Что значит эхо войны

Сочинение: Что такое «эхо войны»?

Что значит эхо войны

Сочинение: «Что такое «эхо войны»?» повествует о том, как отзывается война в жизнях людей спустя годы, как людям, пережившим самое страшное, тяжело жить и в мирное время. Ведь война не дает о себе забыть даже спустя годы.

Вариант 1

Эхом мы называем отголоски произнесенных звуков, слышимые где-то вдалеке. Эхо — это повторение наших слов и голоса каким-то неведомым существом. А что такое «эхо войны»? Это повторение тех событий, которые сопровождали все страшные четыре года миллионы людей? Я думаю, что эхо войны — это те последствия, которые обнаружились уже после возведения флага Советского Союза над зданием Рейхстага. Это отголоски тех бед и несчастий, которые, как град, свалились на голову человечества с момента объявления по радио о нападении фашистов. Эхо войны — это искалеченные жизни, это плач вдов и матерей, это переполненные сиротские дома, это голод, нищета, это талоны на хлеб. Как и сама война, так и ее последствия были печальными. Это легко доказать, обратившись к произведениям художественной литературы, авторы которых навсегда увековечили память не только о кровавых событиях войны, но и о ее последствиях.

Например, в замечательном рассказе Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» показана послевоенная жизнь простого солдата Андрея Соколова. После войны он уже не мог жить так, как раньше. Мужчина не жил, он просто существовал. Просыпаясь каждое утро, он уже не видел любящий взгляд жены и не чувствовал ласковые объятия детишек. Война оставила неизлечимую рану в душе сильного мужчины. Даже обретя новую семью в лице сиротки Ванюшки, Андрей не нашел успокоения для своей души. Да, он стал спокойнее спать, ему было для кого жить. Но воспоминания о той жизни, о том счастье, о той гармонии не могут исчезнуть из мыслей навсегда. Отголоски той страшной войны Андрей Соколов видит и в своем сынишке Ванюшке, который так же, как и солдат, остался одиноким. Чтобы не допустить еще большего горя в жизни мальчика, мужчина решает стать для него отцом. Ведь вдвоем пережить не менее страшную послевоенную рутину им будет легче. Так они реже будут слышать страшное эхо войны.

Героиня рассказа Бориса Екимова «Ночь исцеления» — старая женщина, прошедшая через все ужасы войны. Баба Дуня никогда не оставалась ночевать у своих родственников. Немного погостив, она спешила вернуться домой, в деревню. Она себя вела так потому, что в последнее время начала сильно кричать и плакать во сне. Чтобы не беспокоить дочь и сына, она стала редко приезжать в гости. Но вот однажды внук Гришка решил погостить у бабушки. Ночью парня разбудили крики бабушки. Ей снилось прошлое. Во сне баба Дуня заново переживала все ужасы войны. Вот она потеряла все продуктовые карточки, и теперь дети останутся голодными. Вот она идет на Дон, чтобы набрать желудей для муки, но мешки с запасами отнимают лесники, и бабушка снова плачет, ведь детей кормить нечем. Теперь она пробирается к мужу в госпиталь, но ее не пускают переночевать. События многолетней давности возвращались к бабе Дуне каждую ночь. Старушка снова и снова переживала боль страдания. Каждую ночь оживало ее трагическое прошлое. Каждую ночь она слышала эхо той войны.

Так вот оно какое, эхо войны: слезы, плач, крики, смотрящие прямо в душу глаза, в которых читается одиночество. Когда уже не гремят пушки и не падают с неба снаряды, в душах многих продолжается кровопролитный бой. Прошлое борется с настоящим, не давая возможности начать жизнь с чистого листа. Прошлое держит в оковах спокойствие, не давая ему распространиться на всю душу. Это горькое эхо войны! Почему же она не оставляет людей даже после победы? Почему они должны снова и снова переживать те страшные моменты, которые сделали многих людей несчастными?

Дополнительные аргументы

Кроме этого вы можете использовать и другие аргументы, расположенные в разделе «Банк аргументов».

Источник

Итоговое сочинение: Что такое эхо войны?

