Что значит читать с выражением
Как читать с выражением? Инструкция от актрисы Яны Поплавской
«Прочитай с выражением!» – часто слышат дети на школьных занятиях. Но что означает «выражение»? Ведь порой ребята читают с заученной интонацией, и стихотворение теряет живость.
Известная актриса, телеведущая и речевой коуч Яна Поплавская рассказала о базовых принципах устной речи и ораторского искусства в рамках мастер-класса, организованного проектом «Герои» при поддержке Группы компаний «Просвещение».
Интонация – это не только знаки препинания
Казалось бы, при чтении нужно ориентироваться на знаки препинания: запятая – это маленькая пауза, точка – большая пауза, восклицательный знак – очень большая пауза с повышением интонации. Но ведь мы разговариваем не точками и запятыми, а интонационными потоками: сами решаем, что именно нужно выделить в тексте, на какое слово или часть предложения обратить внимание. Именно это слово или часть предложения становится главным, в нем может быть заложена эмоция, просьба, неудовольствие. На такой фрагмент текста мы стараемся обратить внимание слушателей. Иногда нам становится скучно, когда кто-то читает вслух прозу или стихотворение. Почему? Нас не устраивает интонационный поток. Рассказ или стихотворение оживает при помощи подачи, в которой нет точек и запятых, а есть только интонация.
Следите за дыханием
Существует специальная техника чтения: прочитайте вслух предложение, которое не несет смысловой нагрузки, на одном дыхании. Выдохнуть нужно только тогда, когда начинается предложение, на котором необходимо сделать акцент. Так появляется пауза, не предусмотренная письменным текстом. Интонировать можно не задумываясь, используя только дыхание. Не нужно делать акцент на каждом слове, потому что в тексте все слова не могут быть главными. Следует понимать, что для каждого читателя важные слова могут быть разными. Вот почему люди читают одно и то же произведение подчас с абсолютно разной интонацией, которая дает ощущение тепла, холода, отстраненности, отчаяния, всего того, что невозможно передать словами.
Тренируйте дикцию
Для тренировки дикции можно зажать зубами карандаш и, несмотря на «преграду», попытаться прочитать текст как можно четче. Будет звучать смешно, но зато полезно. Так будет «просыпаться» ваш речевой аппарат, работать мышцы, а затем, уже без карандаша, увеличится скорость прочитываемого текста.
Следите за скоростью
Начало и конец любого произведения, будь то стихи или проза, нужно читать медленно. В начале чтения слушатель должен настроиться, понять, что его внимание теперь принадлежит вам. Если сразу начать тараторить, то внимание слушателей быстро исчезнет, и картина, которую вы должны нарисовать словами, перестанет быть интересной. Еще одна рекомендация детям – не пренебрегать чтением вслух на время. В качестве тренировки можно попробовать считывать 120 слов в минуту, не останавливаясь. Некоторые дети в возрасте 9-10 лет часто читают вслух как будто по слогам. Но если ежедневно считывать текст на скорость хотя бы в течение 15 минут, барьер «120 слов в минуту» вскоре удастся преодолеть.
Автор тот, кто читает вслух
Автором любого устного текста, даже если он написан великим писателем, можно представить того, кто его произносит. Потому что именно читатель решает, как этот текст прозвучит. Прежде чем читать текст вслух, вы, как его автор, рассказывающий историю, должны для себя решить, что для вас важно. То же касается и пересказа прочитанного, когда нужно запомнить основные мысли, а не выучить все наизусть. Особое внимание при чтении вслух нужно уделить героям текста. Они отличаются по характеру, но конкретный характер им должен присвоить именно тот, кто произносит текст. Это можно сделать с помощью интонации.
Расставьте акценты и выделите главное
Общаясь с собеседником, будь то маленькая компания или же выступление перед публикой, нужно научиться контролировать себя. Важно слышать свой интонационный поток и понимать, какая часть рассказа будет главной, чтобы вовремя скорректировать свою интонацию. Остальной текст – всего лишь обрамление этой главной части. Аналогией может служить картина в рамке: то, что относится к рамке, нужно читать быстро и легко, на одном дыхании. Но как только в тексте происходит событие, нужно остановиться и описывать картину иначе. Даже если вы читаете текст с листа, чтение должно стать приятным на слух рассказом. Ведь наша речь – один из важнейших инструментов успешной коммуникации.
Что значит читать с выражением?
Читать с выражением означает, что читающий вслух человек должен при помощи интонации выделять знаки препинания, восклицание, вопрос, многоточие. Он должен акцентировать внимание на основных моментах текста, повышать или снижать скорость чтения, громкость голоса, чтобы максимально эффективно донести мысль автора произведения до слушателей.
Впрочем, с выражением можно не только читать, но и бездействовать:
Чтение с выражением подразумевает интонационное выделение особых моментов, правильную расстановку пауз и логических ударений. При выразительном чтении нужно контролировать тембр голоса, интенсивность речи, иногда голос нужно повышать, а иногда понижать.
Это значит, читать понимая о чем читаешь с соблюдением подобающих тексту интонаций и учитывать все знаки препинания. При этом скорость чтения должна быть достаточно быстрой, что бы читать без запинаний.
В школе детей учат читать с выражением, это значит, что читать нужно не спеша, если в предложении есть знак препинания нужно выдерживать небольшую паузу. Читать нужно громко, внятно.
Если в тексте к примеру есть вопросительный знак, то читать с нужно интонацией, чтобы слушатели поняли, что предложение является вопросительным.
Также важно не глотать слова, но и слишком медленно тоже читать не нужно.
На этом сайте собраны стихи Дарьи. Есть ссылки на группы поэтессы в контакте, фейсбуке.
12 декабря 2018 года в Госдуму внесли законопроект, там предусматривается административная ответственность за плохие высказывания в адрес власти в сети. То есть всякое распространение высказываний, которые в неприличной форме показывают неуважение к обществу и государству, гос. органам и символам. В ответ на это Шнур написал очередной стих, судите сами, вот такие слова там:
Я спокоен и прям и знаю, что впереди.
Я хожу без страховки с факелом надо лбом
По стальной струне, натянутой между башен,
Когда снизу кричат только: «упади».
Разве они знают, чего мне стоило ремесло.
Разве ступят на ветер, нащупав его изгиб.
Они думают, я дурак, которому повезло.
Если я отвечу им, я не удержу над бровями факел.
Если я отвечу им, я погиб.
Вот такое мое видение и понимание смысла данной фразы.
Как читать с выражением, чтобы вас слушали
«Прочитай текст с выражением!» — часто слышат дети на школьных занятиях. Но что означает «выражение» в данном контексте? Ведь порой ребята читают текст с заученной интонацией, и стихотворение теряет живость. Об этом рассказала актриса Яна Поплавская в рамках мастер-класса «Учимся читать без точек и запятых», организованного проектом «Герои» при поддержке ГК «Просвещение» для онлайн-трансляции «День без турникетов». Известная актриса, телеведущая и речевой коуч рассказала о базовых принципах устной речи и ораторского искусства, владеть которыми полезно каждому человеку.
1. Интонация — это не только знаки препинания
Казалось бы, при чтении нужно ориентироваться на знаки препинания: запятая — это маленькая пауза, точка — большая пауза, восклицательный знак — очень большая пауза с повышением интонации. Но ведь мы разговариваем не точками и запятыми, а интонационными потоками: сами решаем, что именно нужно выделить в тексте, на какое слово или часть предложения обратить внимание. Именно это слово или часть предложения становится главным, в нем может быть заложена эмоция, просьба, неудовольствие. На такой фрагмент текста мы стараемся обратить внимание слушателей. Иногда нам становится скучно, когда кто-то читает вслух прозу или стихотворение. Почему? Нас не устраивает интонационный поток. Рассказ или стихотворение оживает при помощи подачи, в которой нет точек и запятых, а есть только интонация.
2. Следите за дыханием
Существует специальная техника чтения: прочитайте вслух предложение, которое не несет смысловой нагрузки, на одном дыхании. Выдохнуть нужно только тогда, когда начинается предложение, на котором необходимо сделать акцент. Так появляется пауза, не предусмотренная письменным текстом. Интонировать можно не задумываясь, используя только дыхание. Не нужно делать акцент на каждом слове, потому что в тексте все слова не могут быть главными. Следует понимать, что для каждого читателя важные слова могут быть разными. Вот почему люди читают одно и то же произведение подчас с абсолютно разной интонацией, которая дает ощущение тепла, холода, отстраненности, отчаяния, всего того, что невозможно передать словами.
3. Тренируйте дикцию
Для тренировки дикции можно зажать зубами карандаш и, несмотря на «преграду», попытаться прочитать текст как можно четче. Будет звучать смешно, но зато полезно. Так будет «просыпаться» ваш речевой аппарат, работать мышцы, а затем, уже без карандаша, увеличиться скорость прочитываемого текста.
4. Следите за скоростью
Начало и конец любого произведения, будь то стихи или проза, нужно читать медленно. В начале чтения слушатель должен настроиться, понять, что его внимание теперь принадлежит вам. Если сразу начать тараторить, то внимание слушателей быстро исчезнет, и картина, которую вы должны нарисовать словами, перестанет быть интересной. Еще одна рекомендация детям — не пренебрегать чтением вслух на время. В качестве тренировки можно попробовать считывать 120 слов в минуту, не останавливаясь. Некоторые дети в возрасте 9-10 лет часто читают вслух как будто по слогам. Но если ежедневно считывать текст на скорость хотя бы в течение 15 минут, барьер «120 слов в минуту» вскоре удастся преодолеть.
