Что значит читать вдумчиво литература 7 класс
Урок литературы в 7 классе ВВЕДЕНИЕ. ЗНАКОМСТВО СО СТАТЬЕЙ УЧЕБНИКА «ЧИТАЙТЕ НЕ ТОРОПЯСЬ…»
познакомить с советами по технике чтения, значением вдумчивого чтения, помогающего запоминать, обдумывать, представлять себя в гуще событий; развивать воображение, пополнить словарный запас.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе ВВЕДЕНИЕ. ЗНАКОМСТВО СО СТАТЬЕЙ УЧЕБНИКА «ЧИТАЙТЕ НЕ ТОРОПЯСЬ…»»
1.Урок литературы в 7 классе
ЗНАКОМСТВО СО СТАТЬЕЙ УЧЕБНИКА «Читайте НЕ ТОРОПЯСЬ…»
познакомить с советами по технике чтения, значением вдумчивого чтения, помогающего запоминать, обдумывать, представлять себя в гуще событий; развивать воображение, пополнить словарный запас.
выразительное чтение, аналитическая беседа.
Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя с элементами беседы.
В этом году вас, ребята, ждут радостные встречи с новыми писателями и новыми произведениями уже знакомых авторов. Пусть помогут они вам стать умными и любознательными читателями, добрыми и интересными собеседниками, справедливыми и отзывчивыми людьми. Пусть растут в ваших сердцах «внимание к человеку», «уважение к его труду», «любовь к его беспокойному духу».
По справедливому замечанию К. Г. Паустовского, человека, любящего и умеющего читать, можно назвать по-настоящему счастливым. Какой богатый и прекрасный мир открывается перед тем, кто не «глотает» книги, а читает их вдумчиво, не торопясь, не теряя ни одной капли драгоценного содержания книги!
Как же удалось автору убедить читателя, заставить его переживать вместе со всеми героями? Просто ли это для самого талантливого и даже гениального писателя? Оказывается, нет! За каждым произведением стоит огромный труд писателя, изучение и сбор материала, творческие муки создания произведения.
Сохранились многочисленные воспоминания о работе писателей, свидетельства «мук творчества».
В этом году мы познакомимся с удивительной исторической повестью Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», которую он переписывал множество раз, переделывал, совершенствуя свое произведение. «Только после восьмой переписки, непременно собственной рукой, – писал Гоголь, – труд является вполне художнически законченным, достигает перла создания. »
Но чтобы понять и осмыслить текст, читателю также следует проделать определенную работу, иначе многое может остаться в тени, незамеченным, непонятым, не оцененным по достоинству.
Несомненно, прав С. Я. Маршак, утверждая, что «литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели».
Что это значит? На что надеется каждый автор?
Писатели и ученые советуют читать внимательно, вдумчиво, не торопясь. Прислушаемся к их советам, рассуждениям…
2. Чтение статьи учебника (с. 3–4).
3. Беседа по вопросам.
1) На какого читателя рассчитывает автор статьи? (Талантливого, чуткого, обладающего творческим воображением.)
2) Какое значение имела книга в жизни Горького? (С. 3, 3–4-й абз. Внимание и уважение к человеку.) Чем может помочь книга читателю? (с. 3, 5-й абз.)
3) Что значит вдумчивое чтение? (Человек, «глотающий» книги, похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона.)
4) Какого человека вы считаете интересным собеседником? (Знает, о чем говорит, имеет свое отношение к тому, что говорит, как говорит. Если «вот», «ну», «это», «короче», «говорит», «как его» стоят перед и после каждого слова, то слушать совсем не интересно.)
4. Выполнение задания 2 (с. 5).
– Как отражается в пословицах отношение народа к чтению, книге?
– Объясните смысл предлагаемых пословиц.
– Известны ли вам другие пословицы на эту тему? Какие? Назовите и объясните их смысл.
5. Экскурсия по учебнику (I и II ч.).
II часть – список книг для чтения (с. 265–266);
– писатели о значении выразительного чтения (с. 268–270);
– краткий словарь литературоведческих терминов (с. 292–299);
– справочные материалы по теории литературы (с. 284–292);
– словарь имен (с. 278).
Вывод. учебник – верный помощник в накоплении знаний.
– С какими писателями и произведениями предстоит познакомиться впервые?
– Какие справочные и изобразительные материалы помогут в этом?
Подведение итогов урока.
Книга – верный помощник в накоплении знаний, но читать надо вдумчиво, не торопясь: это огромный труд!
Домашнее задание: прочитать предания (по вариантам), подготовить пересказ (с. 7–8).
Образовательный сайт
Книги следует читать так же неторопливо и бережно, как они писались – Л. Н. Толстой. В одну эту фразу умещается очень много мыслей и советов, которые стоит учитывать.
1. Какие советы М. Горького, К. Паустовского, Д. Лихачева кажутся вам важными и каким из них вы следовали при чтении?
Горький – любите книгу, она научит вас понимать себя и окружающих, уважать человека за его достижения и стремление к лучшему. Книга окрыляет ум и сердце.
Паустовский – читайте медленно, вдумчиво, не торопясь. Запоминайте и обдумывайте те события и образы, которые рисует автор.
Лихачев – читайте и перечитывайте, находите свои любимые произведения. Находите книги, к которым хотелось бы обращаться вновь и вновь.
Мне кажутся важными советы Горького и Паустовского. Действительно ценные книги лучше читать вдумчиво. Важно проникаться тем, что читаешь, любить книгу.
2. Прочитайте пословицы, объясните их смысл. Подумайте, как отражается в них отношение народа к чтению и книге:
Русская – «Не на пользу читать, коли только верхушки хватать». Эта пословица говорит о пользе вдумчивого чтения. Только при внимательном отношении к книге можно научиться чему-то, понять себя и окружающих. Если читать поверхностное, можно так ни в чем и не разобраться.
Немецкая – «В хороших книгах охотно роются». Пословица говорит о том, что книги, из которых действительно можно чему-то научиться, интересны сами по себе. Они захватывают воображение. Читатель невольно погружается в сюжет.
Английская – «Выбирай писателей так, как выбираешь друга». Народная мудрость говорит о важности подбора хороших книг для чтения. Если выбирать второсортные произведения, они могут не только ничему не научить, но и испортить литературный вкус.
Известны ли вам другие пословицы на эту тему? Какие? Назовите и объясните их.
Есть много пословиц о книгах и чтении:
3. Рассмотрите внимательно учебник. Расскажите, с какими писателями и произведениями предстоит познакомиться впервые, какие справочные и изобразительные материалы помогут в этом.
Практически все писатели знакомы школьникам из предыдущих классов. Многие могут запамятовать Державина, Жуковского, Бунина – с их произведениями знакомство проходило достаточно скупо.
В учебнике представлено много статей известных литературоведов. Такие справочные материалы отлично помогают разобраться в содержании произведений великих писателей.
Что значит читать вдумчиво литература 7 класс
Автор: Хромушина Евгения Анатольевна
Организация: КГБПОУ ААГ
Населенный пункт: г. Барнаул
В современном мире сложно говорить о существовании «педагогических секретов». Основные постулаты педагогики давно известны, и сейчас мы наблюдаем только то, как меняется форма, но не содержание, вот и получается, что все новое – это хорошо забытое старое.
Говоря о «старом», хочется упомянуть такой замечательный прием, как «вдумчивое чтение». К сожалению, сейчас преподаватели нечасто используют его на уроках литературы, а ведь именно этот способ помогает научить детей самому важному – думать, мыслить, рассуждать. Сейчас школьная программа построена по количественному принципу: большой объем произведений, которые нужно прочитать целиком и очень быстро. Естественно, практически никто из школьников не читает тексты, а довольствуется кратким пересказом. А зачем читать книгу? Сюжет-то и так понятен. В итоге мы получаем людей, довольствующихся только поверхностной информацией и совершенно не способных к анализу. И эта проблема намного шире изучения литературы, ведь человеку с таким подходом к изучению материала довольно сложно стать профессионалом в той сфере деятельности, которую он для себя выберет. Сейчас наш мир наводнен «специалистами», девизом которых является расхожая фраза из советского мультфильма: «И так сойдет!», а ведь корень проблемы – неумение учиться.
Так что же такое вдумчивое чтение? Это медленное прочтение текста, когда тщательному анализу подвергается каждая строчка, каждое слово. Школьники учатся работать со словарями, узнавая значения непонятных слов, учатся находить в текстах отсылки к другим произведениям, сравнивать их, делать выводы. Безусловно, такой подход требует больших временных затрат, невозможно прочитать объемный текст за то время, которое отведено для его изучения в программе. Но этого и не нужно. Задача учителя – сформировать интерес к самостоятельному чтению, показать, какие смыслы скрыты в авторском тексте, научить их извлекать. Поэтому одним из худших вопросов, которые можно услышать от преподавателя, является избитая фраза «Что этим хотел сказать автор?». Абсолютно правы ученики, которые сердито говорят, что они не телепаты и не могут читать мысли автора, особенно давно умершего. Наша задача – не понять, о чем автор думал, когда писал текст, а разобраться с тем, какое знание этот текст дал нам, чем он полезен для нас сейчас, в эту самую минуту. Поэтому гораздо правильнее спрашивать школьников о том, как они поняли это произведение, как мы можем его интерпретировать сейчас, опираясь на свои знания о мире. В этом-то и прелесть качественных литературных произведений. В разное время мы их прочитываем по-новому, каждый раз находя новые смыслы.
Вдумчивое чтение опирается на исторический и культурологический анализ текста, ведь ни одно произведение не может рассматриваться вне контекста действительности автора. Изучая литературный текст, мы параллельно знакомимся с мифологией, живописью, музыкой, архитектурой, историей в ее частных проявлениях, а все это развивает эрудицию, тренирует память, логику.
Читать вдумчиво – значит формировать собственно понимание текста. Поэтому не стоит забывать про чтение «с карандашом». К сожалению, сейчас даже многие преподаватели не знают, что это такое, что уж говорить про школьников. Когда мы работаем с текстом (а любое чтение – это работа), мы записываем свои мысли, ассоциации на полях книги, выделяем то, что нам понравилось и тут же записываем краткие комментарии, из которых потом сложится сочинение. Работая таким образом, мы формируем умение анализировать детали, которое потом складывается в целостное понимание текста.
На мой взгляд, на уроках литературы категория качества должна стоять выше категории количества. Пусть из всего романа мы разберем два-три эпизода, но у учеников останется возможность прочитать его самостоятельно, когда они будут к этому готовы. Не хочет? Заставлять никто не будет. Нет ничего хуже принудительного чтения, которое только отбивает желание брать в руки книгу. Нужно помнить, что литературный вкус формируется постепенно, практически каждый проходит период фэнтези, детективов, приключенческих романов, постепенно приходя к классике. Задача педагога помочь ученику сориентироваться в многообразии текстов, найти те, которые действительно принесут пользу.
Безусловно, прием вдумчивого чтения требует от преподавателя больших интеллектуальных затрат, ведь здесь нельзя ограничиться только тем, что написано в учебнике, нужно подбирать дополнительный материал, изучать критику, постоянно перечитывать текст, находя новые смыслы. Однако не стоит забывать, что наши ученики, первую очередь, – отражение нас самих. И своим примером мы можем помочь им стать мыслящими людьми.
Конспект урока по литературе «Читайте не торопясь» (7 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Введение. Читайте не торопясь.
Цель : Сформировать стартовую мотивацию к изучению литературы.
Предметные: Повторить основные сведения, полученные в ходе изучения литературы в 6 классе, определить уровень освоения материала по итогам летнего чтения; отрабатывать навык смыслового чтения, путем анализа текста;
Метапредметные: Уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; подводить явление под понятие; планировать свою деятельность в зависимости от заданной цели, строить логические цепочки и устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, сопоставлять явления, проводить их анализ и синтез; создавать монологическое высказывание, понятное для партнеров, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, отрабатывать навык выразительного чтения.
Личностные: Понимать значение чтения в жизни человека, п оложительно относиться к познавательной деятельности, испытывать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, развивать любовь к литературе и процессу чтения, обогащать речь и словарный запас
Оборудование: Рабочая тетрадь, учебник «Литература. Часть 1» под. ред. В.Я. Коровиной.
Методы и приемы: РКМЧП, работа с учебником, беседа, фронтальный опрос, постановка проблемного вопроса.
Урок литературы в 7 классе ВВЕДЕНИЕ. ЗНАКОМСТВО СО СТАТЬЕЙ УЧЕБНИКА «ЧИТАЙТЕ НЕ ТОРОПЯСЬ…»
познакомить с советами по технике чтения, значением вдумчивого чтения, помогающего запоминать, обдумывать, представлять себя в гуще событий; развивать воображение, пополнить словарный запас.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе ВВЕДЕНИЕ. ЗНАКОМСТВО СО СТАТЬЕЙ УЧЕБНИКА «ЧИТАЙТЕ НЕ ТОРОПЯСЬ…»»
1.Урок литературы в 7 классе
ЗНАКОМСТВО СО СТАТЬЕЙ УЧЕБНИКА «Читайте НЕ ТОРОПЯСЬ…»
познакомить с советами по технике чтения, значением вдумчивого чтения, помогающего запоминать, обдумывать, представлять себя в гуще событий; развивать воображение, пополнить словарный запас.
выразительное чтение, аналитическая беседа.
Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя с элементами беседы.
В этом году вас, ребята, ждут радостные встречи с новыми писателями и новыми произведениями уже знакомых авторов. Пусть помогут они вам стать умными и любознательными читателями, добрыми и интересными собеседниками, справедливыми и отзывчивыми людьми. Пусть растут в ваших сердцах «внимание к человеку», «уважение к его труду», «любовь к его беспокойному духу».
По справедливому замечанию К. Г. Паустовского, человека, любящего и умеющего читать, можно назвать по-настоящему счастливым. Какой богатый и прекрасный мир открывается перед тем, кто не «глотает» книги, а читает их вдумчиво, не торопясь, не теряя ни одной капли драгоценного содержания книги!
Как же удалось автору убедить читателя, заставить его переживать вместе со всеми героями? Просто ли это для самого талантливого и даже гениального писателя? Оказывается, нет! За каждым произведением стоит огромный труд писателя, изучение и сбор материала, творческие муки создания произведения.
Сохранились многочисленные воспоминания о работе писателей, свидетельства «мук творчества».
В этом году мы познакомимся с удивительной исторической повестью Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», которую он переписывал множество раз, переделывал, совершенствуя свое произведение. «Только после восьмой переписки, непременно собственной рукой, – писал Гоголь, – труд является вполне художнически законченным, достигает перла создания. »
Но чтобы понять и осмыслить текст, читателю также следует проделать определенную работу, иначе многое может остаться в тени, незамеченным, непонятым, не оцененным по достоинству.
Несомненно, прав С. Я. Маршак, утверждая, что «литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели».
Что это значит? На что надеется каждый автор?
Писатели и ученые советуют читать внимательно, вдумчиво, не торопясь. Прислушаемся к их советам, рассуждениям…
2. Чтение статьи учебника (с. 3–4).
3. Беседа по вопросам.
1) На какого читателя рассчитывает автор статьи? (Талантливого, чуткого, обладающего творческим воображением.)
2) Какое значение имела книга в жизни Горького? (С. 3, 3–4-й абз. Внимание и уважение к человеку.) Чем может помочь книга читателю? (с. 3, 5-й абз.)
3) Что значит вдумчивое чтение? (Человек, «глотающий» книги, похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона.)
4) Какого человека вы считаете интересным собеседником? (Знает, о чем говорит, имеет свое отношение к тому, что говорит, как говорит. Если «вот», «ну», «это», «короче», «говорит», «как его» стоят перед и после каждого слова, то слушать совсем не интересно.)
4. Выполнение задания 2 (с. 5).
– Как отражается в пословицах отношение народа к чтению, книге?
– Объясните смысл предлагаемых пословиц.
– Известны ли вам другие пословицы на эту тему? Какие? Назовите и объясните их смысл.
5. Экскурсия по учебнику (I и II ч.).
II часть – список книг для чтения (с. 265–266);
– писатели о значении выразительного чтения (с. 268–270);
– краткий словарь литературоведческих терминов (с. 292–299);
– справочные материалы по теории литературы (с. 284–292);
– словарь имен (с. 278).
Вывод. учебник – верный помощник в накоплении знаний.
– С какими писателями и произведениями предстоит познакомиться впервые?
– Какие справочные и изобразительные материалы помогут в этом?
Подведение итогов урока.
Книга – верный помощник в накоплении знаний, но читать надо вдумчиво, не торопясь: это огромный труд!
Домашнее задание: прочитать предания (по вариантам), подготовить пересказ (с. 7–8).