер-министр Англии У. Питт-младший объявил себя его учеником и подписал первый либеральный торговый договор с Францией (договор Эдена) в 1786 г. А один из его учеников — Дугалл Стюарт стал читать курс политической экономии в Эдинбургском университете.
В 1778 г. Смит был назначен главой таможни в Эдинбурге, где и скончался после продолжительной болезни 17 июля 1790 г.
2. Концепция «экономического человека»
В основе производительной деятельности лежит интерес к увеличению богатства. Это главный мотив, определяющий интерес. Он – движет людьми, заставляет вступать во взаимоотношения друг с другом.[3, с. 79]
В своей работе А. Смит через призму «экономического человека» пытался объяснить все экономические процессы.
Центральное место в его учении занимает концепция экономического либерализма: рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т.е. когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц.[4]
Базовыми принципами, которые формируют модель «экономического человека» можно назвать разделение труда и получение дохода.
Смит утверждал, что размер богатства общества зависит от производительности труда, а разделение труда в три раза повышает его производительность. Кроме того, он приравнивал обмен товарами к обмену продуктами разделенного труда. Кстати, только такую форму обмена он и признавал и считал, что при разделении труда каждый становится торговцем, а общество в целом представляет собой союз торговцев. Он полагал, что склонность к обмену заложена в человеке от природы.
Обширный рынок, доказывал Смит, создает благоприятные предпосылки для разделения труда и специализации производства, а на этой основе достигается высокая производительность труда. Когда рынок узок, возможности разделения труда ограничены, и рост производительности труда затруднен.[2, с. 245]
Исходя из того, что все люди являются своего рода торговцами и обмениваются товаром на товар, возникали некоторые трудности в связи с обменом, поскольку не каждый продукт труда можно было обменять на необходимый товар. Это привело, по мнению Смита, к возникновению денег, т.к. деньги – это такой товар, с помощью которого можно получить желаемый продукт, и который никто не откажется принять.
Все товары имеют, с точки зрения Смита, одно общее свойство – они продукт труда. При сопоставлении товаров друг с другом в процессе обмена конкретная форма затраты труда не имеет значения, все товары выступают как продукты равного труда. Отсюда следует, что величина стоимости определяется только количеством затраченного труда, измеряемым рабочим временем.[2, с.249]
Таким образом, при обмене товарами владелец товара получает в обмен такой товар, который равен его товару по количеству затраченного им труда на свой товар.
Основными доходами общества, в свою очередь, являются заработная плата, прибыль и рента. Общим же источником всех доходов Смит считал человеческий труд, а прибыль и ренту частью стоимости, созданной этим трудом.
Заработная плата рассматривалась Смитом, как цена труда. Если же человек, владеющий предприятием, сам производит продукт, то он получает и заработную плату и прибыль. А земельная рента, по его мнению, создается неоплаченным трудом рабочего и вычета из продукта его труда.
В некоторых случаях Смит утверждал, что рента, подобно прибыли и заработной плате, является элементом издержек производства и вместе с другими доходами участвует в образовании стоимости.[2, с.254]
Таким образом, человек стремится к удовлетворению своих потребностей и это зависит от уровня его материального благосостояния, поэтому, чтобы удовлетворить свои потребности, он должен оказывать услуги другим людям, которые, в свою очередь, преследуют свой интерес.
«Экономический человек» А. Смита – эгоист, стремящийся к личному обогащению путем производства и реализации качественного товара или услуги.[1]
3. Принцип «невидимой руки»
Каждый человек, участвующий в рыночных отношения, прежде всего, преследует свои собственные цели и интересы, стремится извлечь выгоду из совершаемых сделок. И тем самым, сам того не подозревая, он влияет на экономику – способствует увеличению общественного продукта и общественного блага.
Это достигается, как писал Смит, посредством «невидимой руки» рыночных законов. Стремление к личной выгоде ведет к общей выгоде, к развитию производства и прогрессу. Каждый в отдельности заботится о себе, а выигрывает общество. Преследуя свои собственные интересы, человек «часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это».[3, с.78]
«Невидимая рука» рыночных законов направляет к цели, которая совсем не входила в намерения отдельного человека.[3, с.78]
«Невидимая рука» действует несколько иначе государственного регулирования рыночной экономики и, несомненно, эффективнее. При плановой экономике фактически отсутствует конкуренция среди предприятий, но существует конкуренция среди покупателей, поскольку при планировании государственные органы не учитывают предпочтения потребителей, и все население пользуется одними и теми же товарами.
При регулировании экономики «невидимой рукой» каждый производитель сам решает как, что и в каких количествах производить, не подчиняясь никакому государственному плану; имеет место стремление предприятий к максимизации прибыли, что в свою очередь вызывает стремление к повышению качества производимой продукции, снижению издержек и поиску эффективных способов производства.
Непременным условием для того, чтобы экономические законы действовали, является, по убеждению А.Смита, свободная конкуренция. Только она, считает он, может лишить участников рынка власти над ценой, и чем больше продавцов, тем менее вероятен монополизм, ибо, на его взгляд, «монополисты, поддерживая постоянный недостаток продуктов на рынке и никогда не удовлетворяя полностью действительный спрос, продают свои товары намного дороже естественной цены и поднимают свои доходы…».[5]
Тем не менее, государство тоже участвует в поддержании конкурентной среды, используя некоторые инструменты такие, как налогообложение, государственно-коммерческое финансирование, регулирование таможенных тарифов и др.
Таким образом, смитовская «невидимая рука» предполагает такое соотношение между «экономическим человеком» и обществом, т.е. «видимой рукой» государственного управления, когда последняя, не противодействуя объективным законам экономики, перестанет ограничивать экспорт и импорт и выступать искусственной преградой «естественному» рыночному механизму. Конкретно за государством А.Смит считает целесообразным закрепить «три весьма важные обязанности», а именно: осуществление издержек на общественные работы, на обеспечение военной безопасности и на отправление правосудия.[5]
Заключение
Адам Смит через призму «экономического человека» сумел показать все экономические процессы. Выявил, что разделение труда играет очень важную роль в экономике и что оно влияет на производительность труда, которая, в свою очередь, определяет размер богатства общества.
Кроме того, он определил, что «экономический человек» будучи эгоистом, преследующим свои корыстные цели, влияет на экономические процессы, ведомый так называемой «невидимой рукой».
Принцип «невидимой руки» дает понять, что при свободной конкуренции и умеренном вмешательстве государства, рыночная экономика регулируется наиболее эффективно.
Список литературы
1. Городецкий В.К. История экономических учений [Электронный ресурс]. – М., 2003. –Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/Gor/index.php, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 24.05.2015).
2. История экономики и экономических учений. Сборник студенческих работ. / Отв. редактор канд. экон. наук, доц. Чухнина Г.Я. – М.: Студенческая наука, 2012. – 1116 с.
3. История экономических учений: учебник / С.А. Бартенев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2013. – 478 с.
4. Фролова Т.А. История экономических учений [Электронный ресурс].: Конспект лекций. – Таганрог: ТРТУ, 2004. – Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m172/, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 24.05.2015).
5. Ядгаров Я.С. История экономических учений [Электронный ресурс].: Учебник для вузов. – 3-е издание. – М.: ИНФРА-М, 2000. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/history_econom_science2/index.php, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 24.05.2015).
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы