Что значит чистый человек
Православная Жизнь
Будем разбираться, что значит быть чистым сердцем, и выяснять, когда именно добившиеся этой чистоты увидят Бога.
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»
Речь не об органе, а о сердцевине души
Думаю, у человека, прочитавшего эту заповедь, возникают различные вопросы, в частности — о каком сердце идёт речь? Как сделать его чистым? Почему важна чистота сердца, а не души? Как и каким образом чистые сердцем увидят Бога? Пытаясь в них разобраться, давайте обратимся к опыту святых отцов. Они утверждают, что Господь неспроста говорил о сердце, а не о душе.
Слово это имеет то же значение, что и «сердцевина», «середина». Именно из этой сердцевины рождаются все наши помыслы, все движения нашей души. Как дерево может быть внешне здоровым и неповреждённым, а внутри гнилым, так и человек, внешне приятный и положительный, может оказаться внутренне развращённым и закосневшим во грехе. От состояния сердцевины зависит всё. Гнилое дерево погибнет — как погибнет духовно человек, чьё сердце будет заражено духовной гнилью. Из сердца как центра нашей души, средоточия её исходит всё — именно это имел в виду Господь, когда говорил: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15:11).
Как сделать сердце чистым?
Что значит быть «чистым сердцем»?
Мы ответим на этот вопрос, разобравшись с противоположными состояниями. Сердце гневливое, похотливое, строптивое, завистливое, ропотное, обидчивое не может быть чистым. Это антиподы его. Человек может внешне поступать правильно: ни с кем не ссориться, раздавать милостыню, ходить в храм, нести какие-то послушания. С виду он будет приличным и даже духовным. Но если внутри него всё ещё роятся гнев, похоть, строптивость, зависть и прочие греховные стремления, рано или поздно они выйдут наружу и приведут к падению.
Почему чистые сердцем Бога узрят?
Бог есть Свет, а греховные качества, о которых я говорил, это всё грязь, тьма. У света с тьмой не может быть ничего общего, поэтому Господь устраняется, когда происходит такое столкновение. Мы помним, как в 50-м псалме царь Давид сокрушается о том, что Господь больше не говорит с ним после его грехопадения, и просит: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50:12). Обновить человека может только Бог. И далее псалмопевец говорит: «Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19). Эти слова очень важны для нас, поскольку объясняют, как очищать наши сердца.
Мы все понимаем, что каждый день Бога не видим — и потому очевидно, что чистого сердца не имеем. Думаю, им обладают только младенцы — именно потому Господь говорил: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Дети чисты сердцем, поскольку оно у них открыто, они не лукавы, искренни, не умеют ещё лгать.
Сделать сердце чистым можно только открыв его Богу, подставив Солнцу Правды всё то, что точит нашу душу. Для этого и нужна исповедь. Кто-то из святых сказал, что даже если мы рассказываем о своих грехах человеку, это уже губительно для наших дурных привычек. Если же мы говорим о них на исповеди — это самое действенное из доступных нам средств. Второе по значимости средство — это борьба с греховными помыслами. Понятно, что враг будет стремиться всячески вредить нам и внушать нечистые мысли и желания. Им сложно противостоять, но стараться надо — понимая, что сеет их лукавый.
Все заповеди блаженства связаны между собой, и потому невозможно без нищеты духовной очистить своё сердце. Сам человек ничего не может, для преображения ему нужна помощь Бога. Признание этого и есть духовная нищета, о которой говорит Господь в первой заповеди. Только с Богом, силой благодати Духа Святого мы можем подниматься по ступеням этой лествицы.
Когда чистые сердцем увидят Бога?
Вопрос интересный. Преподобный Симеон Новый Богослов утверждает, что это произойдёт не в жизни будущего века, а тогда, когда человек очистит сердце, и для этого не обязательно умирать. Люди, которые стремятся к чистоте своих помыслов и целомудрию, напрямую общаются с Богом. Им удалось очистить зеркало, в котором отражается Господь, живущий внутри каждого из нас. Как ни удивительно, но Господь обещает нам блаженство не когда-то, а уже сейчас, поэтому есть смысл побороться за чистые помыслы. Это даст возможность жить блаженной жизнью. Дай нам Бог преуспеть в этом!
Духовная чистота
Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой.
У Бога нет лучшего жилища на земле, чем чистая душа.
Главное, чтобы душа у тебя была радостна и чиста.
Чистота духовная паче телесной.
От чиста сердца чисто зрят очи.
Духовная чистота как качество личности – способность воспринимать и взаимодействовать с окружающим миром напрямую, посредством души, не закрытой и блокированной ложным эго, ненасытными чувствами и хаотичным, эгоистичным умом.
Человек – это духовная сущность. Многие отождествляют себя с телом, не понимая, что тело всего лишь временная грубая оболочка души. Помимо грубой оболочки, душа покрыта оболочкой тонкого тела. Это, прежде всего, ум, разум и ложное эго. Сама по себе душа имеет природу счастья, вечности и полного знания. Поэтому душа постоянно генерирует энергию радости, оптимизма, энтузиазма и счастья. Душа всегда чиста, как слеза младенца. Душа, как свет, как Божья искра внутри человека, не бывает плохой и грязной.
Откуда ж тогда берутся преступники, злодеи, завистники, расисты, словом, порочные, невежественные люди, стремительно катящиеся и неизменно попадающие в болото деградации? Раз все люди – родственные души, если в каждом человеке есть представительство Бога — совесть, почему ж на свете столько злых, бессердечных и бездушных особей, почему наплодилось огромное количество людей, лишенных сострадания и милосердия к ближнему? Почему душа с ее энергией любви, радости и счастья не превращает каждого человека в олицетворенное добро, заботливость и порядочность?
Дело в том, что дух и материя не соединяются, не соприкасаются. Грязь материального мира мешает душе проявлять позитивные эмоции счастья. Оболочка тонкого тела – ложное эго, ум, разум, находится вокруг души. Поэтому энергия души порой не может пробиться через эту оболочку, оскверняется и меняет своё качество. Например, свет проходящий через разноцветные стекла, меняет своё качество. Проходя через коричневое стекло, он становится коричневым, через грязные разводы на стекле – серым и тусклым.
Чистые желания души, проходя через оболочку тонкого тела, оскверняются. Например, все знают свойства электричества. Однако использовать его можно по-разному – можно обогревать квартиру, а можно направить для получения холода в холодильнике. Душа хочет любить и заботиться о других людях, но, проходя через фильтры тонкого тела, становится непонятным, что она хочет любить и о ком заботиться. Оскверненная энергия души может превратиться в любовь к деньгам, разврату, пьянству, наркотикам. Заботиться она желает о самой себе, становясь меркантильной и циничной в отношениях с окружающими.
Если у человека раздутое ложное эго, оно, как злобный Цербер, лишает душу права голоса. Представьте себе, что душа – это лампочка. Она находится в условиях военного времени, когда от человека требуется соблюдать правила светомаскировки, чтобы вражеские самолеты не могли прицельно бомбить город. Лампочку плотно накрывают черным непроницаемым покрывалом. Полная темень. Лампочка светит, но никто не видит ее света. Так и с душой. Под плотным покрывалом эгоизма и корысти, она не может доставить наружу свою энергию счастья.
Духовная чистота – это когда душа может свободно излагать свои желания. Духовная чистота – это когда голос души не глушится ложным эго, похотливым умом и ненасытными чувствами. Это когда нет цензуры за порывами души. Духовная чистота – это когда душа может свободно общаться с разумом и принимать с ним совместные решения. Приняв решение, разум потирает ладоши, а душа радостно хлопает в ладоши.
Главные враги духовной чистоты – эгоизм и корысть. Эгоизм – это сила, загрязняющая наше мировосприятие. Махровый эгоист живет исключительно ради себя, каждое слово и действо он направляет в угоду себе. Поэтому он постоянно находится в антагонизме с миром. Эгоизм рождает эгоизм. В любом общении эгоизм встречает противостояние и отторжение. Как из рогатки невозможно подбить танк, так и посредством души нельзя пробить броню запущенного эгоизма. Душа желала б явить миру свои чистые намерения, но когда на твоем пути ложное эго построило несколько укрепрайонов, пробиться в мир через дзоты эгоизма становится невозможным.
Когда людям задавали вопрос: «Что они понимают под духовной чистотой?, получали довольно интересные, соответствующие истине ответы. Так Ольга К сказала: — Чистота души для меня тесно переплетается с духовностью. Чистота – это нечто святое, данное Богом всем при рождении. Но к сожалению, когда человек становится всё старше и старше, он загрязняет свою душу “человеческим” мусором. И только те, в чьих сердцах ещё остаётся тлеть уголёк святого, идут к Богу, т.к. “только чистые сердцем” могут принять Бога. К сожалению все мы хотим иметь чистую квартиру, чистые вещи и т.д., то есть чистоту физическую, но не каждый задумывается о своей духовной чистоте. И если человек сразу не задумывается об этом, ему всё равно придётся пройти “очистку”, только уже пройдя различные сложности.
Александр Ц высказал такую точку зрения: — Что значит быть чистым как ребёнок? Для этого нужно из глубины памяти вынуть и вспомнить мгновения своего детства. Тогда, когда мир для нас был очень большим, интересным и непонятным. Когда сердца наши были наполнены любовью и радостью. Мысли были красивы, чисты и полны фантазий. Душа была как белоснежное покрывало, благоухающее своей чистотой и свежестью. Дети похожи на маленьких ангелов, ничто пока из этого мира не наложило на них свой отпечаток. Первым делом каждого родителя является сохранение в ребёнке его лучших качеств. Быть человеком с чистой душой – значит сохранить в себе частицу детства, частицу того мира, в котором когда-то ты был самим собой.
Ирина Л сказала: — Чистота духовная. Мне кажется, что это способность человека быть невосприимчивым к окружающей грязи, греху. Сохранять духовную красоту – чистоту – могут люди, обладающие недюжинной волей, внутренней силой, чтобы не погрязнуть, не опуститься, сохранить то, что дано нам от Бога. Чистота означает высокое духовное развитие души, внутренний свет.
В контексте мыслей о духовной чистоте написана замечательная притча.
Однажды жила-была Маленькая Душа, и сказала она Богу: — Я знаю, кто я есть! И Бог сказал: — Это прекрасно! Кто же ты? И Маленькая Душа прокричала: — Я Есть Свет! — Это верно, — улыбнулся Бог. — Ты есть Свет. Маленькая Душа была страшно счастлива, так как она выяснила то, что Всем душам Королевства предстоит выяснять. — О! — сказала Маленькая Душа. — Это действительно здорово! Но вскоре знание того, кем она была, показалось ей недостаточным. Маленькая Душа почувствовала внутренний дискомфорт, теперь ей захотелось быть тем, что она есть. Итак, Маленькая Душа вернулась к Богу (что совсем неплохая идея для всех душ, которые хотят узнать, Кто Они Есть в Действительности) и сказала: — Теперь, когда я знаю, Кто Я Есть, скажи, можно ли мне быть этим? И Бог сказал: — Ты хочешь сказать, что хочешь быть Тем, Кто Ты Уже Есть? — Ну, — ответила Маленькая Душа, — одно дело знать, Кто Я Есть, и совсем другое — фактически быть этим. Я хочу почувствовать, как это — быть Светом! — Но ты уже есть Свет, — повторил Бог, вновь улыбаясь. — Да, но я бы хотела узнать, как это — чувствовать себя Светом! — воскликнула Маленькая Душа. — Хорошо, — сказал Бог с улыбкой. — Я полагаю, я должен знать: ты всегда любила приключения.
И затем Бог продолжил уже по-другому. — Есть только одна деталь… — Что это? — спросила Маленькая Душа. — Видишь ли, нет ничего иного, кроме Света. Понимаешь, я не создал ничего отличного от тебя; и поэтому тебе не так просто будет познать, Кто Ты Есть, пока нет ничего, что есть не ты. — Хм… — сказала Маленькая Душа, которая была теперь несколько смущена. — Подумай над этим, — сказал Бог. — Ты подобна свечке на Солнце. О, ты там, не сомневайся, вместе с миллионом, квадриллионом других свечей, которые составляют Солнце. И Солнце не было бы Солнцем без вас. Нет, это бы осталось солнце без одной из своих свечей. И это было бы вовсе не Солнце, так как оно бы уже не было такое же яркое. И всё-таки, как же познать себя, как Свет, когда ты внутри Света — вот вопрос. — Ну, — подпрыгнула Маленькая Душа, — ты — Бог. Придумай что-нибудь! Бог опять улыбнулся. — Я уже придумал. Раз ты не можешь увидеть себя как Свет, когда ты внутри Света, мы окружим тебя темнотой.
