Что значит читать рэп
Как читать рэп: полезные советы начинающим артистам
Нам на почту прислали статью, которая, как нам кажется, может быть интересна начинающим исполнителям. Присылайте свои материалы на [email protected] и мы с радостью опубликуем их на нашем сайте.
Язык рэпа представляет собой микс из музыки, ритма, речитатива и поэзии. Чтобы все составляющие воспринимались гармонично, начинающему артисту придется много работать над собой. Как стать рэпером, которого будут слушать и уважать – попробуем разобраться вместе.
Стоит ли говорить, что кроме большой любви к хип-хопу будущий артист должен обладать очевидными навыками: чувством ритма, музыкальным слухом, четкой дикцией, умением писать тексты, а также харизмой и запоминающейся внешностью? Кроме того, вы просто обязаны слушать тонны рэп-музыки, разбираться в поджанрах, знать творчество культовых (и не очень) представителей хип-хопа. Это поможет выработать собственное направление, понять, что именно вам нравится, на кого хотели бы ориентироваться в собственных песнях.
Как стать рэпером: практические советы
Для начала необходимо научиться чувствовать музыку. Включите любимый трек любимого артиста и постарайтесь почувствовать ритм. Как звучит бит, с какой скоростью, как слова на него ложатся. Попробуйте зачитать текст вместе с исполнителем, придерживайтесь заданного ритма, расставляйте паузы и акценты, попадайте в такт, как это делает оригинал.
Язык рэпа нельзя назвать простым, поэтому сначала выучите наизусть любую песню, найдите ее минус и репетируйте, повторяйте манеру артиста, вносите свои фишки. Обязательно записывайте результат и объективно оценивайте запись. Очень хорошей практикой станет исполнение одного трека под разные биты, с разной мелодией и даже ритмом. Задача такой тренировки – развивать и оттачивать чувство ритма, не бояться импровизаций, удерживать внимание на себе.
Пробуйте писать свои тексты. Чтобы читать рэп, не обязательно родиться в гетто, вы можете писать на злободневные темы и черпать вдохновение из всего, что вас окружает и беспокоит. Старайтесь объективно оценивать плоды своего творчества, читайте стихи знакомым и слушайте критику, это поможет добиться лучшего результата и приучит к публике.
Читайте больше хорошей литературы и классической поэзии. Это расширит словарный запас и язык вашего рэпа наполнится красивой игрой слов и остроумными метафорами. Старайтесь избегать плоских текстов, унизительных сравнений, нецензурной речи (рэп без мата возможен!), уважайте своего слушателя.
Заведите бумажный блокнот и берите его везде с собой. Вдохновение может прийти нежданно, а идеи быстро забываются. Кроме того, текст, написанный от руки и на бумаге, воспринимается несколько иначе чем тот, что набран на компьютере. Пишите карандашом, перечитывайте строчки, объективно оценивайте их и редактируйте при необходимости.
Как читать рэп: основы техники
Как читать рэп: основы техники
Хороший текст, качающий бит – это важные составляющие успеха. Но кроме этого, нужно уметь подать материал так, чтобы зацепить слушателя с первых же строк. Как читать рэп эффектно, четко и разборчиво?
Выделяйте согласные. Они должны звучать тверже и четче, чем в повседневной речи. Говорите грамотно и уверенно, не теряйте окончания.
Помните, что в читке рэпа главную роль играет ритм. Даже если вы сбились, словите такт и продолжайте.
На выступлениях старайтесь держаться естественно, подберите удобную одежду, подчеркивающую образ, не сковывающую движения. Но не переусердствуйте с жестами и движениями, чтобы не выглядеть комично.
Где выступать?
Конечно, артист должен быть услышанным, а потому изучите клубы своего города, которые сотрудничают с новичками и стучитесь туда.
Еще одно отличное мероприятие, которое позволит раскрыть потенциал и показать себя – рэп батл. Не секрет, что именно рэп батл стал стартовой площадкой для многих именитых рэперов, таких как Noize MC и Oxxxymiron. Участие в рэп батлах дает колоссальный опыт, где вы легко можете отточить мастерство чтения и увидеть реакцию публики на ваше творчество, это хороший способ проверить себя, научиться сочинять тексты на любую заданную тематику. Особенно популярны сейчас рэп батлы лицом к лицу (как уже ставший знаменитым Versus Battle), когда есть возможность посмотреть в глаза соперника и доказать, что вы лучший. Однако не каждый осмелится выйти на соревновательную сцену, ведь зачастую рэп батл рассчитан на людей с определенным опытом. Есть и лайт версия таких мероприятий – онлайновые батлы, и если это ваш первый опыт публичного соревнования, тогда лучше начать именно с них.
Не стоит обходить стороной специальные школы рэпа, где грамотные и практикующие специалисты поставят голос, разовьют необходимые навыки и дадут отличный старт для вашей музыкальной карьеры. Одна из них – это Школа рэпа Myrapgame, в которой преподает Al Solo из группы Bad Balance. Парни регулярно проводят тренинги и вебинары по читке, в том числе и бесплатные. Также, совсем недавно свою школу рэпа открыл питерский исполнитель Кажэ Обойма.
Обязательно записывайте свои песни и выкладывайте в интернет, читайте комментарии и прислушивайтесь к критике публики, ведь именно от нее зависит дальнейшее развитие вашего творческого пути.
Кстати, кто как не Эминем знает лучше, как читать рэп. Предлагаем посмотреть видео на эту тему от короля хип-хопа 😉
Учимся читать реп с нуля
Рэп – речитативное исполнение стихов под ритмичную музыку. Начинающему исполнителю придется обучиться многим техникам, чтобы чётко читать рэп. Если у вас есть желание научиться читать рэп, то нужно будет усердно работать над своим вокалом и четкостью дикции, чтобы стать хорошим исполнителем. Индивидуальном обучение вокалу с педагогом даст наиболее быстрый и качественный результат.
Особенности этого вокального направления
В рэпе, в отличие от других жанров современной музыки, важно чётко и громко проговаривать слова. Чаще всего рэпер поет про какие-либо проблемы людей, да и самого общества в целом.
Заметка: в рэпе необходимо не только попадать в ноты, но и чувствовать ритм, бас, паузы, биты. Если не соблюдать данные правила, то получится сухой текст.
История возникновения, где применяется
Первые рэперские композиции появились в Соединённых Штатах Америки в Южном Бронксе, где проживали выходцы из Африки и Латинской Америки.
Известно, что такая роскошь, как «дискотеки», была доступна финансово обеспеченным жителям США. В те далекие годы была расовая дискриминация, поэтому чернокожие люди не могли посещать такие развлекательные заведения. Чуть позже афроамериканцы стали устраивать собственные дискотеки, которые приобрели неведомую популярность.
Первым диджеем был Кул Герк. Важное значение на развлекательных мероприятиях имел ведущий, который разогревал толпу и объявлял начало композиции. Именно на дискотеках в Южном Бронксе впервые читали «рэп».
Кул Герк
При смешении жанров «поп» и «рэп» появилось новое музыкальное направление – хип-хоп. После появления речитативного исполнения песен, люди начали создавать ещё более интересные жанры музыки. В хип-хопе быстро зачитывается часть текста, после чего появляются небольшие паузы, называемые «брейками», на которых рэперы показывают свои танцевальные навыки.
Ещё было придумано направление рэп-рок, в котором люди зачитывают текст песни под формы альтернативной музыки.
Интересный факт: у жанра «рэп-рок» существует три поджанра – фанк-метал, рэпкор и рэп-метал.
Интересный факт: раньше девушки не исполняли рэп, так как общество думало, что их голоса не подходят для исполнения четких и резких композиций.
Как научится читать рэп самостоятельно
Научиться с нуля быстро читать рэп может любой человек, который будет упорно работать над своими вокальными данными и чувством ритма. Как и в любом другом вокальном направление начать стоит с постановки голоса и дыхания. Важно научиться управлять потоком воздуха, контролировать его, чтобы без запинок пропевать вокальный рисунок, не сбиваясь и не срываясь от нехватки воздуха. Также важно научиться чувствовать свои голосовые связки и уметь управлять голосовым аппаратом. Чтобы научиться петь рэп профессионально, придется также развить чувство ритма, дикцию и артикуляцию. Так как для исполнения композиции необходимо громко и четко проговаривать текст и поддерживать длительное дыхание.
Скорость обучения быстрому чтиву зависит от самого человека. При ежедневных и плодотворных занятиях с педагогом по пению начинающий исполнитель может освоить чтение рэпа за 2-4 месяца. Начинающий артист может и за короткий промежуток времени стать неплохим рэпером, но тут всё будет зависеть от индивидуальных способностей исполнителя.
Упражнения
Чтобы научиться читать рэп, необходимо правильно и быстро читать текст. Чтобы приобрести этот навык, достаточно постоянно читать скороговорки с разной скоростью: от самого простого до максимально быстрого темпа. Таким способом человек улучшит скорость своей речи.
После освоение навыка, нужно применить его на практике. Для начала необходимо под плюсовку рэперской песни произносить текст синхронно с исполнителем. Перед выполнением упражнения, человек должен выучить слова композиции.
Когда начинающий артист сможет спокойно под плюсовку быстро читать текст, он может приступить к минусовке. Под мелодию без текста необходимо самостоятельно исполнять трек. Лучшего всего записывать на диктофон своё исполнение, чтобы находить недочеты, над которыми нужно поработать.
Освоив и это упражнение, нужно начать читать рэп под а капелла, то есть говорить слова текста без музыкального сопровождения. Данный навык помогает слышать звучание песни без музыки, которая часто скрывает дефекты и недочеты исполнения рэпера.
Советы
Чтобы правильно читать рэп, нужно изучить основы составляющие жанра: чувство ритма, чёткость дикции и громкость звучания. Развить данные навыки можно при помощи специальных тренировок.
Чувство ритма. Чтобы начать слышать ритм,достаточно часто слушать рэперские композиции. После 1-2 неделей тренировок начинающий исполнитель начинает слышать ритм. Нужно прослушивать песни, стуча по столу в такт. От восприятия ритма зависит музыкальное ощущение композиции. Без данного навыка «рэп» будет восприниматься, как простой набор слов.
Четкость дикции. В жанре «рэп» текст песни читается под бит и быструю музыку, поэтому слова должны звучать максимально громко и чётко. Чем лучше исполнитель «прочитает» текст песни, тем круче звучит композиция. Для развития данного навыка нужно ежедневно или 5 раз в неделю по 20-30 минут в день стремиться читать текст песни с максимальной скоростью читки, при этом у человека должна быть четкая и членораздельная речь.
Громкость звучания. Фанатам нравится, когда музыка их «оглушает». К тому же, если исполнитель будет тихо читать рэп, то его голос никто не услышит. По этой причине необходимо громко выговаривать слова песни.
Распевки
Больше распевок и упражнений можно освоить на уроках в студии вокала. Занятия в специализированном центре позволят быстро, эффективно и легко научиться петь рэп взрослым исполнителям, подросткам и детям.
Не просто набор слов: как устроен рэп
В 2019 году рэп стал главной музыкой в России. Рэперы собирают стадионы, становятся героями глянца, участвуют в «Голубом огоньке» на Первом канале, выступают на митингах и раздражают почти всех.
Bookmate Journal попытался разобраться в том, как устроен этот жанр и что в нем находят миллионы людей.
Флоу (англ. flow, «поток») — подача, сама манера исполнения рэпа, стиль читки. Это сплав интонационной составляющей (голос, смысловые ударения, паузы) и музыкальной (ритм, темп).
Флоу каждого рэпера уникален, а также он может меняться от трека к треку: чем разнообразнее и многоплановее флоу, тем интереснее слушать артиста. Сравните флоу GONE.Fludd в треках «Мамбл» и Boys Don’t Cry. В первом случае он стремительный и даже агрессивный, во втором — более мелодичный и расслабленный.
Некоторые рэперы делают свой флоу математически точным, продуманным до мелочей. Чтобы добиться этого, составляют схемы флоу, в которых отмечают, где нужно взять паузу, замедлиться или, наоборот, ускориться.
Важно понимать, что качество флоу зависит не от скорости читки, но если артист умеет быстро читать без ущерба для восприятия текста, это может стать дополнительным средством выразительности.
Увеличение скорости читки FACE в середине первого куплета становится важным смысловым акцентом:
Рифмы
Рифмы — костяк рэп-текста. Именно благодаря им строчки переплетаются между собой, образуя связный и ритмично организованный массив словесных лабиринтов. Также рифмы придают тексту музыкальность — за счет повторяющихся и сочетающихся звуков. Рифмовать на глаголы считается дурным тоном: во-первых, это читерство (подставляйте нужный глагол — вот и вся забота), во-вторых, текст становится бледным и менее выразительным. Разнообразие же и сложность рифм обогащают лирику и делают ее многогранной.
Помимо уже упомянутых глагольных рифм также существуют:
Квадратные рифмы (у рифмующихся слов совпадают окончания)
Ох уж эти детки
Оверсайз, сетка
«Рабица», таблетки
Эд Харди кепка
Boulevard Depo «Ох уж эти детки»
Акцентные рифмы (у рифмующихся слов созвучные слоги)
Как совместить несовместимые вещи,
Такие как человечность и любовь к человечеству?
Быть честным, но избежать душевных увечий,
Остаться в живых и улизнуть от ужасающей вечности?
Внутренние рифмы (в строке рифмуется не одно слово, а несколько — в середине строки и в конце)
Я черный, как смола, девятка черная, как месса
Дуло черного ствола, как стены моего подъезда
Паутины, купола, как дети в поисках замесов
Ты такой же, как и я — ты зависим, ты за весом
масло черного тмина «Аппарат президента 2»
Двойные и тройные рифмы (рифмуются два и даже три слова в каждой строчке)
По местам подонки, всё на листах по полкам
Тебе знакомо это, так ставь в колонки
Тут черный ящик, будто Пакистан в коробке
OBLADAET feat. I1 «KOSMONAVT»
Полнострочные рифмы (рифмуются почти все слова в строчках в каждой из строк)
Годы словно Одиссея по окраинам
Город Лондон против всех, часть вторая, ман
Oxxxymiron «Лондон против всех. Часть 2»
В треке «Иллюзия свободы» исполнителя Dendy рифмуются только существительные:
Основу музыки в рэпе составляет бит — ритм песни.
Вопрос «что первично: биты или текст» напоминает проблему курицы и яйца. Кто-то отталкивается от того, что рэп — прежде всего музыка, и пишет строчки поверх готового бита. В этом случае бит может направлять творческую мысль артиста и оказывать влияние на текст, который еще предстоит сочинить. Но если уделить внимание сначала тексту, трек получится не менее цельным. Некоторые исполнители уверены, что готовый бит только отвлекает и мешает сконцентрироваться на лирике.
К примеру, рэпер Guerilla Black считает, что «самый чистый флоу приходит тогда, когда ты не пишешь под бит — просто слышишь все то, что происходит у тебя в голове, и берешь оттуда первую цельную мысль».
Какие-то артисты пишут биты сами, кто-то покупает готовые или даже берет их в аренду (в этом случае на тиражирование бита накладываются ограничения).
Иногда удачный бит делает трек с самым заурядным текстом хитом, а его исполнителя — звездой.
19-летний рэпер Big Baby Tape долгое время писал биты для других исполнителей, но впоследствии стал артистом и сам: его трек Gimme the Lootв ноябре 2018-го занял первое место по количеству обращений на международной платформе Genius, обогнав хиты Леди Гаги и Арианы Гранде. Не последнюю роль в его успехе сыграл оригинальный бит с семплом из трека Gimme the Loot американского рэпера The Notorious B.I.G.
Запись и дополнительные приемы
Едва ли кто-то придет на концерт артиста, не прослушав предварительно его треки. Разумеется, плохое качество записи может загубить гениальную во всех отношениях песню. Но для того чтобы записать что-то классное, не обязательно тратить деньги на дорогую студию — многие известные артисты в начале пути обходились домашним оборудованием и собственными навыками звукорежиссера.
Не менее важно отрепетировать читку перед записью, заранее продумать, в какие моменты будет уместно сделать вдох.
Некоторые рэперы записывают всего по две-три строчки, а потом склеивают их, чтобы избежать ошибок или наложить дополнительные вокальные эффекты.
Обычно исполнители стараются замаскировать склейки, но если качество сведения было не идеальным, внимательные слушатели могут их заметить. Другие же рэперы записывают все в один прием, и, как правило, лайвы таких артистов звучат куда гармоничнее.
Разнообразить запись можно с помощью дополнительного обвеса: бэков и эдлибов.
Бэк — это дорожка с вокалом, записанная поверх еще одной дорожки; благодаря бэкам вокал становится более «жирным», а текст звучит мощнее. Эдлибы — это импровизированные фразы или слова, которые помещают на задний план, чтобы трек звучал интереснее.
Некоторые артисты записывают скиты — небольшие скетчи, цель которых создать у слушателя ощущение присутствия внутри трека или же дополнительно раскрыть сценарий альбома. Примечательно, что в современном рэпе скиты используются все реже: популярность цифровых аудиоформатов позволила пропускать их и сделала их включение в альбом практически бесполезным.
Трек Скриптонита «Интро. Время возвращаться» начинается со скита, который длится почти полторы минуты:
Надеемся, нам удалось показать, что рэп устроен сложнее, чем кажется на первый взгляд.
ПРАВИЛА ЧИТКИ РЕПА И СТИЛИ
Администратор
ПРАВИЛА ЧИТКИ РЕПА И СТИЛИ(УЧЕБНИК НАЧИНАЕЩЕГО МС ИЛИ КАК ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ РЭП И ПИСАТЬ ТЕКСТА)
автор BUGZ(Moder) в Вт Апр 06, 2010 11:48 am
Такт – это время, которое требуется, чтобы досчитать до 4 в ритме музыки. Это справедливо только для музыки, написанной в размере 4/4, но вся рэп музыка именно так и написана. Как правило удары барабана приходятся на 2-ой и 4-ый бит в каждом такте. Большинство рэп стихов имеют длину от 8 до 16 тактов. Строка – это текст, произносимый рэппером на один такт.
Основные правила чтения рэпа
У каждого рэппера свой неповторимый стиль чтения, но есть и несколько общих правил, которые помогают улучшить чтение.
Считать слоги – это самый простой способ сделать чтение рэп непрерывным, без пробелов. Число слогов в строке зависит от скорости чтения, но обычно одна строка содержит 10-16 слогов. Нужно стараться, чтобы в строках было одинаковое число слогов. Вот например, что получается, если число слогов не совпадает. В страках, приведенных ниже, есть некоторые неплохие элементы, но в итоге – полная катастрофа, рэп текста не получается.
My lyrics so good, God’s reading them in heaven,
plus you know I got more bars than the candy aisle
in 7/11
Проблема в том, что во второй строке слишком много слогов. Разбивка получается такой – в первой строчке – 14 слогов, во второй – 18 слогов. В общем, такая схема не подходит для написания нормального рэп текста.
Но это легко поправить. Надо всего-навсего убрать какие-нибудь 4 слога из второй строчки, чтобы при этом не исказить ее смысл. Для начала мы уберем из второй строчки слова “plus you know”. Эта фраза вообще не нужна, это просто filler, чтобы заполнить место, только мешает. Так, 3 слога долой, теперь нужно убрать еще один слог. Поменяю-ка я “the candy aisle” на “candy aisles,” вторая фраза на один слог короче, вот мы и избавились от еще одного слога. Теперь получилось вот что :
My lyrics so good, God’s reading them in heaven,
I got more bars then candy aisles in 7/11
Строки число слогов
Houston Texas, you can check my tags 9
pull me over try to check my slab 9
glove compartment gotta get my cash 9
cause the crooked cops try to come up fast 10
В этих строках Chamillionaire использует одинаковое число слогов, кроме последней строчки, где он использует удвоенное время на вводные слова строки cause the. Если ты также как Chamillionaire поставишь равное число слогов в строки своего текста, то они уже не будут дергаными и неуклюжими. Однако, иногда, рэперы ставят разное число слогов в строки, чтобы их смешать, но делают это сознательно.
10 приемов освоения рэп импровизации (freestyle)
Шаг 1. Начни с простого
Шаг 2. Продолжай читать рэп, не останавливайся (Keep Flowing)
Шаг 3. Рифмы в голове нужно складывать с опережением
Шаг 4. Записывай рэп текст
Шаг 5. Читай рэп о вещах вокруг тебя
Шаг 6. Включай метафоры в рэп
Шаг 7. Упоминай в рэпе текущие события
Шаг 8. Передавай микрофон, как будто он заразный
Шаг 9. Когда ты в круге (cipher), думай наперед
Шаг 10. Слушай и практикуйся
Вступление
Шаг 1. Начни с простого
Нет нужды начинать с рифмования фразы “the toasty cow’s utter” с “most o’ my flow’s butter”. Да и вообще поначалу можно не рифмовать. Просто забудь обо всем и начни говорить речитативом (flow). Рифмы в рэп тексте при этом могут быть простыми, а слова второсортными, но нужно продолжать говорить (flow) как можно дольше. Вот, например, мой первый рэп в свободном стиле, который я выдал в возрасте 11 месяцев:
I am funny,
I like bunnies,
touch my tummy,
mummy
Шаг 2. Продолжай читать, не останавливаясь (Keep Flowing)
I start to think and then I sink
into the paper like I was ink,
when I’m writing I’m trapped in between the line,
I escape when I finish the rhyme
Перечитай этот рэп текст. Это реальное и самое отличное определение того, что значит быть рэппером. Рэппер погружается в свои мысли, переносит их на бумагу, подбирает слова, но они держат его, как решетка в клетке, пока он не укротит их рифмами. Именно рифмы дают свободу МС и дают ему контроль над рэпом. Именно рифмы дают МС силу потрясать микрофоном и заставлять толпу возбужденно вскакивать. Именно рифмы составляют основу выступления рэппера.
Однако, как продемонстрировал Rakim, мы говорим не о “Hickory Dickory Dock.”. В рэпе не каждая рифма должна быть в конце строки. Рифмы не должны быть в каком-то определенном порядке либо быть определенной длины. На деле, некоторые из самых распространенных типов рифм в хип хопе вообще полностью не рифмуются. Такие рифмы называются неточными рифмами (slant rhymes)
Неточные рифмы против точных рифм
Вот некоторые определения из словаря (Краткий словарь литературоведческих терминов)
Это то, что большинство людей понимают под рифмами. Примеры точных рифм: cat, hat, bat; cake, bake, fake. Точно рифмующиеся слова могут иметь несовпадающие буквы, потому что здесь все дело в звуках. Например: great, late; height, fight; bought, knot. Это все точные рифмы. Слова не обязательно должны быть одинаковой длины. Например: rider, beside her; dutiful, unbeautiful. Это все примеры точных рифм.
Точные рифмы отлично работают во многих случаях. Но хип хоп рационализаторы (а до них еще поэты) считают их слишком ограничивающими. Рэперы начали использовать неточные рифмы, дающие им больше свободы для самовыражения. Вот определение неточной рифмы из словаря.
Когда неточная рифма должна использоваться в рэп тексте обязательно
1. У слова нет точной рифмы
В английском языке есть множество слов, у которых нет точных рифм. Вот некоторые из них: silver, purple, month, angst, sixth, breadth, ninth, pint, wolf, opus, monster, dangerous, marathon, napkin, hostage, discombobulate И еще много-много других слов. При записывании стихов иной раз нужно какое-нибудь из этих слов зарифмовать, но не получается. До тех пор, пока не применяется неточная рифма. Именно это и делает Nas в “NY State of Mind.” Он использует слово “dangerous,” у которого нет точной рифмы, но находит способ вставить его в стих:
I got so many rhymes I don’t think I’m too sane,
Life is parallel to Hell but I must maintain,
And be prosperous, though we live dangerous,
Cops could just arrest me, blaming us,
we’re held like hostages
Он приблизительно рифмует “prosperous, dangerous, blaming us,” с “hostages,” чтобы выразить свою мысль. Стих от этого не стал хуже.
2. Избегай в рэпе заезженных рифм
Пример. Из текста Тупака Амару “Changes”
I see no changes
wake up in the morning and I ask myself,
is life worth living should I blast myself?
I’m tired of bein’ poor and even worse I’m black,
my stomach hurts so I’m
lookin’ for a purse to snatch,
cops give a damn about a negro,
pull the trigger kill a ni**a he’s a hero
Некоторые исполнители в каждой строчке используют неточные рифмы, но у них такая манера чтения и они так произносят слова, что слушатели не замечают нескладностей. Посмотрите на стихи Тупака Амару “Changes.” Он рифмует “ask” с “blast,” “black” с “snatch,” и “negro” с with “hero.” Такая рифма дает ему больше свободы для выражения своих мыслей (у него на выбор больше слов) что делает его строки свежими и креативными.
Схемы рифмовки в рэпе
Rats in the front room, roaches in the back, A
junkies in the alley with the baseball bat, A
I tried to get away, but I couldn’t get far, B
cuz the man with the tow truck repossessed my car B
Эти строки из текста “The Message” 1982 г., принадлежащего Grandmaster Flash и Furious Five. Текст читал ведущий МС Melle Mel. Эти строки показывают пример самой простой схемы рифмовки. В ней нет внутренних рифм и нет многосложных рифм. Все рифмы попадают на второй ударный слог 4х-тактной строфы.
Обозначение схемы рифмовки таким способом с помощью (AABB) очень просто, потому что стихи простые, но такой способ не подходит, когда рэпер начинает использовать внутренние рифмы.
Цитата из Учебника стихосложения
Это наиболее распространенная и очевидная система рифмовки. Этот способ подвластен даже детям в детском саду и имеет преимущество в подборе рифм (ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточными строками). Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения.
Запись схем рифмовки рэпа
Метод, который используется в этой книге, состоит в выделении рифмующихся слов с помощью одинакового форматирования. Некоторые рифмующиеся слова мы выделяем жирным шрифтом, некоторые косым, некоторые подчеркиванием, некоторые жирным шрифтом и подчеркиванием и т.д. Например, вот отрывок из Here’s an example from Dead Prez’s “Hell Yeah”:
Better plot for the paper,
we been living in the dark since April,
on the candle gotta get a handle,
my homie got a 25 automatic added to the camper
Ni**a get the phone book
let me tell you how we fin to get paid
В сложном стихе не получается применять старый способ записи схем рифмовок ААВВ. А с нашим способом записи можно легко видеть расположение рифм в строке и как часто рэпер использует внутренние рифмы и многосложные рифмы. Эту систему мы будем использовать на протяжении всей книги.
Простейшая схема рифмовки из “The Message” очень хороша для старта, когда ты только начинаешь писать рэп тексты и выступать в свободном стиле (freestyling). Благодаря тому, что во всей строке есть только одно рифмующееся слово и оно помещено в конец строки, у рэпера есть время подумать и выдать строку со смыслом. Во время фристайла всегда лучше выдавать строки со смыслом, чем выдавать строчки, которые звучат хорошо, но смысла не имеют.
По мере совершенствования как поэта и фристайлера, тебе захочется уйти от простых рифм и простых схем. Отличный способ сделать свои тексты более разнообразными, это использовать в рэпе внутренние рифмы и многосложные рифмы (обсуждаются дальше). Но можно разнообразить рифмы, просто изменяя схему рифмовки. В примере Dead Prez, приведенном выше, рэпер Sticman вырьирует рифмы, так, что не догадаешься, когда он выдаст следующую рифму.
Подумай над этим. Не каждая строчка должна рифмоваться. Не бойся ломать устоявшийся стандартный шаблон «рифма-на-4 счета».
Внутренние рифмы в рэп тексте
Добавляем внутренние рифмы
Moving quick like a pack of wolves hunting,
Telling all of these false haters to stop frontin’
Это приятные, но скучные строчки. С точки зрения стихосложения в них ничего интересного нет вообще. Но это можно легко изменить. Можно заменить некоторые слова, чтобы получились внутренние рифмы. Например:
Moving fast like a pack of wolves hunting,
Telling all of these fake haters to stop frontin’
Заменив “quick” на “fast,” я создал рифму с “pack”. Замена “false” на “fake,” создает рифму с “hate”. Обрати внимание, насколько лучше теперь звучит текст. Небольшие изменения создают большую разницу.
Начни следующую строчку с внутренней рифмы
Также можно рифмовать внутренние рифмы со словами в конце строки. Например, часто применяемый прием, это начать строку со слова, которое рифмуется с окончанием предыдущей строки. Вот как это выглядит в Roots’ “Next Movement”:
yo the
whole state of things in the world ‘bout to change
black rain falling from the sky look strange
Black Thought рифмует слово в конце первой строки со словом в начале второй строки, и со словом в конце второй строки. Кроме того, Black Thought так произносит слова “state” и “things”, что они звучат очень похоже на “change, rain, и strange.”
Planted their feet to build a land of deceit,
plotted, conquered and spread disease
across the seas,
it’s the Spanish fleet,
welcome to America, the era of early terror
where Columbus named the country out of
error
Akir “I Want America”
Можно пойти еще дальше, чем в примере, приведенном выше. Возьмем несколько строк рэпера Akir. Он талантливый МС андеграунда, работающий в NYC. В уже упомянутый Source’s “Next To Blow,” он вносит неповторимый стиль чтения, в котором сочетаются плавная речь, умные стихи и множество внутренних рифм. Я имел удовольствием работать вместе с ним над записью трека для «Хип Хоп Истории США», которая рассказывает об американской истории с помощью рэп музыки.
Упражнение. Перепиши несколько строф, написанных ранее и замени в них слова, чтобы получились внутренние рифмы. Старайся не жертвовать смыслом написанного ради получения складных рифм
Что такое сложные рифмы?
Сложные рифмы – это сокращение от слов «много-сложные рифмы». Сложные рифмы – это фразы, в которых рифмуется более одного слога. Сложные рифмы могут быть двойными, тройными, четверными и т.д. рифмами.
Обычная рифма: cat / hat
Сложная рифма: my cat / hi-hat
Или длинная сложная рифма: bit my cat / hit the hi-hat
Примеры на русском языке:
Рэппер с Юга Ludacris любит прибегать к сложным рифмам в своих текстах. У Luda есть фирменный прием, он замедляет чтение к концу строки и подчеркивает конец каждой строки. Этот прием хорошо срабатывает, когда он вставляет в текст толковые сложные рифмы.
I’m never going nowhere, so don’t try me,
my music sticks in fans’ veins like an I.V.
Ludacris, “Number One Spot
В этом примере из трека Number One Spot, Luadacris складывает сложную рифму из “try me” (испытывай меня) и “I.V.” (intravenous – внутривенное вливание). Он мог бы по-простому зарифмовать “me” с “V.”, но благодаря рифмовке дополнительных слогов (try с I) получается сложная рифма.
Какая разница между сложными рифмами и внутренними рифмами?
Пример внутренних рифм:
Don’t be silly cover your milli I’m like Billy
Don’t be dumb cover your gun I ain’t fun
Dizee Rascal, “Stand Up Tall”
Punchlines that kill… my hits’ll bury ya,
I rap to myself on the bus like… schizophrenia
Зачем использовать сложные рифмы?
Сложные рифмы – это верный признак хорошего рэп текста и все лучшие рэпперы их применяют. Их труднее сложить, и они производят больше впечатления, чем обычные рифмы, а потому вызывают больше уважения. Сложные рифмы добавят больше разнообразия в твои рэп тексты и помогут улучшить твои стихи.
Как писать сложные рифмы?
Составлять сложные рифмы ненамного труднее, чем обычные рифмы, но они просто требуют больше времени. Первый шаг – это определить строчку, с которой ты собираешься начать. Возьмем для примера эту строку:
The elite force like army rangers and navy seals,
Точные рифмы для navy:
Неточные рифмы для navy:
Затем повтори весь процесс для второго слова, в нашем примере это “seals.”
Точные рифмы для seals:
Неточные рифмы для seals:
Теперь нам нужно связать рифмы к слову navy с рифмами к слову seals. Число возможных комбинаций очень велико, постарайся выбрать из них такие, которые имеют смысл.
Baby meals
Wavy eels
Lady squeals
Gravy feels
Weighty whales
Затем мы выбираем одну из комбинаций и пишем строку, в которой есть смысл.
I kick it operatic ‘til that fat lady squeals
your lyrics are stuffing,
so now I know how gravy feels
I’ll call you Gerber
cuz ya spittin’ up some baby meals
Напиши их целую пачку, а затем выбери одну строчку, которая тебе больше всех понравится. Либо можно использовать несколько строк, например, в такой последовательности:
The elite force like army rangers and navy seals,
I kick it operatic ‘til that fat lady squeals
your lyrics are stuffing, now I know how gravy feels,
I’ll call you Gerber
cuz ya spittin’ up some baby meals
В общем, это самый простой способ писать рэп текст со сложными рифмами. Если ты разберешься в этой простой методике, то, значит, ты уже продвинулся в деле совершенствования рэп текстов.
Упражнение. Выбери распространенную фразу или известное имя (например, “train station” «ж\д станция» или “George Bush”) и напиши к ней сложные рифмы, используя описанный метод. Придумай несколько строк с этими рифмами и составь из строк рэп текст,в котором будет смысл.
ПРИМЕРЫ РЭП ТЕКСТОВ СО СЛОЖНЫМИ РИФМАМИ И ВНУТРЕННИМИ РИФМАМИ:
Призирая свои же УБЕЖДЕНИЯ
Плюём в лицо подавляя чьё то МНЕНИЕ
Надеясь ВЗЛЕТЕТЬ, УЛЕТЕТЬ
Не могу больше СМОТРЕТЬ, хватит ТЕРПЕТЬ
Пора фак ПОКАЗАТЬ, за спиной врага НАКАЗАТЬ
Всё РАЗ на РАЗ УЗНАТЬ
Что делать? БЕЖАТЬ, ДРОЖАТЬ?
Нет! Кулак СЖАТЬ, красную кнопку НАЖАТЬ
А ПОТОМ стать ШЕПОТОМ
Доносящимся ГРОХОТОМ
А летя на ВОСТОК
Историю пишет КРОВОТСТОК не жалея СТРОК