Что значит число 666 в библии

Что значит число 666 в библии

Расскажите пожалуйста о нынешнем понимании,осовремененном, числа зверя 666, когда оно используется на номерах автомашин, на изделиях используемых в быту ножи и т.п. ведь насколько я понимаю все имеет значение и несет в себе информацию. Хотелось услышать Ваше мнение, отец Афанасий.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Чтобы избавиться от того смущения, о котором Вы пишете, надо ясно сознавать, что существующие от начала творения предметы и числа становятся символами (греч. symbolon – знак) только тогда, когда они находятся в семантической (греч. semantikos – обозначающий), т.е. смысловой, связи с конкретными людьми, явлениями или объектами. Нужно, чтобы кем-то эта связь была установлена. Причем, необходимо, чтобы вполне осознано определенному предмету или числу было усвоено конкретное значение. Так возникает символ. Обратим внимание, что один и тот же предмет может употребляться в разных символических значениях. Так чаша в Священном Писании означает: 1.Суды Божии. «Ибо так сказал мне Господь, Бог Израилев: возьми из руки Моей чашу сию с вином ярости и напой из нее все народы, к которым Я посылаю тебя» (Иер. 25: 15). 2.Божие благоволение. «Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой» (Пс. 15: 5). 3.Страдания праведника. «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить» (Мф. 20: 22). Таким образом, значение символа зависит от библейского контекста.

Число 666 в Библии встречается 4 раза и только 1 раз в значении, которое имеете в виду Вы: «В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» (3 Цар.10: 14; 2 Пар.9: 13); «Вот сыны страны из пленников переселения, которых Навуходоносор, царь Вавилонский, отвел в Вавилон, возвратившиеся в Иерусалим и Иудею сыновей Адоникама шестьсот шестьдесят шесть» (1 Ездр. 2: 13). Во всех трех цитатах 666 имеет только числовое значение и символом не является. Оно становится знаком в Апокалипсисе, потому что с его помощью зашифровано имя самого злобного и упорного противника (из людей) Иисуса Христа: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13: 18).

Источник

Печать антихриста и число зверя. Самые загадочные пророчества Библии

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Библия полна пророчеств о судьбах мира, отдельных народов и конкретных людей. А некоторые библейские книги даже называются пророческими, то есть возвещающими, как верит Церковь, волю Божию: таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила…

Не все из этих пророчеств ясны, а некоторые кажутся совсем темными. Но даже в самых непонятных пророчествах обязательно есть смысл, и часто — очень глубокий и важный для нас. Об этом проект «Фомы» «Самые загадочные пророчества Библии».

Наверное, самое знаменитое из новозаветных пророчеств, известное даже абсолютно неверующим людям, — это пророчество об антихристе, который явится в конце человеческой истории, объединит под своей властью все земные государства и сделает всё для того, чтобы люди окончательно забыли о Христе. На руки и лбы людям будут наносить специальные «начертания», после чего человек уже не сможет призвать имя Господа и спастись. Вместо имени Божия человек будет нести на себе имя зверя — таинственные и пугающие три шестерки:

И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. …и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю… и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.

Откровение Иоанна Богослова, глава 13, стихи 1, 2, 11–13, 16–18

Как это понимать?

Вся книга Откровения является таинственной: иносказаний и символов в ней больше, чем явных предсказаний. Но некоторые символы расшифровываются сравнительно легко. Например, образ апокалиптического зверя с семью головами — это явно символ антихриста, который будет управлять народами малое время (сорок два месяца, то есть три с половиной года). А другой зверь с рогами, подобными агнчим, символизирует лжепророка или, как говорит святой Андрей Кесарийский, предтечу антихриста, задачей которого будет подкреплять претензии антихриста на всемирное господство разными внешними эффектами и чудесами, на которые так падки люди. Внешне он будет подобен Христу (Агнцу Божию, Который берет на Себя грех мира, Ин 1:29), но в реальности окажется полной Его противоположностью.

А вот число 666, начертание которого будут наносить по приказанию лжепророка на правую руку или на лоб человека, и сам способ нанесения этого числа и поныне остаются предметами дискуссий. Не идет ли речь о татуировках? Или о массовом чипировании людей? Еще недавно некоторые православные пытались разглядеть пресловутую «печать антихриста» в индивидуальных налоговых номерах (ИНН), штрих-кодах, электронных паспортах и т. д. Поэтому стоит разобраться, о чем на самом деле говорит пророчество Иоанна Богослова, а где наши домыслы.

Вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, — пишет святой апостол Иоанн (1 Ин 2:18), а далее уточняет: антихрист — это лжец, который отвергает, что Иисус есть Христос. Это антихрист, отвергающий Отца и Сына (1 Ин 2:22). Если следовать такому пониманию, то нужно сказать, что антихристы существуют во всякую эпоху. И разные антихристы использовали разные «печати», пишет священномученик Ипполит Римский.

Он приводит в пример сирийского царя Антиоха Епифана (II век до Р. Х.), который захватил Иерусалим и жестоко преследовал иудеев, предписав им поставить перед дверями своих домов жертвенники языческим богам, принести им жертвы, а потом, увенчавшись плющами, устроить торжества в честь Диониса. Тех, которые не пожелали повиноваться, он повелел пытать, допрашивать и в конце концов умерщвлять.

Очевидно, Антиоха Епифана трудно назвать антихристом в точном смысле слова (в его времена еще просто не было христиан), но предшественником — вполне можно.

Впоследствии римские императоры заставляли христиан под угрозой смерти совершать приношения статуям языческих богов — и этот акт демонстрации лояльности тоже вполне можно назвать печатью антихриста, ведь он символизировал отказ от Христа.

Печать антихриста — всё, что ведет к сознательному отречению от Христа, писал в конце 1990-х годов один из самых авторитетных духовников Русской Церкви, «всероссийский старец» Иоанн (Крестьянкин): «Печать последует только за личным отречением человека от Бога, а не обманом. Обман смысла не имеет. Господу нужно наше сердце, любящее Его». Сейчас ИНН и прочие электронные документы «опасности для нас не представляют. Но безусловно, что это один из этапов в подготовке к будущему страху».

«Таким образом, в штрих-кодах, по воле создателей международной системы их написания, заключено изображение числа 666, которое упомянуто в книге Откровения святого Иоанна Богослова как число антихриста». Не было никакой необходимости использовать в качестве разделительной линии именно знак цифры «6», а значит, «сознательно или несознательно, но разработчики глобальной системы штрих-кода… избрали символ, оскорбительный и тревожный для христиан, что выглядит по крайней мере как дерзостная насмешка», — заявил Священный Синод. Тем не менее он призвал всех православных людей «хранить христианское трезвомыслие» и не бояться внешних символов и знаков, ведь «ничто и никто не может поколебать веры человека, если он воистину пребывает со Христом и прибегает к таинствам церковным».

Никто из святых отцов не считал, что печать антихриста сможет магически повлиять на человека и заставить его отречься от Христа помимо его воли. Все они понимали ее как «знак, закрепляющий сознательное отречение от Христа».

Вот что писал, например, святой Ипполит Римский: «та печать будет гласить: “Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от Крещения; отрекаюсь от служения моего Богу и присоединяюсь к тебе и в тебя верую”». Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры, резюмировал Священный Синод, однако призвал власти дать людям возможность пользоваться альтернативными технологиями без двусмысленных обозначений.

Чем важно это пророчество?

Подобно многим другим пророчествам Библии, оно призвано вовсе не вселить в нас ужас перед грядущими бедствиями, а напомнить нам о необходимости быть более бдительными и внимательными, прежде всего — к самим себе. Как это хорошо выразил в Первом послании к Коринфянам апостол Павел, всё мне позволительно, но не всё полезно (1 Кор 6:12). Неполезно — и, более того, очень опасно — всё то, что уводит наше внимание в сторону от Христа, что подталкивает к отказу от евангельской правды, что делает человека всё менее и менее человечным. И это могут быть очень разные вещи. Возможно, поэтому автор Откровения и не стал уточнять, что представляют собой эти три шестерки. Мы должны сами следовать призыву Христа: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф 26:41).

Где еще звучит это пророчество?

Книга Откровение Иоанна Богослова — единственная в Библии, которая не читается за богослужением. Однозначного ответа на вопрос о том, почему это так, не существует; есть лишь предположение (одно из многих), что, учитывая сложность истолкования многих образов этой книги, Церковь предпочла не вводить свою паству в лишние соблазны.

Итак, услышать это пророчество из книги Откровение во время службы в храме нам не удастся. Но в ряду апостольских чтений, звучащих во время Божественной литургии (перед чтением Евангелия), есть среди прочего фрагмент из Второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам, где говорится, пусть и несколько другими словами, о том же: День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду (2 Фес 2:3–4, 7–12).

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала доцента Кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата богословия Михаила Анатольевича Скобелева.

Источник

Число зверя

Число́ зве́ря – таин­ствен­ное число «Шесть­сот шесть­де­сят шесть», упо­ми­на­е­мое в Откро­ве­нии Иоанна Бого­слова ( Откр.13:18 ).

[Зверь] «…сде­лает то, что всем, малым и вели­ким, бога­тым и нищим, сво­бод­ным и рабам, поло­жено будет начер­та­ние на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни поку­пать, ни про­да­вать, кроме того, кто имеет это начер­та­ние, или имя зверя, или число имени его» ( Откр. 13:16-17 ).

В исто­рии бук­валь­ное тол­ко­ва­ние числа зверя заклю­ча­лось в под­боре состав­ля­ю­щих чело­ве­че­ское имя букв (гемат­рия), сумма чис­ло­вых обо­зна­че­ний кото­рых равна 666. Это воз­можно в тех языках, где цифры обо­зна­ча­ются бук­вами алфа­вита. Напри­мер, имя Нерон: Н – 50; Е –6; Р – 500; О – 60; Н – 50.

В Ветхом завете число «666» встре­ча­ется трижды:

При попытке тол­ко­ва­ния «числа зверя», часто дела­ется ошибка: число раз­ла­га­ется на деся­тич­ные раз­ряды и пред­став­ля­ется в виде трёх цифр 6, с кото­рыми и отож­деств­ля­ется. Однако во вре­мена напи­са­ния Апо­ка­лип­сиса не суще­ство­вало деся­тич­ной пози­ци­он­ной системы счис­ле­ния. В антич­но­сти не было цифр, и функ­цию цифр испол­няли тоже буквы алфа­вита, как и в цер­ков­но­сла­вян­ском языке. Ори­ги­наль­ная гре­че­ская запись состоит из трёх слов «шесть­сот», «шесть­де­сят» и «шесть» и не поз­во­ляет про­из­ве­сти опи­сан­ного раз­ло­же­ния.

В еврей­ском языке, если это клас­си­че­ские три шестерки, то есть шесть, шесть, шесть, то напи­са­ние у них такое ן ן ן (вав, вав, вав). Но если это шесть­сот шесть­де­сят шесть, то и напи­са­ние у числа соот­вет­ствен­ное ו ס ם (мем софит (пишется в конце слов) = 600, самех = 60 и вав = 6).

Есть еще вари­ант напи­са­ния из четы­рех букв по схеме: תרסן тав ‑реш-самех-вав (400–200-60–6).

В пра­во­слав­ной тра­ди­ции не име­ется также какого-либо обще­при­ня­того тол­ко­ва­ния «числа зверя», или «числа имени» анти­хри­ста, кото­рое, согласно Апо­ка­лип­сису, состав­ляет шесть­сот шесть­де­сят шесть (см.: ( Откр.13:17-18; 15:2 ). Ириней Лион­ский счи­тает, что это число сла­га­ется из воз­раста Ноя на момент начала потопа (6оо лет) и раз­ме­ров исту­кана, постро­ен­ного Наву­хо­до­но­со­ром (6о локтей в высоту, 6 в ширину), однако про­из­воль­ный харак­тер этого тол­ко­ва­ния оче­ви­ден. По словам Иппо­лита Рим­ского, отно­си­тельно имени анти­хри­ста «невоз­можно выска­зать что-нибудь опре­де­лен­ное».

Иппо­лит пред­ла­гает несколько воз­мож­ных тол­ко­ва­ний этого имени, однако ого­ва­ри­ва­ется, что «нельзя еще напе­ред пред­ска­зы­вать, что (имя анти­хри­ста) дей­стви­тельно и будет тако­вым, равно как нельзя отри­цать, что он не может назы­ваться как-нибудь иначе». Андрей Кеса­рий­ский отно­си­тельно тол­ко­ва­ния имени анти­хри­ста и числа имени его заме­чает: «Если бы была необ­хо­ди­мость знать его имя, то, как гово­рят неко­то­рые учи­тели, тай­но­ви­дец открыл бы его, но бла­го­дать Божия не соиз­во­лила, чтобы это пагуб­ное имя было напи­сано в Боже­ствен­ной книге. Если иссле­до­вать слова, то, по мнению Иппо­лита и других, можно найти мно­же­ство имен, и соб­ствен­ных, и нари­ца­тель­ных, соот­вет­ству­ю­щих этому числу».

Во всяком случае, пра­во­слав­ной тра­ди­ции было всегда глу­боко чуждо маги­че­ское отно­ше­ние к числам как тако­вым, в том числе к числу шесть­сот шесть­де­сят шесть, кото­рое само по себе ничем не отли­ча­ется от других чисел. Нигде в свя­то­оте­че­ской тра­ди­ции не встре­ча­ется мысль о том, что в самом этом числе содер­жится некая угроза или духов­ная опас­ность. Оче­видно, что число шесть­сот шесть­де­сят шесть в Апо­ка­лип­сисе явля­ется неким таин­ствен­ным сим­во­лом, смысл кото­рого не рас­крыт авто­ром книги; не был этот символ сколько-нибудь убе­ди­тельно истол­ко­ван и в свя­то­оте­че­скую эпоху.

Отно­си­тельно же «начер­та­ния» анти­хри­ста, мно­го­кратно упо­ми­на­е­мого в Апо­ка­лип­сисе (см.: ( Откр.13:17-18 ); ( Откр.14:9—11 ); ( Откр.15:2 ); ( Откр.16:2 ; ( Откр.19:20 ), можно лишь ска­зать, что, согласно самой этой книге, а также боль­шин­ству свя­то­оте­че­ских тол­ко­ва­ний, оно будет сим­во­лом доб­ро­воль­ного под­чи­не­ния анти­хри­сту. Иными сло­вами, начер­та­ние, или печать, не будет ста­виться авто­ма­ти­че­ски, и никто не ока­жется у анти­хри­ста в неволь­ном под­чи­не­нии или пора­бо­ще­нии. У каж­дого будет воз­мож­ность сде­лать созна­тель­ный выбор в пользу Христа или в пользу анти­хри­ста, и истин­ные хри­сти­ане отверг­нут иску­ше­ние, даже если это будет стоить им жизни.

Данная цифра явля­ется, по суще­ству, биб­лей­ским сим­во­лом мамоны – цар­ства зем­ного изоби­лия, славы, могу­ще­ства. Это сле­дует из исто­ри­че­ского факта, вос­хо­дя­щего ко вре­мени Соло­мона, при кото­ром еврей­ское госу­дар­ство достигло вер­шины своего про­цве­та­ния. Только «в золоте, кото­рое при­хо­дило Соло­мону в каждый год, весу было шесть­сот шесть­де­сят шесть талан­тов золо­тых» ( 3Цар. 10:14 ; 2Пар. 9:13 ), то есть 32 тонны 707,26 кг!

Полное погру­же­ние ума людей (печать на лбу), всей их дея­тель­но­сти (печать на правой руке как сим­воле дея­тель­но­сти чело­века) в заботу только об этой жизни, только о том, что есть, что пить и во что одеться, и совер­шен­ное остав­ле­ние мысли о Цар­стве Божием и правде его ( Мф. 6:31-33 ), абсо­лют­ный мате­ри­а­лизм и станет «именем» анти­хри­ста как вели­чай­шего его идео­лога.

В связи с этим поня­тен и вопрос о «трех шестер­ках». Его пси­хо­ло­ги­че­ская осо­бен­ность заклю­ча­ется в кон­крет­ной нагляд­но­сти этого сим­вола и отсюда впе­чат­ля­ю­щей зна­чи­мо­сти для неис­ку­шен­ного созна­ния. Повы­шен­ная заост­рен­ность вни­ма­ния на этой апо­ка­лип­ти­че­ской цифре сти­му­ли­ру­ется еще и тем, что хотя она с точки зрения тех­но­ло­гии и вообще мате­ма­ти­че­ской основы ком­пью­тер­ной тех­ники ни в коей мере не явля­ется обя­за­тель­ной в ком­пью­тер­ных систе­мах исчис­ле­ния, тем не менее, ее при­сут­ствие в них, как счи­тают многие, стало повсе­мест­ной.

Оче­видно, что внед­ря­ю­щие данный знак, верят в его маги­че­скую силу и пыта­ются при­вить свою веру в этого идола всем и, прежде всего, хри­сти­а­нам. Но апо­стол Павел на любую язы­че­скую веру реа­ги­ро­вал совер­шенно опре­де­ленно: «… идол в мире ничто» ( 1Кор. 8:4 ). То есть все язы­че­ские мисти­че­ские знаки (цифры, слова, изоб­ра­же­ния, закли­на­ния, маги­че­ские дей­ствия, кол­дов­ство и т.д., и т.п.) сами по себе, без веры в их зна­чи­мость не имеют ника­кой силы и власти над хри­сти­а­ни­ном, име­ю­щим веру в Гос­пода Иисуса Христа и запе­чат­лен­ным Его свя­тыми таин­ствами.

Но вопрос: поскольку эта цифра как число имени анти­хри­ста ука­зана в Свя­щен­ном Писа­нии, то рав­но­ду­шие к ее упо­треб­ле­нию не может ли явиться при­чи­ной неза­мет­ного при­ня­тия самого зверя? Мысль о т.н. «неза­мет­но­сти» при­ня­тия анти­хри­ста реши­тельно про­ти­во­ре­чит одному из самых важных поло­же­ний пра­во­слав­ной веры – о без­услов­ной зави­си­мо­сти спа­се­ния или гибели чело­века от его созна­тель­ного, нрав­ственно-сво­бод­ного выбора Христа или анти­хри­ста. Сам Бог, утвер­ждают все святые отцы, не может спасти нас без нас. («Кто будет веро­вать и кре­ститься, спасен будет». Мк.16:16 ). Тем более, не может погиб­нуть чело­век без созна­тель­ной веры в анти­хри­ста. Только при­ня­тие этой цифры как знака веры в него делает ее гибель­ной для хри­сти­а­нина. Пока же этой веры нет, «печать анти­хри­ста» для чело­века не имеет ника­кого рели­ги­оз­ного зна­че­ния.

Может и быть, что анти­христ сде­лает эту цифру своей «печа­тью» (в про­ти­во­по­лож­ность кресту Хри­стову), знаком при­зна­ния его как дей­стви­тель­ного спа­си­теля всего чело­ве­че­ства. Тогда ее при­ня­тие в этом каче­стве будет дей­стви­тельно озна­чать отступ­ни­че­ство от Гос­пода Иисуса Христа. Но вне этого смысла боязнь шесте­рок есть при­знак суе­ве­рия хри­сти­а­нина, и, без сомне­ния, источ­ник зло­рад­ства про­по­вед­ни­ков этой веры, кото­рые, упо­доб­ля­ясь извест­ному живот­ному, также всюду остав­ляют свои следы.

