Что значит читать по кругу 1 класс
Памятка «Приёмы совершенствования техники чтения»
Система специальных упражнений, отрабатывающих скорость и правильность чтения.
2. Читай как одно слово служебные слова с тем словом, к которому они относятся.. Например: (в лесу) по реке; и сказала.
3. Читай скороговорку многократно от начала до конца по кругу, постепенно увеличивая скорость чтения, показывая пальцем читаемое слово. Устройте соревнование с помощью секундомера.
5. Выполни упражнения на расстановку логического ударения (выделяя голосом наиболее важные по смыслу слова.)
6. Выполни упражнения регулирующие темпы чтения.
МЕДЛЕННО, но целыми словами, плавно.
7. Совместное хоровое чтение небольших отрывков.
8. Чтение отрывков в разных темпах.
б) Комбинации силы звучания голоса и темпа чтения:
9. Читай только вперёд, не повторяя прочитанное. Читая предложение, старайся вспомнить подобные картины и постарайся передать своё отношение к прочитанному.
а) Выберите 2-3 предложения. Ребёнок первый раз читает их вслух медленно. Запишите время. Второй раз он читает на 2-3 секунды быстрее, третий ещё быстрее и т. д. Доведи скорость чтения до предела возможностей.
б) Выберите 2-3 предложения и читайте их по очереди с ребенком. записывая время:
Если ваш ребенок медленно читает или допускает ошибки при чтении, то вы можете исправить это положение, используя систему специальных упражнений. Вот некоторые из них:
1. ЕЖЕДНЕВНОЕ чтение про себя.
2. ЕЖЕДНЕВНОЕ домашнее чтение ВСЛУХ, фиксирование результатов в читательском дневнике.
3. ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ замер скорости чтения с занесением результатов в специальную тетрадь, закладку, дневник.
4. Чтение с КАРАНДАШОМ В РУКАХ:
– Постановка знаков ударения.
– Подчеркивание непонятных слов и выражений.
5. Режим ЩАДЯЩЕГО чтения (мало текста при большом рисунке).
6. Обязательное чтение ПЕРЕД СНОМ или в течение дня.
7. Чтение до ПЕРВОЙ ОШИБКИ с замером количества слов.
8. Чтение в темпе СКОРОГОВОРКИ.
9. МНОГОКРАТНОЕ чтение в паре или индивидуально.
10. ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ чтение знакомого текста с переходом на незнакомую часть текста.
11. Выполнение домашних заданий по чтению, исходя из принципа: «НЕ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ, А ЧАСТОТА».
Как выучить стихотворение.
1. Приготовление уроков начинайте с работы над стихотворением.
2. Прочитайте стихотворение вслух. Объясните значение трудных слов.
3. Прочитайте стих-ние выразительно. Постарайтесь прочувствовать настроение, ритм стих-ния.
4. Прочитайте стихотворение еще 2–3 раза. Постарайтесь его запомнить.
5. Через несколько минут повторите стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
6. После окончания домашней работы еще 2–3 раза повторите стихотворение, не заглядывая в текст.
7. Перед сном еще раз повторите стихотворение.
8. Утром следующего дня еще раз прочитайте стихотворение, потом расскажите его наизусть.
Как подготовить пересказ текста.
1. Внимательно прочитайте рассказ вслух, не торопясь.
2. Обратите внимание на непонятные слова, постарайтесь объяснить их значение.
3. Разделите текст на логически законченные части.
4. Выделите главную мысль каждой части. Озаглавьте каждую часть.
5. Рассказывайте, придерживаясь плана. Подумайте над видом пересказа. Пересказ может быть подробным, кратким, выборочным, с заменой лиц.
6. При необходимости прочитайте текст еще раз. Проверьте себя..
Виды чтения и их значение для скоростного чтения
Кухаренко Марина Васильевна учитель начальных классов I категории стаж работы 22 года КГУ средняя национального возрождения № 17 г. Петропавловск
Скорость чтения должна быть комфортной для читающего. Это значит, что она не должна быть слишком медленной, чтобы слова, предложения, фразы воспринимались целиком, как смысловая единица, не дробились бы в сознании на частицы, которые невозможно связать друг с другом, чтобы содержание прочитанного не ускользало.
Орфографическое чтение. Многолетняя практика показывает высокую эффективность метода орфографического чтения. В основе орфографического чтения лежит артикуляционная память, точнее, вид моторной памяти. Она проявляется : зависит от врождённых особенностей и от степени тренировки органов речи, от индивидуального темпа движения речевых органов. Всё это учитывается при проведении тренировочных упражнений. Орфографическое чтение означает, что каждое слово произносится так, как пишется, и тем самым остаётся в памяти речевого аппарата. Чем раньше учить орфографическому чтению, тем легче оно усваивается, и тем быстрее появляются положительные результаты.
При орфографическом чтении слово не должно распадаться на слоги, иначе оно теряет цельность и не остаётся в памяти движений речевого аппарата. Дети легко осваивают орфографическое чтение и хорошо отличают 2 вида чтения: Читай, как пишем, и читай, как говорим. Орфографическое чтение можно начинать с любого текста и на любом уроке.
Чтение с повтором. Хороший результат в развитии навыка скоростного и осознанного чтения даёт упражнение «Чтение с повтором». Следует проводить работу следующим образом. Берётся любой текст, например «Звёзды».
Звёзды — огромные раскалённые шары. Все раскалённые предметы светят. Вспомните, например, как выглядят дрова в костре. Но звёзды не греют нашу планету и кажутся маленькими. Это происходит потому, что они находятся очень далеко от Земли.
Читать следует так:
Звёзды —
Звёзды — огромные
Звёзды — огромные раскалённые
Звёзды — огромные раскалённые шары.
Звёзды — огромные раскалённые шары. Все
Все раскалённые
Все раскалённые предметы
Все раскалённые предметы светят.
Все раскалённые предметы светят.
Чтение методом ритмических скольжений. Для этого метода лучше читать тексты описательного характера. Упражнение проводится следующим образом: взгляд фиксируется на начале строки, потом скользит вдоль строки до конца; взгляд фиксируется на начале второй строки и проскальзывает до конца строки
Чтение методом принудительной артикуляции. Читать тексты, одновременно механически подсчитывая про себя или вслух количество прочитываемых слов. Счёт вести до 10 (20, 30). Досчитав до 10 (20, 30,) начинать считать заново. Главное в упражнении — максимально возможное качество усвоения содержания читаемого при условии непрерывной работы мышц гортани, отвечающих за проговаривание.
Чтение методом форсирования скорости. Для этого метода рекомендуется читать тексты с колонками шириной в 30–45 знаков (из газет, журналов), перекрывая сверху одну за другой прочитанные строки. Перекрывать строки нужно листом плотной бумаги, ведя его рукой по странице вниз. Лист бумаги передвигается со скоростью, слегка превышающей скорость перемещения взгляда от строки к строке так, чтобы учащийся каждый раз, прочитывая очередную строку, не успевал бы прочитать последние слова в каждой строке.
Чтение по кругу. Один и тот же текст ребёнок читает 3 раза, причём первый раз методом орфографического чтения для того, чтобы сразу правильно увидеть образ слова и сохранить его. Текст читается сначала 1 минуту, затем подсчитывается количество прочитанных слов. Далее этот же текст читается сначала тоже 1 минуту и снова подсчитывается количество слов. И так третий раз. Предлагается подсчитать количество слов прибавленных от места остановки 1 до места остановки 3. Ребёнок видит, что количество прочитанных слов увеличилось.
Чтение текста через слово. Читать следует не как обычно, а перескакивая через слово. Это упражнение вносит разнообразие, оживление в ставший для ребёнка скучным процесс чтения, создаёт у него ощущение быстроты, возросшей скорости чтения, что очень важно.
Чтение строчек наоборот по словам. Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово в предложении читается первым, предпоследнее слово читается вторым Это упражнение уводит ребёнка от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает тонкость движений глаз.
Поочерёдное чтение слов слева направо и справа налево. Первое слово читается слева направо, второе — справа налево, третье — слева направо, четвёртое — справа налево После столкновения с более трудным обратным чтением у ребёнка формируется установка на то, что обычное чтение — это сравнительно несложное, вполне посильное для него дело.
Чтение перевёрнутого текста. Страница обычного текста переворачивается » вверх ногами» на 180 градусов. Упражнение формирует в памяти образы букв, развивает способность одновременно сочетать побуквенный анализ слов со смысловым прогнозированием окончаний слов, а также последующих слов, совершенствует тонкость координаций глаз и точность переработки воспринятой информации.
При систематическом использовании различных видов чтения, направленных на развитие и отработку скоростного чтения, соблюдении методики их проведения, можно значительно совершенствовать скорость чтения, понимание смысла прочитанного, укрепить память, активизировать внимание младших школьников.
Литература
Упражнения по развитию навыков чтения для учащихся младшего школьного возраста
Ольга Смола
Упражнения по развитию навыков чтения для учащихся младшего школьного возраста
Упражнения для развития навыков чтения для учащихся младшего школьного возраста
Постепенно глаз получает возможность за бегать вперёд и понимание осуществляется вместе с чтением. Перечислим наиболее значимые упражнения этого набора:
2. Читай как одно слово служебные слова с тем словом, к ко торому они относятся.Например: в лесу, по реке; и сказала.
3. Читай скороговорку многократно от начала до конца «по кругу» постепенно увеличивая скорость чтения, показывая паль цем читаемое слово. Устройте соревнование с помощью секун домера.
4. Выбери 2-3 предложения, прочитай первое слово, а затем, быстро повторив первое слово ещё раз, прочитай второе ; повто рив первые два, читай третье и так до конца.НАПРИМЕР: «СЕ ЛИ». «СЕЛИ ГУСИ». «СЕЛИ ГУСИ НА ВОЛНУ». «СЕЛИ ГУСИ НА ВОЛНУ ВЕЧЕРОМ» Старайся каждый раз читать предыду щие слова всё быстрее, дойдя до конца предложения, ещё раз прочитай его.
5. Выполни упражнения на расстановку логического ударения (выделяя голосом наиболее важные по смыслу слова. Прочитай,расставляя логические ударения в вопросе и ответе:
Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.
Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.
Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.
6. Выполни упражнения регулирующие темпы чтения.
7. Чтение отрывков в разных темпах.
8. Читай только вперёд, не повторяя прочитанное. Читая предложение, старайся вспомнить подобные картины и поста райся передать своё отношение к прочитанному.
9. Выбери 2-3 предложения и читай их по очереди со взрос лым,записывая время:
Взрослый: 23 сек, 21 сек, 19 сек, 17 сек.
Ребёнок: 1 мин. 16 сек, 1 мин, 50 сек, 46 сек
Далее предлагаются конкретные задания по типу которых каждый педагог может составить подобные. Назначением этих упражнений является совершенствование технической успешности чтения младшего школьника без насилия, на основе развития интереса к данному виду деятельности.
1. Найди в каждом столбике слова, которые отличаются одной буквой. Соедини их стрелкой.
2. Скажи, чем похожи и чем отличаются.
ДЕРЕВО и КУСТ, РУЧКА и КАРАНДАШ, ПОРТФЕЛЬ и СУМКА
3. Каждый последующий слог произноси всё громче, затем всётише:
Бьётся как рыба о мёд.
5. Прочитай предложения с интонацией вопроса и ответа.
Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг.
6. Прочитай и напиши названия птиц. Для этого
надо переставить слоги.
НИЦАСИ РОКАСО ВЕЙЛОСО ЛИНФИ
Читай слова в столбиках и строчках «по кругу»
Методическая разработка «Как научить ребенка читать». 1–4-е классы
Данная система работы позволяет осуществлять внедрение новых технологий, нестандартных форм работы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Использование компьютерных технологий способствует формированию квалифицированного читателя.
Введение
Чтение в начальной школе – основное средство обучения, инструмент познания мира и развития эмоциональной сферы детей.
Предлагаемый ниже комплекс упражнений направлен на формирование у ребенка интереса к процессу чтения, на снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности, на формирование, автоматизацию и «шлифовку » компонентов чтения: формирование зрительного образа слова, быстрое различение похожих по написанию слов и букв, четкие глазодвигательные и речедвигательные операции, устойчивость внимания, зрительная и слуховая память на слова и др., а также на тренировку вторичной зоны затылочного отдела коры мозга левого полушария, ответственной за осуществление функции чтения.
Упражнения предлагаются детям в игровой форме.
Комплекс упражнений по чтению для работы с шестилетками (в период подготовки детей к школе) по теме: «Как научить ребёнка читать»
Планирование
Тема | Кол-во часов | Совместная деятельность | Период | УУД | № упр. |
Знакомство с буквами. | 30 ч. | Работа с учителем и дома с родителями. | октябрь, ноябрь, декабрь | Развитие скорости узнавания буквы, чтение и произношение звука. Выработка умения быстро различать звуки на слух, сопоставлять звук с предметами. | 1, 2, 3, 4, 5, 6 |
Знакомство со словом. | 35 ч. | Работа с учителем и дома с родителями. | ноябрь, декабрь, январь | Развитие речи, фантазии, смекалки, обогащение словарного запаса. Познание мира через игру. | 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 |
Чтение отдельных слов. | 30 ч. | Работа с учителем и дома с родителями. | ноябрь – март | Сознательное, правильное, плавное чтение вслух. Пересказ небольшого прочитанного текста с помощью вопросов и без них. Объединение и различие предметов по существенным признакам. Развитие скорости узнавания и чтения слов. | 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 |
Общее развитие. | Весь период подготовки шестилеток. | октябрь – март | Включает весь процесс обучения. Существенную роль в развитии обучающихся играют произведения устного народного творчества: сказки, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, песни… | 1-30 |
Большая роль отводится темам о дружбе, о любви к природе и всему живому, о доброте и взаимопомощи, о дружбе между народами, о красоте родного края…
Вот почему так важно с самого начала обучения раскрыть тайны, загадки и возможности РОДНОГО РУССКОГО СЛОВА, привить интерес и любовь к нему.
ТЕМА: Знакомство с буквами.
Оборудование – комплект азбуки с крупными буквами.
Упражнение 1.
Ежедневно показывайте ребёнку новые буквы, последовательно от А до Я весь алфавит.
Читайте звук, а не название буквы. Попытайтесь найти схожесть предметов и букв.
Например: «ж» – жук, «о» – бублик, и т.д.
Упражнение 2.
Очень быстрому запоминанию букв способствует обведение контура буквы пальчиком. Буквы можно вырезать из наждачной бумаги и наклеить на картон. Можно написать с помощью клея, а сверху посыпать манной крупой. Когда ребёнок водит пальчиком по такой букве – включаются рецепторы осязания, и запоминание происходит значительно быстрее.
Упражнение 3.
Когда ребёнок познакомился со всеми буквами, необходимо ежедневно просматривать их, вспоминая те предметы, которые они напоминают. Это узнавание должно быть доведено до МАКСИМАЛЬНО БЫСТРОГО.
Упражнение 4.
Когда ребёнок выучил первую букву «А» и может её узнать без ошибок, прибавьте следующую букву «Б», затем «В» и «Г».
В это время надо быстро спрашивать эти четыре буквы в разном порядке. Затем следующие четыре буквы.
Например: б – а, г – а, в – а, г – а, б – а, в – а, и т. д.
Постепенно увеличивая скорость узнавания.
Упражнение 5.
Можно вместе с детьми лепить буквы из пластилина или делать из проволоки.
Упражнение 6.
Это упражнение заключается в ведении дневника прогулок. В этот дневник с помощью разрезной азбуки «записываем»:
Параллельно можно вести «мамин дневник», в который аналогичным способом «записывать» все, что мама успела сделать за день, а вечером можно прочесть новые записи.
ТЕМА: Знакомство со словом.
Родителям не надо бояться чаще играть с детьми, так как для ребёнка игра – это жизнь, и через неё он постигает мир и познаёт себя, развивает фантазию, ум, смекалку. Благодаря играм со словами, ребёнок становится более внимателен к слову, к своей речи, постигает богатство и культуру устной и письменной речи.
Упражнение 7.
Прикрепите таблички к предметам. Покажите ребёнку предмет и надпись, проведите рукой по слову, проговаривая: «выключатель», «телевизор» и т.д. Ребёнок привыкнет связывать слово с предметом.
Упражнение 8.
Систематически, показывая на надпись, спрашивайте: «Что здесь написано?» Ребёнок, глядя на предмет, быстро вспомнит слово.
Упражнение 9.
Разбирайте по буквам надписи на предметах.
Упражнение 10.
Таблички соберите, перемешайте и попросите узнать (прочитать) слово.
Упражнение 11.
На столе карточки со знакомыми словами.
Например: «папа», «мама», «диван», «Саша» и т.д. В соответствии с рассказом учителя или родителей ребёнок выкладывает карточки.
Мама: «Папа пришёл домой».
Ребёнок кладёт карточку со словом «папа» перед собой.
Мама: «Он очень устал и сел на диван».
Ребёнок берёт карточку со словом «диван» и т.д.
Упражнение 12.
Игра «Начни с той же буквы».
Несколько человек играют в эту игру, называя по очереди слова на заданную букву.
Если ребёнку трудно – подскажите ему.
Упражнение 13.
Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»
Учитель или родители называют существительное, а дети подбирают к нему эпитеты.
Например: «трава» – мягкая, зелёная, густая, болотная, шёлковая, и т.д.
Упражнение 14.
Взрослые задают букву, а дети ищут слова, где есть эта буква в начале, в конце, в середине.
Упражнение 15.
Эта игра больше подходит для работы в классе, но можно играть и дома с детьми. Играющие выбирают любое слово. Например: «роза». Игра заключается в том, чтобы как можно быстрее написать по 5 слов, начинающихся с букв исходного слова.
Упражнение 16.
Берётся любая буква. За 1–2–3 минуты написать «лесенку» слов, начинающихся с этой буквы: первое слово – из 2-х букв, второе – из 3-х и т.д.
Упражнение 17.
«Набор слов на компьютере»
Не менее интересное и забавное для мамы и ребенка занятие – набор слов на компьютере. Все что для этого требуется – сделать крупнее шрифт и добавить цветную заливку экрана. Для начала подойдут максимально простые слова, которые потом можно распечатать на принтере (если есть возможность). Такие слова можно потом показать членам семьи, которые обязательно должны продемонстрировать радость успеху ребенка.
Полностью методическая разработка приведена в Приложении.
Как научить читать нечитающих детей? Из опыта работы учителя начальных классов
Родителей всегда волнует вопрос: «А надо ли учить детей читать до поступления в школу или пусть учитель научит?»
Родителей в подготовительный год перед школой волнует вопрос: «А надо ли учить детей читать до поступления в школу или пусть учитель научит?»
Раньше при советском дошкольном образовании программа детского сада предусматривала поэтапное обучение детей грамоте, начиная с ясельного возраста 1,5 года.
* Ясельная группа – произношение звуков, название предметов, объединение в группы (посуда, игрушки, мебель и т.д.)
* Младшая группа – вычленение звуков, покажите предмет на М, на какой звук начинается слово «мама»
* Старшая и подготовительная группа – звуко-буквенный анализ, изучение букв, слоговое чтение.
С чего начать?
Для начала запомните несколько простых правил, без них вы не добьётесь успеха.
1. Обучение должно быть без принуждения и вызывать интерес у ребёнка к чтению. Проводить только в игровой форме.
2. Наберитесь терпения, если ваш ребёнок даже вундеркинд (по вашему мнению), грамота не будет усваиваться так быстро, как вам хотелось бы.
3. Не отпускайте в адрес ученика нелестные эпитеты (ты бестолочь, я уже 3 раз показываю), а в особенности не повышайте голос. Поставьте себя на его место, представьте, что вам нужно выучить, например: китайский язык за неделю. Ну и как, потянете?
4. «Повторение – мать учения». В головке малыша всё должно успевать раскладываться по полочкам, для этого надо время.
5. Обращайте внимание на малейшие успехи в чтении, хвалитесь ими перед родными, особенно на начальном этапе. Это поднимет престиж чтения (Папа, а наш Владик уже 5 букв выучил. Хочешь послушать?)
6. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими в учёбе. (Соседка Мила уже слова читает. А ты буквы путаешь). Это очень болезненно для детей. Они теряют веру в себя. (Я у вас глупый.)
7. Не забегайте вперед. Учим последовательно. От лёгкого к сложному. Но не делайте длительных перерывов, а то придётся начинать всё сначала, изученное быстро забывается. Лучше понемногу, но ежедневно.
8. Не используйте школьную программу и учебники, потом вашему ребёнку будет неинтересно в школе. Купите «Азбуку в картинках» или отыщите «Букварь» из советских времён. Он самый лёгкий для обучения.
9. Не учите ребёнка письму, предоставьте это школе. Для развития моторики пальцев учите аккуратно раскрашивать, не выходя за линии, да и просто рисовать, лепить, выполнять аппликации, выкладывать из мозаики.
10. Купите книги В. Волиной из серии «Учимся, играя.» Это ваше методическое пособие. Можете начинать обучение.
Я использую три разных приёма для обучения чтению: звуко-буквенный анализ, слоговое чтение, чтение готовыми словами. Первый используется в школе. Учащиеся подробно изучают звук: гласный, согласный; твёрдый, мягкий; звонкий, глухой; йотированный. Для домашнего обучения очень сложно, поэтому я всегда предупреждаю родителей, не учите ребёнка читать побуквенно, потому что потом его трудно переучить читать слогами. Слоговое чтение подразумевает повтор готового слога за родителями, чтение готовыми словами аналогично. Особенно оно ценно для детей с отклонениями в развитии, например, у меня сын глухонемой, и именно так я научила его читать и говорить.
Начинаем обучение:
Принесли домой новую игрушку: азбуку. Она может быть в картинках, кубиках, звуковая, книжка с буквами и стихами к ним. Начинаете её с ребёнком рассматривать. Его привлекут картинки. Задаёте вопрос: «Что нарисовано на картинке?» Два-три дня просто знакомство с рисунками, не торопите процесс, пусть родится интерес.
Теперь можно приступать к изучению гласных звуков: а, и, о, у, ы, э.
А – первая буква в вашей азбуке. Называем картинку словом (арбуз) и протяжно тянем первый звук.
С какого звука начиналось слово? Показываем ребёнку букву А, внимательно её рассматриваем. На что похожа? Чаще всего дети говорят «крыша», но чем больше вы с ними придумаете ассоциаций, тем прочнее она запомнится. Если в доме есть предметные картинки, то выкладываем те, где слово начинается с А.
Сначала 3–5 (апельсин, рыбка, автобус, арбуз, слон), произносим с ребёнком и просим его выбрать те, что начинаются на А. Если у вас есть книга В. Волиной «Учимся играя», то начинайте по ней обыгрывать букву. Если нет, то проявите свои творческие способности, придумайте стихи про букву или сказку, в которой много слов на А.
«Два столба наискосок, посредине поясок. Посмотрите, какова! Перед вами буква А.»
«Аист ест большой арбуз. С виду алый. А на вкус? Он и сам не разберёт, то ли сахар, то ли мёд.»
Надеюсь, вы вспомнили эти стихи из вашего детства?