Об этом явлении писали многие отечественные авторы, которые испытали влияние эха войны на своем личном опыте. Одним из них был Е. Носов. В рассказе «Кукла» герой описывает социальные последствия события 1941-1945 года. Рассказчик дружит с другим фронтовиком, они служили в горбатовской третьей армии и многое повидали на передовой. Оба имели за плечами серьезные травмы, боевые достижения, поэтому быстро нашли общий язык. Однажды рассказчик встретил Акимыча, у которого был очередной приступ немоты после давнишней контузии в бою. Оказалось, что до приступа его довело ужасное зрелище: кто-то надругался над куклой и выбросил на обочину. Ей выжгли глаза, подпалили волосы, а место, где раньше была юбка, тоже было истыкано зажженной сигаретой. Акимыча потрясла такая находка, которая валялась прямо возле школы. Никто не замечал, как тело, которое так похоже на человеческое, лежит на виду у всех в таком виде. Жестокость детей герой связывает с нелегкими обстоятельствами их жизни в послевоенной среде. «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят» — говорит старый фронтовик. Действительно, не все раны войны зажили, и многим жилось «худо». Подростки (рассказ написан в 1959 году, через 14 лет после окончания боевых действий) стали свидетелями насилия и агрессии военного времени, их психика пострадала, и свою злость, копию взрослой злости, они выместили на кукле. А другие прохожие, поглощенные заботами о хлебе насущном в дефицитную послевоенную пору, проходили мимо и уже ничему не удивлялись. Эхо войны продолжало нависать над героями и после ее окончания: негативная энергия того времени и его материальные последствия сильно повлияли на мировоззрение людей.

Еще один показательный пример проявления эха войны можно найти в произведении В. Распутина «Уроки французского». Рассказчик рассказывает о голодном послевоенном времени, когда многие люди, жившие в деревнях, жили в нищете и разрухе. Он пошел в школу в 1948 году — спустя три года после окончания боевых действий. Положение некоторых советских граждан в то время нельзя назвать «победным»: «Жили мы без отца, жили совсем плохо, и она, видно, рассудила, что хуже уже не будет — некуда». Борьба с оккупантами истощила все силы страны, голод был во многих регионах. Овдовевшим женщинам, которых было очень много, приходилось туго: детей кормить было нечем, по хозяйству помочь некому. И вроде бы нет никакой войны, она давно прошла, но жизнь легче не стала. «Я глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе» — делится рассказчик своими воспоминаниями о тяжелом детстве. Чтобы прокормить себя, он играл в азартные игры, дрался, а параллельно учился, чтобы поскорее вырасти и помочь матери поднять еще двоих ребятишек. Знакомая, у которой он жил, не передавала ему материнские посылки, а забирала себе: ей было не до жалости, нужно было поднимать своих детей. Безотцовщина, бедность, голод, жестокость людей по отношению друг к другу — все это эхо войны, которое раздавалось спустя десятилетия после окончания оккупации.

Таким образом, под «эхом войны» подразумевается совокупность социальных, нравственных, экономических и духовных последствий вооруженного столкновения людей. Даже когда замолкают пушки, говорят следы от их снарядов — сотни разрушенных городов и тысячи разрушенных судеб.

Источник

Сочинение Что такое «эхо войны»?

Разруха, нищета, демографический кризис, тысячи сирот – ещё долгие годы последствия военных конфликтов будут эхом доноситься в послевоенное время. На данную тему было написано множество произведений авторов со всех концов мира. Русский писатель Носов в своём рассказе “Кукла” показывает читателю то, как Великая Отечественная война отразилась на умах детей: один из главных героев – ветеран, онемел после увиденной изуродованной детьми куклы возле школы. Дети остаются детьми, но та жестокость военного времени повлияла на них настолько, что она незаметно для них самих, стала привычным явлением. Таким образом, изувеченная кукла и есть то самое “эхо войны”, символ того, как глубоко меняет сознание военное время.

Нельзя не упомянуть творение В. Распутина под названием “Уроки Французского”. В произведении “эхо войны” доносится до советских граждан послевоенным голодом, неполными семьями и тотальной бедностью. Особенно западает в душу эпизод, где дети едят картофельные глазки, в надежде, что в животе они вырастут в целую картофелину и избавят их от голода. Самое страшное в этом то, что многие из детей не видели другой жизни. Но я хочу отметить их высокие моральные качества: старший сын мечтает о том, чтобы поскорее вырасти и начать полноценно помогать своей матери, которая осталась вдовой.

2 вариант

В творении В. Распутина «Уроки французского» герой поведал о послевоенном голоде, о сложной жизни в деревнях. Он начал учиться в школе через три года после окончания войны. Многие советские граждане жили совсем не как победители. Многих мужчин убили, а женщины были в семьях за обоих родителей. Многие жили очень бедно и голодали. Все ждали окончания войны, но жить не стало легче. Дети ели картофельные отростки в надежде, что она вырастет в животе, и они будут сыты. Старший научился играть на деньги, постоянно дрался, но учиться не переставал. Он хотел быстрее вырасти и помогать маме растить остальных детей. Женщина, у которой он обитал, скрывала мамины посылки, чтобы отдать их своим детям. Оккупация обернулась безотцовщиной, бедностью, голодом, жестокостью людей.

Также читают:

Картинка к сочинению Что такое «эхо войны»?

Популярные сегодня темы

Роман «Герой нашего времени», написан Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, известнейшим русским писателем. Данное произведение стало культовым и пользуется сумасшедшей популярностью по сей день.

Крылов написал много басен, которые в простой форме описывают разные вариации человеческой глупости. Как реагируют многие люди, когда у них нечто не выходит, когда какая-то затея становится провальной?

Наше государство за свою историю прошло немалое количество войн с различным исходом. Одно из таких боевых действий нашло отражение в произведениях многих писателей и поэтов

Сказки Оскара Уайльда воспевали благородные человеческие чувства. Например, любовь, верность, добро, сострадание. Сказка «Счастливый принц» не исключение.

Источник

Какое оно бывает, эхо войны?

А было так. Молодая тогда еще женщина потеряла всех родственников и с другими многочисленными беженцами продвигалась вглубь страны. Дальше, дальше от войны… Во время этого движения она встретила совсем молодую девчушку. История этой девчушки была точно такой же, как две капли воды схожей с историей самой женщины. Женщина взяла девочку с собой, заботилась о ней и берегла ее, как родную дочь. Долго шли от линии фронта, пока не попалось им на пути глухое село. Село было расположено на приличном расстоянии от городов и основных дорог. Пустующие дома уже были, поэтому поселились в одном из них. Вот так и встретились два одиночества — мои прабабка и бабушка.

Когда закончилась война, люди постепенно возвращались домой. В этот дом не вернулся никто… Колхозы постепенно восстанавливали свои силы. Спешно начала залечивать раны, полученные во время войны, страна. Женщина стала работать на колхозном току. Девчушка к тому времени подросла, спустя год после войны вышла замуж. Работала она тоже в колхозе, дояркой. Муж ее, мой дед, был сапожником, поэтому без работы не оставался. Послевоенная промышленность еще не оклемалась, а спрос на сапоги, туфли, валенки только возрастал.

Прошло время, девушка стала матерью трём дочерям. Средняя дочь — моя мама. Остальные, в свою очередь, тоже выросли, повыходили замуж, нарожали детей — у всех девочки — мои многочисленные сестры. Все из села уехали в город, где получили образование и начали работать на производстве. На дворе уже стояла вторая половина шестидесятых. Времена, без сомнения, были романтическими, насыщенными событиями. Стройки века и стройки комсомольские не сходили с передовиц центральных газет.

Потом появился я. Событие для страны того времени достаточно рядовое. Радостным, я полагаю, оно было только для родителей и бабушки с прабабушкой. Жить было интересно. Столько всего, не рассказать! Вырос и повторил судьбу миллионов своих ровесников: сад, школа, училище, стройотряды, армия, завод. А дальше все начало рушиться. Точнее, рушиться начало еще тогда, в той самой второй половине 60-х. А в середине 80-х это уже можно было почувствовать всеми клетками организма. Опять меняют деньги, опять переписывают учебники истории… В тупик заходишь при сравнении этих «трудов». Вот и сейчас все снова переписали, рассекретили капельку архивов и снова… читаешь — мороз по коже.

Странное это было время, послевоенное. Я до сих пор не смог выудить из своих престарелых родственников хоть что-то о нашем роде. Я не знаю, каким был мой род до 22 июня 1941 года. Архивы не сохранились, а бабушка была тогда еще ребенком и ничего не может рассказать. Возможно, что мои неизвестные предки тоже были тружениками села, возможно, рабочими, возможно, учеными, возможно…

Вот и бьет это эхо: «возможно… возможно… возможно… возможно…»… Бьет оно не так, как обычное эхо. Обычное как-то затихает, а это все делает наоборот и с каждым «возможно…» все громче и резче ударяет в уши…

На мое поколение тоже пришлось немало войн. Сначала они были на чужих территориях, часто даже о существовании таких стран мы не подозревали. Потом война пришла и на нашу землю. Странная такая война, никому не нужная, бестолковая и беспощадная… Сколько матерей уже в наше время потеряли своих сыновей? Сколько молодых жен осталось вдовами? Сколько детей потеряли и даже не увидели своих отцов? Сколько? А ведь не будь всего этого, и тогда очень возможно… возможно… возможно… возможно…

И если бы я был один такой, кто «не имеет права на свое прошлое», а то ведь нас целые поколения. Только задумайтесь! ПО-КО-ЛЕ-НИ-Я!

И кто скажет точно, сколько людей примеряют и еще примерят на себе это эхо, эхо войны.

Источник

РЭУ
АНАЛИТИКА

Как эхо войны отразилось на молодом поколении россиян? (22.06.2021)

Число 20-летних россиян, по последним данным Росстата, почти вдвое меньше, чем 35-летних. Причина не только в снижении рождаемости в 1990-е годы. Это эхо Великой Отечественной войны — демографическая яма, которая повторяется в разных поколениях каждые 25–30 лет. Какое влияние продолжает оказывать война на современное общество, структуру населения и экономику?

От взрослых — к детям. Впервые демографическое эхо Великой Отечественной войны (появление огромных диспропорций между разными поколениями, а также мужчинами и женщинами) зафиксировала перепись населения 1959 года. 40-летних жителей РСФСР (поколение молодых ветеранов) было почти вдвое меньше 30-летних. Соотношение мужчин и женщин в этом возрасте было почти одинаковым, а мужчин 35–60 лет оказалось практически вдвое меньше, чем женщин.

Если по данным переписи 1897 года в Российской империи на 1000 женщин приходилось 992 мужчины, то по итогам переписи населения 1959 года дисбаланс составил 1000 к 641. Только спустя 20 лет, по данным переписи 1979 года, ситуация стала выправляться: на 1000 женщин приходилось 784 мужчины.

Война унесла миллионы жизней мужчин, преимущественно молодых, нарушив нормальное соотношение полов в населении на десятилетия вперед. Традиционно мальчиков рождается больше, чем девочек, а в дальнейшем, к 30-летнему возрасту, соотношение полов меняется. Но по данным переписи 1939 года, уже в возрастной группе 5–9 лет девочек было больше, чем мальчиков. Начавшаяся в 1941 году война увеличила половые диспропорции и в старших поколениях.

По данным переписи 1959 года, подростков 13–17 лет, рожденных в годы войны, оказалось почти в 2,5 раза меньше, чем ребят младшего и старшего возрастов. В 1960-е годы они выросли и стали родителями. И образовалась следующая демографическая яма — «дети детей войны».

Если до этого в России рождаемость составляла 26,9%, то уже в 1960-е годы она упала до 23,2%. В 1970-е годы тенденцию укрепил переход от традиционной многодетной семьи к более современной, малодетной.

Что сегодня? Демографическое эхо войны постепенно размывается — на него накладываются другие события в истории страны, такие как развал СССР и экономические сложности начала 1990-х годов. Демографическую ситуацию сглаживают меры поддержки молодых и многодетных семей. Но есть закономерность: провалы в численности населения, связанные с войной, повторяются в разных поколениях каждые 25–30 лет.

Судя по последней демографической пирамиде (на 1 января 2020 года), число 20-летних россиян почти вдвое меньше, чем 35-летних. Схожий провал — в возрасте 50–55 лет и 75–78 лет. В 1989 году 20-летних аналогично было почти вдвое меньше, чем 30–35-летних.

Очевидно, сегодня мы получили третий отголосок войны — очередное заметное снижение числа 20-летних россиян. Подобные демографические ямы могут повторяться циклами еще не одно десятилетие. Такие провалы сильно влияют не только на рождаемость, но и на динамику старения россиян. В составе трудоспособного населения в настоящее время преобладает более старшее поколение (рожденные в конце 1960-х — начале 1970-х годов) и люди средних возрастов (рожденные в 1980-х годах). И довольно мало молодого трудоспособного населения. Для экономики это не очень позитивный момент, ведь в эпоху быстро меняющихся технологий нужны более молодые и энергичные кадры.

Еще большей проблемой может выступать переход россиян в пенсионный возраст в ближайшее время.

В настоящее время в более старших возрастах — 70–80 лет — находятся люди послевоенных годов рождения, и их довольно много. На смену им идет поколение 1960-х годов — малочисленное, которое сменит вновь многочисленное поколение, что очень важно учитывать при анализе и прогнозах развития пенсионной системы. Снижение рождаемости и волнообразная структура населения приводят к временному повышению нагрузки на трудоспособное население и «дефициту внуков»: на две-три бабушки и дедушки сейчас приходится один внук, а в идеале должно быть равное соотношение.

Как может измениться ситуация через десять лет, позволит точнее увидеть предстоящая Всероссийская перепись населения.

Елена Егорова, заведующая научной лабораторией «Количественные методы исследования регионального развития» РЭУ им. Г.В. Плеханова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *