Что значит читать по кругу
Прочитай скороговорку, причитывай по одном слову.
Упражнения для развития навыков чтения для учащихся младшего школьного возраста
Постепенно глаз получает возможность забегать вперёд и понимание осуществляется вместе с чтением. Перечислим наиболее значимые упражнения этого набора:
2. Читай как одно слово служебные слова с тем словом, к которому они относятся. Например: в лесу, по реке; и сказала.
3. Читай скороговорку многократно от начала до конца «по кругу» постепенно увеличивая скорость чтения, показывая пальцем читаемое слово. Устройте соревнование с помощью секундомера.
4. Выбери 2-3 предложения, прочитай первое слово, а затем, быстро повторив первое слово ещё раз, прочитай второе ; повторив первые два, читай третье и так до конца. НАПРИМЕР: «СЕЛИ». «СЕЛИ ГУСИ». «СЕЛИ ГУСИ НА ВОЛНУ». «СЕЛИ ГУСИ НА ВОЛНУ ВЕЧЕРОМ» Старайся каждый раз читать предыдущие слова всё быстрее, дойдя до конца предложения, ещё раз прочитай его.
5. Выполни упражнения на расстановку логического ударения (выделяя голосом наиболее важные по смыслу слова. Прочитай, расставляя логические ударения в вопросе и ответе:
Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.
Это кошкаМаруська? Это кошкаМаруська.
Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.
6. Выполни упражнения регулирующие темпы чтения.
7. Чтение отрывков в разных темпах.
8. Читай только вперёд, не повторяя прочитанное. Читая предложение, старайся вспомнить подобные картины и постарайся передать своё отношение к прочитанному.
Взрослый: 23 сек, 21 сек, 19 сек, 17 сек.
Далее предлагаются конкретные задания по типу которых каждый педагог может составить подобные.Назначением этих упражнений является совершенствование технической успешности чтения младшего школьника без насилия, на основе развития интереса к данному виду деятельности.
1.. Найди в каждом столбике слова, которые отличаются одной буквой. Соедини их стрелкой.
ОСЫмак
Скажи, чем похожи и чем отличаются.
ДЕРЕВО и КУСТ, РУЧКА и КАРАНДАШ, ПОРТФЕЛЬ и СУМКА
3.Каждый последующий слог произноси всё громче, затем всё тише:
Исправь ошибки.
Бьётся как рыба о мёд.
Прочитай предложения с интонацией вопроса и ответа.
Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг.
Прочитай и напиши названия птиц. Для этого
Надо переставить слоги.
НИЦАСИ РОКАСО ВЕЙЛОСО ЛИНФИ
Читай слова в столбиках и строчках « по кругу»
Кит | и у кита | хомяки |
кот | у кота | тюлени |
заяц бобр | растут у бобра | мотыльки сверчки |
морж | у моржа | тигры |
крот | отпустил | львы |
лиса | и у лисы | мыши |
Все слова третьего столбика измени по образцу; лисы – лиса
Прочитай скороговорку, причитывай по одном слову.
У осы не усы, не усищи, а усики.
8.Читай, причитывая по одному слову. А где ты сделаешь паузу и возьмёшь дыхание?
Медведь не по одной ягодке срывает, а вес куст целиком обсасывает.
9.Прочитай предложение с интонацией: удивления, осуждения, возмущения.
Ну и жадный же ты, мишка!
10.Читай: сначала тихо, а закончи чтение очень громко; сначала очень громко, а закончи очень тихо.
11. Какие они по-твоему? Соедини слова стрелками.
Волк осторожная, хитрая.
Заяц запасливая, пугливая.
12. Расставь правильно перепутанные слоги:
13. Найди и напиши по пять слов, которые спрятались в этих слогах:
Упражнения по развитию навыков чтения для учащихся младшего школьного возраста
Ольга Смола
Упражнения по развитию навыков чтения для учащихся младшего школьного возраста
Упражнения для развития навыков чтения для учащихся младшего школьного возраста
Постепенно глаз получает возможность за бегать вперёд и понимание осуществляется вместе с чтением. Перечислим наиболее значимые упражнения этого набора:
2. Читай как одно слово служебные слова с тем словом, к ко торому они относятся.Например: в лесу, по реке; и сказала.
3. Читай скороговорку многократно от начала до конца «по кругу» постепенно увеличивая скорость чтения, показывая паль цем читаемое слово. Устройте соревнование с помощью секун домера.
4. Выбери 2-3 предложения, прочитай первое слово, а затем, быстро повторив первое слово ещё раз, прочитай второе ; повто рив первые два, читай третье и так до конца.НАПРИМЕР: «СЕ ЛИ». «СЕЛИ ГУСИ». «СЕЛИ ГУСИ НА ВОЛНУ». «СЕЛИ ГУСИ НА ВОЛНУ ВЕЧЕРОМ» Старайся каждый раз читать предыду щие слова всё быстрее, дойдя до конца предложения, ещё раз прочитай его.
5. Выполни упражнения на расстановку логического ударения (выделяя голосом наиболее важные по смыслу слова. Прочитай,расставляя логические ударения в вопросе и ответе:
Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.
Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.
Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.
6. Выполни упражнения регулирующие темпы чтения.
7. Чтение отрывков в разных темпах.
8. Читай только вперёд, не повторяя прочитанное. Читая предложение, старайся вспомнить подобные картины и поста райся передать своё отношение к прочитанному.
9. Выбери 2-3 предложения и читай их по очереди со взрос лым,записывая время:
Взрослый: 23 сек, 21 сек, 19 сек, 17 сек.
Ребёнок: 1 мин. 16 сек, 1 мин, 50 сек, 46 сек
Далее предлагаются конкретные задания по типу которых каждый педагог может составить подобные. Назначением этих упражнений является совершенствование технической успешности чтения младшего школьника без насилия, на основе развития интереса к данному виду деятельности.
1. Найди в каждом столбике слова, которые отличаются одной буквой. Соедини их стрелкой.
2. Скажи, чем похожи и чем отличаются.
ДЕРЕВО и КУСТ, РУЧКА и КАРАНДАШ, ПОРТФЕЛЬ и СУМКА
3. Каждый последующий слог произноси всё громче, затем всётише:
Бьётся как рыба о мёд.
5. Прочитай предложения с интонацией вопроса и ответа.
Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг.
6. Прочитай и напиши названия птиц. Для этого
надо переставить слоги.
НИЦАСИ РОКАСО ВЕЙЛОСО ЛИНФИ
Читай слова в столбиках и строчках «по кругу»
Технология «Reading circle»: «чтение по кругу»
Ключевые слова: чтение по кругу
Жизнь в новых условиях выдвигает повышенные требования и в области обучения иностранному языку, прежде всего к коммуникационному взаимодействию, групповому и коллективному сотрудничеству, толерантности. Решение этой проблемы при обучении английскому языку становится сегодня действительным приоритетом.
Уроки домашнего чтения — важная составная часть процесса формирования основных умений и навыков владения иностранным языком, позволяющих решать многие учебные, развивающие и воспитательные задачи.
Особенности уроков домашнего чтения способствуют развитию мотивации обучающихся к изучению иностранного языка, знакомя с культурой страны изучаемого языка и учитывая индивидуальные особенности обучающихся. Именно эти уроки дают возможность интенсивно формировать навыки всех видов чтения: просмотрового, с извлечением определенной информации, и чтения с полным пониманием; они способствуют расширению лексического запаса, знакомят с новыми грамматическими структурами, позволяют использовать ранее изученные лексические единицы и грамматические структуры в новой ситуации. Самой главной особенностью уроков домашнего чтения является возможность создания условий для дискуссий и коммуникации.
Профессионализм педагога, эффективность выбранных им средств, форм, приемов и методов обучения, на мой взгляд, зависят, с одной стороны, от уровня качества образования обучающихся и, с другой стороны, от социальной, познавательной и творческой активности обучающихся. Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют, как правило, сравнительно немногие, возможность читать на иностранном языке — практически все. Вот почему обучение чтению выступает в качестве целевой доминанты.
Процесс чтения, предполагающий сложные мыслительные операции анализ, синтез, умозаключение и др.), и результат его — извлечение информации — имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. Эта форма письменного общения обучает, развивает, воспитывает. Словом, чтение формирует качества наиболее развитого и социально-адаптированного человека. Это и является основной моей задачей как учителя на уроке английского языка.
Существует множество технологий работы с текстом, однако технология «Reading circle» («чтение по кругу») выделяется среди инновационных едагогических идей удачным сочетанием ролей и продуктивностью обучения с технологичностью урока и эффективными методами на уроке английского языка. Поэтому на уроках домашнего чтения я использую технологию «Reading circle» при работе с текстом.
Что такое «чтение по кругу»?
— это маленькие группы учеников, которые встретились, чтобы обсудить предложенную «историю» (текст);
— это атмосфера, в которой каждый ученик играет свою роль в обсуждении;
— это организация дискуссии по принципу цепочки: читай — думай — сопоставляй — спрашивай — сопоставляй.
Обычно обучающимся дается шесть ролей: директор обсуждения («discussion director»), обобщитель («summary director»), соединитель («connector»), мастер слова («word master»), художественный директор («art director»), культурный обозреватель («culture collector»).
Директор обсуждения продумывает вопросы для дискуссии. Составляет 4–6 вопросов о том, что только что прочитали. Эти вопросы будут использоваться группой для обсуждения. Вопросы составляются при помощи слов, данных в рамочке. Это такие слова, как: Who? What? Where? When? Why? How?
Обобщитель готовит краткое содержание (читает текст («историю») и елает заметки о героях, событиях и идеях).
Соединитель сравнивает события из текста с реальным миром (может равнить их со своим опытом).
Мастер слова отвечает за ключевые слова (ищет важные слова и фразы).
Художественный Директор находит в прочитанном самый интересный пизод и изображает его в рисунке.
Культурный обозреватель ищет культурные заметки для обсуждения в группе (читает «историю» и знакомится с культурологическими аспектами, традициями, реалиями и культурой в странах изучаемого языка, а также знакомит с ними членов группы).
В качестве примера рассмотрим урок домашнего чтения по теме «Школы в Англии». Детям предлагается текст, который они читают и переводят (см. приложение в конце статьи).
К этому тексту «директор обсуждения» придумал вопросы:
— Education is class-divided in England, isn’t it?
— When do English children begin to до to school?
— What kinds of schools are there in England?
— Do English children до to schools оп Saturdays?
«Обобщитель» приготовил краткое содержание текста: «Schools in Епgland аге not the same as in our country. Children begin to до to school when they are five years old. From five to seven they аге in infant schools. From seven to eleven children in England gо to а junior school. Then they take their examinations and enter the secondary schools. From eleven to sixteen, boys and girls in England gо to а secondary school».
«Соединитель» сравнил школы Англии со школами России: «All state chools in Britain are free. Education is compulsory from 5 till 16 years. Children start primary school at 5. At 11 pupils gо to secondary schools. At 16 pupils take аn ехаm and then they саn leave school if they wish. Then they gо to а college оr university. All state schools in Russia аге free. Children start going to school at 6 or 7. They study till 9th form. After 9th form pupils have to sit for examinations. They саn gо to the 10th grade of а general school or gо to professional school. After school pupils gо to colleges and universities».
«Мастер слова» нашел важные слова из текста: School, education,infant chools, junior schools, secondary schools, learn, schoolchildren.
«Художественный директор», используя воображение, нарисовал такую школу.
После того, как все ученики выполнили задание по своей роли, начинается обсуждение в группе. При чтении обращаю внимание на произношение, умение читать с целью извлечения конкретной информации, а также умения переводить с английского на русский язык. Проверяю знание лексических единиц для рецептивного и продуктивного усвоения, правильность составления вопросов и ответов обучающихся на эти вопросы, что позволяет определить, насколько хорошо обучающиеся ориентируются в тексте и понимают его содержание.
Технология «чтение по кругу» помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, участники имеют возможность пофантазировать, высказать свое мнение. Все имеющиеся лексико-грамматические навыки востребованы, поскольку от обучающихся в результате требуется связное монологическое высказывание.
Следовательно, ценность описанной технологии заключается в следующем:
Наш опыт работы по данной технологии на уроке английского языка поеказывает, что также обучающиеся:
— описывают события с опорой на зрительную наглядность;
В результате мы наблюдаем, что у них происходит формирование навыка монологической и диалогической речи.
Кроме того, использование технологии «Чтение по кругу» на уроках английского языка позволяет значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого обучающегося, добиться освоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель же в свою очередь становится консультантом самостоятельной учебно-познавательной, творческой деятельности обучающихся, у него появляются возможности для совершенствоввания процесса обучения, развития коммуникативной компетенции обучающихся, целостного развития их личности.
Schools in England
Schools in England are not the same as in our country. Education is class-divided in England. There are some state schools in England. They are infant schools, junior schools and secondary schools. All state schools in Britain are free.
Children begin to go to school when they are five years old. From five to seven they are in infant schools. An infant school is like a kindergarten. The children draw and paint, they sing and listen to stories which the teacher reads to them. They also play games. In these schools they begin to learn to read and write.
From seven to eleven children in England go to a junior school. Here they all learn to read and write and do mathematics. When the pupils enter the junior schools, they have a special test. Boys and girls study at junior schools for four years.
Then they take their examinations and enter the secondary schools. There are some types of secondary schools in England. They are: grammar schools, modem schools and comprehensive schools.
From eleven to sixteen, boys and girls in England go to a secondary school. They begin to learn in form one. The sixth form is the last form in this school.
They have many subjects in their time-table. In England schoolchildren do not go to schools on Saturdays and Sundays. Then they go to a college or university.
Памятка «Приёмы совершенствования техники чтения»
Система специальных упражнений, отрабатывающих скорость и правильность чтения.
2. Читай как одно слово служебные слова с тем словом, к которому они относятся.. Например: (в лесу) по реке; и сказала.
3. Читай скороговорку многократно от начала до конца по кругу, постепенно увеличивая скорость чтения, показывая пальцем читаемое слово. Устройте соревнование с помощью секундомера.
5. Выполни упражнения на расстановку логического ударения (выделяя голосом наиболее важные по смыслу слова.)
6. Выполни упражнения регулирующие темпы чтения.
МЕДЛЕННО, но целыми словами, плавно.
7. Совместное хоровое чтение небольших отрывков.
8. Чтение отрывков в разных темпах.
б) Комбинации силы звучания голоса и темпа чтения:
9. Читай только вперёд, не повторяя прочитанное. Читая предложение, старайся вспомнить подобные картины и постарайся передать своё отношение к прочитанному.
а) Выберите 2-3 предложения. Ребёнок первый раз читает их вслух медленно. Запишите время. Второй раз он читает на 2-3 секунды быстрее, третий ещё быстрее и т. д. Доведи скорость чтения до предела возможностей.
б) Выберите 2-3 предложения и читайте их по очереди с ребенком. записывая время:
Если ваш ребенок медленно читает или допускает ошибки при чтении, то вы можете исправить это положение, используя систему специальных упражнений. Вот некоторые из них:
1. ЕЖЕДНЕВНОЕ чтение про себя.
2. ЕЖЕДНЕВНОЕ домашнее чтение ВСЛУХ, фиксирование результатов в читательском дневнике.
3. ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ замер скорости чтения с занесением результатов в специальную тетрадь, закладку, дневник.
4. Чтение с КАРАНДАШОМ В РУКАХ:
– Постановка знаков ударения.
– Подчеркивание непонятных слов и выражений.
5. Режим ЩАДЯЩЕГО чтения (мало текста при большом рисунке).
6. Обязательное чтение ПЕРЕД СНОМ или в течение дня.
7. Чтение до ПЕРВОЙ ОШИБКИ с замером количества слов.
8. Чтение в темпе СКОРОГОВОРКИ.
9. МНОГОКРАТНОЕ чтение в паре или индивидуально.
10. ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ чтение знакомого текста с переходом на незнакомую часть текста.
11. Выполнение домашних заданий по чтению, исходя из принципа: «НЕ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ, А ЧАСТОТА».
Как выучить стихотворение.
1. Приготовление уроков начинайте с работы над стихотворением.
2. Прочитайте стихотворение вслух. Объясните значение трудных слов.
3. Прочитайте стих-ние выразительно. Постарайтесь прочувствовать настроение, ритм стих-ния.
4. Прочитайте стихотворение еще 2–3 раза. Постарайтесь его запомнить.
5. Через несколько минут повторите стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
6. После окончания домашней работы еще 2–3 раза повторите стихотворение, не заглядывая в текст.
7. Перед сном еще раз повторите стихотворение.
8. Утром следующего дня еще раз прочитайте стихотворение, потом расскажите его наизусть.
Как подготовить пересказ текста.
1. Внимательно прочитайте рассказ вслух, не торопясь.
2. Обратите внимание на непонятные слова, постарайтесь объяснить их значение.
3. Разделите текст на логически законченные части.
4. Выделите главную мысль каждой части. Озаглавьте каждую часть.
5. Рассказывайте, придерживаясь плана. Подумайте над видом пересказа. Пересказ может быть подробным, кратким, выборочным, с заменой лиц.
6. При необходимости прочитайте текст еще раз. Проверьте себя..
Урок 6. Чтение целых слов
После пройденных занятий ребенок может уверенно читать слова, но звучат они примерно так: «ко-те-нок», «со-ба-ка», «иг-руш-ка», «ки-но» и т.д. Иначе говоря, слова малыш читает, но читает их по слогам. Это вполне нормально, но над этим обязательно нужно работать, т.к. только когда ребенок будет читать слова и предложения целиком и без запинок можно говорить о том, что он действительно научился читать. Помимо этого, одновременно с освоением чтения слов целиком дети должны учиться понимать смысл прочитанного. На эти темы мы и поговорим в представленном уроке.
Но прежде давайте уясним для себя несколько очень важных моментов – когда ребенок осваивает чтение слов целиком, необходимо:
А теперь перейдем к сути.
Оттачивать у малыша навык чтения слов целиком рекомендуется при помощи специальных игр и упражнений. Мы изучили некоторые из них, и подобрали наиболее интересные и эффективные.
Содержание:
Игра «Вставь букву»
Эта игра показывает отличные результаты в самом начале обучения чтению слов. Чтобы поиграть в нее со своим ребенком, заранее распечатайте или нарисуйте несколько карточек с разными картинками объектов, названия которых состоят из трех букв, например, «кот», «дед», «лес», «дом», «мак», «рот», «кит» и т.д. Под каждой из картинок напишите первую и последнюю букву слова, а вместо гласной оставьте пустое место.
Теперь дайте малышу задание вставлять в слова пропущенные буквы. Будет отлично, если ребенок будет не писать буквы, а вставлять специально вырезанные, например, из азбуки, причем каждая буква должна быть в нескольких вариантах, т.к. будут попадаться слова, где нужно вставить такую же букву.
Упражнение «Цепочки слов»
Вначале при чтении слов многие дети начинают повторять первые слоги. К примеру, при прочтении двухсложного слова повторяется первый слог, при прочтении трехсложного слова – первый и второй слоги и т.д. Происходит это по той причине, что благодаря повторению слова лучше осмысливаются, а к моменту прочтения последнего слога не забывается первый.
Таким образом, чтобы послогове чтение стало нормальным чтением, можно использовать цепочки слов, в которых последний слог одного слова является начальным слогом следующего, например: «ки-но-та-ра-са-ни-на» и т.п. При чтении таких цепочек малышу нет нужды все время повторять первый слог, ведь он уже бы прочитан в предыдущем слове. Это значительно облегчает чтение и делает его гораздо интереснее.
Читать же подобные словесные цепочки в книжке ребенку может быть сложно, ведь в его поле зрения попадает масса букв и слогов. Для упрощения процедуры можно либо написать такие цепочки на отдельных листах, либо вырезать в небольшом бумажном квадратике «окошко», в которое будут помещаться лишь 2-3 слога.
Если же вы решите использовать карточки, то выкладывайте их попарно, и по мере чтения добавляйте новые слоги и убирайте предыдущие. Вот еще один пример таких слогов: «ра-но», «но-ги», «ги-ря», «ря-ба», «ба-ня», «ня-ня» и т.д.
Игра «Картинка и слово»
Представленная игра относится к самым распространенным среди словесных игр (кстати, ее можно найти во многих книжных магазинах). В обычном варианте игра проводится так: ребенку выдаются карточки со словами, а у родителя на руках картинки. Родитель показывает картинки малышу. Если среди его карточек есть слово, соответствующее показанной картинке, он забирает картинку себе. Если нет – игра продолжается.
Нередко также можно встретить подобную игру в специальных тетрадях по чтению. Игра подразумевает прочтение ребенком слова и его соединение с изображением, которое ему соответствует.
Хотим обратить ваше внимание: если вы решите сделать подобную игру сами, чтобы она стала более интересной и насыщенной, добавьте в карточки со словами и картинками пару лишних карточек, которые не соответствуют друг другу.
Игра «Составление слов из слогов»
Здесь можно вполне обойтись и без картинок. Для игры понадобится написать на карточках несколько двусложных слов, например, «река», «мама», «лото», «баян», «нога», «рука» и т.д. Затем нужно разрезать карточки на две половины и перемешать.
Задачей ребенка является составление слов из слогов, причем последовательность он должен выбирать самостоятельно. Помимо того, что малыш будет учиться правильно читать слова, он будет разбираться и в их смысловом значении. Если будут появляться несуществующие слова, указывайте ему на это, если же он будет составлять слова, которые ему не знакомы, объясняйте их значение.
Аналогичную игру можно проводить их со словами из трех слогов. Зачастую такой вариант намного интереснее первого.
Игра «Закончи слово»
Еще одна игра с картинками, но картинки в этом случае подойдут совершенно любые, от открыток до вырезок из журналов. К картинкам при помощи скрепок нужно прикрепить бумажки с написанными на них первыми буквами названий того, что на них изображено. Окончания слов тоже нужно написать на бумажках и разложить перед ребенком. Его задача посмотреть на изображение, прочитать начало слова и найти бумажку с подходящим окончанием (для разнообразия добавьте к бумажкам несуществующие варианты окончаний).
Есть еще один вариант данной игры, но уже без картинок. На карточках пишутся начала слов, которые относятся к какому-то одному обобщающему термину (животные, посуда, одежда, мебель, обувь, времена года и т.д.). На других карточках пишутся окончания слов. Задача малыша – правильно составить слова, а потом сказать, как все это можно назвать одним словом, например: «сапоги» + «кеды» + «валенки» «обувь», «пальто» + «штаны» + «юбка» «одежда» и т.п.
Упражнение «Читаем слова по половинкам»
Такое упражнение не только развивает навык чтения слов, но и способствует заблаговременной профилактике письменных ошибок. Суть в следующем: на карточке пишется слово и разрезается вдоль на две половинки. Ребенок читает одну половинку и затем находит карточку с соответствующей ему второй половинкой (естественно, карточек должно быть несколько, причем среди них должна быть парочка лишних – не соответствующих ни одному слову).
Упражнение «Подбери слово»
Упражнение основано на подборе групп или пар слов, связанных логически. Примечательно то, что для установления логической связи ребенку просто необходимо прочитать слов и осмыслить его значение.
Упражнение можно наполнить любым содержанием, но организационная форма всегда одна: вам нужно заранее придумать и написать на отдельных карточках слова, а затем предложить малышу их прочитать и соединить карточки в смысловые группы. Вот несколько подходящих примеров:
Выбирайте различные варианты упражнения, развивая у ребенка вместе с навыком чтения и логическое мышление.
Игра «Составление слов из букв»
Игра, аналогичная одной из рассмотренных выше. Разница лишь в том, что играть в нее с ребенком нужно только в тех случаях, кода при чтении он не переходит на побуквенное чтение и уже приспособился к проговариванию и озвучиванию слогов-слияний.
Для игры вам потребуется вырезать из какой-нибудь азбуки буквы (можно даже пожертвовать на это дело две или три азбуки). Буквы раскладываются перед ребенком, и он должен составить из них существующие слова.
Интереснее играть в эту игру, если специально подобрать комплект букв. Например, выложите перед малышом буквы Ф, Е, Н, О, Т, Л, Е, и посмотрите, какое слов он из них составит. Если же хочется усложнить игру, то можно дать ребенку задание составлять два слова одновременно, заранее подготовив соответствующий комплект букв. Например, положите перед ним буквы Й, О, С, Ч, К, А, и дайте задание составить два слова, обозначающие названия напитков (рекомендуется выбирать слова, относящиеся к одному общему понятию, но когда выполнять задание станет просто, этой рекомендации можно не придерживаться).
Словесные геоборды
Чтение словесных геобордов – очень интересное и продуктивное занятие, прекрасно развивающее навык чтения и внимательность. Нужно взять альбомный лист и расчертить его квадратами. В вертикальные и горизонтальные квадраты вписываются слова на одну тему (тему можно выбрать любую – от напитков до сказочных героев). Пустые клетки, которые в любом случае останутся, можно заполнить любыми буквами в произвольном порядке.
Ребенок должен найти спрятанные в геоборде слова. Если поначалу задание он выполняет с трудом, называйте ему эти слова, а он пусть ищет. В дополнение ко всему геоборды отлично развивают мышление и осмысленность при чтении, ведь помимо реальных слов среди всего их многообразия будет присутствовать множество совершенно бессмысленных.
Ниже приведен пример словесного геоборда на тему сказочных героев:
К О Л О Б О К А Й Д
А Д И Л А П О Т Ь Ю
Р У С А Л О Ч К А Й
А Р А Б Д А Д О Н М
Б Е Л К А Щ У К А О
А М А Л Ь В И Н А В
С А Л Ё Н У Ш К А О
Д Р А К О Н К О Т Ч
Е Ь К А Р Л С О Н К
Л Я Б А З И Л И О А
Изографы
Изографы представляют собой картинки, которые нарисованы при помощи обозначающих их букв. В большинстве случаев и сами буквы расположены так, что изображения напоминают то, что буквы обозначают. Задача ребенка посмотреть на изображение, прочитать зашифрованное слово и определить, соответствует оно картинке или нет.
Несколько примеров хороших изографов:
Рассмотренные упражнения помогут вашему ребенку научиться читать слова, перестать запинаться между слогами, а также воспринимать суть прочитанного. Вообще проблем возникнуть не должно, но все же есть смысл сказать несколько слов о возможных трудностях.
Какие могут возникнуть трудности при чтении слов
Бывает так, что дети испытывают трудности с чтением слов, не разделенных на слоги, и стараются найти слоги там, где их нет (распространенный пример: «кн-и-га», где разделение на слоги неправильное). Если подобное затруднение испытывает и ваш ребенок, советуем вам на первых порах помогать ему выделением слогов-слияний. Нужно просто указывать карандашом на слог и говорить, как правильно читать.
Также довольно часто встречающееся затруднение – сложности при прочтении длинных слов. В таких ситуациях рекомендуем делить с ребенком слово на слоги. Сначала на листе записывайте последний слог и читайте его вместе с малышом, затем – предпоследний и т.д., добираясь так до целого слова. К примеру, если это слов «мышеловка», сначала записываете КА и читаете, потом – ЛОВ (получается ЛОВКА), потом ШЕ (получается ШЕЛОВКА), потом МЫ (получается МЫШЕЛОВКА). Помогая ребенку таким образом, вы еще и исключите неправильно додумывание им слов.
И еще один нюанс: обращайте внимание на слова, имеющиеся в букваре или азбуке вашего малыша. Нередко некоторые авторы стараются включить в свои пособия множество слов, которые вполне легко составить, используя имеющиеся на страницах буквы (как правило, это более сложные специфические слова типа «фаза», «краситель», «реле», «помпа» и т.д.). В этих случаях будет более оптимально не фокусироваться на этих словах, а вместо их чтения и изучения использовать их в вышеназванных упражнениях.
На этом уроке основная обучающая чтению часть курса подходит к концу, и заключительные три урока будут иметь несколько иную направленность. В восьмом уроке мы расскажем о том, как помочь своему ребенку читать быстрее.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.