Источник

Числа Зверя 666 — какое его истинное значение

Что значит число 666 в библии

Все народы мира придавали большое значение числам. Некоторые из чисел — тройка, семерка, девятка — считались священными и, соответственно, счастливыми; другие (например, печально известная «чертова дюжина») — несчастливыми, связанными с нечистой силой. Но, пожалуй, больше всего не повезло числу 666 — «числу зверя».

Первое упоминание о «числе зверя» встречается в «Откровении» Иоанна Богослова — пожалуй, единственном официально признанном христианской церковью пророчестве. Иоанн подробно описывает появление зверя, более могущественного, чем все демоны ада:

«И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадем, а на головах его имена богохульные» (Апокалипсис, гл. 13).

Зверь этот будет иметь тело леопарда, медвежьи когти и львиные клыки. Он будет править Землей три с половиной года, а перед тем присоединится к нему Антихрист, который многих заставит поклоняться зверю.

Затем настанет время великого сражения под Армагеддоном, дьявольская сила будет разбита, а Сатана вместе с Антихристом будут заточены на тысячу лет, и на Земле утвердится царство Христа…

О таинственном «числе зверя» в «Откровении» говорится как бы мимоходом: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть». Эта короткая фраза породила огромное множество толкований.

Самое простое, породившее больше всего паники, можно назвать «календарным». Всякий раз, как в календаре появлялись зловещие три шестерки, особо впечатлительные люди начинали ожидать появления предсказанного зверя. Но ни в 666 году, ни в 1666 ничего подобного не произошло.

Последняя волна прокатилась по миру шестого июня 2006 года. Будущие матери панически боялись рожать в этот день (особенно после просмотра фильма «Омен»), многие верующие закрылись в домах и молились, а мистики украдкой поглядывали на небо.

Заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиереи Всеволод Чаплин был даже вынужден сделать официальное заявление для прессы, в котором предостерегал христиан от суеверий:

«В отличие от язычника, который всего боится, в том числе затмений, чисел и примет, христианин не должен бояться ничего и никого, кроме Бога… Когда наступят последние времена — зависит не от совпадения цифр, а от того, насколько люди будут уклоняться от зла и исполнять заповеди Бога».

«Календарная» расшифровка «числа зверя» едва ли может считаться верной, ведь текст «Апокалипсиса» глубоко символичен. Кроме того, в нем есть прямые «подсказки», как, например, слова одного из ангелов:

«Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель… И семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть».

Так что Иоанн Богослов говорит о мудрости не случайно — скорее всего, это намек, ключ к разгадке, доступной только тем, кто «имеет ум».

На протяжении веков было сделано множество попыток расшифровать «число зверя» — то есть узнать его имя. Одним из самых распространенных методов был каббалистический. Он опирался на то, что во времена Иоанна Богослова цифры часто заменялись буквами алфавита.

Таким образом, сумма букв имени зверя должна была составить 666. Но ведь подобных сочетаний может быть несколько, как же выбрать из них то, которое имел в виду пророк?

Для расшифровки «числа зверя» важно сопоставить слова «Откровения» с реальными историческими событиями. Дело в том, что в раннехристианской традиции «зверями» называли римских императоров.

Еще Фридрих Энгельс в работе «К истории первоначального христианства» сделал попытку определить время написания «Апокалипсиса» и провел подсчет: первым «зверем» был Август, вторым — Тиберий, третьим — Калигула, четвертым — Клавдий, пятым — Нерон, шестым — Гальба, а седьмым — Отон. Отон правил всего три месяца.

Энгельс сделал вполне закономерный вывод: Иоанн Богослов написал «Апокалипсис» во времена царствования Гальбы, то есть с 9 июня 68 года по 15 января 69 года нашей эры.

Немецкий востоковед Фердинанд Бенари предложил в свое время такую гипотезу: под числом 666 скрывается имя римского императора Нерона — того самого зверя, который «был, и нет его». Дело в том, что на римских монетах, которые чеканились для восточной части Римской империи, надписи делали на древнееврейском языке.