— Что такое темнота? — спросила Маленькая Душа.
Чистота души
У Бога нет лучшего жилища на земле, чем чистая душа.
Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой.
Когда убираете дом, думайте, что наводите блеск на свою душу.
Чистота побуждений — вот единственное мерило, подлинное выражение души.
Арчибальд Кронин. Звёзды смотрят вниз
Чистота души как качество личности – способность не допустить обусловленность души негативными качествами личности; дать душе возможность свободно изливать во внешний мир энергию радости и счастья.
Невидимое видим мы настолько, насколько чиста наша душа; она чиста настолько, насколько мы её отполировали. Когда родной город Бианта был осаждён войсками полководца Кира, жители стали убегать, захватывая самое ценное своё имущество. Один лишь Биант ничего не взял с собой. На вопрос удивлённых горожан, почему он так уходит, Биант ответил: «Всё своё я ношу с собой».
Чистая душа беспрепятственно поставляет в мир энергию радости и счастья. Но, помимо души, на тонком уровне в человеке функционирует ложное эго, разум и ум. Сам человек как сложнейшая из существующих систем представляет определённую систему проявленных качеств личности, часть из которых добродетели, а часть – пороки. Все эти факторы приводят к обусловленности души, то есть её зависимости от силы ума, разума, ложного эго и степени проявления тех или иных качеств личности.
Представим, что душа – электрическая лампочка. Если её накрыть прозрачным покрывалом добродетельных качеств личности, она практически не изменит свой первоначальный цвет. Наоборот усилит своё воздействие, если в человеке веско проявлена доброта, радостность, заботливость и доброжелательность. Если накрыть лампочку зеленой материей, она будет излучать в мир зелёный цвет. Так, если мы накроем душу частично добродетельными качествами личности, а частично порочными, цвет ее претерпит преломление, она уже не сможет доносить в окружающий мир энергию радости и счастья. Будет что-то искаженное, преломлённое, изменённое в худшую сторону.
Представим, что лампочка накрыта плотным чёрным покрывалом. В комнате темно, будто вы соблюдаете правила светомаскировки от вражеских бомбардировщиков. Отрицательные качества личности полностью исказили энергию души. У завистливого, жадного, озлобленного человека энергия души как энергия жизни, естественно, излучается, но она уже обусловлена завистью, жадностью и озлобленностью.
Взять электроприборы. Все они работают от электричества. Но холодильник даёт холод, теплообогреватель – тепло, а кондиционер, в зависимости от желания человека, может давать или тепло, или сухость, или холод. Словом, энергия электричества обусловливается тем, в какой электроприбор она поступает. Так и с душой. Чистая душа излучает энергию вечности, радости и счастья. Энергия души, осквернённая порочными качествами личности, искажается и выходит в свет в неузнаваемом виде. Словом, душа, обусловленная пороками, не может доводить до людей свою энергию в первоначальном, присущем её природе виде. Пороки, как грязные разводы на окне, искажают до неузнаваемости её энергию радости и счастья.
Второй момент. Душа подвержена влиянию чувств, движению ума, советам разума и капризам ложного эго. Если человек разумен, если не понаслышке знает о самоконтроле и самодисциплине, он посредством своего разума контролирует ненасытные чувства и вожделенный, беспокойный ум, живущий в режиме «приятно – неприятно», «нравится – не нравится». Если разум силён он и ложное эго может поставить по стойке смирно. Возникает идеальное состояние: человек перед принятием решения ждёт, когда душа захлопает в ладоши, а разум, живущий в режиме «полезно или вредно», «можно или нельзя», радостно начнёт потирать руки.
Чистота души – это, прежде всего, понимание того, что сознание не приковано к телу. Философ Олег Торсунов говорит, что ничто так не оскверняет душу как ложное эго. У нас есть ложное эго, это самая тонкая сила, которая только существует. Самая тонкая материальная сила. Эта сила что делает? Она говорит: хочу мне, хочу для меня, мне это интересно, мне это нужно, мне и мое. Ложное эго пропитывает всё, с чем мы соприкасаемся, и мы иллюзорно начинаем считать это своим.
Поэтому следует крепко помнить, что сознание имеет полное отсутствие чистоты, когда мы находимся в состоянии, когда начинаем всё вокруг нас считать своим, это отсутствие чистоты сознания, чистоты души. Никакой чистоты души здесь нет. Потому, что есть только одна сила у нас в организме, которая оскверняет сознание, делает его грязным, это ложное эго. Когда человек что-то считает своим, он оскверняет сознание. Когда человек хочет жить только для себя, он оскверняет душу, когда человек хочет жить для других, тогда он очищает свою душу.
Душа подлежит чистке, если человек сможет взрастить в себе достоинства, сможет эффективно осуществлять контроль чувств, ума и ложного эго, осознает, что всё блага, которыми он располагает, даны ему, как менеджеру, для эффективного использования. Рэй Брэдбери в книге «451 градус по Фаренгейту» пишет: «Если бы можно было самую душу ее отдать в чистку, чтобы ее там разобрали на части, вывернули карманы, отпарили, разгладили, а утром принесли обратно… Если бы можно!»
Чистота
Кто очистился и пребывает чист, тот не только сам себя сохраняет от мирских соблазнов, не только не уловляется никакою сетию нападающего на него врага, но и укрепляется в своих силах до того, что над всем воинством противника господствует по своей воле, как повелитель (сщмч. Киприан Карфагенский, 63, 92).
Насколько кто имеет чистоту, настолько видит себя много согрешающим, от того (именно), что видит, а насколько много согрешает, настолько омрачается, хотя и видит себя имеющим чистоту (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 151.
. Увядание плоти даст нам возможность дойти до совершенства в добродетели чистоты (прп. Антоний Великий, 89, 43).
Без чистоты тела и сердца никто не может быть совершен перед Богом. (прп. Антоний Великий, 89, 51).
Кто есть чистый сердцем? (ср.: Мф. 5, 8 ). Кто не знает за собой презрения к заповеди Божией или недостаточного или небрежного исполнения оной (свт. Василий Великий, 9, 300).
Лучше в чистом сердце ради добродетели нечистота ног, нежели выставляемая в предлог чистота и омовение пристрастное (прп. Ефрем Сирин, 30, 201). Источник.
Имея разум, занятый чувственным, можно ли тебе будет в чистом уме, как в зеркале, созерцать невидимое, и услаждаться, и радовать себя памятованием о Боге? (прп. Ефрем Сирин, 30, 497–498). Источник.
А как сделаться чистым, способы к этому можно тебе дознать из всякого почти Евангельского учения. Ибо, переходя к последующим заповедям, найдешь ясное учение об очищении сердца. Господь, разделив порок на два вида, на видимый в делах и на составляющийся в мыслях, первый вид, т. с. неправду, обнаруживаемую в делах, наказывал по ветхому закону, ныне же обратил внимание закона на другой вид греха, не дело худое наказывал, по промышляя, чтобы не полагалось ему и начала. Ибо изъять порок из самого произвола гораздо важнее, нежели сделать жизнь чуждою лукавых дел. поелику порок многочастен и многообразен, то Господь в заповедях Своих каждому из запрещенных дел противопоставил особое врачевство (свт. Григорий Нисский, 19, 447–448). Источник.
. Чистая душа служит для Него и невестою, и стрелою, и, как стрелу, направляет Он ее к доброй цели, как невесту, восприемлет в общение неистленной вечности. (свт. Григорий Нисский, 20, 112).
. Душе, достигшей чистоты, должно не иметь в себе ничего, кроме Бога, и ни на что иное не обращать внимания; по только быть чистою от всякого вещественного дела и понятия, чтобы, всей и всецело претворившись в мысленное и невещественное, соделать себя самым явственным изображением красоты первообраза (свт. Григорий Нисский, 20, 380–381).
. Чистота сердечная, т.е. блюдение и охранение ума. все страсти и всякое зло отсекает от сердца, и искореняет из него, и вместо того вводит в него радость, благонадежие, сокрушение, плач, слезы, познание себя самих и грехов своих, памятование смерти, истинное смирение, безмерную любовь к Богу и людям и божественное рачение сердечное (прп. Исихий Иерусалимский, 90, 190).
Чистота телесная не приносит большой пользы, а чистота душевная доставляет нам дерзновение перед Богом. Ту могут иметь и прелюбодеи, и воры, и убийцы, и сластолюбцы, и развратники, и блудники, и блудницы, последние по преимуществу: они больше всех заботятся о чистоте тела, постоянно намащая себя миром и повапляя гроб свой (ср.: Мф. 23, 27 ), ведь их тело – гроб, внутри которого – мертвая душа. Такую чистоту и они могут иметь; внутренней же – не могут. Неважное дело, если ты вымоешь тело: это – очищение иудейское, пустое и бесполезное, если пет очищения внутреннего. Положим, что кто-нибудь страдает гниением или ранами внутри, и пусть он омывает свое тело; какая будет польза, какие последствия? Если же имеющий гнилую рану в теле не может получить пользы от омовения и очищения поверхности, то какую пользу мы можем получить от чистоты телесной, когда гниение находится в душе? (свт. Иоанн Златоуст, 54, 800–801).
Нет ничего столь благопотребного, как чистота жизни, ничего столь прекрасного, как благоустроенная жизнь, ничего столь вожделенного, как добродетель (свт. Иоанн Златоуст, 55, 96).
. Чистая жизнь в состоянии с великой силой заградить уста и самого диавола (свт. Иоанн Златоуст, 55, 703).
Для сохранения чистоты душевной и телесной недостаточно одного воздержания от нищи; для этого нужны еще и другие добродетели душевные. Прежде всего, через послушание, сокрушение сердечное и утомление тела трудом надобно научиться смирению; денег не только не должно иметь, но и желание их надобно истребить, потому что не довольно того, чтобы только не иметь их, но нужно не питать и желания брать их, когда предлагают; гнев надобно подавить, уныние победить, тщеславие отвергнуть, гордость попрать, непостоянные помыслы ума обуздать непрестанным памятованием о Боге. (прп. Иоанн Кассиан, 56, 53–54). Источник.
. Со всею осмотрительностию должны быть очищаемы сначала тайники нашего сердца. Ибо чего те желают достигнуть в чистоте тела, то мы должны иметь в тайниках совести, в которой пребывая Господь – Советник и Подвигоположник, всегда смотрит на подвиг нашего течения и борьбы, чтобы тому, что боимся сделать открыто, мы не допустили возникнуть и внутри неосторожным помышлением; и что стыдимся обнаружить перед людьми, тем не должны оскверняться и тайным согласием. Хотя оно и могло бы укрыться от знания людей, но не возможет утаиться от знания святых Ангелов и Самого Всемогущего Бога, от Которого не укроются никакие тайны (прп. Иоанн Кассиан, 56, 78).
. Как чистота и осторожность днем предуготовляет ночную чистоту, так и ночная бдительность доставляет сердцу и дневной предосторожности твердое состояние и силу (прп. Иоанн Кассиан, 56, 84). Источник.
. Никакое удручение этого тела, никакое сокрушение сердца для приобретения истинной чистоты внутреннего человека не могут быть достойны того, чтобы в состоянии были приобресть такую добродетель чистоты, прирожденную одним Ангелам и свойственную небу, одним трудом человеческим без помощи Божией (прп. Иоанн Кассиан, 56, 149).
. Никто не может достигнуть чистоты и конца совершенства иначе, как истинным смирением, которое сначала должен человек оказывать братиям, также и Богу в сокровенности сердца, в полной уверенности, что без покровительства и помощи Его, оказываемой ему ежеминутно, он вовсе не может достигнуть совершенства, которого желает и к которому́ с усилием стремится (прп. Иоанн Кассиан, 56, 157).
. Посты, бдения, отшельничество, размышление о Священном Писании нужны для главной цели, т. е. чистоты сердца, которая есть любовь, и из-за них не должно нарушать эту главную добродетель, при целом, невредимом сохранении которой у нас не будет никакого недостатка, если бы по необходимости и было опущено что-нибудь из сказанных подвигов. (прп. авва Моисей, 56, 171). Источник.
. Заботящимся о чистоте весьма большую пользу доставляет то, чтобы они прежде всего удалили от себя самые предметы плотских страстей, от которых может рождаться для больной души повод или воспоминание об этих страстях (прп. авва Серапион, 56, 241–242). Источник.
Сколько кто преуспеет в кротости сердца и терпении, столько же преуспеет и в чистоте тела, и чем дальше прогонит страсть гнева, тем лучше приобретет чистоту. Ибо тот не выгонит жара из тела, кто наперед не подавит волнения души (прп. авва Херемон, 56, 387). Источник.
Для усовершения чистоты. довольно безрассудно, особенно при таком разнообразии удовольствий или сил, назначать известную меру времени, которую нельзя назначать и для материальных искусств, и видимых наук, ибо каждому необходимо усвоять их, смотря по усердию души и по качеству дарований (прп. авва Херемон, 56, 399). Источник.
. Необходимо и чистоту внешнего человека поддерживать пищею и питием внутренней чистоты, и всегда воодушевляться ей для сохранения постоянной непорочности (прп. авва Феона, 56, 574). Источник.
. Содетель требует от нас чистоты тела, потому что телесное, избегающее пятна, позора и бесчестия, служит как бы вступлением к светлости духовной (свт. Кирилл Александрийский, 65, 42). Источник.
Сердце чистое есть то, которое представило Богу память, совершенно безвидную (чистую от впечатлений), и не имеющую образов, и готово принять одни напечатления Божии, от которых оно обыкновенно делается светлым (прп. Марк Подвижник, 89, 518). Источник.
Предел чистоты – чувство, непрестанно прилепленное к Богу (блж. Диадох. 91, 7).
. Если будешь чист, то внутри тебя небо, и в себе самом узришь ангелов и свет их, а с ними и в них и Владыку ангелов (прп. Исаак Сирин, 58, 45). Источник.
Кто чист в душе и непорочен в области жизни, тот всегда с целомудрием произносит словеса Духа, и сообразно с мерою своего разумения рассуждает и о Божественном, и о том, что в нем самом. (прп. Исаак Сирин, 58, 48). Источник.
. Когда ум совлечется ветхого человека, и облечется в человека нового, благодатного, тогда узрит чистоту свою, подобную небесному цвету. (прп. Исаак Сирин, 58, 74). Источник.
Чистота есть забвение противоестественных способов ведения, изобретенных естеством в мире (прп. Исаак Сирин, 58, 104). Источник.
. Если не достигнет чистоты, понятия его не могут стать просветленными, чтобы видеть ему сокровенное (прп. Исаак Сирин, 58, 170).
Чистота есть прозрачность мысленного воздуха, в недрах которого воспаряет внутреннее наше естество (прп. Исаак Сирин, 58, 186). Источник.
Чистота взирает на Бога, воссиявает и цветет в душе не вследствие прошения, но вследствие неведения злобы какого бы то ни было человека (прп. Исаак Сирин, 58, 263). Источник.
Приобретай чистоту в делах своих, чтобы озарялась душа твоя в молитве, и памятованием о смерти возжигалась радость в уме твоем (прп. Исаак Сирин, 58, 279). Источник.
Телесный труд и поучение в Божественных Писаниях охраняют чистоту; а труд подкрепляют надежда и страх (прп. Исаак Сирин, 58, 311). Источник.
. Вера и милостыня содействуют ему скоро приблизиться к чистоте (прп. Исаак Сирин, 58, 314).
Веселись с веселящимися и плачь с плачущими, ибо это признак чистоты (прп. Исаак Сирин, 58, 415). Источник.
Кто желает представить Господу чистое тело и чистое сердце, тот должен сохранить безгневие и воздержание. (прп. Иоанн Лествичник, 57, 201). Источник.
И чистоту называют бесстрастием, да и справедливо: ибо чистота есть начало общего воскресения и нетления тленных (прп. Иоанн Лествичник, 57, 243).
. Предел чистоты состоит в том, чтобы ко всем иметь такое же чувство, как к предметам неодушевленным (прп. Иоанн Лествичник, 57, 243).
. Соделавший сердце свое чистым не только познает смысл и значение вещей второстепенных и после Бога сущих, но, прошедши все их, зрит некако и Самого Бога: в чем – крайнейший предел благ. Посетив такое сердце, Бог удостоивает Духом начертывать на нем Свои письмена, как на скрижалях Моисеевых, в такой мере, в какой оно само себя возрастило доброю деятельностию и созерцанием, по заповеди, таинственно повелевающей: расти и множитися (ср.: Быт. 35, 11 ) (прп. Максим Исповедник, 91, 244–245).
Чистым же сердце делают не одна, не две, не десять добродетелей, а все вместе, слившись, так сказать, во едину добродетельность, достигшую последних степеней совершенства. Однако же и в таком случае добродетели – одни не могут сделать сердца чистым, без воздействия и присещения Духа Святаго. Ибо как ковач, как бы искусно ни умел он действовать орудиями, ничего не может сработать без содействия огня, так и человек пусть все делает со своей стороны (для очищения сердца), пользуясь для сей цели добродетелями, как орудиями, но без присещения огня Духа, все делаемое им останется бездейственным и бесполезным для его цели, так как это – одно – не имеет силы очищать нечистоту и скверну души (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 532–533). Источник.
Чисто сердце, я полагаю, у того, кто не только не бывает тревожим и тяготим какою-либо страстию, но и не помышляет даже ни о чем худом, или мирском, хотя бы и хотел того, и одну память о Боге держит в себе с неудержимою любовью. Ибо око души, ум, когда ничто не мешает его созерцанию, чисто, в чистом свете видит Бога (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 562). Источник.
. Как может быть чисто сердце у того, кто оскверняется нечистыми помыслами, как зеркало затемняется пылью? (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 562).
Сердце чисто есть и называется то, которое не находит в себе никакого помышления, или помысла мирского, но все прилеплено к Богу и сочетало с Ним так, что не вспоминает уже ничего мирского, ни печального, ни радостного, но превитает в созерцании, возносясь до третьего неба, восторгаясь в рай и видя наследие благ, обетованных святым, – применительно к чему представляет потом, сколько возможно сие для немощи человеческой, и блага вечные. Вот что служит знамением чистоты сердечной и верным признаком, но которому всякий может определить меру своей чистоты и видеть себя как в зеркале (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 563).
Если же свет, который в тебе, будет чистым, когда плотские помыслы не омрачают, тогда душою ты станешь всецело лучезарным, как когда светильник озаряет тебя светом (свт. Григорий Палама, 26, 127). Источник.
. не стяжавается никем никогда, иначе как совершенством в действовании, постоянным сокрушением, созерцанием и молитвою в созерцании (свт. Григорий Палама, 93, 302).
Что такое чистота? Это – добродетель, противоположная блудной страсти; это – отчуждение тела от действительного впадения в грех и от всех действий, приводящих ко греху, отчуждение ума от помышлений и мечтаний блудных, а сердца от ощущений и влечений блудных, затем последует и отчуждение тела от плотского вожделения (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 333). Источник.
Чистота жительствующих в супружестве состоит в верности супругов друг к другу. Чистота дев и вдовиц уневестившихся Христу состоит в верности ко Христу (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 334). Источник.
Весьма важно сохранение тела от впадения в блуд; но одного этого недостаточно для боголюбезной чистоты, которою зрится Бог. На нас лежит непременная обязанность очистить самую душу от помышлений, мечтаний и ощущений сладострастных. (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 339). Источник.
. Чистота – дар благодати Божией, привлекаемый правильным трудом человека к очищению себя (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 531).
Чистота сердца. зрит Бога; она воссиявает и цветет в душе не вследствие учения человеческого, но от невидения злобы человеческой (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 409). Источник.
От чистоты – с Богом пребывание, не мыслями только, но и чувством (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 179).
Если нет чистоты и отрешенности в сердце, нет их совсем, хотя бы кто чист был телом и ничего не имел бы ил благ мира (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 5–6).
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»