Что значит читать музыку

Что значит «понимать музыку»?

Хочется получить конкретный ответ на расплывчатый вопрос:
— что значит «понимать музыку»?

На размышления на эту тему меня подтолкнуло посещение оперы в зале Чайковского, а также посещение концерта Пьяццолла-квинтета. В первом случае я с интересом наблюдал за происходящим, осознавал, что мало чего понимаю. На каких-то знакомых отрывках мне становилось как-то легко, я знал, какие звуки последуют, и готов был их воспринимать. Во втором случае весь концерт состоял из довольно знакомых мне композиций, каждое из которых мне хотелось впитать наиболее полно. Я не мог просто сидеть на месте: у меня или открывался рот, или двигались рука, или голова, или ноги, или всё вместе взятое ))

Сидя на опере иногда я поворачивался и разглядывал лица отдельных людей. Во время антракта иногда слышал обрывки фраз. И у меня создалось впечатление, что не один я чего-то не понимаю из пришедших слушать оперу.

Но наверняка были и такие люди, которые знают хорошо произведения, все мелодии им знакомы, они наслаждаются не только самим произведением, но и исполнением. Однако можно ли сказать, что они понимают музыку?

Что означает словосочетание «понимать музыку»? Ведь просто хорошо узнавать композиции, знать их мелодии — это равносильно любви к каким-то определённым звукосочетаниям. И с пониманием музыки это никак не связано.

Хотя признаюсь, что большую часть музыки лично я люблю, наверное, именно за эти звукосочетания.

Если музыка вызывает определённые эмоции, можно ли это назвать пониманием? Не думаю. Может это следующий шаг после банальной увлечённости красивыми звукосочетаниями. Однако простые эмоции — это пока ещё отсутствие какой-либо конкретики.

Можно провести аналогию с литературой. Кто-то прочтёт стих и скажет «красивый», потому что в стихе есть какие-то красивые словосочетания. Многие дети читают взрослые стихи наизусть, потому что им нравятся эти словосочетания, они очень созвучны, приятно ложатся на слух. Но это же ещё не понимание?!

Другой человек, прочитав тот же стих, может чисто на интуитивном уровне прочувствовать некоторые эмоции, вызванные стихом. Он может рассказать об эмоциях, но можно ли сказать, что он понял стих? Мне кажется, что нет.

Однако стихи можно подвергнуть глубокому анализу, узнать о писателе, о том, в какое время был написан стих… можно разобрать все словосочетания, обороты, используемые автором. Всё это позволит наиболее полно прочувствовать стих, думаю. Поможет полностью проникнуться произведением, и именно тогда «понять его». То есть понять мотивы, побудившие автора написать этот стих, понять все литературные обороты, понять все чувства, переполнявшие автора во время создания этого произведения.

Да и то это может произойти не сразу. Первое толкование стиха может отличаться от толкования после N-ого прочтения через 10 лет. Да и тогда можно ли сказать о том, что стих понят?

Но как это переложить на музыку? Что значит «полностью понять музыку»? Ведь при каждом прослушивании довольно часто мы открываем для себя что-то новое?! Ладно, пускай не полностью, но просто «понять музыку».

Вот при прослушивании танго Пьяццоллы, когда почти все композиции мне были знакомы, я уже мог наблюдать именно за манерой исполнения композиций. В какие-то моменты я смог сопоставить названия произведений с вызываемыми во мне чувствами, с картинками, всплывающими в моём сознании при прослушивании музыки. Однако я не могу сказать, что понял эти композиции.

Возможно, стоит более подробно познакомиться с биографией композитора, с историей того времени и мест, где он жил, когда писал свои произведения. Причём не просто познакомиться, а проникнуться и духом. Тогда, наверное, получится понимать его музыку более полно и правильно.

Бывает и такое, что музыку понимаешь и с первого раза, когда слышишь. И можешь растолковать её, как и стих растолковывает опытный литератор (или как они называются?) А потом читаешь об авторе или событиях, происходящих в то время, и понимаешь, насколько точно ты попал в своих мыслях при первом прослушивании.

Но это в идеале! Большую часть музыки я слушаю, потому что мне нравится или просто интересно. И понимаю сейчас, что это больше походит на прослушивание любимых и приятных звукосочетаний, чем на осмысленное восприятие целого произведения или композиции.

Вот сидя на опере и слушая музыку, я пытался понять, о чём думал композитор, когда писал это. И в упор не понимал )) Слушая танго чаще всего я заводился от экспрессии, этим и довольствовался. Но смог бы я описать каждую композицию по-разному? Ведь они разные, у них разные названия. Явно не смог бы!