При этом гласные буквы опускались, и вместо «Нерон кесарь» надпись гласила «Нрон кср». Если сложить числовые значения этих букв, получим как раз 666. Но почему именно Нерон был объявлен «зверем»?

Если обратиться к историческим документам, станет ясно, что ненависть христиан к Нерону имела под собой немало оснований. Древнеримский писатель-историк Гай Светоний Транквилл оставил жизнеописание Нерона. Это был крайне неуравновешенный, жестокий и аморальный человек.

Если ко всем своим подданным Нерон относился с невероятной жестокостью, то в отношении христиан он придумывал поистине дьявольские издевательства. Больше всего императору нравилось наблюдать за тем, как христиан бросали в клетку к хищным зверям, и те разрывали их на части.

Пришедший на смену Нерону Сервий Сульпиций Гальба оказался слабым правителем. Он не сумел навести в империи порядок. В отдаленных провинциях вспыхивали междоусобицы. Неудивительно, что в этих условиях нашелся человек, объявивший себя Нероном, который якобы был только ранен во время переворота и сумел бежать на восток.

Христиане от этих слухов пришли в ужас. Еще бы: один из самых страшных врагов воскрес из мертвых. Они приписывали воскрешение Нерона самому Сатане и в ужасе ждали конца света. Христианская вера в то время еще не окрепла. В римских городах существовали замкнутые общины, ведущие полулегальное существование.

Если бы в момент появления лже-Нерона их члены отказались от своей веры, это означало бы крах христианства. Поэтому пастыри приняли меры, чтобы укрепить волю своих подопечных.

Именно в это трудное время появились различные «откровения». Все они были посвящены одной теме: скоро настанет конец света и судный день, после которого все враги христиан будут уничтожены, а сами христиане обретут вечную жизнь.

Все авторы «откровений» (впоследствии Церковь канонизировала только одно — дошедший до нас «Апокалипсис») пользовались схожей символикой: семь царей, сорок два месяца власти зверя, число антихриста.

И все они, включая Иоанна Богослова, говорили о конце света как о чем-то неизбежном и очень близком во времени. Однако конца света не последовало, и имя Нерона со временем забылось.

Казалось бы, Церковь должна была предать «Апокалипсис» забвению — как не сбывшееся пророчество. Но пастыри христиан были мудрыми людьми. Поэтому они оставили учение о конце света и грядущем Страшном суде.

Оно оказалось очень действенным аргументом, создающим мощную мотивацию: наше дело — правое, когда-нибудь все враги будут уничтожены, а на Земле наступит Царство Христа.

Со временем забылось общепринятое толкование числа 666, и его стали «примерять» на очередных тиранов, которых можно было найти в каждой эпохе. Скажем, во времена Петра I староверцы антихристом считали именно его. Во-первых, это был «осьмой царь» — как и предсказано в «Откровении».

Во-вторых, его реформы затронули интересы Православной церкви. Еще бы: он отобрал у монахов земли, отменил пост в армии, да и обычаи завел при дворе совершенно чужие — ассамблеи, курение табака, непривычную одежду…

Следующим «антихристом», по подсчетам тех же монахов, был Наполеон. Путем множества перестановок и комбинаций удалось подогнать его имя под знаменитое «666».

Позже «зверем» называли Гитлера, Сталина, Билла Гейтса… А по одной из версий, «зверем» был не человек, а целое государство — ныне распавшийся СССР. Аргумент был очень прост: отсекаем последнюю букву «Р» — она означает просто страну, — и читаем название как «страна ССС».

А теперь берем старославянское издание «Откровения» и видим, что число зверя часто выглядит как SSS. Дело в том, что именно так писалась восьмая буква алфавита — «зело», означавшая цифру шесть.

Пожалуй, это самая странная из версий о «числе зверя» — ведь «Откровение» писалось не только и не столько для России, да и совпадение это на других языках не подтверждается.

