Что значит четырехстопный ямб
Четырехстопный ямб
Всего получено оценок: 116.
Всего получено оценок: 116.
В данной статье рассмотрим, что такое четырехстопный ямб, как он может схематично обозначаться и как его определить, приведем конкретные примеры из литературных произведений.
Термин
Четырехстопный ямб – это двухсложный стихотворный размер с четырьмя стопами, в каждой из которых ударение падает на второй слог.
Для обозначения четырехстопного ямба используется следующая схема, где _/ обозначает ударный слог, _ обозначает безударный слог, | обозначает границу между стопами: _ _/ | _ _/ | _ _/ | _ _/ |.
Если ударные слоги обозначить цифрой 1, а безударные слоги обозначить цифрой 0, то выйдет следующая схема: 01|01|01|01.
Способов обозначения четырехстопных ямбов много; неважно, каким образом обозначить на письме четырехстопный ямб, важно правильно определить принадлежность к четырехстопному ямбу.
Как определить
Перед тем как определять четырехстопный ямб, нужно доказать, что перед нами действительно ямб. Для этого нужно поставить ударение и определить, двухсложный перед нами или трехсложный размер. После этого нужно посмотреть, на какой слог падает ударение. Если ударение падает на второй слог из двух слогов, то перед нами ямб.
Определение длины ямба происходит по количеству стоп. Если в строке насчитывается четыре стопы, то перед нами четырехстопный ямб.
Примеры
Можно привести конкретные примеры в литературе:
Звезда́м| числа́| нет, бе́з|дне дна́ (М. В. Ломоносов);
Еще́| страшне́|е жи́|зни мгла́… (А. А. Блок);
Как мно́|го ду́м| наво́|дит о́н (И. Козлов).
Четырехстопный ямб может использоваться для написания стихотворений и поэм вне зависимости от эмоциональности и замысла. Таким размером могут писаться и трагические, и комические произведения.
Четырехстопным ямбом были написаны такие произведения А. С. Пушкина, как роман в стихах «Евгений Онегин», поэма «Медный всадник», поэма «Мцыри».
Что мы узнали?
Четырехстопный ямб – это двухсложный стихотворный размер с четырьмя стопами, в каждой из которых ударение падает на второй слог. Для обозначения четырехстопного ямба используются следующие схемы: _ _/ | _ _/ | _ _/ | _ _/ |; 01|01|01|01. Если стихотворный размер действительно является ямбом, то чтобы определить, что он четырехстопный, нужно посчитать количество стоп: если их четыре, то перед нами четырехстопный ямб.
Разновидность размеров в стихотворении. Четырехстопный ямб
Ямб — один из самых распространенных размеров написания стихотворений. Это двусложный размер с ударением на четные слоги.
История происхождения термина
Своими корнями этот литературный прием уходит в культуру древних греков. Есть легенда, что когда дочь богини Деметры похитили, она покинула Олимп и поселилась в доме царя Келея в образе дряхлой старухи. Так вот, только молодая служанка по имени Ямба могла утешить и развеселить убитую горем богиню.
Само происхождение термина приписывают древнегреческому поэту Архилоху.
Четырехстопный ямб
Классифицируются ямбы в зависимости от количества стоп в одной строке. Ямбы бывают как одностопными, так и шестистопными.
Стопа — это группа слогов, которые объединены общей ритмом или ударением.
Наиболее часто поэты использовали именно четырехстопный вариант — двухсложный размер, состоящий из четырех стоп. Ударным слогом в стопе является каждый второй.
Схема данного размера выглядит таким образом: |_ _/| _ _/| _ _/|_ _/|,
где _/ — обозначение ударного слога, а _ — безударного.
Ударные слоги называют «иктами», а безударные — «клаузулой».
Иногда используют прием, когда для придания легкости в чтении пропускают некоторые ударения. Этот прием называется «пиррихий».
Примеры
Четырехстопный ямб пользуется большой популярностью благодаря своей простоте и невесомости. При чтении стихотворений хорошо чувствуется ритм и мелодичный такт.
Этот размер можно использовать в самых разных жанрах.
Им пользовались Державин, Лермонтов, Крылов, Высоцкий.
Пушкин в произведении «Евгении Онегин» почти везде применил именно четырехстопный ямб.
Вот, например, небольшой отрывок из поэмы:
«Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.»
К этому же размеру можно отнести стихотворение Блока:
«Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.»
Аристотель считал, что ямб очень схож с ритмом разговорной речи. Может быть именно поэтому он так закрепился в поэтических традициях.
Ямбические размеры
Трехстопный ямб сравнительно короток и достаточно прост по звучанию. Его быстрый темп хорошо подходит для шуточный, юмористических, сатирических и даже афористических стихотворений. Прекраснейший пример – сатирическая «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (А.К.Толстой):
«Послушайте, ребята,
Что вам расскажет дед:
Земля у нас богата,
Порядку только нет.»
В этих коротких строках умещается немного слов. Предельная простота речи, её лаконичность, простота и ясность рифм. Впрочем, истинный мастер может вложить в эту простейшую схему очень много смысла и чувства:
«Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты – вечности заложник
У времени в плену.» (Пастернак)
или, у него же:
«Душа моя, печальница
О всех в кругу моем,
Ты стала усыпальницей
Замученных живьем»
Четырехстопный ямб – средний по длине размер, необычайно разнообразный и богатый. Казалось бы, всего одна стопа добавлена. Тем не менее – это любимый и прославленный ямбический размер:
«Не ямбом ли четырехстопным,
Старинным ямбом, допотопным…» (Ходасевич)
Именно с этого размера начинался славный путь русской силлабо-тоники – от ломоносовского:
«Восторг внезапный ум пленил…» (Ода на взятие Хотина)
к пушкинскому
«Духовной жаждою томим…»
и дальше, к несравненным блоковским ритмам:
«Вновь оснежённые колонны…»
и гармонии Ахматовой:
«И сосен розовое тело…»
Четырехстопным ямбом написано невероятное количество стихов. Это и «Онегин», и «Полтава», и «Медный Всадник», и «Мцыри», и что перечислять… Самые невероятные сочетания дает этот размер – от комического до героического и трагического, от широчайшей эпики, до проникновенного лиризма. В чем секрет четырехстопного ямба?
Оказывается, это самый богатый ритмически размер. Брюсов, вообще очень любивший в хорошем смысле «поверить алгеброй гармонию», подсчитал количество возможных ритмических вариаций четырехстопного ямба. Их оказалось около 100000. Как они получаются? За счёт ипостас, то есть замены ямбических стоп пиррихиями, спондеями и хореями, о чем я писала в предыдущем эссе. Но не только. Большое значение имеют и окончания строк – они могут завершатся ударным слогом (мужские), безударным (женские), двумя безударными (дактилические), тремя и более безударными (гипердактилические). В сумме всех этих сочетаний и получается поражающая воображение цифра 100000… Понятно, что при таком богатстве ритмики четырехстопный ямб применим для стихотворения или поэмы любой темы, для осуществления любого замысла.
Пятистопный ямб, согласно тому же Брюсову, почти так же богат. В русской поэзии он очень част и встречается в самых разнообразных формах. Пушкин часто использовал белый, нерифмованный пятистопник, с его плавно-торжественным, часто эпическим течением («Вновь я посетил…», «Борис Годунов»). В русской поэзии такой размер часто использовали с цезурой (ритмической паузой) после второй стопы:
«Росится путь, // стучит копытом звонким
О камни конь, // будя в лесу глухом…» (М.Кузмин)
Эта цезура (обозначена как //) была унаследована от французского силлабического десятисложника, на основе которого и возник пятистопный ямб русской поэзии. В ХХ веке эта особенность была практически утрачена:
«Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка» (Заболоцкий)
Стоит ещё напомнить, что пятистопным ямбом обычно пишется русский сонет. Мои сонеты, понятно, не исключение.
Это все были равностопные размеры, где в каждой строке одинаковое количество стоп. Но в русской поэзии широко распространены и разностопные ямбы, в которых длинные строки закономерно чередуются с короткими. Прекрасные примеры сочетания четырехстопного ямба с двухстопным есть у Пастернака:
«Достигнутого торжества
Игра и мука –
Натянутая тетива
Тугого лука.»
Великолепно сочетание шестистопного и четырехстопного ямба у Мандельштама:
«Шумели в первый раз // германские дубы,
Европа плакала в тенётах,
Квадриги черные // вставали на дыбы
На триумфальных поворотах»
Разностопность позволяет добиваться контрастного сочетания ритмов двух размеров. В отрывке из Мандельштама это очень отчетливо – грозное и тяжкое движение шестистопника сменяется взлетающе-легким ритмом четырехстопника. Впрочем, это мое личное восприятие, и если кто-нибудь слышит иначе – мне будет интересно узнать. Здесь я дал примеры, где нечетные строки длинные, а четные – короткие. Но возможно и противоположное построение, только применяется оно реже.
Существует также характерный размер русской поэзии – вольный ямб, где длинные строчки незакономерно чередуются с короткими. Это размер русских басен:
«На ель ворона взобралась,
Позавтракать совсем уж собралась» (Крылов)
и стихотворных драм:
«По моему сужденью
Пожар способствовал ей много к украшенью» (Грибоедов),
но он может встречаться и в лирических стихотворениях:
«Моей наследницею полноправной будь,
Живи в моем дому, пой песнь, что я сложила,
Как медленно ещё скудеет сила,
Как хочет воздуха замученная грудь» (Ахматова)
Этот размер позволяет добиваться широчайшего разнообразия мелодики и ритмов, но, к сожалению, ныне он сравнительно редко используется. Почему-то на Стихире считается чуть ли не дурным тоном любое отклонение от равностопных размеров, вольные же размеры редки. Часто думают, что вольный стих и свободный стих (верлибр) – одно и то же, но это не так.
Надеюсь, что знакомство с ямбом было для вас интересным. Теперь, когда о ямбе все главное сказано, можно будет, забежав немного вперед, рассказать об одной из твердых стихотворных форм, которая в русской поэзии пишется традиционно либо четырехстопным, либо пятистопным ямбом. Но об этом – чуть позже.
О четырёхстопном ямбе
Вьюнов Вячеслав Александрович «О четырёхстопном ямбе»
http://tasey.okis.ru/glava09.html
В русском стихосложении есть много поэтических размеров, на любой вкус. Но мы сегодня поговорим о четырёхстопном ямбе.
Автор «Поэтического словаря» Анатолий Квятковский* в статье о русском четырёхстопном ямбе с восхищением и в то же время некоторой растерянностью перед этим размером пишет: «Его популярность неимоверна. Мы заворожены им с детства. В нём завязли русские поэты – большие и малые, гениальные и бездарные. Им забиты журналы и альманахи. Он произрастает в книгах и стенгазетах. Куда ни глянешь – всюду ямб, ямб, четырёхстопный ямб. Непролазны его заросли и неисповедимы пути его в отечественной поэзии.
Откуда эта страшная сила, которая на протяжении двух столетий «покоряет под нозе» поэтов России, держит на привязи их слово, поражает слух и сознание, заставляет поэтическое мышление говорить ямбическим языком? Почему подминает под себя стихотворцев этот скромный и даже невзрачный размер, который перед гекзаметром – что воробей перед орлом? Неужто и впрямь он порождён «духом языка», связан с его историей и его структурой – лексикой, грамматикой, с акцентологией, фразостроением и, наконец, с широконапевной русской интонацией? В этом как раз и пытаются убедить нас филологи и литературоведы. Так думают и некоторые поэты. Современный поэт Василий Федоров как-то заявил в «Литературной газете», что русские поэты рождаются с ямбом в душе. Что это – шутливая метафора или фаталистическая обречённость? Если замечание Федорова принять всерьёз, то история нашей поэзии (а не только стихосложения) полетит вверх тормашками.
Наша народная поэзия с её чистейшим языком говорит о другом: в народных стихах не было и нет ямбов – ни четырехстопных, ни каких-либо иных. Вряд ли кто решится назвать ямбами хотя бы такие медлительные стихи:
Заря, заря вечерняя,
Уж я, млада, играть пошла,
Играть пошла, разыгрывать…
Тем же размером написана поэма Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
У кого повернётся язык зачислить в разряд ямбических народные частушки, эти удивительные по ритму четырёхдольники, построенные на одном дыхании, без паузы?
По тоненькой тесиночке
Ходил я к сиротиночке,
По тоненькой, еловенькой
Ходил я к чернобровенькой.
…Обычно считается, что В.Тредиаковский реформировал хорей, а М.Ломоносов ввёл в России ямб. Но стоит лишь внимательно полистать «Новый и краткий способ к сложению российских стихов…»В.Тредиаковского, изданного в 1734 году, и мы увидим в этом трактате заявку Тредиаковского на четырёхстопный ямб (с женскими рифмами). Как мы видим, зачинателем русского четырёхстопного ямба был В.Тредиаковский. Уступая ему в теории стихосложения, Ломоносов оказался более одарённым в поэтической практике, он овладел ямбом быстрее и лучше Тредиаковского… Оба они – и Тредиаковский и Ломоносов – не родились с ямбом в душе, они вывезли его в Россию из Германии. Западный переселенец прижился на русской земле и чувствует себя здесь лучше, чем на немецкой почве…»
Это очень известное явление, когда в естественным образом отрегулированную систему насильно вводится разрушительное начало, которое на первых порах видится как благо. Примеры можно привести из разных областей жизни. Первые английские колонизаторы завезли в Австралию кроликов, которые, не встречая естественных врагов, расплодились до астрономической величины и уничтожили всю растительность, на два века став головной болью фермеров. Солдаты Александра Македонского принесли из азийских походов корешки аира, коим сегодня заполнены все европейские водоёмы и который стал бедствием для судоходства. Что с ним делать – до сих пор неизвестно, хотя у себя на родине, окружённый врагами, аир вёл себя незаметно. Насильно привнесённая в Россию американская культура картошка (начато Петром Первым, продолжено двумя Аннами и Елизаветой и закреплено Екатериной Великой) полностью вытеснила наши исконные русские овощи репку, редьку, горох и брюкву и прижилась на русской почве лучше, чем у себя на родине. В жизни, казалось бы в очень разных сферах, действуют одни и те же законы, поелику законы едины для всего сущего. Появление ямба в русской поэзии – явление того же порядка. Искусственное привнесение его под серое небо русской равнины вызвало к жизни один из самых главных законов – закон естественного отбора. А против этого не поспоришь.
«В чём же всё-таки причина непостижимой популярности этого стихового размера, заполонившего русскую поэзию? Припомним главнейшие этапы его четырёхстопного шествия по российским просторам.
Похвальные и духовные оды Ломоносова, его знаменитое «Вечернее размышление о божием величестве» написаны великолепным четырёхстопным ямбом. Ломоносовские ямбы тяжеловесны: слова в стихах коротко сложены, строки педантично подчинены «чистому» метру, в них много умных мыслей, выраженных точной лексикой. Изобразительная сила стихов Ломоносова потрясла современников, высокий интеллектуализм его поэзии покоряет потомков. Впервые на русском языке было тогда сказано о звёздном небе так, как потом глубже, ярче и проще не смог сказать ни один из наших поэтов:
Открылась бездна, звёзд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
С блеском совершенствовал четырёхстопный ямб Державин. В 1778 году, за 20 лет до рождения Пушкина, он написал «Видение Мурзы», начинающееся неслыханными по живописности, по ритму и по фонетической прозрачности стихами:
Ямб: стихотворный размер и примеры стихов
Ямб – двусложный стихотворный размер с ударными четными слогами. Его можно назвать самым классическим из наиболее распространенных стихотворных размеров. Стихи, написанные ямбом, известны каждому человеку со школьной скамьи, ведь знаменитые поэты активно прибегали к этой поэтической форме с незапамятных времен.
История происхождения термина
Своим становлением в качестве лирической формы ямб обязан древнегреческому поэту Архилоху (ок. 689–640 гг. до н.э.), но зародился этот размер еще раньше.
Корни ямба – в фольклорных или же ритуальных, культовых песнях древних греков во славу покровительницы земледелия Деметры. В мифе рассказывается, что богиня, в поисках похищенной дочери Персефоны, покинула Олимп и под личиной старухи поселилась в доме элевсинского царя Келея. Единственной, кто смог скрасить горе богини своими шутками, стала служанка Ямба.
В культе Деметры существовал обычай осыпать участников народных празднеств грубоватыми насмешками и язвительными шутками. Они зачастую бывали непристойными и циничными – не иначе как в память Ямбы. Аристотель в своей «Поэтике» отмечал, насколько ямбическая форма сходна с ритмом разговорной речи.
Термин «ямб» – «ἴαμβος» – восходит к музыкальному инструменту «ἰαμβύκη», под аккомпанемент которого изначально исполнялись ямбы. Слово «ἴαμβος» в народном представлении связывалось с шуточным характером произведений.
Как устроена ямбическая стопа
Как уже упоминалось, ямб – размер двусложный. Его стопа (то есть ритмическая группа определенной длительности) состоит из двух слогов: безударного и ударного. Именно в таком порядке: ударный слог – второй. Схематически это можно представить как UÚ| UÚ| UÚ| UÚ, например:
Мой дядя самых честный правил…
Ритмическое ударение оставляет ощущение движения вниз, давления. Слог без ударения – более легкий, словно воспаряющий кверху. Вверх-вниз, напоминает ритм спокойного дыхания – естественный для человека и поэтому легко им воспринимаемый.
Таким образом, ямбическая стопа – это последовательность безударного и ударного слогов.
Разновидности ямба с примерами стихов
В зависимости от числа стоп в строке, стихи, написанные ямбом можно разделить на следующие типы.
Двух- и трехстопный ямб
Двухстопный ямб встречается нечасто из-за своей сложности (чем короче строка, тем тяжелее рифмовать ее так, чтобы она содержала смысл). Один из наиболее ярких примеров – стихотворение «Адели» (1824) А. С. Пушкина:
Играй, Адель,
Не знай печали.
Хариты, Лель
Тебя венчали
И колыбель
Твою качали.
В двухстопном пушкинском ямбе сквозят легкость, изящество, виртуозность. При этом создается впечатление не просто ускоренного дыхания, а как будто бы прерывистого. Кажущийся избыточным безударный слог в конце слов «печали», «венчали» – словно краткая пауза, придающая чеканному ритму ямба звучание вальса.
Трехстопный ямб тоже относительно краток и легко воспринимается на слух. Его быстрый темп хорошо согласуется с шуточными или сатирическими строками. Например, у Лермонтова в «А. А. Олениной» (1839):
Ах! Анна Алексевна,
Какой счастливый день!
Судьба моя плачевна,
Я здесь стою как пень…
Четырехстопный ямб
Средний по длине, разнообразный и ритмически богатый размер. В этой известной всем строчке четыре полноценных стопы и безударный «хвостик»:
Четырехстопным ямбом написано множество произведений как в русской, так и мировой поэзии. Классические примеры – пушкинский «Евгений Онегин», цитировавшийся выше, и поэма Блока «Возмездие» (1910–1921):
В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла…
Этот размер способен привнести в произведение оттенки трагизма и комизма, масштабную эпику и проникновенный лиризм; может послужить прекрасным фоном для глубоких философских размышлений.
Мастером четырехстопного ямба был и Владимир Высоцкий. К примеру, его знаменитая песня «Кругом 500» написана преимущественно в этом размере (кроме длинных строчек, являющихся шестистопным ямбом):
Пяти- и шестистопный ямб
Пятистопный ямб в русской поэтической традиции встречается регулярно и в разнообразных формах. В XIX веке зачастую использовался с цезурой после второй стопы:
Как изваянная, // висит во сне
С плодами ветвь // в саду моем — так низко…
В этом примере цезура (ритмическая пауза) отмечена знаком //.
Пятистопный ямб также используется в написании русского сонета.
Последний из наиболее часто используемых ямбических размеров – шестистопный ямб. Это длинный размер, который обычно сопровождается цезурой. В итоге получаются два полустишия, своего рода трехстопный ямб. Некоторая медлительность – причина ограниченного ритмического разнообразия этого размера. Ему свойственны ощущения тягучести, неторопливого ритма дыхания, глубокой думы и лиричности.
Уединенный остров, // чуть заметный в море,
Я неуклонно выбрал, // — золотой приют… — В. Брюсов. «Уединенный остров» (1918)
Выдающимся примером шестистопного ямба является песня Юрия Визбора «Апрельская прогулка»:
Разностопный и вольный ямб
Разностопный ямб характеризуется чередованием длинных и коротких строк и, соответственно, количества стоп в них, например, двух и четырех:
Достигнутого торжества
Игра и мука
Натянутая тетива
Тугого лука. — Б. Пастернак. «Во всем мне хочется дойти до самой сути» (1956)
Существует также вольный ямб, где длинные строчки произвольно чередуются с короткими. Наиболее широко этот размер представлен в русских баснях:
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась… — И. А. Крылов. «Ворона и лисица» (1807)
Ямб в русской поэтической традиции
История поэзии демонстрирует, что ямб созвучен дыханию русской речи и ритму русского стиха. Ямб способен передавать полифонию чувств, диалог и монолог, одинокий голос и ропот толпы. Ямбами «Оды… на победу над Турками и Татарами…» Ломоносов выражал восторженное отношение к этому историческому событию. Белинский впоследствии предложил считать именно эту оду началом новой русской литературы.
В поэзии Державина ямб зазвучал уже разнообразнее. Он особенно силен в интерьере и пейзаже. Державинские ямбы надолго станут путеводной нитью русской поэзии, зародят элегическую традицию. Любопытно, что знаменитые строки Пушкина
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил
из «Евгения Онегина» также написаны ямбом.
Как уже говорилось, ямб проник и в басню. Крыловские ямбы – наглядное свидетельство того, как органично сочетается народная речь с поэтическими ритмами.
Ямб выдерживает нагрузку не только малых лирических форм. Он с легкостью принимает монументальность «Евгения Онегина» и «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова. А в цикле Блока с одноименным названием «Ямбы» (1907–1914) отражаются предчувствия неотвратимых перемен, даже катастроф.
Ямб звучит и в творчестве Маяковского (который предпочитал объединять разные стихотворные размеры в одной строке для создания уникальных звуковых эффектов):
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
«А вы могли бы?» (1913)