Можно попробовать разделить понимание и непонимание по другому принципу:
— когда можешь слушать музыку и когда не можешь ))

Я не слушаю металл, меня он не привлекает, значит я его по-любому не понимаю. (А может и не понимаю, потому что не слушал или не хотел слушать.) А вот отечественный easy-listening в своё время слушал. А если могу слушать, если мне он нравится и вызывает определённого рода эмоции, значит я его понимаю.

Однако такой подход мне сейчас перестал нравиться, ибо это походит именно на любовь к «звукосочетаниям», к смутному пониманию музыки, к размытому впечатлению. То есть оно как бы есть, и вроде как бывает, что даёт яркие впечатления, конкретные эмоции, но, по-моему, это всё же не есть то самое «истинное понимание музыки».

А что вы называете «пониманием музыки»?

Я вот это понятие разделяю с «проникнуться музыкой». Но полностью сформулировать своё понимание этого словосочетания пока не смог.

Да и не стремился разбираться пока. Слушал то, что нравилось и не заморачивался. Переслушивал то, что нравится, с удовольствием. Однако сейчас мне захотелось капнуть глубже.

Источник

Как «читать» музыкальное произведение. Фрагмент книги Ляли Кандауровой «Как слушать музыку»

1. Жанр

Когда мы читаем книгу, то всегда помним, что именно перед нами: роман или повесть, рассказ или поэма. Благодаря этому мы понимаем, чего ожидать от текста и какова его форма (например, роман, скорее всего, будет объемным, а поэма — в стихах). Знакомство с литературными жанрами помогает заметить и оценить интересные отступления от нормы, иногда — предугадать содержание. То же самое — в музыке.

Французское слово genre означает «род»: действительно, жанр — это род искусства, обладающий устойчивыми признаками, которые касаются формы и содержания. У жанра есть свои законы и приметы: по ним мы классифицируем сочинение как оперу, симфонию или квартет. В разные эпохи композиторы по-разному соблюдали законы жанра. Чем ближе к современности — тем больше в жанре условности и размытости. Если в XVI веке мессы (музыка католической литургии) были похожи друг на друга как близнецы (по масштабу, тексту в основе, количеству частей и их характеру), то начиная со второй половины XIX века, и уж подавно — в веке XX мы видим полную жанровую свободу. Сочинения называются как угодно, могут длиться сколько угодно и предназначаться для любого состава инструментов.

Это не значит, что музыка в XVI веке была однообразнее, чем в XX. Просто когда-то черты жанров воспринимались как незыблемые: подразумевалось, что художник с почтением, мастерством и изобретательностью восходит к уже имеющимся совершенным образцам. Вспомните повторяющиеся по мизансцене, узнаваемые библейские сюжеты на ренессансных фресках, готические соборы, схожие по оформлению фасада и внутреннему пространству, или устроенные по приблизительно одинаковой схеме старинные алтари. Строго следуя законам своих жанров, эти произведения искусства могли повторяться по формальным признакам. Однако назвать это однообразием — это как сказать, что все люди похожи: два глаза, два уха и нос.

Со временем, однако, мышление изменилось: художник стремился уже не к копированию эталона, но к его ниспровержению и созданию нового, революционного, неслыханного. Поэтому сочинения последних пятидесяти лет, как правило, представляют собой уникальные модели. Тем не менее иногда в них переплавляется память об исторических жанрах: современный композитор может специально повторять контуры классической симфонии или фортепианного концерта, как бы отвешивая уважительный или ностальгически- ироничный поклон прошлому.

Основные музыкальные жанры и эпохи, когда они выходили на историческую арену и сходили с нее, мы обсудим в «Кратчайшей истории». Здесь же заметим, что понимать, к какому жанру принадлежит сочинение, очень важно для осознанного, включенного слушания. Как это работает?

Представьте, что вы пришли на концерт и читаете в программке: «Морис Равель. Соната для скрипки и виолончели» (1920– 1922)». Эти даты, наша «Кратчайшая история» и пятиминутный поиск в интернете дадут вам интересную информацию для размышления: соната — камерный жанр (то есть музыкантов один или двое), значит, интонация этой музыки — скорее сокровенная, не такая официальная, как у симфонической. В классической сонате один из двух исполнителей чаще всего — пианист. Выходит, инструментальный состав у Равеля — виолончель и скрипка — это нечто необычное. Сонаты писались с XVII века, а окончательно жанр кристаллизовался в XVIII, в эпоху классицизма: тогда соната стала развернутым трех- или четырехчастным циклом, где у частей есть свои амплуа — темпы, характеры, последовательность. У произведения, которое мы пришли послушать, налицо все признаки классической сонаты: четыре части, их темповые соотношения «быстро — очень быстро — медленно — оживленно». Но годы ее сочинения — 1920–1922: значит, перед нами — не классицистическая, а гораздо более поздняя соната. Ее язык будет свободнее, необычнее, он может показаться более причудливым, чем у настоящих «сонатных» сонат XVIII–XIX веков — например, бетховенских. Таким образом, еще до начала концерта вы что-то знаете о контексте, жанре и структуре сочинения, и можете правильно распределить свое внимание. Вы понимаете на базовом уровне, в чем оно соответствует «норме», а в чем необычно. Вы знаете, с чем его можно сравнить, чтобы ощутить стилевую близость или дистанцию.

Что значит читать музыкуИздательство: Альпина Паблишер

2. Состав исполнителей

Бывает, что он продиктован жанром. Симфонию обычно играет оркестр, мадригал поет вокальный ансамбль, а если вы придете на концерт квартетной музыки, то на сцене гарантированно будут стоять четыре стула. Но мы говорили выше, что в музыке XX века и современной музыке понятие жанра достаточно условно. В этих случаях полезно обращать внимание на слова, что следуют в названиях произведений после «для»: «. для трубы, сопрано, баса, бас-кларнета и восьмиканальной электроники»; «. для клавесина и камерного оркестра»; «. для скрипки, виолончели, гобоя, фагота и оркестра».

Все это обещает разные краски, разные комбинации тембров — то есть инструментальных голосов. Наконец, это дает разную картинку на сцене. В состав исполнителей могут входить чтецы и танцоры, электроника и старинные инструменты, ветровая машина, рык льва, трещотки, наковальни, колокола и орган — чего только не бывает.

Если экзотические инструменты не солируют, а включены в состав большого симфонического оркестра, то в заглавие сочинения они, конечно, не выносятся: в этом случае следите за тем, что происходит на сцене (если вы слушаете сочинение на концерте). Композитору нет смысла вводить в оркестр интересный инструмент и не «показать» его слушателю: если в составе есть саксофон, басовый большой барабан или кукушка-свистулька, в какой-то момент вы наверняка их услышите.

И увидите — если сидите не в партере (кстати, когда играют симфоническую музыку, во многих случаях в партере сидеть нет никакого смысла). Если вы слушаете музыку в записи, всегда уточняйте, для какого состава инструментов она написана. Играет квартет или трио? Интересный набор ударных или один инструмент в сопровождении электроники?

Вскоре вы научитесь различать тембры, будете прислушиваться к сольным разделам и репликам. Так вы не потеряете внимание, сможете оценить колорит сочинения и привыкнуть к звуковым палитрам, характерным для некоторых композиторов и эпох. Тогда фразы вроде «экспрессионистский оркестр» или «барочная медь» очень быстро станут вам интуитивно понятными.

Кстати: басовый большой барабан — это просто барабан нечеловеческих размеров.

3. Контекст

. Иногда тоже выводится из жанра. Существуют жанры, привязанные к конкретному моменту истории и определенной культуре. Если на пластинке записаны мадригалы, значит это (скорее всего) Италия, XVI– XVII век, а если на концерте звучат «Страсти», то мы перемещаемся в Германию XVII–XVIII столетия.

Но бывают отступления от правил, и это — самое интересное. Почему русский композитор в середине XX века пишет мадригалы? Что означает сочинение «Страстей» китайским автором на рубеже тысячелетий? И одно, и другое — реальные примеры обращения композиторов к жанрам, находящимся вне современного им контекста. Для одного и другого есть интересные исторические причины.

Однако даже если не знать, с какой эпохой ассоциирован тот или иной жанр, исторический контекст восстановить несложно — и это захватывающий процесс. Обращайте внимание на то, когда, в какой стране, и кем (представителем какой культуры) сочинена музыка. Клавесин на сцене в XX веке — это совершенно не то, что клавесин в веке XVIII (в одном случае — интересный ископаемый динозавр, в другом — норма жизни). Невозможно сравнивать русскую (Евстигней Фомин) и немецкую (Вольфганг Амадей Моцарт) оперу конца XVIII века — вернее, можно, но нужно понимать, в какой ситуации тогда находилась русская и немецкая музыка (подробнее об этом — в «Кратчайшей истории»). Безмятежная ясность и нежность в музыке украинского композитора Валентина Сильвестрова (р. 1937) должна восприниматься не так, как то же самое — у Роберта Шумана, немецкого автора, жившего столетием раньше.

Не всегда — но бывает так, что интересно узнать контекст более частного порядка: такое-то сочинение создано после смерти матери композитора, другое посвящено учителю, а эта пьеса — свадебный подарок автора своей молодой жене. Такие вещи можно за пять минут найти в интернете (внимание: информации на английском языке будет больше и гораздо лучшего качества). Часто подобные сведения указаны в программках, фестивальных буклетах или на обложках пластинок — не пренебрегайте ими.

Источник

Музыка и текст: как они могут быть связаны

Исследованию взаимосвязи текста и музыки посвящены многие научные работы не только нейробиологов и музыковедов, но и филологов, когнитивистов и искусствоведов.

В этой статье мы собрали разные примеры того, как музыка может использоваться вместе с текстом, и что по этому поводу говорит наука.

Когда музыка вдохновляет

Музыка может влиять на креативное мышление, познание и стимулировать воображение. Учёные из Технологического университета Сиднея и Университета Неймегена в Нидерландах пришли к выводу, что люди придумывают более оригинальные и творческие идеи при прослушивании «счастливой музыки» (т. е. музыки, которая вызывает позитивное настроение и возбуждение — часто к ней относят произведения классиков).

Некоторые писатели используют эту возможность: слушают музыку при написании текстов или прибегают к её помощи для усиления эмоциональной вовлечённости у читателя.

Например, французский фантаст Бернар Вербер во время написания романа «Завтрашний день кошки» (Demain Les Chats) слушал для вдохновения сонаты Бетховена, «Времена года» Вивальди и другие музыкальные произведения. Полный список музыки и звуков Вербер приводит в конце романа.

Японскому писателю Харуки Мураками в творчестве помогают джаз и рок. В одном из своих эссе он упоминал, что не стал бы писателем, если бы не был настолько поглощен музыкой. «Мой стиль глубоко пронизан рифмами Чарли Паркера и ритмом прозы Ф. Скотта Фицджеральда. И я по-прежнему черпаю новое в своей литературе в музыке Майлза Дэвиса».

В послесловии к роману «Норвежский лес» (Norwegian Wood) Мураками отмечает, что писал его под песни Леннона и Маккартни, прослушав кассету Sergeant Pepper’s Lonely Hearts Club Band 120 раз.

Кроме вдохновения на написание конкретного текста, музыка может оказать влияние на целое поколение писателей и всё их творчество. Один из ярких примеров — влияние джазового стиля бибоп на писателей «разбитого поколения»: Джека Керуака, Уильяма С. Берроуза, поэта Аллена Гинзберга и других. Их становление происходило в середине 1940-х годов, когда сформировался новый джазовый стиль бибоп со сложными импровизациями и быстрым ритмом.

Мелодии саксофониста Чарли Паркера, трубача Диззи Гиллеспи, пианиста Телониуса Монка часто упоминаются и звучат в текстах, многие из которых были прочитаны на одной сцене с джазовыми музыкантами.

Книги с саундтреками и плейлисты для чтения

Многие писатели не только сами слушают музыку во время работы, но и предоставляют целые плейлисты для книг своим читателям. Вот несколько примеров:

На основе опроса они составили плейлист, состоящий из успокаивающей фоновой музыки, которая хорошо сочетается с любым текстом. Среди композиций в основном классика, но попадается джаз и рок. Пользователи отмечали, что музыка должна быть медленной, при этом слушать ее важно на умеренной громкости. Многие писали, что при чтении слушают инструментальные саундтреки, например, композиции, сочинённые Хансом Циммером.

Что значит читать музыку
Фото PxHere / PD

С другой стороны, идею слушать музыку и параллельно читать поддерживают не все — такая многозадачность может отвлекать от процесса, и не давать насладиться ни книгой, ни музыкой в полной мере. Кстати, многие ученые с этим мнением согласны — подробнее в следующем разделе:

Что о «совместимости» музыки и чтения говорит наука

Результаты, полученные турецкими исследователями, частично подтверждают мнение тех, кто считает, что одновременное прочтение текста и прослушивание музыки затруднительно. В ходе проведённого учёным эксперимента оказалось, что показатели понимания прочитанного у студентов, которые слушали музыку, были значительно хуже, чем у читавших текст в тишине. Однако если при прочтении была включена любимая музыка учащегося, его результаты существенно не отличались от результатов студентов, читавших без музыки (о других подобных исследованиях мы писали в одном из наших материалов).

Однако даже любимая музыка будет препятствовать усвоение информации, если у нее быстрый ритм и проигрывается она на высокой громкости — в этом уверен композитор и «по совместительству» профессор кафедры психологии Университета Торонто Гленн Шелленберг (Glenn Schellenberg).

Чтение текстов под музыку также может влиять и на восприятие мелодии. Нейробиологи из Института психолингвистики Макса Планка провели эксперимент, в результате которого выяснили, что одновременное чтение и прослушивание музыки «перегружает» возможности участка головного мозга, известной как центр Брока.

Испытуемые отмечали, что чтение сложных предложений затрудняло их восприятие полноты музыки. Настоящее исследование утверждает, что речь идет не о рассеянии внимания, а о том, что и прослушивание музыки, и восприятие текста связаны общим центром активности мозга.

Саунд-поэзия и звукотекстовые композиции

Однако в некоторых случаях гармонично «подружить» аудио и текст вполне возможно. Такой подход практикуют саунд-поэты (sound-poetry) и создатели саунд-текстовых композиций.

Их произведения находятся на стыке художественного текста и музыки. Текст может быть озвучен в разном темпе (ускоренном или замедленном), записи при этом могут накладываться друг на друга. Используется быстрая смена тональности, а также фоновые звуки (различные шумы, возгласы, крики, дыхательные движения и др.) и музыкальные сэмплы.

Все эти составляющие объединяются при помощи аудиомонтажа и превращаются в саунд-поэтическое произведение, в котором текст — не «сопровождение» для музыки, он и есть музыка.

Изучению этой художественной формы посвящены отдельные научные работы и статьи. С момента возникновения этого направления саунд-поэты объединялись и выступали в ансамблях. Одной из первых саунд-поэтических групп была The Four Horsemen, её выступления можно послушать здесь:

В нашем Telegram-канале больше интересного об акустике и аудиогаджетах:

Что значит читать музыкуКино на пластинках
Что значит читать музыкуНеобычная портативка
Что значит читать музыкуЗвуки из мира кошмаров
Что значит читать музыкуГид по встраиваемой акустике
Что значит читать музыкуКак зазвучали Звездные войны
Что значит читать музыкуЧто такое HD-винил
Что значит читать музыкуНеобычные аудиогаджеты
Что значит читать музыкуКак звучит растительный мир

Источник

Как читать с листа

Что значит читать музыку

Навык чтения с листа является одним из самых важных для любого современного музыканта. Это навык, который значительно расширяет понимание музыки, позволяет изучать бесконечное количество произведений в самых разных стилях. Тем не менее, до сих пор это самый менее развиваемый навык среди большинства музыкантов.
Если вы, допустим, не имеете профессионального музыкального образования, то скорее всего можете полагать, что все музыканты, которые являются профессионалами и получали образование умеют читать с листа и это такой простой навык, который развивается со временем. На самом деле это далеко не так и я могу сказать, что, наверное, процентов 80, если не больше музыкантов, которые отлично играют на инструменте, могут разобрать произведение по нотам, играют с листа не очень хорошо, а некоторые играют очень плохо, несмотря на то, что они очень хорошие музыканты. Всё из-за того, что они не тренировали этот навык и просто не знают как читать с листа.

При этом большинство советов, которые можно встретить, часто касаются только практических элементов развития данного навыка. Проще говоря, чтобы научиться читать с листа, нужно как можно больше читать с листа.
В данной статье я дам вам наиболее важные практические советы, которых стоит придерживаться для того, чтобы ускорить развитие навыков чтения листа.
Бездумно читая с листа каждый день, вы конечно сможете улучшить навык, но прогресс будет очень медленным и, скорее всего, вы не получите того к чему стремитесь.

2 области в чтении с листа

Начнём с того, что разграничим 2 важных области: чтение с листа и разбор произведения.
Разбор произведения выглядит следующим образом: есть инструмент и есть произведение, которое вы хотите разобрать. Вы просто смотрите в ноты и можете медленно находить их на инструменте, можете фразы замедлять, повторять, можете один такт разбирать очень долго. Это именно такой медленный и вдумчивый процесс.
Чтение с листа подразумевает то, что вы взяли инструмент и сразу начали играть, желательно в нужном темпе, с нужной фрезеровкой, то есть близко к тому, как это должно исполняться.
Мой опыт включает в себя более 5-6 даже наверное 7 инструментов, на которых я играл в разное время и естественно на них на всех я умел играть с листа. Как это происходило?
Здесь проще всего начать с аналогии с обычным чтением. Мы все умеем читать. Как мы это делаем, давайте подумаем. Могли бы вы читать, если бы не знали букв? Мы можем читать про себя, можем читать вслух, но если мы не знаем букв, не знаем слов, не знаем грамматики — всё это бесполезно. То есть, первый этап это очевидно умение читать и узнавать буквы, умение их быстро считывать. Точно так же, как вы учитесь читать буквы когда изучаете иностранный язык. В музыке точно также и первый этап это просто научиться читать ноты, произносить их вслух.

Это очень важно, так как здесь вам нужно привлекать разные модальности, скажем так, научиться слушать, научиться произносить, подключать разные области мозга, чтобы быстрее запомнить. Поэтому на первом этапе нужно научиться распознавать ноты.
Некоторым кажется, что нот очень много и это их вгоняет в ступор. На самом деле всё гораздо проще. Если посмотреть на наиболее распространённые ноты, то все они вписываются в диапазон человеческого голоса плюс-минус. Запомните ноты в двух октавах, а две октавы это 14 нот, всего 14 символов на первом этапе нужно запомнить. Это вообще немного.

Что значит читать музыку

В языке 33 буквы и вы их без труда используйте, читаете, пишите.

14 нот, в начале вот этого будет достаточно запомнить, научиться их быстро считывать и называть. Берёте любой нотный сборник и учитесь читать. Пока вы не научились читать ноты именно без инструмента, понимать их, считывать — это бесполезно дальше переносить на инструмент. Поэтому, это такой примитивный самый первый над-уровень, но на нём уже застревают, потому что здесь как раз важна практика и использование какие-то простейших мнемонических упражнений. Например, запомнить ноты, которые расположены на линейках и между линеек, гораздо проще, чем просто запоминать их по порядку.

Что значит читать музыку

Это один из самых популярных вариантов, который показывают на первом уроке в музыкальной школе. Вы запоминаете ми, соль, си, ре, фа и, соответственно фа, ля, до, ми, ну если прям между линеек. Можно запомнить ре, фа, ля, до, ми, соль и так далее.

То есть, вы сразу же научитесь мыслить какими-то общими категориями.
Итак, первый этап: вы обязательно должны очень быстро, мгновенно научиться читать ноты. В начале это просто одноголосие, то есть одна нота написанная на нотном стане — мелодия. Этого достаточно для того, чтобы уже начинать что-то пробовать инструментом, но я всё-таки советую на этом этапе посидеть какое-то время, пока вы не почувствуйте определённую лёгкость, схожую с тем, как вы читаете книги. Мы не задумываемся о буквах, мы даже не задумываемся о словах. Очень часто читаем именно целыми предложениями. Если вы, допустим, занимались развитием навыков скорочтения, вы знаете, что там уже идёт чтение предложениями, целыми абзацами, и полстраницы можно сразу считывать, какие-то основные смыслы улавливать и так далее. В музыке очень часто всё происходит таким же образом.

Этап 2 Практика за инструментом

Итак, вы переходите к освоению навыков чтения с листа на инструменте. Что здесь нужно? Первый навык, на котором важно сосредоточить внимание это умение играть не смотря на инструмент. Не важно на чём вы играете. Опять же, я играл и на духовых инструментах в оркестре и на фортепиано, поскольку это у меня всегда был вспомогательный инструмент и на струнных самого разного вида. Играя на гитаре не смотреть на гриф, на фортепиано не смотреть на клавиатуру, на трубе смотришь в ноты и аппликатуры автоматически уже ты знаешь и пальцы работают. Если у вас есть с этим проблемы, пробуйте играть с закрытыми глазами, даже простейшие пьесы, композиции без привязки пока к чтению с листа. Научитесь извлекать ноты на грифе гитары, на клавиатуре, на вашем духовом инструменте без подглядывания. Периодически можете смотреть, но научитесь чувствовать, чтобы когда вы вы начнете читать с листа не возникала такая картина, которую часто можно наблюдать у начинающих музыкантов: он смотрит в нотный текст, не знает что за нота, считает, что это за нота, медленно досчитал, а потом начинает её искать на инструменте.

Естественно, что здесь ни о каком чтении с листа в темпе не может идти и речи, потому что это очень медленный процесс и он не приведет к нужному успеху. Это то же самое, что учить язык, не выучив буквы и пытаться читать сложные поэмы. Просто пустая трата времени. Поэтому выделяйте какое-то время на то, чтобы заниматься в темноте, заниматься с закрытыми глазами, развивать тактильное ощущение, учиться играть на инструменте без того, что бы смотреть на него.

Теория и чтение с листа

Дальше важнейший пункт, который, наверное, понимают единицы. Это связь теории музыки с чтением с листа. Вы можете сказать: «ну здесь вообще как связана теория музыки и чтение с листа?».

Точно так же связана, как и в языке.

Вы не читаете бездумно, вы всё равно понимаете грамматику, синтаксис, вы понимаете значение слов. Обратите внимание, мы не можем читать текст, смысл которого не понимаем. Попробуйте взять какую-нибудь сложную научную литературу или текст на языке, который пишется латиницей. Вы не сможете так же быстро читать и вероятно вы ничего не поймете и будете запинаться, если начнете читать вслух.
Музыка состоит из осмысленных, понятных и часто повторяемых логичных элементов. Если вы быстро считываете значение этих элементов, то и быстро воспроизводите и на инструменте.
Например вы видите арпеджио трезвучия до-ми-соль-до и оно секвенцируется на большую секунду вверх, допустим в тональности до-ми-соль-до-ре-фа-ля-ре.