Но вернемся к самому числу 666. С точки зрения числовой символики пифагорейцев, это так называемое треугольное число. Оно выражает сумму последовательных цифр от 1 до 36.

Составляющие его шестерки — не менее необычны. Число шесть — первое из так называемых совершенных чисел, сумма делителей которых (включая единицу и исключая само число) равна самому числу: 6 = 1 + 2 + 3.

А вот и еще один интересный факт из мира чисел: 666 — это сумма квадратов первых семи простых чисел. Если же рассмотреть число зверя в рамках теории устойчивости бинарных систем, как это сделал кандидат технических наук Андрей Осипов, то получится довольно интересная картина.

Дело в том, что бинарные системы устойчивы в диапазоне от одной трети до двух третьих (в десятичном виде — от 33,3% до 66,6%). Так что если число людей, прельщенных зверем, достигнет 66,6%, человечество как система начнет разрушаться…

По библейской символике, шестерка — число человеческое. Прежде всего, человек был сотворен именно в шестой день. Но это не главное: если семерка тесно связана с Богом и высшим миром, то шестерка символизирует человеческое совершенство (которое на порядок ниже божественного), богатство и могущество.

На Востоке стоят целые очереди за документами с шестеркой — она считается настоящим талисманом, приносящим владельцу счастье. Но чего только не обнаружили в числе 666 (или в связи с его употреблением) исследователи из разных уголков мира!

Зверем пытались объявить мировую паутину — Интернет (на том основании, что www при переводе на иврит и соответствующем подсчете равно 666) и долларовые банкноты (они имеют ширину 66,6 мм)!

А в 1997 году греческий компьютерщик Фома Псарас сообщил, что в штрихкодах используются три потайных двойных штриха, которые для компьютера просто являются разделителями, но волею случая обозначают число 6.

Фома, как видно, был поклонником «Апокалипсиса», и сделал вывод: штрихкод на товарах и документах является не чем иным, как печатью сатаны. В доказательство он привел слова из того же пророчества: те, кто не имеет печати сатаны, не смогут ни покупать, ни продавать. Разумеется, журналисты тут же подхватили очередную сенсацию.

Число 666 оказывает на людей странное влияние. Христиане всеми силами стараются избегать его, что порождает немало курьезов. В некоторых городах мира в небоскребах отсутствует 66-й этаж, то есть после 65-го следует сразу 67-й. А на карте США вы не отыщите дороги 666 — видимо, американцы решили не рисковать.

Московские православные в орнаменте на новом российском паспорте увидели три шестерки. Новые документы они пришли получать только после консультации у священника. Перед выборами в парламент России в 2003 году в Тамбовской области решили не делать участок N 666 в связи с многочисленными обращениями верующих избирателей.

В 2002 году стал сенсацией судебный процесс, состоявшийся в городе Приозерске Ленинградской области и названный впоследствии «судом против дьявола». Городской суд официально признал, что штрихкод каждого идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) содержит три шестерки.

Несмотря на то что число толкований 666 перевалило за сотню, постоянно выдвигаются новые гипотезы. Все чаще они касаются уже не конкретных исторических лиц, а абстракций. Например, настоятель церкви Иоанна Богослова в Торонто Олег Моленко считает:

«Само по себе число 666 ничего не обозначает, кроме собственно числа. Но, я думаю, имя зверя не случайно выражается тремя шестерками. Бог в течение шести дней создал Вселенную, а на седьмой день почил от дел Своих.

Отсюда у людей установлена семидневная неделя. Если убрать день отдыха, остается работа, работа, работа. Вот в этом смысле число шесть означает лишение покоя. А в утроенном виде — лишение вечного покоя».

История «числа зверя» и связанных с ним суеверий — классический пример влияния мифов на человеческое сознание. Число 666 — действительно число человеческое. Его мрачная символика была придумана людьми. Но, как часто бывает, символ вышел из-под контроля своих создателей.

И теперь тысячи людей осознанно или бессознательно сторонятся числа, которое считают дьявольским. А сотни — пытаются разгадать имя зверя и вычислить дату конца света.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *