Что значит чувствовать себя живым
20 способов почувствовать себя живым
Если только ты не сошедший на землю второй раз в истории Иисус Христос (если так, отпишись в комментариях), невозможно время от времени не чувствовать себя плохо. Вот тебе 20 способов воскресить себя и вернуть себе чувство «ура-я-на-вершине-мира-держите-меня-семеро».
1. Высунься из люка, когда машина едет по дороге
В первую очередь, уверяю тебя, это очень весело. Если у тебя в машине нет люка, окно тоже подойдет. Ехать надо на скорости не меньше 80 км/ч и выше: так эффект будет еще более бодрящим.
2. Съезди на природу
3. Что-нибудь сломай
Вымести свой гнев на неодушевленном предмете. Брось его на пол, топчи ногами, разбей о стену, выброси из окна. Вариантов масса, эффект волшебный.
4. Потанцуй
Помнишь тот самый момент, когда ты немного захмелел и танцевал так, словно никто тебя не видит? Сделай это снова (выпивка — факультативный параметр).
5. Пойми, что ты жив
Перед тобой простираются еще долгие годы. Если ты сегодня чувствуешь себя, как будто умер, подумай, каким безрадостным и никчемным окажется завтрашний день.
6. Занимайся спортом
Гормоны — лучшие легальные наркотики. Потягай железо или просто побегай: ты почувствуешь себя гораздо энергичнее и веселее.
7. Посмотри на восход
Это бесспорно. Проснись пораньше и напомни себе, насколько это освежающий опыт.
8. Испугайся
Ты до смерти боишься тараканов? Посмотри на них. Тебе нужна доза страха: проверь, пугает ли тебя до сих пор то, чего ты боялся раньше.
9. Попади под дождь
Только без зонтика! Смотрел «Звуки музыки»? А эта замечательная песня «Singing in the rain»? Конечно, я узнал о ней благодаря фильму «Заводной апельсин»: он не особо милый, но саунд всё же достойный.
10. Включи свою любимую заводную песню
Мои любимые — это Killing in the name of у группы Rage Against the Machine, Misery Business группы Paramore и Atomic Garden группы Bad Religion. Уверен, у тебя есть свои.
11. Выйди из зоны комфорта
Хотя бы что-то из этого списка, но есть и намного больше вещей, которые подойдут для этой цели. Дерзай!
12. Закричи на пределе легких
Как во всех этих голливудских фильмах, когда кто-то орет на вершине горы, стоя под дождем и раскинув руки… С одним исключением: сделай это прямо сейчас, прямо там, где ты находишься.
13. Медитация
Загугли техники медитации, дело несложное. У меня никогда не хватало терпения, всегда держу этот вариант про запас.
14. Сделай что-то спонтанно
Не обязательно что-то сумасшедшее или опасное, просто что-нибудь. Отбейся от своего привычного расписания, отдайся его величеству случаю.
15. Спонтанное проявление доброты
Давать приятно. Иногда мы даже забываем, насколько приятно.
16. Познакомься с незнакомцем
Ну, не очень хорошо звучит: со знакомым не познакомишься. Да, установи настоящую связь с другим человеком. Заведи разговор, спроси о его целях и амбициях.
17. Займись сексом на славу
Комната/туалет/раздевалка, в которой это произошло, должна запотеть от ваших усилий.
18. Сделай что-то нелегальное
О боже мой, я что, только что посоветовал тебе нарушить закон? О да, это был я. Законы созданы, чтобы их нарушать: это заставляет чувствовать себя намного лучше.
19. Разгонись на машине
Едь по-настоящему быстро. Представь, что ты на гонках.
20. Вымести свой гнев
Гнев — это дар. Если что-то бесит тебя, выражай это. Просто выражай свои чувства: это удивительно круто.
Что значит чувствовать себя живым
Инструментарий
Программы обучения
«Генезис». Игра для тех, кто хочет желаемое сделать действительным
ВЕБИНАР: Метафорические ассоциативные карты как инструмент проективной психотерапии и психокоррекции
Тревога как симптом нарушения адаптации: практика психологической помощи
Скоро
I Международная конференция «Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике»
8-й Санкт-Петербургский зимний фестиваль практической психологии «Психотерапия как метафизика любви»
Всероссийский конгресс с международным участием «Психоневрология: век XIX — век XXI»
Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»
Быть живым – значит быть чувствующим. «Контейнируй это»
Автор
Рене Декарт с его «Я мыслю – следовательно, я существую» задал всему человечеству критерий существования. Академичный Зигмунд Фрейд много позже уточнил, что кроме осознанного мыслительного процесса есть бессознательное, в котором содержатся стремления и инстинкты. А Фридрих Перлз, проживший яркую и наполненную событиями жизнь, рассказал своим современникам о том, что ориентиром для жизненных решений и выбора пути вполне могут (и должны) быть простые человеческие переживания.
Чувства имеют значение. Быть живым – значит быть чувствующим. Думать о жизни – значит существовать, сводить своё бытие к позиции отстранённого наблюдателя. Чувства расцвечивают наше существование, делают его полноценным и глубоким, принося с собой опыт, на котором мы можем строить качественно другие отношения с собой и с миром. Они указывают нам на верный выбор, служа своеобразными фонарями на нашем тёмном и довольно запутанном жизненном пути.
И именно с чувствами у современного среднестатистического невротика совсем беда. Большая часть их сдерживается и в контакт не попадает: мы не любим, не радуемся, не плачем при других, не выражаем своих зависти или досады на то, что у нас что-то не получилось. Мы держим лицо – безэмоциональное, мёртвое, которое кажется нам спокойным и полным достоинства. Мы ведём себя прилично, чтобы другие ничего о нас не подумали. Внутри мы тоже замираем, делим переживания на «плохие» и «хорошие», первые подавляем, вторыми гордимся. На этом месте сломано немало терапевтических копий, процессы описаны, выходы понятны.
А вот другая часть чувств, напротив, переживается интенсивно, экстремально, не очень соответствуя реальности и разрушая и своего носителя, и его окружение. Мы стыдимся так, что начинаем избегать мест и объектов, с которыми это переживание связано. Мы попадаем в ярость и начинаем внезапно и необоснованно воевать с теми, с кем раньше были тихими и покладистыми. Мы испытываем генерализованную, расползающуюся тревогу, от которой не можем спать и с которой не можем жить.
Для непроявленных чувств нужны навыки «слышать себя» и «проявлять себя». А вот для разного рода генерализованных эмоций нужен навык, который называется «контейнирование».
Генерализованное чувство – это переживание, которое не имеет границ. Вместо того, чтобы быть удержано и прожито в контексте и к объекту, которые вызвали это переживание, оно расползается на другие стороны жизни и на других людей, вызывая устойчивую и сильную реакцию, которую сложно остановить. Такие чувства мешают нам быть адекватными, лишают возможности свободного выбора и попросту истощают, поскольку требуют много энергии и принимают характер аффекта.
Это происходит примерно таким образом: представьте себе, что вы ребёнок, который вернулся из детского сада расстроенный потому, что другой ребенок не принял вашу дружбу и предпочёл вашему обществу кого-то ещё. В такой ситуации вы испытываете генерализованные чувства – обиду, гнев, грусть, подозрения, что с вами что-то не так, желание мести. Вы не знаете, как называется то, что с вами происходит, и уж точно не знаете, что со всем этим делать.
В русской традиции родитель, конечно, говорит что-то вроде «Сам виноват, злиться нехорошо, на обиженных воду возят». Но так как мы пытаемся рассмотреть здоровый вариант, давайте попробуем представить себе здоровое родительское послание в такой ситуации. Оно будет примерно таким:
«Я вижу, что ты расстроен. Расскажи мне, что случилось, и я постараюсь тебе помочь, у меня есть для этого время. Да, то, что с тобой случилось, очень неприятно. Я понимаю твою злость и обиду, я бы точно так же чувствовал себя на твоём месте. Но ты можешь быть уверен, что с тобой всё в порядке: возможно, ты и сделал что-то не то, но у других людей есть свои чувства и интересы, которые не имеют к тебе никакого отношения. Возможно, твой друг даже не заметил, что сделал тебе больно, и ты сможешь завтра ему об этом рассказать. К сожалению, не все ведут себя так, как мы того хотим, и я уверен, что и ты сам не всегда делаешь то, чего хотят от тебя. А ещё я думаю, что за сегодняшний день произошло ещё много разных событий, которые могли бы поднять тебе настроение, ты хочешь мне от них рассказать?».
Таким или похожим образом взрослый как бы помещает переживание ребёнка в себя, как в контейнер, и возвращает его обратно с границами, опорой на реальность и поддержкой. Так чувство перестаёт быть генерализованным и становится переживаемым. Теперь ребёнок может как-то обойтись со своей злостью, обидой и печалью без того, чтобы их подавлять и без того, чтобы начать чувствовать себя в принципе отверженным или по умолчанию злым. Выносимые чувства принесут ему новый опыт, который научит его лучше общаться с людьми, миром и самим собой.
Так как с большинством из нас так никогда не разговаривают, мы должны научиться этому самостоятельно. У процесса контейнирования есть три главных составляющих:
Чаще других трудности контейнирования мы испытываем по отношению к стыду, гневу и тревоге.
Генерализованный стыд – это трудновыносимое или невыносимое переживание того, что со мной что-то не так. Такой стыд не даёт возможности измениться или извиниться, поскольку силён настолько, что его можно только избегать. Мы все попадали в такие ситуации: мы избегаем людей, с которыми связаны наши постыдные переживания, мест, в которых мы вели себя не так, как хотели бы, деятельности, в которой проявились так, что не вызвали у окружающих идеальной поддержки. Один мужчина мне рассказывал о том, что никогда больше не заходил в магазин, в котором ему стало плохо и он должен был обратиться за помощью. Другой – что никогда не показывает свои тексты другим людям, поскольку однажды получил критику. Третий – что избегает отношений, поскольку не уверен в своих сексуальных умениях после одной запоминающейся ночи.
Недавно я была на караоке-вечеринке. Там были люди, поющие профессионально, были и те, кто пел в своё удовольствие, даже если это было некрасиво и неправильно. Там была девушка, которая где-то в середине вечера спела одну-единственную песню – нежную колыбельную на польском языке, красивую и проникновенную, но не очень подходящую к настроению вечера, в котором царил громкий рок. Она не получила громких оваций и ушла вскоре после своего выступления, ни на кого не глядя и не поддавшись уговорам компании, с которой она начала вечер.
Это как раз и называется генерализованным, несконтейнированным стыдом. Скорее всего, это чудесная девушка с мягким голосом не умеет справляться с ним самостоятельно и потому нуждается в большом количестве внешней поддержки, которая как бы задаст ей границы. Допустим, она спела бы плохо, но выбрала бы более подходящую песню – тогда по лицам других она бы ощутила, что несмотря на плохое исполнение, она всё равно признана и любима. А тут получилось наоборот.
В такой ситуации, обладая навыками контейнирования стыда, она могла бы сказать себе следующее:
«Похоже, что я выбрала не ту песню. Я знаю, что я хорошо пою, и я вижу, что в баре есть два человека, которым тоже это нравится, но остальные скучают и разговаривают. Что ж, каждый может ошибиться, возможно, я слишком многого требую от этой публики или от себя. Я хочу уйти, но это от обиды, которая не очень адекватна. Я могу остаться и попеть ещё, меня не выгоняют, мои друзья рады, что я здесь. Или я могу просто остаться и слушать других – мне необязательно петь лучше всех или вообще выходить на сцену, чтобы чувствовать себя принятой».
Другое сложное для контейнирования чувство – это гнев. Генерализованный гнев – это ярость, которая проявляется на малозначительные стимулы и остаётся ещё долго после того, как сама ситуация будет закончена.
Так девушка, злясь на своего отца, который никогда в жизни не давал ей опоры и поддержки, злится на всех, кто так же не предлагает ей идеальной опоры – на друзей, у которых могут быть свои дела, на терапевта, который заболел и отменил встречу, на мужа, который недостаточно поддерживает её в её начинаниях и на Бога, который не слышит её и не заботится о ней так, как она того заслуживает. Этот гнев проявляется в обидах и претензиях к близким, а также в том, что при любой оплошности другого она разрывает контакт и долго и трудно его потом восстанавливает.
Например, полтора года назад после конфликта с бабушкой, в котором та сказала: «Можешь вообще не приходить, если тебе это тебе так не нравится», она и не приходит. И не звонит. И не пишет. На бабушкины звонки не отвечает. Если та пишет ей смс – отвечает формально, в стиле «И что?» или «Не знаю». На контакт не идёт. В целом, это довольно типичная для неё реакция, просто бабушка, в отличие от всех остальных её знакомых и бывших друзей, попавших в опалу, не сдаётся.
Человек, у которого есть генерализованный гнев, может резко и грубо разрывать отношения и в целом иметь очень узкий социальный круг. Гнев заставляет его разрушать там, где можно растить и развивать. Развитые навыки самостоятельного контейнирования могли бы превратиться в такой диалог с собой:
«То, что произошло между мной и бабушкой, не заслуживает молчания на полтора года. Она не идеальна и наговорила мне грубостей, как и я ей. Но она всё это время проявляет ко мне интерес и желание общаться, так что, возможно, мои выводы о том, что она меня не любит, были преждевременными и основывались лишь на том, что меня в тот момент разозлило. Даже если мне до сих пор обидно – я могу сказать ей об этом и дать ей возможность объясниться или извиниться. Кроме моего гнева, у меня есть и тепло к ней, и благодарность. Возможно, мне стоит больше слушать эти чувства и выйти с ней на контакт. Даже после полутора лет молчания она меня примет».
И, наконец, тревога. Расползающаяся тревога – серьёзный минус к качеству жизни. В приступе тревоги человек не ест, не спит, не может работать, не может полноценно переключаться на другие дела и состояния. Любимые фильмы ему не в радость, на новых книгах не получается сосредоточиться. Генерализованная тревога, в отличие от стыда или гнева, приходит не короткими волнами в ответ на стимулы, а может занимать часы, дни и недели после того, как стимулирование произошло.
Например, молодой мужчина, который мучается приступами тревоги после того, как от него ушла жена. Конечно, у него есть основания для горя, боли и грусти. С ним случилась катастрофа, потеря опоры, после которой ему ещё долго нужно будет восстанавливаться и учиться жить дальше.
Но здоровому процессу горевания может мешать генерализованная тревога: навязчивые мысли о том, где она и с кем она, почему так произошло, что он мог сделать раньше и что он ещё может сделать сейчас. У него растёт напряжение, пропадает сон и аппетит. Он начинает бояться смерти, рака, громких звуков, боится садиться за руль, всерьёз опасается за своё психическое состояние после того, как у него появляется непрекращающийся шум в ушах, с которыми доктора ничего не могут сделать. Работать он может лишь настолько, чтобы не потерять своё место. С друзьями не встречается. Оставшись один, он может только ходить из комнаты в комнату, из угла в угол, гоняя внутри одни и те же мысли, плача, злясь или пребывая в тяжёлой подавленности.
Это очень сложное состояние. Контейнирование в этом случае должно быть не разовым, а многодневным, настойчивым, с большим количеством самоподдержки. Текст – примерно такой:
«Я сейчас имею право на то, чтобы быть несчастным. Со мной произошло очень страшное, очень стрессовое событие, и мне ещё долго предстоит иметь дело с его последствиями. Я не должен быть весёлым, работоспособным, общительным. Но я должен о себе позаботиться, поскольку её уход не отменяет необходимости жить дальше, которая, возможно, позже превратиться в желание жить дальше и делать что-то новое. Она не любит меня, да, но это не значит, что я недостоин любви. Я сделал много плохого, но и много хорошего. Я обычный человек, и причина её ухода – не только во мне, но и в ней самой. Я чувствую сейчас много всего, в основном – боль, гнев и страх, но я могу чувствовать и благодарность, и тепло, и искреннее пожелание счастья. И у меня есть не только эта история: есть мои друзья, которые волнуются за меня сейчас и готовы быть рядом, есть мои родители, которым я нужен. Я всё так же люблю спорт. Мне всё так же нравится мясо на углях. Пожалуй, сегодня мне стоит сходить с друзьями в какой-нибудь бар с хорошей кухней, даже если мне этого совсем не хочется. Мне будет легче. А завтра я попробую понять, что мне делать завтра. Мне не обязательно сейчас решать, как мне прожить всю следующую жизнь. Мне нужно просто продержаться один день, а потом следующий, и так далее».
Никто не должен разрушаться только потому, что он живой, а значит, чувствующий. Чувства делают нас лучше. А мы должны сделать их выносимее.
Почувствовать себя живым
«Чувствую себя живым», — говорят путешественники, которые стоят на вершине горы, глядят на клубящиеся белые облака под ногами, которые идут навстречу секущему в лицо ледяному ветру со снегом по заснеженному безмолвию, которые испытывают жуткий холод, провалившись под лед, которые танцуют румбу в орущей толпе на городской площади, залитой огнями, которые испытывают то, что раньше в жизни никогда не испытывали.
Новизна дает короткое ощущение полноты жизни, поэтому толпы туристов мигрируют по миру, чтобы увидеть и почувствовать что-либо новое, ранее не испытанное, тогда на какое-то время включается внимание, испытываются новые ощущения и чувства, но эта новизна длится не долго, и опять возникает потребность испытать нечто новое. Удовольствие, получаемое от испытания нового, становится привычкой, потому что привычка может возникнуть только, если есть удовольствие.
Привычка искать новое не дает покоя, будоражит ум и тело и заставляет все время бежать, ехать, плыть, лететь, чтобы найти и получить ощущение новизны, как новая игрушка делает ребенка счастливым на какое-то время. Все новое сразу становится старым, знакомым и опять делает жизнь пресной и неинтересной. Аргумент: «Будет, что вспомнить в старости» является слабым, потому что в старости люди, вспоминая, какими были «рысаками» и «гусарами», способны испытывать лишь чувства сожаления и утраты.
Если во время еды машинально заглатывать пищу, думая о чем-то постороннем, переносясь в прошлое или мечтая о будущем, о том, что нужно куда-то бежать и что-то сделать еще, то можно поглотить очень много еды и не достичь насыщения, потому что ум блуждает и у него нет связи с телом, которое сигналит о насыщении, но его никто не слышит, поэтому чувство голода не исчезает.
Причина, по которой в мире становится очень много тучных людей — стремительный бег жизни и бессознательность, которые не позволяют человеку остановиться, даже просто замедлиться, чтобы осознать настоящий момент и полностью насладиться им. Если просто бессознательно набирать новые ощущения и впечатления, то потребуется их постоянно усиливать, чтобы получить удовольствие.
Так человека, который привык питаться жирными, острыми фастфудами, уже не сможет удовлетворить простая здоровая еда, она будет казать ему пресной и не вкусной. И ему, чтобы получить удовольствие, в дальнейшем потребуется еще более острая и грубая пища. Также путешественник, перед которым стоит цель испытать как можно больше ощущений и получить больше впечатлений, будет бегать по всему миру и никогда не сможет насытится, удовлетвориться.
Чтобы по-настоящему почувствовать себя живым, нужно научиться замедляться и останавливаться. За обедом, делая осознанно вдох и выдох, ощутить легкое чувство голода, взять в руку кусочек черного хлеба, понюхать его, насладиться его ароматом, осознавая при этом, как рука держит хлеб, его фактуру, потом откусить кусочек, медленно разжевывая, одновременно осознавая его вкус, вес тела, которое сидит на стуле, его поверхность, как выпрямлена спина, осознать, как другая рука берет ложку, окунает ее в борщ, зачерпывает его и подносит ложку ко рту.
Внимательно наблюдая каждый миг за своим телом, ощущениями чувствами эмоциями, осознанно дыша мы объединяем вместе тело, ум и сознание, становимся центрированными, и это позволяет максимально присутствовать в данном моменте, в этом миге. Полностью присутствуя в данном мгновении начинаешь видеть и замечать много того, что раньше не попадало в поле восприятия, чувства развиваются и обостряются. Небо становится голубее, трава зеленее и еда вкуснее, жизнь насыщеннее и интереснее.
Качество жизни определяется качеством присутствия здесь и сейчас. Если бежишь — не успеваешь жить. Постоянство восприятия нашего мира кажущееся. Каждый миг оно изменяется, и чем больше мы способны осознать настоящий миг, при этом не важно, где находишься, сидишь в кресле дома или возле Эйфелевой башни в другой стране, чувствовать себя живым может только тот, кто максимально осознает себя в данный миг.
Новое в блогах
Секрет потока жизни, как в него войти. Как ощутить себя живым, перестав быть марионеткой
Обычная жизнь человека проходит примерно в таком порядке: работа, дети, развлечения, общение, быт. Вопрос в том, насколько вы присутствуете в этом моменте или просто выполняете эти действия механически, автоматически.
Присутствовать означает осознавать себя. Что бы вы ни делали, вы сосредотачиваете все свое внимание на этой конкретной деятельности.
Проблема в том, что большинство людей пребывают в состоянии отсутствия. Их мысли постоянно заняты событиями прошлого и планами на будущее, беспокойством о проблемах и событиях в мире. Психологическое время, таким образом, смещает момент настоящего и подчиняет его прошлому или будущему.
Таким образом, человек превратился в подобие механического робота. Ваше внимание обостряется лишь тогда, когда вы встречаетесь с кем-то или увлечены. Неважно, какой окрас имеет это событие, оно зацепило и поглотило внимание на себя. Именно в такие моменты вы возвращаетесь в настоящее и присутствуете только здесь и сейчас.
Поток жизни
Поток жизни подобен реке, если расслабиться и довериться течению, оно само понесет вас, обходя все препятствия на пути. Проблем станет меньше, решаться они будут проще. Здоровье улучшится, наступит то долгожданное счастье, умиротворение и покой. А удача станет вашим вторым Я.
Такое состояние сознания и называется – быть в потоке. Вам кажется это невероятным, но ведь вы уже не раз переживали это. Каждый из вас, абсолютно каждый был в потоке жизни, просто быстро выбивало из него.
Под серой завесой, что называется пелена Майя, то и дело появляются пробелы, и сквозь них сияет яркий свет Сознания. Промежутки малы, такие моменты редки, но они все же есть для всех, кто обращает внимание и хочет их видеть. Однако игрушки повседневной жизни настолько занимают все ваше внимание, что вы даже не замечаете открывающейся перед вами возможности, ваше внимание ускользает от Чуда.
Ваше внимание постоянно блуждает из прошлого в будущее. Однако моменты озарения доступны только в НАСТОЯЩЕМ, только если вы оставите позади психологическое время, воспоминания о прошлом и ожидания будущего исчезнут, и вы сможете сосредоточить свое внимание на разворачивающемся Чуде перед вашими глазами в Настоящее время
С вами случилось так, что вы попали под чары какого-то момента в своей жизни. Красивый пейзаж, закат, прекрасное произведение искусства или вы просто потерялись в тишине мирного момента?
В такие мгновения безрассудный поток мыслей приостанавливается. Эго исчезает, рассказывание личной истории прекращается, и линия вашей привычной идентичности разрывается. Остается только таинственное сияние Сознания.
В чем секрет
Секрет в том, что, когда исчезают мысли, исчезают и ваши проблемы и конфликты, и вы почти забываете обо всех своих страданиях. Вы фактически выходите за рамки времени.
Вы внимательны, для вас существует только настоящий момент. Ваша душа пронизана тишиной Сознания и РАдостью Бытия. Мир вокруг вас оживает, пульсирует, и вы с удивлением понимаете, как прекрасно быть живым. Вы вдруг по-настоящему начинаете чувствовать себя живым.
Вы сливаетесь с моментом, сидя в любимом кресле или лежа на пляже, прислушиваясь к шуму вашего окружения, наслаждаетесь отдыхом, солнечным светом и свежим воздухом. И прошлое, и будущее далеки от вас, важен только настоящий момент. Как будто бы перед вами раскрыли плотные шторы; теперь все вокруг стало ярче и светлее. Вы чувствуете, что живы, и вам это определенно нравится. Чудо почти полностью наполняет вашу душу.
Почему же постоянно из потока выбивает?
И вот уже ваше внимание переключается с Чуда обратно на разум, и вы снова под гнетом прошлого. Вы снова погружаетесь в свои проблемы и страдания. Вы упустили шанс войти через врата, открывающиеся в волшебный момент, и найти там свое настоящее Я.
Как же вырваться из этого круга? Вы можете вырваться, только если способны выйти за пределы ума, если прекратите свое бессознательное отождествление с ним. В этом случае вы просто наблюдаете за мыслями, но не ассоциируете себя с ними. Вы тождественны чистому пространству, Сознанию, в котором выполняются функции ума.
Но это же невозможно, скажете вы. Возможно, если начать осознавать себя. Просто обращать внимание, что вы делаете, чувствуете, удобно ли телу, о чем думаете. Очень полезно проговаривать мысленно свои действия поначалу. Задавать себе вопрос, что я вижу, слышу.
Ваше истинное «Я» превосходит все мысли, все социальные программы, которые вам внушают. Это Чудо нельзя описать мыслями, его можно испытать только на собственном опыте. И вы уже испытывали такой опыт ни один раз.
Чудо, возможно, лучше всего описать следующим образом: вы объединяетесь с Сознанием, живущим в вас, и узнаете формы и образы, появляющиеся в пространстве Сознания как часть этой сингулярности.