5. Автор тот, кто читает вслух
Автором любого устного текста, даже если он написан великим писателем, можно представить того, кто его произносит. Потому что именно читатель решает, как этот текст прозвучит. Прежде чем читать текст вслух, вы, как его автор, рассказывающий историю, должны для себя решить, что для вас важно. То же касается и пересказа прочитанного, когда нужно запомнить основные мысли, а не выучить все наизусть. Особое внимание при чтении вслух нужно уделить героям текста. Они отличаются по характеру, но конкретный характер им должен присвоить именно тот, кто произносит текст. Это можно сделать с помощью интонации.
6. Расставьте акценты и выделите главное
Общаясь с собеседником, будь то маленькая компания или же выступление перед публикой, нужно научиться контролировать себя. Важно слышать свой интонационный поток и понимать, какая часть рассказа будет главной, чтобы вовремя скорректировать свою интонацию. Остальной текст — всего лишь обрамление этой главной части. Аналогией может служить картина в рамке: то, что относится к рамке, нужно читать быстро и легко, на одном дыхании. Но как только в тексте происходит событие, нужно остановиться и описывать картину иначе. Даже если вы читаете текст с листа, чтение должно стать приятным на слух рассказом. Ведь наша речь — один из важнейших инструментов успешной коммуникации.
Что значит читать с выражением
Аннотация: Инструкция для детей и родителей от актрисы Яны Поплавской
Статья:
«Прочитай текст с выражением!» – часто слышат дети на школьных занятиях. Но что означает «выражение» в данном контексте? Ведь порой ребята читают текст с заученной интонацией, и стихотворение теряет живость.
В рамках мастер-класса «Учимся читать без точек и запятых», известная актриса, телеведущая и речевой коуч Яна Поплавская рассказала о базовых принципах устной речи и ораторского искусства, владеть которыми полезно каждому человеку.
1. Интонация – это не только знаки препинания
Казалось бы, при чтении нужно ориентироваться на знаки препинания: запятая – это маленькая пауза, точка – большая пауза, восклицательный знак – очень большая пауза с повышением интонации. Но ведь мы разговариваем не точками и запятыми, а интонационными потоками: сами решаем, что именно нужно выделить в тексте, на какое слово или часть предложения обратить внимание. Именно это слово или часть предложения становится главным, в нем может быть заложена эмоция, просьба, неудовольствие. На такой фрагмент текста мы стараемся обратить внимание слушателей. Иногда нам становится скучно, когда кто-то читает вслух прозу или стихотворение. Почему? Нас не устраивает интонационный поток. Рассказ или стихотворение оживает при помощи подачи, в которой нет точек и запятых, а есть только интонация.
2. Следите за дыханием
Существует специальная техника чтения: прочитайте вслух предложение, которое не несет смысловой нагрузки, на одном дыхании. Выдохнуть нужно только тогда, когда начинается предложение, на котором необходимо сделать акцент. Так появляется пауза, не предусмотренная письменным текстом. Интонировать можно не задумываясь, используя только дыхание. Не нужно делать акцент на каждом слове, потому что в тексте все слова не могут быть главными. Следует понимать, что для каждого читателя важные слова могут быть разными. Вот почему люди читают одно и то же произведение подчас с абсолютно разной интонацией, которая дает ощущение тепла, холода, отстраненности, отчаяния, всего того, что невозможно передать словами.
3. Тренируйте дикцию
Для тренировки дикции можно зажать зубами карандаш и, несмотря на «преграду», попытаться прочитать текст как можно четче. Будет звучать смешно, но зато полезно. Так будет «просыпаться» ваш речевой аппарат, работать мышцы, а затем, уже без карандаша, увеличиться скорость прочитываемого текста.
4. Следите за скоростью
Начало и конец любого произведения, будь то стихи или проза, нужно читать медленно. В начале чтения слушатель должен настроиться, понять, что его внимание теперь принадлежит вам. Если сразу начать тараторить, то внимание слушателей быстро исчезнет, и картина, которую вы должны нарисовать словами, перестанет быть интересной. Еще одна рекомендация детям – не пренебрегать чтением вслух на время. В качестве тренировки можно попробовать считывать 120 слов в минуту, не останавливаясь. Некоторые дети в возрасте 9-10 лет часто читают вслух как будто по слогам. Но если ежедневно считывать текст на скорость хотя бы в течение 15 минут, барьер «120 слов в минуту» вскоре удастся преодолеть.
5. Автор тот, кто читает вслух
Автором любого устного текста, даже если он написан великим писателем, можно представить того, кто его произносит. Потому что именно читатель решает, как этот текст прозвучит. Прежде чем читать текст вслух, вы, как его автор, рассказывающий историю, должны для себя решить, что для вас важно. То же касается и пересказа прочитанного, когда нужно запомнить основные мысли, а не выучить все наизусть. Особое внимание при чтении вслух нужно уделить героям текста. Они отличаются по характеру, но конкретный характер им должен присвоить именно тот, кто произносит текст. Это можно сделать с помощью интонации.
6. Расставьте акценты и выделите главное
Общаясь с собеседником, будь то маленькая компания или же выступление перед публикой, нужно научиться контролировать себя. Важно слышать свой интонационный поток и понимать, какая часть рассказа будет главной, чтобы вовремя скорректировать свою интонацию. Остальной текст – всего лишь обрамление этой главной части. Аналогией может служить картина в рамке: то, что относится к рамке, нужно читать быстро и легко, на одном дыхании. Но как только в тексте происходит событие, нужно остановиться и описывать картину иначе. Даже если вы читаете текст с листа, чтение должно стать приятным на слух рассказом. Ведь наша речь – один из важнейших инструментов успешной коммуникации.
Статья по литературному чтению «ЧТО ЗНАЧИТ «ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ЧТО ЗНАЧИТ «ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО»
Живое слово совершает чудеса. Слово может заставить людей радоваться и горевать, пробудить любовь и ненависть, причинять страдания и окрылять надеждой.
Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь всё, о чём рассказывают. Уметь слушать и понимать так же трудно, как уметь читать. Одному и другому надо учиться.
Основные задачи выразительного чтения:
— умение выразить интонацией авторское и своё отношение к читаемому;
— соблюдать при чтении интонацию конца предложения, смысловые паузы, логические ударения (без разметки);
— развивать дикцию, дикторские умения (интенсивность звучания, тембр, повышение и понижение тона голова, четкость произношения отдельных звуков, эмоциональная окрашенность);
— умение владеть эмоциональным чтением (читать сердито, читать со смехом, читать с огорчением и т.д.);
— выполнять с помощью учителя разметку и читать по разметке.
Выразительное чтение – это искусство, в котором принимают участие дыхание, голос, произношение и к которому должен стремиться каждый ученик.
Дыхание – основа речеобразования, правильное дыхание – это дыхание свободное, лишенное напряжения, глубокое, частое, но не учащенное, незаметное, автоматически подчинённое воле чтеца.
Главные по мысли слова в предложении выделяются тоном голоса и силой выдыхания они выдвигаются на первый план, подчиняя себе другие слова. Это выдвижение слова на первый план в смысловом отношении называется логическим ударением.
Если логическое ударение выделить неясно, то смысл всей фразы может быть затемнён.
При работе над выразительным чтением применяем такие правила:
КУ – КА – РЕ – КУ! КУР СТЕРЕГУ!
ПРАВИЛО № 2: ЧЁТКО ПРОИЗНОСИ ЗВУКИ.
Мышонок шепчет мыши:
-Шуршать я буду тише!
ПРАВИЛО № 3: УЧИСЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ТЕМП ЧТЕНИЯ.
И вмиг ворота на запор!
ПРАВИЛО № 4: ВЫДЕЛЯЙ ГОЛОСОМ ВАЖНЫЕ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ.
На ЛЕСНОЙ полянке растут ЯРКИЕ цветы.
ПРАВИЛО № 5: УМЕЛО ПОЛЬЗУЙСЯ МИМИКОЙ ЛИЦА И ЖЕСТАМИ.
С ХОЛОДУ ЩЁКИ ГОРЯТ У МЕНЯ.
Правильное дыхание, сила голоса, чёткое произношение звуков, темп, паузы, смысловые ударения, мимика, жесты – это приёмы выразительного чтения. От этого зависит понимание прочитанного, культура речи учащихся.
Благодатным материалом для обучения школьников логическому ударению являются басни, основная мысль которых при чтении должна быть чётко выделена.
Логическая пауза объединяет слова в непрерывный ряд звуков, но в тоже время разделяет группы слов, ограничивает их. Паузы могут быть разной длительности. Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность.
Одним из направлений в работе над логическим ударением является обучение школьников в результате анализа текста выделять главные слова.
ТЕМБР – эмоциональная окраска речи, обогащающая мелодику, она свойственна человеку от природы и возникает независимо от его желания, но может в качестве исполнительного средства сделать речь более выразительной.
ЖЕСТЫ И МИМИКА выполняют в речи две функции:
1 – когда можно сказать без слов, например, жест – указание на что-нибудь рукой, кивком головы;
2 – способствуют достижению однозначности и коммуникации, точности и выразительности речи.
Жесты употребляются во время молчания или накладываются на течение речи, сопровождая речь.
Мимика может отражать самые разнообразные чувства и настроение говорящих: радость, горе, печаль, испуг.