Что значит читать музыку

Вы не видите это как отдельную ноту. Начинающие музыканты, у которых нет навыка чтения с листа видят каждую ноту отдельно: до, ми, соль… Даже если они научились их быстро читать, всё равно каждая нота рассматривается как отдельный элемент.
Когда вы хорошо освоили теорию музыки даже на элементарном уровне музыкальной школы, вы видите чаще всего 1 или даже 2 такта, уже как такой собранный цельный элемент. Или допустим гаммаобразное движение. Вам мне нужно считывать каждую ноту, вы уже понимаете, что это гамма. А если пойдёт секвенция, то вы видите, что там, допустим, по четыре ноты до, ре, ми, фа, ре, ми, фа, соль, ми, фа, соль и так далее.

Что значит читать музыку

Когда я вижу такой пассаж, мне вообще не нужно его читать. Мне просто нужно понять принцип и он может бесконечно продолжаться, хоть 3 такта, хоть 4. Я уже знаю, что нужно сыграть, не читая каждую ноту отдельно. Мне просто нужно считать этот пассаж и увидеть, что он действительно соответствует тому, что я предугадал. То есть, вам нужно научиться видеть ноты вертикальными и горизонтальными группами.
Горизонтальные группы нот представляют в виде интервальных логичных цепочек. Допустим, вы видите секунды до, ре, ми или терции до, ми, соль, видите где это прерывается или арпеджио и уже мгновенно можете понять, что дальше идёт. У вас в голове, скажем так, в оперативную память ноты загружаются и вы уже думаете, как их играть на инструменте, что естественно облегчает задачу. По сути вам нужно сыграть то, что вы, как будто, уже знаете. Увидели, сразу запомнили и играете. Это в одноголосье. Мы видим одну линию и считываем её горизонтально.

Вертикально точно так же учимся сначала считывать интервалы. Если вы видите, что это кварта, то не нужно сначала считать «до, фа». Вы уже знаете что это кварта, знаете как её взять на вашем инструменте. Аналогично с аккордами.

Большинство аккордов предугадываемые. Допустим, мой основной инструмент гитара и я знаю как выглядит большинство аккордов. Мне не нужно их считывать. Я вижу даже, допустим, 5-ти, 6-ти нотный аккорд и я уже знаю, что это за аккорд и как его взять на гитаре, не считая каждую ноту аккорда отдельно.
Аналогичный случай с партитурой. Если я вижу партитуру, я уже знаю, какие ноты и в каком аккорде берутся у определённого инструмента и примерно представляю их.

В музыке ограниченное количество аккордов, несмотря на то, что кажется их бесконечное количество. И когда эти аккорды, читая партитуры много лет, вы уже будете видеть постоянно, вам не нужно будет их считывать по отдельному элементу. Вы просто будете знать, что это такой-то аккорд, как-будто вы видите букву: C — до-мажор. Всё вы знаете, что это до-мажор.

Синтаксис и чтение с листа

Ещё один элемент теории музыки — синтаксис. Если вы не понимаете синтаксис, разбираете каждый такт, видите, как отдельный элемент, не понимаете, что куда идёт или так далее

Если же вы разбираетесь в синтаксисе, то видите мотив, что он развивается, возникает фраза, возникает предложение и, таким образом, просто глядя на 8ми тактовый отрезок можно не прикасаясь к инструменту запомнить мелодию, затем взять инструмент и сыграть. Это очень сильно помогает в практической работе, когда нужно сыграть какую-то незнакомую песню. Ты ещё не знаешь или слышал всего раз, но ни разу не играл. Тут же открываешь ноты, посмотрел в паузе и начал играть, просто помня, что там в нотном тексте. Там 8 — 16 тактов запомнил, держишь в голове и играешь. Всё это очень полезно и помогает осмысливать музыку сразу м исполнять её музыкально, даже играя с листа. Кроме того, облегчает запоминание и сразу в оперативную память загружает не отдельные фрагменты, а 2, 3, 4 такта, в зависимости от простоты мелодии. Иногда и восемь тактов спокойно можно посмотреть и сразу запомнить, понять что там происходит.
На практике мы приходим к тому, что что нужно запоминать формулы. Вся музыка может быть описана простейшими элементами. Большая часть пассажей, большая часть движений, которые используются в той музыке, с которой мы сталкиваемся, они являются вариантами каких-либо уже устоявшихся шаблонов. Например, если вы знаете как звучит пунктирный ритм, то уже не важно в какой композиции вы его встретите, вы его сразу сыграете. Если вы знаете как выглядит, допустим, пентатонический пассаж, пассаж гаммообразный, то вы его сразу будете мгновенно считывать. Соответственно когда вы занимаетесь чтением с листа, двигаясь по шагам, о которых было сказано выше, обязательно отмечайте для себя формулы, которые постоянно повторяются. Конечно вы можете обратиться и к дополнительным учебным материалам, где уже всё структурировано, благо такие пособия есть и их немного, в которых описаны формулы пассажей, аккорды мы изучаем в гармонии и так далее. То есть, вы начнете замечать, что одни и те же элементы повторяются в разных сферах, в разных композициях у разных инструментов и в некоторых случаях достаточно будет один раз посмотреть и вы уже будете даже не с листа играть, а вы посмотрели, поняли что там происходит, запомнили и играете, как будто вы уже знакомы с этой музыкой.

Аппликатура и чтение с листа
Важную роль здесь также играет аппликатура. Вы должны четко понимать, как на вашем инструменте выстраивается аппликатура, знать наиболее удобные аппликатурные формы. Например, на гитаре это пальцевые структуры типа 1-3-4, 1-2-4, если мы говорим о соло игре, аппликатуры аккордов, аппликатуры пассажей, определённых секвенций. На фортепиано тоже есть своя система использования. Подмена пальцев, как играть арпеджио наиболее удобно и многое другое. То есть, в данном случае возникает связь между нотным текстом и физиологией. Аппликатуры вы выучиваете в процессе занятия на вашем инструменте, именно поэтому полезно играть гаммы, различные арпеджио и так далее. Потому что в них в краткой форме изложены различные формулы, которые вам встретятся и вместо того, чтобы каждый раз считывать это, вы уже будете использовать это как наработанный шаблон.

Предугадывание

В итоге мы приходим к тому, что по сути является основой чтения с листа — это предугадывание. Предугадывание нотного текста это то, к чему вам нужно в итоге прийти. Умение видеть на 1, 2, 3, 8 тактов вперёд. Когда, допустим, я читаю с листа, происходит всегда процесс того, что ты играешь как бы следующий такт. Первый такт попал в оперативную память, пока ты его играешь, считываешь второй такт. Всегда идет процесс считывания следующего такта, в зависимости от сложности музыки.

Если музыка сложная, то конечно бывает в оригинальном темпе сложно или технически сыграть или если язык какой-то необычный, незнакомый. Допустим музыку Мессиана с листа читать гораздо сложнее, чем какую-то он простейшую классическую музыку или рок-музыку или блюз. Но в любом случае, точно так же, как в чтении книг происходит предугадывание, мы видим вперёд и начинаем играть, то что находится в «оперативной памяти». Для развития этого навыка бесценными является чтение партитур, чтения нот вашего инструмента с прослушиванием произведений, то чем многие пренебрегают. Но если вы уделите этому хотя бы 15, а лучше 30 минут в день, то уже через две недели, через месяц вы заметите навыки чтения с листа у вас поднимется совсем на другой уровень.

Просто берёте нотный текст любого произведения, желательно на вашем инструменте и слушаете музыку, глядя по тексту, как она развивается. В этом случае у вас исчезает страх смотреть вперёд, так как многие смотрят на такт, который они играют, потому что пытаются разобраться, что же там нужно сыграть и не видят, что происходит дальше. Когда вам не нужно играть, вы начинаете учиться предугадыванию. Естественно на уроках с преподавателем за это может отвечать он, всячески стимулировать, закрывать инструмент, направлять вас указками, ручками, показывать куда двигаться. Но если вы самостоятельно развиваете этот навык, вам нужно учиться именно таким образом: смотрите в ноты и пытаетесь видеть на 2, 3, 4 такта вперёд, постепенно представляя, как это выглядит на вашем инструменте.
Только в этом случае при развитии навыков предугадывания вся картина чтения с листа соберётся у вас в одно целое, в развитый навык, который позволит вам исполнять сразу. Видеть и играть. Но это невозможно без развития всех описанных здесь элементов.

Цепочка вижу, слышу, играю

Следующий этап это понимание цепочки, к которой нам нужно прийти: вижу, слышу, играю.
На первом этапе возможно у вас будет так: вы видите ноты — играйте. Услышали что получилось и сравнивайте это хорошо это звучит или нет. В этом случае хорошо использовать какой-то уже известное произведение, то есть учить транскрипции. Потому, что вы можете сравнить звучит это так как на записи или нет. В любом случае вы стремитесь к выстраиванию этой цепочки видите, слышите, как это должно звучать и уже исполняете. Здесь, естественно, помогает развитие навыков сольфеджио. На сольфеджио точно также развиваются навыки чтения с листа, только там вместо произнесения нот вы их ещё и поёте. То есть, учитесь воспроизводить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *