Что значит читательское назначение

Читательское назначение издания

ЧИТАТЕЛЬСКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ИЗДАНИЯ, или читательский адрес издания, — один из осн. признаков, по которым выделяются виды и подвиды издания, поскольку та группа читателей, которой издание адресуется, самым существенным образом влияет на содержание и форму издаваемых произведений и самого издания.

Группы читателей выделяют по возрасту (дети разных возрастных групп, юношество, взрослый читатель), по роду занятий (учащиеся разных ступеней образования, специалисты, представители массовых профессий, научные работники). Издатели и книготорговцы выделяют среди каждой группы потенциальных читателей число возможных покупателей для того, чтобы прикинуть реализуемый тираж.

ОСТ 29.127—96, устанавливающий общие техн. условия для изданий, адресованных детям, делит читателей-детей на 4 возрастные группы: 1) дошкольники (до 6 лет включ.); 2) младшие школьники (7—10 лет); 3) школьники среднего возраста (11—14 лет); 4) старшие школьники (15—17 лет). При этом стандарт требует, чтобы в случаях, когда издание адресуется двум возрастным группам, его оформление удовлетворяло требованиям к изданиям для детей младшей группы.

Смотреть что такое «Читательское назначение издания» в других словарях:

Назначение издания — существенные признаки издания, определяющие, какую социально функциональную задачу оно выполняет (социально функциональное Н. и.) и кому адресуется (читательское Н. и.). Наряду с материальной конструкцией, знаковой формой информации и временной… … Издательский словарь-справочник

ГОСТ 7.60-2003: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения — Терминология ГОСТ 7.60 2003: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения оригинал документа: автореферат диссертации: Научное издание в виде брошюры, содержащее составленный… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Тип издания — обобщенная идеализированная модель издания, представляющая собой совокупность наиболее существенных признаков, определяющих типовые содержательные особенности и внешние качества издания: социально функциональное и читательское назначение,… … Издательский словарь-справочник

Для детей и юношества издания — издания, выделяемые по читательскому назначению и предназначенные детям разных возрастов (см. Читательское назначение). Отличаются от изданий для взрослого читателя тем, что их аппарат, оформление, полиграф. исполнение приспособлены к уровню… … Издательский словарь-справочник

ГОСТ 7.76-96: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определения — Терминология ГОСТ 7.76 96: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определения оригинал документа: 7.2.16 автор: Лицо, создавшее… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Технические энциклопедии — и словари, научно справочные издания, содержащие систематизированный свод сведений по технике (технологическому оборудованию и процессам, предметам труда и т. п.), техническим и смежным наукам. Т. э. подразделяются на общие (охватывающие… … Большая советская энциклопедия

система — 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Рецензирование учебных изданий для вузов — Рецензирование учебных изданий, используемых в образовательном процессе образовательных учреждений начального профессионального (НПО), среднего профессионального (СПО), высшего профессионального (ВПО) и дополнительного профессионального… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Библиографические пособия — систематизированные сведения о произведениях печати, составленные в результате библиографической деятельности и имеющие преимущественно форму указателей, списков и обзоров литературы. Указателем литературы, или библиографическим… … Большая советская энциклопедия

Источник

Понятие, свойство, функции и читательское назначение библиотечного фонда

В обществе существуют различные потоки информации, которые образуют огромное количество зафиксированной информации, на каком-либо физическом или электронном носителе. Всё это образуется в огромные массивы документов, профессионалы называют эти массивы документным ресурсом. И только если документный ресурс становится организованным, упорядоченным его можно назвать документным фондом.

Среди различных видов документных фондов (архивы организаций, государственный архив, книготорговля), библиотечные фонды имеют свое принципиальное отличие и назначение. В библиотечном фонде книга рассматривается как источник знания, в каком бы виде она не была представлена. Библиотечный фонд может включать в себя различные документы, но эти документы предназначены не только для хранения, но и для постоянного использования. Редко используемый или не используемый вовсе документ можно передать в архив. Библиотека с самыми ценными документами в которую не ходят читатели превращается в архив.

¾ Основание, базис– то, на чём что – образуется держится, в нашем случае – библиотека.

¾ Главный элемент – главный, но всё же элемент, значит элемент какой-то другой, более высокой по значимости системы. И это то же библиотека.

¾ Я уже говорила о том, что библиотека- это система, а библиотечный фонд неотъемлемая и базисная часть этой системы. Одна из собенностей библиотечного фонда в том, что он влияет на все элементы такой системы, как библиотека. В системе все элементы взаимосвязаны и влияют друг на друга, но библиотечный фонд —это тот фундаментальный камень, на котором стоит библиотека. От качества этого фундамента зависит всё построение этого огромного, системного «здания» как библиотека. Теоретики отмечают два закона библиотековедения, которые обосновывают формирование библиотечного фонда:

-адекватности или соответствия, это то насколько библиотечный фонд соответствует информационным и духовным потребностям пользователя;

-метаморфизма библиотеки, библиотека постоянно меняющаяся система, которая должна соответствовать всем требованиям современного пользователя.

Закон адекватности диктует отраслевое профилирование фондов библиотеки, соответствие фонда библиотеки целевому читательскому назначению. Состав и величина фонда должны соответствовать задачам, решаемым библиотекой в обществе в данный момент и в данном месте, которые конкретизируются в информационных потребностях. [С. 30 Стол]

Закон метаморфизма говорит о постоянном изменении форм комплектования, хранения и предоставления документов пользователям. [стол С. 16]

Каждый профессионал скажет, что фонд библиотеки отражает её основное направление и читательское назначение. Можно устраивать конкурс для библиотекарей – фондист под названием «Покажите мне состав фонда, и я вам скажу какая вы библиотека». Всё это говорит о целевом назначении библиотечного фонда. Каждый библиотечный фонд ориентирован на удовлетворении информационных потребностей в какой-то определённой сфере. «Все классические определения связывают библиотеку с фондом. Его комплектуют, раскрывают, сохраняют». ( Пальгуева С.10)

Если мы хотим понять всё о библиотечном фонде, необходимо использовать, как я уже говорила, системный подход. Система объясняет и показывает все функции, все процессы, все цели, все системные взаимодействия.

«Изучение системы состоит в выявлении её элементов. Подсистем и связей между элементами и подсистемами, т.е. выявлении её структуры». [Столяров С. 23]

¾ Свойство комплементарности.Это свойство показывает, что целостная система БФ гораздо ценнее, чем каждый элемент составляющий эту систему.

¾ Свойство целостности. Это свойство говорит о целостности системы БФ, элементы этой системы связаны и составляют единое целое.

¾ Свойство целенаправленности.Это свойство говорит о направленности при формировании БФ к какой то определённой, намеченной цели.

¾ Свойство самоорганизации. Это свойство необходимо для постоянного развития БФ. При значительном увеличение, какого небудь отдельного раздела фонда, он может превращаться в самостоятельный подфонд.

¾ Свойство открытости. Это свойство показывает, что любой самый автономный БФ имеет внешние связи и он зависим от среды которая его окружает.

¾ Свойство информативности. Это свойство характеризует эстетическую, научную, учебную или любую другую содержательность БФ. Свойство соответствия информационным потребностям пользователей.

¾ Свойство ценности. Если пользователь получает ответы на свои информационные запросы и эти ответы соответствуют (являются релевантными) читательским запросу, то можно сказать, что БФ является ценным.

¾ Свойство наполненности и чистоты. БФ должен быть наполнен только нужными (активными по использованию) документами и лишние (неиспользуемые) документы должны быть исключены из фонда.

¾ Свойство стохастичности. При формировании БФ допускается некая случайность, отхождение от общих правил, некий эксперимент, проба комплектования.

¾ Свойство динамичности. Постоянная работа с БФ, корректировка его состава, структуры, количества объясняет это свойство.

¾ Свойство статичности. Это противоположное свойство динамичности, тем не менее, устойчивость БФ к внешним воздействиям, стабильность является необходимым. Динамичность и статичность в своём обоюдном сочетании дают возможность БФ сохранять свою сущность, содержание и форму.

¾ Свойство эластичности или гибкости.Свойство, показывающее взаимодействие различных частей БФ, позволяющее постоянно соответствовать меняющимся условиям.

¾ Свойство концентрации.Свойство отражает возможность БФ концентрировать в своём составе документы, тем самым обеспечивать полноту удовлетворения информационных запросов. Это качество БФ может влиять на оперативность обслуживания, при высокой концентрации документов затрудняется поиск нужной информации.

¾ Свойство оформленности.Свойство показывающее, что каждый элемент БФ (документ) должен быть оформлен по определённым правилам, обработан, только тогда он может стать полноценным элементом этого фонда.

¾ Свойство представительности. Показывает, какая часть документопотока, по какой либо определённой тематике представлена в БФ.

¾ Свойство глубины.Показывает хронологический охват документов БФ.

¾ Свойство гетерогенности.Это свойство отражает многообразие входящих в БФ документов (по видам, хронологии издания документов).

¾ Свойство коннективности.Свойство указывает, что один и тот же документ может быть использован множеством пользователей одновременно (свойство характерное в основном для электронного БФ).

¾ Свойство надёжности.Если все свойства БФ работают и характерны для БФ, то этот фонд является надёжным.

¾ Свойство управляемости. Свойство показывает способность БФ быть управляемым и, одновременно влиять на своё управление.

Все эти свойства БФ в своей совокупности дают возможность библиотеке функционировать качественно. Таким образом, свойства БФ отражают его качественные характеристики. [стол С.94-110]

Источник

Понятие о целевом и читательском назначении книги

До настоящего времени в книговедении нет единства взглядов на типологию изданий (книги). Существует несколько вариантов типологических моделей, наиболее сложной из которых является модель А. Гречихина. Автор рассматривает систематизацию книги как логически сложный, многоуровневый процесс восхождения от абстрактного к конкретному, обозначая каждую ступень определенной систематической категории.

Согласно другой позиции, на которой стоит книжная палата, на основное место при рассмотрении системы изданий ставится вид издания. Используется понятие и типа издания, который обозначает самый низкий предел систематизации.

По третьему варианту, автором которого является н.п. лавров, систематизация изданий и их типизация основываются на понятии типа. Под типами изданий понимаются группы изданий, образуемые по различиям в целевом назначении и характере информации.

Из трех названных концепций в практике издательского дела и редактирования имеет распространение и используется типология книжной палаты. Издания, их основные виды, а также термины и определения представлены в гост 7.60-90. Стандарт дает определение только видов изданий и не имеет в своем составе термина «тип издания».

Согласно гост 7.60-90, можно выделить следующие виды изданий по целевому назначению:

Читательское назначение издания, или читательский адрес издания, — один из основных признаков, по которым выделяются виды и подвиды издания, поскольку та группа читателей, которой издание адресуется, самым существенным образом влияет на содержание и форму издаваемых произведений и самого издания.

Группы читателей выделяют по возрасту (дети разных возрастных групп, юношество, взрослый читатель), по роду занятий (учащиеся разных ступеней образования, специалисты, представители массовых профессий, научные работники).

Ост 29.127—96, устанавливающий общие технические условия для изданий, адресованных детям, делит читателей-детей на 4 возрастные группы:

1) дошкольники (до 6 лет включительно);

2) младшие школьники (7—10 лет);

3) школьники среднего возраста (11—14 лет);

4) старшие школьники (15—17 лет).

Таким образом, существенным типологическим признаком книги выступает диалектическое единство предмета, целевого назначения и читательского адреса.

Целевое (социальное) назначение книги аккумулирует в себе всю специфику задач коммуникативной деятельности и различных ее способов, а также специфику социальных задач различных сфер общественно-практической деятельности, обслуживаемых этими способами коммуникации.

Аналогично определяется и сложность, системность читательского адреса книги.

98. Электронные издания, их основные типы и виды, функциональные особенности

ГОСТ 7.83-2001 «Межгосударственный стандарт СИБИД. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения»устанавливает основные виды электронных изданий, а также состав и место расположения выходных сведений в электронных изданиях.

Электронное издание: Электронный документ, прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения.

Электронные издания различают:

1. по наличию печатного эквивалента

* электронный аналог печатного издания: воспроизводит соответствующее печатное издание,

* самостоятельное электронное издание: не имеет печатных аналогов.

2.по природе основной информации:

* текстовое электронное издание: содержит текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку,

* изобразительное электронное издание: содержит электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленных в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки,

* звуковое электронное издание: содержит цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения,

* программный продукт: самостоятельное произведение, представляет собой публикацию текста программы или программ на языке программирования или в виде исполняемого кода,

* мультимедийное электронное издание: в нем информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных разработчиком задач, причем эта взаимосвязь обеспечена соответствующими программными средствами.

Источник

Целевое назначение — критерий типа издания

Что значит читательское назначение Что значит читательское назначение Что значит читательское назначение Что значит читательское назначение

Что значит читательское назначение

Что значит читательское назначение

В реальном процессе организации произведения (произведений) в издание общий замысел будущего издания конкретизируется, неизбежно уточняется типом читательского восприятия[209].

Конкретизация общего замысла типом читательского восприятия есть целевое назначение книжного издания.

Целевое назначение определяет все структурные и содержательные элементы издания: состав, степень полноты, принципы отбора и текстологической подготовки авторских текстов,состав, характер и содержание всех элементов научно-сопроводительного аппарата: вступительных статей, комментариев, указателей.

В одни издания может войти все творческое наследие автора: законченные и незаконченные художественные произведения, тексты всех вариантов и редакций их, литературно-критические статьи, заметки, переписка, дневники, записные книжки и рабочие тетради, деловые бумаги и пр. Все авторские тексты могут быть снабжены пространными и подробными исследовательскими комментариями, в которых будут содержаться сведения об истории создания каждого произведения и о местонахождении автографов, о прижизненных публикациях, в которых текст имел авторские изменения, об истории наиболее серьезных в текстологическом отношении посмертных изданий, будет отражен весь процесс текстологического изучения текста для выявления того варианта, в котором закреплена последняя творческая воля автора, будет аргументировано научно обоснованное вмешательство текстолога в этот текст для устранения искажений его цензурой, редакторами, типографскими рабочими, т. е. будет подробно изложена история текста. В комментариях могут содержаться сведения о том как сам автор относился к своему произведению, как его приняла современная писателю критика.

Вступительная же статья объяснит только основные структурные и текстологические принципы, положенные в основу этого издания и не будет содержать биографических сведений и современных литературоведческих оценок. В собственно научно-справочный аппарат издания войдут многочисленные и различные по составу и содержанию указатели, несущие научно-вспомогательную нагрузку. Весь научно-сопроводительный аппарат не будет содержать общеизвестные и оценочные моменты.

В других изданиях публикуются только законченные художественные произведения. Статья содержит сведения о жизни и творчестве писателя и современную литературоведческую оценку наиболее значительных произведений, в которых ярче всего отразились особенности творческой индивидуальности писателя. Комментарии будут менее пространными, не столь специальными и детальными, а помогут читателю, с одной стороны, глубже понять творчество писателя, с другой — представить себе, как современное литературоведение оценивает значение творчества этого писателя в истории национальной культуры и литературы и в современном литературном процессе.

В третьих изданиях сопроводительный аппарат может быть ограничен лишь вступительной статьей, написанной в жанре популярного критико-биографического очерка, и краткими пояснениями в комментариях «темных мест», которые могут быть непонятными для современного читателя, и вышедших из употребления или иноязычных слов.

Если это издание произведений ныне здравствующего автора, то оно может содержать только его произведения и быть свободным от каких бы то ни было элементов сопроводительного аппарата.

Такие различия в содержании изданий объясняются отнюдь не субъективным желанием одних текстологов, литературоведов, редакторов включить в издание все творческое наследие автора и отразить в тексте издания все, что накоплено литературоведением в области изучения творчества того или иного писателя или поэта, и, наоборот, нежеланием других сделать это, т. е. добросовестностью и пунктуальностью одних и небрежностью и поверхностностью других.

Дело в том, что эти издания того или иноговида ориентированы на разные типы читательского восприятия, т. е. различаются целевым назначением. Актуализация целевого назначения в структурных и содержательных элементах конкретного издании и обусловливает его типологическую книговедческую определенность. Категория, в которой последняя закреплена, и называется типом издания.

Что значит читательское назначение

Совершенно очевидно, сколь необходима для книговедения и книжного дела разработка типологии читателя и сколь актуальными оказываются междисциплинарные (психологические, социологические, демографические, педагогические, культурологические) исследования для обоснованного выявления типов читательского восприятия.

Сегодня они осознаются интуитивно, исходя скорее из исторического опыта издательской практики, чем из спорадических и разрозненных исследований в разных науках. Приблизительно, предварительно типы читательского восприятия можно обозначить так: исследовательский; познавательский (или литературоведческий), любительский (обывательский в самом положительном смысле этого слова).Социокультурное наполнение их исторически изменчиво, но типологически устойчиво.

В соответствии с ними современная типология изданий выделяет три типа изданий:научный (академическая и собственно научная форма его); научно-массовый (или научно-популярный); массовый (или популярный).

Внутри каждого типа возможны варианты в зависимости от характера творческого наследия автора, от частоты переизданий его произведений, от степени популярности автора и степени изученности его творчества литературоведением, от специфики частной издательской задачи, которые могут корректировать структуру и содержание научно-сопроводительного аппарата, принципы расположения авторских текстов и т. д.

Любоесобрание сочинений, сборник, отдельное издание одного произведения может быть изданием научного, научно-массового или массового типа[210] в соответствии с целевым назначением конкретного издания того или иного вида.

Так, целевое назначение собрания сочинений научного типа — отражение процесса и результатов полного филологического (академическое собрания сочинений) или литературоведческого (собственно научное собрания сочинений) исследования творчества писателя, исчерпывающая или полная характеристика отдельных частей его творчества и каждого конкретного произведения, включая творческую историю его создания и историю текста.

Научное собрание сочинений представляет собой материализованный в издании итог огромной исследовательской работы. Сам по себе факт научного издания есть выражение общественного признания творчества писателя, а эта оценка — оправдание колоссального исследовательского труда, который находит текстовое воплощение в научном собрании сочинений. Научное по типу собрание сочинений предполагает исчерпывающую (для академического) или максимально достижимую на данный момент полноту состава текстов авторских произведений — всех видов, родов и жанров, завершенных и незавершенных, всех редакций и вариантов, переводов с других языков, написанных в соавторстве, опубликованных под псевдонимом или безымянно, написанных на других языках, атрибутированных предположительно (dubia), переписки (для академических собраний сочинений), писем, дневников, записных книжек, деловых бумаг, конспектов чужих работ и пр.

Первым отечественным научным собранием сочинений считается издание: Пушкин А.С. Сочинения. Т. 1-7. С приложением материалов для его биорафии, портрета, снимков с его почерка и его рисунков и проч. СПб.: П.В. Анненков, 1855-1857. Первыми опытами подготовки академических собраний сочинений в России были издания: Сочинения Державина с объяснительными примечаниями Я. Грота. Т.1-9. СПб.: 1864-1883; Сочинения К.Н. Батюшкова. Изданы П.Н. Батюшковым. Со статьею о жизни и сочинениях К.Н.Батюшкова, написанною Л.Н. Майковым, и примечаиями, составленными им же и В.И. Саитовым. Т. 1-3. СПб.: 1885-1887.

Аналогично целевое назначение научных по типу изданий других видов, но отражение процесса и результатов исследования касается в данном случае части творчества одного или нескольких авторов (если это сборник)[211] или одного произведения (если это издание третьего из названных видов).

Целевое назначение издания научно-массового типа двойственно: это популяризация самого объекта общественного интереса к художественной литературе (творчества автора в целом, части творчества) одного произведения) и популяризация научной оценки его.

Целевое назначение научно-массового по типу собрания сочинений — популяризация творчества автора в целом и научной оценки его творчества. Двойная задача популяризации предполагает достаточно полный состав авторских текстов, отражающих в совокупности все стороны творческой деятельности автора, включение наиболее значительных для популяризации его творческой эволюции редакций и существенных вариантов отдельных произведений. Этой же задаче подчинен и научно-сопроводительный аппарат.

Вступительная статья имеет литературоведческий (или музыковедческий для собрания сочинений музыкальных произведений) характер; в комментариях преобладают историко-литературный, реально-исторический; текстологический комментарий фиксирует лишь результаты текстологической работы, а общие принципы, положенные в основу издания, перемещены в преамбулу к комментариям; указатели менее разнообразны по видам и детализации.

Большинство отечественных классиков в книжной культуре представлено именно научно-массовыми по типу многотомными собраниями сочинений. На них долгие годы специализировалось издательство «Художественная литература», Образцом для их подготовки можно считать Полное собрание сочинений А.С. Пушкина. Тт. 1-10. Под ред. Б.В. Томашевского. М. — Л., АН СССР, 1949.

Целевое назначение издания массового типа — популяризация самого объекта общественного интереса к художественной литературе: творчества автора в целом, части творчества, одного произведения.

Такие подвиды коллективного сборника как альманахи, антологии и хрестоматии — всегда массовые по типу, за исключением тех случаев, когда они переиздаются как книжные памятники, но тогда объектом интереса становятся не столько содержащиеся в них произведения, сколько само издание.

Целевое назначение массового по типу собрания сочинений — популяризация творчества автора в целом на избранном составе произведений. Степень «избранности» зависит от степени известности и популярности творчества данного автора для современного читателя.

Массовыми по типу собраниями сочинений представлено творчество большинства классиков отечественной и зарубежной литературы, наиболее крупных современных зарубежных писателей, творчество известных и ныне здравствующих отечественных писателей. Характерный пример — собрания сочинений, выходившие в качестве приложений к журналу «Огонек», современные переиздания собраний сочинений зарубежных и отечественных писателей, выходивших в издательствеве «Художественная литература».

Общий замысел, тип читательского восприятия и целевое назначение как критерии вида и типа издания — категории объективные и конкретно-исторические. Наполнение их изменчиво во времени, зависит от культурного уровня страны, от развитости общего и специального интереса к художественной литературе. Это необходимо учитывать при типологическом моделировании издания, при анализе и оценке уже вышедшего издания.

То, что во времена М.В. Ломоносова считалось полным собранием сочинений, в современной типологической идентификации всего лишь сборник произведений, потому что теория классицизма не рассматривала, например, эпистолярное наследие как факт творческой биографии писателя и письма в собрания сочинений не включались. Издание, которое 30-40 лет назад вполне отвечало целевому назначению научно-массового, сегодня превратилось в читательском восприятии в массовое, потому что уровень читательского восприятия сегодня иной. А бывает и наоборот, когда уровень читательского восприятия снижается. По объявленной издательством «Наука» подписке на Академическое собрание сочинений А.С.Пушкина удалось собрать всего 2000 предварительных заказов.

Общий замысел, тип читательского восприятия и целевое назначение являются объективными видо-и типообразущими критериями и для изданий все других видов литературы.

Для некоторых виды и типы аналогичны названным выше. Допустим готовится к изданию произведения ученого. В зависимости от общего замысла это будет либо собрание сочинений, либо сборник, либо отдельное издание одного произведения. В соответствии
с целевым назначением это будет либо научное, либо научно-массовое, либо массовое по типу издание.

Для научно-популярной литературы характерны те же виды изданий, хотя собраний сочинений практически нет, потому что ученых, которые всю жизнь занимались только популяризацией науки, история не припомнит. Равно как трудно вспомнить и назвать писателя, который все свое творчество посвятил популяризации науки.

Специфика таких видов литературы, как учебная, производственно-техническая, справочная, научно-информационная, официально-документальная, и специфика жанровой структуры каждого из них накладывает отпечаток на специфику видов и типов изданий. Видо- и типообразующие критерии остаются теми же, что и для художественной литературы, а названия видов изданий отличаются.

Например, справочная литература издается в виде энциклопедий, энциклопедических словарей, справочников, отраслевых словарей. Все издания этого вида литературы — массовые по типу, с каким бы научным тщанием они ни готовились, потому что целевое назначение любого из них –популяризация (с учетом того, что уровни популяризации различны). Для кого-то и самый примитивный словарик интернет-терминологии — китайская грамота, а кто-то Энциклопедию Брокгауза и Ефрона с упоением читает том за томом.

Что касается детской литературы, то она может быть и художественной, и научно-популярной, и справочной, и учебной. Поэтому типологию изданий детской литературы нужно разрабатывать в соответствии с типологией изданий этих видов литературы, но учитывая, что сама детская литература выделена в самостоятельный вид по возрастному критерию.

То обстоятельство, что видо-и типообразующие признаки (общественная потребность, общий замысел издания, тип читательского восприятия, целевое назначение) — категории объективные и конкретно-исторические, заставляет искать оптимальные способы их реализации в конкретном издании, осознавая, что книга — способ отражения и средство формирования индивидуального, группового и общественного сознания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *