Что значит эфенди и бей
Титулы и иерархия управления в Османской империи
До начала правления Османа Гази на территории будущей Османской империи проживали кочевые племена, которые контролировались советом старейшин. Потом к власти пришел первый из династии османов. Он смог объединить все племена, поменять кочевой образ жизни на оседлый и сосредоточить всю власть в руках султана. Осман I создал новую систему управления, которая просуществовала вплоть до XX века.
История правителей Османской империи берет свое начало от огузского племени канглы. Осман I смог объединить свое и все ближайшие племена (а их было 24!) в одно государство и стать единоличным правителем. Селим I завоевал Египет и принял титул халифа, то есть предводителя всех мусульман.
Вся власть в Османской империи принадлежала султану. Падишаху подчинялись духовная, государственная и законодательная сферы. Султан управлял всем войском. Также он имел право карать своих подданных, и за это его никто не наказывал.
Тем не менее в руках султана была не только безграничная власть, но и огромная ответственность за всю страну. Народ хотел видеть своего падишаха мудрым и справедливым, и не все правители оправдывали ожидания людей. Например, султан Сулейман делал все для процветания Османской империи, а вот его потомки привели государство к упадку. Поэтому даже падишаха с абсолютной властью могли свергнуть, как это случилось с Мустафой I.
Монархия в Турции официально просуществовала до 1923 года. После провозглашения Турецкой республики к султанату никто не возвращался.
Чиновничий аппарат
Центральный орган власти в Османской империи появился только в XVI веке. Возглавлял чиновничий аппарат великий визирь. В империи он считался вторым человеком после султана, в руках которого тоже была сосредоточена огромная власть, но не безграничная. Великий визирь не занимался духовными делами. Появилась эта должность в 1327 году.
Духовенство
Высшая должность среди духовенства все также была у султана, который именовал себя еще и халифом, то есть преемником пророка Мухаммеда.
Духовно-религиозная часть находилась под руководством шейх-уль-ислама. Эта должность появилась в 1424 году. Шейх-уль-ислам возглавлял не только всех улемов, но и влиял на законодательство. Так как Османская империю в первую очередь была религиозным государством, то все законы опирались на священные писания. А шейх-ул-ислам контролировал, чтобы законы не нарушали заповеди ислама.
Также глава духовенства имел одно исключительное право, которого даже не было самого султана. Именно шейх-уль-ислам подписывал фетвы на казни и другие правовые одобрения. Падишах должен был прислушиваться к мнению этого человека.
Другие титулы
Кроме визирей и духовенства были еще другие чиновники с разным статусом и обязанностями. Однако все они считались рабами султана. В Османской империи не было как такового дворянства. То есть сын паши не становился после смерти отца пашой. Должность давали за определенные заслуги, а доход зависел от места занимаемой службы.
Значение слова «эфенди»
ЭФЕ́НДИ, нескл., м. Господин (вежливое обращение к мужчине в Турции).
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В военной иерархии Османской империи воинское звание эфенди примерно соответствовало европейскому званию лейтенант. Далее следовали звания «ага», «бей» и «паша». Воинское звание эфенди было отменено в Турции правительственным указом от 29 ноября 1934 года, а в Египте — в 1953 году. Звание эфенди носили до 1918 года также туземные офицеры колониальных войск в Германской Восточной Африке.
В современном суфизме дервиши некоторых тарикатов используют титул эфенди, обращаясь к своим шейхам.
У народов Северного Кавказа так называют муллу.
В современной Турции — вежливое обращение, наподобие английского «сэр».
ЭФЕ’НДИ, нескл., м. [тур. efendi]. В Турции — слово, употр. как обращение к кому-н., соответствующее русскому «господин».
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Эфенди́
1. мужское имя ◆ Моего друга зовут Эфенди.
Эфенди
Вначале форма «эфенди» использовалась также как вежливое обращение к знатным особам вплоть до султана, заменив в этом смысле термин «челеби». Начиная с XIX века как к эфенди обращаются к членам семьи султана, духовным авторитетам, чиновничеству — титул «эфенди» ставился у них сразу за именем (например, Ахмед-эфенди). Форма «эфенди» применялась также при обращении к женщинам — «ханым-эфенди» или к мужчинам — «бей-эфенди», иногда к иностранцам и немусульманам. Эфенди считались в Османской империи также все грамотные граждане, в отличие от неграмотных ага.
В военной иерархии Османской империи воинское звание эфенди примерно соответствовало европейскому званию лейтенант. Далее следовали звания «ага», «бей» и «паша». Воинское звание эфенди было отменено в Турции правительственным указом от 29 ноября 1934 года, а в Египте — в 1953 году. Звание эфенди носили до 1918 года также туземные офицеры колониальных войск в Германской Восточной Африке.
В современном суфизме дервиши некоторых тарикатов используют титул эфенди, обращаясь к своим шейхам.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Эфенди» в других словарях:
ЭФЕНДИ — (тур.). Почетный титул гражданских сановников и ученых у турок. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭФЕНДИ [тур. efendi] в Турции: вежливое обращение к мужчине. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г.,… … Словарь иностранных слов русского языка
эфенди — господин, сударь, обращение Словарь русских синонимов. эфенди сущ., кол во синонимов: 3 • господин (32) • … Словарь синонимов
ЭФЕНДИ — (тур. efendi) вежливая форма обращения в Турции. В 19 в. применялась к широкому кругу лиц, в т. ч. к лицам духовного звания и чиновникам; сохранилась в значении сударь … Большой Энциклопедический словарь
Эфенди — (тур. efendi, от греч. aphentes, повелитель, господин) в Османской империи форма обращения. Применялась к очень широкому кругу лиц, в частности к духовенству, чиновникам, иностранцам. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук… … Политология. Словарь.
ЭФЕНДИ — (тур. efendi, от позднегреч. apentns, греч. apentns повелитель, господин; в разговорной речи афенди) в Османской империи форма обращения; первоначально применялась в значении вельможа, знатный господин к весьма широкому кругу лиц, включая султана … Советская историческая энциклопедия
эфенди — (тур. efendi), вежливая форма обращения в Турции. В XIX в. применялась к широкому кругу лиц, в том числе к лицам духовного звания и чиновникам; сохранилась в значении «сударь». * * * ЭФЕНДИ ЭФЕНДИ (тур. efendi), вежливая форма обращения в Турции … Энциклопедический словарь
Эфенди — (тур. efendi, от позднегреч. aphéntes, греч. authéntes повелитель, господин) в Османской империи форма обращения. Применялась к очень широкому кругу лиц, в частности к духовенству, чиновникам, иностранцам … Большая советская энциклопедия
Эфенди — (турецкая переделка новогреческого слова αύθέντις, т. е. начальник ) почетный титул, соответствующий русскому господин ; дается в Турции всем чиновникам, ученым, поэтам и вообще образованным людям. Специальными титулами являются рейс Э. прежнее… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Эфенди — нескл. м. Употребляется как вежливое обращение к мужчине в Турции. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Значение слова эфенди
эфенди в словаре кроссвордиста
эфенди
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. нескл. Употр. как вежливое обращение к мужчине в Турции.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ЭФЕНДИ (тур. efendi) вежливая форма обращения в Турции. В 19 в. применялась к широкому кругу лиц, в т.ч. к лицам духовного звания и чиновникам; сохранилась в значении «сударь».
Большая Советская Энциклопедия
(тур. efendi, от позднегреч. aphéntes, греч. authéntes ≈ повелитель, господин), в Османской империи форма обращения. Применялась к очень широкому кругу лиц, в частности к духовенству, чиновникам, иностранцам.
Википедия
Эфе́нди — титул и офицерское звание в Османской империи и некоторых других странах Востока в XV — XX столетиях.
У народов Северного Кавказа так называют муллу.
Примеры употребления слова эфенди в литературе.
Эфенди Абу-Селим не стал дожидаться, когда преданные Хозреву башибузуки ограбят всех ими зарубленных, и поскакал по дороге в Токат, город чернеющих колокольчиков, город невероятного вероломства.
Окружив старого месха, крестьяне слушали затаив дыхание, позабыв про кувшины со смолой, которые они обязаны доставить богатому эфенди, дабы другие дураки выделали бы из смолы благовонные четки для продажи в Стамбуле.
Обойдя сорок келий, эфенди вышел с князьями в боковую дверь киоска и очутился в большом восьмиугольном зале с высокой куполообразной крышей, поддерживаемой стройными колоннами.
Но эфенди словно не замечал настойчивого желания князей осмотреть оружейную башню и тащил их в торговую гавань Золотого Рога, где кипела выгрузка товаров с кораблей при помощи лодок, стаями скользящих к берегу.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: efendi
Задом наперед читается как: иднефэ
Эфенди состоит из 6 букв
Что означают турецкие обращения: ага, паша, бей и эфенди?
Во времена Османской империи высокопоставленных чиновников и офицеров называли — паша. В некоторых регионах, например, в Египте, который в течение нескольких веков был под властью Османской империи, это обращение также было очень распространено. Паши существовали в Египте вплоть до 50-х годов прошлого века, правда, они уже не обладали прежней властью.
В Османской империи титул паша мог быть пожалован только султаном: паша был выше бея или аги, но ниже визиря. Титул паши давал право его обладателю на определенные привилегии, но не переходил по наследству, его нужно было заслужить.
Когда Османская империя распалась, различные социальные реформы привели к окончательному упразднение этого титула. Тем не менее, многих уважаемых граждан в Турции до сих пор называют — паша.
Бей — первоначально этим словом у тюркских народов называли правителей мелких племенных групп, членов правящих семей и важных чиновников. Позже в Турции и других арабских странах слово бей стало употребляться вместе с именем, чтобы подчеркнуть уважительное обращение, аналогично английскому эсквайр, или сэр в разговорной речи.
Эфенди — изначально — обращение к мужчинам высокого социального статуса. В современной Турции используется как обращение к лицам мужского пола, равнозначно русскому «господин» и «англоязычному» мистер.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
Паша — от турецкого pasha — титул высшего военного и гражданского сановника в султанате. Этот титул особенно был распространен в Турции, Египте и некоторых других мусульманских странах. В основном, пашами называли визирей.
Ага — так в султанской Турции называли военачальников, а также начальников некоторых групп придворных слуг. Происходит от турецкого слова agâh — осведомлённый, сведущий, компетентный. Титул аги ниже титула паши.
Бей — от турецкого bey — господин. Нередко беями называли глав маленьких государств, а также глав рода и племени. Титул бея носила феодальная и родоплеменная знать, а также должностные лица. Титул бея и сейчас распространен в странах Среднего и Ближнего Востока, и еще среди тюркских народов Закавказья и Средней Азии.
Эфенди — в переводе с турецкого eféndi означает «господин, хозяин, владелец». Эфенди — просто вежливое обращение к мужчине не известного социального статуса и положения. Слово «эфенди» и в наши дни употребляется как вежливое обращение к мужчине в Турции. Русский аналог — господин.
Поскольку я знаю лично турков (у подруги муж), работала с ними, то соответственно мне известны их обращения. Теперь рассмотрим перечисленные слова. Ага — такое обращение раньше было в Турции к людям богатым, редко, но бывает, что это входит в часть имени, чаще ага — это обращение к брату, который старше или дяде. Паша — это сокращенно от падишаха, один из самых высоких титулов раньше был. Последний там падишах был Махмед VI. Бей — это вежливое обращение к военным. Эфенди в Турции — это тоже относится к вежливости и так обращаются абсолютно к любому мужчине. Переводится слово — господин. Раньше слуги так обращались к своему хозяину. Сейчас слуг нет, но вежливость если проявляют, то говорят эфенди.
Jean Montibus-Citri [163K]
Данные обращения появились в средневековом исламском мире и соответствуют нашим «Ваше благородие», «Ваша светлость». Это уважительные обращения с указанием на титул человека. В отличии от упомянутых мною европейских вариантов, в турецких гораздо меньше упора на знатность персоны. Дело в том, что многие османские правители предпочитали видеть вокруг себя простолюдинов, а то и евнухов, которые не смогут претендовать на их власть. И так, ага — военное звание, которое нередко носил командующий янычарами. Паша — изначально принц — родственник правителя. Позднее этот термин стал означать высокую должность на государственной службе. Беями именовали командиров отрядов ополчения. Эфенди это просто уважительное обращение к человеку. Кстати, в армии Блистательной Порты было звание эфенди равное обер-офицерскому.
Всяких обращений в Турции очень-очень много, есть даже и неофициальные.
Например, если имя собеседника не известно, но эта «встреча» вполне официальная, то обращаются так — «бей эфенди» и «ханым эфенди», а вот если говорят «эфендим», то это относится как к женщинам, так и мужчинам.
Ага — это главный начальник, в основном у военных, а «Паша» — титул выше «ага», это визирь и более высший военный начальник.
В Турции добавление перед обращением к человеку этих непонятных для русского слов имеет большое значение и отражает социальный статус собеседника:
kitsune Tenko [73.9K]
Такие обращения, как паша, ага, бей и эфенди известны в странах, где официальной религией является ислам. Хотя некоторые из них уже не употребляются в наше время.
Паша — это так обращались раньше к высшим чинам военным или гражданским сановникам.
Обращение «ага» подразумевало, что перед вами военный начальник или из придворных высший титул.
Эфенди — так обращаются до сих пор к мужчинам в некоторых мусульманских странах. Скорее является синонимом слова «господин».
Обращение «бей» в переводе тоже как господин, но так называют всяких представителей знати. В некоторых восточных странах и в наше время много князей, владеющих маленькими поместьями.
Думаю целесообразно будет разобрать данные слова по-отдельности, чтобы не запутаться. Рассматриваемые слова относятся к турецкому языку:
Паша — высшее воинское звание в Османской империи, при чём как военным, так и гражданским присваивалось.
Эфенди — тоже титул и офицерское звание в Османской империи.
Итак, давайте разберёмся что же означают представленные турецкие обращения: ага, паша, бей и эфенди:
1) «Ага» представляет собой титул начальников групп придворных, а также и военных начальников;
2) «Паша» представляет собой более высокий титул нежели «ага», подразумевает под собой высших военных начальников, а также начальников при дворе (это визири);
3) «Бей» подразумевает под собой главу племени либо небольшого государства
4) «Эфенди», в переводе на русский «господин», подразумевает под собой простое уважительное уважение к мужчинам любого статуса.
Титулы и иерархия управления в Османской империи
До начала правления Османа Гази на территории будущей Османской империи проживали кочевые племена, которые контролировались советом старейшин. Потом к власти пришел первый из династии османов. Он смог объединить все племена, поменять кочевой образ жизни на оседлый и сосредоточить всю власть в руках султана. Осман I создал новую систему управления, которая просуществовала вплоть до XX века.
Султан — правитель империи
История правителей Османской империи берет свое начало от огузского племени канглы. Осман I смог объединить свое и все ближайшие племена (а их было 24!) в одно государство и стать единоличным правителем. Селим I завоевал Египет и принял титул халифа, то есть предводителя всех мусульман.
Вся власть в Османской империи принадлежала султану. Падишаху подчинялись духовная, государственная и законодательная сферы. Султан управлял всем войском. Также он имел право карать своих подданных, и за это его никто не наказывал.
Тем не менее в руках султана была не только безграничная власть, но и огромная ответственность за всю страну. Народ хотел видеть своего падишаха мудрым и справедливым, и не все правители оправдывали ожидания людей. Например, султан Сулейман делал все для процветания Османской империи, а вот его потомки привели государство к упадку. Поэтому даже падишаха с абсолютной властью могли свергнуть, как это случилось с Мустафой I.
Монархия в Турции официально просуществовала до 1923 года. После провозглашения Турецкой республики к султанату никто не возвращался.
Чиновничий аппарат
Центральный орган власти в Османской империи появился только в XVI веке. Возглавлял чиновничий аппарат великий визирь. В империи он считался вторым человеком после султана, в руках которого тоже была сосредоточена огромная власть, но не безграничная. Великий визирь не занимался духовными делами. Появилась эта должность в 1327 году.
Великий визирь возглавлял Диван, куда входили другие визири. Диван — это особый совещательный орган, который в XVIII веке стал носить исполнительный характер, как правительство в наши дни. В совете были не только визири, но и 2 кадиаскера (верховные судьи), дефтердар (отвечал за финансы), командующий корпусом янычар, а также правитель канцелярии.
В XVIII веке остальные визири получили специализированные полномочия. Например, визирь-кийяши занимался делопроизводством, реис-эфенди был министром иностранных дел, капудан-паша заведовал флотом, а чауш-баши — полицией.
Духовенство
Высшая должность среди духовенства все также была у султана, который именовал себя еще и халифом, то есть преемником пророка Мухаммеда.
Духовно-религиозная часть находилась под руководством шейх-уль-ислама. Эта должность появилась в 1424 году. Шейх-уль-ислам возглавлял не только всех улемов, но и влиял на законодательство. Так как Османская империю в первую очередь была религиозным государством, то все законы опирались на священные писания. А шейх-ул-ислам контролировал, чтобы законы не нарушали заповеди ислама.
Также глава духовенства имел одно исключительное право, которого даже не было самого султана. Именно шейх-уль-ислам подписывал фетвы на казни и другие правовые одобрения. Падишах должен был прислушиваться к мнению этого человека.
Другие титулы
Кроме визирей и духовенства были еще другие чиновники с разным статусом и обязанностями. Однако все они считались рабами султана. В Османской империи не было как такового дворянства. То есть сын паши не становился после смерти отца пашой. Должность давали за определенные заслуги, а доход зависел от места занимаемой службы.
Паша — это самый высокий титул в политической системе Османской империи. Пашами становились генералы и губернаторы, и только султан мог даровать этот титул своему подчиненному. Выше пашей были только визири.
Титул «бей» имеет тюркское происхождение. Беями, обычно, назывались главы провинций Османской империи. Бейлербей — это чиновник высокого ранга, который управлял крупной территориальной единицей.
Ага — титул военачальников, командиров янычар, сипахи и придворных слуг. Когда в 1826 году корпус янычар ликвидировали, то титул «ага» стали носить офицеры.
Эфенди — еще один титул и звание офицеров в Османской империи. Также титул «эфенди» использовали для вежливого обращения к знати.
О языке, титулах и обращениях
Было несколько вопросов на эту тему, и мне показалось, что проще написать для интересующихся один поясняющий пост. Подчеркиваю, это не значит, что должно быть так и только так. Это, скорее, информация к сведению, как оно может быть.
1. В государстве Великих Сельджукидов государственным и литературным языком был персидский. Им пользовалась местная администрация, на нем писались литературные сочинения. В некоторых отраслях науки, образования и юриспруденции употреблялся арабский язык. Нет сведений о роли языка огузов (тюркского) в жизни сельджукского государства.
Мусульманские богословы и правоведы писали по-арабски, поэты — по-персидски. Иранские богословы и поэты окружали уже султана Кылыч-Арслана и его сыновей, один из которых даже носил персидское имя Кей-Хюсрев. … Таким образом, культурную жизнь тюрок Малой Азии обслуживал в большей степени персидский, и в меньшей — арабский язык.
По-тюркски говорил народ, и то преимущественно за пределами городов. Города по составу были разноплеменными. Горожанам, как и тюркской аристократии, было чуждо абсолютно все тюркское.
(с) В.Г. Гузев «Староосманский язык»
2. В виду того, что письменных источников от сельджуков осталось крайне мало, сведений об их обычаях у нас также немного. Чтобы облегчить всем жизнь, предлагаю пользоваться раннеосманскими титулами и обращениями, которые в общем-то — сплав персидских, арабских и тюркских слов. Просто они нам привычнее, о них мы все немного, да слышали. Например:
Хазретлери — его/ее величество/высочество
Султан, падишах, хюнкяр, хан — про султана. Пример: Султан Алпарслан-хан хазретлери — его величество султан Алпарслан.
Шехзаде хазретлери — обращение к наследнику. Шехзаде Рукнаддин хазретлери — Его высочество «царевич» Рукнаддин
Визирь — титул главных министров и высших сановников
Паша — высокий титул в политической системе. Пашами именовались поначалу губернаторы и генералы, потом — любое высокопоставленное лицо. Используется и как почетный титул, равен «сэру» или «господину». Хайдар-паша или просто «пашам» — мой паша, мой господин
бей — господин. Военное и административное звание. Бей — вождь, возглавлял родовое ополчение в общеплеменном войске. Постепенно стало вежливым обращением к уважаемому лицу. Пример: Кадир-бей
эфенди — уважительное «господин». Вежливое обращение к знатным особам вплоть до султана, ко всем грамотным гражданам. Вообще, «эфенди» — офицерское звание, соответствующее лейтенанту. Салим- эфенди.По нисходящей — паша, бей, ага, эфенди
ханым эфенди — уваж. «госпожа». Пример: Лейла-ханым или ханым-эфенди. «Ханым-эфенди, разрешите войти»?
Хатун — знатная женщина, обращение к придворным дамам. Пример: Зелиха-хатун
Муфтий — мусульманский духовный чин, богослов-правовед, имевший право выдавать фетву, т. е. юридическое заключение, придающее законную силу или объявляющее незаконным те или иные действия властей. Великий муфтий, или шейх-уль-ислам, считался главой мусульманской общины.
Челеби — советник, духовное лицо у мусульман. Также называли престолонаследников, князей, принцев: Эвлия-челеби
кади — судья по законам шариата или в более широком смысле
хаджи — человек, совершивший хадж
Немножко про гарем для ознакомления с системой и нравами
джарийе — все девушки, попавшие в гарем, низшая ступень
калфа — служанка из персонала дворца, бывшая джарийе. На связь с султаном рассчитывать уже не могла.
Уста — прилежно отучившаяся весь срок обучения джарийе. Именно среди уста выбирали кандидаток на иотношения с султаном и дальнейшее возможнео продвижение по карьероной лестнице.
Гёзде — бывшая уста, женщину, которую приметил султан и провел с ней хотя бы одну ночь
Икбаль — наложница, ставшая постоянной фавориткой султана
Хазнедар — казначей и администратор гарема
Кадын — бывшая икбаль, которая родила султану только дочь, или у которой умерли сыновья
Султан — бывшая икбаль, у которой рождался сын. А также все дочери и сестры падишаха, которые не могут подняться выше этого титула.
Хасеки — неотчуждаемый титул любимой жены султана
Валиде, валиде султан — высший женский титул. Этот титул наложница получала, если ее сын официально становился следующим султаном.Валиде управляла гаремом.
3. Крайне употребительные и атмосферные словечки
Машалла — знак изумления, радости, хвалы и благодарности богу и смиренного признания, что все происходит по воле аллаха. Фраза-оберег при произнесении похвалы, одобрения, восхищения. Аналог
«Слава Богу!», «Молодец!». «Машалаа, какой у вас красивый ребенок», «Будьте счастливы, машалла!»
Иншалла — если Бог пожелает, если есть на то божья воля. Сопровождает высказывание о планах или событиях. Выражает надежду на исполнение задуманного. «Бог даст!», «С Божьей помощью!» «Иншалла, все у вас получится», «Не переживай — иншалла, она приедет»